Тема для теоретиков, но не только (готовимся заблаговременно к пятнице))
Навеяно мнением ув. corsair75 (привожу его цитату про Як-52 вот отсюда https://www.forumavia.ru/t/198 ...
"ИМХО:
Компоновка самолета, когда с одним пилотом центровка предельно передняя, а с двумя - предельно задняя, порочна в принципе.
Самолеты с тандемным расположением кабин должны компоноваться так, что бы кабина второго пилота располагалась в центре тяжести снаряженного самолета. В этом случае, его наличие или отсутствие серьезного влияния на центровку не окажет."
Собственно вопрос: а что вообще можете сказать о центровке, в том числе, в зависимости от аэродинамической схемы самолета, профиля, формы крыла (крыльев) и т.д.?
Ну и заодно не забудем о проблеме разноса масс, в особенности с полупустыми крыльевыми баками, если уж ругать особенности устойчивости и управляемости в общем и при выполнении плоского штопора в частности...
Для "затравки" напомню известные факты: центровка Як-52 по РЛЭ 17, 5...27% САХ, Су-29 по РЛЭ 21..30, 5%, И-16 (по слухам) до 33%, а По-2 аж до 40%. При этом По-2 известен как "летающая парта", исключительно простой и устойчивый самолет.
Для тех, кто считает проблему центровки очевидной, отдельно предложение обсудить сверхзвуковые, особенно с изменяемой стреловидностью, а также транспортные с десантированием тяжелой техники;)