Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

80 лет назад был арестован Андрей Туполев

3 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

123456

Фотограф
Старожил форума
22.10.2017 15:08
80 лет назад был арестован авиаконструктор Андрей Туполев по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации.

Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Его отец за сочувствие народовольцам был исключен из Петербургского университета, но получил образование экстерном и работал нотариусом. Мать Туполева, выпускница Мариинской женской гимназии в Твери, нашла деньги на небольшую усадьбу в Пустомазово, где и обосновалась молодая семья.

«Семья была, бесспорно, передовая, — вспоминал Туполев о своих родителях, братьях и сестрах. — Жизнь... была скромной».

Начальное образование Туполев получил дома, а затем продолжил обучение в Тверской гимназии.

«Я чувствовал, что мне надо идти по технике, — писал он. — Потому что технику я любил».

В 1909 году Туполев пришел в кружок воздухоплавания Николая Жуковского, где ученый заразил его «одной из самых страшных страстей — страстью к науке». Там Туполев уже в 1910 году совершил свой первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

Однако обучение прервал первый арест. Туполев был взят под стражу за участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы и в административном порядке отправлен на родину. Закончить учебу ему удалось лишь накануне Первой мировой войны.

После обучения Туполев работал в ЦАГИ, где занимал пост начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

Он участвовал в создании советского аналога дюралюминия, который заменил в самолетах дерево.

В 1923 году Туполев создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1, в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолет АНТ-3, строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан АНТ-4.

Под руководством Туполева проектировались:

* бомбардировщики,
* истрeбители,
* пассажирские,
* транспортные,
* морские самолеты,
* аэросани,
* торпедные катера,
* мотоустановки,
* оперение первых советских дирижаблей.

На заводах он организовал филиалы основного КБ, что значительно ускорило выпуск техники.

В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригада Павла Сухого сконструировала самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет модели «Максим Горький». На самолете было установлено восемь двигателей, его полезная площадь составляла более 100 м², а пассажировместимость — до 60 человек.

С 1936 года Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

Фотограф
Старожил форума
22.10.2017 15:10
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он:

«возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции».

Также Туполева обвиняли в подрыве экономики и создании контрреволюционной организации. Кроме того, он якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту, главному конкуренту советских авиаконструкторов.

Подозрения на Туполева пали из-за его поездок в Германию, Францию и США в 1930-х годах. Одна из этих поездок чудом обошлась без скандала — Туполев оформил заказы на изготовление самолетов на зарубежных заводах в обход консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ, созданной СССР специально для этого. Вдобавок Туполев брал с собой в командировки жену, которая не имела отношения к авиации. В результате поездок были закуплены лицензии на производство нескольких самолетов, одни из которых оказались слишком сложными в производстве, а другие не соответствовали советским нормам прочности.

«Меня долго держали на Лубянке, в одиночке, — рассказывал он потом своему другу Леониду Керберу, тоже авиаконструктору. — Потом перевели в Бутырки. Стало легче и труднее, все-таки кругом люди... Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке — а ведь мне тяжело — я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: «Пиши, б..., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет»...

Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».

Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь, а детей — в детские дома. Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 года являлся французским шпионом. Однако признание не помогло.

Арестованный по 58-й статье, Туполев сидел в 58-камере и работал над новым самолетом — АНТ-58.

Из Бутырской тюрьмы Туполева перевели подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР».

Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационщиков: известные конструкторы

* Владимир Петляков,
* Владимир Мясищев,
* Роберт Бартини,
* Иосиф Неман,
* Александр Надашкевич,
* Курт Минкнер,
* многие сотрудники Туполева по ЦАГИ.
* Был там и Сергей Королев, под руководством Туполева он и другие авиаконструкторы активно участвовали в в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2.

Сами заключенные прозвали свое КБ «шарашкой».

Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 года. Туполев был приговорен к 15 годам лагерей.

От лагерей его спасла война. Уже 19 июля 1941 Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены. В общей сложности Туполев провел за решеткой 1376 дней. Он был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

После Второй мировой войны КБ Туполева разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16, способный развивать скорость более 1000 км/ч. За ним последовал первый советский реактивный гражданский самолет — Ту-104.

В 1957 году был создан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. А 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Туполев скончался 23 декабря 1972 года. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Туполев был обладателем множества советских и зарубежных наград, в том числе восьми орденов Ленина, четырех Сталинских премий и Золотой медали Общества основоположников авиации Франции. В его честь названы улицы во многих городах России, установлены памятники и мемориалы.
Termi Nemo
Старожил форума
22.10.2017 16:33
Много кого тогда арестовали и кто сгинул в лагерях. Не факт что Туполев был лучшим - может, были таланты и покруче
Работник САБ
Старожил форума
22.10.2017 18:33
Легко сейчас голословно обвинять молодое советское государство. Окруженное врагами со всех сторон. Считаете, что не было тогда вредителей, шпионов, предателей? Инженер или авиаконструктор не мог быть предателем? Наверняка были какие-то факты, о которых сейчас старательно умалчивают.
neustaf
Старожил форума
22.10.2017 18:33
в истории Туполева как авиаконструктора было два мощных внешних импульса от Юнкерса в начале карьеры и Боинга в середине деятельности.
Newman
Старожил форума
22.10.2017 18:47
предвоенное время, форсирование перевооружения, цель оправдывала средства
https://dmitry-den.livejournal ...
https://mikle1.livejournal.com ...
http://www.e-reading.club/book ...
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 19:26
Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать.
Ясное дело, что враг народа, перепутавший свои личные конструкторские амбиции с делами нужными Родине.
Чего стоит Ту-144, летавший чуть менее 1 года и перевёзший 3000 пассажиров при цене билета в 100 рублей.
Его "конкурент", "Конкорд" - тот летал более 20 лет и перевёз более миллиона паксов при цене билета около 10 килобаксов.
Ту-144 даже не окупил Ленинскую премию его "создателю".
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?
Не зря он сидел при Виссарионыче, ох не зря.)
Что касается т.н. "шарашек" - они были необходимы, потому что иначе было невозможно обеспечить ни сохранность разработок в предвоенной стране, ни безопасность самих разработчиков.
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 19:27
Сохранность разработок = секретность разработок.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 19:31
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?

Чиво?
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 19:36
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?

Чиво?
Вы уверены что максимальная скорость соответствует максимальной дальности? Я - нет.
21239
Старожил форума
22.10.2017 19:37
Александр Другой
Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать.
Ясное дело, что враг народа, перепутавший свои личные конструкторские амбиции с делами нужными Родине.
Чего стоит Ту-144, летавший чуть менее 1 года и перевёзший 3000 пассажиров при цене билета в 100 рублей.
Его "конкурент", "Конкорд" - тот летал более 20 лет и перевёз более миллиона паксов при цене билета около 10 килобаксов.
Ту-144 даже не окупил Ленинскую премию его "создателю".
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?
Не зря он сидел при Виссарионыче, ох не зря.)
Что касается т.н. "шарашек" - они были необходимы, потому что иначе было невозможно обеспечить ни сохранность разработок в предвоенной стране, ни безопасность самих разработчиков.
Может быть и так. Наша ошибка - давать оценки, исходя из реалий и мышления наших дней. Да и по-другому у нас не получится. Что остается? Время идет, наше поколение уже не оставит отечественных конструкторов с мировым именем. Нам остается или восхваление тех решений, или ворчание и оправдание своей бесталанности. Тем конструкторам от этого ни хорошо, не плохо, т.к. они уже вошли в историю как создатели авиации. Хоть и сложным путем, на который именно-то они и не жаловались.
В МАИ не учился
Старожил форума
22.10.2017 19:39
"Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать."


Моего деда расстреляли в 37-м... Потом, в 50-х, реабилитировали. В перестройку получилось посмотреть дело. Оказалось, по ложному доносу...

Что, тоже необходимо было?
АВЛ
Старожил форума
22.10.2017 19:40
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?
_________

не тот эхсперт пошел, не тот
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 19:41
21239
Может быть и так. Наша ошибка - давать оценки, исходя из реалий и мышления наших дней. Да и по-другому у нас не получится. Что остается? Время идет, наше поколение уже не оставит отечественных конструкторов с мировым именем. Нам остается или восхваление тех решений, или ворчание и оправдание своей бесталанности. Тем конструкторам от этого ни хорошо, не плохо, т.к. они уже вошли в историю как создатели авиации. Хоть и сложным путем, на который именно-то они и не жаловались.
Тогда почему не "сидели" Илюшин, Яковлев, Микоян и Гуревич?
Может быть потому, что их самолёты были нужнее стране в тот самый момент времени...
Иосиф Виссарионович отлично разбирался в людях.
Хранитель истории
Старожил форума
22.10.2017 19:43
"...в истории Туполева как авиаконструктора было два мощных внешних импульса от Юнкерса в начале карьеры и Боинга в середине деятельности..."



Импульсов было больше:

от И.И. Сикорского,

от Юнкерса,

от тов. Сталина,

от Боинга.
21239
Старожил форума
22.10.2017 19:45
Александр Другой
Тогда почему не "сидели" Илюшин, Яковлев, Микоян и Гуревич?
Может быть потому, что их самолёты были нужнее стране в тот самый момент времени...
Иосиф Виссарионович отлично разбирался в людях.
Надо изучать каждого. Основная наше ошибка - для НАС они великие. Тогда они - мало кому известные, сомнительные и заменимые...
Damaley
Старожил форума
22.10.2017 19:46
Александр Другой
Вы уверены что максимальная скорость соответствует максимальной дальности? Я - нет.
Чиво-чиво?
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 19:48
В МАИ не учился
"Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать."


Моего деда расстреляли в 37-м... Потом, в 50-х, реабилитировали. В перестройку получилось посмотреть дело. Оказалось, по ложному доносу...

Что, тоже необходимо было?
"Виноватых без вины не бывает"(С)...
Вы были знакомы со своим дедом? Разговаривали? Общались?
В МАИ не учился
Старожил форума
22.10.2017 19:57
"Виноватых без вины не бывает"


Увы, бывает
Работник САБ
Старожил форума
22.10.2017 20:00
В МАИ не учился
"Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать."


Моего деда расстреляли в 37-м... Потом, в 50-х, реабилитировали. В перестройку получилось посмотреть дело. Оказалось, по ложному доносу...

Что, тоже необходимо было?
С чего Вы взяли, что донос был ложным? В хрущевскую эпоху много дерьма было вылито на Сталина. Освобождали и реабилитировали откровенных врагов. Уничтожались улики, чтобы все это оправдать. Мой дед много про это рассказывал, т.к. сталкивался с этим по своей работе. Я ему доверяю больше, чем сегодняшним либepacтам...
33-й шпангоут
Старожил форума
22.10.2017 20:01
Александр Другой
Товарищ Сталин отлично разбирался кого сажать, а кого не сажать.
Ясное дело, что враг народа, перепутавший свои личные конструкторские амбиции с делами нужными Родине.
Чего стоит Ту-144, летавший чуть менее 1 года и перевёзший 3000 пассажиров при цене билета в 100 рублей.
Его "конкурент", "Конкорд" - тот летал более 20 лет и перевёз более миллиона паксов при цене билета около 10 килобаксов.
Ту-144 даже не окупил Ленинскую премию его "создателю".
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?
Не зря он сидел при Виссарионыче, ох не зря.)
Что касается т.н. "шарашек" - они были необходимы, потому что иначе было невозможно обеспечить ни сохранность разработок в предвоенной стране, ни безопасность самих разработчиков.
Сашенька, отдохнуть бы тебе лучше!
Место прекрасное для отдыха знаю, ... имени П.П. Кащенко называется....
Давай, родной, дуй туда прям щас. Да не опоздай, смотри....
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 20:05
33-й шпангоут
Сашенька, отдохнуть бы тебе лучше!
Место прекрасное для отдыха знаю, ... имени П.П. Кащенко называется....
Давай, родной, дуй туда прям щас. Да не опоздай, смотри....
Спасибо. До 22-00 успею.
Мы уже на "ты"? Ладно, встретимся в палате. Пока!)
АТИ
Старожил форума
22.10.2017 20:06
Хоть и не про АНТ писано, но в тему ветки...

А впрочем, бесконечны наветы и вранье,
И те, кому не выдал Бог таланта,
Лишь в этом утверждают присутствие свое,
Пытаясь обкусать ступни гигантам.

(с) Визбор
В МАИ не учился
Старожил форума
22.10.2017 20:16
"С чего Вы взяли, что донос был ложным?"


Да с того и взял... Какой он был "шпион и враг народа"? Обычный служащий.
Ни суда, ни доказанной вины - забрали ночью и нет человека...
Прости, Степан Францевич...
контра
Старожил форума
22.10.2017 20:19
Опять этот скелет достали с помойки истории? Зачем?
Приговор Туполеву вынесла история - забвение. Ни одной оригинальной аэродинамической схемы, ни одного самолета-долгожителя.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 20:20
Александр Другой
Вы уверены что максимальная скорость соответствует максимальной дальности? Я - нет.
Кхе, с каких пор стала стыковаться максимальная скорость, с максимальной дальностью?
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 20:20
Damaley
Чиво-чиво?
Не спугни.
Liter
Старожил форума
22.10.2017 20:42
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Ту-160 - тоже мимо. Сверхзвуковой самолёт, сжирающий все 80 тонн керосина при более чем скромной дальности в 2000 километров?

Чиво?
Спокойно Тимур !!!! Не спугни ! Надо послушать дальше :)))))
Фотограф
Старожил форума
22.10.2017 20:48
ни одного самолета-долгожителя.
2 контра:
Это как?

Ту-154:
Первый полёт 3 октября 1968 года
Начало эксплуатации 9 февраля 1972 года
Летает до сих пор.

Ту-134:
Первый полёт 29 июля 1963 года
Начало эксплуатации 1967 год
Летает до сих пор.

Ту-95:
Первый полёт 12 ноября 1952 года
Начало эксплуатации апрель 1956 года
Летает до сих пор.



Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 20:50
Не, Дима, брат балашовский, это к тебе, на уколы:-)

Впервые вижу человека стыкующего макс.скорость и макс.дальность, это видимо надо в больничку и обосновать, что слово "максимальная", здесь не обобщающее слово.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 20:54
Я ему моск разорву...

Максимальная продолжительность полета, не есть максимальная дальность:-)
Занавес.Там бригаду скорой, Александру вызовите, помрет ведь.
Подполковник ВВС
Старожил форума
22.10.2017 20:56
"Максимальная продолжительность полета, не есть максимальная дальность:-) "

нет у тя совести ваще)))
ДоктОр
Старожил форума
22.10.2017 20:57
Некоторые говорят, мол, надо было сажать конструкторов в шарашки, чтобы обеспечить секретность... ну, ладно, может быть. Но зачем их было на допросах уродовать, как изуродовали того же С.П.Королёва? Туполева тоже лупили на допросах зверски. Зачем???
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 20:57
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Кхе, с каких пор стала стыковаться максимальная скорость, с максимальной дальностью?
Это два конца одной палки. Разве нет?
Авиадиспетчер
Старожил форума
22.10.2017 20:57
95 лет ОКБ сегодня.
Александр Другой
Старожил форума
22.10.2017 20:59
ДоктОр
Некоторые говорят, мол, надо было сажать конструкторов в шарашки, чтобы обеспечить секретность... ну, ладно, может быть. Но зачем их было на допросах уродовать, как изуродовали того же С.П.Королёва? Туполева тоже лупили на допросах зверски. Зачем???
Кого уродовали, кого лупили? Может ещё и миллионы расстреляли?
От миллионов расстрелянных должны остаться миллионы костей и миллиарды пустых консервных банок. Но их нет. Где они?
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 21:00
Александр Другой
Это два конца одной палки. Разве нет?
Нет.
neustaf
Старожил форума
22.10.2017 21:00
Фотограф
ни одного самолета-долгожителя.
2 контра:
Это как?

Ту-154:
Первый полёт 3 октября 1968 года
Начало эксплуатации 9 февраля 1972 года
Летает до сих пор.

Ту-134:
Первый полёт 29 июля 1963 года
Начало эксплуатации 1967 год
Летает до сих пор.

Ту-95:
Первый полёт 12 ноября 1952 года
Начало эксплуатации апрель 1956 года
Летает до сих пор.



вы этого спеца всерьез воспринимаете?
он на честном глазу утверждал, что Ту-95 спроектировали немцы в 1943, (правда не смог сказать кто и где)
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 21:01
Почитай что-либо, про полет "по потолкам", может поймешь чего.
ДоктОр
Старожил форума
22.10.2017 21:04
Александр Другой
Кого уродовали, кого лупили? Может ещё и миллионы расстреляли?
От миллионов расстрелянных должны остаться миллионы костей и миллиарды пустых консервных банок. Но их нет. Где они?
Королёв умер от последствий избиений на допросах. Я читал подлинник протокола патологоанатомического вскрытия, который хранится в бывшем 2-м МОЛГМИ, ныне РНИМУ им. Пирогова.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 21:04
Александр Другой
Кого уродовали, кого лупили? Может ещё и миллионы расстреляли?
От миллионов расстрелянных должны остаться миллионы костей и миллиарды пустых консервных банок. Но их нет. Где они?
Если твою цифирь поменять на тысячи, что изменится?
https://www.youtube.com/watch? ...
ДоктОр
Старожил форума
22.10.2017 21:15
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Если твою цифирь поменять на тысячи, что изменится?
https://www.youtube.com/watch? ...
Если цифирь поменять на тысячи, то все убитые сталинской шайкой убиты в городе Екатеринбурге. Ибо у нас на 12-м километре Московского тракта лежат только опознанных 18 тысяч. А сколько ещё неустановленных... захоронения уходят под стрельбище Динамо, где вообще ещё никто не копал...
33-й шпангоут
Старожил форума
22.10.2017 21:20
Александр Другой
Спасибо. До 22-00 успею.
Мы уже на "ты"? Ладно, встретимся в палате. Пока!)
С подобными тебе, даже на "ты", сильно уважительно.
Извини уж, но привык называть всё своими именами.
Одно радует, что про палату честно сказал.
Но меня ты там не дождёшься.)))
33-й шпангоут
Старожил форума
22.10.2017 21:26
контра
Опять этот скелет достали с помойки истории? Зачем?
Приговор Туполеву вынесла история - забвение. Ни одной оригинальной аэродинамической схемы, ни одного самолета-долгожителя.
Очередной сдавленный натужный пук в сторону всего бывшего советского, а ныне российского.
И как и все прочие пуки, не принесёт его создателю ничего существенного.(((((
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.10.2017 21:32
ДоктОр
Если цифирь поменять на тысячи, то все убитые сталинской шайкой убиты в городе Екатеринбурге. Ибо у нас на 12-м километре Московского тракта лежат только опознанных 18 тысяч. А сколько ещё неустановленных... захоронения уходят под стрельбище Динамо, где вообще ещё никто не копал...
Я сказал образно, имел ввиду десятки-сотни тысяч, снизив на порядок....(просто цифирь не миллионы, а тысячи) в Южном Бутово живет мой хороший друг, про "бутовский полигон " рассказывать?
vasilf
Старожил форума
22.10.2017 21:37
Фотограф
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он:

«возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции».

Также Туполева обвиняли в подрыве экономики и создании контрреволюционной организации. Кроме того, он якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту, главному конкуренту советских авиаконструкторов.

Подозрения на Туполева пали из-за его поездок в Германию, Францию и США в 1930-х годах. Одна из этих поездок чудом обошлась без скандала — Туполев оформил заказы на изготовление самолетов на зарубежных заводах в обход консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ, созданной СССР специально для этого. Вдобавок Туполев брал с собой в командировки жену, которая не имела отношения к авиации. В результате поездок были закуплены лицензии на производство нескольких самолетов, одни из которых оказались слишком сложными в производстве, а другие не соответствовали советским нормам прочности.

«Меня долго держали на Лубянке, в одиночке, — рассказывал он потом своему другу Леониду Керберу, тоже авиаконструктору. — Потом перевели в Бутырки. Стало легче и труднее, все-таки кругом люди... Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке — а ведь мне тяжело — я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: «Пиши, б..., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет»...

Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».

Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь, а детей — в детские дома. Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 года являлся французским шпионом. Однако признание не помогло.

Арестованный по 58-й статье, Туполев сидел в 58-камере и работал над новым самолетом — АНТ-58.

Из Бутырской тюрьмы Туполева перевели подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР».

Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационщиков: известные конструкторы

* Владимир Петляков,
* Владимир Мясищев,
* Роберт Бартини,
* Иосиф Неман,
* Александр Надашкевич,
* Курт Минкнер,
* многие сотрудники Туполева по ЦАГИ.
* Был там и Сергей Королев, под руководством Туполева он и другие авиаконструкторы активно участвовали в в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2.

Сами заключенные прозвали свое КБ «шарашкой».

Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 года. Туполев был приговорен к 15 годам лагерей.

От лагерей его спасла война. Уже 19 июля 1941 Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены. В общей сложности Туполев провел за решеткой 1376 дней. Он был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

После Второй мировой войны КБ Туполева разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16, способный развивать скорость более 1000 км/ч. За ним последовал первый советский реактивный гражданский самолет — Ту-104.

В 1957 году был создан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. А 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Туполев скончался 23 декабря 1972 года. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Туполев был обладателем множества советских и зарубежных наград, в том числе восьми орденов Ленина, четырех Сталинских премий и Золотой медали Общества основоположников авиации Франции. В его честь названы улицы во многих городах России, установлены памятники и мемориалы.
Фрейд рулит. "Строил для них самолёты", впрочем, не забывая себя любимого. Если бы строил не "для них", глядишь, все по-другому для него бы тогда сложилось. 1930-е были для страны временем великих достижений и феерических провалов. Один из провалов и назывался "металлические самолёты Туполева". Их итог - ни одного самолёта, пригодного к войне. Конечно, не один Туполев был тому виной, были у него и высокие покровители, позволявшие ему такое вытворять. Но часть из них было решено не трогать, оттого всех собак свалили на него и придумали (в духе времени) совершенно чумовое обвинение, не имевшее ничего общего с реальностью. Из таких покровителей Тухачевский был расстрелян, Орджоникидзе скоропостижно умер, а вот братцы-Кагановичи, только благодаря своей исключительной преданности вождю, вполне уцелели. Таким образом и стал Андрей Николаевич вражеским шпиёном.

Был бы Туполев другим и сложись бы все иначе, возможно, не стал бы он в 1950-е Великим авиаконструктором мирового уровня. Но так сложилось, потому что иначе быть не могло - слишком уж удобным и комфортным для Туполева было приватизированное им в конце 20-х наследие Хуго Юнкерса в Филях. Это и привело к указанному выше его предвоенному итогу. Характерный пример, о котором мало кто знает: обшивка крыла рекордного АНТ-25 была "композитной" - дюралевый гофр (от старины Юнкерса), обтянутый перкалью на эмалите.;)
vasilf
Старожил форума
22.10.2017 21:48
neustaf
в истории Туполева как авиаконструктора было два мощных внешних импульса от Юнкерса в начале карьеры и Боинга в середине деятельности.
Какой-такой Юнкерс, какой-такой Туполев - тут про Сердюкова и, на злобу дня, про Ксюшу Собчак.;)
Dynamo-MOW
Старожил форума
22.10.2017 22:04
Некоторые говорят, мол, надо было сажать конструкторов в шарашки, чтобы обеспечить секретность..

В атомном проекте обошлось без шарашек и переломанных костей.
Хорошие квартиры, снабжение по первой категории, путевки в Сочи, автомобили- результат известен.
neustaf
Старожил форума
22.10.2017 22:15
1930-е были для страны временем великих достижений и феерических провалов. Один из провалов и назывался "металлические самолёты Туполева". Их итог - ни одного самолёта, пригодного к войне.



для 30-х годов ТБ-3 был вполне готовы, а вот к концу 30 к ВМВ уже устарели, новая концепция пошла Пе-8 (изначально ТБ-7, АНТ-42) несмотря на недостатки вполне себе самолет для ВМВ, но вот их количество это уже другой вопрос.
vasilf
Старожил форума
22.10.2017 22:26
Хранитель истории
"...в истории Туполева как авиаконструктора было два мощных внешних импульса от Юнкерса в начале карьеры и Боинга в середине деятельности..."



Импульсов было больше:

от И.И. Сикорского,

от Юнкерса,

от тов. Сталина,

от Боинга.
От Сикорского импульсов не поступало из-за малозначительности на то время фигуры Туполева, основной заслугой которого тогда было хождение в кружок воздухоплавания к самому Н.Е. Жуковскому. Если кто и получил некий импульс от Сикорского, то получил его Николай Николаевич Поликарпов, до революции работавший у него. Это его ученики (Ильюшин - прямой ученик и Яковлев - его вольный слушатель в ЦКБ-29) создали самолёты, вытащившие на себе основную тяжесть войны.

В остальном верно. Только насчёт тов. Сталина можно сделать одно небольшое уточнение. В нормальном обществе тогдашние "заслуги" Туполева (говоря по-нынешнему - халатность и злоупотребления) в любом случае повлекли бы его отстранение от руководства отраслью и от руководства КБ. При этом путь Туполеву в авиастроение был бы закрыт раз и навсегда. Так что решение насчёт шарашки, возможно, спасло для страны великого авиаконструктора, кем Туполев и стал впоследствии.
123456




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru