2 ШКРАБ
----------
Верная оценка. Нельзя быть одновременно и истребителем и ударным самолетом. В одном бою это просто не реально, да и по подготовке летчика уже озвучивали. Любой, кто держал в руках КБП знает, как сильно расходятся ветки подготовок истребителей, штурмовиков, перехватчиков и бомбардировщиков.
Как пример многоцелевого самолета хорош Торнадо, который на одной платформе, но с разным оборудованием работал как по земле, так и по небу. Они даже выпускались на разных заводах. Если я правильно помню.
Что скажете о Рафале?
Слишком общий вопрос, в каком контексте?
Сразу честно признаюсь, что уже три года далек от данной темы, поэтому необходимыми данными вряд ли смогу оперировать.
Что касается современных многофункциональных самолетов, то вряд ли это поддается четкому анализу, так как нет данных об эффективности при ведении боевых действий. Я неслучайно акцентировал внимание именно на авиационных комплексах, а не только на непосредственно летательном аппарате. Тут очень широкий вопрос, и если не углубляться в тему, то можно сделать вывод, что МФИ хорошо применимы в кратковременных локальных конфликтах, как средство высокоточного поражения, при этом доля поражаемых объектов все равно весомой не будет. В крупномасштабной войне МФИ - дорогая бесполезная игрушка, потери которой будут ощутимы экономически. Как истребитель завовевания превосходства в воздухе тот же Рафаль перетяжелен, присутствие заправщика при реальных БД не факт, значит патрульное сопровождение ограничено, как штурмовик/бомбер при таком времени подготовки к повторному вылету не способен оперативно работать по целям в тактической глубине. Рафаль ограниченно способен работать автономно, вне информационно-управляющего поля, хрупкого и подверженного подавлению. Живучесть как ударного самолета невысокая. Ну и при использовании в крупных конфликтах потеря самолета экономически ощутима.
Не подумайте, что я призываю назад к бипланам, но, опять же ПМСМ, подобные самолеты больше подходят на роль демонстратора технологий на рынке вооружений.