Уважаемые коллеги, предлагаю поговорить о психологических нюансах лётной работы, т.к. именно там чаще всего кроется причина так называемого "человеческого фактора" - истинного виновника многих аварий и катастроф.
Для примера, я об этом ещё скажу более конкретно, а пока выражусь в общем. Вы можете себе представить ситуацию, когда ведущий на глазах ведомого с 10 000 метров входит в штопор и падает до воды, а ведомый летит как ни в чём не бывало, молча, никому не сделав доклада о происшедшем? Я такую ситуацию представить не могу, но она была, и я был ей свидетелем.
О том, что ведомый в той ситуации, обязан был снижаться по спирали, определить, смог ли экипаж катапультироваться, засечь координаты и ДОЛОЖИТЬ, я даже не говорю. Для этого к-ра корабля ТУ-16, капитана - это вообще высший пилотаж.
Вторая ситуация - я как старший группы двух полков отдал приказ к-ру эскадрильи: "Вам парой возвращаться в район потери радио связи с 342-ым, снижаться до воды - искать. По остатку топлива возвращаться обратно в Североморск-3". Так целый подполковник не выполнил моё приказание. Он не только продолжил полёт по маршруту, бросив ведущего своей второй пары. Он, выйдя на связь с РП аэродрома Остров в Псковской губернии п/п-ком Губарь С.П. и то не доложил, что у него одного самолёта нет в группе.
Вы можете это представить ??? Я - нет, но это было 13 июля 1988 года. Я тогда направил экипаж своего полка майора Панюшкина на поиски. Он нашёл в Баренцовом море на траверзе Новой Земли огромное масляное пятно и несколько белых предметов на поверхности. Но из-за того, что он ПО НЕОПЫТНОСТИ снизился слишком низко, из-за быстроты перемещения под крылом, он не смог определить, парашюты это или обломки фюзеляжа. Зато он сбросил туда два спасательных контейнера КАС-150 и навёл туда корабли, которые, к сожалению, смогли прийти в этот район лишь через восемь часов.
Экипаж ко майора Василия Ефимова в полном составе погиб.Заслуживает внимания тот факт, что у самого Ефимова и у КОУ (к-ра огневых установок) ведомого экипажа было сильнейшее ПРЕДЧУВСТВИЕ и последующее НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, что в этом полёте что-то произойдёт. Более подробно об этом можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2011/04/10/592
Разговор о предчувствиях тоже всегда интересен в авиации, но ГЛАВНОЕ, ради чего я затеял этот разговор - поговорить о природе ошибок лётчика и вот такого вот трусливого поведения в условиях стресса. Кому есть что сказать, делитесь опытом и высказывайте мнение, что надо делать, чтобы таких случаев было как можно меньше???