Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

7 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..192021..8081

shurik25753
Старожил форума
07.11.2014 13:42
НДМ: Да, наверняка, хочет. Мне уж давно неловко на экстримной ветке писать про кошку. Где-то была тема:" Кот древнее и неприкосновенное животное", но как-то заглохла. Может туда заглянем ?
Там-то нам простор обеспечен.
Viktor49A
Старожил форума
07.11.2014 13:53
Нормально Саня:) Не все же про экстримные ужастики писать.
Когда идет разговор о брате нашем меньшем, мы - становимся добрей.
Это ж, хорошо:)

И у меня есть на страничках Прозы, рассказы про кота и барбосов.
Причем два по моему, с "авиационным уклоном", а один - с автомобильным.

"Не уверен не нападай", "Пес Штурман и его экипаж" и "Сучьи дети или Как кошка с собакой".
Хто там бывает - найдете, если эта тема нравится:)
НДМ
Старожил форума
07.11.2014 13:58
Где-то была тема:" Кот древнее и неприкосновенное животное", но как-то заглохла. Может туда заглянем ?
Там-то нам простор обеспечен.

Она аннулирована , к сожалению.
shurik25753
Старожил форума
07.11.2014 14:41
Viktor49A: Ну неужь ты думаешь, я твои байки не читал? Забыл с кем имеешь дело ? Так я и напомнить могу. А за рассказы СПАСИБО. Не успокаивайся на достигнутом. Не почивай на лаврах. Продолжай в то же духе.
НДМ: Да, я тоже поискал тему про кота. Жаль, что закрыли. Там бы мы повеселились...
Viktor49A
Старожил форума
07.11.2014 15:08
shurik25753:
Подсмеиваешься Саня, да? Какие уж там, лавры?:)
Правда, большое спасибо форумчанам, что читать
стали писанину на прозе.ру
mprkur0
Старожил форума
12.11.2014 12:34
В течении месяца, раз 10 облетывал Ми-8, свои умельцы пытались свести стрелки оборотов двигателей выкручивая и закручивая болты. Делаешь крен или болтанка начинается самовозбуждающее гуляние оборотов двигателей, ну и соответственно винта, начинал рыскать по курсу, приходилось постоянно выворачивать коррекцию, в том числе и на посадке, а так же после запуска и вывода оборотов несущего винта на режим и включения обогрева двигателей стрелки расходились на 15-20%, а если не включать обогрев на высоте 2200-2400м, происходило тоже самое. Оставили борт в покое, пока не приехал представитель, за 10 мин. свел стрелки до 0.

Перегонял борт с Московской области в Егорлык Ростовской. Не долетая Воронежа минут за 40 попал в снежный заряд, ранняя весна, мокрый снег, за несколько минут на стеклоочистителях выросло 4 см. льда, да и шагом начал поддерживать, чувствуется что стал тяжелеть вертолет. Вдруг замигали все светосигналные табло на всех досках и погасли, причем и насосов, все погасло. Думаю ладно, расходный бак есть, а вот сколько авиагоризонт протянет, вопрос. Снижаться опасно, вышек сотовой связи понаставили. Через минуту опять все замигало, перещелкнули генераторы, все заработало. Так еще раза три было до посадки. На аэродроме проверили все нормально, далее по маршруту ничего не тревожило. В Егорлыке пришел экипаж принимать борт, начали пробу и у них все погасло причем насовсем, выключились. Оказалось сгорел главный предохранитель, который отвечает за всю сеть, в том числе и аккумуляторы.
111
Старожил форума
12.11.2014 12:53
to mprkur0:
8 то с какими движками была?
наверно из серии ТВ3-117?
mprkur0
Старожил форума
12.11.2014 13:23
Т шка была только одна Ми-9, остальные все МТ.
Viktor49A
Старожил форума
13.11.2014 08:06
Не моё.

Наталья:

"ПЕТЯ"

Служил у нас во второй эскадрилье на Ми-8Т белобрысый мальчишка лейтенант. Ничем особым не выделялся. Штурман, как штурман, как шутили тогда на стоянке: 'портфель с картами' (в обязанности правого летчика- штурмана входит носить карты на полеты в специальном летном портфеле). В те годы после выпуска к нам приходило много молодых летчиков, всех и не упомнишь. Да и этого забыл бы, да один случай не дает. Все время вспоминаю эту ясную зимнюю дальневосточную ночь. Когда смотришь в бездонное небо с миллиардами звезд, ощущаешь себя пылинкой в этом огромном мире и совсем забываешь обо всем на свете, не говоря уже о сорокаградусном морозе и пронизывающем ветре. И хотя в 'Магдагаче - все иначе', ЛТУ (летно-тактическое учение) полка, да еще ночью - это всегда серьезно, своего рода итог, итог большой напряженной работы всего полка, к которому идешь длин-ными ночами. ЛТУ - это всегда экзамен, экзамен на зрелость для каждого члена большого коллектива, чего ты сто-ишь?
Забираясь в эскадрильский тягач, чтобы ехать на порядком уже надоевшие всем ночные полеты (для подготовки к ЛТУ летали только ночью), наш старый начальник ТЭЧ звена, шутил: 'Ну что, созрели касатики или еще пару смен полетаете'? 'А что тянуть-то, Василич, слетали бы и все'! Пока ехали на аэродром, шутили. Впереди маячил Афган, никто вслух не говорил, но все в городке понимали, даже дети, что скоро опять туда. От нас идет эскадрилья, поэтому нужно торопиться, отработать ЛТУ, а потом… Кто знает, что будет потом?
Вертолетчики всегда работают честно, летают честно и погибают честно. В армейской авиации жизнь и смерть, подвиг и слабость всегда ходят рядом, и никуда не спрячешься от необходимости выбора. Разные ситуации случаются, только руки опускать нельзя никогда. Шанс есть всегда, нужно быть готовым его использовать. В ту ночь судьба подарила нам удивительный шанс, только вот реализовать его смог молодой белобрысый лейтенант.
Все шло, как обычно, предполетная, разведка погоды, после постановки задачи разошлись по бортам. В такие моменты полк, как единый слаженный механизм, в котором каждый знает свое место и свою роль. Запустились, вы-рулили, взлетели парами. На ЛТУ подняли все летающие борта, что могли и не могли, в наряд заступали 'хромые', 'косые', 'больные'. Цепочка красных маяков растянулась. Впереди 'восьмерки' (Ми-8Т), за ними 'сараи' (Ми-6) по-тянулись, а мы пошли слушать эфир. Полигон близко, туда минут 15 минут, обратно - 15, заход, посадка - еще полчаса. Заправились- и домой под теплое одеяло. Размечтался. 'Шестерки' долго простояли, не летали, у них отказ за отказом, то обороты гуляют, то связь барахлит, да и на 'восьмерках' не все в порядке, нужно быть готовым ко всему. Смотрю в ночное небо и гоню от себя дурные мысли.
В полку у нас мужики серьезные, полетали, повидали, через Афган прошли, да и на Дальнем Востоке не один год 'сопли морозили' и 'комаров кормили'. Дальний фальшивок не принимает, он их сразу отсеивает. Либо будешь на-стоящим вертолетчиком, либо уходи. Наши, из второй, то, что нужно. С ними? Хоть на одном (двигателе) полечу. Никогда не подведут. Скольких дураков командиров пережили на руках пальцев не хватит. Бывало, прилетит 'командующий - раскомандующий', все помойки облазит, крик стоит столбовой - сплошной мат: порядок навести, времянки снести: А, где людям греться? Одного 'ураганом' прозвали, от него люди на стоянках в контейнеры прятались. Любимое занятие - заборы строить и аэродромные постройки рушить. Пригонит танк на аэродром и вперед 'ураган'. Потом несколько месяцев восстанавливаем. Да бог с ним, все это не главное. Главное, чтобы у ребят все было хорошо.
Вслушиваюсь в эфир. Любое неосторожное слово может перевернуть ситуацию, поставить весь полк с ног на голову.
Viktor49A
Старожил форума
13.11.2014 08:09
Вдруг в динамике, кто-то ругнулся. В авиации не бывает мелочей, если вырвалось, значит, лови скандал. В эфире запросили, 927-й. Ответа не последовало. Молчание нарастало, как снежная лавина. РП еще несколько раз запросил 9-2-7, ответьте! В такие моменты тишина становится осязаемой, ее можно даже пощупать. Странно, на ощупь она оказалась липкая, это пот капал со лба на пол. А 927-й молчал. Пятнадцать ми-нут пролетели, как одно мгновение. Цепочка маяков, возвращающихся с полигона, приближалась к первому развороту. Непроизвольно начинаю считать красные точки. Весь полк заходит по схеме, а один прёт против всех. Глянул в плановую таблицу, 927 - 60-й борт. Машина только что из ремонта, значит, ничего плохого быть не может. Это я сам себя успокаиваю. А этот, продолжает переть против всех. Словно НЛО, летит и молчит. Все расступились и пропустили. В эфире - тишина, и только РП пытается вразумить 927-го. Он перебрал все команды. А в ответ - тишина. Наконец, когда уже исчезала надежда, на 'включите фару', вдруг на НЛО зажглась фара. 'Выключи' - выключил. Реагирует! Наконец-то хоть кто-то среагировал на команду. У РП невольно вырвалось: Ты кто? Я, Петя! Какой еще Петя??? Я сразу вспомнил этого белобрысого лейтенанта, который приходил сдавать зачеты, и ничем особенным не выделялся среди своих товарищей. РП: 'Молодец, Петя! Заходи, сынок, на посадку'. Весь полк, кто в воздухе, кто на земле молча переживали, как РП заводил Петю на посадку: 'Потихоньку не торопись, придержи, отпусти': Петя сел и зарулил на свою стоянку.
Когда я вбежал в кабину. Картина передо мной открылась прямо сказать волшебная: винты вращаются, как новогодняя гирлянда, мелькает разноцветное освещение, на ПВД - ветки, на амортстойках - ветки, блистера разбиты, слева командир - весь белый, справа штурман - белый. Бортовой техник, как огромная рыба, что-то говорит, рот открывался, а звуков не слышно. В грузовой кабине оказался еще и начальник ТЭЧ звена - тоже весь белый. 'А ты, Васильевич, старый дурак, зачем залез?' 'Решил прокатиться на полигон'. Ну что, прокатился?!
Оказывается на полигоне уже на боевом курсе экипаж потерял контроль за высотой, вертолет снизился и ударился об ель. В момент удара кто-то, я так и не узнал, может штурман, бортовой или начальник ТЭЧ звена, а может все вместе, дернул ручку 'шаг газа'. Машина из ремонта, движки новые, это нас и спасло. Вертолет чиркнул животом по верхушкам и набрал высоту. Все растерялись, а Петя с разбитыми блистерами, зимой, припер на свой аэродром. Остальное - вы уже знаете.
Вернувшись на рассвете, домой, на вопрос, как ЛТУ? Деланно спокойным голосом уставшие летчики и техники отвечали заспанным женам, "нормально". Так вчерашний выпускник, лейтенант Петя спас машину, экипаж, старого технаря и всех нас. Говорят - 'родился в рубахе'. Настоящие вертолетчики рождаются не в рубахах и совсем не в летных кожаных куртках, они рождаются, спасая других!
Вертолет мы быстро восстановили. Петин командир экипажа списался с летной работы на землю. Как сложилась судьба молодого лейтенанта, к сожалению, я не знаю. Одно знаю точно, назвать сегодня его Петей - язык не повернется. Афган, Чернобыль, Чечня: и везде нужно садиться в самое пекло, летная жизнь у 'восьмерочников' - не сахар.
Шароглазов А.А.
Старожил форума
13.11.2014 15:30
Странный рассказ. Что-то военных лётчиков совсем ниже плинтуса опускает. Командир машину о дерево ударяет и теряется, бросает управление. Второй пилот вроде должен уметь управлять вертолётом, а к нему отношение, как к ребёнку. Прямо все удивились, что зелёный юнец привёл машину и посадил. Это кто же там, на военных вертолётах, летает?
Случай экстремальный, но героические слова совсем не к месту.
MiGar
Старожил форума
13.11.2014 15:40
Шароглазов А.А.: "Странный рассказ..."

Ничего странного, написан толково, спасибо.
shurik25753
Старожил форума
13.11.2014 16:00
На то она и темы экстримальная. В экстриме гладко не бывает.
Viktor49A
Старожил форума
13.11.2014 16:52
Рекомендую работу очень интересного человека - ныне писателя, бывшего военного
вертолетчика - моего виртуального товарища и бывшего коллегу по "рабочему станку".

"Пятый штурм"

Валерий Рощин

Рассказ посвящается 20-летию вывода наших войск из Афганистана. А также Сурцукову Анатолию Васильевичу – летчику, генералу, земляку. Опубликован в авторском сборнике "Воздушная зачистка".

http://www.proza.ru/2009/02/14/443

Шароглазов А.А.
Старожил форума
13.11.2014 17:02
В продолжение темы о возможности перелёта границы без последствий для экипажа.
Граница с Китаем по Аргуни хоть и считалась строго охраняемой, но бардака там хватало.
В 1974 году патрульный самолёт Газ-Заводского авиаотделения Читинской авиабазы обнаружил пожар в запретной зоне по берегу Аргуни. На борту были парашютисты, летнаб поступил по здравому смыслу. По партизански высадил парашютистов в запретную зону, а предал в Читу диспетчеру, что пожар на достаточном расстоянии от границы. Пожар парашютисты потушили, но вывезти их оказалась проблема. Командир Ми-4 отказался лететь в запретную зону с посадкой, без разрешения от пограничников. Вывезти парашютистов по партизански не удалось. Летнаб, пролетая мимо пожара, передал парашютистам, что вертолёта не будет, ждите до завтра.
К парашютистам за сутки никакие пограничники не появились. От нечего делать парашютисты пошли смотреть, как эта граница устроена. На границе контрольно-следовая полоса, колючая проволока, какие-то провода вдоль колючки. Парашютистам всё по фигу, прошли толпой по полосе, пролезли под колючей проволокой и на берег Аргуни. Полезли купаться. Один из парашютистов, Олег Бураков, переплыл Аргунь, посмотреть, что там на китайской стороне. Там только тропинка по берегу, никаких китайцев нет. Переплыл обратно. Оделись, пролезли под колючкой. У Олега Буракова был с собой армейский штык-нож (парень был слегка повёрнутый на оружии и ножах). Этим штык-ножом Олег перекусил один из проводов на заграждении. Инструктор было заругался, но Олег спокойно объяснил, что на обрыв провода приедут пограничники, с ними и уедем на заставу. А там и домой, на авиаотделение.
И в самом деле, часа через два приехали на УАЗике три пограничника, лейтенант и два солдатика-срочника. Повели себя как-то агрессивно, наставили на парашютистов автоматы, лейтенант пистолетом машет. Кричит, чтобы на землю ложились, задержание нарушителей изображает. Олег Бураков недавно отслужил в ВДВ, два года зря не терял, все боевые приёмы отработал. Не понравились ему такие пограничники. Молча пошёл на наставленные стволы, выхватил у лейтенанта пистолет, у оторопевших солдатиков отобрал автоматы. Только что не заставил самих на землю лечь. Сказал, чтобы подгоняли УАЗик, поедем все на заставу, там с начальником разберёмся, кто здесь нарушитель.
Загрузились и поехали на заставу. Олег автоматы и пистолет отдал пограничникам. Сообща договорились, что не скажут начальнику про обезоруживание. Нарушители на заставу доставлены, а что там было конкретно, можно не уточнять.
Справедливости ради надо сказать, что Олег Бураков не очень-то рисковал, направившись на стволы. Оружие у всех было на предохранителе, и Олег сразу это увидел. Потом обнаружилось, что никто из пограничников затворы не передёргивал. Пограничники и не собирались стрелять, лейтенант по своей молодости просто куражился. Увидел, что безоружные мирные парни, решил власть показать. Просчитался.
Такая вот была граница с заставами на Аргуни. Если бы не командир Ми-4, никто бы и не заметил высадки парашютистов в запретную зону.
kovs214
Старожил форума
13.11.2014 17:51
Шароглазов А.А.
В 1969 году был Даманский...И что бы в 1974 году так "баловаться" с границей...Не знаю, не знаю...Тем более Борис Павлович уже тогда гайки подзакрутил очень даже не слабо.
mprkur0
Старожил форума
13.11.2014 20:25
Думал, когда читал рассказ Viktor49A, что командир Ми-8 потерял сознание, оказалось все проще.

Как у нас командир говорил - вас государство кормит бесплатно, что бы в любой момент могли бесплатно отдать свою жизнь за Родину. У военных летчиков большая часть налета - учебные полеты, жгут керосин для личной натренированности. Практически как в ВУЗе, пришла молодежь с училища, их учат в части до уровня, у профессионалов перерыв, то по одному виду, то по другому виду подготовки, каждые полеты это продвижение по программе или полет для того, что бы не было перерыва в полетах, вечный учебный процесс, за исключением выполнения реальных задач, поставленных верхним командованием. Я служил в Германии (ГСВГ) летал на Ми-2, планируют на смену 4 маршрута по 1 часу каждый и тупо как на заводе на конвейере, 2 часа заправка еще 2 часа, был план на год 160 часов, надо выполнять. Хотя иногда бывал и экстрим. На аэродроме стояли истребительный полк и две отдельных вертолетных эскадрильи. Понедельник, среда, пятница летали свистки в две смены, вторник, четверг и субботу вертолетчики, причем если во вторник ночью одна эскадрилья, то в четверг другая, в субботу только до обеда по очереди. Получалась ночь только раз в неделю, поэтому часто пренебрегали min погоды и летали при жестком. При полете по учебному маршруту определяешь поворотный пункт по отсечным пеленгам приводных радиостанций соседних аэродромов, надо настраивать АРК на два, к другому поворотному на следующие аэродромы, если не берет, то запросом пеленга по радиостанции Р-860 определяешь свое место. Что бы перейти с рабочего канала на канал пеленга надо на радиостанции большой барашек крутнуть влево например на 5 щелчков, а маленький вправо на 7. Ночью в облаках от авиагоризонта не отвернешься и перещелкиваешь по памяти левой рукой, а правой управляешь вертолетом, глядя на приборы, кто-то что-то сказал в эфире, или подболтнуло, сразу из головы вылетело сколько сделал щелчков, включаешь свет в кабине, начинаешь набирать на радиостанции нужную частоту, глядь крен уже под 30°, давай выправлять крен и курс. Дежурный штурман на «вышке» отслеживает твой полет и на кальке прокладывает, если по времени или месту уклонился от установленных параметров, жди что как школьника будут песочить. А как все их выдержать? Там было около 30 советских аэродромов и практически на всех летали в две смены, поэтому нам разрешено было летать только на 300 метров, не выше, т.к. все пространство поделено и занято, на конечном участке маршрута за 20 км. до аэродрома набирали 600м. с выходом на привод и далее заход по коробочке. На пеленгаторе сидели бойцы, и им дать плюс минус 10° твоего реального положения ничего не стоит, а я вынужден верить ему, выполняю раньше или позже разворот или набор высоты для входа в круг, в итоге на разборе полетов получаешь «дыню» из-за бойца, которого как известно куда не целуй, везде …. Конечно стараешься считать в уме, но ветер непредсказуем, сам себе и командир и штурман и автопилот, про GPS тогда не знали, на коленях карта, ногами зажимаешь ручку управления и ищешь свое место по отсечным пеленгам, которые нанесены на карту. Считаю, что Ми-2 это настоящая школа, ни кто не поможет, только когда летишь на «спарке», с двойным управлением, можно было расслабиться, попадались борттехники, которые управляли вертолетом лучше некоторых летчиков.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 06:39
mprkur0:
Александр, а Вы Володю Калайда не знали, когда служили в ГСВГ?
Он тоже на Ми-2 летал.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 08:06
Не моё:

Наталья:

"Встреча"

Промозглый осенний вечер. Автобусная остановка. Одинокая, стройная фигура в старенькой летной куртке. Тоненькая струйка сигаретного дыма поднимается из-под поднятого воротника. Синий кант узкой "змейкой" сбегает вниз и упирается в начищенные до ослепительного блеска ботинки. Сразу стало тепло, вспомнился аэродром, за-пах летного поля, вертолеты. Незнакомец обернулся. До боли знакомое лицо. Умная, чуть ироничная улыбка и печальные глаза. Я узнал эти глаза. Это они смотрели на сварку ДШК и белые снопы ПЗРК. Мы обнялись. И я вспомнил эти крепкие руки. Это они до белых косточек и хруста сжимали ручки управления и шаг-газа, когда садились на крошечные горные площадки, чтобы забрать израненных мальчишек в Афгане...
Сколько лет, сколько зим?! Ну, как ты?!
"Афганистан, Чернобыль, Чечня... и больше не нужен"...
В горле застрял ком. Нас накрыло неловким молчанием.
В тишине подошел автобус и унес старого знакомого в темноту. А я все стою и стою на остановке, и в голове, как испорченная пластинка, крутится: "Профессор" вертолетного дела – никому не нужен, не нужен, не нужен... Так и не успел ничего по-делу спросить.

ВОЗВРАЩЕНИЕ.
Тогда, в 80-х, с войны возвращались "дочерна" загоревшие, вся грудь в орденах, при званиях. Казалось, что впереди – "безоблачное небо", все сумеют, все смогут. Но в мирной жизни – получилось наоборот. После возращения ждал "холодный душ". Командование, предварительно посовещавшись, как будет "закручивать гайки", объявило: "Здесь Вам не Афган"!
Чиновники сразу же сориентировались: замена, ротация личного состава, учеба... Они были согласны на все, лишь бы разрушить сплоченность коллективов. Здравый смысл торжествовал не долго. Грустно и больно было смотреть, как опытных самостоятельных командиров, способных твердо сказать "нет" любому глупому приказу, тихо обходили при назначении на вышестоящие должности. Приспособленцы стали теснить афганцев. Более того, сплоченность стали подрывать изнутри. Появление многочисленных комитетов интернационалистов, дележ всевозможных талонов на дефицит (мебель, квартиры, автомобили и загранкомандировки) рассорил бывших друзей и товарищей. Бессовестные председатели комитетов ежегодно меняли машины и ездили по заграницам, а совестливые ребята – не могли добиться элементарного. Постепенно небольшие конфликты переросли в громкие скандалы и криминальные разборки с взрывами и телевизионными новостями. Не остались афганцы и в стороне от политики. Самые "горлопанистые" и тут сумели подсуетиться и опорочить звание воина-интернационалиста.
Чего испугались чиновники в конце 80-х? Испугались огромного боевого опыта, умноженного на свободу мышления. Афган научил свободе мысли. Боевые действия безжалостно разделили на тех, кто ни на что не способен, и на тех, кто умеет думать, способен принимать грамотные решения, а главное, нести за них ответственность. Последних – чиновники боялись особенно сильно...


Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 08:10
ПРО ВЕТЕР

Словно дикий зверь, ветер прячется, выжидает, готовится и в самый неподходящий момент, неожиданно нападает на выбранную «жертву». Последствия нападения ветра на вертолет могут быть самые непредсказуемые.

Случай из жизни.
На Дальнем Востоке сильные ветры не редкость. Обычно они начинаются в марте и с переменной интенсивностью дуют несколько месяцев. Люди ко всему привыкают, привыкают и к сильным ветрам, поэтому, когда из метеослужбы поступает очередное, «сто первое» штормовое предупреждение, все реагируют спокойно. Однако в этот раз природное беснование было какое-то необычное. Рабочий день уже закончился, и мы возвращались с аэродрома домой. В жилом городке пыль с песком поднималась выше крыш пятиэтажных домов. Завывая, ветер ломал ветки деревьев и срывал листы шифера. По земле катались пустые банки и бутылки, раздавался звон разбитого стекла, хлопали двери подъездов… «Запахло» бедой. Мы бросились обратно к вертолетам. На аэродроме двигаться можно было лишь «по течению». Когда «приплыли» на стоянку, первое что увидели, как ветер сбил с ног ДСП (дежурный по стоянке подразделения - в его обязанности входит охрана воздушных судов), и катил его словно куст по пустыне. Кувыркался ДСП до забора аэродромного ограждения, где мы его поймали и поставили на ноги. И тут перед нами открылась сюрреалистическая картина: вертолеты, в каком фантастическом танце, размахивали и кружили лопастями, один из них медленно катился по рулежке, пока не съехал на землю. Слава богу, что не перевернулся. Потом старожилы рассказывали, что однажды ветер так раскрутил несущий винт тяжелого транспортного вертолета Ми-6, что тот оторвался от земли и пролетел несколько метров. Не знаю, правда, это или нет, но тогда мы были словно под гипнозом. Нас охватила какое-то странное сочетание волнения, быть может, даже страха и… любопытства.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 08:13
Представьте себе аэродром, на котором базируется боевой вертолетный полк - около шестидесяти бортов, и в разных концах, периодически взлетают и падают вниз лопасти и не важно, какого типа вертолет. Причем ветер ведет себя странно, не наскакивает сразу на все вертолеты подряд. Сначала он выбирает себе «жертву», делает несколько, казалось бы, «незначительных» рывков, от которых словно старая бельевая веревка одним махом обрываются швартовки. Лопасти начинают делать маховые движения с возрастающей амплитудой. И в какой-то момент одна из лопастей несущего винта становится вертикально и замирает в верхней точке. Проходит несколько секунд, а может быть больше. Затем она со всего маху бьет о землю и переламывает лонжерон. Лонжерон, который выдерживает аэродинамические нагрузки в несколько тонн, ломается как спичка. Все! В этот момент наступает ощущение полной беспомощности. Понимаешь, что происходит непоправимое, но сделать ничего не можешь. Даже если схватить за оборванную швартовку, уже ничем не поможешь, удержать лопасть невозможно. А ветер выбирает себе уже следующую «жертву», то в одном месте аэродрома, то совершенно в другом. Он как будто бы играл с нами в прятки. Оставалось лишь ждать, когда же он наиграется. Бесновался ветер недолго (около часа, а может быть больше, время пролетело незаметно). Когда все неожиданно стихло, было уже темно, осмотр решили перенести на завтра. С рассветом перед нами открылась страшная картина вчерашнего побоища: около десятка бортов было выведено из строя. Ни одна самая современная ПВО противника не сумела бы в столь короткие сроки расправиться с вертолетным полком. В штабе беспрерывно разрывались телефоны: «Почему не зашвартовали, почему не поставили струбцины…» И никому не возможно было объяснить, что ничего не помогло, ни швартовки, ни струбцины на автомат перекоса, ни увеличение угла атаки лопастей, путем поднятия ручки «шаг-газ». В тот день и час ничего не способно было противостоять страшной силе природы, перед которой вертолеты и люди оказались бессильны. Интересно, что, несмотря на жуткую картину с лопастями несущего винта, оказалось, что наиболее подвержены воздействию ветра (менее живучи) автоматы перекоса, особенно - вертикальные тяги поворота лопасти, но самое слабое звено – это хомут крепления серьги "поводка". Вроде бы на вертолете все цело, лопасти НВ, втулка НВ, и даже тяги, а половинки хомута еле заметно, но погнуты. Итог неутешительный - менять.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 08:18
Эти рассказы выше - от участника форума под НИК-ом "НатальяА" (Евгений)
shurik25753
Старожил форума
14.11.2014 14:54
mprkur0: Извините, я пишу без злобы и без претензий, но мне не понять вот с этого места :
" При полете по учебному маршруту "... и далее по тексту.
А Вы как хотели ? Чтобы за пеленгами не следить, поворотные проходить траверзом +/- 30км., радиостанцию не перестраивать и далее по тексту... ? Вы ПРИСЯГУ принимали ? Тогда о чём
разговор ?
Никто из присутствующих на ветке не скажет, что пилотировать в-т легко. Никто не пишет, что выполнить задание на полёт, это просто. Ваша загруженность в тренировочном полёте здесь всем понятна и всеми принята. Но это всего лишь тренировка. На то она и тренировка, чтобы навыки закреплять.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 15:08
shurik25753:
Шура, Александр пишет о Двоечке. Попробуй на ней, без автопилота, отвлечься
от пилотирования, ночью, и проконтролировать свое место частой перестройкой
АРК. Это действительно очень непросто, делать, одному за управлением.
shurik25753
Старожил форума
14.11.2014 16:02
Viktor : А кто говорил, что выполнять ЛЮБОЕ задание легко ? Даже просто гонку дв-лей на земле, без зависания, и то бывало вспотеешь. А конус "отбить" ? Просто ? Особенно, если он, зараза, отбиваться не хочет.
Офицер ? -- Офицер ! Присягу принимал ? --Принимал. Какой базар ? Родина тебя одевает и кормит не хило. А вот АРК перестраивать не хочется. Вот было бы совсем здорово : АРК, вообще снять с борта, связь не вести, солдатики что бы не контролировали, на поворотные и маршрут в целом положить прибор....... Всему начальству дембель.
В таком случае, а не лучше ли ещё и, вообще, не летать ?
Я не наезжаю и не критикую. Мне НИКОГДА не понять жалобы и сожаления на трудности в полётах.
Я гражданский пилот. Пиджак. Пусть так. Я имел полное право отказаться от задания. Но если уж я брал задание, то я его и выполнял. И очень даже НАСЛАЖДАЛСЯ. И чем трудней было задание, тем больше и наслаждался. И сейчас, пусти меня в кабину, БУДУ НАСЛАЖДАТЬСЯ. И не хило.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 16:22
Остап! Тьфу ты! Шура! Саня, тебя кхм ... не в ту степь слегка понесло.
Спокойно. Мы все здесь - мирные люди.
И "сапоги и пиджаки" мы все давно сняли:))
shurik25753
Старожил форума
14.11.2014 16:33
Viktor ; " Я не наезжаю и не критикую." Этого мало ? Мне не понять. Если кто-то понимает, я готов выслушать.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 16:42
(С)Я не наезжаю и не критикую." Этого мало ?

Так надо было на этом и остановиться:)
otvinta
Старожил форума
14.11.2014 16:55
Viktor49A:
Вить, иногда ностальгия так возьмёт за жабры, сам с собою говоришь и сам же не согласен с собой, чего уж тут? Беречь надо друг друга.
Viktor49A
Старожил форума
14.11.2014 16:57
otvinta:
Согласен Миша.
mprkur0
Старожил форума
14.11.2014 20:05
Viktor49A:

Александр, а Вы Володю Калайда не знали, когда служили в ГСВГ?
Он тоже на Ми-2 летал.

Там на большинстве аэродромов были и самолеты и вертолеты, Ми-2 было очень много. В нашей части такого пилота не было. В 1985 или 86 все Ми-2 сократили, вместо них поставили Ми-24РХР радиохимической разведки и Ми-24К, корректировщик, в передней кабине сидел "чистый" штурман, там не было управления. При пересадке экипажей, что бы не выводить двигатели на малый газ, штурман разворачивался и держал педали командира экипажа, что бы вертолет не уехал.


На Ми-2 возвращаюсь с маршрута на ближний привод на 600 м., ночь, вдруг перед носом, метрах в 20 проносится факел, как паяльная лампа, только огромных размеров. Я мгновенно педаль до упора, ручкой управления сколько смог в сторону от факела, что бы не попасть в спутную струю. Когда вдоль границы ФРГ и ГДР пролетал SR-71 с нашего аэродрома поднимали Миг-25 на перехват, они шли параллельными курсами каждый вдоль своей границы. Кто был на кругу вертолеты, всех посадили, ждать пока взлетит, а я с маршрута, про меня забыли, я был не на рабочем канале, т.к. прибежала другая группа руководства, переключили радиостанции на свои частоты, а я следую по установленному маршруту. Миг-25 как взлетал, я не слышал, пилотирую расслабленный и тут на тебе. На этот раз фортуна не успела повернуться задом.

Постоянно шли бумаги от безопасников, в случае каких инцидентов по стране, доводили - провести занятия, предотвратить повторения, наказать всех снизу до верху. Запомнился случай, зачитывали телеграмму, в Германии, учения полка вроде в Ораниенбурге. Первая эскадрилья выходит раньше времени на полигон ночью, командир командует - полк стой. Если в начале строя гасят на 50км/ч скорость, то крайние борта ужу на все 150. Строй держат по строевым огням, командир экипажа Ми-8 строго выдерживает огни впереди идущего, вдруг слышит стук в левый блистер, но поворачиваться нельзя отвлекаться от ведущего, опять стук еще сильнее, поворачивает лицо, а там борттехник ведомого борта, показывает руками крест – все прилетели. Оказалось три крайних борта загасили скорость так, что сели в поле и не заметили. Когда читали эту телеграмму все чуть со смеху не попадали.

Yakutia
Старожил форума
15.11.2014 07:18
всё таки интересная жизнь у вертикальных. У меня лично за весь период работы ничего особо экстраординарного не происходило (и дай бог не произойдет). Разве что подскользнулся разок на обледенелом трапе в Якутске, как в кино кубарем скатился по лестнице с чемоданом. Повреждений нет, существо я живучее.
Viktor49A
Старожил форума
15.11.2014 09:08
mprkur0:
Меня тоже пугал, и крепко, взлетающий от соседей Ан-12, который пер мне точно в бок.
Увидел его случайно - словно шепнули в ухо, как всегда на протяжении летной жизни
(спасибо Ангелу-Хранителю).
В блистер и нам стучали, когда ожидая своей очереди для посадки, присели из-за
малого остатка топлива, на бугор, рядом с портом совместного базирования:)
Случай описан в рассказике "Никому не нужный экипаж".


Yakutia:
Да, жизнь вертолетчиков интересна:)
У гражданских - свои особенности, у военных - свои.

И хорошо, что Судьба к Вам милостива. Дай Бог, чтобы доработали
свой летчицкий век, благополучно.
Viktor49A
Старожил форума
16.11.2014 08:03
Пересказывает рассказ который поведали ему, Николай Моргун:

...Из одного из аэродромов Североморска взлетел стратегический современный бомбардировщик. В наборе высоты он попадает в сильное грозовое облако, где разламывается как щепка. Часть экипажа гибнет сразу, часть в холодной воде Баренцевого моря. Остается в живых штурман экипажа. Конечно же в рассказе описано почему они попали в грозовую деятельность (по глупости командира, который снижаясь на парашюте застрелился сразу), как они боролись за жизнь корабля, как спасались. Но я это пропускаю. Штурман, как известно, в экипаже самый грамотный в отношении навигации, член экипажа. Так вот, после раскрытия парашюта, он начал прикидывать, где же он может быть, а так как это происходило ночью да ещё в штормовую погоду, то штурман мог рассчитывать только на свои прикидки. По его расчетам получалось, что по времени и направлению полета, он где-то в районе Кандалакши, а по направлению прогностического ветра, он должен приводнится в горле Белого моря, между мысом Ухт-Наволок (Архангельский берег), островом Никонов (Карелия) и пос.Умба (Кольский п-ов) , а ветер у земли должен дуть с юга, что означало его дрейф к Кольскому. Так оно и вышло! Оставалось только гадать как далеко он приводнится от берега (температура воды плюс 6 град) и в каком районе его выбросит на берег (камни от Умбы до Крестовая) или песчаная коса у пос Кузомень. Настроился, вспомнил инструкцию по приводнению, собрался. Приводнился удачно и начал тут же подтягивать к себе и собирать парашют, для того, чтобы потом сдать в ПДС. Но когда стал тонуть и захлебываться понял - кому это нужно, освободился от подвесной и успокоился, отдохнул, огляделся. Увидел спасательную лодку ЛАС-1, начал к ней грести. Он к ней, а она от него, выбился из сил, остановился, и она остановилась на одном удалении. Тут он понял, что лодка привязана к его ремню на фале, подтянул её, начал забираться. Но в мокрой одежде, а он был во всем кожаном, это было проделать весьма трудно. Очень долго, с перерывами на отдых, штурман забирался в лодченочку. После очень длительной и трудной борьбы, применив максимум сообразительности, смекалки и сноровки, ему удалось забраться. Но очередная волна, подняв человека в этой резиновой скаралупке на свой гребень, выбила седока из седла, в которое он так тяжело попадал. Будучи всё ещё в шоковом или стрессовом состоянии, штурман опять начал забираться в лодку, но каждый раз, после мучительных трудов, он выбивался из лодки, как пробка из бутылки шампанского. Конечно же эти действия не давали томиться и терзаться, а самое главное - давали возможность согреваться, так как по всем канонам, пребывание в такой воде ограничено 15-20 минутами, он же находился в воде примерно ВОСЕМЬ!!! часов. Затем человек понял, что потеряет все силы, что ему лучше повиснуть на лодке и таким образом дрейфовать к берегу (опыт - сын ошибок трудных).
Вдруг, из темноты ночи и рёва штормовых волн, вынырнул большой корабль.
Viktor49A
Старожил форума
16.11.2014 08:07
Он шел рядом, но шел мимо, шел не замечая борющегося со стихией человека, который кричал, матерился, взывал о помощи, молил Бога, стрелял из пистолета, но тщетно. Корабль прошел. Только после этого человек на ЛАС-1 вспомнил, что у него имеется НАЗ, в котором есть фальшвеера ночные, дневные и даже для горения в воде, только теперь их не для кого зажигать. Так прошла вечность, но вот, в очередной подъем на гребне волны, он увидел два огня, один побольше, другой поменьше - это были береговые маяки: Кашкаранцы (315, 5 'КЦ'VI) и меньший Степановский. Он сразу назвал их именем жены - тот который побольше, и именем дочери - тот который поменьше. Он решил, что это они стоят на берегу с прожекторами в руках и ждут его. Всё оставшееся время он с ними разговаривал, обращался к ним и смотрел только на них.
Когда его прибило к песчаной косе, силы покинули совсем и он не мог ни подняться, ни перевернуться ни зацепиться. Только руками, как граблями, в полусознательном состоянии, хватался за песок. Таким образом, с каждым прибоем волн, было вырыто углубление, в котором он и забылся. Сколько прошло времени - никто не знал. Вдали сильно лаяла собака. Но вот начало возвращаться сознание, появились кое-какие силы и штурман поднялся сначала на четвереньки, а затем и на ноги. Дело в том, что у поморов, из давних времен заведено иметь на берегу маленькие домишки (как в средней полосе дачи) где хранились рыболовные сети и снасти, где можно было переночевать или спрятаться от непогоды, рядом хранилась лодка. Вот к такому рыбацкому жилищу и был выброшен товарищ штурман. А в домике находились старик и старуха, да на улице их верный пес, который и лаял что есть мочи, почуяв постороннего. Дед же принял это за приход медведя, зарядил ружьё пулей на медведя и сел на кровать изготовившись стрелять. Когда штурман добрался до окошка и хотел постучать, он был так околевший, что стукнув - выбил стекло и заматерился. Вот эти-то слова и спасли его от верной пули. А дальше, старики имеющие богатый житейский опыт поморов, выходили штурмана народными средствами, где присутствовали водка, чай, травы. Затем дед съездил на мотоцикле в Умбу, сообщил куда надо, и на следующий день прилетел военный вертолет и забрал спасенного!
Восстановившись в госпитале и санатории, штурман прошел ВЛЭК, был допущен до полетов, а подняться на борт корабля, увы не мог. Командование понимало его и не стало спешить, а жена собрала подарки и отправила к старикам, которые отхаживали его после морского 'путешествия'. Все местные поморы собрались на встречу, приняли как родного, а дед даже брал в море для постановки и проверки сетей. Авиатор отошел душой, потерял боязнь к морю и приобрёл тягу к полёту. Вернувшись в часть продолжил полеты и долетал до пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, но будучи ещё молодым, переехал в Симферополь, переучился на диспетчера и отработал ещё много лет в аэропорту. Как сложилась его судьба дальше - я не знаю.
Вот такая удивительная история!
Всем доброго здоровья!
ANDR-тот самый
Старожил форума
16.11.2014 14:24
Viktot49A
За этот рассказ особенное спасибо! Кажеться , что такое просто не возможно, что это красивая байка. Удивительной силы воли к жизни был штурман. Такие истории наводят на размышления о себе, и как с трудностямт справляться.
Viktor49A
Старожил форума
16.11.2014 15:04
ANDR-тот самый:
И мне Андрей, этот рассказ поведанный Николаем Моргун, нравится. Нравится
характером и силой духа человека, которым можно и поучиться и стараться
воспитывать эти качества в себе.
Особенно тем, у кого жизнь только начинается:)
Шароглазов А.А.
Старожил форума
16.11.2014 15:21
kovs214. Тему читают не только завсегдатаи форума, но и множество непосвящённых. Поясните, кто такой Борис Павлович (БП), и почему при нём не могло быть разгильдяйства в авиации спецприменения?
Как было на самом деле, есть достоверные факты. Например, можно набрать в Яндексе «Катастрофа АН-2 Шелопугино». Многократные полёты в пьяном виде, многократное хулиганство на малой высоте. Закономерный, в конце концов, результат.
Авиаотделение, кстати, всё тот же Газ-Завод. Читинская авиабаза. Далеко был Борис Павлович. Некому было держать железной рукой порядок.
kovs214
Старожил форума
16.11.2014 15:38
Шароглазов А.А.:
kovs214. Тему читают не только завсегдатаи форума, но и множество непосвящённых. Поясните, кто такой Борис Павлович (БП), и почему при нём не могло быть разгильдяйства в авиации спецприменения?

Борис Павлович Бугаев:
http://www.warheroes.ru/hero/h ...
dgon
Старожил форума
16.11.2014 19:03
Viktor
Рассказ конечно хорош и Н.Моргуна знал и летал, но с географией что-то не то, где
Кандалакша и Умба , и где горло Белого моря-Восток Кольского или я чего-то не понял?

Viktor49A
Старожил форума
16.11.2014 19:10
dgon:
Может быть Николай описАлся, Женя. Тебе лучше знать регион о котором идет рассказ.
Я ведь не перепроверял данных. Зачем мне это?
dgon
Старожил форума
16.11.2014 19:30
Viktor
А для общего развития? Витя ты же летчик!Если я был в Казахстане , не везде конечно , но
имею некоторое представление и каждый полет на "чужбину" вызывал интерес и чем больше было таких интересов , тем больше откладывалось в верхнем ящике в познании своей Страны.
Но как однажды сказал мой КВС -Парни что Вы видели летая на своих с-тах ? Взлетел ушел за облака и облака , облака, А на в-те Вы увидете всю красоту нашей Земли!Я незря это написал
это действительно ТАК! И мне есть с чем сравнивать!
Viktor49A
Старожил форума
16.11.2014 19:41
dgon:
Вот ты нам и обскажи, зная те места, что было ошибочно обозначено.
А меня, уже люля манит к себе;) Ночь на дворе, в Казахистании.
dgon
Старожил форума
16.11.2014 20:47
Viktor
У нас тоже ночь, правда не Полярная, да и после бани глаза слипаются
оставим географию на тяжелый день-она не терпит суеты
master91
Старожил форума
16.11.2014 22:42
есть интересный рассказ Валерия Орлова, опубликованный на страницах журнала "Вокруг света" в 1992г., вернее пересказ записанного на магнитофонную плёнку голоса командира, спасшегося во время вынужденной посадки(приводнения) в Охотском море на Ту-16, единственного выжившего из экипажа в экстремальных условиях.
http://zhurnalko.net/=travel/v ...
525
Старожил форума
16.11.2014 23:01
2 Viktor49A:
Пересказывает рассказ который поведали ему, Николай Моргун:

Не знаю, жив ли ст.л-т Смагин В.В.
Не думаю, что с этой инфой он бы согласился.
525
Старожил форума
16.11.2014 23:11
Вместо "инфа" писал "*урналажа".
525
Старожил форума
16.11.2014 23:11
Вместо "инфа" писал "*урналажа".
Viktor49A
Старожил форума
17.11.2014 07:24
master91:
Очень интересный рассказ. Спасибо за ссылочку!


525:
Ну так и поясните, в чем, на ваш взгляд исказили информацию
об этом случае. Насколько я знаю, Николаю данную историю
рассказали на ледоколе, на котором он ходил с Двоечкой к
Полюсу.
Viktor49A
Старожил форума
17.11.2014 07:58
dgon:
Ждём, Женя.
Отсыпайся и, подтягивайся;)
1..192021..8081




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru