Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Авиация погранвойск СССР. 1991 год

 ↓ ВНИЗ

aviafan
Старожил форума
06.07.2016 09:06
Уважаемые форумчане!

Решил разобраться с составом авиации ПВ КГБ СССР по состоянию на 1991 год.
Информация собрана на основании книг по истории авиации ПВ, публикаций в различных СМИ, нескольких форумов и сайтов на данную тематику, реестров ЛА, воспоминаний уважаемых авиаторов.
Получилось 18 «структурных элементов»: 9 отдельных полков, 8 отдельных эскадрилий и один отдельный авиационный отряд.

Также приводится история формирования (реформирования) каждой из структур.

Согласно данным книги А.Кулебы «Крылья спецслужбы России», после распада СССР к РФ отошли 292 ЛА из состава авиации ПВ, другим республикам достались 130 ЛА, т.е. всего на 1991 год в составе погранавиации СССР имелось около 420 ЛА.

Попробовал восстановить парк оап/оаэ/оао по состоянию на конец 1991 года. Получилось 425 ЛА, что недалеко от официальных цифр.

К сожалению, за несколько месяцев ожидания на соседних авиационных и пограничных форумах ответа на ряд вопросов так и не получил. Возможно, уважаемые форумчане, Вы сможете на них ответить.
aviafan
Старожил форума
06.07.2016 09:15
Структуры центрального подчинения:

12 оуап Ставрополь (Шпаковское) 2 Ан-26 2 Ан-72 1 Як-40 4 Ми-8 4 Ми-24 2 Ка-27ПС
17 оао Пришиб (1965), 17 оуаэ Тбилиси (1968), 12 оуап Тбилиси/Кабулетти/Пришиб (1972), оаз Пришиб сокращено в 1988 г.

оао СН Москва (Шереметьево) 2 Ту-154 2 Ту-134 4 Ил-76 4 Ан-72 1 Як-40 4 Ми-8
оао (1968) Иваново, затем Шереметьево (в составе 235 оао), оао СН (1980)

«Строевые» части и подразделения:

1? оаап Воркута/Тикси/Черский 3 Ан-26 1 Ан-24 40 Ми-8 2 Ми-26 4 Ка-27ПС
оааэ Воркута (1967), +аэ Тикси (1977), + аз Черский (? год); 1(?) оаап (1990)
+оперативные точки: Мурманск, Нарьян-Мар, Хатанга, Чокурдах, о.Средний

10 оап Алма-Ата (Бурундай) 18 Ми-8 8 Ми-24 2 Ми-26 2 Як-40 2 Ан-26 2 Ан-72
3 оаэ (1934), 10 оап (1969)

11 оап Владивосток (Кневичи)/Советская Гавань 3 Ан-26 22 Ми-8 1 Як-40 3 Ка-27ПС 4 Ми-24
9 оап (1946), 10 оаэ (1946), 10 оао (1960), 10? оаэ (1967), 11 оап (1969); аз Советская Гавань (с какого года?)
+оперативные точки: Дальнеречинск, Камень-Рыболов, Спасск-Дальний, Пограничный

14 оап Петрозаводск 3 Ан-26 1 Ан-24 24 Ми-8
15 оаэ (1955), 14 оап (1977)

15 оап Петропавловск-Камчатский (Елизово/Халактырка) 2 Ан-26 6 Ан-72 20 Ми-8 4 Ка-27ПС 2 Ми-26 4 Ка-25?
оао (?), 2 оаэ (1969), 15 оап (1977); вертолёты – в Халактырке
+оперативные точки: Ключи-1

16 оап Южно-Сахалинск (Хомутово)/Менделеево (Южно-Курильск) 2 Ан-26 4 Ан-72 1 Як-40 20 Ми-8 1? Ми-26 4 Ми-24 4 Ка-27ПС
7 оап (1954), 14 оаэ (1954), 14 оао (1960), 14? оаэ (1967), 16 оап (1977); аз Менделеево (Южно-Курильск) – с какого года?
оаз на Сахалине – до 1987 г.

17 оап Мары-3/Небит-Даг 36 Ми-8 16 Ми-24 2 Ан-26 2 Ми-26?
4 оаэ (1937), 17 оап (1981); аэ Небит-Даг с 1981 г.

23 оап Душанбе 24 Ми-8 12 Ми-24 4 Ми-26 2 Ан-26
23 оаэ (1981), 23 оап (1983)
+оперативные точки: Хорог
aviafan
Старожил форума
06.07.2016 09:22
7 оаэ бухта Провидения 1 Ан-26 1 Ан-24 2 Ка-27ПС 4 Ми-8
7 оаэ (1958)
+оперативные точки: Анадырь, м.Шмидта, о.Дежнёва, Ванкарем, зал. Креста, зал. Лаврентия, Эгвекинот

16 оаэ Хабаровск 1 Ан-26 1 Ан-24 1 Як-40 4 Ми-8
?? оаэ (1963)
+оперативные точки: Жёлтый Яр, Бабстово, Бикин

18 оаэ Чита (Черёмушки)/Кызыл 1 Ан-24 1 Ан-26 4 Ми-8
18 оаэ (1967)
оаз Кызыл (1979)

19 оаэ Благовещенск 1 Ан-26 1 Ан-24 4 Ми-8 4 Ми-24
16 оаэ (1969), 19 оао (1970), 19 оаэ (1970)
+оперативные точки: Сковородино, Поярково

20 оаэ Раквере/Рига (Скулте)/Вентспилс 1 Ан-24 2 Ан-26 4 Ми-8 2 Ка-27ПС
оаз (1970), 20 оаэ (1971), когда появились в Рига (Скулте) и Вентспилс?
с 1992 года - Горелово

21 оаэ Магадан (Сокол) 1 Ан-26 1 Ан-24 4 Ми-8
21 оаэ (1976)
+оперативные точки: Охотск

22 оаэ Учарал 15 Ми-8 4 Ми-24
22 оаэ (1977)

24 оаэ Одесса (Школьный) 1 Ан-26 4 Ми-8 2 Ка-27ПС
24 оаэ (1977?)
aviafan
Старожил форума
06.07.2016 09:27
В то же время имеется и ряд вопросов по составу авиации ПВ.

1) В книге А.Кулебы указывается, что в Чите находился оап (а не оаэ), а в Кызыле – оаэ (а не оаз). В то же время другие источники указывают, что подобные «повышение ранга» имело место только в 1993 году.
В той же книге указано, что 20 оаэ Реквере перебазирована в Горелово в 1991 году, однако другие источники указывают на 1992 год.
Так какие же из указанных выше годов правильные?

2) Когда сформировали 24 оаэ (Одесса)? Ряд источников указывает на 1986 год, что походе на истину, т.к. 23 оаэ сформирована в 1981 году. В то же время в книге «Крылья границы» указано, что «В 1977 г. после перевода майора А. Королева командиром отдельной авиаэскадрильи в Одессу майор И. Романюк был назначен заместителем командира Отдельной арктической авиаэскадрильи по летной подготовке». Т.е. получается, что в 1977 году оаэ уже существовала?

3) 24 оаэ (Одесса) «отвечала» за территорию Украины и Белоруссии. Но кто прикрывал Армению, Азербайджан (после 1988 года) и западное побережье Каспия? Когда-то попадалась информация про оаз в Кале Ан-26, Ми-8, Ка-27ПС, но насколько она верна?

4) Что за структура авиации ПВ находилась в Йошкар-Оле? Нигде в воспоминаниях и в книгах по истории авиации ПВ про неё ничего нет. Но летавшие в тех краях во времена СССР говорят, что что-то там было, да и в 1989-91 гг. в в/ч 2095 (Йошкар-Ола) поставлены 3 Ан-72. Именно на базе этой структуры в 1994 году сформировали 1 оттап.

5) Были ли планы во времена «позднего СССР» о формировании новых подразделений авиации ПВ, поступлении новых типов ЛА, которые так и не реализовались в связи с его распадам?

6) Также есть ряд вопросов по тому, в каких частях и подразделениях авиации ПВ эксплуатировались Ми-26 и Ка-25: такие моменты отмечены знаком «?».
aviafan
Старожил форума
06.07.2016 09:31
В каких годах сформировали:
оаэ Кабулетти – 1972?
оаз Черский - 1990?
оаз Совгавань
оаз Менделеево (Южно-Курильск)
оаз Рига (Скулте)
оаз Вентспилс?

Какой был номер при формировании:
оаэ Хабаровск?

Буду признателен за правки, замечания и дополнения!

С уважением
Сергей

aviafan
Старожил форума
25.07.2016 11:29
Уважаемые форумчане!
Буду признателен за ответы на указанные выше вопросы.
KAW.
Старожил форума
25.07.2016 13:50
Насколько помню, в 88-93 в Чите был именно оап. А Ту-154 в Шереметьевском ао СН не было
aviafan
Старожил форума
28.07.2016 12:15
Уважаемый Александр!

Спасибо большое за правки!

По 18 оап долго искал, когда он стал полком. По книге А.Кулеба - до 1992 года, по воспоминаниям ветеранов - в 1993 году.

Два Ту-154, действительно, появились уже намного позже распада СССР: в 1999 и 2006 годах. Это моя ошибка: раньше реестры Ту-154 давали несколько другую информацию (с 1983 года), теперь и они исправились...
KAW.
Старожил форума
28.07.2016 15:08
aviafan:
Два Ту-154, действительно, появились уже намного позже распада СССР: в 1999 и 2006 годах. Это моя ошибка: раньше реестры Ту-154 давали несколько другую информацию (с 1983 года), теперь и они исправились...
28/07/2016

А номерочки тех бортов можно? А заодно и ссылочки на те реестры. Интересно было бы глянуть. Потому как что-то они не то дают - за 99-й год не скажу, но в 2006 я их там не видел.
aviafan
Старожил форума
29.07.2016 20:02
Конечно, уважаемый Александр!

Это:

RA-85574 (http://russianplanes.net/regin ... и

RA-85019 (http://russianplanes.net/regin ...

Также про них можно прочитать на сайте ST. А про первый борт - и в книге А.Кулебы (с.194 и с.197).
aviafan
Старожил форума
29.07.2016 20:06
И ещё - борта базировались не в Шереметьево, а во Внуково, на местах стоянок ВС ГТК "Россия". Да и обслуживали их специалисты этой АК.
Всё это описывает А.Кулеба в своей книге (с.194).

Возможно, поэтому Вы их и не увидели...
KAW.
Старожил форума
01.08.2016 18:01
aviafan
И ещё - борта базировались не в Шереметьево, а во Внуково, на местах стоянок ВС ГТК "Россия". Да и обслуживали их специалисты этой АК.
Всё это описывает А.Кулеба в своей книге (с.194).

Возможно, поэтому Вы их и не увидели...
Я так и полагал, что базировались они во Внуково. Но к авиции погранвойск они никакого отношения не имели. Так что Кулеба не вполне владеет темой, раз такое написал
aviafan
Старожил форума
01.08.2016 21:02
У А.Кулебы как раз всё правильно...
Это я ошибочно добавил в состав авиации ПВ СССР два Ту-154, т.к. раньше реестры давали информацию, что они уже с 1983 года там летали. Потом они исправились, уточнив, что борта до 1992 года эксплуатировались ВВС СССР, а у меня устаревшая информация так и осталась невыправленной. Теперь историческая справедливость восстановлена...
KAW.
Старожил форума
01.08.2016 21:41
aviafan
У А.Кулебы как раз всё правильно...
Это я ошибочно добавил в состав авиации ПВ СССР два Ту-154, т.к. раньше реестры давали информацию, что они уже с 1983 года там летали. Потом они исправились, уточнив, что борта до 1992 года эксплуатировались ВВС СССР, а у меня устаревшая информация так и осталась невыправленной. Теперь историческая справедливость восстановлена...
Ну, реестры, смотрю не сильно-то и исправились, принадлежность так и не указывают. Типа - Кому надо - тот знает?))) А Кулеба за кем их числит?
Ariec 71
Старожил форума
01.08.2016 22:27
В Ак-Тепе стояло пару гэбэшных Ми-8



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru