Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Навигация по природным ориентирам

 ↓ ВНИЗ

Кирил
16.10.2007 12:46
Вроде на Ил-14 в потолке был иллюминотор, через которое штурман, взяв секстант, мог опредлить положение ВС по небесным телам. (в случае отказа навигачионных приборов)
А в настоящие время ВС могут лететь по курсу без радио-маяков, спутников и советов с земли?
Serju
16.10.2007 16:05
Могут, путём опроса местного населения.
16.10.2007 16:17
Опрос - это совет с земли. Не подходит.
Stetter
16.10.2007 16:28
На некоторые военные самолёты могут, в годы холодной войны такие приблуды ставились на на все бомбандировщики.
На Ту-22-это называлось;Визирные головки звёздно-солнечного ориентира ЗСО-65(БЦ-63), Находящиеся у оператора.Но насколько я знаю их никто не применял, да и как они работают народ до конца толком не знал.
Александр1410
16.10.2007 16:32
Еще по мху на деревьях можно ориентироваться :))
РЕВЕРС
16.10.2007 16:33
На Ил-76 есть возможность выполнять коррекцию пути по наземным ориентирам. Перед полётом снимаются координаты ориентиров( угол леса, мыс остров водоёма, железнодорожный мост и т.д.) по карте крупного масштаба. Далее в полёте эти ориентиры находятся по РЛС КП-2 штурмана, он наводит на них перекрестье и машина выполняет коррекцию пути. Точность зависит от того, как точно снял координаты штурман по карте перед полётом.
16.10.2007 17:20
В процессе эксплуатации астроориентатора производится чистка защитных колпаков автоматических секстантов снаружи и изнутри гигроскопической ватой, смоченной спиртом-ректификатом.

Вот уж где спирт для протирки оптических осей.
Killir
16.10.2007 17:33
Астролябия, однако.
ЛК
16.10.2007 17:41
Кирил:

Если раньше толком не умели летать по небесным светилам, то что говорить про настоящее время.
Скоро вымрем как мамонты, если маяки и всяккие там спутники выключат!
Серж
16.10.2007 18:06
давайте вымирайте, нам инерциалки останутся лазерные.
16.10.2007 20:48
to Stetter
БЦ-63(ЗСО) стоял и на Ту-95. На Ту-22 визирные головки стояли позади места оператора РТС, но пульт стоял у штурмана. Прибор довольно грубо определял место (но для полета над океаном вполне достаточно) и очень точно определял курс. Если вы не знаете, как работал этот прибор, то это не значит, что этого не знал летный состав. Мы при выпуске из ЧВВАКУШ знали его вполне прилично.
Stetter
16.10.2007 20:53
Аноним:

to Stetter
БЦ-63(ЗСО) стоял и на Ту-95. На Ту-22 визирные головки стояли позади места оператора РТС, но пульт стоял у штурмана. Прибор довольно грубо определял место (но для полета над океаном вполне достаточно) и очень точно определял курс. Если вы не знаете, как работал этот прибор, то это не значит, что этого не знал летный состав. Мы при выпуске из ЧВВАКУШ знали его вполне прилично.

Купи себе шоколадку.
пенсионер
16.10.2007 20:59
To Stetter
Купи себе шоколадку себе, а я выпускался из ЧВВАКУШ в 1971. А в полку у нас были такие же специалисты, как ты, которые в БЦ-63 не могли устранить довольно простой дефект до тех пор, пока штурман их мордой не ткнул прямо в отказавший узел.
Питерский
16.10.2007 21:00
Пол-жизни отлетал днем и ночью в ПАНХе (Ан-2, Ми-8, Ил-14 и т.д.) с НЛ-10 и никогда проблем с "курсом" не было. Угол сноса, например, можно определить по бегу земных ориентиров, по АРК при полете "на" и "от" РНТ, даже по боковой радиостанции можно определить. Ну и чутье "задницей" тоже никто не отменял!
Stetter
16.10.2007 21:14
пенсионер:

To Stetter
Купи себе шоколадку себе, а я выпускался из ЧВВАКУШ в 1971. А в полку у нас были такие же специалисты, как ты, которые в БЦ-63 не могли устранить довольно простой дефект до тех пор, пока штурман их мордой не ткнул прямо в отказавший узел.

Ув.Пенсионер.Ну очень горд за вас , что вы знали на 5+ этот прибор, ну вот сами же и подтверждаете, что такие разгельдяи как я не знали, о чём я и написал выше.Значит я прав?Не все знали?
Кстати если не секрет, где и начём вы Летали?
C учётом ваших лет, слова про шоколадку готов взять обратно.:)))
Stetter
16.10.2007 22:42
To Stetter
C 1971 по 1974 - Нежин, 199 ОДРАП, Ту-22р.
С 1974 по 2001 - испытатель, 40 типов, налет около 11000ч.
Stetter
16.10.2007 23:00
To Stetter
C 1971 по 1974 - Нежин, 199 ОДРАП, Ту-22р.
С 1974 по 2001 - испытатель, 40 типов, налет около 11000ч.
Есть возможность тет-а-тет переговорить?
Почту подсветил.Есть вопросы.
пенсионер
16.10.2007 23:21
To Stetter
Спасибо, не люблю лишней болтовни.
Форум просматриваю регулярно, а сюда ввязался из-за обиды за технику и ее конструкторов - БЦ-63 для своего времени и при правильном использовании был очень даже хорошим прибором. А разгильдяи из мира авиации были и тогда, правда, их было меньше, чем сейчас.
РЕВЕРС
16.10.2007 23:33
..и при правильном использовании был очень даже хорошим..

Я помню! Астрономический ежегодник у штурмана, очень даже заменял туалетную бумагу в командировках.
Stetter
16.10.2007 23:43
пенсионер:

To Stetter
Спасибо, не люблю лишней болтовни.

А зря, да и не болтать я с вами собирался.

ip
16.10.2007 23:50
а кто астрокомпас без ежегодника использовать пробовал?
поделитесь опытом...
17.10.2007 13:31
Вообще уметь пользоваться подобными приборами жизненно не обходимо. И пользоваться хорошо.
А то так можно плутать пока бензин не кончится.
17.10.2007 14:22
По Грозе можно отлично определяться, если РЛО хороший и глазомер набит. СКП, навскидку, 0, 1 кольца; на практике максимум 1, 5-2км. С прицельной станцией повеселее (но она, типа, секретная-даже в доках не упоминалась)
Всё это дело ручками, конечно, но и НПК у нас не было. Впрочем, и поправку в S/Z можно пересчитать при желании.
Так что основной нафигационный прибор для полётов по Сибирям-Якутиям, рекомендации лучших собаководов. (После GPS, конечно. Но я ему не верю, ересь это) А в высоких широтах, как я понимаю, АК (типа АК-53П) рулил.
ДАК-ДБ на АН-30 фигурировал, но из знакомых мячковцев его никто не юзал.
Секстант...Много гемора и +/- 20-25км. Плюс пара офигенно тяжёлых сборников в портфеле. Оно вам надо? Штурман 2-го класса поковыряв в носу точнее место скажет.
А вот Берлин бомбимили как раз с таким девайсом.
NAV
17.10.2007 17:17
РЕВЕРС:
А если угол леса спилили для производства бумаги для ААЕ? Карты обновляются реже, чем растут- выпиливаются деревья- леса. О туалетной бумаге слышал? Есть такая.
Питерский:
По одной р/ст погрешность будет большая и времени на промер много уходит на тихоходах, БУ и ПК само то. Ещё хорошая штука была -ВРМ.
Кирил:
ЗСО актуальны в высоких широтах и над безориентирной, и надо хорошо знать карту звёздного неба, Луна не всегда была удобна для вычислений. И сейчас при грамотном штурмане можно летать без РТС. Над безориентирной местностью, морем так и летают- счисление пути, прокладка ....

РЕВЕРС
17.10.2007 17:42
2NAV: И сейчас при грамотном штурмане можно летать без РТС. Над безориентирной местностью, морем так и летают- счисление пути, прокладка ....

Ага, штурман волны считает и секундомером щёлкает, через обмороженный блистер, потому как спирт уже поделили.
Питерский
17.10.2007 21:28
"...По одной р/ст погрешность будет большая и времени на промер много уходит на тихоходах, БУ и ПК само то. Ещё хорошая штука была -ВРМ...."
Ну я БУ И ПК имел в виду. А ВРМ не очень, пока эти точки посчитаешь, не раз собьешься. Кстати, если ветер регулярно считаешь в полете, то "счислением" точнее получается!
АК в полете иногда пользовался, но только для коррекции курсовой системы, а сектант так за всю летную жизнь из коробки и не вытаскивал.
Питерский
17.10.2007 21:35
Для интереса, как-то в Баренцевом море на галсах "натолкнулся" на снос порядка 40-45 градусов. Пришлось попотеть!
18Т
17.10.2007 21:38
В лихие годы начала перестройки меня на Як-18Т учил летать один чел (потом выяснилось - самоучка), в том числе учебные маршруты по КИ-13 (ГПК не работал) и потертой карте. Потом оценил, что это была полезная практика по СВЖ по пр. виз. пол-тов (ПВП). Потом, когда летал на Ан-2 по маршрутам, то работающие приборы (+АРК), наличие хорошо подг. карт и расчетики по НЛ-10 (а позже и наличие GPS) вызывали у меня просто восторг. Тем не менее осталась привычка по карте шерстить все ориентиры. Получилась классика: от простого к сложному, тогда все и усваивается и ценится. СВЖ уважаю! Буквари по СВЖ люблю перелистывать до сих пор.
Питерский
17.10.2007 21:59
"... и потертой карте...."
Заметил, что по старой и потертой карте обычно никуда "сильно не уезжал", а вот на новой бывало!
NAV
17.10.2007 22:08
РЕВЕРС:
Да блистер и не нужен, пусть мёрзнет, главное спирт цел)))))))).
Я один раз видел, как он тёк по стеклу- инспектор из верхов летал "поддержать штаны". Бортач плакаль, инспектор тоже ох..л от действий правого, ну когда он нажал на кнопку, хотел показать действия отличного экипажа. А так его вообще в систему не заливали.
Волны может и не считали, а в районе к маркеру привязывались, до берега оччень далеко. Там и планшет свой, карта не нужна.

Питерский:
Хороший боковой поймал, у меня 45-ти не было, до 30 ловил.
Счисление только и выводило из океяна.

18Т:
Всё верно, СВ сила.
NAV
17.10.2007 22:13
Питерский:
Верно, старая карта знала куда лететь ))))))))).
Я покрывал её клеем разбавленным с водой, служила годами и не протиралась, маршрут и не нужное легко стиралось. Под смесь основное наносилось: РТС, высоты, АС ....
Алёнка
17.10.2007 22:18
Ребята! Добро пожаловать в вертолетный спорт!
Грамотные штурмана жуть как нужны!
Лучшей практики в ведении визуальной орентировки нигде больше не получите! :))))
Питерский
17.10.2007 22:21
Ну ладно, тогда нескромный вопрос. Может кто раскажет, как ненароком уезжали "не туда"?
18Т
17.10.2007 22:21
Аленка:

Айда!!!

Куда???
1e1
17.10.2007 22:25
Навигация по природным ориентирам не потеряла актуальности и в наше время, особенно полеты в горах на вертушке. Каждые горы имеют свои особенности и асс на Кавказе-первоклашка на Памире и наоборот. Надо знать ветровой режим, учитывать сдвиг ветра, который в горах-обычное дело. Знать режимы, на которых заходишь на площадку и какую держать скорость у той или иной стены и при заходе на посадку в зависимости от высоты. Лет 8 назад после облета Эльбруса погода быстро испортилась, залезли в облака. Чувствую, экипаж тянет шаг-газ под мышку, лезем вверх, но ни фига не видно. Так 10 минут летим, хрен знает куда, примерно, куда надо. И вдруг, в разрыве облаков видим гору, меня зовут в кабину, что за гора? Ну знакомый профиль, но сразу не узнаю под другим ракурсом. Наконец узнаю "дядю Колю", показываю на карте. Сразу определяемся, где мы находимся. Дальше все просто. Очень приятно летчику знать свое местоположение. Это сразу вселяет уверенность.
Специалист
17.10.2007 22:33
"...Лучшей практики в ведении визуальной орентировки нигде больше не получите! :))))..."
Ну ее на ХРЕН, эту визуальную ориентировку! Особенно когда "100 на 1000"! До сих пор снится...
Алёнка
17.10.2007 22:35
18Т:

В основном в Москву. Можно в Самару, Саратов, Новосибирск.
Подробнее о вертолетном спорте - на helisport.org
:))))
18Т
17.10.2007 22:44
Аленка:

Сами летаете? (учите?)

И на чем? "двойка"?
Алёнка
17.10.2007 23:03
18Т:

Летаю. Ан-2, Як-52. И на Ми-2 тоже - как раз штурманом.
Обучением почти не занимаемся. По крайней мере официально.
18Т
17.10.2007 23:12
Аленка:

Если мне еще на "двойке" штурманом, то список совпадет.

На Ан-2 девушке не тяжко? (в случае, если "ник" совпадает с полом)? Хобби или профи?
Алёнка
17.10.2007 23:27
18Т:

Профи (не сочтите за хвастовство!).
А на Ан-2 летать одно удовольствие ("ник" с полом совпадает)! Разве что длительные перелеты в болтанку - никаких тренажерных залов не надо!
18Т
17.10.2007 23:35
Аленка:

Давно мечтал пообщаться с летающей профи.
Подсветите ник. А то наша переписочка уже не по теме отвлекает уважаемых штурманов с ветки. А они нам еще хотят рассказать о полетах "на восстановление ориентировки".



Алёнка
17.10.2007 23:51
18Т:

Согласна. Похоже, все "уехали не туда".
А может, спать пошли. У меня тоже глазки закрываются.
Спокойной ночи!
:) :) :)
18Т
18.10.2007 00:15
Аленка:

спокойной ночи, приятных снов (легкая ветровая болтаночка на Ан-2).

Завтра - полеты (намереваюсь).
Потом - напишу на почту.
18Т
18.10.2007 21:57
Аленка

письмо на почту отправил.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru