Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос реальным пилотам или знающим по навигации Ту-134

 ↓ ВНИЗ

123

Таймень
Старожил форума
18.05.2015 09:06
RRJ95LR:

Адек Ватный
Да забыл ещё, АРК-5, и одна ШВРС за 1500 км. Ощущения - незабываемые.
И ведь летали!

Чем мне запомнился АРК-5, так это изумительная способность ловить ШВРС и слушать по нему музыку!...А в остальном....
__________
А в остальном- его не "колбасило" так, как к примеру, тот же АРК-15 (креновая ошибка), особенно в заходе, на ПК, если РСБН не использовалась, либо вообще не стояла на самолете.
Представляю, как бы приходилось "сводить" стрелки на ПК, с ДГМК-3 и АРК-15 :)
kovs214
Старожил форума
18.05.2015 09:17
В спецназе, нож вроде зовут последний шанс, так если всё отказало, то АРК очень даже...в умелых руках, будет "последним шансом" :). Ежели его, конечно "земляне" лелеют, и бдят за ним.
FL410
Старожил форума
18.05.2015 11:29
kovs214: "...В районе головы второго пилота, есть два КМ (цифры при них-не помню). Они не отказывают и устойчиво показывают курс. КИ-13 ни к чему. Да и НВУ должен работать. Пролетаем очередной ППМ, устанавливаем расстояние следующего участка и Z=0, и вперед. Если ДИСС работает, то вообще хорошо. Периодически, у диспетчера, вкрадчивым голосом спрашиваем: "Не подскажите, как мы относительно трассы идем?" :))..."

КМ-5 они зовутся, над правой панелью АЗС, коррекционные механизмы - из состава ТКС-П2, которая перед тем полетом сдохла вся, т.е. полностью. А вкупе с ней и Михаил, и АРК-15 отказали поочередно в наборе. А слева Амур и китайская граница ))) КЛН-90 еще не было в те времена, была Б-шка, поэтому и Квитка не было также.
НВУ работало, но сами понимаете, это вычислительное устройство, а ему нужны исходные данные. Но оно помогло, безусловно)))
ДИСС-013 работал, слава Богу.
Ну а насчет связи и диспетчерского контроля, именно так всё и было))) Вкрадчиво интересовались, как мы выглядим...
FL410
Старожил форума
18.05.2015 11:35
559: "...у каждого порядочного бортача всегда в наличии были:
- отвертка
- пасатижи
- моток контровки
- лампочки подсветки приборов..."
----------
Вы забыли про камешек, который надо было найти при осмотре ВПП после нахождения забоин на двигателе в транзитном порту)))
Alex Skyboy
Старожил форума
18.05.2015 11:55
2 Gromozeko:

2 soccer:

Тема ветки: "вопрос к реальным пилотам...". Данный вопрос - к "реальным штурманам"!!!
Налицо поверхностное знание предмета и нарушение субординации. Удивляюсь, что RRJ95LR снизошёл до ответа Вам! Величайший, гуманнейший человек! Одно слово - интеллигенция!


Я знал одного такого, он после много спирта просил еще 100 шампанского:)
kovs214
Старожил форума
18.05.2015 11:59
FL410:
...Вы забыли про камешек, который надо было найти при осмотре ВПП после нахождения забоин на двигателе в транзитном порту)))
-------
...я гайку покоцанную, как-то найденную на перроне, возил с собой :))
559
Старожил форума
18.05.2015 12:29
Гайку с камнем упустил!
Не приходилось ползоваться.
На маленьком редко что в двигатель залетало,
даже если реверс до полной остановки.

А вот у штурмана всегда линейкой можно было
разжиться, и разливал он всегда на эстафетах.
У второга всегда скрепка была и чистый лист А4
для написания всякого.
Всетаки есть польза в "многочленности"! :-)
FL410
Старожил форума
18.05.2015 12:34
559: "...У второга всегда скрепка была и чистый лист А4 для написания всякого..."

Пульку расписать? )))
НЛ-10 тоже здесь помогала)))
ip
Старожил форума
18.05.2015 15:53
уж не знаю, чем может принципиально отличаться работа АНУ на 134-ке от других типов, где эта аппаратура устанавливалась, но даже в режиме работы с ДИСС точность была приемлемой только для сравнительно коротких участков маршрута
маленько точнее пассивного полёта на РТС, не более)))
559
Старожил форума
18.05.2015 16:27
от того и использовали по возможности СРП или VOR.
АНУ для контроля и от безисходности.
опят же проконтролировать блудилу невозможно.
а в РСБН или положении 1 , хоть планочка перед носом
маячит. что показывает не узнаешь, но на душе спокойней! :-)
tlacr99
Старожил форума
18.05.2015 18:20
Ребята .на счет полного отказа ТКС в приграничной полосе-бред какой то пишите-зачем на себя брать чужие косяки? я в подобном случае векторение запрашивал-не растреляли Потом последовательный отказ АРК и РСБН-случай скорее фантастический и РСБН называли Михаилом только диспетчера--так что .......
tlacr99
Старожил форума
18.05.2015 18:32
ну и штурмана из радистов которых на ту154 уже не пускали
kovs214
Старожил форума
18.05.2015 18:52
tlacr99:
...и РСБН называли Михаилом только диспетчера--так что .......
---------
Все его Михаилом называли. Систему захода на посадку - Татьяной...
RRJ95LR
Старожил форума
18.05.2015 19:00
L410:

559: "...У второга всегда скрепка была и чистый лист А4 для написания всякого..."

Пульку расписать? )))
НЛ-10 тоже здесь помогала)))-//////

Знайте меру....На СВЯТОЕ не замахивайтесь!
Адек Ватный
Старожил форума
18.05.2015 19:08
ip:

уж не знаю, чем может принципиально отличаться работа АНУ на 134-ке от других типов, где эта аппаратура устанавливалась, но даже в режиме работы с ДИСС точность была приемлемой только для сравнительно коротких участков маршрута...

Принципиально ничем не отличалась, да и не могла. На Ту-16 стояло примерно такое же.
При его исправности и грамотном использовании, точность была вполне приемлемая.
559
Старожил форума
18.05.2015 19:21
на СВЯТОЕ - ни в коем случае!!!

у одного штурмана, НЛка была с двумя
движками, для быстроты вычисления.
уникальный компьютер. энерго независимый.

а теперь враги с точностью СВЖ борються...
off setы выдумывают. КС 8 им в помощь!
FL410
Старожил форума
18.05.2015 20:08
tlacr99: "...Ребята .на счет полного отказа ТКС в приграничной полосе-бред какой то пишите-зачем на себя брать чужие косяки? я в подобном случае векторение запрашивал-не растреляли..."

Косяк был не чужой, вылетали с таким дефектом, так что все претензии нам бы и вернулись. Почему вылетали долго объяснять, было это году в 92-м, про ВОФ уже забыли, а ждать запчасти с базы нужно было минимум неделю.
Насчет одновременного отказа причина примерно та же - летали на том, что было))
Ну а по поводу Михаила тут Вы явно неправы))
Так что...
Адек Ватный
Старожил форума
18.05.2015 20:56
tlacr99:
Потом последовательный отказ АРК и РСБН-случай скорее фантастический и РСБН называли Михаилом только диспетчера--так что .......

Последовательный отказ АРК, РСБН, локатора, и др. - нисколько не фантастика.
У нас это было обычное, рядовое явление. В этом случае поистине бесценными были АК-59п днём, и ПС-53вк ночью.
Если про АК-59 знают многие, то второй озвученный девайс знаком, наверное, единицам.
Если кому интересно, могу рассказать. Может даже найдутся те, кто расскажет лучше меня.
FL410
Старожил форума
18.05.2015 20:59
kovs214: "...Все его Михаилом называли. Систему захода на посадку - Татьяной..."

А ещё была Роза. Вопрос типа "А почем розочки в Сочи" (к примеру) был понятен не только бортрадистам )))
Адек Ватный
Старожил форума
18.05.2015 21:05
Михаил-РСБН
Дмитрий-ДПРМ
Татьяна-система посадки
Роза-система опознавания
Этими терминами пользовались все, кто летал и руководил.
559
Старожил форума
18.05.2015 22:09
так и что же это за ПС-53ВК ???

есть ли люди реально использовавшие ЗСО БЦ-63А ???
на "Ш" стояло сие изделие, и даже спирт выписывали для
предполетной подготовки в колличестве 25 грамм, но по
назначению никогда не использовали. только ветераны
вспоминали, что "когда то" были умельцы, способные совладать
с ним.
Адек Ватный
Старожил форума
18.05.2015 22:50

559:

так и что же это за ПС-53ВК ???

есть ли люди реально использовавшие ЗСО БЦ-63А ???

ПС-53ВК - прицельная станция верхней пушечной установки самолёта Ту-16.
Находилась на рабочем месте второго штурмана, в верхнем блистере.
С помощью её можно было очень точно (до 0, 5 градуса) измерить истинный курс.
Проще всего по Полярной звезде, или по другим звездам, но там уже сложнее, расчётов сильно много.
Лично сам многократно этим пользовался, а иногда она прям таки спасала в сложной ситуации.
Что касаемо звездно-солнечного ориентатора БЦ-63А, то о его практическом применении нужно спросить людей, летавших на Ту-22, по прозвищу "шило".
Посмотрите вот здесь, может что и найдёте.
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
ip
Старожил форума
18.05.2015 23:11
"опят же проконтролировать блудилу невозможно."
----------
мне было проще - повернул голову и вся доска штурмана перед глазами)))
а лакатор вообще - только "повторитель" у штурмана(((
ip
Старожил форума
18.05.2015 23:18
за грамматику извиняюсь(((
RRJ95LR
Старожил форума
19.05.2015 07:52
Адек Ватный:
Принципиально ничем не отличалась, да и не могла. На Ту-16 стояло примерно такое же.
При его исправности и грамотном использовании, точность была вполне приемлемая.//////

Согласен, если писать грамотные замечания. плюс грамотный технический состав-весьма хорошая система...только, что всегда добивало, почемеу не вывести ветерн, ведь он по любому вычесляется?
Адек Ватный
Старожил форума
19.05.2015 10:30
RRJ95LR:

Согласен, если писать грамотные замечания. плюс грамотный технический состав-весьма хорошая система...только, что всегда добивало, почемеу не вывести ветерн, ведь он по любому вычесляется?

В первую очередь нужно самому грамотно использовать систему.
Ветер на Ту-16 "по любому" не вычисляется, вычислять некому, ДИСС отсутствовал в принципе.
Поэтому его вычисляли "вручную" и выставляли на т.н. "пирамидке", нижняя часть - ЗПУ, средняя - УВ, верхняя - Vветра.
На 134, по-моему было 2 режима, (если мне не изменяет склероз), один от ДИСС, второй автономный, с такой же пирамидкой.
Но я могу и ошибаться, прошло уже больше 30 лет с тех пор.
Таймень
Старожил форума
19.05.2015 11:52
боец
Адек Ватный:

Михаил-РСБН
Дмитрий-ДПРМ
Татьяна-система посадки
Роза-система опознавания
Этими терминами пользовались все, кто летал и руководил.

У нас почему то:
Посадочная часть (курс- глисада)- "Катет" звали. Т.е.- "121- катеты включены (работают)?"
FL410
Старожил форума
19.05.2015 13:43
Таймень: "...У нас почему то:
Посадочная часть (курс- глисада)- "Катет" звали. Т.е.- "121- катеты включены (работают)?"..."
-----------
Катет - это официальное и законное название одной из РМС посадки.
Если не ошибаюсь, на Ту-154 был галетник - выбирали вариант захода либо ИЛС, либо СП-50, либо Катет.
kovs214
Старожил форума
19.05.2015 13:54
ЕМНИП, то Катет - это заход на посадку по РСБН, при наличии на самолёте определенного устройства. Татьяна - это заход по КГС (СП-50, СП-70, ИЛС). Эта самая КГС, во втором сборнике (у пиджаков), в котором были описаны все РТС на аэродромах и по трассам, обозначалась буквой "Т" с цифрой, поэтому она стала Татьяной, также, как РСБН, обозначался через букву "М", он стал Михаилом.
саил
Старожил форума
19.05.2015 14:15
Если не ошибаюсь, на Ту-154 был галетник - выбирали вариант захода либо ИЛС, либо СП-50, либо Катет.
--
Галетник, возможно, только для стрелок ПКП ?
Сам девайс Катета- отдельный блок РСБНа, (на Яке- Веер-м).Ставишь "П" перед номером канала.
kovs214
Старожил форума
19.05.2015 14:24
FL410:
...А ещё была Роза. Вопрос типа "А почем розочки в Сочи" (к примеру) был понятен не только бортрадистам )))

- Как дела у бабы Розы?
- Нормально.
- Когда у неё день рождение?
- 7-го.
- Праздновать-то когда будете?
- С 17 до 23.
- Понятно. Может подтянусь.
Кто летал - тот поймёт :)))
FL410
Старожил форума
19.05.2015 15:32
саил: "...Галетник, возможно, только для стрелок ПКП ?
Сам девайс Катета- отдельный блок РСБНа, (на Яке- Веер-м).Ставишь "П" перед номером канала..."
----------
Аналогично. Для командных стрелок ПКП и ПНП.
Если уж быть совсем точным, то полное название её - "Катет" РСБН. В принципе та же курсо-глиссадная система (КГС), с глиссадным и курсовым маяком, но использовалась в основном у вояк.
FL410
Старожил форума
19.05.2015 15:44
kovs214: "...
- Как дела у бабы Розы?
- Нормально.
- Когда у неё день рождение?
- 7-го.
- Праздновать-то когда будете?
- С 17 до 23.
- Понятно. Может подтянусь.
Кто летал - тот поймёт :))) ..."

- восемь пять четыре полста восемь, из Адлера идете?
- подтверждаю
- почем розочки в Сочи?
- 7 рублей
- а сколько штук в букете?
- от 17 до 23
- понял, спасибо!
:)))

86
Старожил форума
19.05.2015 19:57
Начались воспоминания...... АНУ стояла и на АН-12 так вот нам штурман показывал ее возможности (с наглядным подтверждением)......В зоне действия "Михаила" настраивал СРП
и на этом участке включал упр от АНУ .....выдерживал ЛЗП идеально видно было по СРП.
Потом даже при заходе с прямой очень любил это делать (контролировали по ИЛС).
Там самое слабое место это курс если он правильный то все идет как надо.

Всем привет кто понимает о чем идет разговор (как в песенке ....на пикапе драном и с одним наганом первыми врывались в города....) Нынешней молодежи и не снились такие полеты
canis
Старожил форума
19.05.2015 20:10
86:
Всем привет кто понимает о чем идет разговор (как в песенке ....на пикапе драном и с одним наганом первыми врывались в города....) Нынешней молодежи и не снились такие полеты

не томите, давайте уж сразу про навигацию по ручным часам, ...или про это: ))
https://www.youtube.com/watch? ...
86
Старожил форума
19.05.2015 20:18
Невежество (професиональное) в Авиации недопустимо.....изучайте как работает АК-59
canis
Старожил форума
19.05.2015 20:31
86:
Невежество (професиональное) в Авиации недопустимо....

это Вы мне, как проФФесор проФФесору? :))
FL410
Старожил форума
19.05.2015 20:42
86: "...Начались воспоминания..."
---------
Так это ж самое то!:)))
FL410
Старожил форума
19.05.2015 20:45
To canis: за клип отдельное спасибо!!!
ip
Старожил форума
20.05.2015 00:44
НАС-1 говорите?
да, припоминаю, когда нам на борт ежегодники для астрокомпаса перестали выдавать, мы також НАС-1 включать стали(((
шутка)))
86
Старожил форума
20.05.2015 15:33
canis:

86:
Невежество (професиональное) в Авиации недопустимо....

это Вы мне, как проФФесор проФФесору? :))

Я тут недавно у одного "арбузикавода" в совершенно нейтральной обстановке
спросил про счет в уме во время снижения и захода на посадку. Его ответ
меня поразил.......а у меня директор все показывает ( да есть такой знаю)

А как быть вот в этой ситуации Вам или ему .....поделитесь мыслями если можете
http://avherald.com/h?article= ...
Задымление, потеря всей авионики, посадка с перевесом, выкат
саил
Старожил форума
20.05.2015 16:43
А как быть вот в этой ситуации Вам или ему .....поделитесь мыслями если можете
http://avherald.com/h?article= ...
Задымление, потеря всей авионики, посадка с перевесом, выкат
--
Типо, вы- на полностью обесточенном, с дымом в кабине, с весом больше посадочного, по КИ-13му- да легко !))
А, ну еще и без штурмана. Просто считая в уме.))
soccer
Старожил форума
20.05.2015 18:07

Еще есть такой момент, до разворота на очередной ППМ нужно стрелку "В" установить так, чтобы после разворота она встала на 0.

ВОПРОС:
1. А зачем стрелку "В" на счетчике координат трогать до разворота и стрелку на ЛБУ, если после развотора стрелка на ЛБУ сама
сместится на ЛБУ и стрелка "В" тоже. И потом самолет сам устранит ЛБУ? В чем конкретно разница?
tlacr99
Старожил форума
20.05.2015 19:30
ip:
Вы наверное про ДАК-ДБ говорили когда упомянули систему НАС-1?
tlacr99
Старожил форума
20.05.2015 19:38
ip:
если не секрет на ретрансляторе летали ? я на ил18 с 1982 и ежегодник только в штурманской видел
Просто штурман
Старожил форума
20.05.2015 20:33
soccer:
Еще есть такой момент, до разворота на очередной ППМ нужно стрелку "В" установить так, чтобы после разворота она встала на 0.

ВОПРОС:
1. А зачем стрелку "В" на счетчике координат трогать до разворота и стрелку на ЛБУ, если после развотора стрелка на ЛБУ сама
сместится на ЛБУ и стрелка "В" тоже. И потом самолет сам устранит ЛБУ? В чем конкретно разница?

Стрелка НА СЧЕТЧИКЕ ЛБУ САМА НИ КУДА НЕ СМЕСТИТСЯ!прочитайте мой пост выше!
А вот стрелка В ПОКАЖЕТ ВАШЕ ЛБУ , если разварот начнете непосредственно над ППМ , и при больших УГЛАХ РАЗВОРОТА ЛЕГКО ВЫСКАЧИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТРАССЫ или ограничительные пеленги, так как при больших скоростях полета большие радиусы разворота!
А ЛУР как известно =R x tg УР/2
Самолет устраняет ЛБУ ТОЛЬКО КАГДА ВЫ САМИ ЕГО ЗАДАЕТЕ НА УКАЗАТЕЛЕ ЛБУ!
ПРОЧИТАЙ ЕЩЕ РАЗ ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ!
canis
Старожил форума
20.05.2015 21:23
кажись ЛБУ это соответствовало ЛУРу, при достижении которого начинался пересчет координат С и В для следующего участка маршрута.
а может быть и нет, какая уже разница, ...поезд то ушёл :))
ip
Старожил форума
21.05.2015 13:35
для tlacr99:
1) ежегодники для ДАК-ДБ пропали примерно после 1994 года
2) да, до "победного конца"
soccer
Старожил форума
21.05.2015 17:09
Цитата
"
Самолет устраняет ЛБУ ТОЛЬКО КАГДА ВЫ САМИ ЕГО ЗАДАЕТЕ НА УКАЗАТЕЛЕ ЛБУ!
ПРОЧИТАЙ ЕЩЕ РАЗ ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ!
"

Т.е. вы хотите сказать, стрелка на ЛБУ не показывает боковое уклонение, которое рассчитывает ДИСС? А нужен ЛБУ только для того, чтобы задать вручную боковое уклонение?

Если спросят, зачем нужен индикатор ЛБУ, я отвечу, только для того, чтобы при полете в режиме АП+АНУ задавать вручную боковое уклонение, после задания которого самолет автоматически его устранит.

P.S.
Я с самого начала спрашивал, зачем нужен ЛБУ, потому что РЛЭ читать тоже надо уметь. Благодаря всем ответам, что ручка САУ на ЛБУ во время разворота может быть включена, а может быть и выключена. В РЛЭ это описано!

Единственное хотелось бы узнать, если ручка включения САУ на ЛБУ не повернута, то двигается ли стрелка ЛБУ согласно боковому уклонению или нет. По идее не должна.

Также в РЛЭ написано, перед выполнением разворота в автоматическом полете, установить стрелку "В" и стрелку на ЛБУ в расчетное значение бокового уклонения относительно следующего участка маршрута. И после разворота, если стрелка на ЛБУ не на 0, то нужно отключить НАС от автопилота и отрегулировать автопилот. Что подразумевается под "отрегулировать автопилот" ?









tlacr99
Старожил форума
21.05.2015 18:09
soccer:
при автоматическом полете ФПУ=ЗМПУ и ЛБУ БУДЕТ выдерживаться=0 а в не автоматическом полете при несоответствии этих углов стрелка В покажет какое то набежавшее ЛБУ
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru