Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Зачем нужен триммер?

 ↓ ВНИЗ

12

Макс
10.08.2006 19:23
Разве у бустера системы управления не хватит сил крутнуть руль?

Зачем нужен еще и этот маленький "рулек" на большом руле?

Прошу прощения на непрофессиональный вопрос.
10.08.2006 19:27
Это-же элементарно! Триммер нужен для триммирования, как не трудно догадаться из названия.
ДоктОр
10.08.2006 19:30
Макс, да для снятия усилия с рулевой колонки! Шоб не держать всю дорогу штурвал в нужном положении. Чтобы при нейтральном положении штурвала самолёт находился в сбалансированном положении.
10.08.2006 19:36
Док, а вот шоб не держать всю дорогу штурвал в нужном положении, существует такая штука, как автопилот.
xFlower
10.08.2006 19:37
Я так понимаю, что на некоторых еропланах так и сделано - триммирование осуществляется не отдельной "плоскостью", а за счёт смещения нейтрального положения рулевых девайсов.
xFlower
10.08.2006 19:38
PS. Но тогда, соответственно, уменьшается ход руля в одну из сторон.
ДоктОр
10.08.2006 19:43
Аноним: В воскресенье по Вашему совету буду полдня искать автопилот на Як-52.
10.08.2006 19:49
ДоктОр, я вообще-то имел ввиду что-то покрупнее, чем Як-52. Чел же чегой-то там про бустера спросил, которые руль крутють. А у ЯКа их вроде бы как и нет.
Diesel
10.08.2006 19:52
А я вообще нечего не понял? Зачем маленький руль то? Какую функцию выполняет он? Большого вполне достаточно должно быть!
ДоктОр
10.08.2006 19:58
Дизель! Чтобы не держать всю дорогу большой руль, нужно подкрутить маленький руль так, чтобы самолётина сбалансировалась. А то ведь устанешь большой руль постоянно в нужном положении держать! Накрути триммер, и дергай за рога только тогда, когда нужно траекторию скорректировать.
xFlower
10.08.2006 20:02
Diesel:
на пальцах. Насколько я понимаю.
есть самолёт, у самолёта есть руль высоты, у руля высоты есть нейтральное положение, в котором, вроде как, самолёт должен лететь с нулевой вертикальной скоростью.
Однако в силу разных причин (вес самолёта, центровка, погода, карма, магнитные бури на Юпитере) самолёт не желает лететь ровно при нейтральном положении штурвала.
И вот чтобы пилот мог попить кофе есть специальная хреновина.
- либо это маленький отдельный руль высоты, которым добиваются того, что при нейтральном положении основного руля самолёт летит прямо
- либо это специяльный прибамбас в системе управления, который делает так, что при нейтральном положении штурвала основной руль оказывается отклонён.
J@hNnY
10.08.2006 20:05
2Diesel:
Ты про триммер что ли? Он выполняет роль компенсатора усилий, а так же с его помощью еще балансируют самолет. На больших ВС триммера на рулевой плоскости нет. Усилия полностью воспринимаются гидроусилителями (рулевыми приводами), но имеется электрический триммер. Его роль только, чтобы сбалансировать самолет в какой-либо плоскости, отклоняя те же рули через рулевые приводы.
На вертолетах кнопка триммера фиксирует ручку управления в заданном положении.
О.Х.Уетьможносвас
10.08.2006 20:58
вообще триммером газоны стригут!!!
10.08.2006 21:02
а еще им волосы в ушах и ноздрях постригают
ip
10.08.2006 21:14
2 Макс;
а какой тип Вы имели ввиду с бустерами и триммерным штурвалом одновременно?
Buzin
10.08.2006 21:24
При этом самолёт балансируется рулём высоты при неподвижном стабилизаторе. На современных самолётах (больших) для балансировки используется управляемый стабилизатор.
Mitja
10.08.2006 21:59
А вот еще вопрос от интересующегося - на симуляторе Cessna можно выкрутить триммер и одновременно включить автопилот на удержание высоты. При этом отклоняются и триммер и основная плоскость, и, по-видимому, увеличивается лобовое сопротивление. Бывает ли такое на "настоящих" самолетах?
Санчо
10.08.2006 22:15
Для Mitja:
Автопилот в таких случаях управляет и рулем, и триммером, чтобы при отключении автопилота усилие на рычагах управления оставались приемлимым. Такое, например, предусмотрено на Ан-24..26..30..
ip
10.08.2006 22:16
2 Mitja:
если у Вас безбустерная система с электрическими РМ, такой вариант возможен, хотя в системе обычно предусматривается автомат, снимающий усилия в продольном канале
иначе Вам может при отключении автопилота зубки или рёбра штурвалом поломать
Mimino
10.08.2006 23:00
Основная задача триммера сбалансировать самолет по усилиям на ручке управления.
На самалетах где ручка управления через тяги связана напрямую с рулевыми поверхнастями триммер представляет из себя такуюже рулевую пов-ть только уменьшенного размера которая отклоняется в сторону противоположную отклонению основного руля. На какой-то определённой скорости оси руля и трим. будут совпадать. Если самоль имеет бустерную или электр. систему управления то здесь устанавливаются различные автоматы регулир управления и как таковой триммер в его первозданном виде отсутствует.В зависимости от скорости, высоты и д.р. эти автоматы выдают на ручку те усилия которые соответствуют данному ружиму полета и тримм. здесь всего лишь механизм позволяющий снять или создать усилия от этих автоматов и в общем-то он входит в их конструкцию.
Если что-то не точно меня поправят.
AK
11.08.2006 16:16
Ну, в принципе Mimino верно ответил.

Триммер нужен для того, чтобы обнулять усилия на рычагах управления при определённом положении руля. Чтобы:
1) при брошенных рычагах руль сам устанавливался в это положение и в нём (или по крайней мере около него) держался;
2) чтобы удержание руля в данном положении не требовало от пилота усилий.
На однодвигательных самолётах или самолётах с двигателями, размещёнными недалеко от продольной оси, достаточной может быть установка триммера только в продольном канале управления. Если двигатели разнесены в ширину - обязательна установка триммера и на руль направления (иначе при отказе одного самолёт держать заебёшься).
Триммер может быть настроен на балансировочное положение самолёта, а может и на какое-то другое. Например, при испытаниях на флаттер триммер ставится на положение руля высоты, при котором самолёт балансируется на некоей небольшой скорости (заведомо безопасной по флаттеру, но также и заведомо безопасной по сваливанию), а разгон производится с давлением на штурвал (ручку управления). Зато если штурвал при флаттере выбьет из рук - триммер будет стремиться установить руль в такое положение, при котором скорость будет гаситься.
На самолётах с необратимой гидравлической или электродистанционной системой управления аэродинамический триммер не нужен, там вместо него - механизм триммерного эффекта. Он не фиксирует ручку в определённом положении, как сказал один из участников обсуждения выше, а делает усилия нулевыми при определённом положении ручки (само собой понятно, что, будучи брошенной, ручка именно к этому положению и будет стремиться).
Dm
11.08.2006 16:26
Типа как жойстик откалибровать )
AK
11.08.2006 16:30
Dm, ну не особо сравнивайте.
На джойстике шо - загрузочный механизм есть?..
11.08.2006 16:57
Mitja:
> А вот еще вопрос от интересующегося - на симуляторе Cessna можно
> выкрутить триммер и одновременно включить автопилот на удержание
Начнем с того, что в симуляторе трммера, как такового, просто нет. Там все за счет расхода руля :( Что-то типа МЭТ?
Для развития темы. Для чего нужен флеттнер и в чем принципиальное отличие от триммера?
AVIS
11.08.2006 21:24
Триммер придумали слабаки конструкторы, которые по ветру еле ходют!Шутка!
Просто вспомнилось.Со слов старого товарища, который начинал на Ан-2.После окончания училища попал к командиру МАГОМЕДУ. Так он его называл - с большой буквы. Мужик был под два метра ростом, черный, небритый, страшный!!! Все делает сам, а второму - смотри и не вмешивайся "учись" типа. Ну товарищ мой канючил - канючил и вот в какой то момент командир бросает рога и грит; " Ну на! Лэти сам бля, без ансамля!!!" А самоль - в пике!. Оказывается командир смутно догадывался о назначении штурвальчика триммера в аэроплане, и всю жизнь пролетал накачивая мускулы! Это не байка! Этот же КВС летал 25 часов в сутки, но об этом позже...
Watcher
11.08.2006 21:30
Ну вот с триммерами разобрались, пора начинать про сервокомпенсатор.
822
12.08.2006 00:41
на джое есть пружина , в нормальных симах при большой тяге двигателя , аппарат естесно лезет вверх , ручку джоя приходиться отдавать от себя , а на верхней части джоя часто ставят мини-джой , на него иногда можно назначить управление триммером, т.о. ручка джоя тоже разгружается , почти как в реале.
Mimino
12.08.2006 01:05
Если самоль сбалансирован допустим на скорости V то при V1 больше V ручку будет давить т.е. летчиком будут прилогаться давящие усилия, а на V2 меньше V
ручку будет тянуть т.е. летчиком будут прилогаться тянущие усилия(это при условии что пилот старается сохранить горизонт. полёт). Это связано с устойчивостью с-та по скорости. т.е. Если рули остаются в том положении в котором они находились до изменения скорости, то с-т сам стремиться занять то сбалансированное положение в котором он находился до изменения V. Если скорость возрасла он переходит на кабрирование и таким образом гасит скорость до заданной, а если скорость упала он стремиться опустить нос и разогнать скорость до балансировочной. Это может занять несколько амплитуд вверх-вниз до
восстановления заданной V. И с тягой двиг. это имеет прямо пропорциональную зависимость, больше тяга скорость растёт с-т стремится вверх. меньше тяга скорость падает- с-т опускает нос разгоняет скорость.
Седой каптёрщик
12.08.2006 01:17
Триммер не нужен ! Вреден даже. Иные их стровых с Су-27 особенно, так триммировать привыкают - перчаток правых не напасёсси ! Большой палец аж до дыр, протирают, черти. Баловство это вобщем и роскошь ненужная. Лучше б спортом занимались. Гиревым ;-)
J@hNnY
12.08.2006 14:56
2AK:

>Он не фиксирует ручку в определённом положении, как сказал один из участников обсуждения
>выше, а делает усилия нулевыми при определённом положении ручки (само собой понятно,
>что, будучи брошенной, ручка именно к этому положению и будет стремиться).

Спасибо, что уточнил. Прям на пять.
На простом языке это так и выглядет, что ручка остается (фиксируется) в определенном положении. Если заглянуть в конструкцию, то ЭМТ (МЭТ в зависимости от типа ВС) (в данном случае для примера вертолет Ми-8) именно фиксирует ручку управления, а усилия будут создаваться загрузочным механизмом (пружиной) по мере отклонения ручки от заданного положения.
Plivet
12.08.2006 16:24
Триммер и бустер - несовместимые вещи. ВС, оборудованные бустерной системой управления, не используют триммеры.
В 154-м применяется система триммерного эффекта: иммитируется усилие на штурвальной колонке при изменении положения РВ.
Анатольич
12.08.2006 20:02
эТО, пАРНИ, сам полетал 10-ку на АН-2 и триммером по утряне на гон заводил самолет. Настоящий химик триммером не пользуется, такая турбулентность на малой высоте, что нафиг он нужен! А вот на ТУ-154 без триммеров никак!Резиновый нахер самолет, хуже по управляемости чем Ан-24, точно говорю!Больше всего пока летал на МВЛ мне Л-410 понравился. Хоть и без локактора, но тачка еще та!!!
J@hNnY
12.08.2006 22:00
2Plivet:

Это уже давно обсудили.
Читай выше.
ip
12.08.2006 23:37
2 Plivet:
однако, бывает и совмещение
например ил-62 по каналу рысканья
кстати, можно спосить пилотов ил-76, там тоже разнообразные варианты работы системы управления
виктор
13.08.2006 09:18
триммер из прошлого механизм

на переходных к современным машинам таких как боинг семьсот тридцать семь он еще остался и работает двояко те помогает рулю высоты при выпущенных закрылках те работает как руль заодно или как одна плоскость а в других условиях работает как триммер например в условиях реверса управления когда пилот может рассчитывать только на силу своих рук или гидравлике нужна помощь триммера

на боинге семьсот шестьдесят седьмом тоже не последней свежести машина но все же как пример триммеры отсутствуют так реверс управления не предусмотрен увеличена надежность энергообеспечения управления

термин триммирование остался и означает по простому снятие нагрузки с рулей

естественно от триммера в его первоначальном виде одни потери но за удобства и комфорт нужно платить

виктор
13.08.2006 09:23
конкретно на ваш вопрос
если у бустера сил крутнуть хватит и летчику не дано остаться без бустера
этот маленький рулек как вы называете триммер и не ставится
сравните внешний вид старых и последних самолетов
чайник17
13.08.2006 20:26
А зачем вообще нужен руль высоты ?

Все равно стабилизатор управляемый. Не проще ли стабилизатором управлять ?

Одним приводом меньше - дешевле наверное.

afrika
13.08.2006 21:17
Триммер-это для бороды.С уважением.С 1991 г. с бородой.
Санчо
13.08.2006 23:10
Для чайник17
Управляемый стабилизатор на транспортных самолетах применяется главным образом для балансировки. Например, при выпуске механизации, когда нужно парировать довольно сильный пикирующий момент. Если для этого применять только руль высоты, отклонение руля вверх может быть настолько большим, что будет малым запас хода руля вверх. А так - поворачиваем стабилизатор, компенсируем тем самым момент от выпущенной механизации - а руль высоты остается примерно "по центру", и у руля остается запас хода и в одну, и в другую сторону. Кстати, приводы руля и стабилизаторы конструктивно и по характеристикам разные - для руля нужно высокое быстродействие, а для стабилизатора - нет, в основном из соображений безопасности.
ip
13.08.2006 23:23
2 чайник17:
на ил-62 стабилизатор управляется на всех этапах полёта, можно ставить в любое удобное положение
при этом ещё есть 2 отдельных триммера
механический с "колёсиком"
электрический с нажимным переключателем и стрелочным индикатором
плюс автомат перестановки стабилизатора
и всё это успешно работает много лет
13.08.2006 23:51
Триммер на вертолете...Вот это вопрос!
Притом тот, который на лопасти-это одно.
Тот, который на РЦШ-это совсем другое!
Всем вникающим уважение и удачи.
Летслон
14.08.2006 17:16
По поводу отсутствия триммера на больших самолетах.Як-40-вроде не большой, а триммера РВ нет, нагрузка снимается перекладкой стабилайзера.
Plivet
14.08.2006 23:15

ip-у:

например ил-62 по каналу рысканья

А разве там не САУ-1т, которая не на бустерах?
чайник17
15.08.2006 08:42
2ip, 2Санчо

Всё это не отвечает на вопрос "зачем". Вы просто расказали как устроены современные (впрочем, к Ил-62 это с трудом можно отнести) самолёты.

Таки непонятно, зачем ставить два привода (один на стабилизатор, один на руль высоты), когда можно обойтись одним. Руль выкинуть, привод стабилизатора сделать побыстрее (даже не нужно его делать столь же быстрым, как привод руля - чуствительность больше). Конечно, диапазон штурвала/sidestick должен быть меньше, чем у стабилизатора - примерно как у руля высоты у современных самолётов. Остальное медленно докручивать "триммерным эффектом".

В принципе, два привода могут повышать надёжность. Но в данном случае один другого не заменяет. Если хорошо уйдёт стабилизатор, руля высоты не хватит это скомпенсировать. Если руль высоты откажет, очень проблематично стабилизатором его заменить (хотя в теории можно управлять вообще одними двигателями).

Вообщем, создается впечатление, что руль высоты это пережиток, вроде триммера. Для самолётов с непрямым управлением, и тем более fly-by-wire он не нужен и повышает стоимость самолёта и его обслуживания. Подозреваю, что и аэродинамику он портит. Может в FAR-25 есть раздел про руль высоты - вот его и ставят, что бы не было проблем при сертификации. Традиция, и вреда от него немного что бы упираться его выкинуть.
виктор
15.08.2006 10:26
чайнику

поворотный стабилизатор это руль высоты постоянного действия что ли а руль высоты это быстро действующий рулек как мы с любовью назвали триммер в начале раздела

ну представь себе быстро дейструющий стабилизатор
площади то огого и силушки значит немеряно
а возмущения или рулевого усилия то нужно совсем немного и ненадолго
что делать
это какая дискретность у силового привода должна быть
вот и прибегают к услугам руля высоты направления элеронам вместо того чтоб всем стабилизатором или крылом крутнуть

абсолютно верно судишь
на практике есть немало самолетов прежде всего в малой авиации
среди истребителей
где руль высоты отсутствует
а задействовано цельноповоротное горизонтальное или реже вертикальное оперение

у миг двадцать пятого например интересная история
с горизонтальным оперением
бустеров оказалось недостаточно на определенных режимах
чтоб крутнуть как мы здесь говорим стабилизаторами
так поменяли ось вращения
переделали стабилизаторы
спасибо испытателям
привезли дефект машину не бросили
кто тогда был не знаю
знаю что
космонавт георгий береговой испытывал машину тоже
Санчо
15.08.2006 22:46
Для чайник17
Действительно, кажется странным: если у стабилизатора такая эффективность, почему бы не использовать только его? Но именно его эффективность и ограничивает его применение как единого органа управления - при выполнении маневров его пришлось бы поворачивать на очень малые углы (из-за чрезмерной эффективности), и, как прваильно заметил Виктор, точности позиционирования привода может оказаться недостаточно. К тому же на быстродействии сказывается момент инерции, который у стабилизатора целиком будет всегда выше, чем у маленького руля. Но это касается в основном тяжелых транспортных самолетов... У истребителей, как правило, цельноповоротный стабилизатор (во-многом это связано с полетом на сверхзвуке - фокус смещается назад и требуется бОльшая эффективность для балансировки). На Су-25, тем не менее, установлен трехпозиционный стабилизатор, а маневры выполняются с помошью руля высоты... В-общем, есть варианты... Было бы это так просто - не было бы так интересно...
чайник17
16.08.2006 09:29
2виктор, 2Санчо

Неубедительно насчёт дискретности привода (точность особая не нужна - все равно работает в замкнутом контуре системы управления). Большинство приводов непрерывные, а если представить себе, скажем шаговый электродвигатель, все равно редуктор потребуется такой, что на один шаг придётся очень малый угол поворота. С люфтом могут быть проблемы - но вроде хорошо известны методы, как с этим бороться.

Про мощность привода тоже неочевидно - условно, скажем, если стабилизанор в десять раз эффективнее руля (при отклонении на один и тот же угол), и требует в десять раз большего момента силы для поворота, то мощность привода требуется одна и та же. К моменту инерции это то же относится - если в этом примере момент инерции у стабилизатора вдесятеро больше, такой же момент силы в течение такого же периода времени окажет такое же управляющее воздействие на самолёт.

Для истребителей требования к системе жёстче - всё таки манёвренность им нужна несравнено большая. Плюс сложности связанные со сверхзвуком. Поэтому и относительно большая площадь стабилизатора, и большие скорости перекладки - мощности привода может не хватить.

Для транспортных самолётов привод нужен вроде не слишком мощный. Скажем, с моментом силы 10 тонна-сил на метр (100кН*м) и скоростью 0.5 град/ces (0.01 рад/сек) - это 1 кВт - ерунда для самолёта массой порядка 100 тонн...

Наверное, не всё так просто - но почему?


Diesel
16.08.2006 10:26
Спасибо, что обьяснилил мне на пальцах про тример )) а то по умному мне тяжело даеться)) .
Еще терь хотелось бы узнать, что такое бустер? На ил 62 безбустерная система.. ??? Что за система?
Саса
16.08.2006 10:34
Поставьте себе MSFS2004, модель 154 от project tupolev, взлетите откуданить и летите горизонтально, выдерживая 700 +- 30 метров например без использования триммера. Сразу поймете, зачем он нужен:)
Санчо
16.08.2006 22:21
Для чайник17:
Почему не всё так просто - это вопрос не к форуму, а к Создателю... Однако насчет того, что высокая точность не нужна из-за того, что система замкнута - то это вряд ли: имеются зоны нечувствительности как датчиков, так и золотников и прочее... Даже лёгкая заслоночка в системе "сопло-заслонка" имеет инерцию (во многих случаях реле, управляющее этой заслонкой имеет специальную обмотку, на которую подается переменный ток высокой частоты, заслонка постоянно колеблется, тем самым снижается зона нечуствительности и снижается усилие страгивания). Это говорит о том, что точность всё же нужна... Что касается моментов инерции и прочего, то, возможно, это и неубедительно, но: один из вариантов привода головок жесткого диска - это два актуатора - большой (для грубого позиционирования), а на нем - маленький микроактуатор (для точного позиционирования). Нечто подобное и в приводе лазерной головки оптических приводов - грубое и точное позиционирование. Т. е. как видно, подобные "законы" касаются не только авиации... Грубо говоря, точные весы имеют малый верхний предел измерения, другие весы измерят десятками и сотнями килограммов, но с точностью до миллиграмма не взвешивают. Почему это так - да кто его знает... Таких "почему" много... Наше дело - изучить все эти особенности и использовать с максимальной пользой, а польза бывает разная - потому и решения разные.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru