Мобильная версия
Войти

[правила] [список форумов]

Рубрика: Об авиации

Авиация, которую мы потеряли. О региональной авиации Якутии. И не только Якутии.

 ↓ ВНИЗ

Gim-In форум
Старожил форума
11.09.2014 00:15
Без авиации ныне никуда!
Этот расхожий журналистский штамп прошлого века в наши дни заимел статус необсуждаемого постулата, аксиомы, и не требует подтверждений. Возражения романтиков «а олени – лучше» редки, да и романтики эти к оленям прилетают на вертолёте…
С разной регулярностью все мы становимся пассажирами самолётов и вертолётов. Мы летаем, всецело доверяя себя авиации. Но какая она разная, эта авиация!

Большинство летит на больших воздушных лайнерах. Люди летят по делам в суетную столицу, на учёбу в большие асфальтовые города, на отдых к экзотическим морям и пальмам…
Этими большими, американскими уже самолётами, управляют неведомые пассажирам лётчики-командиры, фамилии которых объявляют нам стюардессы (но они так быстро забываются!). А ещё эти командиры обращаются к нам, пассажирам, на языке Шекспира, и поэтому так трудно представить себе, что они, эти боги, которым всё подвластно – обыкновенные якутяне, проживающие в соседних с нами домах…
А как это здорово - выйти из самолёта через 6-7 часов комфортного ничегонеделанья, сытым и отдохнувшим. Выйти в другой уже мир, и, вдохнув чужой воздух, забыть на время морозный туман или пыльную жару родины…
Стоя на земле, легко увидеть эти большие самолёты по оставляемому ими следу – белому на голубом, и ведущему, как правило, на запад или юг.

Это Большая Авиация.

А с высоты 10 километров не увидеть ни нас, стоящих на земле, ни маленьких наших сёл, да и большие-то разглядеть сложно…
Но не все граждане, соотечественники и налогоплательщики планируют встречи в Москве или отдых в Китае.
К сожалению, у многих жителей большой республики дела гораздо важнее и проблемы острее. У кого-то начались недолгие каникулы, и надо повидаться с родителями, кто-то отслужил в армии и едет домой, а кто-то, наоборот – в армию, или поступать учиться после школы. У многих проблемы со здоровьем, а кому-то подошло время рожать (и это здорово!), и поэтому срочно надо попасть в улусную, а то – и в столичную больницу.
Кого-то зовут в путь дела скорбные…
Хорошо, когда можно на машине доехать, пусть даже и потрястись часов 10 – наши селяне терпеливы.
А если на машине нельзя и «только самолётом можно долететь»?
А как завести лекарства в аптеку, письма и посылки на почту, картошку и яблоки в северные районы...?

Для этого существует "малая", региональная авиация.

Вернее - существовала.

Мы потеряли её.
Потеряли в трудном, бестолковом, затянувшемся без надежды на скорое окончание переходе к капитализму. С упоением снося ставшие вдруг ненавистными атрибуты планового хозяйствования, мы сломали хребет и отечественному авиапрому, и отечественной авиации.

И если в Большую Авиацию сразу ломанулись, толкаясь друг с другом, Боинг и Эйрбас (больше производителей то в мире нет), руками купленных чиновников хороня конкурента - нашу авиапромышленность, то авиация малая почему-то никого из зарубежных авиастроителей (а их больше десятка - производителей самолётов для местных линий и вертолетов) не заинтересовала.
И это понятно: сумасшедших прибылей внутриреспубликанские перевозки не приносят, да и не каждый импортный самолёт, как вдруг выяснилось, сможет безопасно совершать полёты на наши аэродромы и в наших погодных условиях.

Вот и остались мы с Боингом в небе и с Ан-2 в руках...

С Ан-2, давно не выпускаемым самолётом с матерчатыми крыльями и поршневым двигателем 1938 года разработки, который за неимением российского авиационного бензина (его больше не производят в России) работает теперь на финском (!) бензине AVGAS, завозимого в Якутию в 200-литровых бочках - как в далёкие 30-е годы...

Выпуск Ан-3, неудачной замены "Антону", прекращен...

Л-410, чешских "чебурашек", в республике летают 2 самолёта. Эти самолёты производят в Чехии, но цена...

Долётывают последние остатки ресурса Ан-24 и Ан-26. Из-за нехватки пассажирских Ан-24, несчастных пассажиров вынуждено возят на грузовых по сути Ан-26-100, с багажем и грузом в одной кабине...

Из всех Ан-140 реально летают 2, их массовый выпуск так и не наладили, и их будущее под большим вопросом...

И не видно реальной, близкой замены этим самолётам.
Вертолёт Ми-8 из-за непомерной цены эксплуатации (а значит, и лётного часа) недоступен для большинства заказчиков и бездотационной перевозки пассажиров.
Других вертолётов нет...

Авиация практически полностью ушла из северных, не охваченных алмазной и нефтегазовой лихорадкой, районов.
Трудно уже представить себе, но в Жиганске, Батагае, Тикси, Чокудахе, Черском, Усть-Нере, Зырянке, Нюрбе, Алдане были большие летные отряды, авиационно-технические базы, в этих поселках базировались десятки самолетов и вертолётов...
Сейчас там в лучшем случае - аэродром, куда пару раз в неделю из Якутска прилетает самолёт или вертолёт санрейсом.
На весь Север - вертолет в Тикси, вертолёт в Средне-Колымске или Зырянке и Ан-3 в Депутатском...

Выросло поколение якутян, ни разу не летавшее на самолётах и вертолётах. У многих детей, увиденный в небе, такой редкий ныне самолет или вертолёт, вызывает изумление. Африканские детишки видят их чаще.

Я после института начинал работать в Тикси. Тогда, в "удушливую эпоху застоя" в Тиксинском авиаотряде было 10 Ан-2 и 9 Ми-8. И все они летали! Мало того, что они работали в 2 смены, их просто не хватало!
После частых в Тикси пург, когда полёты не выполнялись по несколько дней, на подготовку к вылету заметенной снегом матчасти бросались все силы, и подготовку эту контролировали из райкома партии - не дай бог, в Таймылыре кончится мука или роженица не долетит до районной больницы!
И все понимали, что Север держится на авиации.
Попробовали бы вы лет 30, да ещё лет 20 назад, сказать булунцам, что из Кюсюра в райцентр им придется ездить на Буране (120 км по прямой, через горы) - такое просто не могли тогда представить себе!
А теперь ездят...

Оказалось, что с кончиной местной авиации жизнь не прекратилась.

Но стала ли она лучше?

_________________________________________

Я рос в маленьких якутских аэропортах. И хотя они были маленькие, эти аэропорты, в них обязательно базировалась пара Ан-2 с экипажами, которые постоянно жили в этих поселках.

Моё детство пропахло авиационным бензином, я знал в лицо и по имени-отчеству всех пилотов, и не было большего счастья, когда мне разрешалось посидеть в пилотской кабине - этой волшебной комнате с ещё теплыми рычажками и светящимися стрелками приборов.
Мои ноги не доставали до педалей и поэтому так хотелось быстро вырасти и стать похожим на этих уверенных молодых людей в коричневых кожаных куртках, белых скрипящих нейлоновых сорочках (о, эстетика 60-х!) и упоительно красивых синих фуражках. Хотелось - как они - подтягиваться на перекладине по 20 раз, обливаться по утрам холодной водой, красиво танцевать вальс в клубе и с форсом играть в бильярд, и ещё - очень смешно рассказывать непонятные пока анекдоты...
И не один я так хотел, для многих моих сверстников дверь в другой, большой мир, была открыта с помощью авиации и её людей.

А теперь мы потеряли эту авиацию...

Малая авиация, конечно, возродится. В каком-то другом виде, с зарубежной техникой, на зарубежных принципах - ну нельзя в нашей республике достойно жить без местной авиации!

Но это будет уже другая авиация...

Gim-In форум
Старожил форума
11.09.2014 00:40

К празднованию юбилея авиакомпании "Полярные Авиалинии" летом 2012 года, редактор одной газеты попросила меня что-нибудь написать про местную авиацию.
Я согласился попробовать, но получилось совсем не юбилейно и не празднично, а поэтому никуда не отдал...
Разместил часть здесь - не пропадать же )))
татъ
Старожил форума
21.09.2014 16:03
Гим-Ин,респект !
Хорошо пишете. Жаль,о вещах грустных. Счас уже не только в якутии,в городах милиионниках выросло поколение никогда не летавшее. Чего уж там..
кокпит форум
Старожил форума
21.09.2014 20:42
Хотя бы разрешили этим заняться АОНовцам и жизнь закипела бы..
Пе-2
Старожил форума
23.09.2014 11:24
так вам и отдал хлебное место кто-то.
попросите: а/к Ямал: а давайте я буду на Як-18т (Цессна, и тд.) возить людей между "зулусами"?!
татъ
Старожил форума
23.09.2014 14:00
так вам и отдал хлебное место кто-то.
попросите: а/к Ямал
--
Ну дюже хлебное место.)) Ямал там золото гребет лопатой.))
Потому там никто и не работает,что в прибыль куй выйдешь при наших законах.
пинстр
Старожил форума
23.09.2014 14:23
Потому там никто и не работает,что в прибыль куй выйдешь при наших законах.
------------------------------------------------------
... И при наших ценах на бензин. В советское время, кстати, местные линии были планово-убыточными, хотя 91-й стоил 13 (тринадцать) копеек за литр. Помню эту цифру потому, что корешка плановый отдел наказал в конце месяца за 300 литров нескладухи в полетных заданиях (удельный вес товарищ от фонаря ставил).
татъ
Старожил форума
23.09.2014 14:37
... И при наших ценах на бензин.
--
Пинстр,даж с дармовым бензином,имхо,- ничо не выйдет. Никому не разрешат,как не разрешают бомбил-частников.
Как макс.возможный итог- летать разрешат не "в чисто поле",а на аэродром,где штат...
Заставят платить страховки,покупать лицезии,сертифицировать все,что можно,проходить сан/пож/налог надзоры,завести штат бухгалтеров,"советников по безопасности" итд.
Со всем этим- ценник будет,как у "Ямала".))
пинстр
Старожил форума
23.09.2014 14:42
Заставят платить страховки,покупать лицезии,сертифицировать все,что можно,проходить сан/пож/налог надзоры,завести штат бухгалтеров,"советников по безопасности" итд.
Со всем этим- ценник будет,как у "Ямала".))
----------------------------------------------------------------
Согласен. Увы...:-((
пинстр
Старожил форума
23.09.2014 15:02
Пример: в свое время Бугуруслан (центральный) перевели из аэродромов в площадки с постоянным базированием по причине отсутствия своей САБ и недостаточной высоты забора.)))
кокпит форум
Старожил форума
23.09.2014 15:10
Российской "авиа-аляске" не бывать !! А то размечтался я тут...
татъ
Старожил форума
23.09.2014 15:13
Таких примеров- имя им легион.(с) ))
Была тут как-то статейка,понравилось- в штатах АП с потоком наших Чебоксар имеет штат порядка десяти человек. Почувствуйте разницу. )) Какие уж тут нам лоукостеры с доступными ценами.
Пе-2
Старожил форума
23.09.2014 17:11
а можно на американском регистрированном самолете в России летать с американским ЦПЛ? и работать на этом самолете в России?
татъ
Старожил форума
23.09.2014 17:48
а можно на американском регистрированном самолете в России летать с американским ЦПЛ? и работать на этом самолете в России?
--
Дык открой ФАП и посмотри,кто может паксов возить,чо разрешено АОНу,и чо можно делать с американским самолетиками и ЦПЛами.))
Пе-2
Старожил форума
23.09.2014 18:10
номер подскажите, пжта.
не хочу рыть все ФАПы
татъ
Старожил форума
23.09.2014 18:51
Открой требования к персоналу.Должна быть валидация/вкладыш-разрешение от наших вроде.
Вообще,лучше спрашивать тех,кто сам конкретно сталкивался. На синей же есть пара веток.
Муми Тролль
Старожил форума
04.11.2014 21:36
Мы ничего не потеряли. Авиацию нам запретили.
Corvus
Старожил форума
05.11.2014 19:02
Gim-In

Авиация практически полностью ушла из северных, не охваченных алмазной и нефтегазовой лихорадкой, районов.
Трудно уже представить себе, но в Жиганске, Батагае, Тикси, Чокудахе, Черском, Усть-Нере, Зырянке, Нюрбе, Алдане были большие летные отряды, авиационно-технические базы, в этих поселках базировались десятки самолетов и вертолётов...
Сейчас там в лучшем случае - аэродром, куда пару раз в неделю из Якутска прилетает самолёт или вертолёт санрейсом.
На весь Север - вертолет в Тикси, вертолёт в Средне-Колымске или Зырянке и Ан-3 в Депутатском...

Выросло поколение якутян, ни разу не летавшее на самолётах и вертолётах. У многих детей, увиденный в небе, такой редкий ныне самолет или вертолёт, вызывает изумление. Африканские детишки видят их чаще.

Я после института начинал работать в Тикси. Тогда, в "удушливую эпоху застоя" в Тиксинском авиаотряде было 10 Ан-2 и 9 Ми-8. И все они летали! Мало того, что они работали в 2 смены, их просто не хватало!

===============================================

Причём подобное развитие малой авиации было (до распада СССР) не только в Якутии и на Крайнем Севере, но и (например) на Среднем и Южном Урале, в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, на Северном Кавказе, и даже в ряде областей средней полосы европейской части России (например - в Саратовской). Аэродромы МВЛ были почти во всех райцентрах и даже в крупных сёлах.
Пе-2
Старожил форума
06.11.2014 07:14
нужно создать политическую партию "ГВФ", и от неё направить в Госдуму фаната авиации, чтобы лоббировал интересы любителей авиации.
Чтобы создать партию (региональные запрещены законом) - нужно 500 чел. по 2 чел. от каждого региона и на учредительном съезде увтердить устав партии.
потом это отдать в Минюст.
в каждом регионе зарегистрировать (госпошлина 4000 руб) филиал партии и ежеквартально сдавать отчетность в ИФНС и юстицию.

на сегдня во власти только авиационные генералы лоббируют интересы авиакомпаний и аэропортов (типа внуково)
Corvus
Старожил форума
08.11.2014 16:48
пинстр

Пример: в свое время Бугуруслан (центральный) перевели из аэродромов в площадки с постоянным базированием по причине отсутствия своей САБ и недостаточной высоты забора.)))

===================

Бугуруслан-Северный тоже в площадки перевели. Там хоть бетонный забор, а на Главном вообще ограждения как такового не было (по крайней мере 20 лет назад - не знаю, как сейчас). По северному краю аэродрома проходила грунтовая дорога на огороды, примыкающие к аэродрому, там местное население постоянно ходило и ездило.
vaschunin
Старожил форума
08.11.2014 17:36
Gim-In

...Выросло поколение якутян, ни разу не летавшее на самолётах и вертолётах. У многих детей, увиденный в небе, такой редкий ныне самолет или вертолёт, вызывает изумление.
================
В конце 60_х, в нашем ИАП, служил срочную настоящий якут. Летел в Ан-2, на четвёртый день после своего рождения. Пассажиром летал чаще, чем некоторые, в центральной России, пользуются автобусом. До армии, работал авиа механиком в Аэрофлоте (Среднеянск).
Железной дорогой, впервые воспользовался, когда добирался до места службы.
В полку, самостоятельно обслуживал Як-12. Всё делал один. За помощью (физической), обратился, только при замене двигателя... Никаких замечаний по работе вверенной ему матчасти, никогда не поступало...
HeliCap
Старожил форума
09.11.2014 06:44
Частенько мотаюсь по различным хлебеням Сибири- всюду заросшие кустарником ВПП да ржавые цистерны из- под керосина. Прилет вертолета- событие теперь даже в крупных райцентрах, сбегаются все пацаны и бывшие работники аэродромов. Мелочь спрашивает " а как стать летчиком?"- хз, что отвечать, что бы не давать пустых советов. "Учите английский и копите деньги"- так, что ли? Сам из райцентра поступал, и понимаю, что шансов в нынешних рыалиях у них- 0 целых хрен десятых- и дальше будет только еще хуже...
Corvus
Старожил форума
29.12.2017 07:55
пинстр
Пример: в свое время Бугуруслан (центральный) перевели из аэродромов в площадки с постоянным базированием по причине отсутствия своей САБ и недостаточной высоты забора.)))
Как здорово Бугурусланское лётное училище реконструировали
https://www.youtube.com/watch? ...

Небо и земля по сравнению с разрухой, которая царила там в 1990-х и начале 2000-х.
Общежития и столовая приобрели совершенно новое качество. Впечатляет также реконструированный КДП на аэродроме Бугуруслан-Северный (Карповка).
Хрен с горы
Старожил форума
29.12.2017 10:37
Муми Тролль
Мы ничего не потеряли. Авиацию нам запретили.
+100500

В современном законодательном поле и экономических условиях никакая региональная авиация невозможна в принципе. Я уже просто молчу и даже не заикаюсь об ее развитии. Все эти дотации, постановления, приказы сверху похожи на попытку украсить покойника.

Не надо ничего нового выдумывать, все уже придумано до нас. При создании условий, все само начнет развиваться, без участия чмновников. И самолеты появятся, и площадки (аэродромы). Партизаны ведь как то работают. Возят людей назло государству.
самолет из картошки
Опытный боец
31.12.2017 20:05
Муми Тролль
Мы ничего не потеряли. Авиацию нам запретили.
Естественно! Расширение 3D доступности для такой территории, как Россия, ведет к усилению конкурентоспособности страны,её авиапромышленности, усилению связей регионов, сплочению на экономическом(колбаса) уровне, а затем, с переходом на вегетарианство, и на мировоззренческом... Поэтому
торможение развития региональной авиации это внешнее воздействие.
С Новым годом всех, кто не думал о колбасе никогда, и тех, кто преодолел спирт рояль, даже в самые голодные времена



 

 

 

 

Реклама от YouDo
Рекомендуем: кафеля ремонт, подробное описание здесь.
Смотрите тут - гипсовая штукатурка цены за работу 1м без материала, подробное описание тут.
Дизайн интерьера деревенского дома на сайте http://remont.youdo.com/interior/chastnye/country/.
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru