Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Старт в Вечность экипажа С.Леваневского. 69 лет назад...

 ↓ ВНИЗ

1234567

БОБ
12.08.2006 01:06
Сегодня, 12 августа 2006 года, в 18 часов 15 минут, исполнится 69 лет с мгновения последнего старта экипажа Героя Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского. Третий трансарктический перелет СССР - Северный полюс - США оказался полётом в один конец - в Вечность.

Это была вторая в жизни Леваневского попытка такого перелета. Ведь именно он, а не Валерий Чкалов и не Михаил Громов, был инициатором самой идеи трансполярного перелета в Америку! На одномоторном, тогда еще мало кому известном АНТ-25 конструкции А.Н.Туполева, со вторым пилотом Георгием Байдуковым и своим постоянным штурманом Виктором Левченко, 03 августа 1935 года Леваневский предпринял первую дерзкую попытку полёта в Штаты через Северный полюс. К сожалению, она закончилась неудачей. Над Баренцевым морем вдруг началась утечка масла из двигателя. Мнения разделились: Байдуков считал возможным продолжить полет, однако Леваневский как командир принял решение возвращаться. При наземном анализе выяснилось, что прав был Байдуков: специалисты пришли к выводу, что при заправке масло было залито выше требуемого уровня и в полете излишки его стали выбрасываться через неудачно продуманную дренажную систему. Реальной опасности это не представляло, полёт можно было продолжать. Тем не менее, как говорится, "поезд ушёл".

Прошло два года. И два замечательных экипажа, Валерия Чкалова и Михаила Громова, на том самом АНТ-25, дважды реализовали и воплотили в жизнь идею Сигизмунда Леваневского, совершив блистательные перелеты через Полюс - соответственно, в Ванкувер и Сан-Джасинто! Конечно, это было, видимо, немалым ударом по самолюбию Героя Советского Союза № 2.

И вот, вторая попытка. ...Много людей провожали в тот августовский вечер большой четырехмоторный самолет ДБ-А, получивший регистрационный номер "СССР Н-209", конструкции Виктора Болховитинова. Здесь были начальник ВВС РККА командарм 2 ранга Яков Алкснис; сам конструктор самолета Виктор Федорович Болховитинов; Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Георгий Байдуков; корреспонденты центральных советских газет. В 18.15 тяжело нагруженный самолет оторвался от полосы чкаловского аэродрома (тогда это был аэродром НИИ ВВС). Вскоре он превратился в едва заметную точку и исчез в вечернем подмосковном небе. Наверное, в ту минуту никто из провожавших не думал, что БОЛЬШЕ ЭТУ МАШИНУ НЕ УВИДИТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. Не увидит НИ-КОГ-ДА...

На следующий день, 13 августа 1937 года, в 14 часов 32 минуты, вскоре после пролёта Северного полюса, была принята последняя разборчивая радиограмма (№19) с борта корабля, извещавшая об отказе правого крайнего мотора. Дальнейшие фрагментарные обрывки сообщений, якобы исходившие от РЛ (Радио Леваневского), и принятые в разных точках - как в Союзе, так и в США , на Аляске, вызывали много сомнений в их подлинности.

За минувшие 69 лет выдвинуто более десятка версий того, что могло произойти с "СССР Н-209". От разрушения самолета в воздухе и вплоть до абсурда, связанного с захватом машины гигантским инопланетным кораблем. Написаны многие десятки (если не сотни!) статей; глав в книгах целого ряда полярных летчиков и исследователей Севера; пять глав в биографической книге о Леваневском "Жизнь, отданная Арктике" посвящено тайне этого полёта; даже вышла отдельная книга - обобщение всех ранее написанных работ. Предпринимались поиски: и тогда, в 37 - 38 годах, американскими и советскими пилотами, и впоследствии - уже отдельными группами энтузиастов, так как в мае 1938 года официальные поиски были прекращены Постановлением советского правительства.

Таким образом, Арктика до сегодняшнего дня хранит в себе эту мрачную Тайну. Узнаем ли мы когда-либо о последних днях этих мужественных людей? Нет ответа. Быть может, и сегодня где-то в ледяной пустыне лежит этот корабль... Кто знает, возможно, сохранились и тела наших соотечественников, и даже дневник, проливающий свет на эту удивительную загадку судьбы экипажа...

В этот день, 12 августа, 69 лет назад они стартовали в Вечность. Давайте же помянем ребят, навсегда оставшихся в Пути:

Леваневский Сигизмунд Александрович - командир корабля.

Кастанаев Николай Георгиевич - второй пилот.

Левченко Виктор Иванович - штурман.

Годовиков Николай Николаевич - бортмеханик,

Побежимов Григорий Трофимович - бортмеханик.

Галковский Николай Яковлевич - бортрадист.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!








Голубев Александр
12.08.2006 01:31
Помним героев неба всегда
Алексей (ASGO)
12.08.2006 01:31
Вечная память....
Воробей
12.08.2006 01:32
Прекрасный материал, спасибо Боб!!!Слава покорителям воздушного океана!!!
StagM
12.08.2006 02:02
Помним
...
Roman_YS
12.08.2006 04:04
БОБ, спасибо!
Память!
Kot
12.08.2006 18:05
......

"Курск" тоже в этот день погиб...
БОБ
12.08.2006 18:15
СЕЙЧАС РОВНО 18.15 12 АВГУСТА. ИМЕННО В ЭТУ МИНУТУ 69 ЛЕТ НАЗАД КОЛЁСА ШАССИ "СССР Н-209" ОТОРВАЛИСЬ ОТ БЕТОНА ПОЛОСЫ ЧКАЛОВСКОГО АЭРОДРОМА. МАШИНА НАВСЕГДА УШЛА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ - ИЗ МИРА ЛЮДЕЙ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕМ, КОГО ПРИНЯЛО И РАСТВОРИЛО В СЕБЕ НЕБО! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Аз есмь
12.08.2006 21:28
Надо помнить...в детстве вырезки собирал об этом перелёте...нельзя забывать!
KudretsA
12.08.2006 21:57
БОБ:
Спасибо, будем помнить их и экипаж "Курска"
http://kudretsa.fotoplenka.ru/ ...
Пернатый
13.08.2006 04:35
Вечная память...
PROMT
13.08.2006 04:51
Это летчики с большой буквы.Добрая им память.
маньяк
13.08.2006 06:42
Грустно парни.

Но помнить необходимо...
Чукча
13.08.2006 07:46
.....



Вот здесь даётся ссылка, по которой можно скачать фильм, в котром достаточно подробно даются подробности этого перелёта:

http://www.aviaforum.ru/showth ...
работник студии
13.08.2006 11:12
Верю что Арктика откроет свою великую тайну.
13.08.2006 11:16
А зачем он туда полетел? Рузвельту икру вез что ли? Могли кого и получше из летчиков найти чем СЛ, да и самолет никакой был.
Алексей (ASGO)
13.08.2006 11:25
2АНОНИМ
КГ/АМ
Нормал
13.08.2006 11:33
приперся знаток, лишь бы обгадить....
БОБ
13.08.2006 16:28
Всем откликнувшимся спасибо за Память об этом экипаже.

Действительно Арктика породила много тайн. Сколько экспедиций навсегда исчезли в Белом Безмолвии этих двадцати семи миллионов квадратных километров ледяной пустыни! Здесь навсегда затерялись следы наших соотечественников Эдуарда Толля и Георгия Брусилова; где-то в чреве этого ледяного края сказал последнее "прости-прощай" миру известный полярный исследователь Владимир Русанов, исчезнувший вместе и командой своего корабля, носившего античное имя "Геркулес". Поглотила Арктика в своей безбрежности и знаменитого норвежца Руала Амундсена, искавшего на гидроплане "Латам" экспедицию Умберто Нобиле. Лишь два месяца спустя был найден поплавок того самолета...

Но исчезновение "СССР - Н-209", по-моему, даже среди всех этих драматических развязок стоит особняком. Слишком уж много внимания было уделено этому полёту - как в Союзе, так и в Штатах. И поиски, во всяком случае американцами, были просто беспримерными. Особенно много сделали Герберт Уилкинс, Роберт Рэндалл, канадец Вильялмур Стефансон, еще несколько полярных асов из Штатов - Кроссон, Армстидт, Мюррей и другие. Ребята месяцами вылетали с мыса Барроу и других точек Аляски, обследовали гигантские пространства - и над полярной областью, и над континентальной частью (ведь предполагалось, что самолет мог достигнуть суши восточнее меридиана Фэрбенкса, куда он направлялся, и оказаться среди гор). Наш Михаил Водопьянов совершил с острова Рудольфа первый в истории ночной полет за Полюс - искали в свете Луны. Потом несколько полетов были совершены Алексеем Грацианским и Ильей Мазуруком. Во время этих поисков был ранен, а при эвакуации в Москву - погиб Герой Союза Михаил Бабушкин. Так что станция метро "Бабушкинская" в Москве, тоже своего рода напоминание о тайне полёта экипажа Леваневского... И в результате всего - Тайна осталась, возможно, на века.

В свое время мне довелось спросить об этом перелете у Марка Лазаревича Галлая, который лично знал некоторых членов экипажа. Он полагал, что вследствие обледенения из-за вынужденного снижения до 4 600 после отказа правого крайнего мотора, произошло падение машины, а останки поглотил Северный Ледовитый океан... Примерно того же взгляда придерживался и Георгий Байдуков.

Но слишком уж много было сообщений о выходе в эфир РЛ даже спустя более ПОЛУТОРА МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ СТАРТА! Причем информация шла как от радиолюбителей, так и от стационарных государственных радиостанций в Союзе (например, в Якутии). Ряд попыток РЛ пробиться в эфир был зарегистрирован станциями на Аляске (в Анкоридже). Последний эпизод был 30 сентября 1937, когда пароход "Батум" в Охотском море принял радиограмму, якобы указывающую координаты местонахождения Н-209. Точка эта оказалась в открытом океане, в районе Полюса относительной недоступности. Там, кстати, поиски не велись. Вообще очень много было в те первые недели после исчезновения самолёта сообщений, якобы исходивших с борта. Одно из последних как будто гласило: "Вижу впереди ледяные горы..." Потом долго пытались понять какие же "ледяные горы" могли увидеть люди на борту...

В общем, действительно, это одна из самых жгучих и удивительных тайн в истории авиации.

KudretsA

Да, "Курск" тоже исключительно драматичный эпизод. Только представить, что пережили люди, оставшиеся в живых после взрыва. ...В темноте затапливаемого отсека надеялись на помощь. А наверху в это время довлели военно-политические амбиции, приоритеты гостайн над жизнями моряков:( Жуть...

Посмотрел ряд твоих снимков - очень интересные работы! А вертолёт в разрывах облаков - просто завораживающий кадр. И действительно не подумаешь даже, что это посадка. Спасибо!


Работнику студии 13/08/2006 [11:12:18]

Так хочется, чтобы ты оказался прав! Вдруг действительно будет раскрыта эта Тайна, да еще при нашей жизни. Но мне, честно говоря, верится не очень...


Аноним 13/08/2006 [11:16:51]

А зачем он туда полетел? Рузвельту икру вез что ли? Могли кого и получше из летчиков найти чем СЛ, да и самолет никакой был.



М-да, безапелляционно. Скажи, а зачем вообще самолеты появились? Да и автомобили тоже... - Могли бы ездить на телегах, ну в экипажах, в крайнем случае.

Как предполагают, бочонок икры в подарок Элеоноре Рузвельт от Сталина действительно находился на борту. Только вот люди стремятся к новым высотам в этом мире не ради того, что лососи мечут...

В том, что касается лётных качеств Леваневского и Кастанаева (заводского летчика-испытателя, который первым поднял ДБ-А в воздух в 1935 году и летал на нем более двух лет беспрерывно!), то не нам судить о них...
Маргинал
19.08.2006 17:07
А в крайние десятилетия какие-нибудь поиски этого самолета проводились энтузиастами? Кто может подсказать?
19.08.2006 17:13
Да не было ничего в этом экипаже загадочного. Народу нужно все романтизировать. Ебанулись где-нибудь на ямале и все - вот и вся романтика.
Московский
19.08.2006 19:02
Ну сколько же пидарасов кругом!

В Москве на дорогах за рулём, и на нашем форуме под ником "Аноним!"

Народ, не обращайте внимания на него.

Модератор! В ружьё!!!

Ё-моё..

И спраздником :-)))
БОБ
19.08.2006 22:22
Аноним 19/08/2006 [17:13:41]

Ты о чем вообще глаголешь, а? Кто говорил про "загадочное в этом экипаже"? Кто говорил про "романтику"? Какая к черту может быть романтика, когда люди, одни из первопроходцев Севера, погибли в безвестности?! Речь идёт о том будет ли когда-либо раскрыта эта Тайна Арктики! Так что уж действительно, не городил бы всякую ересь!

Маргинал

Знаю, что в середине восьмидесятых годов была масштабная экспедиция в Якутию. Одна из версий состоит в том, что вследствие отказа правого крайнего мотора и возникшей диспропорциональности тяги, в сочетании с проблемами навигационного оборудования, могло быть значительное уклонение от курса вправо, вплоть до границ Якутии. У них ведь на борту был только гироскопический компас, магнитный компас и солнечный указатель курса. При этом магнитный компас надёжно работал только до 83 град. северной широты, а гироскопический давал серьёзные погрешности с каждым новым часом полёта. В том что касалось солнечного указателя, то понятно, что облачность и сумерки напрочь лишили экипаж этого прибора.

Так вот, в Якутии, на озере Себян-Кюэль якобы были обнаружены доски от ящиков с надписями "август 1937". В экспедицию входил Юрий Курлин - Засл. лётчик-испытатель, Герой Союза, шеф-пилот Антоновского КБ. К сожалению, реального результата не было. Хотя в горах был найден самолет, потерпевший катастрофу много лет назад.

Bo
22.08.2006 15:18
А "ледяные горы": что кроме хребта Черского могло быть?
VadI
22.08.2006 15:50
сегодня из книги Чертока перепишу про Н-209 (только с работы приду), там интерестное описание...
378
26.08.2006 23:22
отважные люди .восхищаюсь.
БОБ
28.08.2006 16:22
Ребята, кто-то тут обещал выложить воспоминания Бориса Чертока. Кажется, VadI 22/08/2006 [15:50:41] говорил. К сожалению, это случайно слетело при модерации. А взгляд Чертока очень интересен - ведь он должен был стать радистом этого экипажа. Впоследствии много занимался исследованием тайны полёта Леваневского. Так что, VadI, надеюсь, что ты выложишь обещанную инфу...
БОБ
28.08.2006 16:28
Оказывается, ничего не слетело. Просто сайт иногда подглючивает при открытии веток. Так что, VadI, надеюсь увидеть обещанное.
Инженер-109
28.08.2006 20:59
есть такой американский энтузиаст - Вальтер Курилчек - он почти нашел - как он считает экипаж Леваневского - на глубине 20-30 м в районе острова Спай и Тетис. В своей книге даже приводит фото распредвала с М-34 якобы найденные в этом районе.
Много сил делу поиска отдал Юрий Салльников, который писал письма и в госдеп, и в мининдел (а я их сочинал и распечатывал) с просьбой дать американский или наш самолет с магнитометром, чтобы пролететь в данном районе и определить, есть там что или это ошибка. Никто толком ничего не ответил и самолета для поиска не дал.
Но в будущем...
Проходимец
28.08.2006 22:44
Ледяные горы вполне могли быть, но не в Якутии, а в некотором другом, гораздо более реальном по всем показателям месте. Во всяком случае это не хребет Черского. Если тщательно проанализировать все факты, применяя несколько иные подходы, чеи используются до сих пор (просто непонятно, как никто до сих пор не догадался это сделать - это ведь так просто), то получаются очень любопытные предположения (опять же непонятно, почему никто до этого не додумался). Какие? Пока еще рано говорить. Во всяком случае новая гипотеза в целом готова и находится в стадии неспешного перевода в текст. Когда все закончу и посмотрю что получилось, тогда решу как и что стоит выкладывать. Самое главное - видимо, все-таки, искать надо совсем не там, где искали до сих пор. Пока что все.
БОБ
29.08.2006 02:29
Инженеру-109:

Ну поиски между Спай и Тэртис, как известно, проводились еще в 1938 году доктором Келлемсом на его судне "Пандорра". Правда, он ориентировался сугубо на показания магнитной стрелки компаса.

Но ведь вся эта история с падением между островами, основана на априори неверном посыле. Он сводится к тому, что якобы эскимосы видели падение некоего летящего предмета между этими островами ПЯТНАДЦАТОГО АВГУСТА! Понятно, что машина не могла находиться в воздухе трое суток - с 12 по 15 августа. Отсюда пошли весьма абсурдные предположения о том, что была совершена посадка на лёд, ремонт отказавшего двигателя, а затем взлёт и новое падение, которое и наблюдали эскимосы. Однако целый ряд полярных авторитетов неоднократно заявляли, что даже если была совершена посадка на торосистый лёд, то обойтись без серьёзнейших поломок было просто невозможно! И о последующем взлёте ни в коем случае не могло быть и речи! Поэтому истории, связанные с этим межостровным участком, представляются не более чем выдумкой... Ну, быть может, еще и основанием для саморекламы некоторых деятелей. Но не более того.

Сальников действительно много работал над этой загадкой. И книгу в восьмидесятых годах написал весьма неплохую. Но, к сожалению, на сегодняшний день это не приблизило разгадки тайны... А тебе, как я понял, приходилось непосредственно с ним работать, и даже напрямую вести всю переписку? Интересно. Ну я думаю, что американцы тоже не считают этот вариант с утоплением между островами реальным. Поэтому и не поддержали. А в последние годы Сальников пытался что-либо предпринимать, не знаешь?

Во 22/08/2006 [15:18:41]
и Проходимцу

Я не думаю, что "ледяные горы" - это хребёт Черского. Здесь Проходимец, пожалуй, прав. Но и пытаться искусственно создавать ореол тайны вокруг этой радиограммы о "ледяных горах", тоже неверно. Ибо наиболее очевидным представляется предположение о том, что это мог быть либо один из гигантских дрейфующих островов, которых немало в Центральной части Арктического бассейна (что менее вероятно), либо... один из островов Канадского Арктического Архипелага! Ведь долгое время пытались понять смысл и еще одной радиограммы, якобы полученной с борта Н-209: "Посадку будем делать в 3400". И только спустя десятилетия выяснилось, что у штурмана Виктора Левченко была карта Арктики, разбитая на квадраты, в которой квадрату 34 соответствовали острова Виктория и Принца Уэльского в этом самом Канадском Арктическом Архипелаге ("00" же, предполагаемое время посадки в ночь на 14 августа, что примерно соответствовало времени пути до этих островов от точки поломки). И поиски там, между прочим, никогда не проводились... А ведь этот регион - целая ледяная страна, занимающая по площади почти 1, 5 млн. кв. км. И на Востоке её простираются ряды гор высотой до 3 тыс. метров. Кажется, самая высокая точка на острове Элсмир. Смысл же возможного решения идти к этим островам мог заключаться в том, что это была самая ближайшая Земля на американском континенте. Если отсчёт вести от гипотетической точки отказа двигателя, то до канадской земли было чуть ли не вдвое ближе, чем до Аляски. Возвращаться же Леваневский явно не мог, так как второе возвращение (после случая 1935 года) ему могли и не простить в те времена...
Ф1
03.09.2006 12:51
К итогам поисков Н-209 в Якутии. Статья, опубликованна в якутском историко-географическом журнале 'Илин': http://ilin.sakhaopenworld.org ... . Там же метеорологическая карта Арктики, разбитая на квадраты, такая же была у Левченко в последнем полете.
Озеро Себян-Кюель находится в районе Верхоянского хребта, примерно в координатах:65сш 130вд.
Вставляю фрагмент статьи, хоть он и довольно большой, на случай, если ссылка по каким-либо причинам пропадет. Цифры в тексте - нумерация ссылок на источники.

Две загадки 'Доски Попова', или Что могли найти якутские летчики в 1965 году на берегу озера Себян-Кюель?

В конце 1970-х годов стало известно, что в 1965 году экипаж вертолета, командиром которого был Е.В.Попов, обнаружил на берегу озера Себян-Кюэль доску с надписью: "Здесь 13 августа 1937 года в результате катастрофы самолета "Н-209" погиб экипаж... Леваневский....5 Е.В.Попов сообщил о своей находке в письме, а затем и при личной встрече штурману полярной авиации Валентину Ивановичу Аккуратову (1909-1992). Об этой истории подробно рассказал в нескольких публикациях разных авторов журнал "Техника-молодежи"6, который впоследствии буквально специализировался на "якутском следе" в поисках самолета Леваневского. Несколько раньше о находке Е.В.Попова на берегу озера Себян-Кюэль рассказал своим читателям и журнал "Вокруг света", опубликовавший статью Ю.П.Сальникова "Неизвестный "Квадрат Леваневского"7, в которой также содержался тот же самый текст надписи на загадочной доске. В весьма лаконичной форме история поисков самолета "Н-209" и его экипажа на озере Себян-Кюэль изложена в книге историка якутской авиации И.Е.Негенбли, в главе, посвященной последнему полету С.А.Леваневского.8
Со времени публикаций, рассказывающих о ходе поисков самолета "Н-209" на озере Себян-Кюэль, прошло уже немало лет. Несколько сезонов подряд, до 1987 года, в окрестностях поселка Себян-Кюэль в нынешнем Кобяйском улусе работали поисковые экспедиции. Их участники пытались найти место на берегу озера, где стояла доска с именами летчиков, разыскивали место катастрофы и детали самолета, опрашивали местных жителей. Эвены - жители поселка Себян-Кюэль - рассказывали, что в давние годы в окрестностях озера находили тела людей в европейской одежде и летном обмундировании, и что в тундре находили обломки самолетов и останки. На озере Себян-Кюэль в течение ряда лет побывало несколько поисковых экспедиций, деятельность которых освещалась газетами "Советская Башкирия", "Социалистическая Якутия" и "Советская Россия".9 Первые итоги этих поисков были представлены в одной из статей М.Чванова.10 Каких-либо значимых результатов работы на озере Себян-Кюэль, проводившиеся в течение нескольких лет, не дали. В одном из газетных материалов уже было сообщено о находке тяжелого самолета на дне озера.11 Высказывалось утверждение, что в ходе поисков самолета "Н-209" на дне озера Себян-Кюэль был обнаружен самолет времен Второй мировой войны.12 Это мог быть один из тех самолетов, которые перегонялись с Аляски в СССР. Однако подтверждения данного сообщения в печатных источниках отсутствуют. Вместе с тем ныне, когда розыски и находки американских самолетов на Северо-Востоке РФ, потерпевших аварии во время перегона с Аляски, не составляют какого бы то ни было секрета, у поисковиков отсутствовали основания скрывать этот факт. Теперь мы знаем, что из четырех исчезнувших или совершивших вынужденную посадку самолетов на отрезке трассы Сеймчан-Якутск, ближайшем к интересующим нас местам, два самолета были найдены еще до 1945 года, один самолет был обнаружен оленеводами в Томпонском улусе в 1983 году, и еще один - двухмоторный бомбардировщик с экипажем из трех человек - считается не найденным до сих пор.13 Правда, в указанной статье ничего не говорится о двух самолетах, найденных вблизи поселка Аркагала Сусуманского района Магаданской области, и самолете - бомбардировщике А-20 "Бостон" с экипажем из трех человек, обнаруженном недалеко от поселка Сеймчан - центра Среднеканского района Магаданской области.14 Однако дальнейшие исследования не подтвердили первых результатов магнитной съемки дна озера Себян-Кюэль. После этого даже самые ревностные сторонники якутской версии финала полета "Н-209", участвовавшие в поисках самолета "Н-209" на озере Себян-Кюэль, были вынуждены признать, что самолет Леваневского следует искать в высоких широтах Арктики15.
Не был обнаружен в ходе поисков и тот предмет, о котором рассказывали командир вертолетного экипажа Е.В.Попов и бортмеханик А.Кирсанов, а именно - доска с номером самолета и именами членов экипажа, среди которых имелась фамилия С.А.Леваневского, или, как ее называют в статьях, посвященных поискам экипажа Леваневского на Себян-Кюэле, "доска Попова". Сам Е.В.Попов при повторном посещении озера Себян-Кюэль не смог указать место, где находилась эта доска. Однако ее видели на этом озере не только вертолетчики из экипажа Е.В.Попова, но и геологи, и местные жители - старожилы поселка. Было предположение, что вскоре после того, как эта доска была найдена, ее мог взять с собой экипаж одного из вертолетов, который базировался в Жиганске и позднее потерпел катастрофу. Е.В.Попов и члены его экипажа категорически отрицали, что они могли спутать эту доску с другой памятной доской - той, которая поставлена на озере с названием Серен-Кюэль (очевидно, все-таки Сегян-Кюэль) на месте гибели самолета "Н-263" в 1940 году. Как сообщал позднее бортмеханик А.Кирсанов, ту доску они тоже видели. Таким образом, "доска Попова", которая стала единственным аргументом для гипотезы о гибели экипажа Леваневского в Якутии, сама по себе превратилась в загадку в истории поисков самолета "Н-209". Более того, эта загадка привела к еще одной путанице в названиях озер Якутии, с которыми связываются поиски самолета С.А.Леваневского. В воспоминаниях геолога Г.Оглезнева, опубликованных в одном из выпусков издающегося в Хабаровске альманаха "Дальневосточные путешествия и приключения", упоминается "якутская версия" гибели самолета Леваневского. Однако в них местом посадки и гибели экипажа названо озеро Сеген-Кель (то есть Сегян-Кюэль), находящееся более чем в 200 километрах к югу от озера Себян-Кюэль.16 На озере Сегян-Кюэль, насколько нам известно, целенаправленные поиски самолета "Н-209" или каких-либо следов посадки других самолетов не велись.
Таким образом, "якутская версия" о гибели самолета "Н-209" не подтвердилась. Тяжелый четырехмоторный самолет ДБ-А, на котором в августе 1937 года летел через Северный полюс в США С.А.Леваневский с экипажем, ни в озере Себян-Кюэль, ни в его окрестностях не был найден. Подводя итоги работам поисковых экспедиций, стоит сказать и о том, что осталось за текстом публикаций, рассказывающих об их работе - о том, что в районе озера Себян-Кюэль не были найдены и обломки каких-либо других самолетов, которые могли быть приняты за остатки самолета "Н-209". В сущности, если говорить о позитивных итогах поисков следов самолета "Н-209" в Якутии, то они выразились в том, что нам стала известна еще одна радиограмма с этого самолета, принятая радистом Ф.С.Пилясовым 13 августа 1937 года вечером по местному времени: "Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы", а также сообщения о том, что рацию с позывными РЛ (позывные самолета Н-209) слышали 13-14 августа 1937 года на волне 26 метров в Среднеколымске и на волне 34-35 метров в Булуне (Тикси).17 Отметим, что сообщения об этих радиосигналах с самолета "Н-209" в других публикациях отсутствуют и до сих пор почти не привлекают к себе внимания. Впрочем, продолжают обнаруживаться и публикации 1930-х годов, рассказывающие о ходе поисков самолета "Н-209" и подлежащие внимательному изучению на предмет того, соответствует ли действительности сообщаемая в них информация. Так, в анонимной заметке "Поиски экипажа Леваневского", помещенной в журнале "Советская Арктика", говорилось, что летчики П.Г.Головин и М.Т.Слепнев, которые должны были искать самолет "Н-209", находятся на Аляске.18 Однако нам известно, что П.Г.Головин там не был - он действительно был направлен на Аляску на самолете "Н-206", однако долетел только до Тикси и 7 сентября 1937 года получил приказ возвратиться в Москву и принимать участие в ледовой разведке для обеспечения проводки судов, застрявших во льдах в море Лаптевых.19 Как известно, в навигацию 1937 года 25 судов, шедших по трассе Северного морского пути, попали в ледовую ловушку и были вынуждены зимовать во льдах, а пароход "Рабочий" был раздавлен льдами и затонул в море Лаптевых.20 В двух книгах В.И.Аккуратова приводится радиограмма с самолета "Н-209", принятая им на Земле Франца-Иосифа 13 августа 1937 года в 14 часов 35 минут: "Идем на трех моторах, правый крайний выключен".21 Как удалось установить совсем недавно, этот текст представляет собой несколько иную расшифровку известной радиограммы об отказе правого крайнего мотора, переданной смешанным кодом и принятой другими станциями в 14 часов 32 минуты.22
Историки полярной авиации отмечают, что "якутская версия" гибели экипажа Леваневского с самого начала многими бралась под сомнение: экипаж не мог допустить такой навигационной ошибки, которая привела бы к столь значительному отклонению от курса - хотя такого развития событий не исключал даже штурман полярной авиации В.И.Аккуратов, хорошо знавший С.А.Леваневского и его штурмана В.И.Левченко. Основным аргументом для В.И.Аккуратова в пользу данной версии было то, что расстояние от Северного полюса до Фэрбанкса на Аляске (конечного пункта полета самолета "Н-209") и до озера Себян-Кюэль было примерно одинаковым, и, следовательно, если самолет "Н-209" отклонился от курса, то он мог совершить посадку на той же широте, на которой находится конечная точка маршрута, хотя и на другом меридиане. Эту версию опровергал известный полярный летчик А.Н.Грацианский, лично участвовавший в поисках самолета "Н-209" у берегов Аляски, 23 и ей явно не сочувствовали П.А.Новокшонов и Д.А.Алексеев, прорабатывавшие в своих публикациях те маршруты полета самолета "Н-209", которые обосновывали необходимость вести его поиски у берегов Аляски или в районе Канадского арктического архипелага. Ю.П.Сальников, много занимавшийся поисками самолета "Н-209" у берегов Аляски и опубликовавший целый ряд статей о последнем полете С.А.Леваневского, относится к этой версии довольно сдержанно. Пожалуй, единственная книга, где вспоминается "якутская версия", предлагаемая читателям как нечто новое - это популярная книга Л.М.Вяткина "Трагедии воздушного океана", изданная в 1999 году.24
Это может показаться странным, но если вести разговор о "доске Попова", то, насколько можно судить, перед нами не одна загадка, а сразу две загадки. Первая загадка - что же все-таки было написано на доске, установленной более 60 лет назад в один из августовских дней на берегу озера Себян-Кюэль, и когда именно она была там поставлена. Вторая загадка - была ли вообще на берегу озера Себян-Кюэль доска с номером самолета "Н-209" и датой 13 августа 1937 года, и каким образом такая доска могла там появиться. Дело в том, что в этой истории речь может идти не об одном, а о двух разных предметах с надписями, содержавшими частично совпадающий текст. Как такое может быть?
От внимания поисковиков 1980-х годов, проводивших розыски на местности в районе озера Себян-Кюэль и изучавших литературу о поисках самолета "Н-209" и его экипажа, ускользнуло то, что С.А.Леваневский и его бессменный штурман В.И.Левченко пролетали над территорией Якутии по крайней мере дважды. Первый раз Леваневский и Левченко пролетели по маршруту Тикси-Жиганск-Якутск и далее на Иркутск на самолете "Н-8" (летающая лодка "Дорнье-Валь") осенью 1933 года, после того, как доставили с Чукотки на Аляску американского летчика Дж.Маттерна. Второй раз пилот и штурман пролетели этим же путем в августе 1936 года, во время перелета Лос-Анджелес-Москва на самолете американского производства "Уолти-V-1A". Нам известно, что С.А.Леваневский оставлял в местах посадок памятные знаки или бутылки с записками - в частности, бутылка с запиской была оставлена на месте посадки самолета "Н-8" на острове Святого Лаврентия осенью 1933 года.25 Возникает предположение, которое почему-то до сих пор не высказывалось никем - предположение о том, что "доска Попова" была поставлена самим Леваневским и его экипажем на месте посадки самолета, выполнявшего полет над территорией Якутии - но, разумеется, не в роковом августе 1937 года, а на несколько лет раньше.
Для проверки нашей гипотезы надо установить, мог ли С.А.Леваневский побывать на озере Себян-Кюэль осенью 1933 года или в августе 1936 года. Для этого требуется выяснить точный маршрут обоих перелетов и фамилии членов экипажей самолетов, на которых в эти годы летал Леваневский.
Рассмотрим возможность того, что С.А.Леваневский с экипажем побывали на Себян-Кюэле в 1933 году. Экипаж самолета "Н-8" состоял из четырех человек: командир - Сигизмунд Леваневский, штурман - Виктор Левченко и два бортмеханика - Борис Моторин и Борис Крутский. Фамилия Крутский совершенно неожиданно укладывается в то, что мы знаем о надписи на "доске Попова" из других источников. В названной выше статье Ю.П.Сальникова, где воспроизводится тот же самый текст надписи на доске, сообщалось, что, кроме фамилии Леваневского, среди других фамилий летчиков еще одна оканчивалась на -ский (к слову, этот факт не подтвержден рассказами, которые опубликованы по итогам поисковых экспедиций в журнале "Техника-молодежи" и в газетах). В этой фамилии на -ский все единодушно увидели фамилию Н.Я.Галковского, радиста с самолета "Н-209". Е.Попов также говорил, что на доске было 4 или 5 фамилий (напоминаем, что экипаж самолета "Н-209" состоял из 6 человек). Значит, возможно, что на "доске Попова" были перечислены фамилии членов экипажа самолета "Н-8". Однако все же вероятность того, что доска на озере Себян-Кюэль была поставлена в 1933 году во время полета на летающей лодке "Н-8" будет весьма невелика. Дело в том, что на этом самолете почти выработали свой ресурс двигатели, они требовали замены, и экипаж спешил в Иркутск именно с целью ремонта машины. Более правдоподобно предполагать, что Леваневский прилетал на озеро Себян-Кюэль в августе 1936 года на гидросамолете "Уолти-V-1A".26
Печатные источники, посвященные перелету С.А.Леваневского и В.И.Левченко по маршруту Лос-Анджелес-Москва довольно немногочисленны и не слишком широко известны - вероятно поэтому-то никто из поисковиков 1980-х годов и не вспомнил об этом перелете, проходившем над территорией Якутии. В одиннадцатом номере журнала "Советская Арктика" за 1936 год была опубликована небольшая статья самого С.А.Леваневского с названием "Наш перелет Лос-Анджелес-Москва".27 Однако в ней рассказывается только о первых днях перелета - о полете в небе США вдоль Тихоокеанского побережья от Лос-Анджелеса до Аляски и через Берингов пролив до Чукотки. О маршруте полета над территорией СССР в ней ничего не говорится. Книга, посвященная перелету Лос-Анджелес-Москва, который совершили С.А.Леваневский и В.И.Левченко, изданная осенью 1936 года, 28 каким-то образом затерялась в массе пропагандистской литературы 1930-х годов, и о ней знают лишь немногие специалисты. Впрочем, возможно, что ее чересчур плакатное название "Исторический перелет Леваневского" после гибели С.А.Леваневского и его экипажа ровно через год после полета из США в СССР стало выглядеть шокирующим.
В последнем, четвертом томе многотомного издания "Истории открытия и освоения Северного Морского пути"29 события из истории нашей полярной авиации, и в том числе дальние перелеты 1936 и 1937 годов освещены с должной полнотой - хотя о многом мы сейчас знаем и лучше, чем рассказывали нам в те годы авторы этого издания. И как раз здесь можно увидеть, как со временем пелена секретности, окружавшая все связанное с Арктикой, постепенно исчезает и становится причиной путаницы и недомолвок при работе с публикациями разных лет изданий.
Те, кто читают статьи о Леваневском и его экипаже, написанные в 1980-х годах, прекрасно знают марку американского самолета, на котором Леваневский летел из США в Москву летом 1936 года. Это был самолет "Уолти -V-1A", купленный Советским Союзом по выбору Леваневского - летчик и его бессменный штурман Виктор Левченко были командированы в США специально с целью ознакомления с новинками американской авиапромышленности. Однако в изданиях 1960-х годов марка этого самолета не указывается - вместо нее приводится номер, присвоенный новому самолету в отечественной полярной авиации. Как раз этот номер самолета отсутствует во всех современных публикациях о С.А.Леваневском, а он будет в нашей истории едва ли не самым большим сюрпризом.
Оказывается, самолет "Уолти -V-1A", на котором Леваневский и Левченко летели из США в Москву, в нашей полярной авиации приобрел номер "Н-208".30 Это значит, что номер самолета, пролетевшего через Якутию в августе 1936 года, отличался всего на одну единицу от номера "Н-209" - номера того самого самолета ДБ-А, на котором Леваневский с экипажем погибли почти ровно через год - в августе 1937 года.31 О том, что самолет "Уолти-V-1A" получил номер "Н-208", упоминает и И.Н.Негенбля в своей книге, 32 но не фиксирует внимание на этом факте.
В Бюллетене Арктического Института (1936 г., N 8-9) среди сообщений о работе полярной авиации была помещена заметка М.Козлова "Перелет Лос-Анджелес-Москва", также рассказывающая о полете самолета "Н-208". Ее автором является, судя по всему, наш известный полярный летчик Матвей Ильич Козлов.33 В этой заметке маршрут перелета С.А.Леваневского и В.И.Левченко изложен более полно, нежели в небольшой журнальной публикации самого С.А.Леваневского.
22 августа 1936 года самолет Леваневского и Левченко "Уолти-V-1A" с номером "Н-208" вылетел с мыса Шмидта. С 22 по 25 августа машина и экипаж находились в бухте Амбарчик в ожидании летной погоды. 25 августа летчики предприняли попытку вылететь в Тикси, но вернулись назад, так как метеоусловия не позволили продолжить полет по намеченному маршруту. Только 28 августа Леваневский и Левченко через Тикси прибыли в Булун, откуда вылетели в направлении Жиганска. 30 августа 1936 года Леваневский вылетел из Жиганска на Якутск, однако путь самолету преградили шквалистые ливни, и экипажу пришлось вернуться назад в Жиганск. Только 1 сентября самолет "Н-208" совершил перелет Жиганск - Якутск - Киренск , а 2 сентября прибыл в Красноярск.34 И.Е.Негенбля в своей книге "Над безграничной Арктикой", прослеживая маршрут полета самолета "Н-208" над Якутией, указывает другую дату неудачного старта этого самолета из Жиганска на Якутск - 31 августа.35
Посмотрим внимательно на карту Якутии. Трасса полета Жиганск-Якутск проходит точно над поселком Сангар - центром нынешнего Кобяйского улуса. Озеро Себян-Кюэль находится несколько в стороне от нее - оно расположено примерно в 200 км от Сангара и приблизительно в 300 км от Жиганска. Такие расстояния самолет "Уолти-V-1A" должен был покрывать за час-полтора, не более - его максимальная скорость равнялась 368 километрам в час.36 Но это еще не все - прямо над озером Себян-Кюэль должна проходить другая воздушная трасса - Батагай-Сангар. М.Козлов писал о полете Леваневского: "Целью перелета являлось детальное изучение условий полета на будущей трассе: метеорологические условия, посадочные площадки, базы снабжения горючим, связь и др. Эта цель достигнута".37 В этом случае озеро Себян-Кюэль, которое по навигационным расчетам представляло собой запасной или даже основной гидроаэродром на перспективном авиамаршруте, обязательно должно было привлечь внимание пилота Леваневского и штурмана Левченко.
А теперь попытаемся рассмотреть в совокупности все соображения, которые позволяют судить о том, что "доска Попова" была поставлена экипажем самолета "Уолти-V-1A" ("Н-208"), - то есть С.А.Леваневским и В.И.Левченко - в последних числах августа 1936 года, какой именно текст мог быть на ней написан, и что именно и по каким причинам могли прочесть в 1965 году вертолетчики из экипажа Е.В.Попова.
Первое. "Доска Попова" была найдена в том самом районе, через который проходил маршрут перелета самолета "Н-208", и на колоссальном удалении от трассы полета самолета "Н-209".
Второе. Доска, которая якобы содержала сообщение о гибели летчиков, найдена не в глухой тайге или тундре, а на берегу озера вблизи жилья - там, где в 1939 году возник поселок Себян-Кюэль. Логичнее предполагать, что вблизи места, выбранного для поселка, будет обнаружен знак на месте посадки, нежели точка гибели самолета.
Третье. Самолет "Н-208" летел из США через Чукотку и Якутию на поплавках и был поставлен на колеса только в Красноярске. Знак, отмечающий место посадки гидросамолета, мог быть установлен только на берегу озера - то есть именно там, где и нашли доску с именем С.А.Леваневского вертолетчики из экипажа Е.В.Попова. Самолет "Н-209" имел колесное шасси. Это еще один довод в пользу того, что "доска Попова" - это знак на месте посадки гидроплана, а не на месте гибели тяжелой колесной машины.
Четвертое. Поблизости от "доски Попова" был обнаружен крест на эвенской могиле, на котором была сделана надпись о посадке здесь в 1938 году самолета Н-240 (командир - Самохин). Вероятно, само по себе появление этой надписи как-то связано с тем, что неподалеку от этого места находился знак, отмечающий место посадки какого-то другого самолета - таким самолетом мог быть прежде всего самолет "Н-208", то есть "Уолти-V-1A", пилотируемый С.А.Леваневским и В.И.Левченко.
Пятое. В ходе поисков самолета "Н-209" в окрестностях озера Себян-Кюэль поисковики установили, что в августе 1937 года эвены, кочевавшие неподалеку от озера, слышали грохот. Скорее всего, если эти сведения вообще можно принимать всерьез, то эвены-оленеводы слышали шум мотора самолета, садившегося на озеро или взлетавшего с озера. Те пожилые люди, кто рассказывал об этом, наверняка хорошо помнят месяц и время года данного события (ранняя осень по эвенскому календарю), но едва ли помнят точно календарный год и число месяца.
Шестое. Журналист Оскар Курганов, еще один участник этого перелета, встретился с С.А.Леваневским и В.И.Левченко в Булуне и летел с ними до Москвы. Нам известно следующее: так как на побережье, вдоль которого осуществлялся перелет самолета "Н-208", долгое время стояла плохая погода, имелась реальная перспектива того, что летчики не полетят из Амбарчика на Тикси, вместо этого они продолжат полет по другой трассе и встреча О.Курганова с ними могла не состояться. Запасной трассой полета могла стать трасса Нижнеколымск-Верхоянск (Батагай)-Сангар, та самая трасса, на которой лежит озеро Себян-Кюэль. Более южный маршрут не представлял для пилотов интереса - он уже был разведан экипажем В.С.Молокова, с которым Леваневский встретился в Амбарчике.38 Очевидно, что штурман Виктор Левченко изучал иной путь из Амбарчика в направлении Якутска, и плохие метеоусловия после вылета из Жиганска 30 августа 1936 года предоставили пилотам шанс осмотреть резервный маршрут на местности.
Седьмое. Изучим расстояния от трассы Жиганск-Якутск до озера Себян-Кюэль. От Жиганска до устья Вилюя - самого приметного ориентира по течению Лены - приблизительно 325 километров. От устья Вилюя до Себян-Кюэля - около 200. От Себян-Кюэля до Жиганска - примерно 350 километров. Напрашивается такое предположение. 30 августа 1936 года, спустя час или полтора часа после вылета из Жиганска на Якутск, в районе устья Вилюя, в сложных метеоусловиях Леваневский отвернул самолет "Уолти-V-1A" влево - в сторону озера Себян-Кюэль. Меньше чем через час самолет с номером "Н-208" совершил посадку на этом озере. Экипаж располагал достаточным количеством времени для того, чтобы изучить условия посадки гидросамолетов на озере Себян-Кюэль как будущем гидроаэродроме на маршруте Сангар-Батагай (Верхоянск) и запасном аэродроме на трассе Жиганск-Якутск. При скорости самолета около 250 км в час полетное время на весь маршрут, включая возвращение в Жиганск, составило бы менее пяти часов. Реально? Более чем реально. Мало того, О.Курганов в своем рассказе об этом перелете, который вошел в его книгу "Разные годы"39, написал, что после Жиганска летчики расстались с рекой Леной - значит, курс самолета проходил где-то на удалении от нее.
Восьмое. Текст "доски Попова" в том виде, в каком он известен нам, видимо, воспроизведен по памяти и с изменениями, да и сама доска имела плохую сохранность. Если исходить из того, что обстоятельства ее появления на берегу озера Себян-Кюэль рассматривались поисковиками 1980-х годов как весьма драматические, то все же очень трудно представить себе, чтобы чудом спасшийся пилот выжигал или резал бы на доске слова "в результате катастрофы..." - тут в трех словах содержится 21 буква и только на этот фрагмент надписи надо потратить почти целый час.
Напомним, что доска на берегу озера Себян-Кюэль, когда ее в 1965 году обнаружили вертолетчики из экипажа Е.В.Попова, была уже в очень плохом состоянии и текст на ней читался с большим трудом. Нельзя было установить даже то, каким способом была сделана надпись на доске - летчики говорили участникам поисковых экспедиций, что "надпись вырезана ножом или выжжена", а А.Кирсанов, бортмеханик экипажа Е.В.Попова, говорил о том, что надпись была сделана на полосе жести от консервной банки, прибитой к дощечке гвоздями. Однако уже то, что, по словам Е.В.Попова, буква N в надписи была латинская, представляет собой надежное свидетельство подлинности сообщения - в современной литературе номера самолетов полярной авиации, начинавшихся с литеры "N", всегда воспроизводятся с кириллическим "Н", а не с латинским.
Как мы полагаем, командир вертолета Е.В.Попов и бортмеханик А.Кирсанов прочитали на найденной ими доске следующее сообщение, из которого разобрали лишь отдельные слова (в приведенном тексте они выделены полужирным курсивом):
Здесь 13 августа 1937 года
разбился самолет N-209.
Экипаж:
С.А.Леваневский
В.И.Левченко
Н.Г.Кастанаев
Н.Н.Годовиков
Г.Т.Побежимов
Н.Я.Галковский
И вот как, по нашему мнению, должен был выглядеть первоначальный неповрежденный и неизмененный текст этой надписи:
Здесь 30 (31) августа 1936 года садился самолет N-208.
Экипаж:
С.А.Леваневский
В.И.Левченко
О.И.Курганов
В основном тексте надписи разница всего в трех цифрах. В списке членов экипажей две фамилии совпадают.
О причине того, почему надпись на "доске Попова" имеет разное прочтение, можно сделать два допущения. Если памятный знак, установленный в 1936 году и доска, которую видели вертолетчики из экипажа Е.В.Попова в 1965 году - это один и тот же предмет, то возможно, что отмеченные нами три цифры - 7 вместо 6 в годе, 13 вместо 30 или 31 в числе того же самого месяца - августа - и 9 вместо 8 в номере самолета - были неверно прочитаны ими из-за плохой сохранности надписи на доске.
Но нельзя исключить и другую возможность. Если известный нам текст надписи на "доске Попова" воспроизведен дословно с правильно прочитанной датой и словами "в результате катастрофы", то имеется вероятность того, что подлинный знак на месте посадки самолета "Н-208" мог быть заменен кем-то примерно в 40-е или 50-е годы ХХ века на импровизированный могильный памятник экипажу самолета "Н-209". И как раз этот памятник и был найден впоследствии на берегу озера Себян-Кюэль.
Представим себе следующую ситуацию. Кто-то из жителей поселка Себян-Кюэль (причем из числа приезжих, грамотных и образованных) в 1940-е годы обнаруживает на берегу озера знак посадки самолета "Н-208" с фамилией командира экипажа С.А.Леваневского. Этот знак находится вблизи эвенской могилы - той, на кресте которой сделана надпись о посадке самолета "Н-240". Идет война, летчики гибнут на фронте и в тылу - при перегоне самолетов из Аляски через Чукотку и Якутию в Красноярск и далее на запад. По соседству на берегу другого озера находится доска, напоминающая о гибели пассажирского самолета "Н-263" в 1940 году - о таком событии, о котором должны были знать и должны были долго помнить жители всего административного района. В такое время и в таких условиях по прошествии нескольких лет знак на месте посадки самолета можно было принять за могильный памятник, каких немало на Севере. Очень возможно, что тот, кто обнаружил доску с надписью и принял ее за могилу летчиков, решил обновить памятник.
Что произойдет в этом случае? Не имея представления о таком событии 1936 года, как перелет С.А.Леваневского и В.И.Левченко по маршруту Лос-Анджелес-Москва, но твердо зная о том, что Леваневский погиб в 1937 году, автор такой находки вполне мог из самых благих соображений заменить подлинный знак на месте посадки Леваневского в 1936 году (номер самолета - "Н-208") на памятную доску с сообщением о гибели экипажа Леваневского в 1937 году на самолете "Н-209" - вот тогда-то на ней и могли появиться слова "в результате катастрофы", составляющие 21 букву, и фамилии всех членов экипажа самолета "Н-209". О том, что С.А.Леваневский и его экипаж погибли в Арктике, знали многие. Но далеко не все знали о том, что они пропали без вести в высоких широтах.
Кажется, что у нас нет никаких надежд на то, что "доска Попова" еще может быть обнаружена. Хотя нельзя исключать того, что она могла быть передана в какой-нибудь региональный краеведческий музей в Жиганске, Сангаре или сохранилась в каком-либо аэропорту Якутии среди предметов, связанных с историей местной авиации. Если доска была подлинной (оговариваем еще раз, что нельзя полностью исключать возможность позднейшей замены знака посадки самолета "Н-208" на памятник экипажу самолета "Н-209"!), и надпись на этой доске позже была бы прочитана более внимательно, то эту доску уже не связывали бы с гибелью Леваневского в 1937 году, и она перестала бы вызывать жгучий интерес у тех, кто снял ее с берега озера.
Понятно, что пока наше изложение - не более чем гипотеза. Прояснить ее могут только полетные карты и штурманские записи Виктора Левченко, относящиеся к перелету Лос-Анджелес-Москва. Но в рассмотренных нами двух событиях, связываемых с озером Себян-Кюэль, уж слишком много совпадений в датах, именах и цифрах, чтобы признать их случайными.
Подведем некоторые итоги. Совершенно ясно, что "доска Попова" с фамилией Леваневского и номером его самолета на самом деле находилась на берегу озера Себян-Кюэль там, где ее видели летчики, геологи и местные жители. А.Кирсанов, бортмеханик Е.В.Попова, в 1982 году с обидой говорил участникам поисковой экспедиции: "Не надо делать из нас идиотов, как пытаются некоторые".40 Сообщение вертолетчиков о находке на берегу озера было на 100 процентов правдой и теперь более ни в коей мере не вызывает недоверия. Можно не сомневаться - "доска Попова" существовала, причем это был ценный памятник истории отечественной полярной авиации, и нам искренне жаль этой потери. Однако у нас есть все основания считать, что эта доска с надписью была установлена экипажем самолета "Н-208" ("Уолти-V-1A"), пилотируемого С.А.Леваневским и В.И.Левченко в августе 1936 года. Таким образом, "якутская версия", согласно которой самолет Н-209 погиб в августе 1937 года на озере Себян-Кюэль, по существу может считаться закрытой.
Даже странно, что в наши дни, спустя 20 лет после завершения поисковых работ на озере Себян-Кюэль, в журнале "Чудеса и приключения" появляется статья И.Боечина "И все-таки "якутский вариант"".41 В этой статье приводится рассказ некоего стереотопографа, и согласно этому рассказу очевидца, четырехмоторный самолет с гладкой обшивкой и номером 209 на киле лежит на западном склоне Верхоянского хребта. Хочется задать сразу несколько вопросов - как зовут этого стереотопографа, где он был 20 лет назад, когда начинались поиски самолета С.А.Леваневского на Себян-Кюэле и почему он молчал столько времени? Как явствует из изложения И.Боечина, рассказчик, бесспорно, хорошо знает литературу о поисках самолета "Н-209" и отмечает такие детали, которые придают его словам сходство с правдой, например, гладкую фактуру обшивки, отличавшую четырехмоторный самолет ДБ-А от самолетов ТБ-3, также имевших четыре мотора. Странно тут одно - в архивах сохранилось довольно много фотографий самолета "Н-209", и на одной из них он снят на взлете точно с правого борта. На этом редком снимке видно: у самолета "Н-209" не было номера на киле... Есть в этом рассказе и другие детали, не внушающие доверия - например, цвет обшивки самолета. В хронике авиакатастроф в Якутии, которая включена в качестве приложения в недавно вышедшую книгу по истории авиации в Якутии, 42 о катастрофе самолета на склонах Верхоянского хребта ничего не говорится, и есть серьезные основания думать, что публикаторы новых рассказов, поддерживающих "якутскую версию" исчезновения самолета "Н-209", попросту не знают о существовании такой хроники.
Широкий масштаб поисков самолета "Н-209", предпринятых в 1970-е и 1980-е годы позволил их участникам сделать ряд интересных находок, связанных с освоением воздушного пространства Российского Севера, и в том числе с именем С.А.Леваневского. В начале 80-х годов в долине реки Кавы (верховья реки Тауй) на юге Магаданской области был обнаружен четырехмоторный самолет, похожий на "Н-209", однако при детальном обследовании находки выяснилось, что это "ТБ-3", выпущенный в 1938-39-м годах.43 Этот самолет принадлежал Дальстрою и потерпел аварию при перелете из Хабаровска в Магадан, зацепившись за склон сопки в плохих метеоусловиях, при этом экипаж и пассажиры остались живы. Появились также отрывочные сведения о том, что в августе 1937 года большой самолет упал в Чукотское море в районе Колючинской губы. Исследования на местности в этом районе привели к находке гурия с запиской: "Упали море иду [в] Ванкарем. С.Л."44, однако позже было установлено, что этот гурий был сложен в 1934 году после аварии "Флейстера" в ходе операции по спасению челюскинцев.
Рассказы местных жителей о том, что в окрестностях Колючинской губы на Чукотке будто бы в августе 1937 года потерпел катастрофу большой самолет, 45 которые заинтриговали авиаторов Чукотки в связи с поисками самолета "Н-209", как мы можем думать, повествуют о реальном событии - но о том событии, которое имело место в двадцатых числах августа 1928 года, когда как раз в тех местах потерпел аварию самолет "Советский Север". В тот день самолет типа "Дорнье-Валь" после посадки во время шторма был выброшен на берег и погиб, а его экипаж (командир А.А.Волынский, второй пилот Е.М.Кошелев, летчик-наблюдатель Н.Н.Родзевич, старший механик С.И.Борисенко, начальник экспедиции Г.Д.Красинский) пешком благополучно добрался до Лаврентия.46 Возможно, что местные жители-чукчи по прошествии нескольких десятилетий помнили время года этого происшествия - летом, когда море было свободно от льдов, но, называя дату аварии самолета, допустили ошибку в 9 лет. Теперь можно быть уверенным, что рассказы чукчей могли повествовать о реальном происшествии, но оно совершенно не имеет отношения к полету С.А.Леваневского на самолете "Н-209" в августе 1937 года.
В наступившем столетии остаются актуальными три версии о судьбе самолета "Н-209" и его экипажа. Все они в географическом отношении укладываются в треугольник, одна вершина которого находится на Северном полюсе, а две другие - в Анкоридже и Доусоне, тех городах, которые служили запасными аэродромами для завершения полета самолета "Н-209", если какие-либо обстоятельства не позволят экипажу совершить посадку в Фэрбанксе, конечном пункте беспосадочного перелета. Версия первая - самолет С.А.Леваневского потерпел аварию или совершил вынужденную посадку в высоких широтах Арктики примерно на 83 градусе северной широты. Версия вторая - самолет "Н-209" долетел по 148 меридиану почти до самого побережья Аляски и упал в море Бофорта поблизости от островов Тетис и Спай, как об этом рассказывали эскимосы. Версия третья, которая почти не проверялась - экипаж вел самолет "Н-209" точно по намеченному курсу, но самолет потерпел аварию на северных склонах хребта Брукс на Аляске, вероятнее всего в одной из узких горных долин, которые были закрыты низкой облачностью или туманом. Две последние версии активно разрабатываются российскими и американскими энтузиастами, продолжающими поиски самолета С.А.Леваневского и его экипажа.47 Которая из версий ближе к истине, в какой точке "треугольника Леваневского" будет обнаружен пропавший самолет - суждено узнать будущим поколениям.


БОБ
12.08.2007 02:00
Как же быстро летит Время! Вот и еще один год исчез в тумане Прошлого, и сегодня, 12 августа 2007 года, в 18 часов 15 минут будет уже РОВНО 70 ЛЕТ СО ДНЯ СТАРТА В ВЕЧНОСТЬ ЭКИПАЖА СИГИЗМУНДА ЛЕВАНЕВСКОГО.

К сожалению, и минувший год ничего не добавил к разгадке этой теперь уже, вероятно, практически непостижимой тайны Арктики. Можно лишь процитировать сказанное 365 дней назад.

...Много людей провожали в тот августовский вечер большой четырехмоторный самолет ДБ-А, получивший регистрационный номер "СССР Н-209", конструкции Виктора Болховитинова. Здесь были начальник ВВС РККА командарм 2 ранга Яков Алкснис; сам конструктор самолета Виктор Федорович Болховитинов; Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Георгий Байдуков; корреспонденты центральных советских газет. В 18.15 тяжело нагруженный самолет оторвался от полосы чкаловского аэродрома (тогда это был аэродром НИИ ВВС). Вскоре он превратился в едва заметную точку и исчез в вечернем подмосковном небе. Наверное, в ту минуту никто из провожавших не думал, что БОЛЬШЕ ЭТУ МАШИНУ НЕ УВИДИТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. Не увидит НИ-КОГ-ДА...

Арктика до сегодняшнего дня хранит в себе эту мрачную Тайну. Узнаем ли мы когда-либо о последних днях этих мужественных людей? Нет ответа. Быть может, и сегодня где-то в ледяной пустыне лежит этот корабль. Кто знает, возможно, сохранились и тела наших соотечественников, и даже дневник, проливающий свет на эту удивительную загадку судьбы экипажа...

В этот день, 12 августа, 70 лет назад они стартовали в Вечность. Давайте же помянем ребят, навсегда оставшихся в Пути:

Леваневский Сигизмунд Александрович - командир корабля.

Кастанаев Николай Георгиевич - второй пилот.

Левченко Виктор Иванович - штурман.

Годовиков Николай Николаевич - бортмеханик,

Побежимов Григорий Трофимович - бортмеханик.

Галковский Николай Яковлевич - бортрадист.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...
Дядя Вова
12.08.2007 03:04
При сегоднешнем оборудовании(Мир1, Мир2) эту загадку можно разгадать!Нужно лишь желание кое-кого!
БОБ
12.08.2007 13:50
Дяде Вове

Едва ли батискафы смогут помочь в разгадке тайны этого полёта. Это может сотворить только Судьба. Но вот за минувшие на сегодняшний день семьдесят лет - пока так и не сотворила.
БОБ
12.08.2007 18:15
Как и год назад, хочу отметить Мгновение Старта самолёта Н-209. 18 часов 15 минут. РОВНО СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД В ЭТУ МИНУТУ С ЧКАЛОВСКОГО АЭРОДРОМА ОТПРАВИЛСЯ В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ ЭКИПАЖ СИГИЗМУНДА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛЕВАНЕВСКОГО. МАШИНА ЭТИХ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ СЕВЕРА НАВСЕГДА УШЛА ИЗ МИРА ЛЮДЕЙ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕМ, КОГО ПРИНЯЛО И РАСТВОРИЛО В СЕБЕ НЕБО. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...

SVS
12.08.2007 18:21
Bum's
12.08.2007 18:28
А что никто не напишет как сам Леваневский готовился к этому перелету? как собственно взлет происходил(он сидел на правой чашке, взлетал правак с левой, ибо сам Леваневский взлет-посадку на этом аппарате даже не осваивал...) че молчим-то? А то что перелет через жопу был подготовлен и вбухана куча денег народных на авантюру такую, в отличие от чкаловского и громовского перелетов...Заодно поинтересуйтесь за что он стал ГСС и какова его доля в спасении челюскинцев...
БОБ
12.08.2007 19:43
Bum's

Ну зачем слюной-то брызгать в этот день Памяти? Не добре это...

Действительно, взлетал Николай Кастанаев. Он был опытнейшим заводским лётчиком-испытателем, машину эту болховитиновскую знал с самого её рождения в 35-м. Много летал на ней в эти годы, чего нельзя было сказать о командире корабля, который массу времени был вынужден уделять организационным вопросам этого непростого перелёта. Но разве это умаляет достоинство остальных членов экипажа?

В отношении того, что "вбухана куча денег", так чкаловский и громовский перелёты стоили, пожалуй, никак не меньше. Просто если кто-то оказался на коне в результате, то ему всё забывают. А если постигла беда, то даже спустя 70 лет попытку такого самоотверженного шага хвостами кроют и называют авантюрой в памятный день:(( А если бы всё было удачно, то они были бы не меньшими героями, чем экипажи-предшественники, летевшие на АНТ-25. Нехорошо такие речи выплёскивать. Леваневский - очень трагичная фигура в истории авиации, человек, который пробивался через немалые барьеры, поставленные жизнью и очень нелёгкой личной судьбой. Это, кстати, касается и присвоения звания ГСС, обстоятельства которого хорошо известны.

Так хотелось бы сегодня вспомнить этих людей без желчи, сарказма и ехидства. Все шестеро были мужественными ребятами, которые делали своё Дело жизни. Им не повезло. Небо приняло их души. И пусть Память о них будет всё же светлой в этот день, спустя ровно семьдесят лет после того последнего Взлёта...
Серж
12.08.2007 20:00
извините, но выскажу непопулярное в этой ветке мнение по поводу Леваневского: это довольно одиозная и тёмная личность была, многие историки сходятся во мнении что без нквд не обошлось в его карьере. все его выходки, извините по другому эти поступки не назовёшь, сходили с рук. сначала он вообще хотел лететь на американском самолёте, но его не купил, впрочем как и за растрату не расчитался. трени овочный процесс отвергал, к самолёту ант-25 как и к экипажу относился пренебрежительно. а в полёте проявил элементарную, не буду ничего говорить про погибшего, но при возврате его никто не понял. как говорится, стране нужны были герои и на леваневского сделали ставку. и выбор откровенно сырого прототипа 4-х моторного бомбардировщика для перелёта заслуга именно командира экипажа. это если коротенько.
понимаю что вы все другого мнения, но может не будем ругаться громко и матерно. ведь это не только моё мнение, этофакты без коммунистического гламура.
спасибо.
тоже здесь живу
12.08.2007 20:18
С уважением к исследователям.
Что за страна, если тонет, то глубже не бывает.
если падает, то разбивается в пыль, если горит или взрывается, то в дым.
Ни следов, ни свидетельств.Кроме слава-героям.
Vladislav
12.08.2007 21:22
Вот ссылки на мемуары Бориса Чертока, в первых двух есть про его работу в авиации
http://www.epizodsspace.narod. ...
http://www.epizodsspace.narod. ...
http://www.epizodsspace.narod. ...
http://www.epizodsspace.narod. ...
БОБ
12.08.2007 21:33
Сержу

Да нет, тут вовсе не "все другого мнения". Ведь ветка-то собственно не о личности Леваневского вовсе, а о Тайне этого полёта! И о Памяти погибшего экипажа. А это совсем разные вещи.

Никто не говорит, что Леваневский был ангел во плоти. Но и то, что его поддерживало НКВД - тоже никем не доказано. Возвращение из первого трансполярного перелёта в 35 году - по-моему, за это его нельзя упрекать. Таково было его решение как командира, причём в непростой ситуации, когда остекление кабины заливало маслом. И никто не ведал тогда откуда оно бьёт. Предусмотрительность и вдумчивость - не слишком отягощающие качества для пилота...

К АНТ -25 он не относился пренебрежительно, а просто кардинально отвергал его после неудачи первого полёта. Но продемонстрировать, тем не менее, хотел достижения отечественной техники. А выбор был невелик в то время... Да, летал он на этой машине мало. Кастанаев - во много раз больше. Но, опять же, все это элементы, которые стали столь значимыми после трагедии этого, последнего полёта.

Относился пренебрежительно к экипажу... - Может и были элементы высокомерия в его человеческом статусе, но, опять же, ведь речь-то совсем не об этом. Все три трансполярных перелёта 37 года - это всё же не "коммунистический гламур" в первую очередь, но путь к новым достижениям прежде всего Духа человеческого. И если кто-то на этом пути терпит поражение, то заслуживает лишь добрых слов в свой адрес. Потому как цель их была значимой...
БОБ
12.08.2007 23:45
Vladislav

Спасибо за ссылки. Ранее неоднократно приходилось читать отдельные материалы и интервью Чертока. Но книга - это, конечно, совсем другое. История старта и предшествующих ему обстоятельств дана весьма подробно. Справедливости ради надо заметить, что очень многих версий случившегося с Н-209, которые впоследствии рассматривались как весьма вероятные, автор здесь не затрагивает. Но ведь воистину необъемлемого не объемлешь.

Кроме того интересно будет прочитать и о дальнейшей судьбе этого незаурядного человека.
BGP
13.08.2007 00:24
Интересно....Я интересовался этой темой...Но так, на обывательском уровне...И не знал, что была радиограмма о проходе Полюса...
Да...Вот отчего я и ненавижу пропаганду(которая и составляла основу полётов в США через Полюс в те годы)...
Слава Героям!!!
P.S.Не знаю отчего, но у меня есть уверенность, что тайна этого полёта будет разгадана ещё при моей жизни:-))))
Серж
13.08.2007 07:49
2 БОБ:
спасибо за понимание.
кажется только Леваневский летал с личным оружием на портупее, думаю для поддержания авторитета. по поводу его отношения к нквд узнаем точно только после публичного открытия архивов, т.е. никогда. а эти выводы сделаны только на основе косвенных фактов невозмутимой устойчивости при отягчающих обстоятельствах. именн Леваневский хотел американский самолёт для рекорда и именно крайне негативное отношение к туполеву и к ант-25 не дали завершить тот перелёт из-за субъективного отношения одного человека. что там происходило в кабине - никто не скажет. всё очень скупо, но думаю что совещательности не присутствовало. результат: при хорошей погоде и исправном самолёте невыполнение задания. Леваневскому - хоть бы что, над Туполевым нависла шашка возмездия. вот и думаешь, кого родина и нквд любила.
по поводу самого трагичного перелёта: конечно же вечная память парням, за то что попытались совершить невозможное. попытались но не смогли. я думаю что все они осознавали своё положение, свои шансы. даже думаю сам Леваневский осознавал, что игры кончились.
мне очень жаль, что благодаря одиозным личностям и одиозным проектам гибли профессионалы.
гораздо интереснее отношения Чкалова и Громова во время подготовки и после рекордов:ведь они оба рекордсмены!
всем спасибо.
Glenlivet
13.08.2007 18:31
Доброе время суток всем!
Хочу присоединиться к мнению, уже здесь прозвучавшему.
Ни в коей мере не намерен омрачить память погибших.
Но рассматривать эту трагедию нельзя в отрыве от личности самого Леваневского.
Есть замечательная книга - "Загадки и трагедии Арктики". Автор - почетный полярник Зиновий Каневский (к сожалению, он скончался в 1996 году). В сети текста книги, к сожалению, не нашел.
Так вот, в главе "Ищу Леваневского" он приводит свидетельства многих очевидцев старта "Н-209", полученные им в личных разговорах. Из них следует, что экипаж оказался заложником амбиций Леваневского.
По рукой нет текста книги, так что пишу по памяти. Каневский приводит рассказ Байдукова. По его словам, все, кроме Леваневского, были перед стартом мрачны и подавлены, словно предчувствовали такой конец. Когда Байдуков рассказал об этом на следующий день Чкалову, тот чуть ли не с кулаками на него бросился: "как ты посмел ребят в таком состоянии отпустить?!" Хотя, что мог Байдуков сделать...
Для Леваневского это был последний шанс, он шел ва-банк, поскольку однажды пообещал Сталину. Принимая во внимание чувство вины за получение звания Героя, которое ему присвоили, единственному, кто из семи летчиков-челюскинцев реально не принимал участия в спасении экипажа корабля (не по своей вине, конечно же), несколько неудавшихся попыток перелета... У него оставался один шанс. И он пошел ва-банк. А то, что перелет был не подготовлен, самолет "сырой" - с этим согласны, наверное, все.
Да, и еще. Достаточно резкие высказывания Леваневского в адрес Туполева и его машин, к сожалению, отразились на судьбе АНТ. Ему их потом припомнили...
Еще раз -никого не хочу этим оскорбить. Но у каждой истории есть своя оборотная сторона.
P.S. Всем интересующимся историей освоения Арктики (и не только авиационной ее части) настоятельно рекомендую книгу З. Каневского
С уважением

Просто Н.
13.08.2007 19:15

Но у каждой истории есть своя оборотная сторона.

Печально...много надуманного. Летчики герои бесспорно.
Где-то в сети видел приказ НКВД к этому вопросу вообще никогда не
возвращаться.

Но у каждой истории есть своя оборотная сторона.

Если за давностью лет этот приказ отменят, есть уверенность,
что вычислить координаты Самолета Леваневского - дело 2-х, 3-х дней.

(китайцы не постеснялись вычислить - и теперь их авиа программы наверху)
Samson
13.08.2007 22:18
Это часто обсуждается, но вот найти их можно только волею случая: слишком велик "треугольник ошибок"...
зе Голь
14.08.2007 00:43

Согласен на 100 %

Но Вы же не будете возражать, если через 3 года (вместо 3-х дней),
чтобы минимизировать ошибку, построив большой треугольник,
проведя в нем комплексные испытания авиагоризонтов, заказав спрямляющие
октанты на Сицилии.Поскольку у римлян есть 650 летний опыт поиска пропавших
экспедиций, ошибка будет минимальна.?
Если кто-то решится повторить их путь , имея на руках их карту с
большой ошибкой, и свою карту- с минимальной ошибкой и найдет
экипаж Леваневского ?

Хотя, - можно и исключить минимальную ошибку, если треугольник взять
поболее 2-х океанов (Тайна 2-х Океанов Катаева).

Обработав такой треугольник, оставить на нем 28 точек, тем более, что
эта координатная сетка строится просто (а может и готовая есть).
А болгарка (дрель) для засверливания
меток найдется у любого русского мужика...который, кстати и спортивный авиагоризонт
себе смастерит. и на соревнованиях призы возьмет. и в программе "Открытое Небо"
свои маршруты безопаснее сделает.(Голь на выдумки хитра)
1234567




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru