поиск правила создать тему список тем настройки мобильная версия


Восстановить пароль

Зарегистрироваться

ЯК-38

← возврат к списку сообщений

Добавить в мои закладки  ↓ ВНИЗ

lamm
Есть кто летал на нем и может сказать чего? И про жизнь и про быт. Аппарат-то уникальный, со всеми худо-бедно общался, а этих не видал.
опубликовано: 19.11.2004 13:33
Slider
Не летал, увы, не летун я. Но читал про него.
Прожорливый аппарат, на взлет посадку уходит чуть меньше половины всего топлива. Самолет защиты топ-мачты. Радиус действия никакой. Боевая нагрузка смешная. Управление - сложное. Наш ответ Харриеру. На нем была хитрая система автоматического катапультирования опробована, когда в режиме висения крен превышал критический.
http://www.lanets.ru/svvp/inde ...
опубликовано: 19.11.2004 13:43
lamm
Да читать-то это понятно. Вот послушать бы, кто за ручку его тягал, как с точки зрения строевого летчика. Никого не слышал ни разу.
опубликовано: 19.11.2004 13:49
олмар
обратитесь к Тарану, он где-то здесь на форуме. Уж он вам все прелести испрашиваемого аппарата расскажет, он на нем полетал N-ное время. Рекомендую
опубликовано: 19.11.2004 14:01
ALOKS
Из третьих рук, инфа, правда. Яковлевцы рассказывали, что строевые пилоты не слишком его жаловали, из-за очень большой строгости в управлении на доэволютивных режимах. В сочетании с морскими погодными условиями, она строгость, становилась большой проблемой и требовала высокой квалификации и хорошей тренировки.

Другое косвенное подтверждение оного, это то, что в Royal NAVY для переучивания на "Харриер" к пилоту предъявляются самые строгие, по сравнению с другими машинами, требования по квалификации и предшествующему налёту, .
опубликовано: 19.11.2004 14:39
Flying Dutchman
Это со слов моего друга, который служил на Тихом океане. Он говорил, что выжило не так уж и много пилотов, который летали на Як-38, что достаточно часто происходили разные инциденты. Конечно лучше всего найти информацию из первых рук...
опубликовано: 19.11.2004 14:56
vm
2 Slider ...когда в режиме висения крен превышал критический

Только уточню немного, не собственно крен а скорость его нарастания. "Кузнечик" умел кувыркнуться так быстро, что человек даже не успевал сообразить. Пришлось поставить "уникальный и единственный в мире" автомат.

А кувыркался он так из-за того, что несколько движков, синхронизовать их тягу - не самое плевое дело. Тот же Харриер при отказе своего единственного Пегаса просто парашютирует.

опубликовано: 19.11.2004 15:00
Серж
Flying Dutchman:

-Это со слов моего друга, который служил на Тихом океане. Он говорил, что выжило не так уж и много пилотов, который летали на Як-38, что достаточно часто происходили разные инциденты. Конечно лучше всего найти информацию из первых рук...

Ну, мягко говоря, эта инфа немного преувеличина. Да и не такой страшный был этот самолет. Хотя и строгий. Но система спасения на нем работала неплохо- есть кадр катапультирования Забототского на тренировке к МАКСу.
С уважением, Сергей

опубликовано: 19.11.2004 16:02
lamm
Олмару- thanks
Таран, он, вроде в штатах, он у вас в харькове гость на форуме. Там время другое, может, черкнет чего.
Интересно, сколько в год налетывали, летали ли на пилотаж, какое боевое применение реально было. Как жить в этом корыте опять же- с моряками небось не сахар. Потом если не в походе- полеты с берега или в море выходили неподалеку. Класс, говорят, там было не получить и не подтвердить. А то со всеми в разные времена встречался, с кем летал, с кем водку грыз, а про этих не знаю ничего.
опубликовано: 19.11.2004 17:28
2lamm:
а ты не Андрей?
опубликовано: 19.11.2004 19:04
13Y
Нарекания к автомату были?
Да были, иногда срабатывал когда не надо, по начяалу.
Потом довели. Это точно.
опубликовано: 19.11.2004 19:45
military_upir
2vm и slider. только не крен, а тангаж
опубликовано: 19.11.2004 22:24
military_upir
, а еще точнее :) угловое ускорение
опубликовано: 19.11.2004 22:25
lamm
Анониму:
Так точно
опубликовано: 19.11.2004 22:34
vm
2military_upir: Да, конечно, именно тангаж :) Я машинально повторил слайдера. Угловое ускорение оно и есть - скорость нарастания :) Я в далекой студенческой юности сподобился в СибНИА видеть (полулегально) техническое кино про все это дело. Вот его бы сейчас на видео...
опубликовано: 20.11.2004 08:31
АЕ
Имел отношение к Як-38М. Пришёл на фирму, когда началась его модернизация. После проведённых доработок, увеличился радиус действия (более чем в два раза) и полёты стали возможны на всех широтах. До модернизации в низких широтах он не мог взлететь. Испытатели высказывали желание увеличить площадь крыла метра на 3. Но это пожелание так и не реализовалось.

Информация не из первых рук, но другой нет, а человек рассказывал из отдела эксплуатации: когда комплектовали полк, то истребители не подходили нет навыков вертолётной подготовки, и по обратному же признаку не подошли вертолётчики. Тогда исходя из того, что проще научить зановово, чем переучивать брали из лётных училищ. Некоторые парни попали на дожности, до которых в иных случаях нужно немало послужить
опубликовано: 22.11.2004 19:01
Владимир Клязника
Блин, никак не пойму - как широта влияет на возможность полета самолета ?!!!
опубликовано: 22.11.2004 19:11
Dmitry
Владимир Клязника:
Скорее всего имеется ввиду то, что в низких широтах высокая температура воздуха, вследовие этого падение тяги двигателей.
опубликовано: 22.11.2004 20:15
АЕ
Близь экватора высокая температура и для взлёта не хватало тяги двигателей. На каком из кресеров было не помпню. Когда походили к экватору, полёты из-за жары были невозможны. Далее подходили к ЮАР немного полетали, огибали Африку Атлантикой, снова стояли, пока не поднялись севернее. Поход повторили с модифицированными Як-38М. Полёты проводились во время всего похода без перерыва
опубликовано: 22.11.2004 20:23
а почему "кузнечик", вроде его "огурцом" звали?
про кузнечика не знал.
опубликовано: 22.11.2004 20:30
Таран
Мужики, я служил в Як-овском полку (311 ОКШАП ВВС ТОФ), но вот пришел я из ВВС туда немного поздновато.Как раз перед моей поезкой в Николаев на переучивание на Як, все переиграли, очередная новая концепция, и стал переучиваться на Су-25. Была тогда такая программа: Су-25УТГ, МиГ29-К, и Су27-К(могу ошибаться в модификациях 29-го - 27-го, тогда все менялось ежедневно). Но штаны кожаные (предмет гордости в нашем, и зависти в соседнем полку Су-17) получить успел (говорят, на Яке не было системы пожаротушения, а только оповещения о пожаре, и наверное в Яковском КБ посчитали кожаные штаны хорошей альтернативой, хотя за достоверность информации не поручусь).
Рассказывать о летных характеристиках Яка не имею морального права, т.к. за ручку не держался (разве что на стоянке, да водку пили с мужиками несколько лет - так это не считается), а вот о быте, жизни, самих мужиках порассказывать пожалуй смогу. А также свои соображения о палубной авиации того времени - как летчик, пришедший (кстати, первым)из другой системы, чем могу накликать много нареканий на свою голову от морских аборигенов.
опубликовано: 22.11.2004 20:39
Владимир Клязника
Dmitry - ну, так и нужно говорить - при high density altitude... А то в низких широтах, прямо как при выводе спутника на орбиту важно, где космодром размещать...
опубликовано: 22.11.2004 23:00
Таран
Воспоминание первое (повторюсь: все выводы субъктувные, основанные только на тесном общении с друзьями-однополчанами, пролетавшими на этом пепелаце от 3-х до 10-15 лет).

В далеком 1989 году после расформирования полка, в котором я служил, довелось поездить по различным частям в поисках для себя нового места службы (да- да, нонсенс конечно, но увы, такое было). Судьба завела в 311 ОКШАП ВВС ТОФ. Аэродром 'Пристань', гарнизон 'Романовка'. Первые впечатления: захожу в штаб полка, летчики, понятно, в летном , командир в тужурке. На груди знак какой-то непонятный, 'курица' - не 'курица'. Вышитый золотом, как краб на мичманке. Знаю, что такого официально не бывает. Позже, в разговоре спрашиваю у мужиков, что это значит. Ответ: - У командира 3-й класс(как впрочем и у 99% летного состава). Пару человек в полку в мою бытность имели 2-й класс, но все они получили его на Севере (в аналогичном полку, где уровень подготовки был немного повыше). Итак перевод состоялся, и я - 'моряк'. Радоваться, или горевать - не знаю. Полк летает на Як-38 и для 'поддержки штанов' на МиГ-21 ПФМ...
Первая и пожалуй единственная широко открытая информация о Як-38 появилась в середине 80-х годов в виде док. фильма 'В далеком дальнем гарнизоне'. Командир полка был в то время ГСС п-к Чурилов. Классный мужик, таких поискать надо! Я его застал уже не в полку, а в штабе ВВС ТОФ в отделе боевой подготовки.
Насколько я в курсе, полк пролетал на Яках около 20 лет. В голове сидит цифра 22 аварии и катастрофы, но вот не помню, то ли в полку, то ли всего (имеется в виду полк на ТОФ, полк на СФ и Николаевский (с Саками) центр. Но вот из летчиков в полку потеряли около 5-6 человек (точно не знаю, но что-то в этом роде). Конечно же при формировании полка брали уже готовых летчиков из ВВС (так и Чурилов попал из Черткова), а вот потом готовили планомерно из молодых лейтенантов. Черниговское ВВАУЛ выпускало в морской форме лейтенантов с середины 70-х до 80-го года выпуска включительно. Потом перерыв. Потом Кача-85 и Бэбск-85. Потом Бэбск-87 и 88. На этом по-моему все из плановых. Лейтенанты приезжали в полки, оформлялись как положено ('восточные' и 'заполярные' надбавки - штука нужная, и очень важно, с какой даты она начнет идти) и... уезжали на переучивание в Николаевский центр. Возвращались оттуда ... даже порой капитанами (можно представить, сколько длилась учеба). Насколько я понял, в середине-конце 70-х еще не было четкой программы переучивания, и поэтому эксперементировали. Я лично видел летные книжки у выпускников 78-79 годов с налетом ( в Николаевском центре) на Ан 26, Ка 25, Л 39, МиГ 21. Позже выпускники 85-88 годов на Ан 26 и Ка 25 не летали.
Воспоминания о переучивании у мужиков самые что ни на есть теплые (сам пару раз по нескольку месяцев ездил в Саки на Сушку переучиваться). За годы учебы некоторые всяческими путями оставались в Крыму кто инструкторами на разных типах, кто по 'болезни семьи', а кто еще как. Некоторые строили себе гаражи в Саках, дачи, семьи... короче жили неплохой жизнью.
Про сам полк напишу в другой раз. Никого из Яковских однополчан я в сети , увы, пока не встречал. На днях позвоню кое-кому из своих да кое-что освежу в памяти. тогда и продолжу.
опубликовано: 24.11.2004 01:36
Серж
Таран:
В 311 ОКШАП ВВС ТОФ с 74 по 88гг произошло 19ЛП
Всего по ТОФ- 60ЛП, катастроф-20, аварий-23, поломок-17
По авиации ВМФ-166ЛП, из них с Як-38-37ЛП. Катастроф из них-8
С уважением, Сергей
опубликовано: 24.11.2004 12:50
vm
Сергей, в к цифирькам ЛП и катастроф хорошо бы еще и налет в часах по всей авиации ВМФ и по Як-38, совсем все хорошо бы прояснило.
опубликовано: 24.11.2004 12:57
Таран
to vm
Ну зачем же так подробно? Для любителя это слишком, для российского профессионала - он и так найдет (если профессионал), а для 'зарубежных любителей' - это наверное ни к чему, хотя инфа и не новая.
опубликовано: 24.11.2004 14:45
vm
Я про то, что просто цифры _количества_ ЛП - еще не все, это эдакая полуправда.
опубликовано: 24.11.2004 15:08
Серж
vm:

-Сергей, в к цифирькам ЛП и катастроф хорошо бы еще и налет в часах по всей авиации ВМФ и по Як-38, совсем все хорошо бы прояснило.

Нудный ты стал, Вов, старость наверное

Як-38- 795 ЛЧ на ЛП
МиГ21- 4548
Ми-4- 4581
Ка-27- 6404
Ан-12 30 512
Ил-38 162326
Бе-12 38474

Ну и т.д. Кстати, не забывайте, что ЛП-это не только К,
но и А, и П:-)))))

С уважением, Сергей

опубликовано: 24.11.2004 16:01
vm
Среже, что делать, я ведь еще и преподаю манеько - тут поневоле станешь нудным :) А про то, что ЛП != К я помню конечно же.
опубликовано: 24.11.2004 16:04
lamm
Тарану
Спасибо за инфу, другой не слышал. А на что летали на боевое применение на нем? Да и соображения по жизни на корыте хотелось бы. Как и по палубной авиации того времени. А то хрен где встретишь, не делится народ.
С уважением...
опубликовано: 25.11.2004 09:52
Таран
to lamm
На днях нашел товарища. Его ник Ilya и он обитает на нашей ХВВАУЛовской ветке. Ему действительно есть что порассказывать о Яке (пришел в ТОФовский полк из Чугуева из шкрабов, потом Саки). Думаю, что уговорю его поделиться инфой (уже попросил). Давай ка подождем.
опубликовано: 30.11.2004 04:08
backfire
а зато говорят обзор из него был изумительный, и бочки крутил здорово.
Оружия брал хоть и не очень мало - но поскольку никаких систем наведения на борту не было - то брать управляемые ракеты+контейнер с наведением уже не мог - так и летал с НУРС.
опубликовано: 30.11.2004 14:32
Dytik
Гдето проскакивала инфа о применении этих яков в афгане. Там по жаре они с нагрузкой 2х250 ФАБ взлететь не могли...
опубликовано: 30.11.2004 19:18
ALOKS
Эта инфа была в "Авиация и время", году эдак в 95-м...97-м. Материал выложен и в Интернете, кажется в "Уголке неба".

Эксперимент по применению назывался "Операция Ромб", общий итог: применение в Афгане нецелесообразно, ввиду жары, большой запыленности и потерь тяги из-за высокогорья.
опубликовано: 01.12.2004 09:18
Dytik
2 ALOKS:
Спасибо за первоисточник. Таки память еще не подводит, 10 лет прошло.
опубликовано: 01.12.2004 18:50
борден
Я вообще не предполагал, что изготовлено свыше двухсот (точнее 231) самолетов Як-38! Смотрите здесь: http://aviaros.narod.ru/yak-38.htm

Как то многовато только для двух полков и один центр. Еще где-то (исключая ОКБ, ЛИИ и НИИ ВВС) были ли Як-38?
опубликовано: 12.12.2004 11:56
Серж
опубликовано: 13.12.2004 15:41
Серж
борден:

Как то многовато только для двух полков и один центр. Еще где-то (исключая ОКБ, ЛИИ и НИИ ВВС) были ли Як-38?

Более нигде не было- один ОКШАП СФ, один-ТОФ, и КШАП ЦБП и ПЛС. Ну и КБ, ЛИИ и НИИ

С уважением, Сергей

опубликовано: 13.12.2004 15:44
13Y
1-й, который Як-36М в МАИ в качестве учебного пособия.
опубликовано: 13.12.2004 15:52
Серж
13Y:

Ну вообще-то он не для МАИ строился, и сначала был фирменным. Так же как и те, что стоят в музеях и на памятниках:-))))

С уважением, Сергей

опубликовано: 13.12.2004 15:57
13Y
Так если учет всех построеных произвести, то получится, что на 2 полка едва хватало. Т.к. требовалось еще восполнять потери самолетов.
опубликовано: 13.12.2004 16:12
борден
Серж, спасибо вам.
А у вас есть ли информация какие полки и отдельные эскадрильи входили в состав ЦБП и ПЛС АВМФ, чем были вооружены и где находились? Примерно на конец 80-ых - начало 90-ых годах (до развала).
опубликовано: 13.12.2004 18:11
Серж
борден:

Есть статистика ЛП, только если по ней посмотреть.

С уважением, Сергей
опубликовано: 14.12.2004 09:27
foxbat
Серж: ....
Более нигде не было- один ОКШАП СФ, один-ТОФ, и КШАП ЦБП и ПЛС. Ну и КБ, ЛИИ и НИИ

С уважением, Сергей

- А как же Саки??? Вы случаем на СФ не служили?
опубликовано: 14.12.2004 11:07
Серж
foxbat:

- А как же Саки???

Ну Саки были на период ЛКИ. 6 летчиков-строевиков освоили СВВП к маю 1976, а 16 июля 1976 Киев с 5 Як-38 и одним Як-38У начал переход на СФ. Во время перехода эта шестерка и летала тоже. И только 11 августа 1977г. Як-36М под обозначением Як-38 был принят на вооружение авиации ВМФ.

-Вы случаем на СФ не служили?
К сожалению, служил срочную не в авиации.
И хотя взлетал на бортах часто, так ни разу и не приземлялся на них:-)))))))

С уважением. Сергей


опубликовано: 14.12.2004 12:23
Яппонец
2 Таран

Привет, брат однополчанин!

311 ОКШАП КТОФ - 1988-90
2-я эскадрилья

Пристань
опубликовано: 18.12.2004 14:54
Таран
Японцу
Ну ка колись, кто ты? Рад своих встретить! А если не хочешь афишировать, то сбрось адресок на мыло.
С уважением.
опубликовано: 20.12.2004 06:43
oibshalsa s letchikom ispitatelem v 87 gody, esli mena pamayt neizmenaet yk-38 podimalis Saratovskogo zavoda, istoriy tochno nepomny no on plyvalsa konkretno, da i mashina mne kagetsa tolko dla togo ctob pokazat cto y nas cto to est na more
опубликовано: 20.12.2004 07:06
lamm
2.Японец
Может расскажешь о летной работе на этом аппарате поконкретнее, кто летал в строевых частях- так и не поделился.
опубликовано: 20.12.2004 10:28




← На главную страницу

Rambler's Top100