Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Дневник гауптмана люфтваффе

 ↓ ВНИЗ

1234

09.08.2007 03:25
Постепенно ветка превращается в ветку лучший истребитель второй мировой.
09.08.2007 04:12
Меня учили лучше немца.
1 курс:
-аэродинамика 60 часов
-история КПСС 120 часов.
А немцы, никогда не учили историю КПСС, поэтому они тупые и не видили замполитов.
Вот так.
Воробей
09.08.2007 04:40
Мужики, о чем спор?Где их ВВС оказались с ихними 300 с лишнем сбитыми самолетами на каждого летчика?И где Советские ВВС?Результат на лицо!!!Пацаны из училищ, через 2 года, полностью господствовали в небе!Так что пусть пишут , что остается проигравшим битвы
igorgri
09.08.2007 06:28
В ЗАПе до ума???? Извините, но в ЗАПах набирали летчиков уже в полки. Если их доводили в ЗАПе до ума, то что же делал Покрышкин в 1941 и 1942 годах? Практически все летчики говорили, что в ЗАПах боевого применения практически не было. Обычно были только полеты на новых типах самолетах. Например, училище выпустило на И-16, а в ЗАП обучали на Як-1. Причем налет был различный, от 6 до 15 часов. Лично мое мнение - за это время пилот не может управлять самолетом на автомате, т.е. не глядя на ручки управления (например, гашетка, РУД, работа с миханизацией крыла, управление ВИШ), к тому же он не чувствует самолет, т.е. не может по характерным особенностям определить близость к критическому режиму - например падение скорости и срыв в штопор.

Про налет у немцев - согласен - не всю. В конце гнали уже зеленую молодежь. Но примерно до 1943 кроме 140 часов летчик должен был еще налетать в фронтовых условиях 100 часов. Обычно это было несколько пилотов од руководством опытного летчика, которые крутились около фронта, не вступая в боевые действия. Просто смотрели тактику обоих сторон, перенимали опыт старших товарищей.

Мое личное мнение - в тех полках, где подготовкой молодых пилотов занимались в фронтовых условиях (например создавая отдельную эскадрилью, которая бои не вела, а только учились) потери были НАМНОГО меньше. Практически все эти полки стали гвардейскими. Зависило это только от командира полка, как он понимал свою задачу.

Вопр
09.08.2007 06:34
2 Игоргри
Правильно!! пример В бой идут одни старики"
DD_Misha
09.08.2007 11:41
БЛЯТЬ! Другигого слова нету!
Цитата:
"Мы поднялись над Анапой на 6000 метров и были заняты разведкой погоды. Затем я увидел справа от себя одиночный самолет, выполнявший фигуры высшего пилотажа, и вскоре понял, что это Пе 2, русский многоцелевой самолет."

Такое впечатление, что русские в перерывах между взлетом (посадкой), и боем (бомбометанием), от нех делать только и крутили ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ.
Охренеть...Пешка на 6000 крутит ВЫСШИЙ пилотаж.
"Многоцелевой" же блин. Че не покрутить то...
09.08.2007 11:50
Воробей:
Мужики, о чем спор?Где их ВВС оказались с ихними 300 с лишнем сбитыми самолетами на каждого летчика?И где Советские ВВС?Результат на лицо!!!Пацаны из училищ, через 2 года, полностью господствовали в небе!Так что пусть пишут , что остается проигравшим битвы


Во-первых за 300 перевалило только двое: Хартманн и Баргхорн. Причем у обоих за тысячу боевых вылетов (для сравнения у Кожедуба 330). Во-сторых, советсткие ВВС численно превосходили немецкие в несколько раз. Материалы на топике есть - изучайте. В-третьих о "полном господстве в небе" я бы говорил (и с осторожностью) только к осени 1944 года.

И в конце концов не надо принижать противника. Нам противостояли одни из лучших в мире пилотов. И организация действий в люфтваффе превосходила нашу практически до конца войны. Победа нам далась огромной кровью и огромным напряжением сил.
_________
2igorgri

"Про налет у немцев - согласен - не всю. В конце гнали уже зеленую молодежь."

У Харманна: (лето 1944 года) к ним на пополнение приходило "множество молодых пилотов, имевших налет менее 60 ч, причем на Ме-109 они летали менее 20 ч. Им приходилось совершать боевые вылеты, имея только основную подготовку".

Вы правы, стандарты упали. Но это все равно ВЫШЕ средних параметров подготовки в советских ВВС даже на тот период.
igorgri
09.08.2007 12:04
Да просто в тот период численность советских ВВС превышала немцев в разы, и при этом значительно снизились наши потери. Полки уже в тыл для переформирования практически не отводили, подготовка молодого пополнения уже проводилась в полках и не кидали их в бой сразу.

Поэтому думается, что наш средний летчик к этому времени был уже лучше немецкого среднего летчика.

К тому же перевод немецких летчиков с Ju87 и бомбардировщиков на Fw190 и в истребительные эскадры негативно повлиял на общий уровень подготовки. Налета то масса - а привычки - бомберские...
Гироугол
09.08.2007 13:31
Справка

Lipfert Helmut- В боях на восточном фронте сбил 201 самолет, в т ч 39 Ил-2.Всего совершил около 700 боевых вылетов , в ходе которых его ме-109 13 раз был подбит зенитной артиллерией и дважды истребителями, однако сам Липферт при этом ни разу не был ранен.После войны он больше уже не был связан с авиацией и работал учителем в Кельне , умер 10.08.90г.
Хоть он был и враг и я бы желал что бы его самолет в воздущном бою в пикировании нашел землю.
Однако следует признать что и у немцев были так называемые асы эксперты которые могли вести прицельный огонь с различных положений и были тактически грамотными воздушными бойцами. И несмотря на что у противника была инициатива и численное превосходство , они могли добиваться успехов .

Одним из таких и был гауптман Гельмут Липферт.

igorgri
09.08.2007 13:53
Обратил внимание что многие эксперты в юности увлекались охотой. Поэтому и стреляли отлично.

Причем могли сбить самолет несколькими снарядами и сказать, куда они попали.
378
09.08.2007 14:21
дочитал сегодня книжку .

вообщем неинтересно , как то уж слишком легко ему на войне леталось , да и пьянствовал ....
09.08.2007 14:45
вообщем неинтересно , как то уж слишком легко ему на войне леталось , да и пьянствовал ....

А в "бой идут..." все как-то пели и играли большей частью, так что - то нравится, а это нет?
09.08.2007 14:53
Прочитал книгу.
У меня сложилось впечателние, что читаю мемуары какого-то пожилого мачо.
Типа: Вот в том городе была одна, я с ней пять минут и в койку. А в автобусе и смотреть на нее не пришлось. Все произошло само...:-)
igorgri
09.08.2007 15:05
А почитайте вот это - http://militera.lib.ru/db/lyad ...

Мне лично очень понравилось. Дневник пилота Ил-2.
Вася
09.08.2007 16:10
Двоякие ощущения от книги. Начало ничего. Потом всё больше охватывает ощущение, что автор лукавит.
1. Подтверждение побед - никакое. ""Вилли, вы видели мою победу?"... Вилли Батц так никогда мне не простил, что я увел у него из-под носа эти две победы, но тем не менее подтвердил их. Это были мои 91-я и 92-я победы..." Этак и 500 самолётов можно набить, наверное.
2. Абсолютный разброд в датах. Неизвестные ему вещи автор домышляет по ходу дела, отчего верить уже невозможно ничему.
У автора:
"29 декабря 1943 г. я одержал экстраординарную 80-ю победу, сбив Дуглас 'Бостон'[85].
Командный пункт 6-й эскадрильи на аэродроме Багерово располагался в маленьком подземном укрытии. Я сидел с обер-ефрейтором Даутцем, составлявшим донесение о моей победе, одержанной тем утром, когда пронзительно зазвонил телефон. Это был командир группы гауптман Баркхорн: 'У меня есть специальное задание для вас. Этим утром радиоразведка узнала, что высокопоставленный русский офицер собирается посетить плацдарм сегодня приблизительно в полдень. Возьмите пару и ждите над Керченским проливом. Вы должны сбить его!'
Поскольку было уже 10.30, мы должны были поспешить, так как было неизвестно, прибудет ли русский генерал вовремя. На мой самолет и на самолет моего ведомого, фельдфебеля Мора, установили дополнительные топливные баки, чтобы быть готовыми к любому развитию ситуации. Мы смогли взлететь вскоре после 11.00.
К тому времени туман рассеялся, и, когда мы поднялись в воздух, солнце уже сияло с безоблачного неба. Мы набрали высоту 6000 метров, находясь еще над сушей, и достигли Керченского пролива. Заняв позицию со стороны солнца, мы с ведомым начали патрулирование от южной оконечности до Тамани и обратно. В эфире соблюдалось радиомолчание.
Время тянулось медленно. Прошла большая часть часа, когда я сигнализировал Мору, чтобы он освободил свой дополнительный топливный бак[86]. Всегда было рискованно идти в атаку со вспомогательным баком. Мало того что скорость самолета снижалась примерно на 40 км/ч, но он также ограничивал и маневренность. Кроме того, попадание в такой бак немедленно превращало 'Мессершмит' в пылающий факел. Исходя из всего этого, бак необходимо было сбросить настолько быстро, насколько это возможно.
Со временем мои глаза начали болеть, поскольку постоянный и напряженный поиск врага скоро начал оказывать отрицательный эффект. Я должен был часто смотреть на самолет Мора, чтобы сфокусировать взгляд на объекте, находящемся на другом расстоянии, и таким образом отдохнуть.
Русский должен был скоро появиться. Если он прилетит, то, вероятнее всего, с севера, со стороны Гнилого озера, или непосредственно с востока, через самую узкую часть Керченского пролива. Внезапно мне показалось, что я увидел тень, скользившую по воде залива к северу от Тамани. Но где была тень, там также должно было быть и то, что ее вызвало. Я все еще сомневался, должен ли оставить свою благоприятную позицию из-за этой тени, но она не давала мне покоя, перемещаясь на запад в направлении Крыма. Я помахал Мору и показал вниз. Он кивнул. Мы собирались посмотреть на эту тень поближе.
С 4000 метров все еще не было ничего, что можно заметить с самолета. Обнаруженная нами тень определенно не могла принадлежать истребителю. Машина, приближавшаяся с востока, была весьма большая. Это, должно быть, был самолет генерала, который мы так нетерпеливо ждали. Мор также заметил врага. Было ли возможно, чтобы такой важный самолет летел один, без эскорта истребителей? Я напряг зрение, чтобы обнаружить вероятные самолеты сопровождения. Наконец, я их обнаружил. Восемь истребителей находились поблизости и выше двухмоторной машины.
Если мы хотели заполучить этот 'жир номер один'[87], то нужно было спикировать сквозь эти истребители. Русский и все его окружение уже были над серединой Керченского пролива. Я коротко покачал крыльями, и Мор, который хорошо меня понимал, подошел ближе. 'Если будет возможно, открывайте огонь вместе со мной', - передал я ему. У нас практически не было времени, потому что, пойми русские истребители, что происходит, будет уже слишком поздно.
Мор держался около меня на той же самой высоте, не более чем в пяти метрах. Теперь открыть створки радиатора, чтобы уменьшить скорость и увеличить время на стрельбу. Я еще раз проверил свое оружие; мое сердце отчаянно колотилось. Затем мы спикировали на русских. Поскольку заход осуществлялся со стороны солнца, эскорт истребителей не сумел нас заметить. Мы могли легко сбить двух из ни о чем не подозревавших русских истребителей, поскольку они летели прямо перед нами, но это было не то, чего мы хотели. Наши глаза были прикованы к 'жирному' бомбардировщику.
Мы пикировали прямо через строй истребителей. Нас, наконец, заметили и отчаянно попытались помешать. Но они были неспособны сделать этого, потому что превосходство в скорости позволило нам быстро от них оторваться. Безусловно, мы не могли оставаться позади 'жира номер один' слишком долго, иначе истребители атаковали бы нас сзади.
Одно было ясно. У нас есть время, чтобы сделать только один заход на двухмоторную машину, а затем мы должны будем пронестись над плацдармом на малой высоте. Зенитная артиллерия и эскорт истребителей дадут нам жару. 'Бостон' быстро увеличивался в моем прицеле, пока не заполнил его полностью. Я не открывал огня, хотя мои нервы были напряжены до предела. Наконец, с дистанции около 400 метров я открыл огонь из всего оружия, и вражеская машина задымилась. Передо мной были вспышки, искры и дым. Я был так близко, что каждая очередь попадала в цель. Мой самолет попал в поток от пропеллеров 'Бостона', и его начало так болтать, что о точности стрельбы уже не могло быть речи.
Обломки русского самолета пролетали мимо меня. Он горел, и я был вынужден уйти вверх, чтобы не врезаться в свою жертву. Я пролетел над 'Бостоном', .затем спикировал до уровня воды и через несколько секунд был уже над землей.
Меня приветствовал настоящий салют из русских зениток. Я использовал каждую низину, каждый забор и каждый дом, чтобы уйти от мощного заградительного огня. Несмотря на кромешный ад вокруг, я нашел время, чтобы рискнуть и оглянуться назад. Сияющий Мор был позади меня. А еще дальше я увидел, как обреченный вражеский самолет ударился о поверхность воды. Он подскочил вверх метров на десять и совершил большой прыжок к береговым скалам, где, наконец, разлетелся на части."
"Советская морская авиации во Второй Мировой войне":
"31 января 1944 года черноморская авиация понесла тяжелую утрату. Погиб командир 2-й ГМТАД, генерал-майор H.А. Токарев. Самолеты 36-го МТАП провели неудачную атаку на конвой, шедший в Евпаторию. Рассерженный генерал-майор приказал командиру полка готовиться к повторному вылету. Однако к указанному сроку удалось подготовить только два A-20G, остальные 18 машин должны были быть готовы в течение часа. Поэтому на задание вылетели только два готовых Boston'а, один из которых пилотировал генерал. Их сопровождало восемь Р-39. Однако второй A-20G вскоре повернул назад из-за неисправности двигателя. В результате генерал-майор полетел один. Выйдя на цель, генерал с дистанции 600 метров и с высоты 40 метров положил торпеду, которая попала в один из транспортов. Однако в этот самый момент прицельная очередь зенитной пушки поразила торпедоносец. Генерал попытался посадить горящую машину на берег, но при посадке погиб вместе со всем экипажем."
И кому верить - неизвестно...
igorgri
09.08.2007 16:53
Вот ссылочка, можно посмотреть на памятник Токареву.
Кстати, там же памятники Коккинакки и Савицкому

http://sammler.ru/index.php?s= ...

Кстати, не сопоставлял... Интересно... Блин, Морозова нет монографии, дорогая зараза... Широкорада что ли глянуть, если не забуду...

А вот по дням путаница - так писали же потом, часто не имея документов. Наши ветераны тоже путают и даты, и звания, и награды....
Вопрос на засыпку
09.08.2007 17:10
'Мне лично очень понравилось. Дневник пилота Ил-2."

Посмотрел книжку. В первом же эпиграфе - полный пиз...ж: "Немцы называли наш самолет 'черная смерть'"

Когда, где и кто, кроме советской пропаганды, называл Ил-2 "черной смертью" ?! Хоть один пример из достоверных немецких (а не из доморощенных совковых)привести кто-то может ?!
igorgri
09.08.2007 17:55
Ну что Вы от деда хотите? Чтобы он пробрался за линию фронта, нахапал документов немецких штабов и вывесил сканенный лист из этих документов? Как наша пропаганда в то время писала - так он и назвал...

А так - правдивые мемуары, без прикрас.

Практически никто из наших летчиков не знал о противостоящем им противнике. максимум что знали - номера частей, да и то типа "Зеленые жопы".

Вот и кочуют всякая брильянтовая берлинская молодежь по воспоминаниям наших дедов.
378
09.08.2007 18:34
2 Аноним от 09/08/2007 [14:45:37]

все таки в стариках и пели и воевали и товарищей боевых теряли .... все как то пропорционально одинаково

а Липферт вроде как выпивший дедушка на завалинке рассказывет соседским детям о своих приключениях юности ... ну всплакнет иногда , а в основном : мы их душили душили ...
Короче говоря
09.08.2007 18:42
Такие мемуары стоят немного - вот Звезда героя, это да, здесь вопросов не имею. Но сам по себе этот дневник - практически нулевой документ с точки зрения исторической правды.
09.08.2007 18:50
Во время Советско-Финляндской войны 39-40 гг. советские авиаторы и зенитчики записали на свой счет 427 сбитых финских самолетов.
К началу войны финны имели 145 самолетов, затем до конца войны получили еще 130 самолетов. Итого они имели 275 самолетов.
Реально финны потеряли 77 самолетов.
Получается, что советская сторона приписала в 5, 5 раз больше сбитых, и в 1, 5 раза больше чем вообще самолетов было у финнов. Это к вопросу о вранье и исторической правде...

378
09.08.2007 18:53
Воспоминания Лядского все таки душевней как-то .
igorgri
09.08.2007 18:55
Можно поспорить, но вот что не раскрывает роль Коммунистической партии Советского Союза в разгроме немецко-фашистких захватчиков - точно, нулевой....
Гироугол
09.08.2007 19:41
Нигде так не врут как на войне и охоте скорей всего были приписки с обоих сторон . Однако как вы думаете почему при коммунистах замалчивали и недавали никакой информации о немецких пилотах и тем более о их победах.
igorgri
09.08.2007 19:50
http://militera.lib.ru/bio/tol ...

"Когда осенью 1943 Эрих достиг 150 побед, его слава начала стремительно расти по обе стороны фронта. Германское радио начало часто повторять его имя. Иногда его фотография появлялась в газетах, обычно среди других лучших пилотов JG-52. Для русских он стал известен как Карая-1, по своему позывному. Позднее для русских он приобрел мрачную известность, как 'Черный Дьявол Юга'.

Легенда родилась, когда Эрих пересел на самолет с черным носом. Его истребитель имел характерный рисунок, что-то вроде лепестков тюльпана. Поэтому Эриха было очень легко отличить в бою, и советские пилоты быстро поняли, что пилотирует этот самолет пилот, с которым лучше не встречаться. Он никогда не промахивался. Русские назвали этого внушающего ужас, но пока еще неизвестного противника 'Черным Дьяволом Юга'.

Советы имели свою службу радиоперехвата и прослушивали переговоры Люфтваффе, как делали и немцы, чтобы собрать информацию о противнике. Из этих переговоров русские узнали, что Карая-1 и Черный Дьявол, которого они так боялись, - одно лицо. Он легко прорезал строй русских, и большая часть жертв Черного Дьявола была одноместными истребителями. Русские назначили цену в 10000 рублей за голову Черного Дьявола. Русский пилот, который сумел бы сбить его, заслужил бы известность, славу и богатство. [88] "

Так наверное чтобы наши пилоты не обогатились? :)
igorgri
09.08.2007 19:58
http://www.iremember.ru/index. ...

- А вот в полку вообще знали о каких-нибудь фамилиях немецких 'Асов', позывных их.

А, ну знали, но позывные не знали. Например, здесь на Ленинградском фронте, был такой майор Филипп.

- А Траутлофт? Новотны?

Нет, этих я не знал.
Критик
09.08.2007 20:18
Криниуса не читал, но прочту обязательно.
Относительно Хартмана, который согласно книге "Белокурый рыцарь Рейха" сбивал в основном Ил-2.
1. В книге написано: подходил сзади-снизу и стрелял в маслорадиатор. Не поленитесь и загляните под Ил-2 в Монинском музее: видимый размер радиатора 50х25см. Теперь представьте себе, что вы стреляете в этот радиатор Ил-2, летящего на высоте 50м, пусть даже не маневрирующего и дальности пускай 50м. Но! самолет потряхивает, земля рядом.Вы по-прежнему уверены, что Хартман попадал 5 снарядами?
2. Согласно тому же Хартману на Ил-2 клинило двигатель и он падал прямо перед собой (часто на советской территории). В таких случаях (читайте мемуары, например, Ефимова и др. штурмовиков) очень часто на следующий день приезжала аврийная команда, меняла двигатель, консоли и т.п. - самолет, естественно, в разряд сбитых не включался.
Капитан Кук
09.08.2007 21:21
Ответ критику
09.08.2007 22:10
Вот недавно посмотрел на Ил-2 в натуре. В Монино. Кусок бронированного железа. Как такое вообще могло летать ? И летало ли на самом деле ? Но ведь летало ! И неплохо при этом !

Так вот, точно также можно рассуждать и про попадание в маслорадиатор 5 снарядами. Т.е. ставить под сомнение. Но ведь попадали и довольно часто.
igorgri
10.08.2007 05:36
2Критику

Спорили не так давно - что считать победой в воздушном бою (не сбитие - учтите, т.е. не записывание самолета на свой счет) и пришли к выводу - победа, это когда враг покидает поля боя.

Можно поспорить, типа горючка кончилась, снаряды, живот скрутило...

Но вот что Вы скажите например о таком случае?

Bf.109 атакует У-2 на малой высоте, очередь, что то посыпалось, месс проскакивает, разворачивается и видит, что У-2 стоит на носу...

А это просто летчик приземлился прямо перед собой, и на нос поставил самолет (кстати - реальные факты..)


Или же - атака Ил-2. У штурмовика обрезает мотор и он садится на колеса в немецком тылу. А оказывается просто перебило бензопровод, и стрелок - бывший техник, быстро устраняет неполадку дюритом. В результате Ил приходит на 5 минут позднее своей группы. Тоже реальный факт.

Теперь дальше - у немцев один из любимых способов отрыва было дать форсаж и провалиться в пикирование. При этом появлялся шлейф несгоревших продуктов сгорания черного цвета. И очень часто наши принимали это за сбитие и писали победные реляции...

Маслорадиатор на Ил-2 сзади выводился не то что снарядом - пулей... Ведь бронезаслонка стояла только спереди. И что, на каждый штурмовик тратилось только 5 снарядов? Скорее всего это просто повезло в тот раз.

Хотя читал про сбитие и 3-мя пулями... Тоже попали в радиатор.
igorgri
10.08.2007 10:03
А вот про Токарева что Хохлов пишет, он вообще то штурманом был и часто литал с Токаревым:

http://militera.lib.ru/memo/ru ...
"В этот напряженный период боевых действий Николаю Александровичу Токареву было присвоено звание генерал-майора авиации. 30 января 1944 года командующий флотом лично вручил ему генеральские погоны, но в этот день Токарев не успел прикрепить их к своему обмундированию. А следующий день оказался роковым и последним днем в его жизни.

31 января один из полков авиагруппы осуществлял бомбовый удар по противнику в открытом море. Сброшенные бомбы не причинили существенного вреда вражескому конвою, поставленную боевую задачу нельзя было считать выполненной. Николай Александрович, как всегда, близко к сердцу воспринял неудачу. Принял решение - повторить боевой вылет.

Медлить было нельзя. Расчетные данные говорили, что вражеский конвой в скором времени втянется в порт Евпатория. А там - малые глубины, не позволяющие применять авиационные торпеды. Противника нужно во что бы то ни стало перехватить в море. А для этого не позже как через час надо вылетать.

Токарев так и сказал командиру 36-го МТАП: - Даю час на подготовку торпедоносцев к вылету. - И при этом добавил: - Группу самолетов поведу.

Спустя полчаса после этого разговора Николай Александрович уже прибыл на аэродром. Однако доклад командира полка оказался неутешительным. В готовности к вылету пока только два торпедоносца. На подготовку остальных восемнадцати уйдет не менее часа.

Взвесив обстоятельства, Токарев решил атаковать противника двумя торпедоносцами. Приказал начальнику штаба срочно вызвать меня для полета.

Я в это время находился на соседнем аэродроме, в 23-м штурмовом полку, где готовился бомбо-штурмовой удар по катерам противника в море. Расстояние между аэродромами, на которых находились командир дивизии и я, ведущий штурман, невелико - 15-20 минут хода автомашины. Но грунтовая дорога оказалась размытой дождями и местами сильно разбита гусеничными машинами. Как ни старался шофер грузовика выжимать скорость, мы еле двигались. А в полукилометре от аэродрома у грузовика лопнул баллон. В отчаянии я пошел пешком по вязкой дорожной грязи, еле выдергивая ноги. Наконец граница аэродрома. И тут вижу взлет двух торпедоносцев и восьми истребителей прикрытия. Но один из торпедоносцев, сделав круг над аэродромом, вновь приземлился, а второй в сопровождении восьмерки истребителей устремился в морскую даль.

Что бы это могло быть? На аэродроме все прояснилось. Тщетно прождав с полчаса, Токарев, чтобы не упустить время, поднял в воздух два торпедоносца. Но и двойки не получилось. Один из самолетов из-за неисправности тут же опустился на аэродром. И получилась, невероятная картина: на морскую цель вылетел лишь один торпедоносец Н. А. Токарева в сопровождении восьмерки 'аэрокобр'.

Находившимся на аэродроме стало не по себе. Всех охватило чувство тревоги за командира дивизии. Конечно, Николай Александрович не упустит возможности потопить вражеский транспорт. Но ведь весь зенитный огонь противника будет нацелен на единственный наш торпедоносец.

Так оно и случилось.

Генерал-майор Токарев обнаружил конвой противника на подходе к Евпатории. И сразу же оказался в зоне плотного зенитного огня. Кроме орудий конвоя, по нашему торпедоносцу яростно вела огонь береговая зенитная артиллерия - ведь берег был рядом.

Но не таков Токарев, чтобы уклониться от цели. Он прорывается через заслоны зенитного огня и с высоты 40 метров, с дистанции 600 сбрасывает торпеду. Она пошла на транспорт. А раз пошла, то и поразила цель - ведь Токарев не знал промахов.

Сотни снарядов выпустили гитлеровцы по уходящему от цели воздушному торпедоносцу. Один из них попал в самолет, и он загорелся. Пилот получил серьезное ранение. Но, несмотря ни на что, Токарев дотянул до земли и посадил горящую машину в поле.

Теперь бы выпрыгнуть из кабины. Но куда? Поле, как и вся крымская земля, еще заняты вражескими войсками. Что ждет советского генерала, если он выпрыгнет? Позорный фашистский плен. Нет, этому не бывать! И Токарев остается в горящем торпедоносце. Прошло совсем немного времени. Советские войска освободили Евпаторию. В тот же день мы вместе с заместителем командира дивизии гвардии майором Г. П. Поплавским прилетели на Евпаторийский аэродром. В его окрестностях расспрашиваем местных жителей. Многим встречным задаем один и тот же вопрос:

- Кто видел 31 января приземление горящего самолета?

- Я видел, - наконец, отозвался один из старожилов.

Мы посадили старика в машину и по дороге услышали от него:

'Сам я - рыбак. За этим своим занятием я и заметил, как на низкой высоте пронесся горящий самолет и приземлился невдалеке отсюда - прямо в поле. Дождавшись ночи, я тайком от немцев пробрался к тому месту. Подошел к обгоревшему самолету. Попытался открыть дверцу - не поддается. Походил вокруг и натолкнулся на лопату, кем-то забытую в поле. С помощью этой лопаты открыл колпак кабины самолета. В кабине - обгоревший труп. Я вытащил его и захоронил рядом с машиной. Сейчас увидите: небольшой холмик, и на нем звездочка из блестящей жести. Я ее вырезал складным ножом, который всегда ношу в кармане. Да 'вот он, мой рыбацкий ножик...'

Через несколько минут мы, склонив головй, стояли над могильным холмиком в пяти метрах от самолета. Сам самолет в основном был цел. Сгорела гондола правого двигателя, обгорела обшивка кабин летчика и штурмана.

Командование ВВС Черноморского флота организовало перезахоронение тела Николая Александровича Токарева в городском парке Евпатории. А когда вышло постановление Совета Министров СССР о сооружении памятника Герою Советского Союза гвардии генерал-майору авиации Н. А. Токареву, его останки были погребены на Театральной площади города. Над этой могилой и высится бронзовая фигура легендарного морского летчика, устремившего смелый взгляд в синеву мирного неба и в бескрайние морские просторы. [188] "


По тому - кого могли сбить 29.12.43 инфы пока не имею, но не обязательно это был Токарев.
5-71
10.08.2007 11:49
Интересная полемика. Я склонен думать, что немцы хоть и завышали победы, но несильно. Простая вещь- радиостанция. У немцев- были. А у нас- у комэска. И-16 против Мессера- запорожец против Мерседеса. И то- воевали ведь. И сбивали их за милую душу.
Читал у немца- пока заходишь в хвост И-16, он успевает развернуться и выйти тебе в лоб. То же читал и у нашего пилота: он подставлял хвост, потом разворачивался- и лоб в лоб. Наш закрыт громадным движком. У Мессера одна пушка- у И-16 две. И никакого преимущества у немца уже нет.

Видел интервью с нашим дедушкой-летчиком. Фамилии не помню. Так вот, он сказал такую фразу "не понимаю, чего мы с ними (немцами) так долго возились". И не бравировал он своими победами. Рассказывал случай, когда на спор, прилетев на чужой аэродром, сел в "Кобру" и привез два сбитых. В 43 году, кажется.

Помню, читал еще про пилота (не воевавшего до того), который за один день насшибал 9(!) фрицев. В первые дни войны! Погиб- на посадке подловили. Он выпрыгнул, а пулей перебило вытяжной тросик.

А Покрышкина почитать? Вначале- неразбериха. А потом- все по правилам: подсадной, типа подбитый, немцы за ним, он наверх, те теряют скорость, а там- пара на скоростях наша. И засады. И на посадке.

Да, еще, помните, сколь раз Хартмана этого сбивали? Точно не помню, но, кажется, раз десять. А Ваню Кожедуба- ни разу. И Хартмана все же кто-то завалил со всеми его победами.
5-71
10.08.2007 11:51
Интересная полемика. Я склонен думать, что немцы хоть и завышали победы, но несильно. Простая вещь- радиостанция. У немцев- были. А у нас- у комэска. И-16 против Мессера- запорожец против Мерседеса. И то- воевали ведь. И сбивали их за милую душу.
Читал у немца- пока заходишь в хвост И-16, он успевает развернуться и выйти тебе в лоб. То же читал и у нашего пилота: он подставлял хвост, потом разворачивался- и лоб в лоб. Наш закрыт громадным движком. У Мессера одна пушка- у И-16 две. И никакого преимущества у немца уже нет.

Видел интервью с нашим дедушкой-летчиком. Фамилии не помню. Так вот, он сказал такую фразу "не понимаю, чего мы с ними (немцами) так долго возились". И не бравировал он своими победами. Рассказывал случай, когда на спор, прилетев на чужой аэродром, сел в "Кобру" и привез два сбитых. В 43 году, кажется.

Помню, читал еще про пилота (не воевавшего до того), который за один день насшибал 9(!) фрицев. В первые дни войны! Погиб- на посадке подловили. Он выпрыгнул, а пулей перебило вытяжной тросик.

А Покрышкина почитать? Вначале- неразбериха. А потом- все по правилам: подсадной, типа подбитый, немцы за ним, он наверх, те теряют скорость, а там- пара на скоростях наша. И засады. И на посадке.

Да, еще, помните, сколь раз Хартмана этого сбивали? Точно не помню, но, кажется, раз десять. А Ваню Кожедуба- ни разу. И Хартмана все же кто-то завалил со всеми его победами.
igorgri
10.08.2007 12:48
2 5-71:

Наш человек... Только читай чуть внимательно...

http://militera.lib.ru/memo/ru ...
"Мы с Вано рвались в бой, но нас постепенно готовили к встрече с коварным и сильным врагом. Однако встреча произошла неожиданно, и все случилось совсем не так, как мне представлялось. [167]

Солнце уже приближалось к горизонту, когда Иванов открыл капот машины, и мы вместе с ним начали осматривать мотор, готовить самолет к завтрашнему дню. Вдруг подбегает оперативный дежурный и сообщает, что паре младшего лейтенанта Габунии приказано вырулить на боевое дежурство.

Смотрю, Габуния уже запустил мотор и выруливает. Сейчас он остановится и выключит мотор. Ничуть не бывало: командир полка машет ему флажком. Вано выруливает на взлетную полосу и взлетает.

Я поражен: неожиданный приказ - первое боевое заданна нашей паре, а мы еще не совсем договорились на земле о действиях в воздухе. Ведь ответственность на нас какая: когда барражируешь над аэродромом, может произойти налет, ты в любую секунду должен быть готов вступить в бой.

- Товарищ командир, садитесь в самолет быстрее, - говорит Иванов.

- Как, разве он готов к полету?

- Не беспокойтесь. Сейчас все будет в порядке. И действительно, не успел я влезть в кабину и привязаться ремнями, как механик, быстро закрыв капот, доложил:

- Товарищ командир, аппарат к вылету готов.

Выруливаю на старт. Командир машет флажком и мне. Даю газ - и взлетаю.

Мой пятибачный медленно набирает скорость и высоту. Ведущий делает разворот, и вот он выше меня. Смотрю на прибор скорости и не решаюсь последовать его примеру - скорость недостаточна. Пора делать разворот. Сосредоточиваю внимание на технике пилотирования. Осматриваюсь - Габунии не видно.

Пытаюсь связаться с ним по радио - Вано молчит. Попытался установить связь с землей - земля не отвечает. В чем дело? Что случилось?

Набираю высоту 1500 метров. Что ж, буду прикрывать аэродром один! Но я знаю: гитлеровцы стараются совершать налеты на наши аэродромы и другие объекты на закате солнца, когда нас оно слепит. С нетерпением жду, что вот-вот появится Габуния. А пока решил потренироваться, отрабатывая осмотрительность.

На боевом дежурстве на земле в готовности к вылету стоят восемь самолетов. Посадочный знак не убран. Значит, ложная тревога. Вероятно, нас послали просто для тренировки. Да и [168] все вокруг спокойно, и я решаю проверить, какую же скорость может дать мой самолет. Так увлекся, что отлетел на порядочное расстояние от аэродрома. Не отрывая взгляда от прибора скорости, забыв об осмотрительности, о возможности внезапной атаки врага. И вдруг вспомнил об ориентировке: не заблудиться бы - ведь район еще недостаточно изучен!

Разворачиваюсь на 180 градусов в сторону аэродрома. Все свое внимание сосредоточиваю на нем. Только бы не потерять его из виду. Вон он, впереди, километрах в пятнадцати. И тут мне пришли на ум слова, которые я сам не раз твердил курсантам: 'Осмотрительность и еще раз осмотрительность - крути головой на 360 градусов'. Я так и сделал и увидел шестерку двухкилевых самолетов. Они приближаются к аэродрому со стороны солнца на высоте около 1000 метров. Знаков не видно. Силуэты различить трудно. Пожалуй, это 'Петляковы' - они тоже двухкилевые.

Вспоминаю правило: 'Не опознав самолет, считай его за противника'. Нет, это не противник: наши самолеты продолжают спокойно стоять на аэродроме, посадочное 'Т' не убрано. Значит, свои. Приближаюсь к ним. Они начали снижаться. И я увидел взрыв на земле. Решил, что взорвался подбитый самолет. Нет, вся шестерка тут, продолжает снижаться. Да это 'Мессершмитты-110' - многоцелевые самолеты! Освободившись от бомб, они могут драться как истребители. Как же я допустил их к аэродрому? Надо быстрее бить врага! Но их шесть, а я один! Все равно атаковать немедленно! Увеличиваю скорость. Начинаю сближаться - нас уже разделяет метров 500. Прямо над аэродромом - с 'доставкой на дом' - собью.

Между тем противник, сбросив бомбы, разворачивается на 180 градусов - сейчас уйдет. Настигаю его, атакую заднее звено. План такой: сначала собью двух. Потом - переходом на противоположную сторону - атакую впереди идущее звено. А двоих добью после.

Снимаю пушки с предохранителей. Отчетливо вижу опознавательные знаки - черные фашистские кресты с белой окантовкой.

И вдруг вспоминаю правило, переписанное мною из альбома майора Гуриновича:

'Перед атакой посмотри назад, не атакует ли тебя противник'. [169]

Резко поворачиваю голову влево и вижу: ко мне приближается самолет. Нет, это не Габуния. Не 'ЯК' ли? Нет, он с белым коком, а 'Яковлевых' с белым коком у нас нет. Пока шли секунды в рассуждении - противник это или нет, - 'белый кок' дал о себе знать: открыл по мне огонь.

В воздухе блеснула огненная трасса. Послышался треск за бронеспинкой. В кабине запахло гидросмесью. Значит, разбит бачок для выпуска шасси. Ясно - я уцелел случайно, только потому, что немец угодил в мой самолет осколочно-фугасным, а не бронебойным. Спасла бронеспинка. Надо выходить из-под удара.

Мой самолет получил серьезное повреждение, и я уже не мог преследовать врага.

Медлить нельзя ни секунды. Грозит смертельная опасность. Резко бросаю машину в сторону. Посмотрел вправо: мимо меня пронесся истребитель 'Мессершмитт-109' с крестами, за ним - второй, а сзади, выше, - еще два.

Сейчас меня добьют. Но тут я попадаю в разрывы зенитных снарядов. Зенитки по-свойски меня окрестили, зато я избежал повторной атаки 'мессершмитта' - быть может, гибельной. Потом на аэродроме, где за 'мессерами' наблюдали, я узнал, что они все время находились в стороне от аэродрома на высоте более 3000 метров, прикрывая действия 'Мессершмиттов-110'.

Меня качнуло влево. Потом вправо. Зенитный снаряд попал в левый бок машины, еще один - в хвост. Самолет клюнул носом. Я еле удержал его на высоте 500 метров.

Все вражеские самолеты ушли на запад. За ними погнались, взлетев с аэродрома, наши истребители. Но они опоздали. А я не мог к ним примкнуть. Куда там! Мой самолет совсем изранен, рулевое управление нарушено. И обиднее всего, что противник уходит, а мне даже не удалось открыть огонь. Я упустил время - где-то на маневре потерял драгоценные секунды. Не было у меня сноровки, не умел я еще быстро сближаться с врагом.

Самолет еле держался в воздухе. Не выпрыгнуть ли с парашютом? Но я сейчас же отогнал эту мысль. Твердо решил посадить израненную машину.

Иду на посадку. Самолет плохо слушается рулей. Скорость падает. Гидросистема вышла из строя - выпустить шасси не удается. На помощь приходит спокойствие, знание материальной [170] части и правил. Решаю применить аварийный способ выпуска шасси. Проделав все, что надо, жду.

Мучительное ожидание! Если шасси выпустится, на щитке в кабине загорятся зеленые лампочки. Нет, где-то пробито. Выпуск опаздывает. И вдруг я почувствовал дополнительное сопротивление. Толчок, и скорость начала гаснуть еще больше. Ясно - шасси выпало из гондол. И тут же вспыхнула одна лампочка, за ней другая.

Но казалось, самолет, получивший дополнительное сопротивление, вот-вот упадет. Снова еле его удержал.

Приближался решающий миг - приземление. Смотрю на аэродром: там кое-где полыхает огонь. На посадочной площадке виднеются воронки от бомб.

Внушаю себе: спокойно, спокойно, не торопись. И это мне помогает. Мысль работает четко, действую уверенно, хладнокровно, как никогда. С тех пор спокойствие всегда появлялось у меня в трудную минуту. Все силы, все умение направлены на одно - на спасение самолета.

И вот я иду на посадку. Самолет коснулся земли. На душе стало легче. Но впереди воронки - как бы не угодить в яму.

Машина накренилась вправо, чуть не опрокинулась. Левое колесо побежало по куче земли, выброшенной при взрыве бомбы. Самолет бросило влево, но воронки удалось избежать. Я удержал его. Казалось, он вот-вот развалится. Пробег закончен. Заруливаю на стоянку. Не верится, что самолет не рассыпался на части. Ну и вынослив же мой 'Лавочкин'!

Выскакиваю из кабины. Где же Габуния? Его самолета не видно. А мой весь изрешечен. Вот тебе и сбитые вражеские самолеты! Вероятно, командир встретит холодно, с презрением и строго накажет.

Да вот и он бежит ко мне в валенках прямо по лужам. Стою сам не свой. Командир, посмотрев мне в лицо, спрашивает тревожно, по-отечески, как тогда, на аэродроме запасного полка:

- Ну как, не ранен? Ничего не болит?

-Ощупываю себя, повожу плечами. Нет, ничего не болит. Стараюсь ответить поспокойнее:

- Я-то цел, товарищ командир, а вот что с Габунией?.. И мой самолет...

Голос у меня сорвался. [171]

Сбежались товарищи, окружили мой самолет. Слышу участливые, дружеские слова. Механик Иванов говорит:

- Удивительно, как самолет не развалился в воздухе? На честном слове держался. Вот живучий! На славу сделан! Солдатенко положил руку мне на плечо:

- Я и сам о Габунии беспокоюсь: смельчак он, каких мало, горяч и неосторожен. Да ты не отчаивайся, может, еще и прилетит твой ведущий. А самолет починят.

Тут я заметил, что у командира перевязана рука.

- Товарищ командир, вы ранены?

Он ответил:

- На войне без крови не бывает.

И Солдатенко и Мельников были на старте во время вражеского налета; замполита ранило более серьезно, и его отвезли в полевой госпиталь. К сожалению, увидеться с ним мне больше не довелось: после выздоровления его перевели в другой полк и наши фронтовые пути разошлись.

Замполитом временно был назначен капитан Беляев, парторг нашего полка.

С облегчением я узнал, что все остальные целы и невредимы. Враг бомбил неприцельно, второпях и особых повреждений аэродрому не причинил.

Командир продолжал:

- Ты получил боевое крещение. Противник тебе матерый попался. Что ты один в воздухе мог сделать? А сейчас иди, отдохни до разбора. Да не унывай, еще собьешь.

Он подозвал начальника связи, старшего лейтенанта Сапсая, и вместе с ним пошел на КП, говоря:

- Да, все прозевали противника. Необходимо усилить воздушное наблюдение и оповещение личного состава.

Я ждал, что старший лейтенант Гавриш разнесет меня в пух и прах, хотя он под влиянием Солдатенко стал не таким придирчивым и крутым, как прежде. К моему удивлению, комэск промолчал. А перед разбором я слышал, как командир сказал ему:

- Командир может повышать голос, но нужно понимать душу каждого человека - тем более здесь, на фронте. Ну что такой желторотый птенец мог сделать? Потерял ведущего, но все меры принял и подбитый самолет посадил. Опыта у него еще нет. Просто чудом уцелел. В переплет попал - всю жизнь будет помнить. [172]

...Когда вечером все собрались на разбор, майор Солдатенко сказал о том, что на нашем участке фронта противник сосредоточивает большое количество авиации, подтягивает наземные войска и технику.

Вот что из его слов мне запомнилось особенно:

- Я уже говорил, что в сегодняшнем неожиданном налете на аэродром повинны многие: прозевали противника. Мы должны повысить бдительность. Надо усилить слетанность пар, звеньев и эскадрилий. Каждый должен помнить правила, так сказать, написанные кровью наших летчиков. Старший сержант Кожедуб уцелел лишь потому, что вовремя вспомнил правило: 'Перед атакой посмотри назад'. Нам надо еще глубже изучать опыт боевых летчиков, тактические приемы и повадки противника. Помните, - и тут мне показалось, что командир строго посмотрел на меня, - сбить самолет - не рукой махнуть. От желания до умения дистанция огромного размера. А сокращает ее боевой опыт и смекалка. И упорный труд.

В ту ночь я почти не спал. Все раздумывал о случившемся. До слез было обидно, что противник, нанеся неожиданный удар, ушел безнаказанно.

Первая неудачная встреча с врагом показала, что нам с Вано нужно лучше слетаться, подробно договариваться на земле о действиях в воздухе, тщательно проверять на земле радио. Показала она, что я еще медлителен. На собственном опыте я убедился, как необходимы боевому летчику быстрота реакции, действий. Восстанавливая в памяти все по порядку, я понял, что в критические минуты должен еще больше владеть собой, должен искать врага, первым его обнаруживать, распознавать его действия, разгадывать намерения и действовать мгновенно, навязывая ему свою волю. Такой главный вывод я сделал для себя в ту ночь. Я не пал духом и поставил перед собой цель - сбить самолет.

Не давала мне уснуть и тревога за Габунию. С нетерпением я ждал утра, надеясь, что он прилетит.

Вано вернулся!

Утро не принесло успокоения: о моем ведущем по-прежнему ничего не было известно.

- Где же Вано? Жив ли? - с тревогой говорили летчики. [173]

Мой пятибачный был надолго поставлен на ремонт. И я оставался без самолета."
igorgri
10.08.2007 12:54
Про 9 самолетов - герой советской пропаганды - Горобец...

Летал он до этого на фронте. А вот 9 сбитых - мягко говоря, не подтверждаются....

Практически всех экспертов, провоевавших длительное время сбивали. Некоторых - несколько раз за день...

Само собой, чем дальше - тем легче было воевать, снижалось боевое напряжение у истребителей.
MAS_TER
10.08.2007 13:06
Пусть фсты, допустим в два раза приписывали количество сбитых в ВОВ количество наших самолетов. но наш максимум - 62. Вот и весь счет..... И дело не в хартманах, руделях и пр. Дело в подготовке, выучке. Василий Джугашвили писал отцу перед войной, ...Новых самолетов нет, тренировки в основном полету строемк, к парадам, которые отец чрезвычайно любил... И-15/16 были хороши для свего времени, а к началу ВОВ уже по скоростным параметрам и др. отставал. Большой кровью заплатили отцы и деды наши за победу не только в воздухе. Отвернуть бы часовой механизм назад с учетом понимания ошибок..., но это уже фантазия, а как хотелось бы....
10.08.2007 13:21
Новых самолетов нет, тренировки в основном полету строемк, к парадам, которые отец чрезвычайно любил... И-15/16 были хороши для свего времени, а к началу ВОВ уже по скоростным параметрам и др. отставал

Это большевистская пропаганда в целях оправдаться. На начало войны только три типа МИГ-1 ЯК-1 и ЛАгг-3 превышали количество самолетов во всех германских ВВС вместе.
madpilot
10.08.2007 15:42
По поводу летного обучения.
Может кто напомнит где учились многие немецкие летчики перед войной?
Да и не только летчики
igorgri
10.08.2007 16:42
2 madpilot:

Это считай уже командный состав был. Основная масса - это Испания, Польша, Норвегия, Франция, Англия, Югославия, Греция...

У нас же Испания, Китай, Халхин-Гол, Финляндия.

Думается что с немецкой выучкой не сравнить...

А самое главное у немцев, это то, что на основе действий в Испании немцы создали ТАКТИКУ действия истребительной авиации, которую успешно внедрили.

Технику, которую получали многие практически не освоили. А все же И-16 машина была сильная, но в умелых руках. Тот же ЛаГГ-3, называемый некоторомы "Лакированный Гарантированный Гроб", другие летчики хвалили. Просто надо уметь получить от машины все, и еще чуточку больше.
карат
10.08.2007 17:21
MAS_TER:

Большой кровью заплатили отцы и деды наши за победу не только в воздухе. Отвернуть бы часовой механизм назад с учетом понимания ошибок..., но это уже фантазия, а как хотелось бы....



К сожалению, чем больше я изучаю нашу отечественную историю ХХ-ого века, тем лучше понимаю, что в Великой отечественной войне мы могли победить только так, как мы победили. И ничего убрать или добавить из нашей победы нельзя, как не раскладывай пасьянс того, чтобы было если бы ...

Советские ВВС могли победить Люфтваффе только так как они их победили: большой кровью и страшным напрягом. И никак по другому. Слишком велик был разрыв в научно-технической и интелектуальной (элементарно в уровне образования населения) сфере между фашисткой Германией и СССР к началу войны.

Надо сказать, что в этом смысле высшее советское политическое руководсто (конкретно товарищ Сталин) верно оценило то, с чем СССР столкнётся в будущей войне с Германией. И если советские вооружённые силы были застигнуты германским нападением врасплох, то на июнь 1941 советская военная промышленность (как в целом так и в части своей авиационной составляющей) была отмобилизованна и работала в режиме, военного времени. Подобную мобилизацию германская промышленость смогла сделать только к 1944 году, когда Германия уже проиграла войну.

Машинная война или война на машинах, невозможна без развитой промышлености, которая ежедневно снабжает техникой, оружием и боеприпасами свою действующую армию. Голодный солдат может победить в войне, но не может победить в войне безоружный солдат. Если у армии не будет надёжного и эффективно работающего тыла, то такая армия на фронте обречена, потому что не может и дня остаться без снабжения в эру машин. И именно в этом СССР напрочь переиграл Германию ещё до того, как немцы на нас напали, когда наша страна создала эффективный и неуязвимый для врага тыл, который уже к моменту нападения фашистов, производил военную продукцию в существенно большем количестве чем промышленость Германии. А задача нашей армии в условиях внезапного нападения немцев была в том, чтобы не дать им двигаться в глубь нашей территории быстрее, чем мы будем эвакуировать нашу военную промышленность на восток. А также не дать захватить крупнейшии индустриальные города СССР - Москву и Ленинград, что наша армия с успехом и решила. В этом и была наша победа, хотя реальный разгром Германии произошёл много позже. Но после того, как немцы в кампанию 1941 года не смогли лишить СССР его экономического потенциала (за что надо благодарить героические действия Красной армии и шаги советскогополитического руководства этот самый потенциал, создавшие), шансов выиграть войну с СССР у фашистской Германии не было никаких.

СССР противопоставил профессиональной и закалённой в боях армии фашистской Германии - свою массовую. народную армию, фактически, это было ополчение. Пусть, она была много хуже обученна и вооружена достаточно средненькими по своей эффективности образцами военной техники, но именно такую армию и именно такую военную технику могла поддерживать советская промышленость в боеспособном состоянии. Более профессиональную армию в тех политических и экономических условиях было не создать. Как к 1941 году было и не создать превосходящии немецкие образцы военной авиационной техники. Этому препятствовал более низкий научно-технический петенциал тогдашнего СССР. Но у нас были огромные людские и серьевые ресурсы и не было пролива Ла-Манш, за которым мы могли бы отсидеться и накопить этот самый научно-технический потенциал.

Надо сказать, что Англия и США выбрали в качестве стратегии победы над фашистской Германией точно такой же принцип - массовая армия среднего или даже низкого уровня подготовки и вооружения на начальном этапе войны, но при этом отмобилизованная военная промышленность, которая позволяет такой армии иметь количественное превосходство над противником весьма продолжительное время. Время, за которое качественные характеристики вооружений и самих войск существенно подрастут. И всё это с опорой на огромные людские и сырьевые ресурсы.
10.08.2007 17:31
Становление люфтваффе проходило в Советском Союзе в немецкой авиационной школа в Липецке.
Немцы были ограниченные рамками Версальского договора, а Сталин любезно предоставлял немцам свою территорию для подготовки своих офицеров...
Сталин и Гитлер вообще были большими друзьями... Пока в 1941 году друг Гитлер не кинул своего друга Сталина...
карат
10.08.2007 18:16
igorgri

Это считай уже командный состав был. Основная масса - это Испания, Польша, Норвегия, Франция, Англия, Югославия, Греция...

У нас же Испания, Китай, Халхин-Гол, Финляндия.

Думается что с немецкой выучкой не сравнить...


Ну, и чем же отличаются, например, друг от друга Вернер Мёльдерс и Павел Рычагов?
Оба они ковали истребительную авиацию своих стран. Эффект от этой "ковки", правда, был разный. Но это из-за разницы политического строя. Я лично, не вижу чем наш Павел Рычагов отличается от немца Вернера Мёльдерса как профессиональный лётчик-истребитель и командир. У них даже послужной список практически одинаковый.

Рычагов 1911 года рождения, Мёльдерс - 1913. Оба прошли Испанию. Практически одинаковое у них там и количество побед: у Рычагова официально - 16, у Мёльдерса - 15. Далее Мёльдерс воевал непрерывно с 1939 года: Странная война, вторжение во Францию, Битва за Англию, вторжение в СССР. У Рычагова: Китай 1937-38, Финляндия 1939-40. Так, что у Павла Васильевича боевого опыта участия в современых (на рубеж 30-40 годов) войнах не меньше, чем у Мёльдерса. Оба в одинаковом возрасте (28 лет стали генералами) и на пике своей карьеры занимали очень высокие (для своего возраста) должности в своих армиях: Мёльдерс - генерал-инспектор истребительной авиации Люфтваффе, Рычагов - начальник главного управления ВВС РККА (сейчас это соответствует главкому ВВС). Они даже погибли практически одновременно: Мёльдерс в авиакатострофе в ноябре 1941, а Рычагов был растрелян в октябре 1941.

Но в своих ВВС они прославились по разному. Мёльдерс как ас с 115 победами и основатель высокоэффективной тактики истребителей Люфтваффе, сразу наделившую немецкую истребительную авиацию, превосходством над её противниками. Ну, там полёт парами и строй четырёх растопыренных пальцев. Всё это не устарело до сих пор. А, вот, Рычагов стал известен приказом по ВВС РККА за его подписью прямо запретившим перед войной полёты советским истребителям на предельно малых высотах (ниже 500 м) и высший пилотаж. Инициатором этого приказа был Ворошилов, но вот, подписать его заставили лучшего советского аса того времени (Грицевец уже погиб). Несомненно, что Павел Васильевич Рычагов был способен внести вклад в строительство советских ВВС не меньший чем Мёльдерс в строительство истребительной авиации Люфтваффе. Но внутриполитическая остановка и общий интелектуальный уровень высшего советского военного командования того времени (1940 г) не позволила ему это сделать. Хотя все тактические наработки подобные мельдерсовским по тактике применения истребителей были и у Рычагова, чему есть не мало свидетельств в архивных документах.
igorgri
10.08.2007 19:31
Полностью согласен с Вами.

За исключением количества войн, в которых они принимали участие и количества боевых вылетов...

У Мёльдерса их было больше - отсюда и 115 побед.
абитуриент
10.08.2007 22:56
Книжонка барахло, гебельсовская пропаганда.Пилот обронил , мол, все кого , отправляли на западный фронт считали себя потенциальными смертниками, а восточный-дом отдыха.Что , англичане лучше наших воевали?
10.08.2007 23:27
Гм, ну не только англичане. Кто вообще в курсе, что например в поутаромесячной войне за Францию люфтвафе потеряло 2тыс самолетов? Не похоже на победоностное шествие, а было просто кровопролитное воздушное побоище, не так ли? Ну, понятно в кратком курсе ВКП(б), который только и прочитал некто карат, об этом скромно не упоминается. Так оно ему и не надо.
АСТ
12.08.2007 01:27
"Кто вообще в курсе, что например в поутаромесячной войне за Францию люфтвафе потеряло 2тыс самолетов?"

Ловкость рук и никакого мошенничества! Какое чудовищно огромное число - АЖ ДВЕ ТЫСЯЧИ!
Много, если "забыть" что это число практически равно числу произведенных за этот период машин. И "забыть", что потери бывают не только боевыми. И "забыть", какой результат принесли эти потери.

Кстати англичане несколько другие цифры приводят, раза в два поменьше, но это не важно.

Франция встретила войну... стоп, не войну. Война уже шла очень долго. Встретила наступление немцев, имея 135 исправных бомбардировщиков и 300 истребителей на фронте, из которых более-менее современными была половина.
Англия выставила 10 эскадрилий бомбардировщиков, из которых половина - бесполезные "Бэттлы", и 10 эскадрилий "Харрикейнов".
Через неделю, поняв что терять половину машин (и летчиков) в вылете не очень хорошо, англичане перешли к ночным бомбардировкам. Через месяц англичане все оставшиеся самолеты перебазировали в Англию.
Голладские ВВС воевали 3 (три) дня, после чего кончились.
Действия французов вызывают только жалость.
АСТ
12.08.2007 01:27
"Кто вообще в курсе, что например в поутаромесячной войне за Францию люфтвафе потеряло 2тыс самолетов?"

Ловкость рук и никакого мошенничества! Какое чудовищно огромное число - АЖ ДВЕ ТЫСЯЧИ!
Много, если "забыть" что это число практически равно числу произведенных за этот период машин. И "забыть", что потери бывают не только боевыми. И "забыть", какой результат принесли эти потери.

Кстати англичане несколько другие цифры приводят, раза в два поменьше, но это не важно.

Франция встретила войну... стоп, не войну. Война уже шла очень долго. Встретила наступление немцев, имея 135 исправных бомбардировщиков и 300 истребителей на фронте, из которых более-менее современными была половина.
Англия выставила 10 эскадрилий бомбардировщиков, из которых половина - бесполезные "Бэттлы", и 10 эскадрилий "Харрикейнов".
Через неделю, поняв что терять половину машин (и летчиков) в вылете не очень хорошо, англичане перешли к ночным бомбардировкам. Через месяц англичане все оставшиеся самолеты перебазировали в Англию.
Голладские ВВС воевали 3 (три) дня, после чего кончились.
Действия французов вызывают только жалость.
АСТ
12.08.2007 01:28
"Кто вообще в курсе, что например в поутаромесячной войне за Францию люфтвафе потеряло 2тыс самолетов?"

Ловкость рук и никакого мошенничества! Какое чудовищно огромное число - АЖ ДВЕ ТЫСЯЧИ!
Много, если "забыть" что это число практически равно числу произведенных за этот период машин. И "забыть", что потери бывают не только боевыми. И "забыть", какой результат принесли эти потери.

Кстати англичане несколько другие цифры приводят, раза в два поменьше, но это не важно.

Франция встретила войну... стоп, не войну. Война уже шла очень долго. Встретила наступление немцев, имея 135 исправных бомбардировщиков и 300 истребителей на фронте, из которых более-менее современными была половина.
Англия выставила 10 эскадрилий бомбардировщиков, из которых половина - бесполезные "Бэттлы", и 10 эскадрилий "Харрикейнов".
Через неделю, поняв что терять половину машин (и летчиков) в вылете не очень хорошо, англичане перешли к ночным бомбардировкам. Через месяц англичане все оставшиеся самолеты перебазировали в Англию.
Голладские ВВС воевали 3 (три) дня, после чего кончились.
Действия французов вызывают только жалость.
12.08.2007 01:37
Встретила наступление немцев, имея 135 исправных бомбардировщиков и 300 истребителей на фронте, из которых более-менее современными была половина.

Ну так и куда после этого делись две тысячи самолетов люфтваффе? Жалость, говорите вызывают? Ну, ну.
АСТ
12.08.2007 01:58
"Ну так и куда после этого делись две тысячи самолетов люфтваффе? Жалость, говорите вызывают? Ну, ну."

Туда же, куда деваются снаряды, тушенка и бензин на войне. Самолет - это материал, не будут летать - не будет потерь, активно используются - значит расходуются. Интересный факт - ПОСЛЕ окончания войны интенсивность полетов наших истребителей упала не очень сильно, в виду напряженной ситуации. И убыль их точно так же не сильно упала!
1234




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru