Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Средне-Белая-2

 ↓ ВНИЗ

1..181920..4849

Ми-8мт
04.01.2008 21:49
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Приехал, заглянул на ветку и задался вопросом: а что? Среднебельцев на ветку не пускают, аж с прошлого года?
Так и хочется сказать словами киношного генерала-ну вы, блин даёте!
aleх61
06.01.2008 13:26
Присоединяюсь ко всем добрым пожеланиям, удачи в Новом Году, светлого Всем Рождества Христова!
Не было возможности выйти на связь раньше, уезжал на каникулы в Прагу, еще раз с Новым Годом, с Новым Счастьем!

Ми-8мт
07.01.2008 22:03
Дорогие друзья!
С Рождеством ВАС! Здоровья и успехов!
aleх61:
Саша! Совсем пропал. Представляешь, 30-го декабря у меня был Вася Никишин, проездом с Сургута. За вас всех подняли по рюмашке коньяка!
marincha-1r
08.01.2008 14:49
Ребята , подскажите, где разместить объявление о розыске. Служили вместе в Кундузе в вертолетном полку 1987-89гг, знаю, что потом Володя Фитисов служил в Цулукидзе и все.Заранее спасибо.
Гена крокодил
09.01.2008 14:16
Для Ольги Веденой
На фото Костин Анатолий Ионович, в С. Белой был зам.ком полка по летной подготовке .
В настоящее время живёт в Воронеже.

Всем среднебельцам желаю счастья и здоровья в новом 2008 году!!!
aleх61
10.01.2008 13:39
Алексей, буду исправляться, праздники позади, теперь надо навести порядок и в делах, и в мыслях!
Ми-8мт
10.01.2008 17:34
aleх61:
Сашенька! Ты брал отпуск или у вас тоже были долгие каникулы?
А я уж начал переживать - не звонишь, ни пишешь и все ли у вас хорошо?

marincha-1r:
Попробуйте здесь:
http://www.forum-avia.ru/forum ...

С уважением, Алексей.
aleх61
12.01.2008 19:37
Алексей, это былы такие длинные каникулы, начиная с 22 декабря и по 2 января, ну и взял пару дней отпуска, теперь работаю по графику, шесть дней работаю два отдыхаю, когда выпадет в субботу или воскресенье выходной обязательно отзвонюсь!У нас все нормально, год начался без особых потрясений, правда сынок мой опять машину разбил, она у него уже третья, будем по-тихоньку восстанавливать, месячишко пешком походит, может ума больше будет! Вот такие дела, завтра заберу внучку в гости, она нас радует, уже потихоньку начинает ходить.Вот кратенько и все.
Пока. До связи.


Colonel Shall
13.01.2008 14:44
2 Ми-8мт:
Леша добрый день! С наступающим Старым Новым годом тебя и всех среднебельцев, чтобы было всегда !!! А главное Удача и Здоровье. Ваши соседи - спасскчане от всей души. Леша зайди на нашу ветку оцени мою прозу...
С уважением Валерий
Чика
13.01.2008 14:46
Всем , здравсвуйте.Вас приветствует Чика 3 ВЭ , борт 63 , с которого тогда производились показательные прыжки .С моего борта тогда прыгнул Стрельцов последний раз , после этого сразу прекратили прыжки , Мы тогда написали кучу объяснительных по подготовке вертушки к полетам . Я тогда готовился к переводу в Польшу . Кстати мы били вместе с Малаханцем в Польше (Славой Малаховым). В 3 ВЭ он по моему летал на 58 . Лука 50 . Сейчас Лука в Нальчике Юперед Новым годом разговаривал с ним , это конечно болдежно , я его не слышал 22.5 года .Теперь непременно встретимся с ним . Привет Сереге Ларику Вове Чапе Кольке Семенову , Рюмину Паше Семенову Вове Гауру- комэске и соседу по подъезду , его жене если я не ошибаюсь Любаше.Да , дедушка Суворин всегда был есть и будет , пусть даже в моей памяти всегда.Он всегда понимал технарей.А мы сним можно сказать били друзьями.Пустовит Виталя(Юннат)51 привет!Сейчас прямо не могу все вспомнить, нужно уже напрягать память , а сразу это не получается.Если кто помнит как тогда на учениях Коля Меркул потерял колесо , по -моему с Саней Бесом .
Леша , борт66
13.01.2008 19:12
Прозандируй пожалуйста , Миху (Живого) в Москве , либо в Питере.63
Светлячок
14.01.2008 02:13
Поздравляю всех со старым Новым годом! Успехов, здоровья, кому-то мягких посадок!
X.X.L
14.01.2008 13:51
Здравствуйте. Кто нибудь может подсказать о вертолетном полку в Калуге? Там летают?
Ми-8мт
15.01.2008 15:42
aleх61:
Саша, привет!
Каникулы и у нас такими же по продолжительность были. Маленький отпуск. Усталость снята.
Не ругайся на сына-то уж очень. Главное жив-здоров, машину восстановите.
Поздравляю с первыми шагами внучки. Луизе большой привет!

Colonel Shall:
Валера, приветствую тебя, дружище!
Спасибо за поздравление. Тебя - с прошедшим! В твоём лице - всех Спасских ребят! Здоровья и удачи во всём!
Заходил к вам на ветку, почитал. Мне очень понравилось. Написано всё правдиво, читается легко. А ты, оказывается, еще и над Черобылем успел полетать!!! Лишь бы без последствий для здоровья.
От нас к вам уходил Зарубин, по информации от Володи Чичика-замкомэской. Довелось с ним полетать? В 83-ем мы экипажем к нему в гости заходили. Принял нас замечательно.
Слушай, Валер, а может тебе по вашей смене статью написать? Готовится сайт по локальным войнам, направленность - потери личного состава и техники. Я на электронку тебе сброшу адрес, походи, посмотри.

Чика:
Володя, очень хорошо, что вышел на ветку полка! Мы тебя ждали.
По телефону о многом поговорили. Да, интересно, а где Коля Семенов? Он принял мою должность в 87-ом. И Дедушку Суворина ты вспомнил, молодца! Уникальный человечище! И это его самое большое недовольство - "Это не здОрово!"
А что это за история с биноклем, произошедшая вроде в Шимановске?
А колесико-то это мы с Меркуловым потеряли. У Сани были заканцовки. Тогда я не получил от Дедушки Суворина - "Это не здОрово". Дал добро на дальнейшие полеты, безаварийные.
Посоветовал быть повнимательнее.
С гордостью могу вспомнить, что получил пять баллов от него, когда он проверял мою ласточку 66-ю, будучи уже инженером авиации бригады. Ох и волновался я тогда.
Понаехали супостаты с бригады. Дудушка Суворин, явно было видно, что с некой гордостью поглядывал на проверяющих - смотрите, мол, в каком состоянии борта в бывшем его хозяйстве! Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни!
Наших буду продолжать искать и далее.

Светлячок:
Спасибо. И Вас с прошедшим! Здоровья, удачи, успехов.

С уважением, Алексей

Colonel Shall
15.01.2008 20:56
2 Ми-8мт:
Леша добрый вечер! Виктор Николаевич Зарубин при мне был КЗ, очень много с ним летал, причем в Варфоломеевке испытательные полеты после капремонта, от нас он ушел в Чирчик по замене, встречал его перед Афганом, очень хорошая память о нем у меня осталась!!!
Леша, я сайт посмотрю, но то что я не пережил, я не смогу об этом толково написать, а коряво не хочется...
С уважением Валерий
mailberegov
17.01.2008 19:23
Привет ЖИВЦЫ!
С прошедшим всех Вас. Я в разьездах, сечас готовлю сольный концерт дома в Сумах.
Скоро ждите мой сайт, где можно будет и музыку "качать". Взялся серьезно за выпуск зборника стихов, тянусь из жил но иду к цели. На сносях новый сборник Джелалабадская тетрадь. Леша на днях передам диски тебе, ты их забереш на Киевском вокзале, я буду в Москве попозже, не все аранжировки об ВЫМПЕЛЕ готовые. Женя Крестин дай мне телефоны, не могу на тебя выйти, вышли на: mi8@ukr.net или shegloff@pochtamt.ru
Как будьто было все вчера
Ходили в гости к Гиндукушу
Друзей теряли навсегда
Их небо принимало душу

Давно закончилась война
Мы были все там как родные
Сроднились Среднебельцы навсегда
Где нынче братья боевые
Афган нам снится и теперь
Жара и фляга вновь пустая
Уставший к вечеру стал день
На базу группа прилетела злая

Назад лишь память возвратит
На фотографии все вместе
Она ведь прошлое хранит
Все загоревшие, как черти!

Друзей так просто не забыть
Прошли ведь годы боевые
Заставят струны загрустить
Ах юность годы вы шальные.

Всех обнимаю. Чичику привет, как говорил Гучал- "вот котяра" Всем здравия.
Ми-8мт
17.01.2008 23:59
Валера, Володя! Отвечу на ваши сообщения позже.

Товарищи! У нас плохая новость - только что позвонил Игорь Птушкин.

Умер СЕРЕГА ШИШКОВ!

Наших начали обзванивать, особенно тех, кто живет в Москве, области и близко от Москвы.

У них здесь кроме нас никого нет!

Телефон Маши - 8-916-817-8175.
Шорин Владимир Александрович
18.01.2008 11:43
Я, Шорин Владимир Александрович, в 1970 году с отличием закончил Сызранское ВВАУЛ, выбрал при выпуске Краснознамённый Дальневосточный военный округ. В Хабаровске назначили в 1 Особую дальневосточную воздушную армию ( 1 ОДВА ). Командующим был Герой Советского Союза Пётр Базанов, генерал - майор. Мнея в Хабаровске назначили командиром экипажа "Ми-8" в Средне - Белую -2. А выпускался я на "Ми-4". В 825 овп переучился на "Ми-8" . Командирами звеньев были Гнеушев Виталий, Арчегов Вячеслав Магомедович ( потом он был в Торжке, в ЦБП, а потом в Уссурийске начальником армейской авиации ), Кондрашов Николай Иванович ( в 1973 году он стал командиром ОВО в Белогорске, а я туда перешёл замполитом ), командиром полка был Митин Юрий Петрович, а замом - Юрий Васильевич, здоровый такой, фамилию забыл.Он потом был командиром ленинского полка. Этот полк впервые в истории вертолётной авиации совершил дальний перелёт из Каунаса в Амурскую область. Так как была заваруха с китайцами на острове Даманский. Командир эскадрильи - Камеристов. Со мной из СВВАУЛ ( а это был первый выпуск по высшему профилю ) пришли в полк Карасёв Александр ( тоже командиром на "МИ-8" ), Витя Виноградов праваком на "Ми-6". Условия жизни были тяжёлые. Температура зимой часто была ниже -40 градусов. Отогревали жилые дома с помощью тепловой машины "МП-300". В домах лопались батареи, так как котельная работала на плохом каменном угле. И когда ходили дежурными по полку, то главная задача, чтобы работали в котельной солдаты - кочегары. Сам я неоднократно ездил с солдатами на станцию разгружать вагоны с углём, даже сам участвовал в разгрузке. Но абсолютное большинство офицеров, сверхсрочников, солдат и сержантов ( они тоже обслуживали вертолёты, а не то что сейчас метут пыль. ) Траву на аэродроме мы сами косили, снег убирали на стоянке, вертолёты свои мыли с мылом и со щёткой - смёткой ). Да еще успевали на предварительной подготовке поиграть в футбол зимой и летом. Все вместе отмечали присвоение воинских званий и классной квалификации. У меня праваками были Володя Бабин и Саня Белов, все из ДОСААФ, а борттехником тоже Володя-выпускник Харьковского ВАТУ. Очень часто были учения, перелёты и полёты, в том числе в Алтайский край на целину, уборку урожая, на выноса в Приморский край. Люди летали, дружили. Тревоги даже были в ночь с 30 апреля на 1 Мая в 4 утра, с вылетом, хотя все были после празднования, после торжественного собрания. Разлился Амур и Зея, началось наводнение, и мы летали, спасали людей и скот.
В 1972 году наш гарнизон посетил новый Главком ВВС дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов, вскоре нам повысили оклады, причём прилично, а звания должностные у комэсок и замов повысились на одну ступень. Через 15 лет меня "сослали" опять в Амурскую область. Уже была Зейская ГЭС и морозы были слабее. Значительно позже в Средне - Белой служили Александр Иванович Чеботарёв, который был и Афгане, и в Чечне ( сейчас живёт в Нижнем Новгороде со мной, ежемесячноы встречаемся семьями ), а также Глянцев Николай Владимирович, его жена была там председатель женсовета, получила из Москвы награду за деятельность женсовета. У них умерла недавно маленькая внучка и погиб зять или сын. Выпускники 1970 года встречаются один раз в пять лет в Сызрани. Я был на этих встречах в 2000 и 2005 году. В 1989 году я попал опять в Амурскую область, в гарнизон Серышево, потом перевели в Воздвиженку Приморского края, где я в 1994 году закончил службу и вернулся к себе домой, к родителям в Горький ( Нижний Новгород ).
Много написал, потому что очень обрадовался этой ветке на форуме.
mailberegov
18.01.2008 14:43

Привет побратимы- ЖИВЦЫ!
Скорбно слышаь, что Сереги Шишкова нет, давайте помянем и обезательно стоя. Он когдато был праваком Пискайкина - АРСТВО ИМ НЕБЕСНОЕ. Леша, я за него напишу стих это точно.
Главное, чтоб они жили в наих срдах все ушедшие.
Ты бат постой, мы падали не раз
Да разбивались об скальные граниты
На перекрестках жизни не отпускали газ
Домой летели к семье не бриты...
Жму всем боевую руку. Владимир.
Леша мне телефон сво даш, чтоб, я тебе сказал какой поезд и вагон.Теперь, я вижу однозначно надо выпускать аудио-альбом 3 ВЭ роная, боевая Дальневосточная Благо материала
хватает.
aleх61
19.01.2008 01:32
Вот и опять ушел один из нас, Серега Шишков.
В голове банальный набор слов соболезнований для семьи и не верится, что это случилось, а ведь только что он радовлся вместе с нами тому, что наша 3ВЭ почти вся в сборе, он жил и боролся с жестокой болезнью, делился своей жизнерадостностью со всеми нами.

Серега пришел к нам в полк из истребителей, мы были все мечтатели, он сразу стал нашим, потому что полюбил вертолеты, не задирал нос и летал классно!

P.S.Мне всегда казалось, что пилоты уходят из жизни по иному, чем люди, которые ни когда не были с небом на "ты".... Они знают как там, оно им родное, свое...!
Всегда помним!

А.Майер
Ми-8мт
19.01.2008 12:39
Из книги нашего замкомэски Федосеева А.Н. "3-я боевая Дальневосточная"

"...Летчик штурман старший лейтенант Шишков С.М.

Прибыл к нам с истребителей в Средне-Белую за год до Афгана. Сергей просто был влюблен в небо и, когда ему по состоянию здоровья предложили перейти в Армейскую Авиацию он согласился, но в душе истребитель он и во сне управлял сверхзвуковой машиной. Его не оставляла надежда перейти в родную стихию. Полеты на ответственные задания с опытным летчиком и наставником успокаивали его и он с усердием относился к своим обязанностям. Сдержанный в общении, вежливый, умеющий держать обещанное слово, он без проблем влился в коллектив 3ВЭ. В Джалалабаде Сергей Михайлович встретил свою судьбу - стройную, белокурую Машеньку!..."

Похороны состоятся завтра в Солнечногорске. Организацией похорон занимается Олег Веточкин.

Соболезнование семье Шикова С.М. выражают все наши: Гаур, Федосеев, Ларионов, Голиков, Семенов, Чичик, Никишин, Беляев, Птушкин, Берегов, Хусаинов.

Ми-8мт
19.01.2008 12:44
Соболезнование семье Шишкова С.М. выражают наши ребята, летающие в АК "Вертикаль" - КВС Барабанов Витя и механик-инструктор Бессмертный Саша.
Чика,Чичик В А
19.01.2008 15:40
Привет Володя!Приветствую тебя.Я в 1975 пришел из1-ХВАТУ во 2ВЭ к Кандалинцеву В.И.Ком. полка был Митин .На его место пришел Паринский.Володя Бабин летал ш.з. у Олизаренко, Белов(Белка) летал у Пахмутова ш.з.Бабин Володя в 78, Леха Горохов также уже летали в Шимановске командирами.Во второй ВЭ зам.комэской был Боря Кривуляка, в Шимановске он был зам. комполка у Л.Н.Стрельцова.Б.т. с 1 ХВАТУ был Борман (Боровой Володя, а в 1 ВЭ был Беня.Во второй бортачами были Антонченко.(Бамбула)-Андреев, Борисов(Тятя), Ельсуков, Гусаков-далее нужно вспоминать.Ну вот пока и все.Кстати Арчегов при мне был В Белогорске Зам. 35 по Авиации .
Губайдуллин
19.01.2008 20:50
Мои соболезнования родным и близким Сергея Шишкова.
Губайдуллин
19.01.2008 20:57
Ми-8мт: Алексей посмотри на форуме вертолетчиков Спасский полк начал свою ветку. Может есть смысл действовать также.А в начале скопировать туда самое нужное.В конце этой ветки авиафорума оставить туда ссылку.
Ми-8мт
22.01.2008 17:51
Здравствуйте, товарищи!
Вот и проводили мы в последний путь нашего боевого товарища - Сергея Михайловича ШИШКОВА!
Сереже было 49. Похороны состоялись в воскресенье на его Родине, где он с семьей жил после ухода в запас, в Солнечногорске.
Ушла душа пилота в свой вечный полёт. Могилка рядом с церквью, теперь Серега будет слышать не рёв двигателей и шум винтов, а колокольный перезвон и тишину.
Жена Сережи-Маша, благодорит всех, выразивших ей и их дочери соболезнование.
С нашей эскадрильи нас было семеро.
Большое спасибо Олегу Веточкину за организацию и проведение церемонии захоронения.
С уважением, Алексей.

Гена крокодил
22.01.2008 18:01
Заехал на 2 дня домой, залез на форум и увидил плохую весть.
Выражаю глубокое соболезнование родным Сергея михайловича.
К большому сожалению мы идем не к 18, а в сторону 100.
"Ледчики не умерают, они улетают и не возвращаются.
Ми-8мт
22.01.2008 18:42
Colonel Shall:
Валера, спасибо за хорошие слова по Зарубину В.Н. Наши ребята, кто с ним летал и служил, до сих пор вспоминают его добрым словом.
По статье понял тебя.

Щеглов Володя:
Володь, напиши мне по электронке с обратным адрес, куда можно тебе разместить информацию. Сброшу свой телефон и Жени Крестина.

Шорин Владимир Александрович:
Владимир Алексеевич! Приветствуем Вас на ветке нашего полка. Спасибо, что зашли к нам.
Спасибо за воспоминания о службе, полётах тех лет, о людях с которыми летали. Многое из того о чём Вы нам рассказали, нам всем знакомо, через подобное мы все прошли. Еще и это нас Дальневосточников сближает. Условия службы у нас были потруднее чем у западников.
Правильно вы говорите, что кроме исполнения непосредственных обязанностей приходилось заниматься и другими делами, от которых зависило наше выживание: отогревали зимой и ДОСЫ, и школу, чтобы ребетишки не замерзли, и казармы. Летишь в командировку, присматриваешь плохо лежащее бревешко, будет чем титан "подкормить". На ночных полетах особенно зимой, да и летом тоже, подходишь к четвертому и далее к ближнему, успеешь посмотреть на гарнизон-есть ли свет? Нет света-нет тепла, нет воды!
Ничего, нормально отлетали, нормально технику готовили к вылетам и жили весело. Добрым словом теперь вспоминает те годы и не жалеем, что послужили на Дальнем.
Заходите к нам на ветку почаще.

Чичик В А:
Володя, твои сообщения на одноклассниках в течении рабочего дня не могу читать, нет доступа.

aleх61:
Саша, тебя и всех наших вспоминали добрым словом. Пообщался с Олегом Веточкиным - это твой правак! Насколько вы похожи! Наше руководство эскадрильи были еще хорошими психологами. Насколько здорово подбирали экипажи!

Губайдуллин:
Зуфар Хабибулаевич, смотрел. Да, Спасские ребята там есть. Давайте попробуем, только не многие еще знают о существовании сайта вертолетчиков. Надо будет вести две ветки параллельно. Если на этой оставить ссылку и не поддерживать ее - она не будет присутствовать в списке тем. И никто ее не увидит, даже зашедшие впервые, хорошо если она у кого-то будет в избранном. А через некоторое время админы ее закроют вообще.

С уважением, Алексей.




Colonel Shall
22.01.2008 19:18
2 Ми-8мт:
Леша соболезную семье Сергея и Вам его боевым друзьям , вот еще одного Летчика зачислили в Ангельский полк !!! Вечная память...
С уважением, Валерий
Ми-8мт
22.01.2008 21:22
Шорин Владимир Александрович:
Владимир Александрович! Извините, в обращении к Вам ошибочно написал не Ваше отчество.

Colonel Shall:
Спасибо, Валера! Когда Маше передавал слова соболезнования упоминул всех наших с кем летали. А там были все вместе и Спасские, и Черниговские, и с других полков, эскадрилий и отрядов.
Вот только на похоронах передал Маше Серегин экземпляр книги. Она была очень рада. Там написано о нем, есть его фотография.

С уважением, Алексей.
Для Alex 61
23.01.2008 19:18
Шурик , Привет ! Законцовки Помнишь? А как мне сдавал зачеты , отличник ты мой . Как тебе живется в немеции .Наверное уже есть внуки , Поздравляю !Только не унывай Шурик . В немеции тебя Шуриком никто не назовет . Привет тебе и твоей семье от меня . Чика - Володя .
Наташа Ковыршина
27.01.2008 14:09
Привет всем! Наконец-то нашла время ответить. А у меня родилась внучка, еще одна штучка. Теперь у Андрея к 2 дочерям прибавились еще 2 внучки. Свободного времени 0. Пользуясь случаем, поздравляю всех с прошедшими Новогодними праздниками и Рождеством Христовым. Желаю всем счастья, любви, удачи.
Федосееву Алексею: ваши книги получила в срок. После прочтения прибывала в легком шоке. Особенно впечатлило общение с душами наших погибших ребят. Все очень похоже на правду. Алексей, извините, что отвечаю не сразу. Понадобилось время, чтобы осмыслить всю информацию... Собираюсь отдать на прочтение маме Андрея. Как хорошо, что на свете есть люди, которые сохранили добрую и долгую память о моем муже! Значит он достоин её. 23 года (будет 29.01.08) в потустороннем мире - не великий срок. А по земным меркам достаточно долгий...
Памятник, поставленный на могиле Андрея за счет военкомата в 1986 году, честно простоял 21 год. Но неумолимое время и камень точит. В конце прошлого уже года Лидия Андреевна, мама Андрея, решилась поставить сыну новый памятник. Хотелось поставить памятник, достойный любимого сына и такой крепкий, чтобы смог простоять еще много-много лет.
http://picasaweb.google.com/kd ...
На приведенных фотографиях видно каким был памятник и каким стал. Обошелся он Лидии Андреевне в 70 000 рублей. От имени ее обращаюсь ко всем, кто имеет возможность помочь. Будем безмерно благодарны лубой сумме.
Такие вот проблемы.
Наташа Ковыршина
27.01.2008 14:15
Буду ждать отзывов.
С уважением, Наталья
alex61
27.01.2008 21:58
для Чики:
Володя, привет!Извени, что не сразу ответил, прочитал твое послание три дня назад, но ответить не успел, компьютер с "ума сошел", вирус поймал, пришлось заниматься "реанимацией"!
Законцовки, конечно же помню, даже кусок металла храню как память.
Ну а зачеты-это полный "отпад", детям рассказывал, за животы держались!Сын говорит:"Юморные ребята у вас в армии, с шуткой и служится легче!" Он то уже здесь службу проходил, кстати тоже в Авиации!
Живется мне на Vaterland(е) нормально, сын женился и живет своей семьей, внучке моей 8 марта будет годик, дочери в апреле 17 исполнится, она еще с нами живет и учится.
Вот кратенько о себе черканул, сообщи свой номер телефона, я тебе позвоню, пообщаемся "вживую"! Пока, до связи!
alex61
27.01.2008 22:36
для Ми-8МТ:
Алексей, это ты точно подметил, мы с Олегом, когда вместе летали, даже мыслили одинаково!
Да и сейчас, когда общаемся по телефону, такое впечатление, что не 20 лет назад, а вчера только после ночных полетов по домам разошлись!Хотелось бы увидеться, конечно, к чему и будем стремиться!
Ми-8мт
28.01.2008 14:33
Наташа Ковыршина:
Наташа, здравствуйте!
Давненько Вы не заглядывали к нам в "полк". Поздравляю Вас с рождением внучки! Был бы Андрей, был бы очень рад!
Алексей Николаевич не выходит на ветку.
Ваше сообщение зачитал ему по телефону, передает слова благодарности.
Посмотрел на фото памятник Андрею. Достойный.
По помощи. Нам всем нужен номер счета или адрес почтовый. Кто чем сможет-тот поможет.
Лидии Андреевне передавайте привет от боевых друзей Андрея. Мы его помним.
С уважением, Алексей.
Ми-8мт
28.01.2008 14:53
Всех приветствую!
alex61:
Саша, помню, помню ваш экипаж, леталось с вами хорошо, комфортно. Саша напиши мне коротенькое письмо, адрес у тебя есть. Отправлю тебе фото, где мы в семером, там же есть и Олег.
Саша, приезжай в Россию, Олег рядом живет, вот и увидимся все. Будет здОрово!

Товарищи!
Сегодня День рождения Пал Палычу СЕМЁНОВУ!
Давайте от всей души поздравим Палыча с этим Днем!
Пожелаем ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и удачи во всех его делах!
Палыч у нас заслуженный пилот. Два Афгана, кавалер двух орденов "Красная звезда".
Это Палыч своим экипажем заберал нашего Федоровича.
Вот здесь он еще капитан, в первом ряду слева, вместе с Витей Нагайцевым.
http://foto.mail.ru/mail/bereg ...
С уважением, Алексей.
Ми-8мт
28.01.2008 15:06
И еще.
Володя Чичик вчера получил вот такую информацию. Два года назад в Киеве скончался Владимир Ильич Гуцал. Владимир Ильич был исключительной личностью! Высококлассный специалист, Офицер с большой буквы. Он наш инструктор. Многих из нас он поставил на крыло, в частности тех нас, кто пришел в эскадрилью в 82-ом году. По праву считаю его своим учителем. Это он передавал нам многие премудрости по вертолёту.
Вы его можете увидеть на фотографии, размещенной мною в предыдущем посте. Ильич в верхнем ряду в центре, между Герасимовым и Меркуловым.
Царствие ему небесное и земля ему пухом.
А мы и не знали, что его с нами уже нет.
Наташа Ковыршина
28.01.2008 17:40
Здравствуйте, Алексей. С глубоким волнением ждала ответа. Спасибо, что поняли мои чаяния и не остались равнодушны. Свой почтовый адрес выслала Вам на e-mail.
С уважением, Наташа Ковыршина
Для Alex 61 от Чики .
28.01.2008 17:44
Шурик , ну а как без юмора , действительно скучно . Живу в Новосибирске с сыном . Есть внук , ему уже 13 было 25.01.08. Вот какие мы молодцы все .Мой мобильный 8 913-771-86-80, домашний 8-383-261-71-63. Сегодня поздравлял Пашу Семенова с днем рождения , он был приятно удивлен . Чика .
Ми-8мт
28.01.2008 18:04
Наташа Ковыршина:

Наташа, получил Ваше письмо, получил адрес.

Боевые друзья! Надо помочь! Адрес у меня. Пишите, звоните доведу его до вас.
С уважением, Алексей.
Ми-8мт
01.02.2008 12:21

Приветствую всех!
Посмотрите, интересно очень, Игорь Ямщиков прислал:
http://www.afghan-yar.msk.ru/n ...
С уважением, Алексей.
Губайдуллин
05.02.2008 10:11
Алексей если у тебя есть историческая справка про Среднебельский полк , размести его на сайте вертолетчиков. Пример-Спасский полк.
alex61
07.02.2008 16:00
для МИ-8МТ:
Алексей, извени, опять я "завис", не выходил на связь не по своей воле, и еще после того как по-новой заформатировали компьютер, изчез твой e-mail, на днях , точнее в выходные позвоню, продиктуешь и тогда все по-плану, как договаривались.
Ми-8мт
08.02.2008 11:29
Губайдуллин:
Зуфар Хабибулаевич, здравствуйте!
К сожалению у меня нет краткой истории нашего полка, поэтому не могу её разместить на сайте вертолетчиков. Извините.

alex61:
Александр Иванович, приветствую тебя!
Принято Саша. Как договорились так и сделаем.

Информация для всех.
На artofwar.ru свой рассказ о том как отработала 1вэ, смена 86-87 гг. в Джелалабаде, разместил ЩИПАЧЕВ Константин Анатольевич.
Они поменяли наших 24-ок с нашего Среднебельского полка весной 86-го, наша смена пересеклась с ними до нашей замены в августе.
Сегодня Константин Анатольевич дал добро на размещение его рассказа на нашей ветке. Рассказ Константина Анатольевича является логическим продолжением книги Федосеева Алексея Николаевича. В рассказе точно и правдиво описывается работа их смены.

Краткая справка:
Генерал-майор, в армейской авиации прошёл все основные должности от командира экипажа боевого вертолёта Ми-24 до начальника штаба - первого заместителя начальника авиации Московского военного округа.
Воевал в Афганистане, Таджикистане, дважды в Чечне. Лично выполнил 520 боевых вылетов. Военный летчик–снайпер.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий правительства награждён орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Мужество», «Святого князя Александра Невского», «За заслуги», Знак Почёта».
Окончил Сызранское ВВАУЛ в 1982 году, ВВА им. Ю. А. Гагарина и военную академию Генерального Штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Кандидат военных наук, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
С уважением, Алексей.
Ми-8мт
08.02.2008 11:35
ЩИПАЧЁВ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ

В БОЙ ИДУТ ОДНИ "СТАРИКИ"


От автора.

Большинство рядовых участников описываемых мною реальных событий афганской войны уволились в запас. До увольнения некоторые из них успели принять участие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Большинству удалось повоевать ещё и в Чечне, а также в других горячих точках, куда направляла их Родина. За проявленные мужество и героизм при выполнении заданий Правительства РФ эти офицеры награждены множеством правительственных наград.

За прошедшие годы структура Российской Армии претерпела значительные изменения. Не обошло реформирование стороной и армейскую авиацию, численность которой за последние 15 лет сократилась почти в пять раз.
К сожалению, большинству именно этих героев не нашлось места в Вооружённых Силах постсоветской России. Они уволились в запас по организационно – штатным мероприятиям в званиях капитанов или, в лучшем случае майоров.
Кроме орденов и «больших» льгот: бесплатного проезда на автобусе и «права» на первоочередное получение жилья, эти офицеры ничего не имеют и не просят. Некоторые из них незаслуженно забыты. Семьи многих из них не смогли заработать за свою службу даже собственного жилья.
Эти воспоминания я посвящаю всем лётчикам, техникам, танкистам, десантникам, тыловикам, инженерам, офицерам штабов, всем солдатам настоящих воинских профессий и их семьям. Всем тем, кого непосредственно коснулись события войн уходящего века, всем, кто и сейчас рискуя своей жизнью, с оружием в руках выполняет задания Правительства по защите жизненно важных интересов нашего государства.

В бой идут одни "старики"
Воспоминания участника боевых действий в Афганистане
(Джелалабад 1986-1987 гг).

В календаре моей старой записной книжки 18 мая 1986 года обведено жирным кругом. Этот круг обозначает дату убытия нас, лётчиков и техников эскадрильи боевых вертолётов майора Сергея Прохорова 276 отдельного боевого вертолётного полка, из посёлка Боровуха Полоцкого района Витебской области, в афганский город Джелалабад. В состав эскадрильи входило и моё звено, четыре экипажа вертолётов Ми-24, командиром которого я был назначен незадолго до убытия.
Среди командиров звеньев я был самым молодым. Мне было тогда 24 года. Рядовые лётчики и техники эскадрильи в основном тоже были моими ровесниками, средний возраст - 21-23 года. Несмотря на кажущуюся незрелость большинства молодых офицеров, их налёт составлял 350-500 часов. Подразделение было достаточно хорошо подготовлено. В эскадрилье были выполнены все зачётные полёты экипажей, пар, звеньев, летно-тактические упражнения днём и ночью. Многие лётчики выполнили упражнения в составе полка.
Сам я тогда имел общий налёт 750 часов и уже сдал проверку на присвоение квалификации «Военный летчик 1 класса».
Для командира эскадрильи и его заместителей, П. Сергушкина и В. Карташова, это была уже вторая служебная командировка в Афганистан.
Состав ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистане тогда включал: дивизий-4, бригад-5, отдельных полков-4; авиационных полков-3; отдельных боевых вертолётных полков-4; отдельных вертолётных эскадрилий-6.
Авиация, 40 армии ежегодно выполняла около 120000 боевых вылетов (за 10 лет более миллиона) из них почти 80% боевых вылетов приходилось на долю армейской авиации.
Руководили боевыми действиями наших войск в ДРА в 1986-1987 годах Министерство обороны и Генеральный штаб. Управление осуществлялось через специально созданные органы управления: Оперативную группу МО СССР во главе с В.И. Варенниковым и Группу представителей ГШ ВС СССР, во главе с Б.В. Громовым.
Непосредственное управление боевыми действиями в тот период осуществлял командующий 40-й армией В.П. Дубынин, имевший стстус уполномоченного Правительства СССР по делам советских войск в Афганистане.
Ограниченному контингенту советских войск в Афганистане и правительственным войскам противостояли крупные силы вооружённой афганской оппозиции. Среди них наиболее организованными являлись: Исламская партия Афганистана (лидер Хекматиар); Исламское общество Афганистана (лидер Рабаней); Исламский союз освобождения Афганистана (лидер Саяф) и Движение исламской революции Афганистана (лидер Мохамедей). Общая численность этих формирований составляла до 200 тысяч человек.
Прежде чем доставить нас на аэродром Джелалабад, транспортный самолёт привёз нас в город Каган, где мы ещё две недели на вертолётах местного боевого вертолётного полка, под руководством опытных инструкторов армейской авиации (АА), осваивали премудрости полётов в горно-пустынной местности. Там мы ещё раз выполнили полёты на потолок (максимальную высоту), осваивали посадки на высокогорные площадки до 2000 метров над уровнем моря и более, стреляли из разных видов бортового оружия с различных высот и видов манёвра, бросали бомбы различного калибра, производили пуски управляемых ракет. Тогда нам впервые доводилась закрытая для всех информация о боевых потерях лётного состава и грамотных действиях экипажей в экстремальных ситуациях.
Хотя многих из нас и настораживала встреча с предстоящей войной, но большинство офицеров, в том числе и молодежь, рвались в бой. Ведь мы поступали в военные училища, чтобы защищать Родину и были готовы отдать за неё свои жизни. А сомнений в том, что мы защищаем дружественную нам республику Афганистан и, соответственно, южные рубежи нашей страны от исламского экстремизма и терроризма, поддерживаемого некоторыми западными странами, у нас тогда не было, как впрочем, нет у меня их и сейчас.
Наконец наша подготовка на аэродроме Каган подошла к завершению и эскадрилью, опять же транспортным, перебросили на аэродром базирования Джелалабад. Эскадрилья вошла в состав 335 отдельного боевого вертолётного полка ВВС 40 армии.
Аэродром был расположен на южной окраине города Джелалабад, полоса -длинной 1600 метров, превышение над уровнем моря - 500 метров, курс посадки - 310 градусов, позывной - «Омар». Обеспечивался прием всех вертолётов и самолётов типа Ан-26, Ан-12.
После прибытия к новому месту базирования нас познакомили с экипажами, которые нам предстояло заменить, и разместили вместе с ними в их комнатах. Сразу же началась дополнительная подготовка: мы изучали район предстоящих боевых действий, разведывательные данные, осваивали полёты в новых условиях.
Учитывая реальность боевой обстановки, каждый лётчик получил пистолет, бронированный защитный шлем (ЗШ) и автомат АКСУ, тогда ещё мало известный. Кроме этого, всем экипажам выдавались специальные комплекты НАЗ-И, которые включали: жилет со специальными карманами для четырёх магазинов к автомату, для пистолета и магазинов к нему, портативной аварийной радиостанции, сигнальных ракет, индивидуальной аптечки и двух гранат. Пластиковая кобура для автомата крепилась к бедру, а фляжка с водой - к поясному ремню.
При необходимости мы брали на борт вертолёта ручной пулемёт и ящик с гранатами. Как я шутил тогда, если наш экипаж собьют над территорией небольшого враждебного государства, то приземлившись там, мы с лётчиком-оператором могли бы устроить крупный вооруженный конфликт.
25 июня моему звену доверили первый вылет. Это был полёт на сопровождение колонны Кабул – Джелалабад. Общее время полёта - два часа на высоте 4500 метров. В тот период мы летали на большой высоте. Считалось, что в этом случае противодействие ПВО противника будет меньше, и это действительно было так, пока душманам не поставили новые для того времени ПЗРК «Стингер». Но об этом несколько позже.
Полёт был хотя и первым для нас боевым вылетом, но происходил штатно. Взлетели мы с моим ведомым Андреем Грязновым (сейчас полковник инспектор Центральной инспекции по безопасности полётов ВС РФ) как обычно, и сразу перешли в набор высоты над аэродромом. Набрав максимальную высоту, пошли в район встречи со сменяемыми нами экипажами, которые сопровождали колонну. Установили связь с командиром колонны и приступили к сопровождению двигающейся техники.
Наша задача заключалась в барражировании над колонной, ведении наблюдения, в случае обстрела колонны - и в поддержке своих войск огнём. По мере выработки топлива нас сменяли в воздухе очередные экипажи.
Сам по себе полёт на сопровождение являлся несложным, но здесь были и свои особенности. Вертолёты Ми-24 оснащены кислородным оборудованием для полётов на высотах более 2000 метров, однако лётчики предпочитали его не использовать. Считалось вполне нормальным провести в кабине вертолёта в разреженном воздухе полтора – два часа на высоте 4500 метров, а по мере выработки топлива и облегчения вертолёта выше 5000 метров. Я даже видел в этом некоторый шик. Только мой друг и подчинённый, штурман звена Валера Мешков, жаловался, что в полете голова устаёт от тяжёлого бронированного ЗШ.
В один из таких полётов меня, видимо по голосу в эфире (на больших высотах дальность УКВ радиосвязи значительно возрастает), узнал мой первый лётчик инструктор Сергей Донович Пряников. Он, в нарушение всех законов радиообмена передал мне привет из Баграма, где был командиром эскадрильи и пригласил в гости. Я очень удивился услышав его голос в небе Афганистана, но впоследствии узнал, что из учебного полка он перевёлся в боевой. Этого человека я очень уважал и, естественно, всеми силами стремился попасть в командировку в Баграм. Однако увидеться с ним мне так и не удалось…
Первое время нас, как ещё малоопытных, использовали именно для выполнения несложных задач: сопровождения колонн, прикрытия в воздухе взлёта и посадки транспортных самолётов с пассажирами на борту. Кроме этого мы выполняли и очередные тренировочные полёты на применение различных средств поражения и совершенствование техники пилотирования. Летали и ночью. Большую помощь в нашем боевом становлении играли опытные лётчики и офицеры боевого управления, такие как Леонид Москаленко, которые раньше нас прибыли в ДРА.
Случались у нас и курьёзные случаи, так, 2 июля, прикрывая взлёт самолёта командующего 40 армией, я увлёкшись сопровождением самолёта, перешедшего в набор высоты, выполнил энергичный разгон скорости, горку и обогнал самолёт, за что сразу после посадки получил серьёзный нагоняй от командира полка.
3 июля при посадке на аэродроме после очередного сопровождения колонны, я забыл запросить по радио разрешение на посадку. Видно ещё сказывалось волнение при выполнении полётов и вчерашний командирский выговор. Наш экипаж за это слегка пожурили. В мирных условиях за это вполне могли отстранить от полётов, но здесь существовали немного другие понятия, которые, впрочем, были вполне обоснованными.
Командир эскадрильи, его заместители и другие лётчики, для которых эта война была не первой, охотно делились с нами секретами лётного мастерства на конкретных примерах. Когда требовалось вылетать на реально опасные задания, наш уважаемый комэск Сергей Васильевич Прохоров и замполит Василий Карташов любили, шутя, говорить – в бой идут одни старики. Они лично выполняли такие полёты. Наконец очередь дошла и до нас.
Уже 30 июля, в районе населённого пункта Асадабад, нашему звену предстояло осуществлять авиационную поддержку мотострелкового батальона, который вёл тяжелые бои с несколькими бандами общей численностью до 420 душманов. Позывной авианаводчика - «Кобра». Одновременно с нами действовали и штурмовики Су-25.
В тот день пришлось сделать три вылета общей продолжительностью четыре часа. Каждый экипаж в вылете расходовал до 40 неуправляемых ракет и 50 снарядов к пушке. Работали по отдельным целям в районе высоты 1515. На цели нас наводили авианаводчики. Но видимо взаимодействие было недостаточно отработано, да и опыта, чтобы поразить все требуемые объекты, у на пока не хватало. Мотострелки были недовольны результатами, да и мы, впрочем, тоже. Однако в последующие дни, совместными усилиями экипажей и пехоты, бандиты были уничтожены и частично рассеяны. Батальон вернулся на базу, как нам сообщили, без потерь.
Между вылетами мы жили размеренной, хотя и не совсем скучной жизнью. В комнатах модуля (щитового общежития) размещались по двое: командир экипажа и его лётчик-оператор. Я, естественно, делил комнату со своим штурманом звена Валерой Мешковым. Незадолго до убытия в Афган его жена родила сына, и все стены помещения были увешаны фотографиями малыша.
Жизнь офицеров полка разнообразилась редкими поездками в город Джелалабад за покупками. В городских дуканах (магазинах) было полно разных товаров. Афганцы с удовольствием продавали свой товар «шурави». Так они называли всех русских. Эта торговля товарами из Пакистана, Индии и даже Японии, в то время была основным источником существования афганцев.
Одними из наших развлечений являлись почти ежедневные походы в парилку, которая была своя у каждой из базировавшихся на аэродроме эскадрилий. Существовало даже негласное соревнование между подразделениями, кто построит лучшую баню. Парилки строились лётчиками и техниками из любого подручного материала, основным из которых была бомботара. Очень приятно было выйти из раскалённой до 110 градусов бани на свежий воздух, хотя он и был прогрет до 35-40 градусов в тени, а ещё лучше нырнуть в освежающую воду «бучила» (так мы называли небольшой канал, протекавший в 20 метрах от стоянок вертолётов). Это было спасением, так как от постоянной жары не помогали даже кондиционеры, которые были во всех комнатах лётного состава.
Несмотря на такие температуры, вертолёты Ми-24, созданные в КБ Миля и приспособленные для работы на территории СССР, в основном, для умеренного климата, вполне терпеливо переносили все эти невзгоды и практически не реагировали на такие экстремальные условия. Они были оборудованы кондиционерами с автоматическим поддержанием заданной температуры в кабине, и условия для экипажа в полёте были вполне комфортными.
Хотя летали мы далеко не каждый день, все равно большинство экипажей было загружено различными задачами: кто занимался подготовкой техники, кто - теоретической подготовкой. Часть лётчиков несли боевое дежурство. Дежурные пары (звенья) назначались для перевозки больных и раненых, поиска и эвакуации сбитых экипажей, для поддержки групп спецназа или войск, ведущих систематические боевые действия, для охраны района аэродрома ночью и т. п. Сроки вылета таких групп из готовности №3 не должны были превышать 30 минут, а из готовности №2 15 минут. Конкретную задачу командиру группы могли поставить оперативные дежурные КП по телефону или руководитель полётов по радио, после взлёта. Естественно, о возможных предстоящих задачах такие группы ориентировались на предварительной подготовке.
Распорядок дня вертолётного полка был размерен и довольно суров. Экипажи должны были быть готовыми к выполнению любых задач с рассветом. В связи с этим, за полчаса до начала светлого времени, а это в зависимости от времени года 4.30-5.30, одним из заместителей командира полка проводились предполётные указания.
Постановка задач на следующий день производилась командиром полка в 18.00, в присутствии всего лётного состава. Здесь же проходил разбор выполненных к этому времени полётов за день, доводились разведывательные данные и различные указания. Особое внимание уделялось анализу действий экипажей: при высадке десантов в горах; нанесении ударов по наземным целям и действий при боевых повреждениях. Эти навыки я старался довести у лётчиков своего звена до автоматизма. Каждый случай боевого повреждения вертолёта, которые подробно доводились нам на занятиях, старался примерить к себе и оценить, как бы наш экипаж сработал в подобной ситуации. Мой штурман Валера, хотя и не сильно любил всякие теоретические изыскания, вопросам отработки действий в особых случаях и тренажам отдавался с серьёзной настойчивостью.
Вся дневная круговерть завершалась, когда крайние экипажи производили посадку, иногда это случалось перед самым заходом солнца, а некоторые барражировали в районе всю ночь, сменяясь в воздухе каждые два часа.
К выполнению боевых задач ночью экипажи нашего звена приступили в августе. Основной целью таких полётов являлось патрулирование района аэродрома в радиусе до 50 километров на высотах 1500-4000 метров.
Звено вылетало ночью отдельными парами. Первая пара взлетала с заходом солнца и сменялась другой по мере выработки топлива, и так до рассвета. Полёты ночью вносили свои коррективы в подготовку лётчиков. Особое внимание уделялось технике пилотирования, контролю за своим положением с помощью радиотехнических средств и световых ориентиров, которых, учитывая положение в Афганистане, было совсем немного. Нами активно отрабатывалась посадка на аэродром по посадочным огням без использования наземного прожектора и фар вертолётов. Впоследствии опыт экипажей так возрос, что в лунную ночь нам удавалось производить заход и посадку по приборам, вообще без включения руководителем полётов огней полосы. Без использования лётчиком инфракрасного оборудования и бортовых фар, это было довольно рискованно и являлось нарушением инструкции.
Большую сложность представляли и ночные полёты строем. Ведомый в этом случае выполнял полёт на дистанции 150 и интервале 100 метров, ориентируясь только по 3-4 небольшим лампочкам строевых огней ведущего. Аэронавигационные огни мы не включали, так как они были видны с земли и демаскировали вертолёты.
Очень эффективной оказалась подготовка к ночным полётам, которую мы получили в родном полку в Белоруссии. Благодаря ей мы быстрее освоили этот вид техники пилотирования в боевых условиях. До сих пор я считаю полёты строем ночью самым сложным видом подготовки экипажей вертолётов. В связи с этим, их выполнение всегда доставляло мне большое удовольствие.
В одно из наших обычных ночных дежурств мы находились у себя в «модуле». Команды на взлёт не поступало. Через некоторое время после захода солнца раздался рёв и страшные взрывы. Вообще к взрывам и стрельбе за это время мы привыкли, но тут снаряды, казалось, рвались прямо под окнами. Не дожидаясь сигнала с командного пункта, я дал команду экипажам: «По вертолётам!». Быстро похватав автоматы и ЗШ, мы выскочили из «модуля» и действительно услышали и увидели разрывы душманских реактивных снарядов. Они рвались прямо на взлётной полосе и между стоянками вертолётов, которые находилась в 50-100 метрах от нашего жилья. Пригибаясь, мы побежали к своим Ми-24. В это время я с удивлением думал: «Точно сыпят, гады!». Заняв своё место в спасительной бронированной кабине, сразу приступил к запуску. Сложнее было бортовому технику, который был обязан контролировать процесс запуска двигателей снаружи. Почти лёжа на земле, он жестами подавал нам установленные в таких случаях сигналы.
Обстрел аэродрома продолжался, но несмотря на это, наша пара быстро вырулила на полосу и произвела взлёт. Набрав безопасную высоту и получив доклад от ведомого, Андрея Грязнова, «349-й справа на месте», я осмотрелся. Внизу черно, только видны отдельные огоньки да пожар на стоянке от разрывов реактивных снарядов. Душманы, услышав рокот вертолетов, прекратили обстрел, но оперативный дежурный КП по радио дал нам приказ на уничтожение бандитов.
Мы приступили к выполнению задачи. Связались с одной из 15 застав, обеспечивающих безопасность аэродрома, и запросили у них информацию. Застава подтвердила, что видели точку, откуда производился пуск ракет, но достать душманов своим огнём они не смогли. Показав трассирующей очередью из крупнокалиберного пулемета направление и сообщив дальность до цели, командир заставы достаточно точно нас сориентировал. Находясь на связи с ним, наша пара произвела сброс двух осветительных бомб САБ-250 с таким расчётом, чтобы осветители загорелись на земле, обозначив цель. Командир охранения ещё раз ориентировал нас о положении цели относительно горящих на земле факелов бомб. Теперь мы смело могли приступать к поражению душманов. Выполнив 3 боевых захода в этом полёте и 5 заходов в следующем, сменив вертолёты на другие, наша пара израсходовала 6 бомб, 160 неуправляемых ракет и два боекомплекта пушек. Банда была уничтожена. Это был один из наших первых эффективных боевых вылетов.
Как потом выяснилось, в результате обстрела аэродрома 18 реактивными снарядами был повреждён один вертолёт и ранено два военнослужащих полка. Такие обстрелы были практически регулярными.
Во время нахождения в Афганистане нам пришлось принимать участие не только в систематических боевых действиях, но и в операциях, выполняя вылеты почти со всех аэродромов. Так, для участия в операции «Западня», проводимой с 19 по 26 августа недалеко от западной границы ДРА, нам пришлось выполнить перелёт с посадками на аэродромах Кабул, Кандагар, Шинданд, Герат.
Герат - старейший город, бывшая столица Афганистана. Сверху выглядит очень красиво: множество минаретов, огромных мечетей. Но с земли эти красоты нам увидеть так и не довелось. Несколько дней мы провели в вылетах на сопровождение транспортных вертолётов, прикрывали высадку десантов в районы, занятые опорными пунктами противника. Огромное впечатление осталось от этой командировки ещё и потому, что нам довелось тогда повстречать множество своих однокашников по Сызранскому лётному училищу, которых судьба разбросала практически по всем аэродромам, где базировалась армейская авиация.
Мне удалось увидеть выпускников Сызранского ВВАУЛ 1982 года, своих друзей Лунина и Кравца, одного из лучших боевых лётчиков Николая Николаевича Романова (ныне полковник, заместитель начальника Сызранского ВВАУЛ по воспитательной работе), награждённого за проявленные мужество и героизм тремя правительственными наградами. Очень радовался встрече и с Игорем Гаркушей, которого потом судьба ещё раз привела в Афганистан вместе с миротворческой миссией нашего правительства в 2002 году. Встречался и с выдающимся боевым лётчиком Черняевым Александром Юрьевичем (ныне генерал-майор, начальник Торжокского центра боевой подготовки армейской авиации).
За семь дней участия в операции налёт нашего экипажа составил более 20 часов. Группировкой армейской авиации только 21 августа было высажено около 1000 человек десанта и обеспечены его действия.
После возвращения на свой аэродром у нас начались обычные трудовые будни. Выполняли различные задачи. 30 августа летали ночью, днём 1 и 2 сентября производили авиационную поддержку 1 омсб, 3 сентября сопровождали транспортные вертолёты, которые перевозили раненых.
Очередная задача нам была поставлена 4 сентября. Мы должны были сопровождать подразделения мотострелковой бригады, выдвигающиеся в район предгорий. Там планировались действия по ликвидации отдельных укреплённых районов душманов и складов с вооружением.
Взлёт и набор высоты производили всем звеном как обычно: впереди я - ведущий, за мной экипаж ведомого Андрея Грязнова, следом старший лётчик Анатолий Киселев, замыкал группу Сергей Клочков. На высоте 1500 метров прекратили набор, так как появилась облачность, мешавшая визуальному контакту с нашими войсками. Связались с командиром первого батальона и сопровождали колонну до самых предгорий. Больше всего нас удивила и развеселила просьба командира по радио: «Ребята, вы там сверху посмотрите, есть ли на дороге мины». Я просто не знал, что и ответить.
Мы уже собирались завершать сопровождение, когда с КП поступила команда поддержать огнём разведывательную роту, ранее выдвинувшуюся в горы. Получив точные координаты, я дал команду звену на разворот. Мы вошли в ущелье, где разведчики оборонялись от бандитов. Быстро установив связь с авианаводчиком, я попросил обозначить себя установленными дымовыми сигналами. Увидев дымы и получив целеуказание, мы приступили к уничтожению противника. Отдельные группы бандитов находились на высоте 1000 метров на склонах ущелья. Мы находились на высоте 1500-1800 метров, выполняя полёт группой практически между облаками. Видимость была не более 3-4 километров, шел дождь.
Естественно, эффективность работы авиации в таких условиях была невысока. Это видимо понял и командир мотострелков. Мы выпустили не более 20 неуправляемых снарядов, когда он дал нам команду уходить, однако мы не спешили. Экипажи звена встали в некое подобие круга. Учитывая, что облачность была 6-8 баллов, это было довольно трудно. Прикрывая друг друга, мы наносили удары. Однако через считанные минуты по радио раздался голос авианаводчика: «348-й по вам произвели пуск ПЗРК!». Естественно, сразу на это прореагировать мы не смогли, а вот последующие пуски ПЗРК мы уже видели сами. После моей команды: «Включить АСО», (АСО - автоматическая система отстрела тепловых ловушек) защита экипажей была гарантирована. Первую ракету отвели от наших вертолётов имеющиеся на их борту станции активных помех.
Как потом сообщили разведчики, по нам производились пуски ПЗРК американского производства «Ред Ай».
Выбрав свободные часы между вылетами, мы в звене и эскадрилье постоянно обсуждали тактику наших действий. Учитывая опыт применения штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны, мы старались активно использовать манёвр «Круг» при нанесении ударов по наземным целям. Суть его заключалась в том, что подходя к заданной цели, ведущий группы из 3-6 экипажей боевых вертолётов наносит первый удар и, выполняя вираж, заходит в хвост крайнему ведомому, таким образом все экипажи замыкают круг и прикрывают друг друга. В этом случае практически исключён неожиданный обстрел вертолётов. Весь район находится под контролем с воздуха. Выполняя поражение основной цели, экипажи в любой момент могут нанести поражение объектам, находящимся в другом направлении. Если состав группы более 6 вертолётов, то в этом случае целесообразно замыкать два круга на дистанции между ними 500-2000 метров, в зависимости от тактической обстановки. Однако следует учесть, что такая тактика применима только в особых условиях: когда нет сильного противодействия войсковой ПВО противника.
В то же время, мы не слепо копировали действия лётчиков Великой Отечественной войны. Мы отработали и новые приёмы. Например, мы перемещали круг вслед за передвигающимися войсками, или в случае значительного изменения координат объекта поражения.
Также, чтобы ввести противника в заблуждение относительно количества вертолётов в пролетающей группе, мы практиковали полеты с различными дистанциями между ведущими и ведомыми в одном боевом порядке и различными пеленгами в строю. Так, первый ведомый мог идти на дистанции 500-1000 метров и справа от ведущего, а крайний - на дистанции 100-500 метров и слева, и наоборот. Учитывая, что душманы боялись открыто атаковать боевые вертолёты и стремились стрелять незаметно или пустить ракету в замыкающего, это часто спутывало их планы.
Одной из самых обычных задач выполняемых экипажами вертолётов являлась эвакуация разведгрупп спецназа. Обычно группы выходили в район самостоятельно, ночью выполняли свои задачи, а уже днём, после их запроса по радио, мы вылетали в заданную точку и производили эвакуацию.
9 сентября нам поставили очередную задачу: обеспечить эвакуацию десятерых спецназовцев из района их действий. Первыми взлетели два Ми-8, следом мы с ведомым на наших Ми-24. Группа пришла в заданный район, транспортные вертолёты успешно забрали 10 разведчиков и произвели взлёт. Мы уже собиралась ложиться на обратный курс. Пересекая неглубокое ущелье, тянувшееся вдоль русла реки на плоскогорье, один из экипажей восьмерок сообщил в эфир: «Обнаружили караван, захожу на посадку, будем высылать досмотровую группу». Тут и я увидел этот караван, идущий, скорее всего, из Пакистана в сторону Чёрной горы. Я понял следующее. Или действительно наши спецназовцы отчаянные ребята, или ведущий восьмерок не совсем понимает, что делает. Караван состоял приблизительно из 300 гружёных верблюдов и лошадей, которые растянулись в ущелье на расстоянии почти два километра. Сопровождали это стадо почти столько- же людей.
Оперативный дежурный КП поздно сориентировался и команду на запрет посадки выдал, когда досмотровая группа уже пыталась осуществить проверку всех этих людей и груза на наличие оружия. Однако, гордые пуштуны не противодействовали отчаянной попытке спецназа досмотреть караван. Проверка была только обозначена и мы похоже, расстались с ними довольные друг другом.
Проводя разбор этих полетов, все смеялись. Однако любое неосторожное действие в данной ситуации могло привести к серьёзным жертвам, особенно с нашей стороны. На этом же разборе до нас довели развединформацию о том, что за границей Афганистана готовятся 200 женщин и детей старшего возраста для совершения террористических актов в отношении мирного населения ДРА. Впоследствии эта информация была подтверждена реальными терактами.
На войне, конечно случается всякое, но одним из самым удручающих фактов я считаю случайный обстрел своих войск. Такой случай, к сожалению, произошёл и с нашим звеном. Выполняя полёт на досмотр караванов, наша группа - четыре «восьмерки» и четыре «двадцатьчетверки» - обнаружила колонну из 20 старых грузовиков. Старший группы, командир эскадрильи Ми-8 подполковник Райлян (ныне полковник, герой Советского Союза) дал мне команду остановить колонну для досмотра. В этом случае мы действовали однозначно – давали очередь из пушки на безопасном расстоянии впереди колонны. Так и сделали.
Колонна остановилась. Когда транспортные вертолёты стали заходить на посадку для высадки досмотровых групп, колонна двинулась вперёд, увеличивая скорость. Мне поступила очередная команда остановить колонну. Я опять произвёл очередь, колонна остановилась, но затем опять пришла в движение. В этой ситуации оперативный дежурный КП отдал приказ бить по первой машине. Приказ был выполнен. Я же, подозревая какую-то ошибку, постарался нанести колонне минимум ущерба: двигатель первой машины был повреждён, и водитель легко ранен. К сожалению, после досмотра выяснилось, что мы стреляли по демократам, так мы называли регулярные войска ДРА. И хотя вина всецело лежала на командире Афганской войсковой колонны, который не согласовал маршрут движения, не остановился по нашему требованию и не связался с нами по радио, мы долго переживали этот случай.
Одной из задач, которые часто приходилось выполнять армейской авиации в Афганистане, были вылеты на обеспечение постов. Цель полёта заключалась в сопровождении и прикрытии транспортных вертолётов доставлявших людей, продукты, почту и боеприпасы на заставы. Они находились, как правило, на высотах 800-1200 метров, окружавших наш аэродром.
Выполняя полет, транспортный вертолёт заходил на такую небольшую по размерам площадку, что на ней иногда даже нельзя было поставить все три колеса. В таком полувисячем положении, когда вертолет опирался на одно колесо, выгружался весь груз, и мы уходили на следующий пост. Вертолёты прикрытия в это время барражировали на уровне высоты площадки, осматривая окрестности на предмет отсутствия душманов, и находясь в готовности немедленно нанести ответно-встречный удар. 24 сентября мы выполнили четыре таких полёта общей продолжительностью около трёх часов.
Как показал последующий опыт нашего прибывания в Афганистане, задачи, решаемые армейской авиацией, делились на сложные и простые по своему исполнению. Опасность при выполнении всех видов задач для экипажей как боевых, так и транспортных вертолётов была одинаково высокой. И даже наоборот, при выполнении самых сложных задач экипажи концентрировались, командование принимало серьёзные обеспечивающие меры, и уровень потерь снижался, а при выполнении «обычных», как казалось, самых простых задач, наша бдительность притуплялась, и мы иногда несли неоправданные потери.
За два месяца, прошедших с момента нашего прибытия в Афганистан, мы получили довольно большой боевой опыт. Практически все экипажи, в том числе и там, где командирами были молодые лётчики, выполняли весь перечень стоящих перед полком задач. Взлетая на поддержку сухопутных войск, мы старались грамотно и полностью использовать имеющееся вооружение, но по совету опытных воздушных бойцов всегда оставляли 20% снарядов на случай непредвиденных ситуаций. Однако самоуспокоенность, азарт и желание поразить больше целей, всё более и более заставляли нас пренебрегать осторожностью и расходовать весь боекомплект.
Боевые вертолёты постоянно доказывали эффективность своего применения в бою. Не раз и я, в азарте, и по просьбе поддерживаемых нами командиров расстреливал все имеющиеся на борту боеприпасы. А когда пытался увести свою группу на аэродром для повторной зарядки, с земли поступала просьба: «ребята, не улетайте, пока вы над нами в нас никто не стреляет». И это действительно было так.
Разведка уже две недели сообщала нам, что в Афганистан скрытно доставили партию новейших ПЗРК «Стингер», а в одной из приграничных стран западными инструкторами готовятся группы наёмников для применения этих ракет. Однако радуясь своим боевым успехам, мы иногда забывали о необходимой осторожности.
25 сентября, завершая обычный успешный полёт на поиск и уничтожение караванов с оружием, группа из восьми транспортных и боевых вертолётов осуществляла над аэродромом снижение с высоты 4500 метров. Остальные лётчики в это время находились в классе, на постановке задач на следующий день. Я со своим звеном тоже находился там. Неожиданно мы услышали довольно сильный взрыв, затем ещё и ещё. Пытаясь понять, в чём дело, мы выскочили на улицу и увидели следующую картину: прямо над нами спиралью снижались шесть вертолётов, а на земле, на удалении 100-300 метров от полосы горел сбитый Ми-8. В воздухе ещё снижались на парашютах выпрыгнувшие лётчики.
Как потом выяснилось на разборе: по группе, заходившей на посадку, произвели 8 пусков ПЗРК «Стингер» с расстояния 3800 метров от ВПП.
После первого же пуска, руководитель полётов дал команду экипажам на включение средств защиты и открытие огня по банде душманов, однако стрелять было нечем, весь БК был полностью израсходован, и боевые вертолёты даже не смогли нанести ответный удар. Все, кто своевременно включил отстрел тепловых ловушек, защитились от ракет. Однако два экипажа душманам удалось сбить. Ми-8 взорвался в воздухе, выжил только правый лётчик, которого выбросило взрывом из кабины, парашют расрылся автоматически. Командир повреждённого Ми-24, дав команду экипажу на покидание, сам посадил вертолет. Однако при приземлении он получил серьёзные травмы, был срочно доставлен в госпиталь, но спасти врачам его не удалось. Этим командиром был один из наших молодых лётчиков Евгений Погорелов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, он был награждён орденом «Красного Знамени» посмертно.
Конечно, руководство полка не бездействовало в эти сложные минуты. Сразу поняв, что адекватный ответ противнику лётчики дать не смогли, командный пункт немедленно передал координаты цели на позицию реактивной артиллерии и по бандитам был нанесён ответный удар. Через день мы провожали тела наших погибших товарищей на Родину, и уже 28 сентября опять приступили к выполнению очередных задач.
Очень возмутительным показалось всем лётчикам поведение офицера службы безопасности полётов ВВС, который специально прибыл из Москвы для проведения расследования причины боевой потери. Он всё выпытывал и пытался убедить нас, что два вертолёта просто столкнулись в воздухе, хотя те, кто находился в это время на аэродроме, видели своими глазами шлейфы ракет и взрывы от них. Видели это и экипажи находящиеся в воздухе. Но полковник, фамилию которого я, к сожалению, забыл, и который не имел боевого опыта, всё расспрашивал нас о правилах полёта по коробочке, и интересовался, не нарушаем ли мы установленные расчётные параметры. Он не мог понять того, что на войне невозможно летать с постоянно заданными параметрами. На войне необходимо смотреть во все глаза, слушать эфир и постоянно менять высоты, маршруты полётов и виды манёвров.
Значительно позже, когда я уже командовал полком и находился в очередной горячей точке, я чуть не получил выговор от уважаемого всеми лётчиками начальника авиации военного округа генерал-майора Казака Петра Николаевича. Суть дела в том, что штурман полка, действуя традиционно, попытался показать на карте основные маршруты полета при выполнении боевых задач. Начальник авиации, резко прервав его,
Ми-8мт
08.02.2008 12:47
Товарищи!
Вот по этому адресу размещены воспоминания Константина Анатольевича:
http://artofwar.ru/s/shipachew_k_a/
Свои отзывы о прочитанном вы можете дать здесь:
http://artofwar.ru/comment/s/s ...
Напишите, пожайлуста, Константину Анатольевичу.
С уважением, Алексей.
Ми-8мт
08.02.2008 12:57
Вторая ссылка вышла некорректно.
Чтобы добавить свои комментарии войдите по первой ссылке, в первой строке с названием рассказа "В бой идут одни "старики" справа нажмите на "Комментарии". Откроется окно. В поле "Имя" внесите свое имя и/или фамилию (по желанию). Адрес почты - тоже по желанию.
Сами комментарии вносятся в белом поле окна. По окончанию написания вашего отзыва нажмите на "Добавить"-ваши комментарии добавятся в общий список комментарий.
С уважением, Алексей.
50ОСАП Кабул
09.02.2008 22:33
С праздником Вас дорогие друзья вертолетолетчики.Ми-8МТ Кабул 50 ОСАП 4 эск. МИ-8 командир эскадрильи подполковник Полонский.Командир полка Герой Советского Союза (посмертно) полковник Голованов Александр Сергеевич летал на Ми-8. С Пискайкиным (нач. ВОТП полка был) я первый вылет сделал в Каубле август 1987г. Каубл- Бараки-Бараки - Гардез - 191 площадка "чайка" - Газни, там заправка и снова в Кабул. Все полеты по ночам проходили. Разбился оно ночью с Гардеза взлетел гора там "зуб" или "пилотка" ее называли. Кто был в 50 ОСАБ Кабул 87-88 отзовитесь. Алекснадр.
50ОСАП Кабул
09.02.2008 22:38
С праздником Вас дорогие друзья вертолетолетчики.Ми-8МТ Кабул 50 ОСАП 4 эск. МИ-8 командир эскадрильи подполковник Полонский.Командир полка Герой Советского Союза (посмертно) полковник Голованов Александр Сергеевич летал на Ми-8. С Пискайкиным (нач. ВОТП полка был) я первый вылет сделал в Каубле август 1987г. Каубл- Бараки-Бараки - Гардез - 191 площадка "чайка" - Газни, там заправка и снова в Кабул. Все полеты по ночам проходили. Разбился они ночью с Гардеза взлетел на Кауб гора там "Зуб" или "Пилотка" как ее называли. Кто был в 50 ОСАБ Кабул 87-88 отзовитесь. Алекснадр. У меня моного фото осталось могу поделиться мой адрес t617ak@yandex.ru
Кто писал о п/п-ке Дарьине Ю. то он с Прибылово пришел в Каубл. Кто знает где Потеряйкин Женя команди МИ-8 из Прибылов в Кабул пришел 87-88 то напишите.
1..181920..4849




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru