Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Посадка в глухой тайге. Ровно 70 лет назад...

 ↓ ВНИЗ

12

БОБ
25.09.2008 20:09
Сегодня, 25 сентября 2008, исполнилось ровно 70 лет со дня исключительной посадки самолёта "Родина" в дальневосточной тайге. Маршрут оказался с несколько неопределённой конечной точкой: "Москва-Дальний Восток"...

После тяжелой ночи перелёта, знаменитому женскому экипажу командира корабля Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой удалось восстановить потерянную ориентацию над одним из заливов Охотского моря.

Раскова предложила идти к ближайшему аэродрому – в Николаевск-на-Амуре, до которого был час полета, настаивала на этом. Однако Гризодубова, ориентируясь на почти пятичасовой остаток топлива, решает взять курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого более пятисот километров. Мотивирует это командир корабля тем, что в Комсомольске намного лучше полоса. Решение оказывается воистину роковым, так как примерно через два часа загорается сигнализация получасового остатка топлива.

В результате Гризодубова приказывает штурману Расковой прыгнуть с парашютом, так как она находилась в передней кабине корабля, а командир опасалась капотирования при вынужденной посадке. Надо сказать, что каждая из пилотесс находились как бы в своём участке кокпита, и по конструктивной особенности эти сектора не сообщались между собой, то есть Раскова не могла переместиться из своего переднего сектора кабины.

Раскова прыгает в тайгу, а Гризодубовой удаётся подобрать с воздуха небольшую поляну среди тайги и ювелирно посадить тяжёлую машину на брюхо. По сути, лишь погнутые лопасти винтов оказались единственным уроном для самолёта при такой уникальной посадке среди тайги! Но проблемы с радиостанцией отрезали Гризодубову и Осипенко от мира людей. Девять дней продолжались поиски. А Расковой - и вовсе досталось "по полной"... Было еще много событий, связанных с этим полётом Москва-Дальний Восток, но все пилотессы остались живы, стали первыми в советской истории женщинами-Героями Советского Союза.

И вот с той поры пролетело семь десятилетий. Поистине Вечность в масштабе нашей жизни...
Чих
25.09.2008 21:03
Да уж. Только про поисках угробили несколько самолей и народу прилично.
dumas
26.09.2008 00:01
И в чем же их героизм???
БОБ
26.09.2008 00:34
Чиху

Да, это так. Два больших корабля и шестнадцать жизней. В том числе и Героя Советского Союза...

dumas'y

В чём героизм Героев - судить не нам. В истории этого звания было немало парадоксов. И, кстати, больше ста человек звания были лишены.

Но эти девочки пережили в том полёте охх как немало! Особенно Раскова. То что она выжила - вообще чудо. Да и в столь ювелирной посадке тяжелого самолёта среди тайги, тоже диковинного немало. Гризодубова проявила воистину исключительную технику пилотирования! Дамы они были, конечно, незаурядные. Едва ли тут можно сомневаться...
Рыбий Глаз
26.09.2008 01:19
"... восстановить потерянную ориентацию..." - ориентировку, ориентацию потерянную восстанавливают артисты эстрады в основном. И еще майор Троянов.
БОБ
26.09.2008 01:45
Рыбьему оку

Ну только не надо бы быть совсем уж умнее паровоза, стремясь показать себя знатоком и отменным юмористом:)

Росс. Энциклопед. Словарь: "Ориентация - 1. Определение своего местоположения на местности. 2. Умение разобраться в окружающей обстановке".

Большой Толковый Словарь русск. языка: "Ориентация - способность ориентироваться в пространстве и во времени (Пространственная ориентация. Ориентация на местности). Умение разобраться в окружающей обстановке".

Словарь синонимов З.Е.Александровой: "Ориентация - син. Направление. Направленность. Курс".

Я, конечно, порой лаптем щи хлебаю, но не иногда и думаю, прежде чем что-то излагать, мистер "Ля-Ля про тополя от майора Троянова":))


БОБ
26.09.2008 01:57
Кажись, лишнее "не" выскочило в крайней фразе от избытка добрых ееемоций в 2 часа ночки тёмной - дюже уж рыбок люблю:) Но повторим для надёжности:

Я, конечно, порой лаптем щи хлебаю, но иногда и думаю, прежде чем что-то излагать, мистер "Ля-Ля про тополя от майора Троянова":))
LoiseLane
26.09.2008 02:55
А Расковой - и вовсе досталось "по полной"..

она сама с юмором рассказывает о своих плутаниях по тайге

http://www.airforce.ru/staff/r ...
KAW.
26.09.2008 09:05
БОБ:
Раскова предложила идти к ближайшему аэродрому – в Николаевск-на-Амуре, до которого был час полета...

Вы уверены, что это было именно так?
ц
26.09.2008 09:08
Какой героизм - банальная потеря ориентировки и полет по прямой до полной выработки топлива . Бабы - чего с них взять .
Посейдон
26.09.2008 09:12
Из приморских газет:
Октябрь 1938 года: – из хроники героического полёта женщин известно, что после 6000 км пути, у посёлка Керти, когда в баках самолёта подходило к концу топливо, по приказу Гризодубовой штурман М. Раскова покинула самолёт на парашюте. 12-тонный самолёт произвёл вынужденную посадку с невыпущенными шасси. 50 самолётов ДВУ ГВФ с утра до ночи прочёсывали тайгу от Читы до Сахалина. 3 октября экипаж Сахарова обнаружил 2-х членов экипажа "Родины". И только 22 (23) октября пилот Николай Деркунов обнаружил в тайге М. Раскову.
Посейдон
26.09.2008 09:19
И вот еще одно сообщение:
что 24 сентября в 8 час. 12 мин. утра по московскому времени лётчик-орденоносец Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и штурман ст.лейтенант Раскова Марина Михайловна вылетели в беспосадочный полёт из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолёте "Родина" (АНТ-37-бис). Героические лётчицы блестяще завершили свой перелёт и установили международный женский рекорд на трассе Москва - Дальний Восток, преодолев за 26 часов 29 минут по маршруту 6450 км.
8
Моптыть
26.09.2008 11:16
Во истину, героизм одних это результат расп.здяйства других. А делать и расп..дяев героев это очень по-советски.
RUSAF
26.09.2008 11:57
Посейдон:

Из приморских газет:
Октябрь 1938 года: – из хроники героического полёта женщин известно, что после 6000 км пути, у посёлка Керти, когда в баках самолёта подходило к концу топливо, по приказу Гризодубовой штурман М. Раскова покинула самолёт на парашюте. 12-тонный самолёт произвёл вынужденную посадку с невыпущенными шасси. 50 самолётов ДВУ ГВФ с утра до ночи прочёсывали тайгу от Читы до Сахалина. 3 октября экипаж Сахарова обнаружил 2-х членов экипажа "Родины". И только 22 (23) октября пилот Николай Деркунов обнаружил в тайге М. Раскову.

26/09/2008 [09:12:38]

Брехня. Раскова сама вышла к самолету. И не 23 октября (она, что - месяц гуляла по тайге?!)а через сутки после обнаружения "Родины" и летчиц.
KAW.
26.09.2008 11:57
Для Моптыть:
Ваш пост свидетельствует о том, что Вы совершенно не в теме.
БОБ
26.09.2008 12:10
KAW

"Вы уверены, что это было именно так?"

----

Ну в кабине я при том диалоге не присутствовал, однако читать доводилось не в одном источнике...

----

Моптыть, ц

Я думаю, что осуждать людей спустя семьдесят лет – самое простое. Да, и показуха была, и отчаянность, и на волос от гибели пилотессы оказались, и другие люди погибли – всё это было. Но я не стал бы давать однозначных оценок, ибо слилось тут воедино слишком много факторов нашей истории...

-----

RUSAF

Абсолютно точное замечание! Респект!
Ivanush
26.09.2008 12:20
Для Ц:
А сколько мужиков по причине "банальная потеря ориентировки и полет по прямой до полной выработки топлива", закончили свой путь на земле? Думать, хоть иногда, надо...
KAW.
26.09.2008 13:50
БОБ:
Ну в кабине я при том диалоге не присутствовал, однако читать доводилось не в одном источнике...

+1 в Вашу пользу.
Я в том смысле, что не попадась ли Вам альтернативная информация


Бабоаналитик
26.09.2008 14:28
Нет, всё ж про баб во многом верно.

1. Патроны в тайге - это жизнь, а она их тратила, чтобы сигнал подать. Толку-то было. Или прыжок с 2300 - ну не глупость? Могла и с 600 выйти, меньше бы по тайге гуляла.

2. Не взяла с собой мешок с продуктами из идиотских соображений, что он увеличит вертикальную скорость на приземлении. Ну сбросила бы его метров с 30, потом нашла бы легко.

3. Размачивать в воде унты ото льда - вообще дурь... проше отбить было, и не такие мокрые были б. Что такое мокрые ноги в осенней тайге - понятно...

4. Ломанулась зачем-то от парашюта на сосне, которые замечательно видно сверху. Были спички, села в сухом лесу! Могла спокойно костёр запалить и ждать... дым + белый купол на деревьях - нашли бы быстро. А то потом гуляла по болоту и жалела, что от сырости огонь развести невозможно.

5. Гризодубова с Осипенко тоже умницы. Видите ли, у них красня лампа остатка топлива горела несколько дней до тех пор, пока аккумуляторы не разрядились! Догадаться, что аккумуляторы для выживания могут пригодиться, и выключить их после посадки, было не с руки, видать.

В общем, верно: БАБЫ.
VFU
26.09.2008 16:37
"...Я сообщаю Вале, что мы находимся над Тугурским заливом, что задание партии и правительства мы выполнили, мы прилетели на Дальний Восток.
Теперь можно подумать и о посадке..."




Почитать бы что там было реально, в этом женском коллективе... Кто кого и в чем обвинял, особенно после "подвига", перед товарищем Сталиным...
БОБ
26.09.2008 17:04
Бабоаналитику

Тут на каждый "анализ" можно ядрёный контранализ выдать без проблем. Но я ограничусь только двумя моментами.

Критиковать Раскову и Гризодубову с Осипенко за выстрелы, сигнализирующие о том, что члены экипажа живы - это просто не представлять себе психологию людей. Для Расковой информация о том, что пилотессы при посадке не погибли была не просто важной - ОНА КАК РАЗ И БЫЛА ЕЁ ЖИЗНЬЮ НА ЭТОТ МОМЕНТ! Ведь гибель тяжёлого корабля при вынужденной посадке среди безбрежной тайги была более чем вероятной! И в этой ситуации шансы Расковой на выживание были бы практически равны нулю. То что Марина узнала из выстрела - дало ей силы преодолеть всё, что её ожидало! И пилотессам у самолёта дало возможность верить в спасение штурмана! Надо просто кукумекать, что на одной лишь психологии можно преодолеть и голод, и жажду, и Бог весть какие тяготы! "Патрон потратила"... Оххх, мастер анализа:)

Если бы Раскова осталась на месте приземления, то скорее всего она осталась бы там навсегда. Огромный и совершенно целый самолёт еле-еле нашли лишь через восемь дней! А ты говоришь, что какой-то парашют заметили бы на сосенке... Да там пространство предполагаемой посадки составляло свыше ПОЛУТОРА МИЛЛИОНОВ КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ - ОТ ЧИТЫ И ДО САХАЛИНА! Парашютик на сосенке...

Вспомни как в Андах искали в 72-м году уругвайский самолет. 72 дня люди рядом с масштабным фюзеляжем находились - и ноль эффекта! Если бы не два смельчака, отправившиеся в путь, то так и остались бы там навсегда. Или нашли бы лет через пятьдесят, как в другом известном случае в тех же Андах. И ведь площадь поисков была на порядок меньше, чем на Дальнем Востоке в 38-м! Парашютик...

Как же это просто - сидеть в тёплой комнатке и шлёпать по клаве "анализы".

Вот такая Бабофилия получается:)


Посейдону На 26/09/2008 [09:12:38]

Кстати, посёлок (между прочим дааалеко не рядом с местом приземления), который теперь носит имя Полины Осипенко, ранее назывался не Керти, а КерБи.
БОБ
26.09.2008 17:17
Кстати, если кто ведает о подробных обстоятельствах гибели Расковой в январе 1943-го, то хотелось посмотреть...
иваниваныч
26.09.2008 19:08
трем хозяйкам не место на одной кухне. нельзя бабе в самолет !
KAW.
26.09.2008 19:45
Для БОБ:
Немного не в тему. Напрасно Вы употребляете такие слова как "пилотессы" и "кокпит". Не наши они. Если к сегодняшним реалиям их ещё и можно "притянуть", то по отношению к событиям 70-летней давности они абсолютно неуместны. Есть же нормальные слова - "лётчицы", "кабина"...
aeronaut
26.09.2008 22:44
Марина Раскова погибла при перегонке самолётов её полка на фронт при посадке в СМУ.А подробности врят ли известны .Так же как обстоятельства гибели П.Осипенко. Кто там в то время что расследовал-пали смертью храбрых и всё. Раскова до перелёта работала в другой сфере.Имела звание старший лейтенант НКВД. А вот изнанка Советской действительности в том , что с места катастрофы забрали только тело Флаг-Штурмана Бряндинского и втихаря похоронили . Остальных просто бросили в тайге.Останки нашли уже в наше время.
Ветеран ГА
26.09.2008 22:54
Почему-то многие судят о том полете, исходя из сегодняшних понятий о полете на столь далекое расстояние. А надо себе представить полет на том оборудовании и с теми картами. Я летал в Якутии в первой половине шестидесятых и карт с белыми пятнами "неисследовано" была уйма.
WS
26.09.2008 23:46
aeronaut:

А вот изнанка Советской действительности в том , что с места катастрофы забрали только тело Флаг-Штурмана Бряндинского и втихаря похоронили . Остальных просто бросили в тайге.Останки нашли уже в наше время.

----

Расскажи пожалуйста, где почитать про это.
KAW.
27.09.2008 03:03
Для Ветеран ГА:
В этом Вы абсолютно правы. И сейчас такой по продолжительности полёт непросто выдержать. Но ведь так рассуждают люди, не сидевшие в кабине
Fyjybv
27.09.2008 03:32
А надо себе представить полет на том оборудовании и с теми картами

А зачем этот полет нужен был? Ну Линдберг через атланику за деньгами летел. А эти за каким?
))
27.09.2008 03:37
ориентация т ни хухрымухры
KAW.
27.09.2008 03:55
2 Fyjybv:
Есть такое понятие - престиж страны...
3X
27.09.2008 04:01
Ну Линдберг через атланику за деньгами летел.
- без Парашута
за деньгами?
SD
27.09.2008 04:02
Толи они ей жизнь спасли, заставив прыгнуть с такой высоты, толи чуть не угробили спецом... вобщем там видать с общими парнями явно какая-то завязка была... не договаривают девки чего-то... а так респект конечно, молодцы... я один раз в лесу ночевал, по Питером... страшно жутко и без медведей
KAW.
27.09.2008 10:39
2 SD:
Выбросили Раскову правильно, поскольку при вынужденной посадке без шасси передняя кабина сминается. И даже на нынешних Ан-12 и Ту-134, в случае посадки с неисправным шасси или без него, даётся команда "Штурман - в салон"
aeronaut
27.09.2008 11:39
WS
Вот отрывок из воспоминаний лётчика 30-х годов Нечипуренко:" на поиски пропавшего экипажа была брошена и военная авиация, но безуспешно. Не помню, сколько прошло времени, дня 2 или 3, как вдруг самолет нашелся. Его случайно увидел в тайге на месте вынужденной посадки пилот гражданской авиации Сахаров, летевший с почтой из Комсомольска в Хабаровск. На место посадки на военном самолете был срочно послан парашютный десант в количестве 26 человек. Вслед за ним на самолете "Дуглас" полетели штурман авиации с мировым именем Бряндинский и заместитель командующего Дальневосточной Красной Армией (фамилии не помню). И вот эти 2 самолета столкнулись в воздухе над местом вынужденной посадки экипажа “Родина”. Понятно, что все 32 человека погибли. И если вокруг имен Осипенко, Гризодубовой и Расковой было очень много шума (в печати и по радио) как о героинях, то о катастрофе, унесшей более 30 человеческих жизней, везде умалчивалось и держалось в строгом секрете.
Я не помню, как назывался тот документ, приказ или как-то по-другому, но он подписывался самим Сталиным в том случае, если при катастрофе погибали люди с мировым именем. Такие приказы читались всему летному составу в закрытых помещениях и являлись секретными. Когда погиб Бряндинский, в приказе, подписанном Сталиным, говорилось, что Бряндинский проявил самовольство и что он хотел примазаться к чужой славе (Бряндинского похоронили в Хабаровске безо всяких почестей)" Бряндинский похоренн правда в Комсомольске -на-Амуре.Про перелёты 30-х есть очень интересная книга Решетникова "Обреченные на подвиг"
KAW.
27.09.2008 15:42
2 aeronaut:
Но сами то лётчицы в этом на виноваты. Они честно сделали смвоё дело
RUSAF
27.09.2008 16:06
aeronaut:

WS
Вот отрывок из воспоминаний лётчика 30-х годов Нечипуренко:" на поиски пропавшего экипажа была брошена и военная авиация, но безуспешно. Не помню, сколько прошло времени, дня 2 или 3, как вдруг самолет нашелся. Его случайно увидел в тайге на месте вынужденной посадки пилот гражданской авиации Сахаров, летевший с почтой из Комсомольска в Хабаровск. На место посадки на военном самолете был срочно послан парашютный десант в количестве 26 человек. Вслед за ним на самолете "Дуглас" полетели штурман авиации с мировым именем Бряндинский и заместитель командующего Дальневосточной Красной Армией (фамилии не помню). И вот эти 2 самолета столкнулись в воздухе над местом вынужденной посадки экипажа “Родина”. Понятно, что все 32 человека погибли. И если вокруг имен Осипенко, Гризодубовой и Расковой было очень много шума (в печати и по радио) как о героинях, то о катастрофе, унесшей более 30 человеческих жизней, везде умалчивалось и

Не совсем верно. При столкновении ТБ-3 и DC-3 погибли 16 человек. Четверо с ТБ-3 спаслись на парашютах. Их фамилии: Наумов, Шарков, Хоркин и Рапохин.
"Дуглас" пилотировал Н.Лесников (штурман - Бряндинский). Именно "Дуглас" врезался в ТБ-3, что и послужило причиной катасторофы.
Невольными очевидцами этой трагедии стали экипаж и десант другого ТБ-3 - третьего самолёта, находившегося в этом районе.

БОБ
27.09.2008 17:48
KAW 26/09/2008 [19:45:48]

(То есть по поводу терминов - "лёчицы или пилотессы", "кокпит или кабина")

-----

Мне представляется, что подобная дифференциация являет собою этакую тривиальную псевдоборьбу за чистоту языка. Я использую в письме и те, и другие слова.

Дело в том, что заимствования слов и даже языковых конструкций, насколько понимаю, - совершенно нормальный процесс в лингвистике. И он ни в коей мере языки не дискредитирует и не унижает. Кроме того, в этом процессе взаимодействия языков образуются уже явно интернациональные слова. Именно поэтому в реестре специальностей в России сегодня значится французское по происхождению слово "пилот", а никак не "лётчик". Выпускники лётных училищ получают ПИЛОТСКОЕ Свидетельство, а не "лётчикское" и т.д. Так что же плохого в производном "пилотесса"? По-моему, очень даже красиво звучит:) И, полагаю, не дюже важно к какому времени относятся описываемые события. Мы живём в наше время, когда существует современное использование слов, в том числе и заимствованных.

"Кокпит"-"Кабина" - пишу и так, и этак. Даже и на этой ветке сие видно. Полагаю, что это нормально. Мне ваааще видится, что чем больше синонимических понятий, тем более живой язык:)


RUSAF На 27/09/2008 [16:06:07]

И вновь очень верные замечания. Кроме того, ошибочным является утверждение, что Сахаров обнаружил самолёт "Родина" совершенно случайно во время почтового рейса. Не так было. Михаил Сахаров целенаправленно участвовал в поисках самолёта! Вообще в этой операции были задействованы свыше пятидесяти(!) бортов, так как площадь поисков была исключительно большой, о чём уже говорилось выше. И самолёт Сахарова был лишь одним из этой армады воздушных судов.

Вот как сам Михаил Евгеньевич Сахаров вспоминал о тех событиях много лет спустя.

"Утром 3-го я прибыл в Комсомольск-на-Амуре и включился в группу, которая готовилась вылететь на северо-запад, в район реки Амгунь.

Разделились на две группы по два самолета. Первая – в составе Аркадия Романова и Николая Деркумского – полетела 300 км строго на запад, а мы с Бурлаковым – 300 км на северо-запад. Мы не могли лететь рядом, так как скорость его самолета была примерно на 100 километров в час больше. Переговаривались с ним по радио. С высоты небольшие замерзшие озера были очень похожи на самолет. Я часто снижался и с досадой уходил от них – все это был обман зрения.

И вот через три часа полета, идя на высоте 700 метров, над правым берегом реки Амгунь... я заметил белое пятно, то увеличивающееся, то уменьшающееся в размерах. Это меня очень заинтересовало. Давая задание на полет, нам говорили, то летчиков должно быть трое, а самолет – серебряного цвета, с надписью большими красными буквами "Родина"; позже выяснилось, что надпись была написана снизу крыла. Когда я снизился до высоты 40—50 метров, то заметил что-то, напоминающее самолет, но он был весь в снегу и грязи – не сразу заметишь. Метрах в 10 от него двое людей раскладывали парашют. Было такое впечатление, что это и есть самолет "Родина". Сделав несколько кругов и убедившись, что сесть в этой местности нельзя, точнее сесть можно, но потом не взлетишь, сбросил вымпел: кто, где и когда нашел, затем передал радиограмму в Комсомольск. Подлетел Бурлаков, сделал круг и тоже передал, что найден самолет "Родина".


Кроме этого уточнения, можно и еще разок подправить "лётчика 30-х годов Нечипуренко", заметив, что прошло не 2-3 дня после исчезновения "Родины", а ШЁЛ ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ. Посадка, как уже говорилось, произошла 25 сентября, а обнаружение машины имело место 3 октября. Так что в "сегодняшний" день, 27 сентября, 70 лет назад Гризодубова и Осипенко еще сидели у самолёта среди тайги в полном неведении, что и как с ними будет. И предстояло им еще полных пять дней непростого ожидания...

И еще. На самолёте "Дуглас" к месту обнаружения "Родины" полетел только Бряндинский, а вот командующий ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии, комдив Яков Сорокин отправился туда же на ТБ-3. Так что замечаний не так уж мало...
Ветеран ГА
27.09.2008 19:18
2БОБ

С удовольствием почитал информацию о полете и в связ с полетом.
В бытность МГА часто встречался с В.Гризодубовой. Очень заботливая была женщина. Частенько ходатайствовала о ком либо потерпевшем или неустроенном.

А по поводу "лётчицы или пилотессы", "кокпит или кабина")

Авиационная общественность говорит на языке, выработанном многими десятилетиями и закрепившемся в терминологии документов, разборов и вошедшем в сознание авиаторов, как единственно правильный. Мало кто помнит, что "летчик" именовался в народе вполне уважительно как "летун".
Поэтому кто-то "ориентацию" воспринял в штыки, потому что привык к "ориентировке" для определения места (визуальная ориентировка), а положение в пространстве так и именовать - "пространственное положение", "потеря пространственного положения".
У журналистов, не обремененных авиационной фразеологией и авиационными терминами, иногда информация искажается применением терминов без соображения, а не от неграмотности. Особенно в области наименования происшествий, причин и использования фразеологии, непривычной для авиауха.
Сегодняшнее широкое распространение знания английского языка внесло в русский бурный поток новых слов, особенно в области информатики и экономики. Думаю, что это естественно и мы к этому привыкнем, также, как привыкли к остальным словам. У меня рядом стоят словари Даля, Ожегова и иностранных слов в русском языке. Получается, что процентов восемьдесят, а то и девяносто наших слов - бывшие иностранцы, преобразованные под наши потребности и наученные склоняться и спрягаться.

Еще раз спасибо за информацию.

Вопрос из зала
27.09.2008 19:30
Цитата из книги Расковой (http://www.airforce.ru/staff/r ...

Близился день последнего тренировочного полета на «Родине». До этого нужно было устранить девиацию, то-есть разницу между направлением меридиана магнитного и меридиана компаса. Под влиянием магнитных сил самолета, некоторые части которого сделаны из металла, показания компаса не совсем правильны.

А из чего сделан самолет, из дерева?
Бабоаналитик
27.09.2008 22:24
БОБ, ерунду пишете.

"Ведь гибель тяжёлого корабля при вынужденной посадке среди безбрежной тайги была более чем вероятной! И в этой ситуации шансы Расковой на выживание были бы практически равны нулю."

Посмотрите на фото самолёта в мемуарах Расковой. Машина сидит на идеально ровной поверхности. Перечитайте мемуары - Раскова пишет, что в районе посадки были многочисленные болотные мари. Не было там никакой безбрежной тайги. Это раз. Даже если бы самолёт разбился, это бы никак не снизило шансы Расковой на выживание: самолёт бы нашли в любом случае, хоть целый, хоть разрушенный. Так что нефиг было патроны просто так расходовать.

"Если бы Раскова осталась на месте приземления, то скорее всего она осталась бы там навсегда. Огромный и совершенно целый самолёт еле-еле нашли лишь через восемь дней! А ты говоришь, что какой-то парашют заметили бы на сосенке... Да там пространство предполагаемой посадки составляло свыше ПОЛУТОРА МИЛЛИОНОВ КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ - ОТ ЧИТЫ И ДО САХАЛИНА! Парашютик на сосенке..."

Вы парашют на кронах деревьев с воздуха видели когда-нибудь? Подозреваю, что нет.
Как только нашли самолёт, пространство поиска Расковой сузилось до сотни квадратных километров - какие проблемы... и, повторяю, что ей мешало запалить костер на сухом иесте, где она села?

"Вспомни как в Андах искали в 72-м году уругвайский самолет. 72 дня люди рядом с масштабным фюзеляжем находились - и ноль эффекта! Если бы не два смельчака, отправившиеся в путь, то так и остались бы там навсегда. Или нашли бы лет через пятьдесят, как в другом известном случае в тех же Андах. И ведь площадь поисков была на порядок меньше, чем на Дальнем Востоке в 38-м! Парашютик..."

Горы заснеженные с тайгой не путайте. К тому же, доложу вам, поиск 72 обывателей в какой-то заднице - это вам не поиск героинь страны советов по личному указанию товарища Сталина. Масштаб другой.

"Как же это просто - сидеть в тёплой комнатке и шлёпать по клаве "анализы"."

Ну у кого-то в тёплой комнатке даже на анализ мыслей не хватает, только одна высокая патетика остается)).
Аноним
27.09.2008 23:00
А из чего сделан самолет, из дерева?

В те времена даже и из ткани
БОБ
28.09.2008 05:23
Ветерану ГА

Уважаемый Михаил Иванович! Во-первых, спасибо за добрые слова. Во-вторых, совсем не удивлён, что Вы общались с Гризодубовой. После того, как Вы рассказывали на "Дедах" о своих встречах с Горбачёвым, и даже о том, как... он Вас куда-то там подвозил на своей "Чайке", что ж тут дивиться Вашим встречам с Валентиной Степановной:) Кстати, Ваши слова о ней напомнили мне строки М.Л.Галлая о Гризодубовой. Ведь очень крепко она помогла Марку Лазаревичу в тяжкие времена начала пятидесятых... Кажется, в "Испытано в небе" он рассказал об этом факте.

Ну а если еще на минуту вернуться именно к Вашему творчеству, то надо сказать, что далеко не только эпизоды с Горбачёвым запомнились из тех воспоминаний. Очень ярко прозвучали Ваши рассказы о полётах по обслуживанию будущего Нобелевского лауреата Шолохова и его семьи (хотя это было, по-моему, на ветке о предполагаемом личном самолёте Шолохова), о работе в Якутии, в Туркмении, и - особенно - о перегонке самолёта из Китая! Вот, к сожалению, не помню о дате этой публикации, а хотел бы перечитать. И спросить у Вас о том, что сталось с теми, кто самолёт туда угнал?:)

О закрепившейся терминологии. Вы правы, конечно, что в каждой специальности есть определённые терминологические штампы, привычные для уха специалиста. Но они не всегда созвучны с обиходной литературной речью. Например, такие обороты как "кпереди" или "кзади", вполне обычные в анатомии, которых тьма-тьмущая в соответствующих Атласах, согласитесь, звучат несколько странно в обыденном общении. Быть может, со словами "ориентация - ориентировка" что-то отдалённо-подобное. Конечно, "ориентация" прежде всего ассоциируется с угловым положением системы координат ЛА, космических кораблей и т.д. Но, как говорил 26/09/2008 [01:45:46], ссылаясь на источники, - и применительно к определению своего местоположения, собственной ориентировке в пространстве, это тоже вполне оправданно в тексте.

Впрочем, когда крупный авиационный психолог профессор П.А.Коваленко называет свою популярную книгу "Пространственная ориентировка пилотов" или публикует оригинальную работу "Психологические особенности пространственной ориентировки пилотов по крену и тангажу", то говорить о неправомерности использования им слова "ориентировка" было бы глупо.

Так что и с фразеологией приказов по МГА (ДВТ, ФАС, ФСВТ, ГСГА) я не очень спорю:))


Бабоаналитику

Ну что ж, действительно, нелепости-то излагать?:)

"Посмотрите на фото самолёта в мемуарах Расковой. Машина сидит на идеально ровной поверхности".

----

- Это фото появилось в её книге ГОД СПУСТЯ ПОСЛЕ СОБЫТИЯ! А приземлившись в таёжной глухомани, она ведала об "идеально ровной поверхности на фото"??! И ведали ли о ней Гризодубова с Осипенко еще за ТРИ МИНУТЫ ДО ПРИЗЕМЛЕНИЯ??! И означает ли, что даже увидев эту марь с воздуха, та же Гризодубова была уверена в благополучной посадке корабля??!

Вы исходите из потока информации, который известен вам СЕГОДНЯ! Но его напрочь не было у Расковой в момент её приземления в тайге! И это надо бы элементарно понимать!

=====

"Самолёт бы нашли в любом случае, хоть целый, хоть разрушенный".

---

- Это наивность абсолютная!

Вспомните как "нашли" самолёты, на которых в Вечность улетели Руал Амундсен, Сигизмунд Леваневский, Эмилия Эрхард, Гленн Миллер... Называю только самые "звёздные" имена. Даже не говоря о том, что с каждым из этих людей исчезли и экипажи!

Или вспомните поиски УЖЕ В НАШИ ДНИ(!) Фоссета! Космические съёмки, Интернет, карты поисковых систем Сети, десятки поисковых самолётов на местности, намного меньшей, чем пространства Дальнего Востока - и... САМОЛЁТ БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗ! Или указаний товарища Сталина для поисков не хватало? "Нашли бы в любом случае..." Ну как можно писать такую ерунду! Поймите, то что великолепно известно вам сегодня, НИКОМУ НЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО В ЭТИ САМЫЕ ДНИ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД! Разве что только Господу...

Правда иногда и находят. Как самолёт и останки Билла Ланкастера, участника рекордного перелёта 1933-го года, найденного... в 1962-м!

======

"Поиск 72 обывателей в какой-то заднице - это вам не поиск героинь страны советов по личному указанию товарища Сталина. Масштаб другой".

----

-Ну, право же, как комментировать такие утверждения...

Во-первых, там в живых после катастрофы оставалось не "72 обывателя", а 35 человек, насколько помню. А спасено было через два с половиной месяца - 16, которые ели мёртвых, чтобы выжить! Масштаб там был действительно другой - также как и в последующей через много лет ситуации с Фоссетом - несоизмеримо меньшая площадь поисков, чем на нашем Дальнем Востоке! И без всякого "личного указания товарища Сталина", были задействованы десятки самолётов, полёты которых спонсировались как правительствами, так и средствами миллионера, отца одного из пропавших пассажиров! А РЕЗУЛЬТАТ - НОЛЬ!

В горах труднее искать, чем в тайге? Да в тайге летательных аппаратов пропало столько, что никакие горы не поглотят еще за сотню лет. Посмотрите хотя бы истории на ветке "МИ-1. Таинственное исчезновение"! Лётчик Комиссаров с пассажиркой улетел 51 год назад. До сих пор не найден. А помимо него сколько... И это только один конкретный регион!


Действительно, прежде чем шлёпать по клаве, надо бы чуть-чуть абстрагироваться и понять, что информация, которой мы владеем сегодня, "сидя в тёплой комнатке", СЛЕГКА отличается от той, которую имели люди, попадавшие в чрезвычайные и совершенно экстремальные ситуации в своей жизни!

Когда вокруг горы, тайга, непроходимые леса, то восприятие мира совсем иное. Посмотрите в книге В.Г.Воловича "Человек в экстремальных условиях природной среды", что и как свершается с людьми. Дополнить могут В.И.Лебедев "Личность в экстремальных условиях"; Ален Бомбар "За бортом по своей воле" и другие. Я уж не говорю о корифеях авиационной психологии, таких как проф. Г.Л.Комендантов, проф. В.А.Пономаренко...
БОБ
28.09.2008 11:45
Уточнение. Ветка, которую рекомендовал посмотреть по поводу судеб ЛА в дальневосточной тайге, называется "МИ 1. Таинственная находка".
RUSAF
28.09.2008 12:32
БОБ:

Вспомните как "нашли" самолёты, на которых в Вечность улетели Руал Амундсен, Сигизмунд Леваневский, Эмилия Эрхард, Гленн Миллер... Называю только самые "звёздные" имена. Даже не говоря о том, что с каждым из этих людей исчезли и экипажи!

Ваши примеры не совсем удачны. Все эти катастрофы, о которых Вы упоминаете, произошли над морем.
Но, по сути, Вы, конечно, правы: найти в тайге упавший самолет - это проблема...
БОБ
28.09.2008 13:28
RUSAF

Хм... А с какой достоверностью Вы можете утверждать, что, скажем, Леваневский или Фоссет пропали именно над морем?..
RUSAF
28.09.2008 18:39
Фоссета я не упоминал, цитируя Вас. С Леваневским посложнее. Но, все-таки бОльшая часть маршрута, при перелете в США через полюс, пролегает над акваторией Сев. Лед. Океана. Где именно потерпел катастрофу экипаж Леваневского, я, конечно, не знаю (как и все другие). Но вероятность того, что произошло это над водной поверхностью, - достаточно велика.
БОБ
28.09.2008 22:59
RUSAF

Я согласен, что маршрут полёта экипажа Леваневского был проложен по бОльшей части над Северным Лед. океаном (слово "акватория" тут едва ли уместно), равно как и с тем, что никто не ведает, где и что произошло с самолётом. Вот только сам процесс полёта над этим регионом я мог бы назвать: "над вечными льдами", "над торосами", "над ропаками", в конце-концов. Но только никак не над "водной поверхностью". Хотя подо льдами там действительно океан...
KAW.
30.09.2008 09:36
Для БОБ:
Ваш пример насчёт "пилотских" а не "лётчиских" свидетельств неудачен. В авиационной лексике уже давно сложилось и устоялось определение, что лётчик - это военный авиатор, а пилот - гражданский. Причём - имеющий именно лётную специальность. И это нашло отражение в официальном названии должностей: пилот/второй пилот (ГА), лётчик/второй лётчик/старший лётчик (ВВС).
БОБ
30.09.2008 12:01
KAW

Ну так Вы привели суперудачный пример, который еще раз подтверждает мою позицию 27/09/2008 [17:48:36]: "Я использую в письме и те, и другие слова"! Правильно! Слова заимствуются и становятся как бы совершенно равными "партнёрами" в языке! Оооочень хороший пример! Спасибо:))

----

Всё же надеюсь, что, быть может, кто-то ведает более подробно об обстоятельствах гибели Марины Расковой. Уважаемый aeronaut сказал нам 26/09/2008 [22:44:22], что обстоятельства её гибели вряд ли известны. Но я думаю, что расследование катастрофы самолёта, в котором погибла Герой Советского Союза, конечно, проводились. Другое дело, что в Сети этого может не быть...

Кстати, о гибели Героев Сов. Союза Анатолия Серова и Полины Осипенко всё же есть отдельные предположения. Например, здесь:

http://airaces.narod.ru/spane/ ...

Одна из версий высказана здесь:

http://ru.wikisource.org/wiki/ ...

Хотя, конечно, результатов официального расследования в Сети, видимо, нет.

Но вот по поводу гибели Расковой даже более-менее подробного описания катастрофы видеть не приходилось...
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru