Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос по составу экипажей боевых вертолетов Ми-8 и Ми-24 в Афганистане

 ↓ ВНИЗ

Веспассиан
Старожил форума
05.06.2012 20:47
Добрый вечер всем! Прочитал книгу Виктора Марковского "Выжженное небо Афгана". Написано очень интересно, дано боевое применение всех типов военной авиатехники в Афганистане с указанием частей, аэродромов базирования и выполняемых операций.
Подскажите, кто знает: как указано, в состав экипажа Ми-8Т входили командир, штурман и борттехник. Штурман - это тот-же второй пилот, закончивший Сызранское уч-ще и впоследствии пересаживающийся в левое кресло? Борттехник был офицер или прапорщик?
В Ми-24 то-же самое: в передней кабине размещавшийся оператор вооружения, в принципе тот-же второй пилот?
Navigator-30RUS
Старожил форума
05.06.2012 20:53
На правой чашке и в передней кабине будущий командир. Все заканчивали вертолётное, все лётчики. НО. Бывали случаи, летали(и летают) чистые штурманы, с Челябинска.
Веспассиан
Старожил форума
05.06.2012 21:03
После Челябинска лейтенант мог распределятся куда угодно, в т.ч. и в вертолетные части? А борттехники были прапорщики или офицеры? У меня брат закончил Иркутское ВВАИУ, я знаю, в то время была 5 подобных высших училища: Иркутское, Киевское, Рижское, Харьковское и по-моему, Тамбовское (последние 2 может путаю), но там вроде только наземных специалистов готовили.
Drejtori
Старожил форума
05.06.2012 22:29
только наземных специалистов готовили.
-----------
Бортехников вертолетчиков готовили в Кировском ВАТУ. Работали борттехниками прапорщики и офицеры. Со всех училищ, где инженеров и техников по СД готовили. Их много было. Калининград, Васильков, Ачинск, Даугавпилс...
Веспассиан
Старожил форума
05.06.2012 22:39
У брата (точнее, двоюродного) первое место службы после уч-ща были Мары (насколько понимаю Мары 2, т.к.Су-17 обслуживали). Полк вылетал в Афганистан на БШУ, вел боевые действия. И получился интересный курьез: т.к. полк учавствовал в боевых действиях всему составу вручили медали "Советскому воину от благодарного Афганского народа", в т.ч. и брату. Но участником войны в Афганистане он не является. Видимо, только летный состав.
шурави
Старожил форума
05.06.2012 22:43
Во времена Афганистана много прапорщиков было бортовыми техниками. Но, все они закончили военное училище. В Кировском ВАТУ, было два потока. Прапорщики, два года обучения и офицеры три.
Прапорщиков предполагалось использовать на вертолётах Ми-2. Но летали и на Ми-8, Ми-24. В конце восьмидесятых был приказ, на Ми-8 и Ми-24 бортовые техники только офицеры. Поскольку у прапорщиков бортовых техников было в активе военное училище, то большинство было аттестовано в младшие лейтенанты.

Кстати, в 1986 году в Афганистане был приказ на Ми-24 летать без бортовых техников, для снижения потерь личного состава.

Что до "чистых" штурманов. Оные были только в экипажах Ми-6, Ми-26, Ми-24К. Или на должности штурман эскадрильи, в составе которой имелся хоть один борт из упомянутых типов.
Также "чистым" штурманом был штурман полка, даже если на типах оный не предусматривался.
Разрешалось штурманам летать на месте бортового техника Ми-8, или лётчика-оператора Ми-24(А, Д, В, П). Но лётчиками-операторами на Ми-24 штурмана не назначались.
Веспассиан
Старожил форума
05.06.2012 23:02
Поразили потери среди вертолетчиков в Афганистане: порядка 35 машин в год. Как-то зашел на сайт по потерям в Афганистане - постоянно: вертолетчик, вертолетчик...
KAW.
Старожил форума
05.06.2012 23:06
Бортовой техник - должность офицерская. Их с 1958 выпускало Харьковское ВАТУ. Когда оно в 1976-м стало высшим, то ещё в течение трёх лет проводился набор на среднее обучение, но с целенаправленной подготовкой борттехников. Т.е., как в лётные и штурманские училища, ВЛК проходили перед поступлением, а не на 2-м курсе, как в других училищах. Один выпуск (в 1981) сделало Васильковское ВАТУ.
Кроме них было ещё одно интересное вертолётное училище - Саратовское ВАУЛ. Хоть и лётное, но среднее, с 2-годичным сроком обучения. Было там техническое отделение, выпускавшее тоже борттехников, но прапорщиков. Ну и в Кирове была 2-годичная школа техников, выпускавшая прапорщиков, которых тоже назначали на должности борттехников.
Когда начался Афган, народу стало не хватать и борттехников стали готовить в Кировском ВАТУ, а в 1984-м специально открыли Ломоносовское.
Это я написал про чисто вертолётные УЗ до появления Кировского и Ломоносовского ВАТУ. А так Drejtory прав - борттехником мог стать СДшник после любого училиша.
KAW.
Старожил форума
05.06.2012 23:12
Веспассиан:
Штурман - это тот-же второй пилот, закончивший Сызранское уч-ще и впоследствии пересаживающийся в левое кресло? Борттехник был офицер или прапорщик?
В Ми-24 то-же самое: в передней кабине размещавшийся оператор вооружения, в принципе тот-же второй пилот?
05/06/2012 [20:47:46]

Правильно название должностей: для Ми-8 - лётчик-штурман, для Ми-24 - лётчик-оператор.
Navigator-30RUS
Старожил форума
05.06.2012 23:33
2 шурави:
Немного с Вами не соглашусь. Про Афган точно не скажу, я под стол пешком ходил. Знаю лично одного штурмана-инструктора, окончли ВВВАУШ, летал в где-то в прибалтике на горбатом в передней кабине, и надо сказать успешно. Даже пилотированию обучили. В данный момент мой однокашник-самолётчик, тоже "чистый штурман" освоил как дополнительный тип Ми-8, наверное уже вылетел. Помните, году в 2006-2007, два ведомственных борта долетели до южного полюса? Так вот там экипаж был: Командир ГРФ командующий авиацией, справа сидел ГРФ Главный штурман авиации ведомства, тоже "чистый". Ну про Ми-28 стОит ли упоминать? Там тоже штурманят однокашники.
Веспассиан
Старожил форума
05.06.2012 23:51
To KAW: Да, про Саратовское училище действительно интересно, даже странно насчет двухгодичного срока обучения для пилотов. А на потоки прапорщиков также как и в военные училища поступали, после школы (либо из военских частей) с экзаменами?
KAW.
Старожил форума
06.06.2012 11:10
Для Веспассиан:
Не знаю, как сейчас, но раньше большинство поступавшие в училища понятия не имели, на кого там учат. Причём даже о специальностях, не говоря уже о конкретной специализации по типам. Нет, местные то знали, а вот иногородние ребята зачастую только в училище узнавали, что будут СДшниками, АОшниками или вооруженцами и на чём
А про Саратовское ВАУЛ, насколько помню из общения с сослуживцем, окончившим его в 76-м, он в 74-м поступал туда именно со школы. Училищное ВЛК на лётное отделение не прошёл и согласился учится на прапорщика, чтоб летать. Во всяком случае, он так рассказывал. Когда начался Афган, ему перед отправкой "за речку" присвоили мамлея.
Вообще, это многострадальное училище. В 91-м к нам прибыл лёйтенант, поступивший в Саратов, учившийся в Уфе и выпустившийся в Сызрани.:0)
Что касается экзаменов, то ещё в середине 70-х в средние училища. как и в ВУЗы, сдавали четыре экзамена: две математики, физику и русский. Даже когда в гражданские ВУЗы стали сдавать по эксперименту два экзамена, в высшие военные училища всё равно сдавали все четыре.
Веспассиан
Старожил форума
06.06.2012 11:37
То KAW: Да, у лейтенанта перед выпуском в Сызрани был тернистый путь:-) А у сослуживца - младшего лейтенанта, там, как я понимаю, перспектив продвижения по службе практически не было (если академию не закончить). А его могли теоретически в академию принять? Его диплом к чему приравнивался, к среднему училищу или школе прапорщиков?
шурави
Старожил форума
06.06.2012 12:33
2 Navigator-30RUS:

2 шурави:
Немного с Вами не соглашусь. Про Афган точно не скажу, я под стол пешком ходил. Знаю лично одного штурмана-инструктора, окончли ВВВАУШ, летал в где-то в прибалтике на горбатом в передней кабине, и надо сказать успешно. Даже пилотированию обучили. В данный момент мой однокашник-самолётчик, тоже "чистый штурман" освоил как дополнительный тип Ми-8, наверное уже вылетел. Помните, году в 2006-2007, два ведомственных борта долетели до южного полюса? Так вот там экипаж был: Командир ГРФ командующий авиацией, справа сидел ГРФ Главный штурман авиации ведомства, тоже "чистый". Ну про Ми-28 стОит ли упоминать? Там тоже штурманят однокашники.

Я же ясно сказал, "чистые" штурмана были только на Ми-24К, а также на должности штурман эскадрильи, если в оной было хоть она машин оного типа.
KAW.
Старожил форума
06.06.2012 19:26
Веспассиан:
А у сослуживца - младшего лейтенанта, там, как я понимаю, перспектив продвижения по службе практически не было (если академию не закончить). А его могли теоретически в академию принять? Его диплом к чему приравнивался, к среднему училищу или школе прапорщиков?
06/06/2012 [11:37:10]

Без академии - максимальная перспектива - зам к-ра АЭ по ИАС (инженер эскадрильи). При мне их было ещё довольно много, особенно в "диких" местах. А в основном - начальник группы или ТЭЧ звена. Сослуживец ушёл на ДМБ начальником группы обслуживания по вертолёту и двигателю в звании капитана. В дипломе у него было указано, что закончил Саратовское ВАУЛ и имеет квалификацию военного техника механика по эксплуатации вертолётов и двигателей. Так что вполне мог бы двигать и в академию, если б захотел. Тем более, что туда был бы принят без экзаменов, поскольку из-за речки вернулся со "звездой шерифа"
Веспассиан
Старожил форума
06.06.2012 20:36
"Звезда шерифа" (интересный ник ордена красной звезды, никогда не слышал), похоже, был штатный орден для всех офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях. Такое ощущение, что кто-то наверху установил планку: давать только звезду, что-то большее - ну в очень исключительных случаях. Ну и по разнарядке. Писали про операцию "Магистраль" - так там ГСС получили 6 человек: два солдата 345ПДП (посмертно), и далее, в порядке старшинства: Громов, Варенников, Грачев, Востротин.
Navigator-30RUS
Старожил форума
06.06.2012 21:07
А я подумал "За службу Родине".
Веспассиан
Старожил форума
06.06.2012 21:28
To Navigator-30RUS: Вообще действительно, "За службу Родине в ВС" по форме больше похож на американскую звезду шерифа. Но мне показалось, что KAW имел в виду орден Красной Звезды, т.к. это был самый массовый офицерский орден за Афганистан. Хотя его сослуживец был техник, так что вполне возможно, получил "За службу Родине". KAW, подскажите, пожалуйста, кто правильно угадал? :)
KAW.
Старожил форума
06.06.2012 21:33
Для Веспассиан:
Нет, "звезда шерифа" - это, как правильно подумал Navigator-30RUS, простонародное название ордена "За службу Родине". За пехоту не скажу, но в авиации "За службу Родине" был штатным орденом для техсостава. Звёздочку, как правило, получали праваки, операторы и штурмана, а Красное Знамя - командир экипажа и выше. Прапор - радист или механик, мог расчитывать только на медаль. Ну а исключительные случаи - на то и исключительные. С Drejtori в Жуковке учился парень с орденом Ленина. Правда, он был из авиации погранвойск
Веспассиан
Старожил форума
06.06.2012 22:27
То KAW: А сколько составляла для офицера одна смена службы в Афганистане? Или четкого регламента не было и можно было по желанию служить там дольше?
шурави
Старожил форума
06.06.2012 23:06
Авиация служила год, пехота два.
SKYPAN
Старожил форума
06.06.2012 23:51
2 шурави
Владимир Иванович, не вводи народ в заблуждение насчёт "чистых" штурманов - у меня в экипаже Ми-24Р в ЮГВ (Тёкель) в 90 году был штурман-оператор, выпускник Челябинского ВВАУШ.
Уволился он, к слову сказать, не так давно с должности старшего штурмана АА ВВС Украины.
KAW.
Старожил форума
07.06.2012 09:32
шурави:
Авиация служила год, пехота два.
06/06/2012 [23:06:47]

По этому поводу я однажды спросил лежавшего со мной в госпитале ДЩБшника. Он ответил, что ему поначалу это было обидно. Мол, летают там хрен знает где, пидopюги (сорри) и год служат, а мы ходим на операции - и два. Но потом, говорит, присмотрелся - нет уже той вертушечки, что в прошлый раз высаживала, да и в экипаж незнакомый... Стал уважать.

Для Веспассиан:
Служба в ДРА считалась спецкомандировкой. Т.е. народ по замене возвращался в ту часть, из которой уходил. Правда, были случаи, когда менялись не только экипажами или эскадрильями, но и целыми полками. Но это наверное больше относилось к фронтовой авиации.

To SKYPAN:
Чистый штурман в вертолёте - это ещё ничего. Один из моих друзей имеет уникальную служебную карьеру. Он попал в авиацию чисто случайно после факультета АСУ Тульского артиллерийского училища. Единственный из выпуска. Но не зря считается, что случайность - это часть какой-то закономерности. Попал он служить в чойбалсанскую ОВЭ, где были Ми-24К. Поначалу он был техником по обслуживанию корректировочного комплекса, а потом стал летать в передней кабине. Он вообще-то человек из категории, которой верить - себя обмануть, но я видел его лётную книжку. Службу он закончил в Буялыке майором - оператором РЭБ на постановщиках. Сейчас - какой-то крупный чел на одесском телевидении
шурави
Старожил форума
07.06.2012 09:58
2 SKYPAN:

2 шурави
Владимир Иванович, не вводи народ в заблуждение насчёт "чистых" штурманов - у меня в экипаже Ми-24Р в ЮГВ (Тёкель) в 90 году был штурман-оператор, выпускник Челябинского ВВАУШ.
Уволился он, к слову сказать, не так давно с должности старшего штурмана АА ВВС Украины.

А ведь звено состояло из пары Ми-24Р и пары Ми-24К не так ли? Так что здесь всего лишь ошибка кадровиков. Хотя случай любопытный, ибо если на Ми-24В и Ми-24П допускалось использование штурмана в передней кабине, то на Ми0-24РХР нет.
vovan_su
Старожил форума
07.06.2012 10:49
У нас был штурман звена, потом шт.вэ после Ленинградской лесной академии.
Прапорщики летчики-операторы и часть л/о после БВВАУЛ.
По срокам в Афгане.- 1 командировка- 10.03.1980 по 20.08 .1981.
На МИ-24 А, Д, В.
GDE
Старожил форума
07.06.2012 11:11
KAW.:
Он попал в авиацию чисто случайно после факультета АСУ Тульского артиллерийского училища.

Спасибо за рассказ. Я сам закончил эту специальность, этого ныне не существующего училища.
Очень интересный случай.
шурави
Старожил форума
07.06.2012 11:47
2 vovan_su:

У нас был штурман звена, потом шт.вэ после Ленинградской лесной академии.
Прапорщики летчики-операторы и часть л/о после БВВАУЛ.

И что, у нас в училище тоже штурман звена после лесопилки был, на Ми-2.
Что до прапорщиков, то одно время моё родимое училище готовило прапорщиков лётчиков. Срок обучения два года.
Но потом, эту скрытую подготовку пилотов для ГВФ прикрыли.
Когда я поступил в 1980том, то четверокурсники, как раз были те, кто отучился два года на прапорщика, а затем были сманены доучиться ещё два года и выпустится лейтенантами с высшим образованием.
KAW.
Старожил форума
07.06.2012 12:37
GDE:
Я сам закончил эту специальность, этого ныне не существующего училища.
Очень интересный случай.
07/06/2012 [11:11:04]

Как говорится: "ВВС - страна чудес!"
Он - выпускник 86-го года. Если Вы учились в те годы, то могли и быть знакомы. Во всяком случае - визуально.


Орел 25
Старожил форума
13.11.2022 12:02
KAW.
Бортовой техник - должность офицерская. Их с 1958 выпускало Харьковское ВАТУ. Когда оно в 1976-м стало высшим, то ещё в течение трёх лет проводился набор на среднее обучение, но с целенаправленной подготовкой борттехников. Т.е., как в лётные и штурманские училища, ВЛК проходили перед поступлением, а не на 2-м курсе, как в других училищах. Один выпуск (в 1981) сделало Васильковское ВАТУ.
Кроме них было ещё одно интересное вертолётное училище - Саратовское ВАУЛ. Хоть и лётное, но среднее, с 2-годичным сроком обучения. Было там техническое отделение, выпускавшее тоже борттехников, но прапорщиков. Ну и в Кирове была 2-годичная школа техников, выпускавшая прапорщиков, которых тоже назначали на должности борттехников.
Когда начался Афган, народу стало не хватать и борттехников стали готовить в Кировском ВАТУ, а в 1984-м специально открыли Ломоносовское.
Это я написал про чисто вертолётные УЗ до появления Кировского и Ломоносовского ВАТУ. А так Drejtory прав - борттехником мог стать СДшник после любого училиша.
Привет, сколько руб было в 1960-егг и т.д. бортовой техник - за должность С ув и спасибо
Орел 25
Старожил форума
13.11.2022 12:04
на ми-2 было смг?



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru