Мобильная версия
Войти

[правила] [список форумов]

Рубрика: Об авиации

Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет

 ↓ ВНИЗ

Aviation EXplorer форум
Старожил форума
15.08.2020 07:03
Российская газета: Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет Алексей Иванов / 11 августа 2020 года

Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику Ивану Денисюку. Впрочем, чудесное спасение обернулось для них новой тюрьмой - уже на Родине.

veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:03
Утверждение о том, что «Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику...», не соответствует действительности, отражённой в сообщениях о более ранних случаях подобных возвращений из-за линии фронта на угнанных самолётах.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:03
НИКТО НЕ ЗАБЫТ?..
и
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО?..

Сентябрь 1941 года. Побег на самолете люфтваффе, осуществленный военнопленными, содержавшимися в концлагере Шталаг-364 (город Николаев, Украина).

В Книге Памяти Украины зафиксированы воспоминания фронтовика В.В. Ковалева: `От майора Устинова Михаила Александровича, уже `старого узника` лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим. ...`.

Книга Памяти Украины. Раздел `Военнопленные, дальнейшая судьба которых неизвестна`
memory.dag.com.ua/browse?2101
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:04
После 18 сентября 1941 года. Побег на самолёте советского производства с аэродрома, находившегося в окрестностях села Боровское Починковского района.

П.М. Корыткина (1916 г.р., уроженка и жительница деревни Шаталово):
‘18 сентября 1941 года ко мне в дом пришел наш летчик – пробирался пешком из Бобруйска. Смоленщина была уже оккупирована немцами. Летчик, звали его Константин Пайков, родом из Горьковской области. У него было восемь ранtний. Отец мой, он ветфельдшер, лечил его как мог. Как-то Костя приходит с молодым парнем и говорит, что это летчик. А я ему говорю: “Плохие вы летчики. Летать надо, а вы немцам прислуживаете“. А он мне в ответ: “Не ругайся. Придет время, и полетим“.
Прошло порядочно времени с той поры. Слышим – у немцев торжество. Они говорят нам: “Вот видите: ваш летчик полетит бомбить Москву. Богатый будет, построим для него дом в Германии“. А вечером того же дня услышали, что наш летчик на аэродроме Боровское – это в 5 километрах от нашего, поднялся на советском самолете, разбомбил много вражеских самолетов, а сам улетел. А летчик, как говорят, был наш, почкинковский’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:05
Октябрь 1941 года. Побег из плена на самолете-истребителе Ме-109, угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.

`... Уверенно, словно приказали eмy, направился к третьему от края самолету. Немцев не было, . и вот `мессер`, тот, третий от края, взревев мoтopaми, стал медленно выкатываться на полосу. Наконец, между колесами и взлетной полосой появился просвет. Цыганков резко набирал высоту, делая разворот. Уже на большой скорости он прошел над стоянкой, и посыпалась сверху дробь двух пулеметов... Хоть часть долга! ... В погоню за ним поднялись два `мессера`. Только вроде не догнали...`.

Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л `Уральский следопыт`. 1972. № 5. www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. `Красная Печора`. 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Также см.:

Ципис Н. Небо Марка Галлая повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
www.proza.ru/2010/09/08/1073
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:05
Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков.

`...Необычным в судьбе Сетракова С.Н. было то, что, находясь в плену и работая уборщиком на Бобруйском аэродроме, он в октябре 1941 года угнал немецкий самолет и долетел до Быхова, где был сбит преследовавшими его `мессершмиттами`, и снова попал в плен`.

Об итогах областного конкурса `Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне` // Могилевский облисполком. Могилев, 2012.
region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК `Виккру` за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/pa ...
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:06
До 31.12.1941 г. Групповой побег на самолете неизвестного типа с перелетом линии фронта в Молдавии. Пилотировал неизвестный летчик.

Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы», размещенной на сайте саранской газеты «Город С», содержали следующее сообщение от 03.05.2011 г.: ‘Лет 15 назад в селе Калиново Ичалковского района мне довелось встретиться с фронтовиком, начавшим войну в 1941 году на территории нынешней Молдавии. Как раз про сорок первый год мы с ним и разговаривали. Сидим, говорит, в окопах, а над нами совсем низко немецкий тяжелый самолет пролетает. Мы винтовки в воздух и стрелять по нему начали. Самолет за нашими окопами плюхнулся. Мы к нему, сдавайся, дескать! А из самолета несколько наших выбираются. И давай ругаться!
Их друга мы ранили. Мы, говорят, с немецкого аэродрома этот самолет угнали. Так что, не исключено, что первый такой случай сорок первым годом датируется...’.

Александр. Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы». // Столица С : Республиканский общественно-политический еженедельник Мордовии. Новости Саранска и Мордовии.
http://stolica-s.su/new/node/97
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:06
Январь 1942 года. Побег на немецком самолете-бомбардировщике с аэродрома, находившегося в окрестностях города Сталино (ныне Донецк, Украина).

Из воспоминаний фронтовика Кайтукова Азамата Беслановича о январских событиях 1942 года: `...Ночью снег выпал до колен. Привели нас на аэродром снег расчищать. Дали лопаты из фанеры. Собираем снег в кучи. ... В обед построили нас и повели в лощину, там у них полевая кухня была. Посадили нас на снег, а сами обедают. И вдруг немецкий самолет появляется в воздухе, и немецкие зенитки стреляют по нему. А он бомбы сбросил на аэродром, где мы чистили снег, и улетел в сторону Ростова. Немцы взбесились, построили нас, пересчитали одного не хватает. Оказывается, нашего, который, видимо, летчиком был, в кучу снега зарыли, а когда нас увели, он вылез, сел в самолет и взлетел. Самолеты, на которые он бомбы скинул, сами с бомбами были...`.

Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л `Дарьял`. 2003. № 1. Владикавказ.
www.darial-online.ru/2003_1/ka ...
Карданов Т. Подвиг в плену // газ. `Пульс Осетии`. Владикавказ, 2009.
gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
http://gazeta.pulsosetii.ru/in ...
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:12
1942 год. Захват и угон немецкого самолета с аэродрома в районе города Орел за линию фронта в расположение советских войск, осуществленный штурманом самолета-бомбардировщика ДБ-3М 51-го ДБАП 52-й ДБАД Гавриилом Евдокимовичем Лосуновым и бортрадистом Александром Симоненко (либо Семиненко).

`В Орле действовали около 20 групп подпольщиков. Одной из наиболее активных была группа, которую возглавлял бывший директор орловской школы № 26, участник гражданской войны, коммунист А.Н. Комаров-Жорес. ... Патриоты установили связь с больницей, где находились раненые и больные воины Красной Армии, которых гитлеровцы объявили военнопленными. Подпольщики переправляли выздоравливавших бойцов и командиров в город и укрывали их среди населения. В числе выведенных из лазарета были штурман авиации Г.Е. Лосунов и радист самолета А. Симоненко. С помощью подпольщиков они устроились работать на аэродром. Однажды, улучив момент, захватили немецкий самолет и улетели на нем через линию фронта к своим. В августе 1942 года через своего агента гестаповцы выявили группу А.Н. Комарова-Жореса и арестовали более 20 ее участников. После жестоких пыток они были расстреляны`.

Город Орел // Портал Орловской области - День Великой Победы. Память земли Орловской. www.orel-region.ru/victory/mem ...
Книга памяти. Российская Федерация, Орловская область. Том восьмой. Город Орел. / Администрация Орловской области. - Орeл : `Орелиздaт`, 1998.
library.gu-unpk.ru/9_mai_2010/knigi/kniga_8.pdf
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:14
Лето 1942 года. Побег на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Пилотировал безвестный летчик командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка.

Веллер М. И. Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:16
Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.

Л.В. Матвиенко - заведующая отделом библиографии и краеведения Кировоградской областной библиотеки для детей им. А.П. Гайдара, рассказывая в реферате Памятники нашего города о памятнике летчику-истребителю Петру Вересоцкому, установленному на территории аэропорта Кировограда, сообщила то, что он был сбит 8 или 9 августа 1941 года над восточной окраиной поселка Бобринец (Кировоградская область, Украинская ССР) немецкими зенитчиками. После приземления на парашюте Вересоцкий отстреливался и был ранен в ногу, а когда патроны у летчика закончились, фашисты взяли его в плен.

Вересоцкого вместе с другими тяжелораненными красноармейцами доставили в военный госпиталь № 45. 18-летняя санитарка Любовь Григорьевна Скороход, которая за ним ухаживала, запомнила его таким: `Пiлотовi на той час було рокiв 20-22. Чорнявий, худорлявий, симпатичний, середнього зросту, був дуже енергйний, жвавий, подобався дiвчатам, добре говорив украiнською мовою`. После выздоровления гитлеровцы доставили его в Кировоград, в лагерь для военнопленных, где Петр смог попасть на аэродромные работы, скрыв каким-то образом от лагерного начальства то, что он - летчик.

veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:18
`И вот однажды, - пишет Матвиенко, - когда пунктуальные немцы обедали, из группы заключенных, которые проходили мимо самолета, один смельчак мгновенно подскочил к истребителю, залез в кабину и самолет помчался на взлет. По какой-то причине сходу взлететь не удалось, но Вересоцкий предпринял вторую попытку взлета, оказавшуюся удачной. Оказалось, что истребитель был с полным боекомплектом, рассказывает автор реферата, Пленный летчик знал аэродромное хозяйство. Ненависть к фашистам была такой, что он сначала атаковал бензохранилище, которое вспыхнуло, а затем нанес огневой удар по самолетам. После этого отчаянный смельчак полетел навстречу фронта в направлении Знаменки...`#.

# Вместе с тем, Анатолий Андреев приводит другую версию: `Петро Вересоцький, перебуваючи в полонi у кiровоградському концтаборi, був у групi полонених радянських асiв, яких фашисти використовували в якостi лiтаючих мiшеней пiд час тренування молодих льотчикiв `люфтваффе`. Пiд час таких тренувань Петру Вересецькому вдалося визволитись з пiд конвою , захопити нiмецький лiтак, обстрiляти бензосховище та полетiти в бiк фронту`.

veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:19
Матвієнко Л. В. Пам`ятники нашого мiста : Реферат // Кiровоградська обласна бiблiотека для дтiей iм. А. П. Гайдара. Кiровоград.
librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому // ПОМНИТЕ НАС ! Описание памятника : `г. Кировоград (Кiровоград), Кировоградская область, Украина. 2006-10.
pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока // Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянськоi журналiстики. Iнтернет-видання ХайВей. 2008.
h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg

Дальнейшая судьба героя до сих пор неизвестна. Остается надеяться, что его не постигла участь летчика, о котором рассказал Н.Г. Богданов.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:20
Начало лета 1943 года. Побег на самолете советского производства У-2 с аэродрома, находившегося в районе деревни Боровское, в направлении Ельни.

Корабельщиков Петр Яковлевич (житель станицы Ленинградская Краснодарского края – его в апреле 1942 года в числе других инвалидов-военнопленных из Смоленска гитлеровцы направляли на поселение в деревню Демешки в Починковском районе): ‘Деревня была почти напротив летного поля аэродрома Боровское. И знаю я эту историю. Было это в начале лета 1943 года. Русский летчик, фамилия которого мне неизвестна, вошел в доверие к немцам. Ему было разрешено летать на нашем самолете У-2 в радиусе аэродрома – показывать фигуры высшего пилотажа. Немецкий офицер следил за летчиком. Видели это жители деревень Демешки, Рудни, Мачун и станции Энгельгардтовская. Длилось это неделю, а то и больше. И вот в один из дней, когда немецких самолетов в воздухе не было, он зашел на посадку со стороны деревни Понизовки, развернул самолет, снизился и пошел в сторону Ельни, которая была в 60-70 километрах, где держали оборону наши войска... После этого события участились ночные бомбежки аэродромов Боровское и Шаталово, а до этого наши летчики сбрасывали бомбы на ложные аэродромы’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:25
Приведёнными случаями перечень сообщений о подобных побегах, совершённых в период до 11.08.1943 г., не исчерпывается... Однако и из него более, чем очевидно, что автор* оной "сенсационной" статьи с этой стороной истории Великой Отечественной войны даже не пытался ознакомиться.

* RGRU РУССКОЕ ОРУЖИЕ
11.08.2020,   09:46 Текст:   Алексей Иванов
https://rg.ru/2020/08/11/ugnav ...
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:28
В историю побега Лошакова и двух (а не одного) его товарищей, а также в упоминаемые детали биографии Николая Кузьмича автор тоже поленился должным образом вникнуть.

1. Утверждение о том, что Лошаков совершил побег вдвоём с Денисюком, не соответствует тому, что известно из публичных выступлений Николая Кузьмича:

23.02.1972 г. С. Чайка в репортажной статье о встрече Лошакова с воркутинскими школьниками сообщил в газете «Заполярье» следующее: «…Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел… завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим»;

02.11.1977 г. Т. П. Борисевич — корреспондент комсомольской газеты Коми АССР «Молодежь Севера», рассказывая о встрече Лошакова с военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета – пленного Георгия Зотова.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:28
2. Утверждение о том, что над линией фронта «уже встретил огонь наших зенитных орудий», противоречит публикациям, в которых со слов Лошакова подчёркивалось, что зенитный огонь вели только гитлеровцы.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:30
3. Утверждение о том, что Денисюк получил якобы «20 лет лагерей», не соответствует действительности.

Денисюк был «осуждён» внесудебным органом - Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58-1 «б» УК РСФСР на 10 лет ИТЛ*.
* Справка об освобождении хранится в семейном архиве Денисюков.

Утверждение о том, что Денисюк «под давлением в итоге признал вину», никто из утверждающих никакими документами до сих пор не подтвердил. Это голословное заявление носит ложный характер.

Этим и другими домыслами 10.01.2002 г. в статье «Чистое небо Николая Лошакова» поделилась с читателями газеты «Молодежь Севера» Г. Соболева.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:30
4. Утверждение о том, что спасение «обернулось» для Лошакова и его напарника Денисюка «новой тюрьмой», не соответствует действительности и вводит читателей в заблуждение о том, какое именно место лишения свободы было им определено. В данной связи необходимо принять во внимание соответствующие предписания Исправительно-трудового кодекса РСФСР:

а) статья 28 ИТК РСФСР, указывая в перечне мест лишения свободы исправительно-трудовые учреждения (колонии и лагеря), предусматривала следующее:
«Примечание. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в тюрьму может иметь место лишь при том условии, если в приговоре суда есть специальное указание о заключении осужденного в тюрьму»;

б) кроме того, тюрьма упоминалась и в Примечании к статье 79 ИТК РСФСР, устанавливавшей дисциплинарные меры к лишённым свободы, нарушающим установленные в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины:
«Органам НКВД Союза ССР предоставляется право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающих в этих местах лишения свободы распорядок, совершающих побеги и т.п. Перевод этих лиц в тюрьму может иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного Управления НКВД Союза ССР на срок до одного года с санкции прокурора соответствующего лагеря, и по постановлению Начальника ГУЛАГ НКВД Союза ССР на срок до двух лет с санкции Прокурора Союза ССР.
…».

Каких-либо доказательств направления беглецов в тюрьмы автор не приводит. Вместе с тем известно, что Особое совещание при НКВД СССР вынесло Постановление от 04.12.1943 г.: «ЛОШАКОВА Николая Кузьмича, за изменническое поведение во время пребывания в плену - заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ТРИ года...»*.
* Тимашёвский музей семьи Степановых.
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:33
5. Утверждение о том, что Лошаков сумел тайно сохранить в плену «партийный билет», лишь частично соответствует действительности. Незадолго до окончания Краснодарской военной авиационной школы пилотов он стал кандидатом в члены ВКП(б) и в плену сохранил «кандидатскую карточку». Необходимо заметить, что членство в ВКП(б) для военнопленного означало смертный приговор.

После реабилитации Николаю Кузьмичу пришлось восстанавливаться в кандидатах в члены КПСС, начав в 1958 году с обращения в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. Только после восстановления кандидатского стажа он вступил в КПСС. Таким образом «партийный билет» Лошакову был впервые вручён лишь в 1959-м году (а не в 1943-м).
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:38
Утверждение о том, что Лошаков был полностью реабилитирован якобы лишь в «1959-м», не соответствует действительности, так как реабилитация состоялась 06.11.1958 г.

«ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
М О С К О В С К О Г О
ВОЕННОГО ОКРУГА
06 ноября I958 г. № Н-5686/ос.
г. Москва, Арбат, 37

СПРАВКА

Дело по обвинению ЛОШAKOBA Николая Кузьмича, 1923 года рождения, бывшего летчика 14 гвардейского краснознаменного авиаполка, младшего лейтенанта, арестованного I2 августа 1943 года, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа 6 ноября 1958 года.
Постановление от 4 декабря 1943 года в отношении ЛОШАКОВА Н.К. отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА МВО
ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ
Гербовая печать ______________ /Н. ГУРИНОВ/».
veanud
Старожил форума
15.08.2020 07:43
Для справки – модераторы «rg.ru» уже который день продолжают «изучать» и всё никак не могут опубликовать мои комментарии в виде перечня побегов на самолетах, угнанных до 11.08.1943 г.

Как бы правительственная «Российская газета», прибегая к услугам псевдо-документалистов «алексеев ивановых» и им подобных, не превратилась в жёлто-прессную информационную помойку…
ПАН ПАКС
Старожил форума
25.08.2020 12:13
Ну тут уж летчики должны прокомментировать: уровень образования не очень высок был в то время. А тут немецкий язык. Кто там у мессеров крутил инерционный стартер или воздух одинаковыми кранами открывался. Или так все одинаково было в машинах того времени. Тут после Чероки на каршеринг Мерседеса самый простой сел- разбирался минут 10 как поехать с опытом более 20 лет. А тут подошел и полетел. Даже Девятаев рассказывал, что готовился несколько месяцев- изучал таблички, что да как и проч... И то триммер не нашел, потом только в полете допер. Жажду жизни и побега понимаю.
нервюра
Старожил форума
31.08.2020 15:52
Помнится , в школе , только о подвиге лётчика Девятаеве учили . О угоне самолёта .





 

 

 

 

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru