Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Противовращающиеся винты на самолётах

 ↓ ВНИЗ

Major Kong
31.07.2007 12:43
На вскидку в голову приходят как минимум два примера очень удачных, надёжных и распространённых самолёта, на которых винты вращаются в разные стороны, взаимно компенсируя моменты:

P-38, один из лучших истребителей 2-й мировой

Пайпер PA-31, весьма популярный самолёт АОН.

Речь не о соосных винтах, как на Ту-95 и Ан-70, а именно о винтах двигателей на разных плоскостях.

Действительно, чем продиктовано оснащение того же Ан-12 4-мя движками с одинаковым направлением вращения вала??? Взаимозаменяемость двигателей - да, хороший аргумент, но стоит ли он как минимум двух больших "минусов" - усложнения пилотирования (т.е. снижения безопасности) и снижения топливной эффективности? (ведь суммарный момент движков приходится компенсировать отклонением РН и/или элеронов, что влечет за собой возрастание аэродинамического сопротивления самолёта).
31.07.2007 12:49
Major Kong:
А про то, что винты с односторонним вращением при их размещении на разных плоскостях могут взаимно компенсировать свои вращающие моменты относительно фюзеляжа, не думали?
Major Kong
31.07.2007 12:59
Вы, вероятно, хотели сказать "относительно центра масс", но описались. Думал. Не могут. По крайней мере, при сохранении симметричной установки двигателей относительно продольной оси самолёта.
ip
31.07.2007 13:05
на новом еврогрузовике будут такие винты
только взаимозаменяемость достаточно важная позиция
а эффекты от вращения значительны на Як-18\50\52
а на тяжёлых машинах бочки крутить не обязательно и гистерезис в характеристиках жиденький)))
31.07.2007 13:10
Major Kong:
А центр масс где? И именно при симметричном размещении!
А сильнее всего закрутило Ан-3 (к винту истчо и турбина добавилась). Для компенсации хвост увеличили
Major Kong
31.07.2007 13:14
Бочки тут ни при чём, повторюсь, проблемы с выдерживанием курсы на взлёте и пробеге, а также с повышенным сопротивлением в полёте.
Почитал сейчас немного по данной теме в разных источниках... вообще, дичь.
Вот, например, на Бе-12 для парирования момента от винтов кили на 2 градуса от продольной оси. Интересно было б прикинуть, на сколько из-за этого дальность уменьшилась. Или вот про тот же Ан-12:

"Ввиду мощного реактивного момента четырех воздушных винтов левого вращения правая стойка шасси нагружалась больше левой, и самолет на разбеге проявлял тенденцию к развороту вправо. Парировать этот эффект тормозами было невозможно из-за узкой колеи шасси."
Major Kong
31.07.2007 13:23
"А центр масс где? И именно при симметричном размещении!"

Да где бы он ни был, проблему компенсации момента от винтов этим не решить. Просто в зависимости от расположения центра масс вдоль продольной оси фюзеляжа относительно прямой, проходящей через двигатели, крен/разворот самолёта, вызываемый моментом от винтов, будет развиваться с разной скоростью.

31.07.2007 13:30
Major Kong:
А как направления моментов относительно оси фюзеляжа располагаются?
31.07.2007 13:34
Чуйствуется очередное оленеводческое разводилово :(
31.07.2007 13:37
А как пилотировать двухвинтовой Л-13 тогда?
Коля
31.07.2007 14:01

Про восстановление -

вот про четыре звуковые моды 4-х движков почитайте пока -

как они могут моментами действовать на центр масс:


http://www.vtt.fi/inf/pdf/publ ...
ip
31.07.2007 14:14
от вращения много разных моментов
- реактивные
- гироскопические
- аэродинамические
Вам какие не нравятся?
Major Kong
31.07.2007 15:22
ip, все :). Подозреваю, что в СССР при проектировании самолётов мало думали об экономии топлива и много - об унификации двигателей (вообще авиадвигатели у нас всегда были больным местом). Отсюда и отказ от противовращения...
ip
31.07.2007 15:28
2 Major Kong:
подозреваю, что С-130, Р-3 и ещё сотня-другая типов в США и т.д. имеют такие же унифицированные двигатели
видимо, "ОНИ" тоже плевали на экономию
или есть другие соображения?
в ТРДД тоже можно сделать встречное вращение, однако
уж гироскопические моменты у истребителей точно уменьшатся...
Major Kong
31.07.2007 15:55
Если бы у меня были другие соображения, я бы тут не распинался :). Вот мне и интересно, ПОЧЕМУ. Вернее, ЗАЧЕМ оно так. Унификация всех двигателей на типе - это единственная причина? Пока я ответа на этот вопрос не нашёл.

"в ТРДД тоже можно сделать встречное вращение, однако
уж гироскопические моменты у истребителей точно уменьшатся..."

Этой фразы не понял.
Коля
31.07.2007 15:57

ip:

1.- реактивные
2.- гироскопические
3.- аэродинамические

..- PCN\FCN belt встречные моменты

просто не нравится то, что для этих моментов нет расчетов

экономии по коротким циклам -

для противовращиющиеся на разных плоскостях винтах (турбинах).

(основной принцип экономии бизнес классов Jet, о котором не знают даже суперджетовцы)

ИМХО поэтому супер Jet-ы стараются на винтах не делать, чтобы не заострять

внимание - конкуренты СНГ-овские не нужны...



А на тех 3-х движках, много топлива не сэкономить и в Будущее не улететь.
Румпельштильцхен
31.07.2007 16:07
Кстати, интересно:
В GEnx КНД и КВД в разные стороны вращаются.
Irbis
31.07.2007 17:33
"Major Kong:

Если бы у меня были другие соображения, я бы тут не распинался :). Вот мне и интересно, ПОЧЕМУ. Вернее, ЗАЧЕМ оно так. Унификация всех двигателей на типе - это единственная причина? Пока я ответа на этот вопрос не нашёл. "

Потому что, майор, чтобы сделать двигатель, который вертится в другую, по сравнению с тем же АИ-20, сторону, но точно такой же по весу, габаритам, тяге, мощности, и всему остальному, придется поменять не только редуктор. В идеальном случае нужно будет делать заново и компрессор, и турбину, и сопловые, и направляющие аппараты, и вообще ВЕСЬ двигатель заново, включая даже некоторые вспомогательные агрегаты. И он будет абсолюто невзаимозаменяем с базовым почти нипочему. Про новый винт (а он тоже денег стоит, и немалых) я уже и не говорю. Оно нам надо? Лучше уж действительно сделать соосник, если так хочется.
Oldeng
31.07.2007 18:04
2Major Kong:
Конструирование - это всегда поиск компромисса. Тут определиться бы со шкалой ценностей. Вы как-то зациклились на расходе топлива. А Вы можете себе представить владельца самолета, который ради теоретической экономии, постоянно подрываемой практикой полетов на невыгодных режимах, порадуется необходимости иметь в запасе двойное количество весьма дорогостоящих воздушных винтов, двигателей (в лучшем случае, редукторов)? Кстати, авиатехники когда-то чертей слали конструкторам только за необходимость перестановки кока стекателя газов АИ-20 при смене его компоновки под Ил-18 или Ан-10(12), шлют и сейчас при необходимости разворачивать реверс перед перестановкой на другое гнездо Д-30 на 134-х (идеально иметь в запасе левые и правые, что далеко не всегда удается). Сумма потерь времени и трудоемкости, проблем с МТО и пр. - это Вам неинтересно? Наверное, конструкторы исходили из более широкого круга "за" и "против", чем воспринимаемый Вами. К тому же существующая схема ясна в пилотировании, это тренируется (ранее была обязательной и тренировка с выключением двух двигателей с одной стороны), этому помогают и упомянутые Вами конструктивные решения. Отказы двигателей разного вращения потребуют иной реакции летчиков, вернее, ее вариантов.
Одним словом, мы с Вами по-разному смотрим на эти вещи! :)



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru