Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

В память о М.Галлае

 ↓ ВНИЗ

123

Engineer
20.02.2006 14:16
21 февраля, в 15.00
по Постановлению Комитета по культуре Правительства Москвы, состоится официальное открытие мемориальной доски Марку Лазаревичу Галлаю. на доме по адресу: Гранатный пер, д.2/9 (ул.Спиридоньевка, д.2), где он жил и работал с 1978 по 1998гг.
на открытии памятной доски Герою Советского Союза, Заслуженному летчику-испытателю СССР, писателю Марку Лазаревичу Галлаю выступят:
Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Александрович Щербаков Герой России, заслуженный летчик-испытатель России Алексей Юрьевич Гарнаев, народный артист СССР Эльдар Александрович Рязанов, писатель, главный редактор 'Литературной газеты' Юрий Михайлович Поляков, а также представители Комитета по культуре Правительства г.Москвы, Комитета Ветеранов и др.
Не случайно доску памяти Марка Галлая (1914-1998) открывают в канун Дня Защитника Отечества. Многим москвичам старшего поколения, особенно ветеранам Великой Отечественной войны, хорошо известно о легендарном летчике, имя которого неразрывно связано, как с испытаниями многочисленных типов (точнее 124-х) самых разных летательных аппаратов. По его собственному меткому выражению 'Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может'.
Многим читателям запомнились его книги 'Через невидимые барьеры', 'Испытано в небе' (Записки лётчика-испытателя), 'Жизнь Арцеулова', 'Третье измерение', 'С человеком на борту', 'Полоса точного приземления', 'Небо, которое объединяет': Последнюю свою книгу 'Я думал: это давно забыто' он закончил, сказав 'Я закончил, я подвел итог'.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено Малой Планете.





flight-instr
20.02.2006 14:24
Очень уважаемый человек.
В моей жизни были встречи с Галлаем, когда я защищал диссертацию - он писал отзыв по моей диссертационной работе. Незабываемое впечатление от всесторонней эрудиции и понимания психологии (я писал дисертацию по теме обучения летного состава).
BAMS
20.02.2006 14:33
Всем имеющим отношение к авиации читать его книги обязательно!
А.Гарнаев
20.02.2006 15:01
К сожалению, я вынужден срочно лететь в Армавир (Краснодарский край) на юбилей родного Армавирского высшего военного авиационного Краснознаменного училища лётчиков (АВВАКУЛ) - поэтому в день и час открытия мемориальной доски Марку Лазаревичу посвящу ему своё выступление перед многими Заслуженными пилотягами = ТАМ - за 1500 км от Москвы!
Дмитрий
20.02.2006 16:09
Марку Лазаревичу-Вечная Память....
А вообще хотелось бы о нем услышать от Вас, всех кто его знал и работал с ним. Ведь к великому сожалению, о себе он только иронизировал. Даже у Я.К.Голованова, который очень много общался с Галлаем, нет ничего в своих "записках...".
Большая просьба, пишите, всё что помните.
А.Гарнаев
20.02.2006 19:43
Дмитрий: 20/02/2006 [16:09:05],

"... к великому сожалению, о себе он только иронизировал."


- Сразу вспомнилась традиционная встреча с Марком Галлаем нас-слушателей тогда Школы лётчиков-испытателей МАП СССР.
Тогда представлявший его нам начальник Школы - Дядя Федя (Ф.И.Бурцев) минут десять только перечислял его награды, степени и титулы...
... а взяв слово, Марк Лазаревич первое что сказал:
"Ещё здесь забыли сказать, что я ныне являюсь председателем садово-дачного товарищества, и в отличие от ВСЕГО вышеназванного, ЭТО - то единственное, что мне может позволять упиваться властью!"

Точнее, чем Эльдар Рязанов определил личность Марка Галлая сказать невозможно:
"Единица порядочности = 1 галлай"
(именно с маленькой буквы - как любая единица количественного измерения...)
Airhorse
20.02.2006 20:00
"Всем имеющим отношение к авиации читать его книги обязательно!"

Коротко, но очень точно сказано. Присоединяюсь к Вашим словам, BAMS.
От себя могу сказать, что его книги повлияли на мое будущее.Да и сейчас с удовольствием перечитываю его книги (когда есть время).
Все кто с Марком Лазаревичем работали отмечали только его хорошие качества.

Этот Человек достоин того, чтобы о нем знали многие.

БР
20.02.2006 20:29
Первая книга Марка Лазаревича, которая попала мне в руки - "Испытано в небе". Мне ее подарил мой друг К.М.Жидовецкий, когда мы еще были студентами МАИ. С тех пор я собрал все, что написал Галлай, и очень берегу и часто перечитываю эти книги. Какой слог! Какое потрясающее чувство юмора! Нельзя было не влюбиться в эти книги и в их автора. А видел я "живьем" Марка Лазаревича только раз - на территории ЛИИ, незадолго до его ухода из жизни. Жаль, что не был лично знаком и не смог сказать ему множество добрых слов. Очень был большой человек и большой писатель!
378
20.02.2006 20:56
жаль ушёл.... а мог бы ещё..
Engineer
20.02.2006 21:34
A почему Алексей, а не Александр Гарнаев и почему в сообщении Вы указаны, а реально Вас не будет? С уважением.
Joss
20.02.2006 22:11
C юмором писал.
Любимое место в главе о Ту-4 из книги "Испытано в небе":
...
- Чтобы, разговаривая по СПУ, избежать путаницы, приходится предусматривать даже такие на первый взгляд совершенно непринципиальные вещи, как, например, именование моторов своего самолета. Казалось бы, совершенно безразлично, как их называть: можно по номерам - слева направо по полету, -а можно и так: 'левый внутренний' или 'правый внешний'. Так вот, последний способ сразу же оказался неприемлемым по той простой причине, что бортовой инженер на 'ТУ-четвертом' сидит лицом к хвосту - 'задом наперед'. Поэтому-то, что для летчиков - левое, для бортинженера - правое. Отсюда и неизбежность путаницы, уточнений, переспрашиваний в самые для того неподходящие моменты и диалогов вроде нижеследующего:

Бортинженер. Командир!.. У левого внутреннего пульсирует давление масла.
Летчик (довольный своей сообразительностью). Понял. От тебя - левого, значит от меня - правого. Уменьшаю ему наддув. На центральном пульте - приготовиться к флюгированию правого внутреннего.
Бортинженер (со всей возможной поспешностью). Нет, нет! Я уже учел, что от тебя будет иначе. На левом - левом от тебя - пульсирует!
Летчик (раздражаясь). Какого же черта ты то учитываешь, то не учитываешь? Кажется, всего полчаса назад из-за этого ругались!
Бортинженер (обиженно). Вот я и учел, что надо учитывать. Чтобы больше не ругаться.
Летчик (внезапно утеряв желание выяснять, кто виноват). Ну, ладно, об этом на земле поговорим. Так на каком же моторе пульсирует давление масла?
Бортинженер (ледяным голосом). Ни на каком. Перестало..."

```````````````````````````````
Светлая память хорошему человеку.
Дмитрий
21.02.2006 12:17
А.Гарнаев: 20/02/2006 [19:43:27],
Александр Юрьевич, а какие "вкусные места" пришлось убрать из "Аэроузла", по совету М.Л.Галлая?Критическими замечаниями, уверен, вы не преминули воспользоваться.
И еще, по поводу "традиционной встречи со слушателями ШЛИ". Кто сегодня(кроме Васина В.П.)приходит на встречу?
AK
21.02.2006 18:00
"Ещё здесь забыли сказать, что я ныне являюсь председателем садово-дачного товарищества, и в отличие от ВСЕГО вышеназванного, ЭТО - то единственное, что мне может позволять упиваться властью!"

- ну в этом весь Галлай! в своём репертупре!


Выпьем, товарищи, за помин души Марка Лазаревича...
Oldeng
21.02.2006 18:44
Да, этот Человек своими книгами оставил глубокий след во многих авиационных душах. Полностью разделяя мнение BAMS, осмелюсь добавить: не только читать, но и стараться строить свою жизнь в авиации по принципам автора! Это бы многих объединило...
Со студенчества будучи покорен М.Л., несмотря на долгий авиационный век, так и не получил возможности личного общения, хотя много слышал о нем от лиц, хорошо знавших его по работе, и добавлявших новые краски в его образ. Он был и остается кумиром многих профессионалов и любителей авиации, да и просто книголюбов.
Справедливости ради: неточно изложив цитату, egineer ошибочно приписывает ее Марку Лазаревичу. Он сам называл ее автором Сергея Александровича Корзинщикова, и чужие лавры ему не требуются, хватает своих.
Вечная память и наша признательность М.Л. Галлаю!
инженерОТКуй
21.02.2006 19:32
Вечная память и признательность!
в 1992 году, познакомился еще школяром в стенах редакции журнала "ГА", потом когда приходилось пересекаться, на прощанье мне говорил, "желаю долгой и счастливой жизни в авиации" при этом упоминал что авиация это не только железо, но и способ и вид жизни человека
Engineer
21.02.2006 20:33
Был сегодня на открытии мемориальной доски М.Галлая. Из выступавших узнал А.Щербаков и, разумеется, В.Этуша. Еще был С.Микоян, супруга Галлая, генералы. Были телевизионщики с 1-го канала (см.Новости). Пожалел, что не взял фото. Зато взял автограф у А.Щербакова, который подписал взятую мной его книгу. Очень этому рад. Людей было совсем не много. Наверно, сейчас это не интересно. "Иванушки" собирают больше, и народ трясется от счастья.
Дмитрий
22.02.2006 09:44
По крохам собирал всю литературу, где упоминалось о Галлае. В обиде на на 1-ый отряд космонавтов. Нет ни одного упоминания в адрес Марка Лазаревича. Если я ошибся, сообщите.
Дмитрий
22.02.2006 10:02
Engineer 21/02/2006 [20:33:13]

Спасибо за сообщение, грустно...
Жалею что живу не в Москве. Примечательно, скромно как и сам М.Л.
RVP
26.02.2006 09:48

Oldeng:
Да, этот Человек своими книгами оставил глубокий след во многих авиационных душах. Полностью разделяя мнение BAMS, осмелюсь добавить: не только читать, но и стараться строить свою жизнь в авиации по принципам автора! Это бы многих объединило...
Со студенчества будучи покорен М.Л., несмотря на долгий авиационный век, так и не получил возможности личного общения, хотя много слышал о нем от лиц, хорошо знавших его по работе, и добавлявших новые краски в его образ. Он был и остается кумиром многих профессионалов и любителей авиации, да и просто книголюбов.
Справедливости ради: неточно изложив цитату, egineer ошибочно приписывает ее Марку Лазаревичу. Он сам называл ее автором Сергея Александровича Корзинщикова, и чужие лавры ему не требуются, хватает своих.
Вечная память и наша признательность М.Л. Галлаю!
21/02/2006 [18:44:25]
Хотел было сам написать, что-нибудь, но прочитав пост Oldeng, просто подписываюсь под каждым словом.
А по поводу "...Ещё здесь забыли сказать, что я ныне являюсь председателем садово-дачного товарищества...", вспомнил, как Туполев, однажды, просмотрев некую бумагу и изучив перечень, на пол-листа, своих должностей и званий, дописал в конце "Дед Юли" (или как там его внучку звали, жена-то точно Юлия...)и сказал при том, что другие его звания всем известны, а вот, что он еще и дед...
Я этот случай или у самого Марка Лазаревича прочитал или может у Кербера (АОшный конструктор при Туполеве)тоже замечательный человек и книжки прекрасные пишет...
Пока...
Всего всем...

Дмитрий
26.02.2006 10:35
Лекции "Прочность ЛА" в КуАИ читал бывший пилотажник, известный судья меж. кат. по высшему пилотажу- Тарасов Юрий Леонидович. Прекрасный лектор, всегда прежде чем начать тему, звучала фраза: "...Галлай это явление описывал так...", далее в двух словах описывался случай из книг М.Л., и вся тягомотная математика становилась более чем понятной !!!
В конечном итоге, кто не читал Галлая не могли образно представить явление, которое ставится в основу расчетов на прочность и методики летных испытаний.
Огромное спасибо Марку Лазаревичу !!!
RVP
28.02.2006 02:14
Дмитрий:
Лекции "Прочность ЛА" в КуАИ читал..."

А в каком году это было? Многие мои друзья (кому здоровья в летное не хвалило) там учились...
Дмитрий
28.02.2006 07:52
RVP 28/02/2006 [02:14:45]
Недавно, 13 лет назад.
RVP
01.03.2006 03:09
Дмитрий:
...Недавно, 13 лет назад...

Понятно... Разные весовые категориии...
Мои то, к 70 году прошлого века уже пооканчивали сие учебное заведение...

Oldeng
01.03.2006 10:33
2 RVP
Тогда это моя категория...
В упомянутые Вами годы Юрий Тарасов был аспирантом, еще летал за Волгой и руководил институтским АСК.
И его трепетное отношение к Галлаю - одно из проявлений его достоинств.
viet
01.03.2006 11:00
Преклоняюсь перед Марком Лазаревичем.
Первый раз услышал о нем в 4 классе.ПЕречитал книги
ЕГО по десять раз.
Сам 25 лет в Г.А.
НА " игрушке ; ИЛ-2 " Забытые сражения"
НА ла-5 смоделировал ЕГО полет с отказом двигателя точно по книге, ПОЛУЧИЛОСЬ.
В ПАМЯТЬ О НЕМ.
Lx
01.03.2006 13:39
Интересные книги интересного человека.
denokan
01.03.2006 14:23
"Через невидимые барьеры" и "Испытано в небе" - мои любимы книги. Марк Галлай - уникальная личность. Очень здорово, что память о нем живет!
Lx
01.03.2006 18:05
denokan:
> "Через невидимые барьеры" и "Испытано в небе" - мои любимы книги.
У Галлая - да. Дома есть эти две вещи в одной книге 1965 года издания. :)
Инженер-109
01.03.2006 18:24
человек, летчик, писатель - встречался с Галлаем всего раз - читал и читаю его книги. Жаль не знал об открытии доски
А.Гарнаев
01.03.2006 20:52
... и ныне о самом трагичном:

- сразу после открытия мемориальной доски Марку Лазаревичу, его вынесшая на своих хрупких плечах всю организацию этого мероприятия, верная супруга Ксения Вячеславовна умерла ...
denokan
02.03.2006 03:56
Lx:

denokan:
> "Через невидимые барьеры" и "Испытано в небе" - мои любимы книги.
У Галлая - да. Дома есть эти две вещи в одной книге 1965 года издания. :)
--------

У меня такая же есть. А в библиотеке Академии еще брал сборник его сочинений, там эти книги были нового издания и в них кое-что добавлено было, например, про испытания Ту-4 очень много нового. Довольно подробно рассказана история, как копировался он с Б-29.
RVP
02.03.2006 04:15
М-мда, .... Баланс добра и зла...
Окрыли мемориальную доску, но умерла Ксения Вячеславовна...
Умерла Ксения Вячеславовна, но их души снова вместе...
И теперь уже навеки...
Дмитрий
02.03.2006 08:10
Скорбим...Очень жаль..
Oldeng
02.03.2006 10:02
Ну что тут скажешь...
Вечная память им обоим...
AK
02.03.2006 12:35
Выпьем не чокаясь и за Ксению Вячеславовну.
Captain Plintus (Тояма Токанава)
02.03.2006 14:20
Светлая им память...А мне вот почему-то запомнилось, как в какой-то телепередаче Галлай очень сильно восхищался Гагариным, он особенно выделял высокие лётные качества Юрия: "Вы представляете, у него был 2й класс лётчика-испытателя! Это ведь не каждому дано! Это об очень многом говорит!" И ведущий (как бы не Э.Рязанов) его спросил: "А у вас-то какой класс был?" - " У меня-то был первый, но вы не сравнивайте, я-то профессиональный испытатель, для меня это не эаслуга, а вот Юра, он уже после своего полёта сдал на ВТОРОЙ класс лётчика-испытателя!... Какие люди были!
Airhorse
02.03.2006 21:17
Светлая память.Обоим.
Уходят Великие люди, а дела и книги остаются.
Но ветке-то не дадим погибнуть.
Пишите свои воспоминания, кто работал с Марком Лазаревичем, свои впечатления от прочитанных книг.

2 Captain Plintus (Тояма Токанава)
Да, хорошая была передача. Незадолго до смерти Галлая, по-моему.





RVP
03.03.2006 05:41
"Oldeng:
...Юрий Тарасов был аспирантом, еще летал за Волгой..."

Да места знакомые...
Летом 1964 года, мы с ребятами (Отрадненская ДСШ), прошли Жигулевскую "кругосветку", пешком по внутреннему кольцу. Начали из Рождественно. Я передовой группе был, т.е. первыми переправились на правый берег и там ожидали, пока остальные подтянутся... На вся жинь запомнилось: лежим на траве... лето... Волга... небо синее, облака белые... в небе самолеты... Тогда ЯКи-18...

Дмитрий
03.03.2006 08:56
Captain Plintus (Тояма Токанава):
"...Галлай очень сильно восхищался Гагариным..."

Сказано было в адрес Г.С. Титова, Марк Лазаревич больше симпатизировал ему. Ю.А. Гагарин хоть и дружил со многими летчиками-испытателями, но испытателем 2-го класса стал именно Титов.
А прочитав его книгу "Голубая моя планета.", почувствовал резкий контраст со стилем Галлая, у которого слова "партия, коммунизм и т.д." если и встретишь, то только как проходную ссылку. И опять же, ни одного благодарного слова в адрес Марка Лазаревича.
Oldeng
03.03.2006 12:44
2 RVP:
Вот-вот, именно тогда с раннего утра Ю.Тарасов со своими отправлялся на ту сторону в Рождествено, а я днем со своими - в Дубовую рощу на этой стороне. Оба мы представляли ДОСААФ, только он - в воздухе, а я - на трассе мотокросса. Хорошее было время, азарт молодости! И уже тогда - увлечение Галлаем, интерес к истории авиации (помните его призыв: "не забывайте этих имен, товарищи!"). Следуя высоким этическим принципам, он в своих книгах в щекотливых местах ограничивался упоминанием начальных букв фамилии, ну а подробности в виде типов АТ опускались по понятным причинам. Невольно тянуло разобраться, так кто же этот "летчик М." и что это за самолет (гибель Г.С.Молчанова при испытаниях первого серийного куйбышевского Ту-16), разобраться и в других описанных случаях. Так появилось стремление докопаться до истины, благо, бурное развитие авиации в те годы давало богатую пищу для таких исследований, а преемственность поколений позволяла непосредственно впитывать опыт и знания старших.
Так что и за это низкий поклон Марку Лазаревичу, за воспитание своими книгами уважения и интереса к нашему авиационному делу!
Всего хорошего!
denokan
03.03.2006 13:41
Хм, читал книгу Галлая о том, как он был инструктором первого тренажера первого космического корабля, и помнится, что он там именно Гагарина отмечал. Правда, читал давно, возможно, ошибаюсь.
Дмитрий
03.03.2006 14:02
"С человеком на борту".
MIG-21
03.03.2006 15:52
В детстве книгу "Через невидимые барьеры - Испытано в небе" знал практически наизусть. Ещё в нашей детской библиотеке была книга Марка Галлая "Особенности пилотирования реактивных самолётов", которую по малолетству осилить не мог. Как эта книга попала в наш поселок на 3 тыс. жителей в 60 км от железной дороги и только с аэродромом для Ан-2, которые иногда опыляли поля и леса - загадка.
Потом, учась в МАИ, присутствовал на вечере с Марком Галлаем в нашем ДК. Запомнились две его фразы. "Что вы там стоите немым укором? Проходите ближе!" - к стоящим у стены, т.к. места всем не хватило. "Что можно сказать об испытаниях самолёта на штопор? Работа опасная, примерно как у директора комиссионного магазина". На дворе стоял 81-й год.
Август 87-го. Слет авиационных самодельщиков в Москве. В конце участники заседали 2 дня в ДК НИИСУ. Присутствовал Марк Лазаревич. В перерыве я увидел его в фойе беседующим с Игорем Шелестом. Подошёл, сказал, что с детства читаю его книги и т.д., попросил расписаться на программке. Марк Лазаревич, перед тем, как расписаться, говорит: "Вот я распишусь на чистом листе, а вы сверху потом напишете: "Я, такой-то, обязуюсь вернуть такому-то такую-то сумму."
Если кто знает, где похоронен Марк Лазаревич - напишите
Oldeng
03.03.2006 16:13
2 MIG-21:
На Троекуровском кладбище.
MIG-21
03.03.2006 16:32
Oldeng
Спасибо
Дмитрий
22.03.2006 08:32
Уважаемые, обратите внимание! В 4-ёх публикациях С. Мороза (книга "М4/3М", монография в "Авиация и Время" и т. д.), об испытаниях и доводке 3М, вписаны канонические цитаты Марка Лазаревича. Очень яркое описание самих полетов на 3М. Машине сложной, и в то время недоработанной.
А ведь исторически сложилось, что при испытаниях в КБ Мясищева не было серьёзных летных проишествий.
И ещё, подскажите, в период работы Галлая в КБ Мясищева (54-58 г.г.), привлекался ли Марк Лазаревич к работам в ЛИИ? Где можно узнать? Заранее спасибо.
AK
22.03.2006 10:42
Дмитрий:
А ведь исторически сложилось, что при испытаниях в КБ Мясищева не было серьёзных летных проишествий.


Ну, не совсем верно.
25.08.1955 - катастрофа М4 на заводе 23, экипаж Пронина.
18.03.1958 - катастрофа М4 в ЛИИ (специальные лётные испытания на отказ системы управления), экипаж С.Ф.Машковского.
Сергей
22.03.2006 11:57
Благодаря Марку Лазаревичу утвердиля в поступлении в летное училище 1978 г.
Кто подскажет может, где его книги найти.
Дмитрий
22.03.2006 12:28
Здесь немного есть, и к сожалению самое последнее...
http://www.testpilot.ru/review ...
Дмитрий
22.03.2006 12:41
AK:

Согласен, спасибо. Но в этот период потери в строевых частях были в 4 раза больше.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru