Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

деды, "на рюмку чая"

16 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1234..277278279

Ветеран ГА at home
15.04.2007 20:27
авпассажир:

АУ!!!!!!!!!!Деды, видно, уже в огороде.


Добрый вечер, дорогие "деды" и примкнувшие к ним любители стариковского брюзжания.


Пока есть время - немного воспоминаний, несколько отличающихся от "детского" периода в гражданской авиации.

ЭР-МАЛИ.

В 1984 г. мне было предложено "убыть по оформлении в установленном порядке в Республику Мали, г. Бамако, с целью оказания помощи авиакомпании "Эр-Мали" в организации проверки уровня профессиональной подготовки пилотов самолета Ан-24."
Скромная формулировка цели в задании на командировку была существенно расширена в техническом задании. За 20 дней пребывания в Бамако я должен был изучить состояние дел с подготовкой летного состава, разработать программы теоретической и летной подготовки с учетом специфики деятельности "Эр-Мали" и ее возможностей, помочь сформировать квалификационную комиссию и оказать помощь в организации ее работы.
Руководить моей работой было предписано представителю В/О "Авиаэкспорт".
Самыми прозаичными в этой командировке были сборы и перелет в Бамако. Если в свою первую командировку за рубеж (Берлин, середина семидесятых) я собирал чемодан неделю, перетряхивая и перетасовывая вещи, то в этот раз дело обошлось пятнадцатью минутами. Носки, белье, запасные брюки, босоножки. Далее: чем побриться и помыться, зубная щетка с пастой. И, как без этого: пара бутылок водки, булка черного хлеба и шмат сала. Не знаю, почему, но в этот раз я не взял с собой кинокамеру и фотоаппарат. Эта интересная командировка осталась только в памяти и в отчете. И в отчете все дело. Из-за него я и хотел озаглавить свой рассказ: ВСТРЕТИЛИ ПРОХЛАДНО, ПРОВОЖАТЬ ВООБЩЕ НЕ ПРИШЛИ.
Из запроса В/О "Авиаэкспорт" на выделение специалиста:
"руководство авиакомпании "Эр Мали" обратилось с просьбой оказать помощь в организации и проведении мероприятий по повышению квалификации малийских пилотов, летающих на самолете Ан-24". Безусловно, не по своей воле эта прогорающая авиакомпания пошла на расходы по привлечению специалиста из СССР. Дамоклов меч членства в ИКАО требовал придерживаться минимальных правил обеспечения безопасности полетов. И хотели они заполучить всего-то инструктора. А получили начальника отдела МГА СССР, вернувшегося из этой командировки уже заместителем начальника Управления летной службы.
В аэропорту меня встретил представитель "Авиаэкспорта", которому было предписано руководить мною. Оказался он работником нашего Торгового представительства по линии книжной торговли. Ну а поскольку читателей наших книг в Мали оказалось мало, ему еще подкинули совместительство по линии авиации. Наше сотрудничество получило успешное развитие по линии выбора мест для утоления жажды. Мали - страна довольно теплая. Выбор места с хорошим пивом и тоником к джину - задача первостепенной важности.
Вызвали в торгпредство заместителя генерального директора по летной подготовке из авиакомпании. На этот случай нам выделили бутылку Арарата с отметкой в соответствующих документах о представительских расходах. Мой "руководитель", Е.П., как потом оказалось, не числился в трезвенниках. Поэтому за бутылкой присматривала дама, которая занимала странную должность корреспондента.
Приехал упомянутый выше сотрудник Эр Мали. Поставили на стол бутылку, печенье, орешки. Зная местные обычаи (мусульманская вера и алкоголь несовместимы), Е.П. надеялся, что малиец откажется от коньяка, но гость осмотрелся, посмотрел на потолок, и решил, что крыша торгпредства и перекрытие между этажами надежно закрывают наше застолье от глаз Всевышнего. Сдали мы пустую бутылку на списание с баланса и договорились на утро знакомиться с контингентом, ради которого меня направили в эту страну. Познакомились.
Изучение уровня профессиональной подготовки выявило полное отсутствие системы его поддержания. Ни заходов, ни тренажерной подготовки, да, собственно, ничего привычного и радующего душу авиационного методиста. Думаю, дам я им немного теории, немного - тренировки в полете. А аварийные ситуации в реальном полете не отработаешь.
На третий день назначил занятия. Утром меня никто не сопровождал к месту занятий. Малийцы не приехали, Е.П. не проспался. И пошел я в одиночку по улицам столицы, благо идти то всего пару кварталов.
Отзанимались теорией успешно. Все прекрасно владеют русским языком. Подготовились хорошо к занятиям. В четверг мои ученики просят, чтобы в пятницу закончил занятия пораньше.
- У нас в пятницу мероприятие, - попросил Моктар Си.
Отпустил своих учеников в одиннадцать, еще час занимался обязательными для учебного процесса документами и вышел на улицу.
Вид улицы меня поразил и вверг в растерянность. Я бывал в мусульманских городах, но никогда не видел столько молящихся людей. Вся улица в несколько кварталов занята стоящими на коленях на своих ковриках мужчинами. Атеист по убеждению и безбожник по партийной принадлежности, я как-то проникся уважением к этим людям и к этой вере. Но мне необходимо преодолеть эти два квартала, а никто из моих пилотов не предупредил меня об этом препятствии и не дал совета каким образом мне себя вести, чтобы не оскорбить чувства верующих. Думали, видимо, что я не задержусь в классе и пройду эти кварталы до начала молитвы.
Посмотрел на край тротуара - осталось с метр пространства вдоль домов. Решил идти.
На следующий день был запланирован полет. О нем я расскажу в следующей главе. Здесь только упомяну разговор со штурманом Хамиду Диара
- Командир, а ты к какой вере принадлежишь?
- Вообще-то в детстве меня крестили. А по убеждению я атеист.
- А сколько тебе лет?
- Да уж 48 скоро.
- Ой, командир, пора уже какому либо богу молиться.
Видел он, наверное, меня, пробирающегося мимо молящегося люда, и затеял этот разговор с целью выявления моих религиозных предпочтений.

До следующего поста. Хорошего всем вечера и удачной трудовой недели.



Ветеран ГА
16.04.2007 16:24
Добрый день залу с одним зрителем. Только Арина добросовестно посещает наши посиделки.
Перетаскиваю ветку в текущий день. А продолжение темы Эр Мали созревает.
ip
16.04.2007 16:46
зрители есть, только маленькие и далеко сидят
но зато трезвые и без попкорна
))))
Бурундай
16.04.2007 16:53
В 1994 году когда мне исполнилось 60 , на ВЛЭКе меня просто попросили списаться с лётной работы . Сопротивляться было бесполезно - всё равно найдут зацепку.
В стационаре прошёл комиссию у всех специалистов диагноз : здоров, оставался 'велосипед' , но его я не боялся - проходил , а вернее 'прокатывал' на 'ура', т.к. занимался ужу много лет оздоровительным бегом и был в хорошей форме. Но медики не допустили меня к заключительной стадии комиссии обьяснив мне , что организм мой изношен и лучше мне самому принять решение списаться с лётной работы , 'чтоб пожить ещё немного'. Как вы понимаете медикам сопротивляться бесполезно.
'Вот я и в Хопре!', позади осталась почти сорокалетняя работа в Аэрофлоте на самолётах , а затем на вертолётах .Мне удалось захватить ещё 'деревянную' авиацию , когда самолёты были из дерева и обтянуты материей, и лётчики на ней были особенные, ну или другие что-ли.
На вертолёты в самом начале , как они только появились отправляли тех лётчиков от которых хотело избавиться начальство, по разным причинам, вот и я оказался в их числе.
Молодым пилотам приходилось учиться у самих себя и у своих машин т.к. опыта полётов и эксплуатации в нашем отряде ни у кого не было.
Первые вертолёты в Казахстане были МИ-4 и появились они в 1954году. Первый опыт эксплуатации был трагичным , много аварий было из-за плохого знания матчасти и неграмотной её эксплуатации, своеволия , хулиганства, неумения оценить возможности и свойства вертолётов . К этому добавлялись необьективные заключения по причинам аварий и катастроф.
Viktor
16.04.2007 17:32
>Бурундай:
Ещё одним Бурундайцем, стало больше на форуме:)
Никак Николаича, сосед по гаражу уговорил втравиться ?
:)
Ветеран ГА
17.04.2007 00:54
С новыми сутками.
Привет Бурундаю, который еще "дедее" меня. За представлением ждем воспоминаний. А насчет списания:
кто знает. Может быть врачи и правы.
В 1983 году списывали Анатолия Александровича Ярового (заместитель начальника УЛС МГА), цапство ему небесное. Сопротивлялся. Добивался права летать. А жизнь показала, что действительно нужно вовремя уйти, чтобы жить. Разве мало интересного в нашем деле на земле?! Не надо забывать, что год полетов - это два года прожитой жизни. Родина не станет начислять лишнее.
А нам бы имя-отчество и все что в памяти - "в студию", как говорит самый великий летчик среди телеведущих Якубович.
Здоровья Вам, Бурундай.
Алма-атян
17.04.2007 05:29
Привет всем!
Виктору: так оно и есть.
Воспоминания будут, пока готовятся.
Насчёт имени-отчества Бурундая:Виктор Николаевич.
Очень приятно и радостно что появилась эта ветка!
Всем: здоровья и оптимизма!
Viktor
17.04.2007 06:45
Алматян:
Рад слышать ВАС на ветке, земляки !
Ждём Виктора Николаича, опытного и уважаемого лётчика,
проработавшего в небе Казахстана, и не только, немало лет.
Ветеран ГА
17.04.2007 08:04
С добрым солнечным утром!
В Москве яркое солнце, а снизу уже надышала дымкой толчея автомобилей, забившая улицы. Ядовитое марево поднимается с просматриваемого из моих окон Ленинградского проспекта. Народ на своих авто со скорость медленно идущего человека ломится на работу, дергая рычаг переключения передач с первой скорости в нетральное положение и обратно. Метр, еще метр. Вот бабушка по тротуару обогнала черный затонированный мерседес. А вот тролейбус высаживает пассажиров в третьем ряду, т.к. его остановка занята авто ребят, торгующих в соседнем ларьке. ГИБДД до них дела нет. А здесь вообще перегородили улицу выезжающим из ремонтной зоны улицы самосвалом.
Улица стоит, коптит, извергает тонны СО.
Это начался бурный столичный день.
Однако и мне пора подумать о работе. Спуститься с двенадцатого этажа и вдохнуть живительной смеси выхлопных газов и нырнуть в метро.

Всем доброго здоровья на долгие годы.
стас
17.04.2007 12:49
То дядя Вова, Ветерану,
Спасибо, что поддержали ветку, после предложения начать с Учителя, - улетел в командировку на неделю, потом акты, отчёты... В общем заела рутина госчиновника от авиации. Однако, так отдохнул душой на точках, где сам работпл по 80-100ч. в мес. - словами не описать!! И вот что главное, - деды мои дорогие, к коим и себя уже причисляю давно, всё-таки 61 год пошёл, сыны моих б/м, техников, годков-командиров, - летают в своих экипажах, понимают с полуслова друг друга, не балаболят в полёте, когда прижало! Я сидел на связи в фюзеляже и просто млел, когда эти сынки обсуждали ситуацию. Да, правду говорят, - яблоко от яблони... Хочу в следующий заход на ветку рассказать о своём первом инструкторе на Як-18А, только не знаю, как начать, Про живущего сейчас, или... Анатолий Иванович Рощупкин- звонил домой- тишина. Сын у него летал в 90г. старшим б/м в Кремне, мы переучивались на В-3 в Гражижске. ФАЗА, ТУНЯ ( с ветки "Выпускники Кременчуга")- подскажите, что и как. Его тлф в Кремне-3-76-58, .Ищу кременчужан-вертолётчиков-Пешкова Вадима Владимировича, Вышинского - они все нас переучивали на В-3, и все провожали экипаж после катастрофы под Покровским( в Якутии). Тлф молчат.Сам вертолётчик, выпуск 71г. с 2004г в Управе, не летаю с этого-же года. Сначала про Учителя - потом истории (всякие)о работе. За 36 в системе ГА накопилось (и своих и коллег) море. Вот бы так изложить, как уважаемый Ветеран!!! Ну как смогу, не обессудьте, Спасибо, но сначала- помогите найти тех, о ком писал. Всех благ и душевного равновесия. Неделю на связи. С уважением к читавшим.
Ветеран ГА
17.04.2007 23:23
Добрый вечер тем, кто еще не спит.
Неделя побежала, не удержишь. Сегодня был настоящий весенний день. И деревья, всю зиму ломавшие "голову", выпускать листья или повременить, вдруг ожили, накачали почки соком и, наверное, уже завтра подернутся нежной зеленью.
Мне очень нравилась просыпающаяся тайга в Якутии. Внизу под деревьями еще лежит снег, а лиственницы уже покрываются чуть заметной зеленой дымкой. На следующий день эта зелень становится плотнее и темные ели, устроившиеся в распадках и обрамленные нежной зеленью лиственниц, веселеют, выпуская очередную порцию свежих иголок.
Для меня, выросшего на Кубани, весна и лето любимые времена года. Жаль только, что быстропроходящее.

Всем спокойной ночи и приятных снов.
Viktor
18.04.2007 07:23
Ветеран ГА:
....Когда тепло от происходящих вокруг радостных событий, в том числе и природных, сезонных явлений красоты, наполняет душу и радует глаз, почему-то хочется этим поделиться.....
Ветеран ГА
18.04.2007 16:24
Добрый день тем, к близок к московскому времени, и добрый вечер самой активной алматинской зоне.
На чем мы там застряли в африканских воспоминаниях.
Закончили теорию и подступили к полетам.

Мали в части болезней неагрессивно числилось в зоне распостранения холеры. Перед вылетом, несколько с опозданием, на Пятницкой обновил прививку. При вылете на границе бдительные стражи засекли несоответствие сроков по началу действия вакцины и начали меня разворачивать лицом к родным пейзажам. А меня ждут в Африке питомцы Кировоградской ШВЛП. И бананы там вкуснее. Особенно мелкие, королевские. Еще очень вдохновляют, хоть и не такие, как в Токио, но вполне приемлемые суточные.
Моя настойчивость и любовь к африканскому континенту были по достоинству отмечены врачом санитарного кордона. Мне было разрешено позвонить в Минздрав. Ночь и Минздрав.
- До кого я там дозвонюсь?
- А там есть дежурный.
Звоню по номеру приемной. Отвечает мужской голос. Это уже породило надежду. С женщинами вопросы отклонения от правил решаются сложнее. Объясняю ситуацию. Человек на том конце провода, чуть помолчав (наверное, для приличия), снял ответственность с себя и с пограничного санитарного кордона, возложил ее на меня, если в случае чего... С грузом этой ответственности я и улетел в Бамако.
И, вот, мы летим по маршруту Бамако-Мопти-Тумбукта-Гао. А в Мопти - эпидемия холеры.
Это вроде бы как вдоль Аму-Дарьи. Очень похоже. Только там это называется Нигер. Река в одной стране начинается, а заканчивается впадением в Атлантический океан с пересечением еще четырех или пяти стран. Начинается в приличных горах и заканчивается, обрамленная джунглями. А вот в Мали ей не повезло. Приходится тереться левым боком о край Сахары. Пыль, песок.
Первая посадка - в Мопти. Пейзаж очень мутный. Не пыльная буря, но и хорошего мало. Минимум аэродрома по видимости - 1500 м. Оборудование для посадки - привод (ОПРС) в стороне от ВПП и светоглиссада. Реальная видимость - между 1000 и 1500 м.
По хорошему, надо бы выйти на ОПРС и строить заход на посадку. Но ребята-малийцы очень экономили топливо и пошли садиться с прямой по своим зарубкам. Но выскочили на визуальный контакт в километре от ВПП метров 100 выше привычной нам глиссады. Смотрю, готовятся садиться. Самолет колом смотрит в точку выравнивания. Скорость растет. А полоска-то всего 1500 м. Концевая полоса безопасности вырисовывается в виде вывернутых с корнями баобабов. Не очень приятное место для завершения пробега. Предлагаю уйти на второй круг.
- Командир, сядем! - это командир Си голос подал. Наверное, на РУД "0" надеялся.
- Взлетный режим. Шасси убрать - настойчиво напрягаю экипаж, - развороты по моей команде.
Ушли на второй круг. Зашли точно по боковой ОПРС и нормально сели.
Экипаж занялся своими делами. Командир предложил мне пойти в ресторан пообедать. Им эта холера в привычку, а каково нам, запуганным инструкциями. И я отказался от обеда.
- Хорошо командир. Сок, печенье у нас есть. А обед получите наличными. Поужинаете в ресторане за счет авиакомпании.
Оказывается, экипажу деньги на питание выдают наличными. Обед в ресторане стоит 3500 франков.
Я не поверил. Относительно моих суточных - 5500 франков - такой обед даже дешев. Но относительно месячной зарплаты сторожа торгпредства - 1200 франков - эта сумма невероятная.
Я же питался у себя, исходя из опыта старожилов торгпредства. В моем распоряжении была квартира со всем необходимым для жизни оборудованием. Всем необходимым снабжался у малийки, которая привозила продукты питания на тележке размером с платформу-прицеп для легкового автомобиля. Запас овощей и фруктов на неделю стоил у нее 800 франков...
(Сбили меня с темпа на самом приятном воспоминании. Среди всего прочего у малийки я брал прекрасные длинные африканские арбузы. Вкуснее - только кубанские арбузы из детства.
Прервался позировать первому каналу. Смотрите на экране... Узнаете по прическе без применения волос. Воспринимайте как рекламу: У Вас и у Вашей семьи перхоть!? Применяйте наше средство и Ваша голова станет такой же как у Мих...).
Итак, Мопти. Перрон. Экипаж обедает и готовится лететь дальше. Я проветриваюсь под крылом, беседую с подошедшим мэном. Откуда-то взялся английский язык. Вроде бы уже два дня не пил крепких напитков. Показались пассажиры. Боже, сколько их. Вроде бы кроме нас на перронене больше никого нет. И мы - не Боинг-747. Разместились по местам. Взрослые в кресла, дети (а у каждого по одному-два) - на коленях. Наша бортпроводница - округлая девушка с сумкой, как у трамвайного кондуктора, ходит по салону (не водичку разносит, а собирает деньги за проезд (пролет). Снова в сознании возникла полоска 1500 м, сверзнутые бульдозером баобабы на КПБ и температура наружного воздуха ближе к 40 градусам, чем к тридцати.
- Ребята, а как с водичкой для впрыска?
- А у нас нигде это не применяется.
Порулили, побежали. В конце полосы оторвали корабль от раскаленной земли, освежили лежащие и стоящие баобабы и полетели дальше.
Тумбукту ничем не отложилось в памяти, а конечный пункт маршрута - Гао - запомнился приличной полосой и пустынной местностью. Невдалеке от того места, где мы закончили пробег, метрах в 100 от ВПП, как монумент, стоял высокий араб в белом, развевающемся на легком ветерке балахоне и белой же чалме. Рядом - белый верблюд. Красивое зрелище.

Пока прерываюсь. Далее - ночные полеты и завершение работы в Эр Мали.
Если надоел или неинтересно прошу честно предложить
сменить тему или переключиться на новости.

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями.
Viktor
18.04.2007 17:01
Ветеран ГА:
Ни в коем случае, не прерывать, Михаил Иванович !
Благодаря живописному повествованию и специфической тематике, я словно в виртуальном, с авиационным уклоном, клубе кинопутешествий побывал:)
Спасибо ! Ждём продолжения:)
Штопарян
18.04.2007 17:12
Да уж, бывало и на 200 метров уходили...
скромный
18.04.2007 17:21
Ветерану ГА:
Хотите честно? - пожалуйста.
После Ваших замечательных рассказов почти перестал обращать внимания на телевизор (кроме главных новостей, культуры и спорта)
Надеюсь, не один я жду продолжения повествования.
С уважением, Ваш читатель.
Alaport
18.04.2007 20:15
Лето 1980 года в Алма-Ате было особенно жарким. Продолжительѓная высокая температура воздуха создавала дополнительные серьѓезные проблемы. Вылеты некоторых рейсов, выполняемые на самолетах с реактивными двигателями, приходилось переносить на более позднее время суток в ожидании вечернего понижения темпеѓратуры. Да, еще район города Алматы имеет свои специфические рельефно-климатические условия. Близость высоких ледниковых гор в сочетании с высокой температурой воздуха у их подножия, как праѓвило, способствует образованию различных аномальных метеоявлеѓний (турбулентных ураганных ветров, вихревых нисходящих и восходящих движений воздушных потоков), опасных для полетов. Они особенно часто возникали в то лето, притом внезапно и даже в ночное время суток. Аномальные метеоявления представляют серьезную опасѓность для полета, в основном, на взлете и посадке. Однажды мне даже пришлось прекратить аэродромную тренировку из-за сильной болѓтанки. В ту пору я уже около года, как не занимался вопросами оргаѓнизации летной работы. В декабре 1979 г. в связи с изменениями структуры управления в ГА меня назначили первым заместителем начальника управления по производству. А это должность нелетная. Но мне по ходатайству нашего начальника управления Н. А. Кузнецоѓва (я до этого 9 лет работал первым замом по летной службе) миѓнистр ГА разрешил продолжать летать и сохранил все летные льготы. Поэтому я как любой пилот продолжал регулярно проходить все виды тренировки и проверки техники пилотирования в установленные сроѓки. И мне предстояло пройти очередную проверку в рейсовых услови-

ях. Я уже около месяца ждал проверяющего из Москвы. И вот утром 7 июля, где-то около 10 часов, мне звонит из аэропорта ведущий пиѓлот-инспектор УЛС МГА (управление летной службы) В. Зубченко и сообщает, что прилетел, чтобы проверить мою технику пилотироваѓния, и тут же предложил мне лететь сегодня вечером рейсом № 4228 в 21.30 в Симферополь. Времени для отдыха у нас было достаточно. Я согласился. Позвонил в летный отряд, дал соответствующее расѓпоряжение о замене экипажа этого рейса и подборе мне экипажа для выполнения проверочного полета. Но где-то через час В. Зубченко звонит опять и предлагает изменить наш план полета, мотивируя это тем, что из-за непривычной для него жары он просто не успеет отдохѓнуть к этому рейсу. Договорились перенести наш полет на следуюѓщее утро на Москву, пришлось переиграть все обратно.
Конечно, никаких предчувствий о страшной судьбе этого рейса ни у меня, ни у Зубченко не было. Одна случайность вела к тому, что через несколько часов я мог оказаться за штурвалом Ту-154 в катастѓрофической ситуации. Другая случайность отвела от меня эту угрозу и отправила основной экипаж рейса, где командиром корабля был Ю. Кулагин, в последний полет.
Вечером дома я уже собирался ложиться спать, ведь завтра с утра - в полет. Вдруг - телефонный звонок. Диспетчер производственно-диспетчерской службы управления сообщает, что минуту назад на взлеѓте с курсом 232 градуса упал наш самолет Ту-154, рейс № 4228, начальник управления уже знает. Я быстро созвонился с главным штурманом управления И. Г. Назмутдиновым, и через полчаса мы уже были на месте катастрофы. Там шли спасательные работы, тушили пожар, много санитарных машин стояло вокруг без движения - им делать было нечего. Родственники погибших уже на следующее утро побывали на месте падения самолета и увидели своими глазами, что от него осталось. Никаких надежд на чье-либо спасение быть не могѓло.
Катастрофа произошла рядом с аэропортом на окраине города. Самолет упал на небольшое поле, отделенное оврагом от массива частного жилья, прямо по курсу взлета всего в пяти километрах от торца взлетно-посадочной полосы. Крайние дома сильно пострадаѓли, и лишь по случайности среди жильцов не было человеческих жертв.
Среди пассажиров было много семей, летевших на отдых с детьѓми. Погибли все и весь экипаж - всего 160 человек.
........
Ветеран ГА
18.04.2007 21:58
Все. Совсем меня захвалили и начинает появляться звездная болезнь. Пока на уровне нанотехнологии. Но и Эверест из атомов сложен. Пошли летать дальше.

Отлетал с экипажами днем. Уже к следующему полету они мне представили схемы захода в аэропортах, рассчитанные по привычному нам прямоугольному маршруту. Начали готовиться к ночным полетам в аэродромных условиях, т.к. ночью, да и то с ограничениями, работал только Бомако. Осталось поспать немного. Договорились о времени готовности к отъезду в аэропорт и разошлись на отдых. Дело к 12.00. Температура воздуха начала подползать к сорока градусам. При всей моей любви к теплым краям - это уже явный перебор. Добрел по раскаленному асфальту до торгпредства, попил прохладной водички и плавным африканским ходом двинулся к жилому корпусу, огороженному высоким глухим забором с приспособлениями, исключающими проникновение посторонних любопытных лиц. У забора, как всегда, на грязных тряпках лежит нищий. Что-то бормочет про себя. Мне торгпредские потом сказали, что ему тайком подвозят очень не нищенские продукты питания, а в тряпках у него спрятана радиостанция, в которую он и бормочет "что-то про себя". Эта деталь к делу не относится. В конце концов каждая разведка мира находит свои способы наблюдения. Мы привыкли своих называть разведчиками, а чужих - шпионами. А делают они свое дело одинаково, только векторы их усилий направлены в противоположную сторону. Лежит, и пусть лежит. Мои интересы большей частью относятся к содержанию холодильника, в котором даже борщ есть. Но по такой жаре лучше бы окрошку. Но квас далеко. Ничего подходящего для замены нет. Скучно мир живет. Зато хорошо охладилась половинка арбуза. Думаете, вот нарежет сейчас этот арбуз и жадно начнет выгрызать сладкое содержимое. Да так, что розовый сок окрасит щеки до ушей и будет стекать по подбородку. Не угадали. Я беру половину французской булки (это такое метровое полено)и ложку. Ложкой я элегантно выбираю прохладное красное содержимое и с удовольствием ем с булкой. С детства люблю есть арбуз с хлебом. Но вот не нарезая - только в Мали начал. Потом этим методом пользовался и в других местах, но так вкусно не получалось. Для этого нужен искрящийся, созревший на корню арбуз, а не то резиновое, сорванное недозревшим и подбитое при перегрузке, что продается на московских арбузных развалах.
После короткого сна в условленное время вышел снова к лежащему агенту, сел в подошедшую длиннющую автомашину "Вольво", уже собравшую экипаж командира Силла Жейкне, и тронулись мы в сторону аэропорта. При выезде из города мы должны пересечь по мосту реку Нигер, но когда мы были уже метрах в пятистах от реки все вокруг внезапно потемнело. При въезде на мост нашу автомашину и все другие движущиеся средства накрыла стена ливня и грохота. Встречный мотоциклист, то ли столкнулся в потоке воды с бордюром, то ли просто поток выдернул из-под него мотоцикл, беспомощно стал барахтаться в воде. Ему на помощь потянулись руки из маршрутного такси, типичного для Африки и Азии: легковой автомобиль с кабиной для водителя и платформой для пассажиров, имеющей две лавки вдоль невысокого бортика и тент на дугах, идущих от бортов.
Наша машина уже гребет воду радиатором, но двигатель работает и мы едем. На середине моста ливень также внезапно прекращается, как начался, вода стремительно несется в обе строну к берегам и, вдруг, наше переднее колесо устремляется вместе с потоком, а левая часть машины опускается во все еще бурлящий поток. Финита. Приехали. Ясно, что в такой обстановке нам уже нет нужды ехать в аэропорт. Но ведь и обратно нужно добираться. Как только вода освободила мост, командир Силла выбрался из машины и остановил идущую в противоположную сторону маршрутку. Поговорил с водителем и подошел ко мне.
- Командир, я договорился с водителем. Он вас подвезет прямо к дому.
Втискиваюсь между задним бортом и черными телами, опасливо оцениваю ситуацию. Вид у моих попутчиков совсем не благородный. Ночь. По сторонам погромыхивает. Темень такая, что видны только детали светлые одежды пассажиров в свете фар встречных машин. Но ничего больше не произошло. Видно, на сегодня лимит острых ощущений исчерпался. Машина остановилась у торгпредства. Я вышел с "мерси, месье" водителю и застал привычную картину.
Под забором, укрывшись какой-то парусиной, спал "нищий", надежно охраняя наш покой. Как он пережил этот ливень, осталось для меня загадкой.
Отлетали ночные полеты в следующие две ночи благополучно.

Следующие дни - это привычная для меня бюрократическая часть. Она не так интересна, но для завершения повествования о ней рассказать необходимо. Так что, до следующего поста, уважаемые мои читатели. Мне также интересно читать Ваши впечатления от прожитого. Пожалуйста пишите.

Вот и сегодня мой коллега и сосед рассказал короткую историю, правда уже не из полярной жизни, а из более привычной - химической.

Инспектор управления Ш. после каждого вояжа по проверке оперативных точек авиахимработ привозил анекдотические случаи. А в это время всеми силами боролись с употреблением спиртных напитков.
Комиссия управления накрыла экипаж неожиданно, проверила все, что нужно было проверить, дала замечания по недостаткам "все еще имеющих место быть", но по главному пункту проверки - обнаружению спиртного, а это в основном и как правило, - качественный самогон - успех комиссии оказался нулевым.
Собрались уезжать.
Ш. еще раз подошел к противопожарному щиту, который расположился в установленном для него месте рядом с ящиком с песком, полюбовался свежеокрашенными инструментами и новеньким огнетушителем. Попробовал его на вес:
- Молодцы, ребята. И инструмент на месте и огнетушитель заряжен.
Когда все отошли к РАФику, Ш. подошел к командиру.
- Слушай, Костя, мы уж с тобой два десятка лет занимаемся этой химией. Ну не верю я, что ты больной на голову и ничего у вас нет. Только для меня скажи: где?
- Алексеич, разве только для тебя. Оставайся, найдем.
- Да нет, я к не к этому. Просто обидно. Совсем нюх потерял.
- Ну ладно, скажу, Алексеич. В огнетушителе.
Ветеран ГА
18.04.2007 22:04
Alaport:

Да, помню я этот случай. Подписывал Зубченко задание на эту проверку. Неужели я слышу Мадигожина?
Ветеран ГА
19.04.2007 00:17
Ура, "деды". Уже 19 апреля. Скоро праздник. Нет, не то, что вы думаете. Через месяц День пионерской организации. А, как говорится, что стар, что мал...

Спокойной всем ночи.
Viktor
19.04.2007 00:21
Alaport:)
Ветеран ГА: Похоже, вы недалеки от истины, М.И.

C позволения "дедов", добавлю немного лирики
:)
'Травка':
......Я смотрю на проплывающие, зелёные сочные поля, покрытые просто огромным, количеством маков и любуюсь этим чудом природы, которое просуществует очень недолго, - максимум, неделю. Южный Казахстан - вообще, очень интересное и красивое место - здесь, кроме сочных зелёных полей, много чего, на что интересно, мне, во всяком случае, посмотреть, а работать, тем более, интересно.
Меня толкают в спину и повернувшись назад, вижу протянутые, "тетрапачку" молока и полбатона хрустящего хлеба. Да, молочка с хлебом, с удовольствием "поклюю". Благодарно киваю девушке - наблюдателю, моему 'заказчику', от института растений.
....Мы летаем по 'травке', только, это не та, которую курят, а которая просто растёт, покрывая землю, красивым зелёным ковром, радующим наш глаз:)
Мы обследуем поверхность земли в Казахстане, и сейчас идём, по территории Чимкентской области, постепенно смещаясь, в сторону безжизненных, выгоревших степей, песков, солончаков, в сторону Кзыл-Орды, на северо-запад.Девушка и молодой человек с ней, фотографируют, делают зарисовки.
Там, где они просят, садимся, и они берут пробы растительности, регистрируя в специальном журнале.
Я ем хрустящий батон, запиваю тёплым, отличным молоком и радуюсь жизни.
Наверно, многим знакомо ощущение радостного ожидания, когда проснувшись утром, в детстве, мы вспоминаем, что нас ждёт сегодня что-то хорошее, радостное. И от этого, волна тёплой радости поднимается и теснит дыхание, пусть это, просто рыбалка с друзьями или встреча мельком, с девочкой из соседнего двора, которая нравится тебе, но ты этого, ещё не осознаёшь.
Меня радует всё, как у всех в молодости, когда всё удаётся, когда ты занят полезным делом, радует хорошая весенняя погода, перемежающая солнышко с быстро пролетающими тучками.

Доедаю батон, отпиваю молока и сдвинув блистер, выбрасываю пакет.....
И:И, меня обдаёт до пояса, хорошим душем из мелких капель, вырвавшихся из пакета и влетевших обратно, в кабину, в виде облака. Я застываю на мгновение, обалдевший от такого поворота событий, но в следующую секунду, мы уже смеёмся, до коликов в животе.

Мой экипаж: техник Миша Л., двое ребят из института растений, и ваш покорный слуга, радостно ржём, сами над собой, а может быть, это молодость рвётся из нас в виде хорошего настроения.
Под нами Тамерлановка, узкая речка, берущая своё начало в горах, она впадает в водохранилище. Сажусь на берегу речки, мы купаемся, а я устраиваю быстрые постирушки, - лёгкая летняя рубашка без рукавов, моментально высыхает на тёплом ветру, а брюки, я повесил на плечики сзади, в пассажирской кабине, и просунув палку в дверь, притянул её за ручку внутрь, получился неплохой сквознячок, - будет прохладно в полёте, да и брюки быстрее высохнут.
Мы взлетаем и идём дальше, делая зигзаги и подсаживаясь, то здесь, то там. Вот впереди, стала вырисовываться, стариннейшая усыпальница Ахмед Ясеви, рядом со старинным-же, городом Туркестан. Говорят, здесь хозяйничал когда-то, 'хромой Тамерлан', воитель-завоеватель востока, в старину. Очень красивое, в восточных мотивах, украшенное мозаикой в голубых, - небесных тонах, здание. Делаем круг, другой, рассматривая его со всех сторон.
Внизу, мальчишки несутся стаей за тенью вертолёта, машут нам и видимо, что-то кричат. Может, как я в детстве, увидев самолёт, вместе с другой детворой вопил: самолёт-самолёт, унеси меня в полёт, а может быть на своём языке, у них, другая считалка.
Мне нравится певучий, местный диалект, особенно, когда вечером, в деревянной чайхане, обязательно над журчащим ручьём, пьют ароматный чай и о чём-то, подолгу беседуют аксакалы в расшитых тюбетейках, лёжа на боку на постеленных покрывалах, прямо на досках, посмеиваясь и потягивая глоток чая из пиалы, похоже считается, что чем меньше налито, тем больше уважения к гостю.
....Ладно, ребятня, мы пошли дальше, нам надо выполнять свою работу, хоть и не хочется уходить в безжизненные пески.
Справа, вдалеке, проплывает ущелье , темнеющее и змейкой уходящее вглубь гор Каратау - что означает 'чёрные горы'. Там, на выходе из ущелья, мы стояли с геологами прошлый сезон, прямо на берегу, вырвавшейся из горного плена, речушки.
Жили в старом, заброшенном доме, а вертолёт стоял в пятидесяти метрах, тут же.
В речке ребята ловили, невиданную доселе, вкусную рыбу, а отлетев вечером, после работы на юг, километров десять, садились на бахче и меняли керосин на сладкие, пахучие дыньки. Днём делали работу в горах, а вечером коротали время, кто за чем.
В один из таких вечеров, когда над горами сгустились тучи, но дождь всё не шёл, и не шёл, я увидел, как снизу, из долины, в сторону гор, стремительно движется луч света. Толкаю рядом стоящего Валерку, геолога, и показав на луч, говорю: кто-то убиться на мотоцикле, наверно хочет. Мы стали наблюдать за лучом и вдруг, не веря глазам, увидели, что луч повернул в нашу сторону, сверкнул синевой, а затем, довернув ещё, понёсся назад, в долину, но вопреки здравому смыслу, не вниз, - под уклон, а вверх, - в тучи !
И ушёл ведь в тучи, навсегда растворившись во мгле. Мы долго молча стояли, а потом возбуждённо стали обсуждать, что же это было. Ничего вразумительного придумать не смогли, кроме как предположить, что это был НЛО.
Позднее, я читал или видел по телевизору информацию, о частом появлении НЛО в местах месторождений полиметаллов.
А там, где мы стояли, недалеко была разработка месторождения полиметаллов.
.......Мы берём пробы растительности возле р.Сыр-дарья, могучей и древней реки, наверное в переводе 'желтая', потому что вода в ней всегда мутная, перемешанная с глиной. Наверняка, она помнит битвы на своих берегах, в средневековье.
Там, южнее, почти в самой нижней точке КазССР, мы стояли в крошечном аэропорту городка Чардара, обслуживая лесоохрану.Ходили вдоль Сыр-дарьи вверх, километров за сто пятьдесят, двести, - тушили пожары, возникавшие по воле местных чабанов, которые считали испокон веков, что на выгоревшем месте, лучше трава растёт, а значит, корм для скота качественней. Сам уклад жизни местного населения, влияет на природу, да ещё и современная цивилизация привносит свою лепту: то 'химии' подсыпем в землю, то речку вспять повернём. А потом, ноем, плачась из-за катаклизмов; она ещё терпит нас, пока, природа, но, -пока ! И терпенье её, не беспредельно !
....Меня зовёт диспетчер Чимкента и спрашивает, где мы сегодня будем ночевать. Пишу записку 'заказчику' и они посовещавшись, пишут ответ : давай вернёмся в Джамбул, а завтра, пойдём по северной стороне гор Каратау, прямо на Кзыл-орду. Я мотаю головой, не получится, слишком большой подлёт туда-обратно, и предлагаю заночевать в аэропорту г.Туркестан.
Там нет ничего, кроме помещений для отдыха, а нам ничего и не надо - у нас, всё с собой. От кипятильника и чая, до хорошего шмата сала с чесноком и краюхи чёрного хлеба.
Народ соглашается и об этом решении, докладываю Чимкенту.
Ночуем, а наутро, умывшись из умывальника на улице, и перекусив зеленью с сальцем и хлебушком, взмываем в небо, работать дальше.
Проходим местечко Баба-ата, - здесь, раньше, был город или крепость. Издалека видны, остатки мощной, крепостной стены из глины. Она обращена воротами на север, видимо, когда то, в этом месте проходили караваны, из погонщиков и верблюдов, - кораблей пустыни, способных выживать в условиях, когда всё живое, гибнет под палящими лучами, южного солнца. Заказчик машет, - давай посмотрим и мы садимся прямо на стену, 'выключаемся' и разбредаемся, осматривая крепость-не крепость, город-не город.
Всё таки, как хорошо строили раньше, столько лет, стоит эта стена, медленно разрушаясь, под влиянием неумолимого времени и воздействия воды, ветра и солнца.
Снизу, из-под стены, где виден был полузасыпанный проём ворот, раздаётся такой визг, что у меня закладывает уши. Мы бросаемся туда и видим нашу девушку, которую бьёт крупная дрожь; она визжит и показывает пальцем на стену. А там, в глубокой нише, подальше от света, сидит и никого не трогает, бархатная летучая мышь, быстро поводя своими длинными ушками.
Какая красавица, - говорю. Девушка негодующе смотрит на меня, а я показываю на иссинечёрные крылышки и бусинки глаз, пещреной обитательницы, - какая красавица, повторяю, и получаю в ответ, недовольное сверканье чёрных глаз, нашей 'работодательницы'.

....Мы мотаемся по степи и пескам полдня, а ночевать, уходим в Джамбул.
Конец нашей короткой командировки, - завтра пойдём домой, в Алма-ату, - пятьсот км, и мы, - дома. Возвращение домой, из командировки, сколько бы она ни длилась, самое приятное для меня, занятие. Заказчики говорят, что, дней через пять-десять, пойдём в любимое мной, низовье реки Или; там квадрат 300 х 300 км, хватит неделю работать, эх и накупаемся в Или, а потом, - в северный Казахстан, где природа, закачаешься !
Всё лето впереди, хорошо бы опять нас, с Мишей послали, по 'травке' работать, но это, уже, как повезёт.
80-е годы.
Alaport
19.04.2007 05:06

"Экстремальные полеты" Мадигожин Т. М.

Командир экипажа этого самолета Ю. Кулагин был одним из наиболее надежных и подготовленных летчиков. Он уверенно, безо всяѓких срывов, прошел все ступени становления командира воздушного лайнера. Мне не раз приходилось летать с ним. И я хорошо помню, как проверял его на допуск к полетам на этом самолете в качестве командира воздушного судна.
1979 год. Шла не совсем для нас понятная война в Афганистане. Наши самолеты Ил-18 из Карагандинского авиаотряда регулярно выполняли транспортно-грузовые полеты в Кабул, базируясь в Ташѓкенте. Кроме того, эпизодические полеты на Ту-154 мы выполняли прямо из Алматы. Так что наши экипажи имели представление об особенностях полетов над Афганистаном.
Поэтому мы не удивились, получив срочное задание из Москвы: выполнить полет на двух самолетах Ту-154 в Венгрию для доставки оттуда солдат в Душанбе или, при возможности, прямо в Кабул. Заѓдание очень срочное и ответственное. В 6 часов утра следующего дня надо было уже прибыть на военный аэродром Мезёкевешт, располоѓженный на территории Венгрии. Я немедленно поехал в авиаотряд. В штабе меня уже ждал командир летного отряда Н. Черкасов. Времеѓни оставалось очень мало. Было невозможно обычным порядком бысѓтро собрать на два экипажа летный состав, имеющий все допуски для выполнения загранполетов, да еще летом, когда весь летный соѓстав загружен до предела.
Пришлось использовать тех летчиков, которые оказались в аэроѓпорту в это время по какой-либо причине, но не должны лететь в плаѓновый рейс. Решили так: на одном самолете летит пилот-инструктор учебно-тренировочного отряда В. Аверичев со своим инструкторским экипажем, как раз прибывшим в аэропорт на тренировку, а на втором - я со сборным экипажем. Заодно руководство отряда попросило меня проверить второго пилота на допуск к полетам на самолете Ту-154 в качестве командира воздушного судна. Этим вторым пилотом и был Ю. Кулагин. Он успешно прошел всю программу ввода в строй, летал вторым пилотом и ждал официальной проверки, которая все время откладывалась из-за большой загруженности командного состава летного отряда в летний сезон.
Проверка для него получилась вполне неожиданная - ни он, ни я еще в первой половине дня не знали, что нам придется лететь по этому сложному маршруту без предварительной подготовки. При заѓходе на посадку на ведомственном аэродроме в Мезёкевеште выясѓнилось, что система посадки там устаревшая, полностью использовать возможности оборудования Ту-154 не получалось, а погодные услоѓвия - исключительно сложные. На аэродроме стоял густой утренний туман. Но в самолете пассажиров не было, поэтому мне представиѓлась возможность проверить Кулагина, действительно, в сложных усѓловиях (как при тренировках).
При заходе на посадку Ю. Кулагин с обязанностями командира корабля справился уверенно (я находился на правом пилотском сиѓденье - место второго пилота при обычном полете), показав очень хороший уровень подготовленности.
За год, прошедший с того дня до авиакатастрофы, Ю. Кулагин приобрел большой опыт и имел квалификацию пилота первого класса. Его непосредственные летные командиры характеризовали Кулаѓгина как требовательного и пунктуального в исполнении летных законов пилота. Так что было очень трудно поверить в то, что он мог допустить серьезные нарушения.
В первую очередь это касается возможной перегрузки самолета. Командир экипажа знает, что значит взлетный вес самолета, лучше, чем кто-либо, он рассчитывается с учетом длины взлетной полосы и температуры воздуха. В те годы летчики тяжелой транспортной авиаѓции были уважаемыми и относительно обеспеченными людьми, у них было мало причин участвовать в каком-то сомнительном бизнесе, заѓгружая в самолет посторонний неучтенный груз.
Все прекрасно понимали, что рейс будет полностью загружен людьѓми, уезжающими на отдых в разгар курортного сезона, и никакого дополнительного груза самолет взять не сможет. Вес официально сданного багажа пассажиров был задокументирован и не приводил к перегрузу самолета.
Существует, правда, одна особенность летной практики, которую люди несведущие могут принять за опасное нарушение. Иногда слуѓчалось так, что на маршруте был сильный встречный ветер, а запасѓный аэродром находился на предельном по запасу топлива расстоянии от аэродрома посадки. В такой ситуации запасный аэродром практиѓчески исключается, и полет был бы рискованным. Однако выход есть - надо взять в дополнительный бак на 500-600 килограммов топлива сверх максимально допустимой взлетной массы. Кажется - вот оно, нарушение! Но это только так кажется. Самолет не будет взлетать с этой массой - как раз 500-600 килограммов керосина он расходует еще на земле, во время движения по рулежным дорожкам и ожидаѓния на предварительном старте. Поэтому в итоге решение командиѓра экипажа снижает риск для самолета, делая доступным запасный аэродром и не приводя к превышению предельно допустимой взлетной массы.
К взлетной массе самолета, причем любого, летчики относятся очень щепетильно. Они хорошо знают степень загруженности самоѓлета, физически чувствуют опасность перегрузки, особенно во время взлета. Перегрузка немедленно ухудшает все летные параметры саѓмолета, и данные об этом однозначно фиксируются в записях черноѓго ящика-самописца. Конечно, опытный командир Ю. Кулагин и хорошо подготовленный экипаж с проверяющим на борту не могли допустить перегрузки.

Ветеран ГА
19.04.2007 08:07
Alaport: Viktor: И всем, сидящим молча!

Доброе утро и добрый день!

Viktor:

Alaport: Вспоминаю наше расследование ЧП, когда очень нетрезвый "Чкалов" на самолете Ан-2 убил себя и местных жителей. Я тогда тебе очень был благодарен за работу, сделанную до моего прилета. Практически, все уже было сделано. Даже в те времена немного было таких специалистов, способных свободно ориентироваться во всем спектре эксплуатируемой техники и видов деятельности авиации.
Кстати, Жора Жидков (СКУ ГА - Южное УГАН аэропорт Ростов-на-Дону) недавно проявил себя в новостной части avia.ru.
Пытался задеть его на форуме, но он явно не проявляется.
Московские ветераны МГА активны. Васин И.Ф., Смирнов О.М., Дарымов Ю.П. и другие бывшие руководители министерства активно стараются удержать отрасль от полного организационного краха.
Грубий Б.Д. до последнего дня активно занимался попечительским советом Бугурусланского ЛУ. Светлая ему память. Многому он нас научил.
Я доработал в ВКК до 2004 года. Очередная реформа и политика по снижению среднего возраста в аппарате - и мы с И.С.Сенчиловым были исключены из штата, но продолжали работу в ВКК, как работники ГосНИИ ГА. Иван так и продолжает работу, а я ушел в АУЦ авиакомпании и помогаю в разработке документов в нынешней Федеральной службе. В ноябре перевалил в восьмой десяток.
Однако, в Москве начался девятый час. А у меня еще куча дел до выхода на работу. Но эта куча - дела со свидетельствами, протоколами. Сделали очередной выпуск первоначалки бортпроводников.
И сегодня нужно завершать дела с сертификатом АУЦ. Так что, до вечера. Может удасться первым занять место у компьютера с интернетом.
Viktor
19.04.2007 08:31
Ветеран ГА:
Доброе утро, Михаил Иванович !
Уважаемый "Алапорт", когда-то, дал мне путёвку в самостоятельную жизнь, на МКК КУГА на Ми-1, за что ему спасибо ! Вопрос был: а волков стрелять будешь ?
Ответ, думаю, не нужно комментировать...
:)
Ветеран ГА
19.04.2007 08:46
Виктор! У тебя что, десять мониторов и штат операторов? Как ты успеваешь выдавать сертификаты и вести кучу веток?
Viktor
19.04.2007 09:56
Ветеран ГА:
:)
Viktor
19.04.2007 09:58
Как сказал Борис, на одной из веток, ...меня(его), уже жена к компьютеру ревнует:)
И мне недолго ждать осталось:)
Арина
19.04.2007 10:00
Как же мне хорошо со всеми Вами на этой ветке!
Приятно и спокойно.Спасибо всем!
авпассажир
19.04.2007 10:16
Спасибо, все рассказы очень интересные, читаются на одном дыхании. Большую часть рассылаю друзьям почитать.
А в Душанбе бывал кто-нибудь?
Арина
19.04.2007 19:03
Ребята, дорогие!
Выпускники самого "большого деревообрабатывающего комбината" в Мире!/На мой вопрос - почему?/-" Принимали дубов - выпускали липу"- был ответ.
Это же ваши шутки!Надеюсь, Вы такие же- смешные, дорогие мальчишки! Ждем Вас здесь!
19.04.2007 19:54

Это отрывки из книги:
"Экстремальные полеты"
Мадигожин Т. М.
Так, что извините пожалуйста, что ввёл Вас всх в заблуждение.

Как правило, явление "сдвиг ветра" возникает внезапно. Докуменѓты ИКАО определяют его так: "Изменение направления и (или) скорости ветра в определенном слое (порядка 100 метров) атмосферы, которое может сочетаться с турбулентностью и (или) сильными верѓтикальными потоками воздуха". В зависимости от перепада скорости воздушного потока в разных частях зоны "сдвига ветра" это явление классифицируется по степени опасности на три категории. Самая высокая степень опасности присвоена перепаду скорости ветра в 100 и более километров в час в слое воздуха 100 метров.
Понятие "сдвига ветра" объединяет атмосферные явления самоѓго опасного масштаба - их размер слишком мал, чтобы быстро изменить скорость самолета (хотя стрелка указателя скорости среагирует), но достаточно велик, чтобы сильно повлиять на его аэродинамичесѓкие качества (подъемную силу). Основной смысл введения этого поѓнятия (сдвиг ветра) заключается в том, чтобы отличить эти явления от обычного ветра и от турбулентности. Обычный ветер означает горизонтальное движение очень больших воздушных масс Для самоѓлета ветер представляет собой проблему только в момент захода на посадку, когда необходимо с большой точностью удерживать самоѓлет по заданной линии на глиссаде, то есть когда пилоту необходимо непрерывно учитывать параметры движения самолета, ветра и точки линии глиссады. Это требует от пилота большого уровня мастерства, но вполне достижимо.
Но совсем другое дело, когда самолет на этапе взлета и посадки попадает в зону сдвига ветра, где происходит непрерывное и быстрое изменение направления и скорости движения воздуха, сильно влияющее и изменяющее параметры движения самолета. И для восѓстановления их предусмотренной по инструкции величины вблизи земли у пилота может не оказаться ни времени и ни высоты. Локаторы не обнаруживают "сдвиг ветра", прогнозировать его трудно. Часто сдвиг ветра возникает в грозовых облаках и в области столкновенияразличных по своим физическим свойствам воздушных потоков, однако может возникать и в изначально малоподвижном воздухе. Документы ИКАО официально относят его к опасным внешним воздействиям среды на полет самолета.
По статистике ИКАО в 1980-1990 годах в мире в среднем происхоѓдило три катастрофы тяжелых транспортных самолетов в год, свяѓзанных со сдвигом ветра, и все они в районах с особыми рельефом или климатом.
Ветеран ГА
20.04.2007 00:12
Доброй ночи!

Вернулся с ветки, где пассажиры бегают по салону с выпученными глазами и прислушиваются к работе двигателей. Этим и навеяно воспоминание о самолете Ан-2, на котором мы в экспедиции никак не могли довести до ума гироиндукционный компас и барахлил высотный корректор. Описывемый ниже полет - это возвращение на базу.

Самолет не всегда ведет себя так, как ему предписано.
Должен лететь до самого потолка. Так один летит и выше, а другой не хочет. Чего-то ему недокрутили. Или закрутили очень сильно. А может вообще ничего не прикрутили.
Как-то достался мне такой вот самолет. Сплошные недокрутки. Бывают такие совпадения. Классики это называют: пожар в бардаке во время наводнения. Извините за грубое слово. Написал сначала "в публичном доме" и смысл классической формулы исчез. Это также как при переводе на английский "баба с возу - кобыле легче". А обратный перевод - "леди вышла из экипажа - лошадь поехала быстрее".
Так вот этот самолет не хотел лететь на высоте 3000 м. Вернее, он хотел, но не мог. Как только наберешь высоту 3000 м - двигатель у него останавливается. Винт хоть и вращается, а что толку - это от набегающего потока воздуха (это для лиц, забывших, что такое винт). Мало того, что нормальный компас не работает, так еще и с двигателем проблемы.
А ниже - неуютные горы. Не Тянь-Шань, но впечатляют.
Когда сами летим - нет проблем. Снизились чуть, отдохнули от этого противного грохота - нажатие на рукоятку запуска - и мы снова не планер, а самолет. А этом полет очень специфический. В фюзеляже мой домашний скарб, а на струбцине между сидениями сидит жена. Очередной переезд из экспедиции в экспедицию.
Подлетаем к хребту. Я ей объясняю, что придется немного экономить бензин. Дорога дальняя, мало ли что. Может быть на запасной аэродром придется идти. Поэтому периодически будем выключать двигатель. Ты не переживай (Это на случай, если остановится).
Подходим к 3000 м - двигатель исправно останавливается. Снижаемся на 200 м. Запускаем. Еще раз повторяем процедуру - и все. Перевал позади. Снижаемся на любимую нашим двигателем высоту не испугав нашу единственную пассажирку.
Длительная командировка с постоянным проживанием в отрыве от базы окончена. Можно и замечания в журнал записать: ГИК не работает, высотный корректор необходимо отрегулировать.

С наступлением новой даты. И спокойной ночи.
SERDG
20.04.2007 00:13
Доброго времени суток, друзья!
На деда пока не претендую.Так, полудед.Годов 51 и12000 часов.Но ещё в строю.
История не со мной, но с моим коллегой и приятелем.
Было это в 1979 году на Чукотке, в солнечном Певеке.
Работали мы с ним бортмеханиками на МИ-4.Работы были разные-съёмка, облёты разные, транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза, берём одного или двух охотников и летим по памятным местам оленьих пастбищ, а они сегодня здесь, завтра там.Но у нас карты, охотник, вобщем все, что нужно.
Вокруг каждого стада, а это несколько сотен голов(до тысячи)пасётся стая волков, которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось, но тут им повезло.Нашли стаю, и началась охота.
В двух словах-надо зайти на стаю и погнать вперёд.
Волки бегут прямо, за вожаком.Надо стать параллельно, уравнять скорость, а дальше снимаем десантный люк, и охотник из карабина щёлкает их как в тире.К слову сказать лиса, как только с ней поравняешься, уходит под вертолёт или останавливается.
Не даром сказки про её хитрость сложены.
Так вот.Набили они тогда штук 7 или8.А Чукотские волки горные или ещё их называют горбатые-ребята не слабые.
Вобщем собрали добычу, попили чайку и домой.
Летят.Волки кучей, чукча кемарит на сидушке у входной двери, экипаж занят делом.
Вдруг механик чует, что кто-то его за унт хватает.(Для тех, кто не знает-Механик на МИ-4 стоит в полёте на стремянке наполовину в пилоской кабине, а ниже пояса в грузовой).
Ну он думает, что это чукча хочет что-то спросить, опускает вниз башку и через мгновение уже сидит на шее 2го пилота.
Оказалось.Один из волчар оклемался, встал и решил из последних сил отомстить врагам.
В кабине есть кнопочка десантной сирены.
Командир, посмотрев в выпученные глаза механика и на оху ..го второго, который с перепугу ничего не понял,
на эту кнопочку нажал.Оба при этог чего-то орали, но в МИ-4 без СПУ услышать что-либо невозможно.
Механик уже висел вниз головой и наблюдал следующую ситуацию.
Сирена разбудила чукчу.Он открыл глаза, оценил ситуацию, зевнул, Достал из голенища нож, Подошёл по горе волков к супостату, ткнул его куда-то и пошел на свое место продолжать кемарить.
Механик до посадки так вниз и не слазил.
Вечером мы с ним скушали бутылку.(Молодые были, помногу не пили).
Ветеран ГА
20.04.2007 00:23
SERDG:

Рад приветствовать нового члена нашего клуба. Возрастные рамки у нас не по годам, а по зрелости. Судя по рассказу - вполне.
Пока наш ведущий Виктор спит, голосую за принятие в ветку в качестве полномочного чаехлеба. Наливаю пиалушку на одну треть. По азиатскому обычаю это означает полное уважение и желательность дальнейшего участия в чаепитии.
SERDG
20.04.2007 00:32
Ветеран ГА:
Спасибо!Постараюсь оправдать доверие!
Кое-что ещё можно вспомнить.Правда писатель я никакой.
Ветеран ГА
20.04.2007 00:41
С удовольствием прочитал. Ждем новых рассказов. Доброй ночи и приятных снов, если уже не доброе утро.
Донской
20.04.2007 07:19
Молодцы дедушки Только и ВВС и ГА работали в одном небе, и делить его не совсем корректно, особенно тем кто знает что такое заход в хламе.
Ну а , , Донского, , -- позывной в 70 х, в Литве ВВСники знают, просто прошли -- годы. Вчера встретил Смирнова
Александра Степановича , из Завитинска, в 1964 - 67 на АН - 8, там начинал, годы, и компьютера нет.
И в основном все дедушки без компа, вот и из - за этого и на форумах -- ветеранов не так много и встречается.
Viktor
20.04.2007 07:50
Доброе утро, ВСЕМ !
SERG:
С дебютом ! Согласен с Михаил Ивановичем, хорошо написано.Эта тема и мне знакома, про волчишек и хитрюг-лисичек.
А "перо отточите", не переживайте:)
Ждём новых публикаций.

"Донской":
И мы, об этом же, - предлагаем "не делиться, а складываться:) и умножаться:)"
Раз нашли способ "выйти в эфир", может быть, сможете, накапливая материал, периодически "выкладывать" сюда, то, что просится наружу......
У меня, как-то "умер" мой комп, так мотаясь по-городу, по делам, случайно "надыбал чудесную интернет-кафешку", где и приземлился по-вертолётному, не крутя схему:), на пару часов, окунувшись в эти волны....
BELL
20.04.2007 09:13
Спасибо, деды и полудеды. С утра чайку нальешь, попьешь с вами и можно за работу.
Viktor
20.04.2007 09:23
Bell:
:)
Маленький, пятницкий рассказик -
"от четвертьдеда"(подъезжаю к 60ти)

"Если Вам показывают руку с кулаком, то это не всегда означает - скажите, пжалста, сколько времени ?":)

.....Представитель из обкома, всё не звонил и не звонил. Мне уже надоело, сидеть наготове, как Савраске, запряженному в упряжь и ждущему кнута хозяина.
Хозяин у меня, поменялся не один, а около дюжины, от самого маленького, которому предстояло снять 'пробу', 'хто такой, этот Ми-2 и что он хочет', до другого, рангом повыше и ....... так мы и ездим, сначала самый маленький, потом, ну, дальше- вы уже знаете.

Практически за всё дежурство, Двоечки, я вылетал раз пять, остальное время - режим ожидания, самый изматывающий из всех, - уйти нельзя и лететь не надо. Пока не надо. Наша 'восьмёрка', убыла домой, как только схлынула напряжённость 'мокрых дел', - этот район, севернее Целинограда топит, как бы неожиданно - регулярно, каждый год, а мы регулярно, каждый год, как бы- аварийно, спасаем.
Вот и сижу я, посматривая на улицу, где дует, пока ещё, студёный, весенний ветерок, пронизывающий до костей; марток, говорят - не скидай порток. Наши окна в Целиноградской гостинице, с видом, на голую, в проплешинах тающего на глазах снега, степь. Пейзаж довольно унылый, если учесть, что, кроме проплешин снега, смотреть не на что.
Бока греет, добытый с боем, у 'заказчика', троллейбусный обогреватель, - чёрная, продолговатая, в крупную дырку фигня из листового железа, на кривых, железных же, ножках.
Иногда, скуку нам с Андреем, разгоняют, тихонько и робко скребущиеся звуки в дверь - девчонки - стюардессы, из дежурящих экипажей, замерзая в своих холодных номерах, от гуляющего по коридору, целинного ветерка, который здесь хозяин, - приходят к нам, отогреться. Тогда, обрадованные гостьям, ставим кипятильник, из куска спирали, намертво прикрученной к куску провода , вот этим то устройством, двадцатого века, кипятим трёхлитровую банку с водой - трёхлитровая потому, что медленнее остывает. Пьём чай, молчим, наши разговоры слабо поддерживаются, - у них на уме - скорей бы дежурство, в этой холодрыге закончилось, да домой, невзирая на 'наше, - на уме'. Мы с Андреем, видим, но делаем вид, что не замечаем, этой, маленькой хитрости, пусть греются, да и нам веселей. Вечерами смотрим, в ледянном холле, телевизор, одев на себя всё, кроме половиков. Так и коротаем день за днём. Хорошо хоть, - вдвоём.

Забренчал телефон у дежурной, как закашлялся и я, лёжа, высчитываю, куда, шоркая по полу, направлены шаги. В нашу сторону, однако, - ближе, ближе, стук в дверь- 'ребята, на вылет, звонили из АДП !'. Мы, с моим молодым, но очень ответственным и очень за это, уважаемым мной, авиатехником , Андрюшей Самородовым., отлежав все бока, резво одеваемся, берём нехитрые пожитки и слабой рысью, больше 'подогреваемой' леденящим ветром в спину, чем желанием бежать, трусИм, на аэродром, до которого рукой подать, -одна радость ! Шмотки беру с собой на случай, если порт, пока я 'борозжу просторы вселенной', закроется, тогда - 'придётся ночевать, где придётся'. Вот такая вот, тавтология. Ничего не поделаешь, весна, погода, - как настроение хорошенькой женщины - очень переменчиво! Меня это, сильно не тревожит, со мной представитель из 'самИх, - которая власть', если надо будет и ночью примут, только позвонит 'мой фюрер', куда надо. А лучше всего, ночевать на периферии, уж там то, высокому гостю, в каком-нибудь колхозе и баньку и бабАньку устроят, а мне, главное, что бы покормили, да спать, в тепле уложили.

Погодка 'сморщенная', донЕльзя и мы, цепляя винтом редкую, унылую, как вся природа здесь, облачность, подвывая 'гэтэдэшками', грея себе всё и под носом, в том числе, обогревом всего, что греется, тихонько продвигаемся галсами, на северо-запад, к Атбасару. Пассажир, деловито чертит что то, в блокноте, а я 'кручу', в полной тишине в эфире, - мы сегодня на МВЛ - одни.
Внизу - сплошные разливы воды, на сколько глАза хватает; оторопь берёт, откуда берётся эта уйма и куда всё девается, потом. 'Чихни' сейчас наша ласточка, притулиться будет некуда, - вода, вода, кругом-вода. Как в песне. Но ласточка 'чихать' и не думает и это правильно, - купаться, как и 'помирать нам, - рано-ва-то, есть у нас, ещё дома, дела'.
Прикидываю, сколько ещё, будем "гудеть", - пора бы, подумать и о заправке. Самое близкое место -Атбасар, небольшой городок, но имевший в то время, свой аэропортик.
Мой пассажир, словно прочитав мысли, сдвигает наушник и кричит: 'Высади меня на центральном шоссе !'
Это междугороднее шоссе, поднято над водой, насыпью, идущей от Атбасара, на юго-восток.
'Меня заберут на машине', - продолжает, пассажир, - 'заправляйся и, я тебя жду, возле посёлка', показывает рукой, в стороне, - 'через полтора часа !'

О'кей, как говорят якуты в Зимбабе, плюхаемся на шоссе, у стоящего одиноко, 'бобика', с брезентовым верхом и разбежавшись величаво по пустынному шоссе, как на ТУ, отрываю колёса и плавно и медленно, отворачиваю на Атбасар.
... Меня, ну очень шустро, заправили, быстро и чётко, наверно наш грозный вид, произвёл впечатление, а может, ещё почему, только через час пятнадцать, я уже наматывал круги над указанным мне, посёлком. Куда же, присесть то ? Посёлок, наверно, только вчера 'вынырнул' из под воды и вокруг , было не просто мокро, а ещё и очень грязно, если вы сможете себе представить, многовековую, степную грязь, после полуторамесячного пребывания под водой ! На его окраине, уныло потупив морды, стоят несколько тракторов, да торчит как х - н, водонапорная башня. Кручу круги, высматривая 'хозяина' и вижу, - во-он, вышел из дома, с высокой крышей, машет мне неопределённо, садись!
А где ? Прохожу пониже, чтобы рассмотреть под собой и вижу более-менее подходящую площадку, приличных размеров, примерно 30х30, в центре этого, безлюдного посёлка, возле бывшего клуба, наверно. Делаю медленный заход, чтобы мой пассажир, успел дотелепаться до площадки и понял, куда, я снижаюсь. Но тот, оказался очень резвым малым и уже показывает мне, падающему, как ворона, на площадь, что то. Однако настойчиво машет то. Похоже на крест, руками. Невзирая на его, казалось бы любому, понятные знаки, - мало ли, что мужик будет показывать, продолжаю снижаться, точно рассчитывая в центр площадки, когда до меня, доходит смысл скрещённых рук, но поздно, впереди и подо мной, уже летит вниз, как бич пастуха по ж-пе коровы, оборванный, телефонный провод, невидимый сверху, на фоне маслянисто-чёрной земли.

Взвыли всем, "семьюсталошадным табуном", двигатели, просаживаясь, замер, трясясь в неимоверном напряжении вертолёт на мгновение, в испуганном, замершем воздухе. Только не перетяжелить винт, тогда - точно, 'верный гроб', прямо посреди посёлка, -а у меня, почти тонна керосина, вот костёрчик бу-удет !

Но не-ет, мой верный, трудяга-вертолётик, отчаянно звеня моторами , загребая и взмахивая лопастями, в стылом воздухе, прогоняя его- вниз, вниз, вниз, только не каркая, по воле пилота-раздолбая, пытается спасти свою и его, жизнь.
Ууф-фф ! Ви-си-им !

А там, внизу, пассажир уже машет- садись нахрен, убрав крест из рук, и прячет лицо, от хлещущих, холодных струй воздуха. Сел ! Шеф заполз, ноги, по колено в маслянной жиже, машет - поехали !
Домой !?
Домой !!
Ни он про провода, ни я. Ни мур-мур.
Так и молчали, всю дорогу, он о своём, а я, про что-то, про своё

На аэродроме, осмотрел машинку и увидел полоску, тоненькую, узенькую царапину, на балке, перед передним подкосом, пяты. До вращающегося, хвостового винта, совсем близко. Намотай он провод на себя и была бы нам, маленькая хана.
(Хана, по казахски - помещение, комната, для чего-либо:-)).
То ли привычка, ещё с Ми-1, снижаться как ворона, круто, спасла нас с Двоечкой, тогда,
то ли, - просто, ещё 'наше время', с ней, не пришло, в тот час, одному Богу, известно.
А знаки руками, я стал, гора-а-аздо лучше, понимать !'
:-))
Viktor
20.04.2007 09:47
Ветеран ГА:
Забыл сказать про понравившееся мне, Ваше "ноу-хау" -"полёт волнами", для "экономии топлива":)
Как всегда, с тонким юмором изложено.
Спасибо большое !
SERDG
20.04.2007 13:53
Добрый день всем!
Спасибо за рецензии.
Попробую ещё-сильно не пинайте.

Как я уже говорил, на Северах на вертолётах основным видом работ была съёмка.Аэровизуальная, гравиметрическая, гамма-спектро-тырбыр мыр-магнитная и т.д.
В конце 70х весной(солнышко, тепло, всего -20)работали мы на гравике в Шмидтовском районе километров 150 на юг от побережья, в предгорьях Черского хребта.
В этом процессе участвовали, кроме экипажа, два оператора-геофизика(мы их называли геолухи, но они ребята с юмором-на больных не обижались).
И самое важное и ценное-гравиметры.Эдакие хромированные цилиндры диаметром 20см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер-пупер сверхточным.
Приборы были мериканьские и геолухи говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для рассчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было.Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, вобщем где угодно.Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.
А теперь собственно сама леденящая душу история.
Всё как обычно.Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре.Обычно я выпрыгивал, принимал эти чёртовы гравиметры.Затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг.Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы.Заскакивают операторы.Дверь.Двойное нажатие и вперёд на следующую точку.
В этот раз всё так же.Выпрыгиваю, хрясь-почти по грудь в снегу.Тяну привычно ручонки, но ни приборов, ни операторов.Вдруг вертолёт отваливает.В стройных рядах недоумение.Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет!Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку(кторая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка скрылась за склоном.
Стало тихо.Тихо и отчего-то тоскливо.Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км.
Вспомнился Робинзон Крузо.Правда здесь не было пальм и козы.Пока я беседовал с родственниками, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее котрого тогда не было на свете.Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне.Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней-чёрные точки.И я один среди этих точек.Вспомнил уроки спасения.Глаз реагирует не на статику, а на движение.Ага.Снимаю шубейку и ну мотать ею-чисто несущий винт.О!Заметили ети вашу!
Разворот, заход, и вот я "дома".
Рассказ командира.
На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика.На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка.Давай на соседнюю.Окей, погнали.Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.
Где механик?
А х.. его знает.
Мать-перемать вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!
Далее чудесное спасение.
После этого я изменил технологию.
Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения.Больше не выпрыгивал.Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу
Так, на всякий случай :) .
Viktor
20.04.2007 14:04
SERDG:
Мне понравилось, с хорошим, тонким юмором !
:)
Тем более, знакомая тема: любимая мной гравика:)
Ветеран ГА
20.04.2007 14:11
SERDG:

5+ :) В конце концов издадим международный бестселлер. "Дедовские посиделки" (не путать с дедовщиной).
Вперед без страха и сомнений.
SERDG
20.04.2007 14:17
Спасибо, друзья!
Вот только маленький рассказ приходится полдня тыкать одним пальцем.
Жена сказала выбросит компьютер в печку :).
Viktor
20.04.2007 14:19
SERDG:
Скинемся на "ноут":)
SERDG
20.04.2007 14:23
Viktor:
Дык на ноуте и сижу.Его легче в печку выбросить!
Viktor
20.04.2007 14:23
Это по первости, - медленно, потом, будет быстро:)
Viktor
20.04.2007 14:24
SERDG:
Надо маленький ноут, чтоб на груди носить.
:)
Viktor
20.04.2007 14:27
SERDG:
Эх, брат, у меня такая-же проблема.Хорошо печки нет.
Так ревнует к компу, прям страсти бразильские...
1234..277278279




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru