Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Забытый самолёт М-15

 ↓ ВНИЗ

1234567891011121314

Учлёт
Старожил форума
18.09.2018 16:18
meglin
Я не очень в курсе, что такое любительская область.
Поясните.
У меня тут Бекас на обслуживании с коммерческими допусками. Чтобы начать летный день, должны пройти сразу три заявки: военным, гражданским и погранцам.
И никто ему поблажек не делает - подход, как к Ил-76.
Бекас спроектирован маленькой фирмой, разработчиков было аж 5-6 человек. Но выпускается и работает уже 25 лет.
Это любительский или профессиональный самолет?
Если у Ротакса ресурс выше, чем у Лайка, то в чем будем мерить надежность?
Если Ротакс имеет такой же авиационный сертификат, что и Лайк, то это любительский или профессиональный двигатель?
Why do people hate "Rotax" engines? - Почему люди ненавидят двигатели "Rotax"?
https://mooneyspace.com/topic/ ...
:)
meglin
Старожил форума
18.09.2018 22:32
Спасибо.
Для справки: Ротакс на сегодня - единственный двигатель, на котором официально работают пожалуй, уже все представители очень легкой и сверхлегкой авиации сегодня как в России, так и в Украине, Казахстане, Беларусии, Молдове.
Т.е. приносят пользу народному хозяйству страны и зарабатывают сами.
Все остальные, даже вместе взятые, просто незаметны а своей малочисленности.
vasilf
Старожил форума
19.09.2018 09:21
meglin
Я не очень в курсе, что такое любительская область.
Поясните.
У меня тут Бекас на обслуживании с коммерческими допусками. Чтобы начать летный день, должны пройти сразу три заявки: военным, гражданским и погранцам.
И никто ему поблажек не делает - подход, как к Ил-76.
Бекас спроектирован маленькой фирмой, разработчиков было аж 5-6 человек. Но выпускается и работает уже 25 лет.
Это любительский или профессиональный самолет?
Если у Ротакса ресурс выше, чем у Лайка, то в чем будем мерить надежность?
Если Ротакс имеет такой же авиационный сертификат, что и Лайк, то это любительский или профессиональный двигатель?
Профессиональный самолёт или нет - это определяется не погранцами, а техническими решениями в его конструкции. У профессионального с/х самолёта, например у Air Tractor, очень прочный силовой набор фюзеляжа (трубы из нержавейки), и ещё прочнее силовой набор пилотской кабины (как штурмовик, только брони нет). Полёты на АХР, в силу их предельно малых высот - занятие опасное по определению, из-за приземной турбулентности и препятствий. Поэтому с/х самолёты в таких условиях бьются чаще других. Но при всём этом на профессиональном Air Tractor в 9 случаях из 10 пилот выживает, а на любительском Бекасе в 9 случаях из 10 пилот погибает. Вы, скорее всего, не в курсе, но на Air Tractor есть подушки безопасности и на испытаниях его пилотская кабина проходила краш-тесты на соответствующей скорости:
https://airtractor.com/about/s ...

У двигателей Ротакс ресурс ниже, чем у двигателей Лайкоминг - этим и будем мерить.;) Вот две таблички для сравнения:
http://www.rotaxservice.com/ro ...
https://www.lycoming.com/sites ...

Мало того, у Лайкоминга в мануале есть одно примечание, которого в документации Ротакса нет: The TBOs for engines used in crop dusting or other chemical application is a maximum of 1500 hours, or the time referenced in Tables 1 and 2, whichever is lower. В том числе и в этом состоит разница между профессиональным и, даже весьма удачным, но любительским двигателем.

Дай вам Бог здоровья и берегите себя.
vasilf
Старожил форума
19.09.2018 09:43
meglin
Спасибо.
Для справки: Ротакс на сегодня - единственный двигатель, на котором официально работают пожалуй, уже все представители очень легкой и сверхлегкой авиации сегодня как в России, так и в Украине, Казахстане, Беларусии, Молдове.
Т.е. приносят пользу народному хозяйству страны и зарабатывают сами.
Все остальные, даже вместе взятые, просто незаметны а своей малочисленности.
Деньги в данном случае решают всё. Безопасный профессиональный самолёт по деньгам попросту недоступен, поэтому здесь и летают на свой страх и риск на том, что доступно, но для таких работ попросту опасно. Хотелось бы надеяться, что появление Т-500 эту ситуацию изменит.
meglin
Старожил форума
19.09.2018 21:36
Я понял.
Т.е. Ан-2 - самолет не профессиональный, потому как он не имеет ферменной конструкции из стальных труб, ресурсные испытания не проводились, подушек в нем тоже не ставят.
Як-12, хоть и имеет ферму из хромансилевых труб, но тоже не может называться профессиональным по указанным причинам.
Вы не путаете с термином "специализированный"?
А то я могу назвать с десяток таких "профессиональных" российских проектов, в которые вбухано немеряно денег, и которые так и остались неуклюжими наземными постаментами.

С подобным отношением к Ротаксу я сталкивался не раз, мне уже не привыкать.
Но многим гораздо проще убедиться на русском:
http://www.aviagamma.ru/912s.html
http://www.aviagamma.ru/915is.html
Я в своем журнале размещал как-то сообщение о том, что Лайкомнг, глядя на успехи Ротакса, вроде как выдал на гора 100-сильный двигатель на автобензине, но что-то ничего о его успехах пока не слышно.
Увы, это бывает с многими маститыми - могучая корпорация Цессна облажалась по полной с Скайкетчером С-162, потеряв два самолета на испытаниях и сражаясь за него до последнего. Между тем, удачных самолетов в этой категории - как грязи. Даже у нас в Харькове два таких проекта (ВиС-5 и ХАЗ-30), один даже имеет сертификат типа и официально учит курсантов.

Что касается приписки у Лайкоминга - так этому старичку много-много лет, появится такое и у Ротакса лет через 20.

Спасибо за пожелание.
Но поймите, все идет не от чьих-то хотелок или от чьего-то личного человеконенависничества - от цены гектара.
Будет она 100 руб - работать будут на дельтах.
Будет 150 - на Бекасах.
Будет она 1000 руб - появятся деньги и на мощные моторы, и на грузоподъемные машины, и на подушки.
Будет 2 тысячи - на химию отправят всю армейскую авиацию с высочайшим качеством обработки и точностью внесения.
Притащите сюда Аэротрактор, даже бесплатно - он будет банкротом.
А вот когда наш самолет поработал в Уругвае рядом с Аэротрактором - так показал и более высокие экономические показатели, и более высокую точность внесения, и высокое качество каплеобразования нашей отечественной системы распыления.
Капля-то - она лишь до скорости 100-120 стабильна. Если выше - извините, резко падает качество (смотрите отчеты Краснодарского НИИ ПАНХ).
Т.е. не всегда и не везде "профессиональный" выигрывает.
Понятно, если государство будет вкладывать в СХ столько же средств, сколько США в свое - то у аграриев будет возможность платить к примеру, 50 долларов за га. А пока у нас может и вовсе к 50 руб опуститься - не до подушек тут. А зерно и масло нужны сегодня, сейчас, прямо вот здесь.
vasilf
Старожил форума
20.09.2018 15:05
meglin
Я понял.
Т.е. Ан-2 - самолет не профессиональный, потому как он не имеет ферменной конструкции из стальных труб, ресурсные испытания не проводились, подушек в нем тоже не ставят.
Як-12, хоть и имеет ферму из хромансилевых труб, но тоже не может называться профессиональным по указанным причинам.
Вы не путаете с термином "специализированный"?
А то я могу назвать с десяток таких "профессиональных" российских проектов, в которые вбухано немеряно денег, и которые так и остались неуклюжими наземными постаментами.

С подобным отношением к Ротаксу я сталкивался не раз, мне уже не привыкать.
Но многим гораздо проще убедиться на русском:
http://www.aviagamma.ru/912s.html
http://www.aviagamma.ru/915is.html
Я в своем журнале размещал как-то сообщение о том, что Лайкомнг, глядя на успехи Ротакса, вроде как выдал на гора 100-сильный двигатель на автобензине, но что-то ничего о его успехах пока не слышно.
Увы, это бывает с многими маститыми - могучая корпорация Цессна облажалась по полной с Скайкетчером С-162, потеряв два самолета на испытаниях и сражаясь за него до последнего. Между тем, удачных самолетов в этой категории - как грязи. Даже у нас в Харькове два таких проекта (ВиС-5 и ХАЗ-30), один даже имеет сертификат типа и официально учит курсантов.

Что касается приписки у Лайкоминга - так этому старичку много-много лет, появится такое и у Ротакса лет через 20.

Спасибо за пожелание.
Но поймите, все идет не от чьих-то хотелок или от чьего-то личного человеконенависничества - от цены гектара.
Будет она 100 руб - работать будут на дельтах.
Будет 150 - на Бекасах.
Будет она 1000 руб - появятся деньги и на мощные моторы, и на грузоподъемные машины, и на подушки.
Будет 2 тысячи - на химию отправят всю армейскую авиацию с высочайшим качеством обработки и точностью внесения.
Притащите сюда Аэротрактор, даже бесплатно - он будет банкротом.
А вот когда наш самолет поработал в Уругвае рядом с Аэротрактором - так показал и более высокие экономические показатели, и более высокую точность внесения, и высокое качество каплеобразования нашей отечественной системы распыления.
Капля-то - она лишь до скорости 100-120 стабильна. Если выше - извините, резко падает качество (смотрите отчеты Краснодарского НИИ ПАНХ).
Т.е. не всегда и не везде "профессиональный" выигрывает.
Понятно, если государство будет вкладывать в СХ столько же средств, сколько США в свое - то у аграриев будет возможность платить к примеру, 50 долларов за га. А пока у нас может и вовсе к 50 руб опуститься - не до подушек тут. А зерно и масло нужны сегодня, сейчас, прямо вот здесь.
Профессиональный = специализированный. Ан-2 - отличный транспортный самолёт, но для АХР его просто приспособили. Какое-то время, благодаря большой производительности, его недостатки как-то не замечали. Когда за бугром появились такие же по производительности с/х самолёты, они стали очевидными и вызвали появление Ан-2М, сделанного по принципу "изменить, ничего по сути не меняя", и они же привели к последующему его провалу. Насколько мне известно, Як-12 для АХР не приспосабливали, так что говорить не о чем. Подушки - это всего лишь следствие внимательного анализа условий использования самолёта и целенаправленного его изменения ради повышения его безопасности именно в этих условиях. То же самое у Лайкоминга - примечание говорит о том, что были проведены испытания двигателей именно в условиях АХР и выработаны рекомендации по поддержанию их лётной годности в этих условиях. Ничего подобного у Бекаса, а также у Ротакса не наблюдается - это и даёт основания говорить о любительском подходе.

Насчёт денег. Будут большие хозяйства и большие площади - будут и бОльшие деньги. Потому что производительность - это время, а время - это деньги. Как тут мудро сказал Олег, на огород можно и с параплана побрызгать.;)
meglin
Старожил форума
20.09.2018 21:45
По Як-12 - не совсем так:
Як-12Б
В 1960 году в ОКБ А.С.Яковлева по заказу ВВС был создан самолёт связи Як-12Б, представлявший собой бипланную модификацию Як-12А. Цель разработки заключалась в радикальном улучшении взлётно-посадочных характеристик с расчётом обеспечить безаэродромное базирование машины.
На Як-12Б установили нижнее крыло площадью 13, 9 м2. Оно состояло из двух отъёмных частей прямоугольной в плане формы, каждая из которых крепилась к фюзеляжу двумя стыковыми узлами и к верхнему крылу одним соединительным подкосом. Силовой набор крыла состоял из двух лонжеронов и нервюр. Обшивка — дюралюминиевая и полотняная. Каждое крыло имело четыре узла навески закрылков. Закрылок — щелевого типа, каркас — дюралюминиевый с лонжероном трубчатого сечения, обшивка — полотняная. Площадь закрылков — 2, 96 м2.
Як-12Б имел хорошо оборудованную пассажирскую кабину с отоплением и вентиляцией. Связная радиостанция, радиокомпас и ночное оборудование позволяли выполнять полёты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Лётные испытания самолёта проводились с 21 сентября по 11 ноября 1960 года. Як-12Б летал с бетонной полосы и с грунта. С выпущенными закрылками посадочная скорость равнялась 70 км/ч. Длина пробега с тормозами при посадке на бетонированный аэродром — 50 — 60 м, на грунтовой — 50 — 55 м. Максимальная скорость на высоте 200 м — 200 км/ч при работе двигателя на максимальном режиме и 190 км/ч — на номинальном. Минимальная скорость с убранными закрылками — 90 км/ч, с выпущенными — 75 км/ч.
Заключение отчёта гласило: «Самолёт Як-12Б с двигателем АИ-14Р успешно прошёл заводские лётные испытания». Лётчики отмечали, что, в сравнении с Як-12А, максимальная скорость практически не изменилась, а остальные данные улучшились. Самолёт стал «мягче» и приятнее в управлении. По их заключению, «высокие лётные данные, простота и удобство пилотирования позволяют использовать самолёт Як-12Б в качестве комфортабельного связного самолёта с взлётом и посадкой на площадках весьма ограниченного размера».
В отчёте есть и такое замечание: «При установке двигателя АИ-14РФ разбег самолёта Як-12Б уменьшается до 40 — 50 м». Из этого следует, что в ходе испытаний АИ-14Р (взлётной мощностью 260 л.с.) заменялся на АИ-14РФ (300 л.с.).
Несмотря на положительную оценку, Як-12Б так и не получил применения в ВВС в качестве связного, т.к. к тому времени в армейский обиход уже вошли вертолеты, которым вообще не нужны взлетные полосы. Поэтому в Министерстве обороны, поразмыслив, отказались принимать Як-12Б на вооружение. Несмотря на выдающиеся взлетно- посадочные характеристики и способность действовать с очень коротких ВПП он не был принят на вооружение и остался в единственном экземпляре, проиграв в конкуренции вертолетам.
meglin
Старожил форума
20.09.2018 21:46
В 1961 году по указанию ГКАТ Як-12Б переоборудовали в сельскохозяйственный вариант и в сентябре передали на лётные испытания. На Як-12Б был установлен бак увеличенной по сравнению с Як-12А ёмкости (570 л), позволяющий загружать до 450 кг химикатов. Бак отделялся от пилотской кабины герметизирующей перегородкой. На Як-12Б ставился распылитель с укороченными выходными каналами. Штанги опрыскивателя теперь проходили не под подкосами верхнерасположенного крыла, а под плоскостью нижнего крыла. Благодаря увеличению загрузки Як-12Б оказался на 73% экономичнее серийных сельскохозяйственных вариантов Як-12М и Як-12А. Самолёт рекомендовали к передаче на госиспытания. К сожалению, и в этом варианте серийно он не строился.
http://airwar.ru/image/idop/cr ...
meglin
Старожил форума
20.09.2018 22:17
Ну а этот - и строился, и работал: Як-12СХ
сельскохозяйственный вариант Як-12 для опыления, с баком для химикатов, устройством для их рассеивания, имевшим вид фигурно изогнутого листа под фюзеляжем, или же механизмом с ветрянкой для разбрасывания посевного материала (как аэросеятель) или же для разбрызгивания химических жидкостей аналогично таким же устройствам самолета По-2А.
Откуда информация про Бекас?
При его сертификации в качестве СХ-варианта в документации вразделах ресурсов есть поправки по ресурсу двигателя - это же через меня проходило. Достоверно это знаю про вариант Х-32-582СХ, потому как пытался сопротивляться этому. Стало быть, замечание с точностью до наоборот.
Что касается больших хозяйств и площадей - так они уже были. Народ был сильно недоволен - бо не хватало ни хлеба, ни мяса, ни молока. Поэтому страна их разгромила и раздала земли паевладельцам. Народ наконец-то получил возможность питаться практически без очередей, причем как в городе, так и на селе.
Производительность Ан-2 канула в Лету, зато "маленькие" нашли себе кормушку, благодаря которой смогли развиваться даже без участия государства - лишь бы не мешали.
Теперь новая "народная" буржуазия вновь концентрирует земли в одних руках. Будем ждать возрождения циклопических сельхозников с взлетной массой 5, а то и 10 тонн.
Ну и конечно, сворачивания рыночных отношений в ценообразовании обработки гектара. Думаю, ее просто назначат директивно новые хозяева жизни.
vasilf
Старожил форума
22.09.2018 01:58
meglin
Ну а этот - и строился, и работал: Як-12СХ
сельскохозяйственный вариант Як-12 для опыления, с баком для химикатов, устройством для их рассеивания, имевшим вид фигурно изогнутого листа под фюзеляжем, или же механизмом с ветрянкой для разбрасывания посевного материала (как аэросеятель) или же для разбрызгивания химических жидкостей аналогично таким же устройствам самолета По-2А.
Откуда информация про Бекас?
При его сертификации в качестве СХ-варианта в документации вразделах ресурсов есть поправки по ресурсу двигателя - это же через меня проходило. Достоверно это знаю про вариант Х-32-582СХ, потому как пытался сопротивляться этому. Стало быть, замечание с точностью до наоборот.
Что касается больших хозяйств и площадей - так они уже были. Народ был сильно недоволен - бо не хватало ни хлеба, ни мяса, ни молока. Поэтому страна их разгромила и раздала земли паевладельцам. Народ наконец-то получил возможность питаться практически без очередей, причем как в городе, так и на селе.
Производительность Ан-2 канула в Лету, зато "маленькие" нашли себе кормушку, благодаря которой смогли развиваться даже без участия государства - лишь бы не мешали.
Теперь новая "народная" буржуазия вновь концентрирует земли в одних руках. Будем ждать возрождения циклопических сельхозников с взлетной массой 5, а то и 10 тонн.
Ну и конечно, сворачивания рыночных отношений в ценообразовании обработки гектара. Думаю, ее просто назначат директивно новые хозяева жизни.
Спасибо за подробный ответ. Про Як-12Б знал, про Як-12СХ как-то упустил из внимания - да и вряд ли это был удачный с/х самолёт - с верхним крылом. Як-12Б в сельхозварипнте - совсем другое дело, это мог бы получиться очень неплохой самолёт, по эффективности в некоторых (если не во многих) случаях превосходящий Ан-2. Хоть это тоже было приспособление, у него изначально было намного меньше лишнего воздуха внутри фюзеляжа. Ну а то, что ему не позволили получиться, лишний раз говорит о том, что специализированные с/х самолёты в СССР были не нужны. Ибо в случае войны толку от них будет ноль целых и ноль десятых. А вот от транспортного толк будет в любых условиях.

Если в мануале Ротакса есть такое примечание - это хорошо, только я этого нигде в его мануалах не встречал. Подскажите, где можно на это посмотреть. Мне-то, собственно, все равно - большой с/х самолёт будет или не очень - был бы он надёжен, эффективен и безопасен. Последнее требование - ради исключения двух слов "пилот погиб" из практически каждого отчёта о лётном происшествии. Что автоматом исключает из рассмотрения подобные ультралегкие изделия, где для обеспечения этого просто нет ни места, ни возможности:
https://ru.m.wikipedia.org/wik ...

Что для этого нужно? Прочный силовой каркас фюзеляжа и особо прочная силовая структура кабины. Двигатель и химбак перед кабиной - чем больше перед ней железа, тем меньше вероятность её ращрушения. Заднее расположение кабины кроме того позволяет визуально контролировать процесс распыления, а ради его качества - низкоплан или биплан. Топливные баки в крыле, ни в коем случае не в фюзеляже - подальше от кабины. Сможет ли все это вытянуть на себе ротакс? Сильно сомневаюсь, точнее уверен, что нужен более мощный двигатель.

А насчёт укрупнения хозяйств - это процесс объективный и вовсе не означающий, что крупные хозяйства не смогут обслуживать мелкие авиаторы. Лишних денег не бывает и никто не будет устраивать в всем колхозе школу лётчиков и закупать для них самолёты. В любом случае позовут профессионалов со стороны. Так что не паникуйте.;)
kovs214
Старожил форума
22.09.2018 06:58
vasilf.
...Что для этого нужно? Прочный силовой каркас фюзеляжа и особо прочная силовая структура кабины.
--------
Это однозначно. Тем более самолёт с ХО подвержен капоту, а при вынужденной посадке на вспаханное поле, вероятность капота велика.
=======
...Двигатель и химбак перед кабиной - чем больше перед ней железа, тем меньше вероятность её ращрушения.
-------
Как мне кажется, такая компановка столкнётся с центровкой. Бак размещают в ЦТ самолёта, и его содержание в полёте всё время меняется.
=======
...Заднее расположение кабины кроме того позволяет визуально контролировать процесс распыления, а ради его качества - низкоплан или биплан.
-------
Мне кажется, биплан предпочтительнее. Он более манёвренный, но дороже в производстве. На "химии" самолёт должен "крутится" вокруг своего хвоста, т.к. производительный полёт только над полем, все развороты для повторного захода, это минус производительности.
=======
...Топливные баки в крыле, ни в коем случае не в фюзеляже - подальше от кабины.
------
Это тоже однозначно, но по другому и не получится: химбак в фюзеляже.
=======
...Сможет ли все это вытянуть на себе ротакс? Сильно сомневаюсь, точнее уверен, что нужен более мощный двигатель.
--------
Скорей всего так. Мне кажется вот такая схема более подойдёт. Естественно с определёнными доработками и изменениями. Это Pitts Special.
http://avia.pro/sites/default/ ...
http://airwar.ru/image/idop/ot ...
========
А насчёт укрупнения хозяйств - это процесс объективный и вовсе не означающий, что крупные хозяйства не смогут обслуживать мелкие авиаторы. Лишних денег не бывает и никто не будет устраивать в всем колхозе школу лётчиков и закупать для них самолёты. В любом случае позовут профессионалов со стороны. Так что не паникуйте.;)
--------
Согласен. Россия вышла в мировые лидеры по заготовки зерновых, и "огородные" понятия о сельхозавиации, наверное, надо оставить в прошлом ;)
vasilf
Старожил форума
22.09.2018 17:32
kovs214
vasilf.
...Что для этого нужно? Прочный силовой каркас фюзеляжа и особо прочная силовая структура кабины.
--------
Это однозначно. Тем более самолёт с ХО подвержен капоту, а при вынужденной посадке на вспаханное поле, вероятность капота велика.
=======
...Двигатель и химбак перед кабиной - чем больше перед ней железа, тем меньше вероятность её ращрушения.
-------
Как мне кажется, такая компановка столкнётся с центровкой. Бак размещают в ЦТ самолёта, и его содержание в полёте всё время меняется.
=======
...Заднее расположение кабины кроме того позволяет визуально контролировать процесс распыления, а ради его качества - низкоплан или биплан.
-------
Мне кажется, биплан предпочтительнее. Он более манёвренный, но дороже в производстве. На "химии" самолёт должен "крутится" вокруг своего хвоста, т.к. производительный полёт только над полем, все развороты для повторного захода, это минус производительности.
=======
...Топливные баки в крыле, ни в коем случае не в фюзеляже - подальше от кабины.
------
Это тоже однозначно, но по другому и не получится: химбак в фюзеляже.
=======
...Сможет ли все это вытянуть на себе ротакс? Сильно сомневаюсь, точнее уверен, что нужен более мощный двигатель.
--------
Скорей всего так. Мне кажется вот такая схема более подойдёт. Естественно с определёнными доработками и изменениями. Это Pitts Special.
http://avia.pro/sites/default/ ...
http://airwar.ru/image/idop/ot ...
========
А насчёт укрупнения хозяйств - это процесс объективный и вовсе не означающий, что крупные хозяйства не смогут обслуживать мелкие авиаторы. Лишних денег не бывает и никто не будет устраивать в всем колхозе школу лётчиков и закупать для них самолёты. В любом случае позовут профессионалов со стороны. Так что не паникуйте.;)
--------
Согласен. Россия вышла в мировые лидеры по заготовки зерновых, и "огородные" понятия о сельхозавиации, наверное, надо оставить в прошлом ;)
Химбак, естественно, в районе ЦТ. Биплан для с/х работ мне тоже больше нравится - ещё и меньшую скорость позволяет выдерживать. Вообще-то классическая схема с/х самолёта впервые появилась не у Сноу, а у Пайпера, но тот самолёт был поначалу не слишком удачным - мало того, что крыло с дурацкими подкосами, так они и бензобак сумели в фюзеляж засунуть. После ряда трагических инцидентов FAA заставила их его оттуда убрать. Вот этот Пайпер:
http://www.airwar.ru/enc/la/pa ...

Вообще-то Питтс - это акробатический самолёт, с/х биплан там тоже был, кино с ним я приводил. Фотографии Grumman Ag Cat в деле:
http://www.airic.ca/html/2018g ...
Это его схема:
http://www.aviastar.org/pictur ...
Силовой набор фюзеляжа, стальные трубы с дюралевой обшивкой:
https://blog.kareldonk.com/ima ...
Загрузка химбака, говорят за 10 минут:
https://public-media.smithsoni ...
Учлёт
Старожил форума
23.09.2018 02:37
Загрузка химбака, говорят за 10 минут:
https://public-media.smithsoni ...

10 минут - это несерьёзно. 10 секунд не выключая двигатель :)
Рекламный ролик о Transavia PL-12 Airtruk
https://www.youtube.com/watch? ...
kovs214
Старожил форума
23.09.2018 05:46
vasilf.
...Вообще-то классическая схема с/х самолёта впервые появилась не у Сноу, а у Пайпера, но тот самолёт был поначалу не слишком удачным - мало того, что крыло с дурацкими подкосами, так они и бензобак сумели в фюзеляж засунуть. После ряда трагических инцидентов FAA заставила их его оттуда убрать. Вот этот Пайпер:
http://www.airwar.ru/enc/la/pa ...
---------
Согласен, верхние подкосы ни к чему. Материал на сжатие работает хуже чем на растяжение, поэтому эти подкосы надо усиливать, а это вес, да и аэродинамика страдает. Крыло лучше "переносит" все надстройки под, чем над крылом. Бак в фюзеляже химсамолёта - это бомба замедленного действия...про "капот" самолёта вспоминать не буду...
========
...Вообще-то Питтс - это акробатический самолёт,
--------
Я в курсе.
======= с/х биплан там тоже был, кино с ним я приводил. Фотографии Grumman Ag Cat в деле:
http://www.airic.ca/html/2018g ...
Это его схема:
http://www.aviastar.org/pictur ...
--------
Да. В моих грёзах ;) приблизительно такая модель. Только у него верхнее крыло парасоль и оно создаёт много стоек, а это лобовое сопротивление. У Питтса верхнее крыло сделано более оптимально.
=======
Силовой набор фюзеляжа, стальные трубы с дюралевой обшивкой:
https://blog.kareldonk.com/ima ...
-------
Это лёгкость, прочность и технологичность.
=======
Загрузка химбака, говорят за 10 минут:
https://public-media.smithsoni ...
------
Как тут уже отметили 10 мин это многовато, но это вполне решаемо, был бы самолёт, а загрузку приспособить можно.
vasilf
Старожил форума
23.09.2018 13:05
Учлёт
Загрузка химбака, говорят за 10 минут:
https://public-media.smithsoni ...

10 минут - это несерьёзно. 10 секунд не выключая двигатель :)
Рекламный ролик о Transavia PL-12 Airtruk
https://www.youtube.com/watch? ...
Погрузчик возле Ag Cat видели? Я нет - только пластиковый мешок с удобрениями или химикатами, поднятый подручной лебёдкой. А теперь просто представьте себе, что пошёл (или прошел) дождик и затем оцените разницу во времени загрузки в таком случае.;) Ag Cat до сих пор летает, а это чудо из ночных кошмаров давным-давно (в лучшем случае) в музее.
vasilf
Старожил форума
23.09.2018 13:21
kovs214
vasilf.
...Вообще-то классическая схема с/х самолёта впервые появилась не у Сноу, а у Пайпера, но тот самолёт был поначалу не слишком удачным - мало того, что крыло с дурацкими подкосами, так они и бензобак сумели в фюзеляж засунуть. После ряда трагических инцидентов FAA заставила их его оттуда убрать. Вот этот Пайпер:
http://www.airwar.ru/enc/la/pa ...
---------
Согласен, верхние подкосы ни к чему. Материал на сжатие работает хуже чем на растяжение, поэтому эти подкосы надо усиливать, а это вес, да и аэродинамика страдает. Крыло лучше "переносит" все надстройки под, чем над крылом. Бак в фюзеляже химсамолёта - это бомба замедленного действия...про "капот" самолёта вспоминать не буду...
========
...Вообще-то Питтс - это акробатический самолёт,
--------
Я в курсе.
======= с/х биплан там тоже был, кино с ним я приводил. Фотографии Grumman Ag Cat в деле:
http://www.airic.ca/html/2018g ...
Это его схема:
http://www.aviastar.org/pictur ...
--------
Да. В моих грёзах ;) приблизительно такая модель. Только у него верхнее крыло парасоль и оно создаёт много стоек, а это лобовое сопротивление. У Питтса верхнее крыло сделано более оптимально.
=======
Силовой набор фюзеляжа, стальные трубы с дюралевой обшивкой:
https://blog.kareldonk.com/ima ...
-------
Это лёгкость, прочность и технологичность.
=======
Загрузка химбака, говорят за 10 минут:
https://public-media.smithsoni ...
------
Как тут уже отметили 10 мин это многовато, но это вполне решаемо, был бы самолёт, а загрузку приспособить можно.
Согласен - крыло у Ag Cat можно было сделать лучше. Но оно таким получилось из-за того, что одна светлая голова в Grumman решила, что верхнее и нижнее крыло, ради технологичности, должны быть одинаковыми и даже взаимозаменяемыми. 10 минут - это вообще без загрузчика, прямо из мешка.;)
Учлёт
Старожил форума
23.09.2018 16:57
vasilf
Погрузчик возле Ag Cat видели? Я нет - только пластиковый мешок с удобрениями или химикатами, поднятый подручной лебёдкой. А теперь просто представьте себе, что пошёл (или прошел) дождик и затем оцените разницу во времени загрузки в таком случае.;) Ag Cat до сих пор летает, а это чудо из ночных кошмаров давным-давно (в лучшем случае) в музее.
А чем он плох? Строился с 1965-го по 1993-й. Ничего лишнего, летающий бак с химикатами :)
vasilf
Старожил форума
23.09.2018 20:23
Учлёт
А чем он плох? Строился с 1965-го по 1993-й. Ничего лишнего, летающий бак с химикатами :)
А всем.;) И выпуск в течение 27 лет в среднем по 4 самолёта в год - тому подтверждение. Из-за очень большого (в сравнении с плечом хвостового оперения) размаха крыла - очень плохая манёвренность и управляемость. При малейшем повреждении хвостовых балок очень велик риск флаттера - его неоднократно на флаттер испытывали, но балки при этом были целыми - оттого и обошлось, хотя сам этот факт говорит о многом. Подобное расположение двигателя обдумывали и у Антонова при разработке Ан-3, но из-за вибрации и нагрева пола кабины от него отказались:
http://litlife.club/br/?b=1694 ...

В общем, самолёт, не такой, как все - и покупали его исключительно не такие, как все, сотня таких во всем мире нашлась, потому берегли его и не насиловали, как это делают с другими с/х самолётами, вот и не удалось ему много народа на тот свет отправить. Однако, на 118 выпущенных 58 инцидентов - это тоже показатель:
https://aviation-safety.net/wi ...
Учлёт
Старожил форума
24.09.2018 02:34
Однако, на 118 выпущенных 58 инцидентов - это тоже показатель:
https://aviation-safety.net/wi ...

Меня больше заинтересовала сама конструкция и двигатель, но если считать инциденты, то кто ничего не делает - тот не ошибается, те более, что трупов было очень мало за все годы эксплуатации. А объём работы выполняемый этим "чудищем" и Бекасом кто-нибудь сравнивал?
kovs214
Старожил форума
24.09.2018 05:42
vasilf
Согласен - крыло у Ag Cat можно было сделать лучше. Но оно таким получилось из-за того, что одна светлая голова в Grumman решила, что верхнее и нижнее крыло, ради технологичности, должны быть одинаковыми и даже взаимозаменяемыми. 10 минут - это вообще без загрузчика, прямо из мешка.;)
В авиации, такая универсальность приживается плохо. С точки зрения экономии и технологии плюсы есть, а вот аэродинамика как-то такую универсальность не очень любит. Из мешков 10 минут, это нормально :)
kovs214
Старожил форума
24.09.2018 05:55
Учлёт
...10 минут - это несерьёзно. 10 секунд не выключая двигатель :)
Рекламный ролик о Transavia PL-12 Airtruk
https://www.youtube.com/watch? ...
--------
Если объявить конкурс на "мистер аэродинамическое безобразие", первые два места поделят М-15 и Transavia PL-12 Airtruk ;)
kovs214
Старожил форума
24.09.2018 06:18
... но крены Transavia PL-12 Airtruk "заваливает" лихо. Мощность двигателя в 300 лошадок такое позволяет, получается у него 6.2 кг на л.с. Неплохо. Его данные:
http://avia.pro/blog/transavia ...
http://airwar.ru/image/idop/la ...
Такая конструкция получается явно перетяжелённой...
kovs214
Старожил форума
24.09.2018 06:25
https://ic.pics.livejournal.co ...
...продолжили бы фюзеляж в нормальное ХО и самолёт получился бы более менее симпатичный аэродинамически, конечно, он был бы подлинее, зато путевая устойчивость была бы хорошей.
vasilf
Старожил форума
24.09.2018 10:30
kovs214
В авиации, такая универсальность приживается плохо. С точки зрения экономии и технологии плюсы есть, а вот аэродинамика как-то такую универсальность не очень любит. Из мешков 10 минут, это нормально :)
Думаю, что для Grumman этот самолёт был товаром народного потребления:
https://en.wikipedia.org/wiki/ ...

Хотя сделали его вполне ответственно и даже с душой - но для ширпотреба технологичность посчитали главной задачей. Они в то время и чуть позже вот чем, главным для себя, занимались:
https://en.wikipedia.org/wiki/ ...
https://en.wikipedia.org/wiki/ ...

Поэтому они даже производить его не стали, а нашли подрядчика - планерную фирму, которая наклепала их в количестве примерно 2500 штук:
https://en.wikipedia.org/wiki/ ...

В Ag Cat, впервые среди с/х самолётов, появилась кабина с наддувом (во избежание попадания туда химикатов) и постепенно разрушаемая при столкновении конструкция фюзеляжа. Джо Липперт и Артур Кох, разработавшие Ag Cat, сразу вслед за Лейландом Сноу (создателем Air Tractor) и Фредом Вейком (создателем Пайпер PA-25 Pawnee), были награждены в 1974 г. премией Национальной ассоциации сельскохозяйственной авиации:
https://www.agaviation.org/puf ...
meglin
Старожил форума
24.09.2018 15:32
Учлёт
Старожил форума
24.09.2018 15:57
kovs214
https://ic.pics.livejournal.co ...
...продолжили бы фюзеляж в нормальное ХО и самолёт получился бы более менее симпатичный аэродинамически, конечно, он был бы подлинее, зато путевая устойчивость была бы хорошей.
Эт точно. Две балки не соединённые стабилизатором удивляют, а некоторых и пугают, как всё необычное. Но зато очень удобно загружать между хвостами. Всё в угоду производительности :) https://d.zaix.ru/8Mk9.jpg
Учлёт
Старожил форума
24.09.2018 16:26
Вдогонку. Что касается хорошей путевой устойчивости, осмелюсь предположить, что сельхозсамолёту она не нужна, ибо ему надо вокруг хвоста крутиться. Поправьте, если я не прав.
meglin
Старожил форума
24.09.2018 18:05
Как говорится, кому награды, а кому - работать:).
Но в работе есть место празднику!
https://youtu.be/tjtUNiAfaJs

Друзья, на кой ляд мешать в кучу коней и людей?
Мешать Питса с Котом - зачем? Что между ними общего?

Нет в отечественном авиастроении понятия "силовая структура". Структура есть у организации. У кабины есть конструкция. Это из той же оперы, что и "4-плоскостной" двигатель Лайкоминг по одной из ссылок.

Кот, конечно, хорош, спору нет, американские пилоты собирались скооперироваться, выкупить чертежи и запустить производство снова - писали мне об этом не раз. Обходит он по возможностям и экономике всех остальных, кограздо более современных - и ничего с этим не поделать. И видимо, круговая конструктивная защита делает его самым безопасным среди всех.

Павни-25 не просто хорош - он чуть ли не идеален сейчас в наших условиях. И, несмотря на преклонный возраст, летает на Западе вовсю. Думаю, он и МВЕНа уделает влегкую. И как буксировщик он очень хорош. А если кому-то вдруг не понравились подкосы крыла - так пусть посчитает новое крыло и докажет, что оно эффективнее. Это тривиальная задачка для студентов авиавузов: определить эффективность наличия или отсутствия подкосов в выбранном скоростном диапазоне для самолета выбранной массы и нагрузки на крыло.
В общем , этот самолет драли, дерем, и будем драть дальше - классика, до уровня которой нелегко дойти даже нашим признанным китам, таким как Су или Ту.

Что касается австралийского Аэротрука, то это пример того, как конструктор может плевать на классику, брэнды и авторитеты, если для него важнее решить какую-то важную задачу по применению, в частности, обеспечить максимально удобный подъезд и загрузку.
meglin
Старожил форума
24.09.2018 19:14
Учлёт
Вдогонку. Что касается хорошей путевой устойчивости, осмелюсь предположить, что сельхозсамолёту она не нужна, ибо ему надо вокруг хвоста крутиться. Поправьте, если я не прав.
Круто! Это где ж так учат?
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 00:29
meglin
Круто! Это где ж так учат?
Не будьте столь придирчивы. Выражение "крутиться вокруг хвоста" не слышали? Ключевые слова написаны выше, как то: "осмелюсь предположить" и "Поправьте, если я не прав" :)
vasilf
Старожил форума
25.09.2018 01:12
Учлёт
Вдогонку. Что касается хорошей путевой устойчивости, осмелюсь предположить, что сельхозсамолёту она не нужна, ибо ему надо вокруг хвоста крутиться. Поправьте, если я не прав.
Не прав. Постоянно ловить самолёт, а вместе с этим умудряться на нем ещё и работать - это вдвойне выматывает и может привести к очень неприятным последствиям - ибо вероятность ошибки при этом возрастает ещё больше. А ради чего? Ради мифического удобства загрузки. Подъехать загрузчику сбоку, видно, идейные соображения не дают.;)
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 01:53
Подъехать загрузчику сбоку, видно, идейные соображения не дают.;)

Вы наверно не в курсе, сколько Ан-2 при загрузке побили из-за такой идейности :)
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 02:17
Кому интересно, Transavia PL-12 Airtruk с фотографиями. Врядли о Бекасе так напишут :)
http://rnzaf.proboards.com/thr ...
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 08:36
Учлёт
Эт точно. Две балки не соединённые стабилизатором удивляют, а некоторых и пугают, как всё необычное. Но зато очень удобно загружать между хвостами. Всё в угоду производительности :) https://d.zaix.ru/8Mk9.jpg
Если химсамолёт проектировать только с оглядкой на его загрузку, то тогда такой самолёт и получится ;). Погрузчик, который на ссылки, и при подъезде сзади, под 45 граусов к самолёту, вполне бы справился с загрузкой. Согласитесь, что "попадать" загрузчику, между двух стабилизаторов, ещё и расположенных сверху, задачка сложноватая.
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 08:40
Учлёт
Вдогонку. Что касается хорошей путевой устойчивости, осмелюсь предположить, что сельхозсамолёту она не нужна, ибо ему надо вокруг хвоста крутиться. Поправьте, если я не прав.
Тут как сказать. Полёт на химии идёт на руках. Устойчивость и управляемость нужна хорошая. Путевая устойчивость и управляемость "работает" вместе с поперечной, вместе они называются боковой и зависят друг от друга. Самолёт при работе выполняет много виражей... Всё сельхозсамолёту надо...
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 08:52
Учлёт
Подъехать загрузчику сбоку, видно, идейные соображения не дают.;)

Вы наверно не в курсе, сколько Ан-2 при загрузке побили из-за такой идейности :)
...я бы не сказал что много "побили". Трактористов садили опытных. Авиатехники за ними бдили. Единственно что погрузчики делали местные умельцы на базе трактора Беларусь и выглядел он коряво, в инженерном плане, но работал неплохо.
vasilf
Старожил форума
25.09.2018 14:25
meglin
Как говорится, кому награды, а кому - работать:).
Но в работе есть место празднику!
https://youtu.be/tjtUNiAfaJs

Друзья, на кой ляд мешать в кучу коней и людей?
Мешать Питса с Котом - зачем? Что между ними общего?

Нет в отечественном авиастроении понятия "силовая структура". Структура есть у организации. У кабины есть конструкция. Это из той же оперы, что и "4-плоскостной" двигатель Лайкоминг по одной из ссылок.

Кот, конечно, хорош, спору нет, американские пилоты собирались скооперироваться, выкупить чертежи и запустить производство снова - писали мне об этом не раз. Обходит он по возможностям и экономике всех остальных, кограздо более современных - и ничего с этим не поделать. И видимо, круговая конструктивная защита делает его самым безопасным среди всех.

Павни-25 не просто хорош - он чуть ли не идеален сейчас в наших условиях. И, несмотря на преклонный возраст, летает на Западе вовсю. Думаю, он и МВЕНа уделает влегкую. И как буксировщик он очень хорош. А если кому-то вдруг не понравились подкосы крыла - так пусть посчитает новое крыло и докажет, что оно эффективнее. Это тривиальная задачка для студентов авиавузов: определить эффективность наличия или отсутствия подкосов в выбранном скоростном диапазоне для самолета выбранной массы и нагрузки на крыло.
В общем , этот самолет драли, дерем, и будем драть дальше - классика, до уровня которой нелегко дойти даже нашим признанным китам, таким как Су или Ту.

Что касается австралийского Аэротрука, то это пример того, как конструктор может плевать на классику, брэнды и авторитеты, если для него важнее решить какую-то важную задачу по применению, в частности, обеспечить максимально удобный подъезд и загрузку.
Согласен, структура - это у них, у нас - набор.:) Хоть и калька, но все всё поняли. Кота давно выкупили, правда, новых не производят - но лётную годность поддерживают и директивы выпускают. Написано, что в наличии 29 единиц, пригодных для восстановления и модернизации:
http://www.ag-cat.com/

Идеальный Пауни наверное не PA-25, а всё же PA-36 Pawnee Brave. Обратите внимание - после тщательной ревизии всей конструкции самолёта подкосы куда-то исчезли. Так что считать нам ничего не надо, фирма Пайпер всё сама сосчитала:
http://airwar.ru/enc/la/pa36.html
https://static.rcgroups.net/fo ...

Можно сравнить с исходным PA-25:
https://www.the-blueprints.com ...
PA-25 разрабатывали на основе PA-18 и PA-20/22 и подкосы подозрительно напоминают кое-что оттуда. Так же, как и весьма характерные формы крыла с хвостовым оперением:
https://www.the-blueprints.com ...
http://smm.solidmodelmemories. ...

Ну и насчёт австралийца. Конструктор может наплевать на устойчивость, управляемость и на условия работы лётчика. А рынок имеет полное право наплевать на этого гения вместе с его изделием. Можно сравнить: 118 самолётов за 27 лет с одной стороны, с другой стороны 5167 самолётов за 22 года (PA-25) и 938 самолётов за 8 лет (PA-36).
vasilf
Старожил форума
25.09.2018 14:37
Учлёт
Подъехать загрузчику сбоку, видно, идейные соображения не дают.;)

Вы наверно не в курсе, сколько Ан-2 при загрузке побили из-за такой идейности :)
При правильной организации загрузки и трезвом пилоте наземного аппарата - нисколько. Для сравнения можно представить, как наш обычный механизатор в своём обычном состоянии цепляет хвостовую балку или хвостовое оперение вашего замечательного изделия.
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 15:48
Открою страшную тайну для непосвящённых. Многие Ан-2 ремонтировались в полевых условиях за магарыч колхозному плотнику или кузнецу. Периодически такие ремонты всплывали при плановых КВР на авиазаводах. То лонжерон берёзовый, то заклёпки из гвоздей :)
ЗЫ: Всем спасибо за участие, почти убедили. У нас всё хорошо, либо мастодонт Ан-2, либо птенчик Бекас, а австралийские самолёты только для австралийцев :)
vasilf
Старожил форума
25.09.2018 16:05
Учлёт
Открою страшную тайну для непосвящённых. Многие Ан-2 ремонтировались в полевых условиях за магарыч колхозному плотнику или кузнецу. Периодически такие ремонты всплывали при плановых КВР на авиазаводах. То лонжерон берёзовый, то заклёпки из гвоздей :)
ЗЫ: Всем спасибо за участие, почти убедили. У нас всё хорошо, либо мастодонт Ан-2, либо птенчик Бекас, а австралийские самолёты только для австралийцев :)
Австралийские вряд ли, а американские здесь вполне даже сгодятся. Или их аналоги. Не всё у нас хорошо и даже всё плохо, потому что Бекасу нужно заниматься не химией, а тем, для чего он вполне приспособлен и даже предназначен - обзорными экскурсиями.
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:05
Учлёт
...Открою страшную тайну для непосвящённых. Многие Ан-2 ремонтировались в полевых условиях за магарыч колхозному плотнику или кузнецу. Периодически такие ремонты всплывали при плановых КВР на авиазаводах. То лонжерон берёзовый, то заклёпки из гвоздей :)
----------
Фэнтези. "Многие" - это гипербола не более того. С "берёзовым лонжероном" был случай, ЕМНИП на Актюбинском АРЗ, в очень давние времена. Там этим "творчеством" занимались определённые органы. Была информация по БП. Ещё вставляли в подломаную основную лыжу брус чтобы взлететь с площадки где садились с подбором и сесть в базовом аэропорту, а вот там за магарыч, техники с золотыми руками (тогда такие были) поломку устраняли. Сказки про "плотников и кузнецов", это сказки, не более того :))....
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 16:19
Сказки про "плотников и кузнецов", это сказки, не более того :))....

Да нет. Для некоторых типов ВС существовали руководства по ремонту в полевых условиях. А как и какими силами это делалось, история обычно умалчивает :)
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:24
Учлёт
Сказки про "плотников и кузнецов", это сказки, не более того :))....

Да нет. Для некоторых типов ВС существовали руководства по ремонту в полевых условиях. А как и какими силами это делалось, история обычно умалчивает :)
Так ремонт в полевых условиях "это не плотники и кузнецы", это ПАРМ с хорошо обученными авиа-специалистами ;)
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 16:27
kovs214
Так ремонт в полевых условиях "это не плотники и кузнецы", это ПАРМ с хорошо обученными авиа-специалистами ;)
Можно я не буду больше говорить, дабы не подрывать авторитет "хорошо обученных специалистов" :)
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:29
Учлёт.
Если есть желания, то пожалуйста ;)
http://www.amyat.narod.ru/theo ...
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:36
Учлёт
Можно я не буду больше говорить, дабы не подрывать авторитет "хорошо обученных специалистов" :)
Да, без проблем. У вас путаница в вопросах ремонта ;)
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:41
...она самая, и там про кузнецов и плотников есть. ПО-2 плотники ремонтировали, это было ;)
Учлёт
Старожил форума
25.09.2018 16:42
kovs214
Да, без проблем. У вас путаница в вопросах ремонта ;)
Я и в ФАПах путаюсь, ибо не люблю бюрократию :)
kovs214
Старожил форума
25.09.2018 16:45
Учлёт
Я и в ФАПах путаюсь, ибо не люблю бюрократию :)
А как авиация без бюрократии? Первые 20-ть лет непривычно, потом привыкаешь постепенно :))
1234567891011121314




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru