Мобильная версия
Войти

[правила] [список форумов]

Рубрика: Об авиации

Гражданские беспилотники- законно или нет?

 ↓ ВНИЗ

SemenovD форум
Старожил форума
17.01.2013 06:11
Очень сильно беспокоит законность полетов в гражданских коммерческих целях на р/у моделях (БЛА квадрокоптеры), а особенно с фото-камерой на подвесе.

Ситуация в в Санкт-Петербурге и области сейчас ( на 2013) примерно вот такая:

В соответствии с рекомендациями по использованию воздушного пространства в зоне ограничений ULR 1 над г. Санкт-Петербургом:

Полеты беспилотных летательных аппаратов – ЗАПРЕЩЕНЫ, за исключением полетов в соответствии подпунктами б), в) ст. 39, ст. 52 ФП ИВП РФ, а также при наличии действующего сертификата летной годности ВС и наличия защищенного канала управления БПЛА, в соответствии с утвержденным руководителем организации и согласованном с соответствующими уполномоченными органами «Порядком выполнения полетов БПЛА».
В соответствии с указанными рекомендациями и федеральными авиационными правилами № 138:

Использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов (часть воздушного пространства СПб относится к зонам ограничения полетов и часть к запретным зонам), деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением:

а) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;

б) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;

Соответственно использование БЛА в коммерческих целях в общем порядке не предусмотрено вовсе.

При необходимости использования воздушного пространства в зоне ограничения и (или) запретных зонах в случаях, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение Правительства Санкт-Петербурга.

Данное разрешение выдает комитет по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга.

Для получения данного разрешения необходимо получить в федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) сертификат летной годности воздушного судна, в данном случае БЛА.

Однако, настоящее законодательство не позволяет получить указанные сертификаты (нет регулирования, либо акты регулирующие сертификацию не распространяются на БЛА). В данном вопросе существует большая доля неопределенности. Необходимо получения разъяснений из Минтранса РФ.

Без этих сертификатов нельзя получить разрешения на использование воздушного пространства, соответственно нельзя будет легально эксплуатировать БЛА.

Кроме того, представитель комитета по Т-Т политике СПб, указал на необходимость сертификации персонала управляющего БЛА. Опять же регулирование в данной сфере отсутствует, что препятствует использованию БЛА.


Более того, большинство моделей форумчан весит весьма немного , а регистрировать можно суда ( любые ВС авиации общего назначения) весом более 115 кг. При этом в законодательстве (федеральном) установлено, что эксплуатация воздушных судов весом до 115 кг осуществляется без сертификатов летной годности и государственной регистрации. Требования же законодательства субъекта (СПБ) по сути требуют совершить процедуру, которая для БЛА невозможна, а именно получение положительного заключение от Росавиации, при обязательном наличии сертификата летной годности.

Использовать воздушное пространство без разрешения (самовольно) возможно, но может повлечь ряд неблагоприятных последствий:

Уголовная ответственность :

На Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, транспорта наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев

Административная ответственность (пример одного состава, к которому при нарушении могут привлечь. Таких составов достаточно много):

Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства,- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Господа! Подскажите- кто как летает? Получается что все любительские беспилотники в СПб вне закона сейчас?
Eduard_AB
Старожил форума
17.01.2013 14:36
SemenovD:
Очень сильно беспокоит законность полетов в гражданских коммерческих целях на р/у моделях (БЛА квадрокоптеры), а особенно с фото-камерой на подвесе...
...Получается что все любительские беспилотники в СПб вне закона сейчас?
=================================================================
Вы определитесь, о чем говорите?
Гражданские коммерческие БПЛА или радиоуправляемые модели.

В любом случае полеты НАД ГОРОДОМ(над любым н.п.) выполнять, мягко говоря, не надо.
Просто из здравого смысла.
Пока их надежность еще не очень высокая.
SemenovD форум
Старожил форума
17.01.2013 21:12
Какая разница между радиоуправляемыми моделями и гражданскими БПЛА и где эта разница отражена в законе или в постановлении правительства РФ?
Eduard_AB
Старожил форума
17.01.2013 23:16
По памяти:
Р/У модель - БПЛА для развлечения/спорта, с дистанционным управлением в пределах визуальной видимости.
Т.е. он должен отвечать требованиям ФАИ, как Р/У модель(по габаритам, массе, удельной нагрузке), управляться только дистанционно (БЕЗ устройств типа АП), удаляться от оператора не более 500м(считается предел уверенного визуального контроля), не выполнять коммерческих задач. Установка АП, телеметрии, полезной нагрузки превращает модель в БПЛА, со всеми вытекающими.
По уму запуск моделей должен выполняться на специальных площадках.
Для выполнения полетов на БПЛА, необходимо получать разрешение.
Вообще воздушное законодательство, в отношении БПЛА, сейчас как раз изменяется.
По вопросам сертификации/лицензирования набери в поиске "Центр сертификации БПЛА".
(Дома под рукой нет). Они в Жуковском.
SemenovD форум
Старожил форума
18.01.2013 03:02
Представим простую ситуацию. Папа пошел сыну покупать обычную авиа модель (хобби) . Собрали, даже может быть несколько часов полетали на симуляторе, психологически убедив себя, что модель не сразу упадет. И дальше они едут в какое-то поле ( я не говорю про город сейчас). Предположим даже, что все полеты проходят в авиационной зоне G (уведомительной для малой авиации) и в радиусе 5 км нет никого, только поле и лес.

Однако, через это поле через какое-то время будет лететь по всем авиационным правилам нормальный вертолет или самолет. Откуда пилоту знать, что в этом месте,здесь и сейчас происходит полеты новенькой р\у модельки папы и сына? И стоит только представить, что небольшой р/у вертолет или самолет в..хячится в Робинсон или в Цессну на крейсерской скорости последнего.

Разве так важна разнится между моделькой и БПЛА если и то и другое летает в воздушном пространсве и может мясорубкой войти в другой ЛА или человека на земле?

Я себе хочу купить и летать законно, а в СПб получается полная Ж с этим делом. Все как всегда, скрытно и потихоньку...

Конечно- все менятеся, но когда... ?
http://ruvsa.com/news/strategy ...
Eduard_AB
Старожил форума
18.01.2013 12:49
SemenovD:
Разве так важна разнится между моделькой и БПЛА если и то и другое летает в воздушном пространсве...
================================================
Модель - это хобби/развлечение, ими управляют непрофессионалы (с т.з. возд.законодательства)
Поэтому для них, в цивилизованном мире, давно выделяют "загоны". За полеты в других местах человека могут привлечь к ответственности, даже если никто не пострадал.
Полеты БПЛА - профессиональная деятельность, соответственно персонал должен быть квалифицированным и руководствоваться законодательством.

SemenovD:
Я себе хочу купить и летать законно...
======================================
Кто действительно хочет - ищет пути решения проблемы. Остальные пытаются отмазаться.

Для примера.
В СПб в районе Каменки долго была зарегистрированная площадка для РУ моделей.
Называлась она Район Полета Авиамоделей(РПА). Потом, с развитием модельных магазинов и большей доступностью моделей, начался большой приток людей далеких от проблем авиации. Которые не понимали необходимости согласования своей деятельности даже с соседями-моделистами по площадке. Начались скандалы. Это легко можно обнаружить на модельных сайтах в 2006-2008гг.
Человеку, который организовал РПА, всё это надоело. И в начале 2009г, когда надо было готовить документы на продление, он РПА закрыл.
Подполковник ВВС
Старожил форума
18.01.2013 13:16
"Я себе хочу купить и летать законно" Цессну?
Drejtori форум
Старожил форума
18.01.2013 13:17
Разве так важна разнится между моделькой и БПЛА если и то и другое летает в воздушном пространсве...
--------------
Проект

Федеральный закон
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов

1) в пункте 1 статьи 8:
а) слова «и другие объекты» заменить словами «пункты управления совместно с линиями управления и контроля, каналами связи и другими элементами, которые используются для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов с весом конструкции более 115 кг,»;
б) дополнить вторым абзацем следующего содержания:
«Сверхлегкие воздушные суда с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) обязательной сертификации не подлежат.»;
2) статью 16 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами совместно с пилотируемыми воздушными судами осуществляется при условии наличия у беспилотного воздушного судна возможности обнаружения другого воздушного судна и предотвращения опасного сближения и столкновения с ним.
В случае отсутствия у беспилотного воздушного судна возможности обнаруживать и избегать столкновения с пилотируемыми воздушными судами выполнение полетов беспилотных воздушных судов производится только в воздушном пространстве, где полеты пилотируемых воздушных судов не выполняются.»;


Ну и т.д.

Проект этих изменений в ВК появился достаточно давно, в каков сейчас его статус - мне не ведомо. Может кто то прояснит?
Eduard_AB
Старожил форума
18.01.2013 13:45
Ещё пример:
В 2009г в Калининградской обл. на базе БалтАГП проводились эксплуатационные испытания БПЛА.
Человек, отвечавший за них со стороны БалтАГП, согласовал необходимые документы и порядок организации/выполнения работ с местным ОрВД. (Да, он в авиации не новичок. В прошлом КВС Ту-142)Всё было выполнено официально.
Надо сказать, что в обоих случаях в местных ОрВД отнеслись к проблеме с пониманием.
Несмотря на весь "геморрой", нашли способы и пути решения проблемы.
Сейчас проблемами сертификации БПЛА и обсл.персонала будет, скорее всего, заниматься ЦЭСАТ:
http://www.tsagi.ru/rus/about/ ...
Во всяком случае Шибаев проявляет активность.
Можно обратиться к нему.
SemenovD форум
Старожил форума
18.01.2013 18:32
Ок. Спасибо Eduard_AB и Drejtori !!!

Напишу Шибаеву.
SemenovD форум
Старожил форума
01.02.2013 13:02

Сегодня, на мой запрос с проблемами использывания БПЛА ответил Владимир Воронов
(ЗАО "ТРАНЗАС" Московский филиал По Беспилотному направлению)

Вот что он пишет:
" Вы в целом правильно разобрались в текущем законодательстве и нормативном регулировании в отношении возможностей использовать ВП беспилотными комплексами.

Действительно, сейчас мы обращаемся в местные (зональные) органы УВД с просьбой закрыть участок ВП на время выполнения полётов беспилотными воздушными судами, как и предписывается ФП ИВП. Эта процедура не требует сертификации типа ВС, т.к. таковая процедура для беспилотных ВС действительно не прописана. Новая редакция воздушного кодекса находится на согласовании в ведомствах, однако, даже после ее принятия, потребуется внесение изменений в подзаконные акты (гл. обр. ФАПы). Поэтому существующий порядок согласования полётов БВС сохранится еще некоторое время. Большим преимуществом организации движения в ВП нашей страны является почти полное отсутствие т.н. авиации общего назначения. Даже по признанию ответственных товарищей из Минтранса, вероятность столкновения ВС пренебрежимо мала, а в отношении нанесения ущерба на земле

1) Применять легкие БЛА (массой до 10 кг), неспособные причинить серьёзный ущерб.

2) Ущерб можно страховать,

3) минимально летать над заселёнными и застроенными участками (каковыми, полагаю, и являются сельскохозяйственные и охотничьи угодья)


В отношении лоббирования интересов эксплуатантов БВС, могу сказать, что мы участвуем во всех ведомственных комиссиях, готовящих изменения законодательства, и действовать локально (например, в профильных комитетах Санкт-Петербурга и области) не считаем целесообразным просто потому, что эти комитеты не имеют соответствующих полномочий.

Если вы заинтересованы, могу выслать вам информацию о легком беспилотнике самолётного типа, производимом нашими партнёрами. Возможно, он вам подойдет на начальном этапе освоения вами беспилотной техники.

В отношении намерений применять БЛА для мониторинга с/х земель, то , согласен с Вами – это исключительно перспективное направление и у меня имеются некоторые оценки этих вохзможностей.



Если есть вопросы, пишите или звоните,С наилучшими пожеланиями,
Владимир Воронов"

SemenovD форум
Старожил форума
15.02.2013 03:27
Вот такая новая информация к февраляю 2013 года:


Для обработки полученных данных ДЗЗ с помощью БПЛА необходимо обладать следующими лицензиями:
- лицензия на осуществление геодезической деятельности или лицензия на осуществление картографической деятельности (с пунктом: «Дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения (геодезической, картографической) деятельности»);
- лицензия на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих гос. Тайну.

Получение разрешений:
1. разрешение Генштаба ВС России на проведение аэрофотосъёмочных работ (АФР);
2. разрешение Штаба Военного Округа на выполнение АФР (Оперативное управление, у них же и осуществляется проверка снимков и их рассекречивание);
3.
- (при полётах в пограничной зоне) разрешение ФСБ пограничного управления;
- (при полётах над крупными населёнными пунктами) разрешение Администрации населённого пункта.

Нормативно правовое обеспечение использования БПЛА:
- Ст. 52 Постановления Правительства РФ от 11 марта 2010г №138
- порядок проведения полётов БПЛА определён в Приказе Министерства транспорта РФ от 16 января 2012г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства РФ»



РАЗРЕШЕНИЕ МОЖНО ОФОРМЛЯТЬ НА ЦЕЛЫЙ ГОД (С УКАЗАНИЕМ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ)

Для получения разрешения Генштаба ВС, в Главное оперативное управление ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ высылаются почтой копии:
- лицензия на осуществление геодезической деятельности или лицензия на осуществление картографической деятельности (с пунктом: «Дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения (геодезической, картографической) деятельности») ;
- лицензия на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих гос. Тайну;
- Заявление цель выполнения работ, период проведения работ, координаты с картой (для ускорения процесса) - Начальнику Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых Сил РФ Зарудницкому Владимиру Борисовичу
119160 г.Москва, ул. Знаменка 19 (по почте, либо передать по этому же адресу лично, подъезд №2 (2 реестра))

Тел. 8(495)696-07-40 Главное оперативное управление ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ


Для получения разрешения Штаба Военного Округа, в Оперативное управление Штаба Военного Округа высылаются копии:
- лицензия на осуществление геодезической деятельности или лицензия на осуществление картографической деятельности (с пунктом: «Дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения (геодезической, картографической ) деятельности») ;
- лицензия на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих гос. Тайну;
- разрешение Ген. Штаба РФ;
- Заявление цель выполнения работ, период проведения работ, координаты с картой (для ускорения процесса)
(после выполнения работ, фотоснимки отправляются на проверку и рассекречивание в Штаб Военного Округа, через первый отдел вашей компании)

8(812)494-22-80 Штаб Западного Военного Округа


Лицензия на осуществление геодезической деятельности или лицензия на осуществление картографической деятельности (для Санкт-Петербурга)
http://www.to78.rosreestr.ru/g ...


Лицензия на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих гос. Тайну
http://centre-expert.ru/infose ...

Выдержки:
« Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 18 ноября 2011 г. N 287 г. Москва "Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения". Общие положения (Пункт 2) Метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. »

« ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации п. 1.3.1. Настоящее Положение распространяется на гражданские воздушные суда, подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации»

« Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"
п. 116. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной впункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.
п. 117. Разрешение на использование воздушного пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) на полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдают:

б) зональный центр Единой системы:
при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания и с отклонением от расписания в границах зоны Единой системы;
при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства 2 смежных зон Единой системы или более 2 районов Единой системы одной зоны Единой системы;
при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в зоне Единой системы (только для зонального центра Единой системы, не имеющего в границах своей зоны районного центра Единой системы);
в) районный центр Единой системы:
при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства в районе Единой системы или 2 смежных районов Единой системы одной зоны Единой системы;
при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в районе Единой системы.
Уведомительный порядок использования воздушного пространства

123. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.
124. Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.
Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. »



 

 

 

 

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru