Написать статью о вираже самолета и посвятить ему отдельную тему я решил после бурного и бесплодного обсуждения этого вопроса на форуме вирпилов в проекте: Ил-2 Штурмовик "Битва за Сталинград", в теме: "Физика и аэродинамика в БзС".
"ВИРАЖ САМОЛЕТА"
(для вирпилов)
Установившийся и форсированный виражи и развороты являются основными элементами боевого маневрирования самолета истребителя в горизонтальной плоскости.
1. Определения и терминология
Вираж самолета - это криволинейный полет в горизонтальной плоскости с разворотом на 360º. Часть виража называется разворотом.
Различают виражи:
- мелкие и глубокие - с креном до 45º и с креном более 45º
- правильные и неправильные - без скольжения и со скольжением
- установившиеся и неустановившиеся - с постоянной скоростью и с переменной скоростью
- минимальные по радиусу
- минимальные по времени (с максимальной угловой скоростью)
- оптимальные - с предельным радиусом соответствующим минимальному времени виража
- предельные по тяге, по перегрузке и по Су доп
- форсированные - выполняемые с уменьшением скорости и радиуса кривизны траектории
- минимальные теоретические - без учета ограничений по прочности и управляемости
- и совсем уж экзотические - виражи "на ноже" (с креном 90º)
В некоторых учебниках к правильным виражам относят и форсированный вираж без скольжения, а к установившимся относят виражи с постоянными значениями всех параметров, в том числе и угла скольжения.
Встречаются вполне разумные предложения - правильный, установившийся вираж называть обычным/правильным/классическим или просто виражом, а прилагательные типа: неправильный, неустановившийся, форсированный, со скольжением и т. д. применять только в случаях, когда это имеет место быть.