Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Як-52 во что-нибудь полезное

 ↓ ВНИЗ

Чеширское котэ
08.02.2010 12:51
Не секрет, что старый добрый Як-52 - самолет для социализма. Можно сколько угодно рассуждать на счет того, что самолетом первоначального обучения должен быть Боинг-777, особенно, если у тебя налет 10000 на самолетах Dell либо KraftWay. Тем не менее, еще в начале 90-х стало ясно, что в условиях дикого капитализма "учебная парта" для других дел не годится. Некоторые аэроклубы пытались использовать самолеты родственных типов для авиаработ. Все чаще стали приходить телеграммы о катастрофах перегруженных "Вильг". Реже - о падении Як-18т. Люди выкручивались, как могли. Начальство аэроклуба на нас наплевало, заодно передав спичечные коробочки с плевками еще более высокого начальства.
Местность, где я жил, была клондайком для ЛАР - лесных авиаработ. Аэропорт (точнее, местный осколок бывшего советского аэрофлота), кинувшись акционироваться, ваучеризироваться и т.д., почему-то сдох. Так что на авиаработы был спрос.
Мы с моим техником были молоды и полны энтузиазма. Возникла идея - попробовать Як-52 в роли патрульной машины.
Исходные данные: хорошая энерговооруженность (как-никак, машина пилотажная), не выгодные посадочные характеристики (обязательно требуется полоса), хороший обзор.
Требуемые данные: увеличенная дальность полета, наличие коротковолновой связи.
Первая попытка контакта с потенциальным заказчиком принесла надежду. Летнабам понравился и обзор, и скорость, большая, чем у Ан-2, и сравнительно дешевый час полета.
В соседнем городе имелась очень серьезная организация, у которой был свой небольшой АТСК с Як-52-ми. Помимо этого, технические возможности организации были на высшем уровне.
Было решено переоборудовать Як-52 согласно задаче БЕЗ нарушения конструкции и весовых характеристик. Этого требовали летчики. Хотя техники уже вычерчивали конструкции 4-местных флаеров будущего, присмотревшись к которым, можно было узнать некоторые черты Як-52-х )))
Техническая группа предложила вынести заднюю приборную доску (тяжелая). Дополнительные баки из композитных материалов, "облизывающие" свободные места Як-52, превращали его в танкер. Была устновлена КВ-станция "Бриз", антенна была натянута от крыла к килю. Полеты показали, что разбег почему-то не увеличился. Заднюю приборную доску вернули на место. При пробном перегоне на 500 километров потратилось только топливо в доп. баках (2х40), и то чуть-чуть бултыхалось ))) Основные остались полными. Летчики были большими и толстыми.
По не зависящей от нас причине (конструктора поругались и доработка машины была заброшена) проект в рабочую эксплуатацию не пошел.
Я понимаю, что все это была авантюра... Но что ви хотите, надо же било что-то кюшать...
Тем не менее, если бы нашлась техническая группа, способная переделать старые советские машины, интересно, удалось бы вдохнуть в них вторую жизнь? Ведь сейчас АО и РЭО стало гораздо легче, например?
Пробовал ли кто-нибудь выкручиваться на Як-52, кроме покатушек?
instructor
08.02.2010 16:02
Чеширский Котэ, доброго здоровья! Як-52 летал на лесоохрану (по заказу пожарников), дороботка была в подвесных топливных баках под крыльями по 40л в каждом. Наддув от встречного потока (Кондратьевская разработка для "Финика"). В передней кабине пилот в задней наблюдатель - пожарник с GPS, он засекал очаги возгорания. КАЛТУ на 52м летало по заказу вояк на облет РЛС при отработке их задач по низколетящим малоскоростным целям с малой отражающей поверхностью (Видимо по заказу ФСБ при отработке мероприятий по контртеррористическому обеспечению МВЗ и Объектов госохраны). Летали достаточно много по заказанным маршрутам на высотах от 900 до 50 метров. В прошлом году летали на лесоохрану на "Евростарах" - намного экономичней и продолжительность полета более 6 часов на одной заправке. В Волгоградской области 52 стояли в планах МЧС по поисково-спасательным мероприятиям (это 98-04 годы потом клуб умер...), мне лично пришлось использовать Тэху для транспортировки итальянского унитаза в Калач на дону из Москвы, потому что заслуженный Юбиляр попросил именно такой подарок ему сделать... На Тэхе возил запчасти для спортивных сучков (правда это не коммерческие полеты а по дружбе...) С Уважением ВАФ.
PS: У военных и в КБ "ЯК" лежит уже второе десятилетие проектная документация на Як-152 для первоначального обучения курсантов под задачи ИА, ИБА, но дальше продувки макетов проект не прошёл. Причём было два вариатна машин под разные двигатели - М9пф, и турбовинтовой салютовский...
Чеширское котэ
08.02.2010 16:12
Турбовинтовой!!?? А "Финик" - это Финист? В принципе, я его только на картинке и видел...
Мы всяко продумывали - снять вторые педали, к примеру (качалку оставить, конечно), и туда бак впихнуть... Но получалось неудобно - ноги некуда совать.
Як-52 с подвесками? В принципе, мощи-то хватит по-любому.
К сожалению, что такое Евростар - не знаю, слишком далеко от цивилизации мы работали
Kott
08.02.2010 16:27
А смысл? Только потому что самолеты даром достались?? 52 делался как машина для обучения пилотажу. Для задач "полетать посмотреть" его тяговооруженность и прожорливость явно избыточны.
instructor
08.02.2010 18:04
Чеширский Котэ, "Финист" КБ "Техноавиа" сертифицированная машина уже, закупают её погранцы для своих нужд, делают машину в Смоленске на "СМАЗ"е.Два варианта двигателя: М-14п Воронежского завода или М-601 - Чехия (правда владелец уже не Чехи а немцы). "Евростар" легкий двухместный пластиковый самолетик (боюсь ошибиться с производителем...)живые летают в "Дракино". Весной, Бог даст, можно будет там их и увидеть. Что касается допбаков, так на Сучки, например, есть штатный подвесной бак под брюхом. Когда летели на Чемпионат мира в Словакию Сучки все с баками были, у меня на Тэхе в багажнике "Кондратьевский бак" был вмонтирован стационарно на 130л. Садились в Белоруссии на промежуточный (уже не помню аэродромчик) Сучки дозаправлялись а я на Тэхе из Дракино до Бреста на своём запасе топлива дощёл без дозаправки (правда минут за десять "аварийный остаток" начал блинькать), но я по техпричинам не мог дозаправиться на промежуточном - полоса после дождя там была очень короткая а машина у меня и так была перегружена - сумки с личными вещами команды, запчасти и прочее барахло. А на "легкой" машине с допбаком однажды мне довелось из Анапы до Дракино пройти без дозаправки за семь часов. После посадки слили остаток для контроля чуть более 40 литров оказалось. Расход средний на маршруте был 38-39л/час! С Уважением, ВАФ.
Чеширское котэ
08.02.2010 19:10
Kott:

А смысл? Только потому что самолеты даром достались?? 52 делался как машина для обучения пилотажу. Для задач "полетать посмотреть" его тяговооруженность и прожорливость явно избыточны.

Ой, действительно, смысла-то? Пересел на Цессну, да и все дела. Только вот Цессны почему-то не было, а так бы прикупили на оклад л/и и техника.
52-й делался как машина для обучения всему. Не только п-жу.
Если Ан-2 везет группу или груз, то это понятно. Но если Ан-2 везет 1-го летнаба, то о прожорливсти Як-52 говорить смешно. Самолеты не достались даром. Изначально задача ставилась обеспечить госзадачи и себя самих. Даром самолеты достались авиакомпаниям, как наследие ГА СССР. Большие самолеты точно так же до бардака принадлежали всем народу, как и маленькие. Для обсуждения этого вопроса есть ветка РОСТО-запрет полетов.
Як-18т - машина, без сомнения, отличная. Я ее очень люблю. Но, к сожалению, именно в нашей шараге ее не было. Да еще умудрились Як-12 уничтожить перед получением 52-х. А некоторые клубы умудрились спрятать, говорили...
AK.
09.02.2010 22:00
Владимир Алексеич, вот 152 не надо на первоначальное обучение!!!

По собственно 52-му-то есть мнение, шо и его лучше бы вторым самолётом пускать, а не первым: http://www.airhorse.narod.ru/s ...

А 152 - это 54 с неразрезным (перемещённым под фюзеляж) крылом, поставленный на шасси с носовым колесом и оснащённый нормальным комплектом приборов. Но это очень верткий самолёт получится. Омега игрек пять радиан в секунду, вдвое выше, чем у полста второго! Ну и куда ЭТО человеку, который только-только за ручку управления сел?

Яки предлагали (хотел вот дать ссылку, но чтой-то не могу - www.yak.ru у меня не открывается) трёхступенчатую систему подготовки: Як-52М - Як-152 - Як-130 - и это вполне повторяло на новом идейно-художественном уровне старую, очень разумную и мною, увы, уже не застанную "лесенку" Як-18 - Як-11 - УТИ МиГ-15.
Но вот Як-152 всё никак не выйдет из зачаточного состояния, а 130-й хотя летает и вот вроде строить его даже серийно пытаются начать - там вопросов пока ещё больше чем ответов...
Airhorse.
09.02.2010 23:20
AK:

Чего-то Вас давненько не было видно на Форуме.

У меня кстати тоже сайт Яков не открывается...
Я Вам больше скажу, классический Як-52 сейчас по очень большому счёту имеет смысл только в том случае, если человек ориентируется на выступление в соревнованиях...
Сколько существует Як-52М я не знаю, но один экземпляр был замечен в Егорьевске в прошлом году. Где он сейчас не знаю... Так что цепочка Як-52М-Як-152-Як-130 на данный момент не работает...
И честно говоря, при существующем положении вещей не очень-то видно как она может заработать...


СМ
09.02.2010 23:57
Як-52М из Егорьевска по осени перегнали в Дракино.
Airhorse.
01.03.2010 23:16
СМ:
"Як-52М из Егорьевска по осени перегнали в Дракино."

В Серпуховский или какой другой?
Сергей Р
02.03.2010 02:57
Алексеич, помню этот взлет с раскисшего аэродрома Могилевского аэроклуба, когда Тэха явно не хотела в небо.
Lee
02.03.2010 07:20
делать из як-52 самолет "наблюдатель"-никчемная затея
м.б. если на него поставить дизель - то показатели эффективности будут высокие
но тогда это будет другой самолет. какой? скоро увидим. испытаем и поймем.
но даже с новым мощным движком 52 останется пилотажной машиной, а не самолетом первоначального обучения и для покатушек. в том числе и с наблюдателем.
Lee
02.03.2010 07:27
но сейчас гораздо удобнее и дешевле для подобных целей спорткруизер, евростар(он цельнометалический) и машины подобного класса, например те же авиатики.
и даже финист в данной епархии выглядит гораздо предпочтительнее. с него можно в случае необходимости и парашютиста выбросить.
Чеширское котэ
02.03.2010 09:21
Речь не о том, что можно использовать на ЛАР вместо Як-52. По идее, в Австралии вообще планера используются. В кино видел. Но в РФ это все брошено.
И будет уже рассуждать о том, что необходимо для обучения, как будто всего завались. Если в доме только пельмени, чего толку рассуждать о балыке? Лучше съесть пельмени, чтобы были силы заработать на балык.
В ящиках и на стоянах аэроклубов сейчас скопилось огромное количество Як-52. Понятно, что даже при удачном раскладе все аэроклубы не сохранятся. Ну умудряются же китаезы дорабатывать наши старые Ан-2, чуть не шасси убирающиеся делают. Хотя казалось бы, чего там еще можно доработать, кроме АО-РЭО?

Кстати, насчет импортной техники. Ну видел я этот Ротакс на ультралегком, и не только видел. Конечно, экономия, малый вес и т.п. И видел, как он здорово отказывает. И вообще, порадовали знатоки, когда сказали, что не стоит вблизи ЛЭП проходить, электронное зажигание запросто накроется. Так что рано еще звезду списывать.
Storonnij nabljudatelj
02.03.2010 09:31
Nu ne ponimaju ja, kogda pitajutsja vsemi silami prodlitj zhiznj An-2, Jak-52 i govoritj kakoj eto super-puper samoljet...Vremja-to idet, nu davaj-te dumatj o chjem-to novom , da i kupitj novij samolet budet deshevle, chem Jak-52 vo chto-to pereoborudovatj i begatj po Rossijskim tolstim chinovnikam chto-to dokazaivatj i sertificirovatj...Nu posmotrite- skoljko Gotovih Horoshih samoletov vokrug. Ja tozhe bil patriotom vsego nashego, poka ne poletal na Cessnah, Piperah, cheshskih uljtralightah i t.d... Druzja, davajte zabudem o prodlenii zhizni Jak-52 i stanem chutj-chutj umnee !
PS V dannij moment letaju na Cessne-172, Evrostare EV97 i poetomu mogu sravnitj.
Чеширское котэ
02.03.2010 10:44
Кое-как прочитал. Вы знаете, есть такая штука, как виртуальная клавиатура, она позволяет уважать собеседников. Лучше уж на английской мове пишите, и то легче будет освоить.
Никто не предлагает "chto-to pereoborudovatj", речь о том, кто как выкручивался в 90-е.
шурави
02.03.2010 11:35
Lee
02.03.2010 16:08
подскажите, плз., где это в ящиках и на стоянках куча як-52 в любом состоянии?
instructor
02.03.2010 17:04
Сергей Р, доброго здоровья! Рад тебя видеть на форуме. Тэха еще кое-как взлетела, а когда Вы на Сучках с раскисшей кривой полосы (в процессе разбега размеченная и выделенная после ливня для взлета полоса уходила влево под углом 30 и оканчивалась каким-то болотом с камышом)с подрывом уходили...качаясь с крыла на крыло - это зрелище не для слабых... С Уважением, ВАФ.
instructor
02.03.2010 17:28
Серёжа, "редкая птица долетит до середины Днепра...", а мы в СМУ Днепр перелетели, до сих пор помню, как Вы "крыло" Тэхи "сосали", помню как при медосмотре в Бресте врачиха нам замечание сделала по-поводу жвачки: " В кабинете не жевать! Я знаю как пахнут летчики по утрам...". А после Польши, когда Татры прошли на высоте над уровнем море что-то около 4000м. и внизу прямо практически под вертикальным склоном горной гряды увидели аэродромчик "Тренчин" и я у диспетчера запросил (на чистом английском между прочим)условия посадки... Он заявил, что нашу группу наблюдает и просит запросить условия посадки минут через двадцать еще раз, когда мы будем на высоте 300м...кто-то из наших предложил снижаться парашютированием, закрыв жалюзи капота (чтобы двигатель не остыл) и мы, СТРОЕМ парашютировали и через ПЯТЬ минут повторно запросили условия... Мне потом РП сказал - КЛАСС!!! Эх, молодость! Удачи, ВАФ.
Сергей Р
02.03.2010 19:19
Алексеич, очень рад слышать и интересно вспомнить Тренчин, хотя этот чемпионат мира для нашей команды был очень сложным.
polkownik1
02.03.2010 23:33
Ёлки-палки, да будем мы в России, наконец, новые самолёты строить ?
(можно не отвечать, ответ знаю :))



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru