Видимо, вопрос в переносе моторных навыков. Заученные движения с джойстиком в правой руке хранятся в левом полушарии, при смене рук эти навыки надо создать в правом полушарии, иначе никак.
При рулении рогами навыки и там и там, видимо больше в левом для правшей.
При рулении рогами - в одной руке штурвал, в другой РУДы. Со второго пилота в командиры - руки меняются.
Какая тогда разница между рогами и джойстиком?
Видимо, вопрос в переносе моторных навыков. Заученные движения с джойстиком в правой руке хранятся в левом полушарии, при смене рук эти навыки надо создать в правом полушарии, иначе никак.
При рулении рогами навыки и там и там, видимо больше в левом для правшей.
Кстати, а Вы пробовали "рулить" и джойстиком, и рогами? Есть личный опыт для сравнения?
tanushonysh
Старожил форума
20.01.2020 09:02
VSChe:
А ещё надо учесть, что в отличие от других полётов в ДМ, в данном полете существовало ещё много других стрессовых факторов.
Откуда у вас такие данные? Про «в отличие от других полетов в ДМ»? И что за факторы?
При рулении рогами - в одной руке штурвал, в другой РУДы. Со второго пилота в командиры - руки меняются.
Какая тогда разница между рогами и джойстиком?
отвечаю:
человек симметричен, и до штурвала обе его руки достают одинаково - хоть левой, хоть правой, да хоть ногами, да хоть плечами
а вот до джойстика достаёт только одна рука, джойстик для пристёгнутой к борту руки
Не понял что такое "зеркальное" управление? Ручка влево - самолет вправо? Так такого нет
Или что для правшей джойстик должен быть под правую руку? А если пилот левша? Или таким закрывать дорогу на самолёты с джойстиками?
Странно, что ты этого не понимаешь (или прикидываешься)
...А теперь представь:
- справа в некой ситуации требуется: ручку/джойстик (правая рука) - на себя, РУД (левая рука) - от себя
- слева в этой же ситуации - наоборот ручку/джойстик (левая рука) - на себя, РУД (правая рука) - от себя.
а если рефлекс закрепился? или периодически пересаживаться слева направо и наоборот -
то перед тем, как двинуть ручкой/РУДом - мало рефлекса, надо подключать мозги, а это хоть и доли секунды, но всё-таки время.
А если рефлекторно уже "дёрнул/двинул" - то времени на исправление требуется уже больше.
Кто знает, может, так и было в Шрм...
Странно, что ты этого не понимаешь (или прикидываешься)
...А теперь представь:
- справа в некой ситуации требуется: ручку/джойстик (правая рука) - на себя, РУД (левая рука) - от себя
- слева в этой же ситуации - наоборот ручку/джойстик (левая рука) - на себя, РУД (правая рука) - от себя.
а если рефлекс закрепился? или периодически пересаживаться слева направо и наоборот -
то перед тем, как двинуть ручкой/РУДом - мало рефлекса, надо подключать мозги, а это хоть и доли секунды, но всё-таки время.
А если рефлекторно уже "дёрнул/двинул" - то времени на исправление требуется уже больше.
Кто знает, может, так и было в Шрм...
Кмк, было бы актуально, если бы КВС долго летал вторым пилотом на SSJ или Airbus и незадолго до катастрофы стал командиром.
Но он пришёл с Боинга - и сразу в левое кресло SSJ. Откуда бы у него взялись зеркально закреплённые рефлексы?
Кстати, а Вы пробовали "рулить" и джойстиком, и рогами? Есть личный опыт для сравнения?
Petruha_89: Нет, не пробовал. А Вы чувствуете, в каком полушарии хранятся выполняемые на автомате действия?
Достоверно доказано, что поломка одного полушария приводит к неспособности управлять половиной тела.
tanushonysh: ещё дольше он летал КВС на Ил-76
СергейMOW
Старожил форума
20.01.2020 11:22
Поправлюсь: по налёту примерно равны Ил-76 и 737, но на ИЛах он 13 лет служил.
К вопросу о равнозначности рук - почему 2п исторически сажают в правое кресло?
Поправлюсь: по налёту примерно равны Ил-76 и 737, но на ИЛах он 13 лет служил.
К вопросу о равнозначности рук - почему 2п исторически сажают в правое кресло?
Странно, что ты этого не понимаешь (или прикидываешься)
...А теперь представь:
- справа в некой ситуации требуется: ручку/джойстик (правая рука) - на себя, РУД (левая рука) - от себя
- слева в этой же ситуации - наоборот ручку/джойстик (левая рука) - на себя, РУД (правая рука) - от себя.
а если рефлекс закрепился? или периодически пересаживаться слева направо и наоборот -
то перед тем, как двинуть ручкой/РУДом - мало рефлекса, надо подключать мозги, а это хоть и доли секунды, но всё-таки время.
А если рефлекторно уже "дёрнул/двинул" - то времени на исправление требуется уже больше.
Кто знает, может, так и было в Шрм...
Я такого не представляю.
Ты наверное так представляешь исходя из личного опыта на Ми-8? Там же руки не меняются?
А я свои выводы делаю из личного опыта. Пилотирования и с штурвалом, и с джойстиком.
И слева и справа.
Я такого не представляю.
Ты наверное так представляешь исходя из личного опыта на Ми-8? Там же руки не меняются?
А я свои выводы делаю из личного опыта. Пилотирования и с штурвалом, и с джойстиком.
И слева и справа.
Может Вы нестандартно способный к работе с двух рук индивидуум. Есть левши, есть правши, есть и то и другое в одном флаконе.
Для остальных, возможно, в стрессовой ситуации зеркальные рефлексы - реальность.
Я такого не представляю.
Ты наверное так представляешь исходя из личного опыта на Ми-8? Там же руки не меняются?
А я свои выводы делаю из личного опыта. Пилотирования и с штурвалом, и с джойстиком.
И слева и справа.
Не только Ми-8...
....Был такой советский фантаст А. Беляев.
Один из его героев - профессор Вагнер - научился работать отдельно каждым мозговым полушарием и смотреть глазами в разные стороны, подобно хамелеону. В результате он мог заниматься двумя предметами одновременно, например, писать двумя руками одновременно два научных исследования на разные темы....
Джойстики под разные руки спроектированы, видимо, для таких "людей бйдущего"...
neustaf
Старожил форума
20.01.2020 15:05
Обрушили весь опыт мировой гражданской авиации за последний век - даешь одинаковые посты управления на всех гражданских ВС.. век летали про проблему не знали, пока КВС Евдокимов не появился. А Аэрбас весь запретить,
Я такого не представляю.
Ты наверное так представляешь исходя из личного опыта на Ми-8? Там же руки не меняются?
А я свои выводы делаю из личного опыта. Пилотирования и с штурвалом, и с джойстиком.
И слева и справа.
У человеков могут быть особенности, ю даже академики подробно не скажут как наработаны Ваши моторные навыки и каким образом Вы чувствуете полет.
А конструкция мозга разных людей штука случайная. Прочитал, что правша или левша определяется к 10 годам и реализуется отмиранием нейронов за моторику, которые не смогли подружиться между правой и левой стороной тела.
Пилотов проверяют на равную скорость реакции и сложную координацию отдельно правой и левой руки? На Ил-76 уж точно двумя за штурвал держатся.
Таймень
Старожил форума
20.01.2020 16:56
Вы забыли или не знали, что даже абитуру, при поступлении в АУЛ, проверяли на моторику срабатывания, скорость срабатывания рук, ног, мозга. Был такой тест- реальные кресло, РУД, РУС, педали, приборная доска и расположенные, определенным образом лампочки различного цвета, при загорании которых, нужно было двинуть соответствующим им органом управления в том или ином направлении, гася их. Тест, вначале проводился в прямом направлении, а потом нужно было все делать в обратном (на "180гр."). По правильности действий, скорости его срабатывания и правильной реакции- врач- психолог, делал вывод о профпригодности абитурента по назначению, что влияло на группу психотбора.
С такой "моторикой", даже "желторотики" справлялись (правда не все). Если такая прблема существует, значит, одна из причин в отборе на обучение, на пилотов и летчиков.
Обрушили весь опыт мировой гражданской авиации за последний век - даешь одинаковые посты управления на всех гражданских ВС.. век летали про проблему не знали, пока КВС Евдокимов не появился. А Аэрбас весь запретить,
Запрещать, конечно, не надо - слишком много их работает в мире... Да никто это и не сможет сделать
Но публично признать , что система система управления ПОД РАЗНЫЕ РУКИ - это тукиковый путь - стОит.
И "пустить" эту ветвь по пути "естественной убыли": новых не выпускать, а старые пусть дорабатывают
до постепенного окончания ресурса и вывода из эксплуатации...
Разве мало было в истории вроде БЫ прогрессивных технических идей, оказавшихся нежизнеспособными?
НО!!! слишком большие деньги в этом деле закручены...
Запрещать, конечно, не надо - слишком много их работает в мире... Да никто это и не сможет сделать
Но публично признать , что система система управления ПОД РАЗНЫЕ РУКИ - это тукиковый путь - стОит.
И "пустить" эту ветвь по пути "естественной убыли": новых не выпускать, а старые пусть дорабатывают
до постепенного окончания ресурса и вывода из эксплуатации...
Разве мало было в истории вроде БЫ прогрессивных технических идей, оказавшихся нежизнеспособными?
НО!!! слишком большие деньги в этом деле закручены...
Как только надежность компьютеров и датчиков сравняется с надежностью ЭСДУ, режима direct вообще не будет.
ant10
Старожил форума
20.01.2020 20:23
Т.е. ЭДСУ
neustaf
Старожил форума
20.01.2020 20:32
Isкander
Но публично признать , что система система управления ПОД РАЗНЫЕ РУКИ - это тукиковый путь - стОит.
все гражданскую авиацию решили похоронить, шли по этому пути почти столетие и тут вы тупиком это развитие назвали.
Левейбери
Старожил форума
20.01.2020 21:10
(биологическая политинформация, присаживайтесь)
полушария головного мозга анатомически и функционально не одинаковы!
правое управляет левой половиной тела, левое - правой!
и вот какой-то умник решил что без разницы какой рукой пипку крутить, и всех обязал считать что так и есть
Может Вы нестандартно способный к работе с двух рук индивидуум. Есть левши, есть правши, есть и то и другое в одном флаконе.
Для остальных, возможно, в стрессовой ситуации зеркальные рефлексы - реальность.
Абсолютно стандартный - такой же точно как десятки тысяч пилотов. Которые на правой чашке правой рукой двигали штурвал/джойстик, а левой РУДы. Пересев налево - руки поменялись.
Если вдруг кто то так уж сильно привык справа, не в состоянии слева пилотировать - это выявится на первой же сессии командирского тренажера. Не будет прогресса - дальше останется летать справа. Но не знаю ни одного случая, чтобы кто то завалил командирский тренажер именно по этой причине.
P.S. Не слышал ни об одной аварии/катастрофе, где среди причин хотя бы вскользь упоминались "зеркальные рефлексы".
Может приведете примеры? Интересно ознакомиться.
НМ
Старожил форума
20.01.2020 23:00
Десятки тысяч забугорных и не очень самолётов с "зеркальными пультами" беспроблемно управляются десятки лет сотнями тысяч пилотов.
И только сейчас до отдельных "русских самородков" дошло, что все это - вражьи козни.
Roman_W_K
Старожил форума
20.01.2020 23:02
У меня один вопрос: Как вы, товарищи летчики, тогда одновременно левой рукой баранку крутите, а правой передачи переключаете? Полушария не ломаются?
Вы забыли или не знали, что даже абитуру, при поступлении в АУЛ, проверяли на моторику срабатывания, скорость срабатывания рук, ног, мозга. Был такой тест- реальные кресло, РУД, РУС, педали, приборная доска и расположенные, определенным образом лампочки различного цвета, при загорании которых, нужно было двинуть соответствующим им органом управления в том или ином направлении, гася их. Тест, вначале проводился в прямом направлении, а потом нужно было все делать в обратном (на "180гр."). По правильности действий, скорости его срабатывания и правильной реакции- врач- психолог, делал вывод о профпригодности абитурента по назначению, что влияло на группу психотбора.
С такой "моторикой", даже "желторотики" справлялись (правда не все). Если такая прблема существует, значит, одна из причин в отборе на обучение, на пилотов и летчиков.
У меня один вопрос: Как вы, товарищи летчики, тогда одновременно левой рукой баранку крутите, а правой передачи переключаете? Полушария не ломаются?
Ездил лет семь на праворульной. Когда пересел за левый руль баранку с палкой конечно не путал, но вот в стрессе рычаги поворотника и дворников путались сами еще прилично долго. Не критично , но неприятно. У знакомого аналогично...
Вы забыли или не знали, что даже абитуру, при поступлении в АУЛ, проверяли на моторику срабатывания, скорость срабатывания рук, ног, мозга. Был такой тест- реальные кресло, РУД, РУС, педали, приборная доска и расположенные, определенным образом лампочки различного цвета, при загорании которых, нужно было двинуть соответствующим им органом управления в том или ином направлении, гася их. Тест, вначале проводился в прямом направлении, а потом нужно было все делать в обратном (на "180гр."). По правильности действий, скорости его срабатывания и правильной реакции- врач- психолог, делал вывод о профпригодности абитурента по назначению, что влияло на группу психотбора.
С такой "моторикой", даже "желторотики" справлялись (правда не все). Если такая прблема существует, значит, одна из причин в отборе на обучение, на пилотов и летчиков.
Так то в юности. К зрелости микроинсульты бывают, просто в голову можно получить неудачно, болезни бывают. Лётчик будет думать что «просто не получается, потренируюсь ещё». Даже если редкий случай, например 1:10000, так это минус самолёт в год. Кто проверяет-то?
А отрицать ясно изученные медицинские факты ссылаясь на личный опыт - путь neustaf
В стрессе левой рукой начинают переключать баранку, а правой крутить рычаг КПП.
Если серьёзно, то в стрессовой ситуации за баранку хватаются обеими руками. Может, аналогично и за штурвал?
Petruha_89
Старожил форума
21.01.2020 09:34
Насколько я понял, проблему "зеркального эффекта", проблему смены рук при при пересаживании с правого кресла на левое усиленно продвигают те, кто на практике этого ни разу не попробовали.
Одним словом - только предположения.
Таймень
Старожил форума
21.01.2020 09:35
мишаил
Но, ЕМНИП, левшей в ВВАУЛ не брали, нет?
_____
Брали, но левши были редко. Однокашник, (Ц.Н....), отлетал до пенсии на Як-28пп.
Насколько я понял, проблему "зеркального эффекта", проблему смены рук при при пересаживании с правого кресла на левое усиленно продвигают те, кто на практике этого ни разу не попробовали.
Одним словом - только предположения.
Любой может проверить, как оно (проблему смены рук) в любой момент, возьмите мышку в левую руку. Можно для усиления эффекта переключить мышь в режим "для левшей". Там еще и кнопки местами меняются.
ЗЫ: Опыт показывает, что у каждого индивидуально. От "без проблем сразу" до длительного привыкания.
Таймень
Старожил форума
21.01.2020 09:51
Может не характерен пример, но посмотрите, кто леворукий или праворукий и кто как копает лопатой или играет в хоккей?
Кто слева, кто справа. Я праворукий- у меня, левая рука вверху, правая внизу (по черенку, клюшке), у других наоборот. Привычка.
диванный аналитик
Старожил форума
21.01.2020 12:17
Тема зеркального расположения РУС и РУД, если речь не идет о сложном и высшем пилотаже, в том числе с отрицательными перегрузками и в СМУ, не стоит выеденного яйца. Уж простите. Не настолько криворуких в пилоты набирают...
Абсолютно стандартный - такой же точно как десятки тысяч пилотов. Которые на правой чашке правой рукой двигали штурвал/джойстик, а левой РУДы. Пересев налево - руки поменялись.
Если вдруг кто то так уж сильно привык справа, не в состоянии слева пилотировать - это выявится на первой же сессии командирского тренажера. Не будет прогресса - дальше останется летать справа. Но не знаю ни одного случая, чтобы кто то завалил командирский тренажер именно по этой причине.
P.S. Не слышал ни об одной аварии/катастрофе, где среди причин хотя бы вскользь упоминались "зеркальные рефлексы".
Может приведете примеры? Интересно ознакомиться.
Насколько я понял, проблему "зеркального эффекта", проблему смены рук при при пересаживании с правого кресла на левое усиленно продвигают те, кто на практике этого ни разу не попробовали.
Одним словом - только предположения.
------
Именно как предположение. Не про сессии командирского тренажера идет речь, а про свойства человеческого организма в стрессовой обстановке.
Если не было "ни одной аварии/катастрофе, где среди причин хотя бы вскользь упоминались "зеркальные рефлексы", это не означает, что риск данной потенциальной опасности полностью отсутствует. Возможно, этот риск минимален и он принимается. Никто концепцию управления Эйрбаса переиначивать не будет. Тем более, что лет пять осталось летать "руками".
https://www.aex.ru/news/2020/1 ...
Тема зеркального расположения РУС и РУД, если речь не идет о сложном и высшем пилотаже, в том числе с отрицательными перегрузками и в СМУ, не стоит выеденного яйца. Уж простите. Не настолько криворуких в пилоты набирают...
Ты считаешь, что врукопашную сажать такую дуру с выключенной автоматикой и кучей других вводных - не стоит выеденного яйца?
Спорить не буду, тебе с дивана ведь виднее!
Насколько я понял, проблему "зеркального эффекта", проблему смены рук при при пересаживании с правого кресла на левое усиленно продвигают те, кто на практике этого ни разу не попробовали.
Одним словом - только предположения.
------
Именно как предположение. Не про сессии командирского тренажера идет речь, а про свойства человеческого организма в стрессовой обстановке.
Если не было "ни одной аварии/катастрофе, где среди причин хотя бы вскользь упоминались "зеркальные рефлексы", это не означает, что риск данной потенциальной опасности полностью отсутствует. Возможно, этот риск минимален и он принимается. Никто концепцию управления Эйрбаса переиначивать не будет. Тем более, что лет пять осталось летать "руками".
https://www.aex.ru/news/2020/1 ...
"Вместо использования курсо-глиссадной системы (ILS), которая сегодня применяется пассажирскими самолётами в аэропортах по всему миру, этот автоматический взлёт был выполнен с помощью бортовой системы распознавания изображений."
т.е. даже при отказе некоторой части систем или датчиков он может выполнять полет визуально, как и пилот.
Ты считаешь, что врукопашную сажать такую дуру с выключенной автоматикой и кучей других вводных - не стоит выеденного яйца?
Спорить не буду, тебе с дивана ведь виднее!
На SSJ не зеркальности кабины дело, а в фазовой задержке РВ из-за конструктивных особенностей СУ.
На SSJ не зеркальности кабины дело, а в фазовой задержке РВ из-за конструктивных особенностей СУ.
Что Вы понимаете под "фазовой задержкой"? То что джойстик на посадке КВС отклонял от упора до упора за полсекунды, а РВ при этом перекладывался от упора до упора за 3 секунды?
VSChe
Старожил форума
21.01.2020 14:15
Хз почему так делал пилот. Может ждал от самолёта более быстрого отклика на движение рукояткой.... А возможно стрессанул и время для него ускорилось, вот и тормозило у него в сознании все. Все таки интересно увидеть сравнение самолёта и тренажёра в таких же вот условиях. Может собака где-то здесь порылась
kovs214
Старожил форума
21.01.2020 14:27
Про сайдстик не скажу, но когда начинают из второго пилота "делать" командира и пересаживают его из правого кресла в левое, то поначалу испытываешь маленький дискомфортик: на рулении осевая линия как-то не так проходит, при разбеге и пробеге выдерживать направление непривычно, при заходе на посадку ВПП проектируется как-то "не так". Полётов пять-десять и весь этот дискомфорт проходит. А кто за ввод в строй командиром, на тренажёре и за сто часов ввода не смог синхронизировать свои руки-ноги с полушариями своего головного мозга, того "возвращают" в правое кресло с негласным клеймом "б/п 2п" - бесперспективный второй пилот, или, что равнозначно, "вечный второй пилот". Естественный отбор, ничего не поделаешь.
При рулении рогами навыки и там и там, видимо больше в левом для правшей.
Какая тогда разница между рогами и джойстиком?