Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реактивный автомобиль ГАЗ-ТР

 ↓ ВНИЗ

1234567

Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 01:56
Уважаемые форумчане!
Прошу вашей помощи в решении одной загадки из национальной истории техники.

В 1954 году на Горьковском автозаводе был построен рекордный автомобиль ГАЗ-ТР с двигателем ВК-1. Считается, что это первый в мире автомобиль с турбореактивной силовой установкой, не имевшей кинематической связи с ведущими колесами. Проектная скорость ГАЗ-ТР декларировалась как 800 км/час!
Имеются хроникальные съемки этой машины в окружении пионеров, которым конструктор Алексей Смолин рассказывает об особенностях своего детища. Также в старых советских киножурналах попадаются кадры проездов ГАЗ-ТР по дорогам общего пользования в окрестностях г. Горький. И, наконец, существует объективный контроль киногруппы автозавода, где рекордный автомобиль движется по ВПП некого аэродрома со скоростью порядка 80 км/час. В роли тест-пилота ГАЗ-ТР выступал чемпион СССР по автоспорту Михаил Метелев.
В многочисленных источниках (включая публикации великого автомобильного историка Льва Шугурова) указано, что ГАЗ-ТР, якобы, достигал скорости 300 км/час! При этом местом проведения испытательных заездов называется аэродром горьковского авиазавода №21 (ныне ОАО "Сокол").
Поведенный анализ показал, что в 1954 году ВПП горьковского авиазавода не соответствовала требованиям скоростных пробежек ГАЗ-ТР. Эту версию полностью поддерживал Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, бывший шеф-пилот авиазавода №21 Владимир Гаврилович Гордиенко. Более того, по его словам среди заводских летчиков никогда не обсуждалась тема "реактивного автомобиля". Это звучит странно: обычно подобные истории передаются из уст в уста и обрастают многочисленными "подробностями".
А тут – полная тишина...

Есть мнение, что ГАЗ-ТР мог испытываться на следующих аэродромах.
1. Авиабаза Саваслейка. Эта версия выглядит правдоподобной в силу географической и административной близости данного объекта к г. Горький. Попросту говоря, горкому КПСС и дирекции ГАЗа было бы несложно договориться с командованием военного округа об "аренде" ВПП для рекордных заездов.

2. Авиабаза Чугуев под г. Харьков. Начиная с середины 50-х годов и до конца существования СССР этот аэродром был "Меккой" советских авто-спортсменов. Здесь проводились многочисленные рекордные заезды. Но, в основном, машин украинской постройки (водители-конструкторы Никитин, Помогайбо, Лорент…). Про испытания в Чугуево ГАЗ-ТР информации нет.

Просьба откликнуться всех, кто что-то знает о месте и обстоятельствах испытаний рекордного автомобиля ГАЗ-ТР на аэродромах ВВС и ПВО СССР в период 1954 – 1956 гг.

С уважением, Андрей Крюковский.
Автор и режиссер телесериалов "Автомобили в погонах", "Погоня за Скоростью", "Колеса Страны Советов" (телеканал "Звезда»).
В 1996-2002 гг. – автор и ведущий телепрограммы "Мир Авиации" (телеканал "Культура").
flyby
Старожил форума
19.04.2015 06:37
Просьба откликнуться всех, кто что-то знает о месте и обстоятельствах испытаний рекордного автомобиля ГАЗ-ТР на аэродромах ВВС и ПВО СССР в период 1954 – 1956 гг.

очевидцами могли быть минимум 18-летние военные, которым сейчас минимум 79, которые вряд ли читают этот форум )))
konotop
Старожил форума
19.04.2015 07:40
http://wiki.zr.ru/%D0%93%D0%90 ...
Судя по этому материалу первые же ходовые на полскорости стали и последними. Водитель сломал себе палец на ноге и почти всю машину. Видимо причина, по которой произошла авария оказалась настолько зримой и убедительной, что далее работы не продолжались.


Уж не инструктора ли горкома партии сдуло с полосы реактивной струей??? После чего последовало замечание, что это не авто, а свихнувшийся керогаз!
болат балагур
Старожил форума
19.04.2015 07:58
Андрей Крюковский
Ты из Одессы ?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 10:27
Проектная скорость ГАЗ-ТР декларировалась как 800 км/час!


Подумалось, а статья из ЗР подтвердила: "Не удалось найти специальные шины, способные выдержать высокую скорость."

корвалол
Старожил форума
19.04.2015 11:16
Вот что "любопытно" из статьи:

"Любопытно, что англичане создали реактивный автомобиль только в 1960-м году, а американцы в 1964-м."

О чём это говорит? В то время шло развитие атомной промышленности, строились атомграды. Страна буквально с голой жопой сидела, шло послевоенное строительство. А тут? Тупые амеры и англичане, которые УМЕЮТ считать деньги, не брались за подобные непросчитанные вещи (точнее считали и не выбрасывали денег на ветер). А желание показать, что мы впереди, было сильнее, чем желание "подумать". Просто удивительно, кто выделил деньги на такую херь, когда шла экономия на всём и вся. Хотя....с большой долей вероятности так было:
-тов. Сталин, есть идея построить рекордный реактивный автомобиль, самый быстрый в мире.
- у капиталистов есть такой?
- нет, товарищ Сталин
- тогда стройте, утрём нос капиталистам.
А насчёт практического значения не задумывались, похрен на расходы, главное обжать. Мозгов на подумать совсем не было: мир давно гонки проводит, есть двигатели, почему не строят реактивный?
И вот одного "осенило": эти тупари не догадываются, что "рекорд" под носом лежит. Доложили Сталину, тот загорелся идеей. По-хорошему, за то что непродумали насчёт шин (это следствие того, что всё ДРАЛИ), надо бы на Колыму фантазеров....расстреливали и за меньшее. А сама ухватка "за идею" понятна. Есть алюминий (есть аэродинамические формы), есть содранный двигатель, подвеску от ЗиМа возьмём....и сделаем на удивление планеты всей самый быстрый автомобиль в мире. Поневоле задумаешься, кто здесь тупой.

Насчёт того, как он ездил по дорогам общего пользования, тоже любопытно. Пылища знатная была походу. К чему я? К тому, что совсем не считают народные деньги. Главное престиж, народ подождёт. А главное время выбрали....вот это самые настоящие вредители и есть. Не со злого умысла конечно, просто по тупости. Заглотили наживку....а там крючок, в виде отсутствия колёс.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 11:28
очевидцами могли быть минимум 18-летние военные, которым сейчас минимум 79, которые вряд ли читают этот форум )))

Я, естественно, имел в виду не очевидцев и участников испытаний. Обращаюсь к авиационным историкам. На этом форуме достаточно много тем, посвященным советским аэродромам и авиабазам. Может кто-то что-то от кого-то когда-то слышал...
олд
Старожил форума
19.04.2015 12:15
корвалол:

Рассуждения, подобные вашим уже где-то попадались на счет первого полета в космос. Там говорили, дескать зачем этот полет Гагарина, когда пол-страны живут в нищете и ездят на лошадях?
Это слова, которые сеют смуту и сомнения у людей, заставляют искать правды за рубежом. На Западе также были весьма чудные и бесполезные машины, что им теперь волосы на **пе рвать? В Валькирию американцы вложили миллиарды, а на выходе бесполезный самолет-пшик.
Дело не в самих достижениях, а в том используются ли потом практически эти наработки. Создание Ту-144 послужило началом для множества технических решений, которые потом были применены на Ту-160.
На счет этой легковой машины можно сказать, что использование ГТД на автомобилях ни где в мире себя не оправдало, ограниченное применение есть на карьерных самосвалах. Были попытки ставить ГТД на грузовиках и автобусах. Главные причины, мешающие использованию ГТД на автомобилях, это: чудовищная дороговизна самого двигателя, который на много дороже автомобиля с поршневым двигателем, высокий расход топлива, низкий КПД малоразмерных ГТД, практическая нецелесообразность использования реактвного двигателя на автомобилях, требование использования электрической или гидромеханической трансмиссии с турбовальным двигателем, плохая приемистость ГТД и длительный сброс газа, огромный расход воздуха и сложность его очистки при таком расходе, шумность двигателя и сложность организации выхлопа, использование теплообменников увеличивает массу и габариты двигателя, сводя на нет его достоинства.
На счет вредительства тема интересная, но она имеет и обратую сторону. Если разработка в единственном экземпляре рекрдного автомобиля еще ка-то может иметь смысл для применения наработок в дальнейшем, то нет оправдания тому, как в СССР снимали с производства удачные модели техники, заменя их импортом из стран-сателлитов. Примером тому может быть пролоббированное в совмине постановление о прекращениии производства автобуса ЗиЛ-127 и присоединение к Конвенции, где обозначен габарит транспортных средств по ширине в 2, 5м. И это при том, что серийно продолжали выпускаться автомобили МАЗ-200, КрАЗы с шириной по заднему мосту 2640мм, троллейбусы ЗиУ-5. Этот гнусный предлог с негабаритом по ширине стал тем двойным стандартом, который был выгоден прихлебателям из Венгрии, чтобы выведя из производства советский ЗиЛ-127, наводнить рынок СССР Икарусами.
А история с автобусом ЗиУ-6 с двигателем ЯМЗ-233, тоже является отголоском венгерского лобби в совмине СССР, когда производство самого удачного по схеме рядного шестицилиндрового двигателя в горизонтальном варианте для автобусов не было развернуто, вместо этого импортировались автобусы Икарус-55, 66, продолжался выпуск морально устаревших ЗиЛ-158В с бензиновым двигателем, новый ЛиАЗ-677 уже в 1967 году был фактически днем позавчерашним.
Вот где настоящее вредительство, когда ради так называемой дружбы народов были преданы государственные интересы. Вообще, Россия почему-то во все времена отличалась каким-то самоотречением, помогала всяким прихлебателям. А те продавали свою "дружбу" в обмен на обещания не дружить с врагами России и в обмен на российский рынок.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 12:22
Спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу.
К сожалению ваши комментарии ориентируются на "базовую" версию истории ГАЗ-ТР. Ее лет тридцать назад изложил Лев Шугуров, после чего она была растиражирована в бесчисленных "вторичных источниках".
"По Шугурову" дело было так: после серии пробежек по шоссе, гонщик Метелев вывел ГАЗ-ТР на ВПП горьковского авиазавода. Двинул РУД, разогнался до некой(?)высокой скорости, врезался в препятствие(как вариант - в корову!), разбил машину и сломал палец. После этого автомобиль не восстанавливался, а его обломки были сданы в музей ГАЗа. Особо указывалось на наличие тормозного парашюта, который, якобы, позволял проводить заезды на относительно коротких ВПП.
Более поздние и глубокие исследования показали следующее.
1. Испытания ГАЗ-ТР проводились, как минимум, до 1956 г.
2. В личной карточке рекордсмена М. Метелева имеется запись 303 км/час, датированная 1956 годом.
3. Другие данные по максимальной скорости - 250 км/ч (источник - моторист, обслуживавший ГАЗ-ТР)
4. На ГАЗ-ТР не был установлен тормозной парашют. Для контейнера там просто нет места.
5.Обломки, хранящиеся в музее завода ГАЗ, не соответствуют всем известным фотографиям машины. Значит, она восстанавливалась и модифицировалась.
6.Ко времени первого заезда новая ВПП авиазавода №21 еще не была введена в эксплуатацию, а старая в принципе была непригодна для испытаний реактивного автомобиля (источник - монография "Летчики, Испытания, Самолеты", Н.Новгород, 2005 г. а также воспоминания шеф-пилота 21-го завода Гордиенко В.Г.)
Вполне возможно, что в 1955-1956 гг. испытания ГАЗ-ТР проводились уже на новой ВПП, но нас прежде всего интересует первый заезд, закончившийся аварией. Где он мог состояться?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 12:33
корвалол:

Вот что "любопытно" из статьи:

"Любопытно, что англичане создали реактивный автомобиль только в 1960-м году, а американцы в 1964-м."

О чём это говорит? В то время шло развитие атомной промышленности, строились атомграды. Страна буквально с голой жопой сидела, шло послевоенное строительство. А тут? Тупые амеры и англичане, которые УМЕЮТ считать деньги, не брались за подобные непросчитанные вещи (точнее считали и не выбрасывали денег на ветер). А желание показать, что мы впереди, было сильнее, чем желание "подумать". Просто удивительно, кто выделил деньги на такую херь, когда шла экономия на всём и вся.


Экспериментальные гоночные автомобили на ГАЗе строили и до этого экземпляра. А так-же на ЗиСе и некоторых авторемонтных заводах.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 12:33
Андрей Крюковский
Ты из Одессы ?

Нет, я из Москвы.
Но дальние родственники в Одессе, наверное, есть...
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 12:40
Экспериментальные гоночные автомобили на ГАЗе строили и до этого экземпляра. А так-же на ЗиСе и некоторых авторемонтных заводах.

Я хочу уточнить и подчеркнуть: речь идет о рекордном автомобиле с турбореактивным двигателем ВК-1А от МИГ-17. Ничего подобного не было ни у ЗИСа, ни у кого либо вообще в мире...
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 13:40
2 Андрей Крюковский

Я хотел сказать, что гоночные автомобили с "люминиевыми" кузовами Смолин делал и до ТР. Насчет газовых турбин ошибся, Пионер-1 был построен в 1961. В остальном Вы правы: это был первый в мире автомобиль с реактивным движителем от струи ТРД.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 14:00
Еще раз формулирую свою просьбу: известно ли кому-то из Магистров Истории Авиации про испытания реактивного автомобиля на одном из советских аэродромов в период 1954-1956 гг.?
И еще просьба!
Можете научить, как к посту прикрепить фото?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 14:21
Можете научить, как к посту прикрепить фото?


Прикрепить к посту - никак. Можно только разместить на фотохостинге типа Радикала и дать ссылку на него
кое_кто_где_то_там
Старожил форума
19.04.2015 16:25
олд:


продолжался выпуск морально устаревших ЗиЛ-158В с бензиновым двигателем, новый ЛиАЗ-677 уже в 1967 году был фактически днем позавчерашним.



очень удачная модель городского автобуса 60-х годов
достаточно передовая - автоматическая коробка передач, гидромеханическая трансмиссия, подвеска на пневмобаллонах.

Очень плавный ход, очень теплый салон (особенно ценно для Сибири)

Явный недостаток этого автобуса - слабоватый двигатель и как следствие большой расход

У нас зимой достаточно прохладно и когда влезаешь даже в новый современные автобусы, с точкой вспоминаешь теплый "луноход". Кстати, в Лиазах замой кондукторы никогда не одевали перчатки, в во всех современных, которые ползают у нас зимой сейчас - кондукторы не только в перчатках, но и сами как колобки от кофт и шуб
олд
Старожил форума
19.04.2015 18:19
кое_кто_где_то_там:

Перестаньте ностальгировать по этому автобусному недоразумению ЛиАЗ-677. В 1969 году начат выпуск МБ О305, по сравнению с ним как раз скотовоз - позавчерашний день.
Дровасекас
Старожил форума
19.04.2015 18:31
Надо же, а я даже и не знал, что в СССР пытались сделать что то подобное(автомобиль с двигателем от самолёта).
В одной из статей Бизнес&Балтия, есть упоминание о проводимых испытаниях гоночного автомобиля, марки ГАЗ-ТР по дну солёного озера Баскунчак.
Данная статья приводилась в издании за 2001 год, номер 226(1859).

http://arhiv.bb.lv/index.php?p ...
корвалол
Старожил форума
19.04.2015 19:03
олд:

корвалол:

Рассуждения, подобные вашим уже где-то попадались на счет первого полета в космос. Там говорили, дескать зачем этот полет Гагарина, когда пол-страны живут в нищете и ездят на лошадях?
Это слова, которые сеют смуту и сомнения у людей, заставляют искать правды за рубежом. На Западе также были весьма чудные и бесполезные машины, что им теперь волосы на **пе рвать? В Валькирию американцы вложили миллиарды, а на выходе бесполезный самолет-пшик.
Дело не в самих достижениях, а в том используются ли потом практически эти наработки.

А рассуждения, подобные вашим (и таковые же действия) привели в конце концов к распаду страны. Грубо говоря - ПУПОК РАЗВЯЗАЛСЯ. Именно наличие огромной армии дармоедов-пропаг.ндонов (не Вас имею в виду), подменяющих РЕАЛИИ подобными мифическими реляциями (всевозможными рекордами ради рекордов, без учёта уровня жизни населения), привело в конце концов к краху. Не то, чтобы они все деньги проели ЛИЧНО, просто самый способ экономики был чрезвычайно затрачен, способ основанный на ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВЕ, пускании пыли в глаза, не считаясь с расходами. Это так, лирическое отступление для тех, у кого ещё остались розовые очки по поводу прошлого. Кто знал действительность по передовицам и программе "время".
Конкретно к нашему случаю. Во всём мире ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ разработки ведутся так, чтоб вложенные в них средства постепенно осваивались в СЕРИИ. Неважно что это будет: тормоза керамические, углепластик, усовершенствование организации процесса горения в двигателе, выхлопная система или любое другое исследование. Именно ИССЛЕДОВАНИЕ, разработка НОВОГО, ПЕРЕДОВОГО. У нас ДРАЛИ, инженерная мысль была очень слаба. Всё искусство "блоху подковать" строилось от нищеты. Заменяли как могли несуществующие технологии, химсоставы и прочее "аналогами", естественно худшего качества. Ведь лицензий (в подавляющем большинстве случаев) не покупали. Разведка доставала "образец" и по нему лепили....старясь сделать "на уровне мировых образцов". К чему это привело, теперь глянем на данном конкретном примере. Отучившись думать и привыкши всё на свете драть, прикинули: удобообтекаемую форму сварганим, продуем в трубе...худо-бедно коэффициент 0, 15 - 0, 18 получим. Тяга больше двух тонн, такшта в 800 км/час вписываемся....продувки показывают, что БЕЗ НАПРЯГА. За этой "радостью полные штаны" совсем забыли....что если самолёт можно продувать и ему всё равно: он неподвижен - воздух обтекает, или он движется - воздух неподвижен, автомобилю далеко не всё равно. А то, что "не нашлось таких шин" говорит только об одном - понятия не имели, что шины разлетятся на этих скоростях, ибо не разрабатывали, а привыкли драть. Потом глаза продрали: мать честная, а у супостата-то тоже нет таких шин....драть-то неоткуда, свои не умеем разрабатывать...а "там" тоже нет. Им повезло, что Сталин умер, за такой ТУПОЙ прокол, расстрелял бы нах всех рекордсменов.
Это именно халатность от тупости. Прежде чем шапкозакидательством заниматься, надо было от ШИН начинать плясать, идти СНИЗУ ВВЕРХ, а не с верху вниз.
В сухом остатке что имеем? Выброшенные псу под хвост деньги. Один этот проект разумеется не разорит страну, а такая СИСТЕМА вполне себе разорила. Продолжу.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 19:05
2 Дровасекас:

Надо же, а я даже и не знал, что в СССР пытались сделать что то подобное(автомобиль с двигателем от самолёта).
В одной из статей Бизнес&Балтия, есть упоминание о проводимых испытаниях гоночного автомобиля, марки ГАЗ-ТР по дну солёного озера Баскунчак.
Данная статья приводилась в издании за 2001 год, номер 226(1859).

http://arhiv.bb.lv/index.php?p ...

Старик Мюнхгаузен съел бы от зависти собственные ботфорты, прочитав такие... ФАНТАЗИИ.
В одну кучу свалено все, что АВТОР где-то слышал про историю советского автомобиля.
За такими СПЕЦИАЛИСТАМИ - будущее!!!
корвалол
Старожил форума
19.04.2015 19:07



Нисколько не удивлён, что ОЧЕНЬ много народа просто не понимает произошедшего в силу....ну...не очень высокой технической грамотности. Превалирует азарт, как на футболе: обыграть, обжать, показать им кузькину мать, "мы первые". Забили гол (запустили ракету скажем): ура. Оно конечно ура-то ура....а СОЗДАТЕЛИ техники в бараках живут....а детишки одежду друг за другом донашивают....а....продолжать бесконечно можно. Реальное улучшение ровня жизни "подслащивалось" таким вот примерами, где народ действительно гордился.
Понимаю прекрасно, что говорю в пустоту и тех, кто "наглухо" обработан пропагандой не переубедить. Сразу начнётся: а вот у них тоже....психи вон за штурвалами - сайдстиками. Не хочу в пропаганду ударяться, но чисто технически наша база была убогой.
Восхищаться можно только тому, что на этой убогой базе получалось строить то, что строили.
Оснащение лабораторий и оборудования всевозможных НИИ было никакое. Сверхчудом был приобретённый за валюту электронный микроскоп из Японии....короче самих себя можно и нужно критиковать, тем более по делу. С шинами тут явная промашка вышла, до того нелепая..что даже не знаю, с чем и сравнить. Ну например (фантазия): разработали прекрасный костюм, подобрали ткань, нитки, пуговицы...подкладку. Хвать..ан иголок-то и нет, чем шить? Не изобрели ещё. Все лекала, тряпки, нитки - на свалку. На этом примере можно видеть всю нелепость произошедшего.
Кто в теме (темах) прекрасно знает, сколько опытных образцов было "на приколе". То этого нет, то того....это "опередил своё время", а тот просто устарел в процессе разработки. И таких вот проектов, где "не смогли подобрать шины", вагон и маленькая тележка. Обыватель про них не знал. В программе время о деньгах, категории "псу под хвост" не сообщалось. Именно о нелепо растраченных деньгах. Одно дело исследования, поиск...там удача не гарантирована, метод проб и ошибок. Другое дело, когда "иголок" или "шин" не оказалось.
А "обработанные пропагандой" до сих пор не поймут отчего и почему. Думают сцуко горбач их предал. Это так конечно, но он вбросил семена во вспаханную и удобренную почву....там уже от фамилии генсека ничего не зависело.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 19:11
Вот здесь выложено несколько фото испытаний ГАЗ-ТР.

https://cloud.mail.ru/public/5 ...
https://cloud.mail.ru/public/3 ...

Уважаемые Магистры!
Опознайте в них, пожалуйста, ВПП 21-го авиазавода. Или - Саваслейку. Или - Чугуево.
Или....
Короче, игра "Что? Где? Когда?" продолжается! :)
Подполковник ВВС
Старожил форума
19.04.2015 19:40
Или - Саваслейку.
------

99 проц - нет.

Дровасекас
Старожил форума
19.04.2015 20:09
Старик Мюнхгаузен съел бы от зависти собственные ботфорты, прочитав такие... ФАНТАЗИИ.
В одну кучу свалено все, что АВТОР где-то слышал про историю советского автомобиля.
За такими СПЕЦИАЛИСТАМИ - будущее!!!
=====
Андрей Крюковский:
Жаль если так.
flyby
Старожил форума
19.04.2015 20:10
Андрей Крюковский:

Вот здесь выложено несколько фото испытаний ГАЗ-ТР.

https://cloud.mail.ru/public/5 ...
https://cloud.mail.ru/public/3 ...
Уважаемые Магистры!
Опознайте в них, пожалуйста, ВПП 21-го авиазавода. Или - Саваслейку. Или - Чугуево.

не магистр, но похоже, что колёса у него от миг-17, у которого скорость отрыва километров 250, не? километров 400 могли бы и выдержать...
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
а вот зачем этому аппарату крылышки вместо антикрылышков?

зы: Андрей Крюковский, а как вы думаете аэродром по представленым фото определить?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 20:11
2 Андрей Крюковский

Встречалась информация, что Смолин пришел на ГАЗ с 21-го авиазавода. Если это так, то там и нужно искать следы.
P.S. Почему Вы уверены, что на ГАЗ-СГ3 не было тормозного парашюта?
SIA
Старожил форума
19.04.2015 20:14
По состоянию шин - на 99% соляное озеро. Баскунчак или, что менее вероятно, Эльтон.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 20:16
Продолжаем исследовательскую работу! :)
На заднем плане двух фото видны довольно крупные здания и высокая труба (котельная?)
На фотографиях аэродрома 21-го завода подобные сооружения отсутствуют.
Еще один момент.
Фотография с проездом машины (там где надпись "Гоночный автомобиль с реактивным двигателем") отретуширована. Стерто что-то высокое и темное. Может быть башня КДП?
А вот еще одна загадка для продвинутых авиаторов.
Пока ГАЗ-ТР катался по дорогам общего пользования, у него была установлена длинная штанга ПВД. Это хорошо видно на кадрах кинохроники (например в моем фильме "Погоня за Скоростью", ТК "Звезда", 2010 г).
Как только машина попала на аэродром, ПВД исчез! Осталось только крепежное отверстие в носовой части. Странно: ПВД как раз и нужен при достижении "авиационных" скоростей. Почему же его сняли?!
Еще одна деталь: на горизонтальных плоскостях ("крылышках") имеются некие управляемые аэродинамические поверхности. Что это? Воздушные тормоза? Или рули высоты, прижимающие машину к полосе? Значит, была некая система управления этими органами? Никто из автомобильных историков на эти детали никогда не обращал внимания.
Короче, ГАЗ-ТР это Большая Загадка на стыке авиационной и автомобильной истории.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 20:26
2 flyby:
Андрей Крюковский, а как вы думаете аэродром по представленым фото определить?

Так ведь это и есть Высший Пилотаж!
Жду мнение Асов! :))))))
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 20:27
Так может то и не ПВД вовсе было. А например, какое-нибудь приспособление для буксировки. Что-то мне подсказывает, что по дорогам общего пользования его таскали, нежели он летал своим ходом.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 20:31
2 retro_80-th:
Что-то мне подсказывает, что по дорогам общего пользования его таскали, нежели он летал своим ходом.

Вы ошибаетесь: ГАЗ-ТР катался по Московскому шоссе в окрестностях Горького своим ходом.
Посмотрите мой фильм "Погоня за Скоростью". В Сети его очень легко найти (заранее извиняюсь за качество пиратских копий)
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 20:36
2 SIA:
По состоянию шин - на 99% соляное озеро. Баскунчак или, что менее вероятно, Эльтон.

Баскунчак в истории советского автоспорта появился только в 1961 году, спустя 7 лет после описываемых событий. Кроме того, Вас не смущают бетонные плиты ВПП?
Я не слышал, чтобы ими мостили соляное озеро
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 20:58
Андрей Крюковский:

Вы ошибаетесь: ГАЗ-ТР катался по Московскому шоссе в окрестностях Горького своим ходом.
Посмотрите мой фильм "Погоня за Скоростью". В Сети его очень легко найти (заранее извиняюсь за качество пиратских копий)

А как он попадал на это самое Московское шоссе?
Яндекс Карты говорят мне, что до него нужно проехать по проспекту Ленина, на перекрёстке повернуть на улицу Новикова-Прибоя и далее по Удмуртской и Кузбасской. Между Удмуртской и Кузбасской мост через железнодорожные пути, а выезд с Кузбасской на Московское шоссе через транспортную развязку. Весь путь около 10 километров.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 21:19
2 retro_80-th:
А как он попадал на это самое Московское шоссе?

Коллега! Ну эта ремарка уже вообще ни о чем... ((((
Загружали болид в кузов "газона", отвозили на мерный участок идеально прямого Московского шоссе, скатывали из кузова по двум двухдюймовым доскам...
Я ничего не хочу Вам доказывать. За меня все доказывает кинохроника. Где её можно посмотреть - я уже писал.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 21:37
2 Андрей Крюковский

Встречалась информация, что Смолин пришел на ГАЗ с 21-го авиазавода. Если это так, то там и нужно искать следы.
P.S. Почему Вы уверены, что на ГАЗ-СГ3 не было тормозного парашюта?

Про парашют: посмотрите, пожалуйста, на фото и укажите место размещения контейнера.
На 21-м заводе информация о Смолине в контексте ГАЗ-ТР отсутствует.
Еще раз повторяю свою просьбу: может ли кто-то помочь в определении МЕСТА проведения испытаний рекордного автомобиля?
Подполковник ВВС
Старожил форума
19.04.2015 21:53
"Еще раз повторяю свою просьбу" по фото, Саваслейку вычеркивайте.
GenB
Старожил форума
19.04.2015 22:01
Андрей Крюковский - зарегистрированный пользователь
Старожил
форума

Андрей Крюковский:
Я, естественно, имел в виду не очевидцев и участников испытаний. Обращаюсь к авиационным историкам. На этом форуме достаточно много тем, посвященным советским аэродромам и авиабазам. Может кто-то что-то от кого-то когда-то слышал...

19/04/2015 [11:28:33]

Ну а почему бы не обратиться к очевидцам.?
Я, конечно, ГАЗ-ТР воочию не видел, но подобную хрень у нас, как раз в Чугуеве году так в 83-84-м испытывали Харьковские студенты ХАДИшники.
Был у нас в музее ХВВАУЛа старый списанный МиГ-19. Вот они выпросили разрешение начальника снять один двигатель, списаный конечно, но рабочий, и за зиму склепали у себя в ХАДИ какое-то жалкое подобие "Голубого пламени" Тогда эта машина на соляных озерах Америки вроде как сверхзвук пробила. Может быть "Голубая стрела"или "Голубая молния"-не помню.
Весной выволокли ребята этот пластиковый хлам к нам в Чугуев на испытания. Ну, вид само собой -Джейм Бонд отдыхает, раскраска вообще супер, только, говорят металические колеса для побития рекорда скорости пока не готовы, - на резиновых до 360-ти разгонимся -чисто движок проверить, а к лету колеса подгоним и "голубое пламя" пригнем.
Ну, в общем АПА подогнали, движок на ВПП запустили, оборотики добавили, он быстренько свои пластиковые воздухозаборники всосал со всеми вытекающими, и поехали наши рекордсмены лопатки менять. Больше я их не видел. Аппарат назывался ХАДИ-19, если память не изменяет, хотя цифру может быть и путаю. Движок точно был с МИГ-19.
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 22:05
Андрей Крюковский:

Про парашют: посмотрите, пожалуйста, на фото и укажите место размещения контейнера.


Известных фото для этого недостаточно.
Остановить такой автомобиль со скорости 800 км/ч можно только тормозным парашютом (по крайней мере, на начальном этапе торможения). ИМХО, Смолин был не так глуп, как его пытаются представить некоторые.


Загружали болид в кузов "газона", отвозили на мерный участок идеально прямого Московского шоссе, скатывали из кузова по двум двухдюймовым доскам...


Спасибо, понятно. Но ПВД автомобилю (даже такому) совершенно ни к чему. Скорость прекрасно считывается с вращающегося колеса.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 22:11
2 retro_80-th:
Воистину: Смолин был не глуп! Может быть именно поэтому он понимал, что на ГАЗ-ТР скорости выше 300 км/час достигнуть невозможно?
Что касается ПВД: он устанавливались практически на всех рекордных авто. Посмотрите, например, фото ХАДИ-7. Или "Синего пламени"
Демпфер
Старожил форума
19.04.2015 22:13
Андрей Крюковский: Вот здесь выложено несколько фото испытаний ГАЗ-ТР.

А на фото где заправляют из бочки "болид" виден номер "газона".
Это областной Горьковский номер?
А вдруг местный, где аэродром?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 22:34
Андрей Крюковский:

2 retro_80-th:
Воистину: Смолин был не глуп! Может быть именно поэтому он понимал, что на ГАЗ-ТР скорости выше 300 км/час достигнуть невозможно?


Ну почему? Ведь создавался ТР как раз для побития мирового рекорда скорости 634, 26 км/ч. А иначе зачем было городить такого монстра?
retro_80-th
Старожил форума
19.04.2015 22:44
2 GenB

Автомобиль тот назывался ХАДИ-9

http://www.ussr-autosport.ru/r ...

http://autohis.ru/sovietauto/k ...
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 22:54
2 Демпфер:

А на фото где заправляют из бочки "болид" виден номер "газона".
Это областной Горьковский номер?
А вдруг местный, где аэродром?

Номер на "газике" принадлежит КБ Горьковского автозавода.
Это машина из опытной, "досерийной" партии (обратите внимание на задние фонари. На штатных ГАЗ-69 они другие).
Традиционно на ГАЗе опытные экземпляры автомобилей передавали "в обслугу", где их в реальных условиях эксплуатации "укатывали" до полной выработки ресурса.
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 23:04
2 Подполковник ВВС:

"Еще раз повторяю свою просьбу" по фото, Саваслейку вычеркивайте.

Да, придется вычеркнуть...
Вокруг, к сожалению, не наблюдается дремучих Муромских лесов... :(((
Хотя... Быть может , их отретушировали по соображениям секретности?
Это я так, хватаюсь за соломинку...
Уж больно красивым был бы вариант со Саваслейкой: г. Горький рядом, военный округ - собственный, все партийное, государственное и военное начальство в одной бане парится :)
Ну, а тогда что это? Полоса 21-го завода? Чугуево? Секретный аэродром за Кукуйкинымы Горками???
Андрей Крюковский
Старожил форума
19.04.2015 23:23

2 retro_80-th:

Ну почему? Ведь создавался ТР как раз для побития мирового рекорда скорости 634, 26 км/ч. А иначе зачем было городить такого монстра?

Алексей Смолин был профессиональным конструктором и, видимо, трезво понимал: с кондачка мировой рекорд не взять. По моему мнению ГАЗ-ТР был не более, чем агрегатоносителем. На этом "рабочем муле" собирались отработать ПРИНЦИПЫ построения рекордного болида на реактивной тяге.
Естественно, без "спецколес" за 350 км/час перебраться было невозможно. Не решены были вопросы динамики и управляемости сверхскоростного автомобиля. Подвеска от ЗИМа стала лишь паллиативным решением. Отсутствие тормозного парашюта (готов биться на дуэли, что его НЕ БЫЛО!) также резко снижало предельную скорость машины.
И снова я повторяю свой вопрос!
Помогите найти место проведения испытательных заездов.
Вне контекста о реальных достоинствах и недостатках этой машины.
Андрей Крюковский
Старожил форума
20.04.2015 01:35
2 GenB:


Ось це добре!
"Я не знаю, як пан Пасюк вкрав коня, але бачив як його дружина прала білизну."
Перевожу: про ГАЗ-ТР я ничего не знаю, зато видел испытания ХАДИ-9!!!
Ну, да ладно. Хотите про ХАДИ-9 (а не про "19", как Вам почудилось) – я готов!
Эта машина c 1970 по 1983 г. была для студентов Харьковского автомобильно-дорожного института стимулом получения престижной профессии и символом светлого будущего советского автопрома. Ребята придумывали, пробовали, ошибались, находили, огорчались, радовались... Короче, жили полноценной, интересной, насыщенной жизнью, чего я и нам всем желаю.
Хотел ли их шеф и наставник Владимир Никитин побить мировые рекорды? Наверное, в глубине души, хотел. Но, о при этом, он прагматично понимал: его сверхзадача не врезать под дых супостатам-капиталистам, а подготовить для отечественной промышленности профессиональных конструкторов, технологов, испытателей. И ХАДИ-9 был отличным инструментом для достижения данной цели.
Говорите, что при первой же гонке двигателя РД-9БФ он сгреб с полосы все, что попалось на пути? Возможно, так и было. Но потом Вы, видимо, пошли попить ПЫВА и не досмотрели спектакль до конца.
А дальше было так: на протяжении нескольких лет ХАДИ-9 гоняли на резиновых колесах (до стальных, скоростных, дело так и не дошло) на разных режимах. Не для рекорда, а чтобы студенты и студентки чувствовали свою причастность к чему-то необычному, футуристическому, выходящему за рамки обыденности. Согласитесь, Господин Старожил , это много стоит. Нет?
Но это еще не всё.
В 1983 году ХАДИ-9 под псевдонимом "Игла 02SR" передали на съемки художественного фильма "Скорость" (киностудия "Ленфильм", реж. Д. Светозаров, в главных ролях Алексей Баталов и Дмитрий Харатьян).
Не буду утомлять форумчан сюжетом этого вполне приличного кино. Скажу лишь одно: в процессе съемок на озере Баскунчак ХАДИ-9 достиг скорости свыше 400 км/час! Имеется объективный контроль заездов, но... без участия спортивных комиссаров. Откуда им было взяться на съемочной площадке? :(((
Именно заезды на соляном плато показали высокий потенциал машины. Но съемочной группе были нужны не рекорды, а эффектные кадры.
Справедливости ради надо сказать, что если в начале работы над проектом у ХАДИ-9 были (при идеальных условиях поддержки проекта) шансы на мировой рекорд, то к началу 80-х эти мечты разбились о реальность. Американцы взяли "на колесах" звуковой барьер и советская машина не могла тягаться с их "Budweiser Rocket".
После окончания работ над фильмом сильно потрепанную "ракету" (киношники умеют "убивать" реквизит) вернули в ХАДИ. Потом болид был передан на хранение в Рижский автомузей. Затем снова возвращен в уже незалежную Украину. Где и сгинул, поскольку никому в этой стране не был нужен.
Мораль этой печальной сказочки такова.
Да, у НАС (СССР, Россия, Украина…) мало уделяли внимания имиджевым проектам в автомобильном спорте. Но это не повод гнобить и козлить память о попытках участвовать во всемирной Погоне-за-Скоростью.
Подумайте над этим, уважаемый Старожил GenB
SIA
Старожил форума
20.04.2015 04:46
2 SIA:
По состоянию шин - на 99% соляное озеро. Баскунчак или, что менее вероятно, Эльтон.

Баскунчак в истории советского автоспорта появился только в 1961 году, спустя 7 лет после описываемых событий. Кроме того, Вас не смущают бетонные плиты ВПП?
Я не слышал, чтобы ими мостили соляное озеро


Не особо смущает, т.к. сам в детстве видел похожий съезд как раз в Баскунчак, и именно из плит. Другое дело, что уж больно они горизонтальные и ровные.
На боковинах протектора явный белый налет, он очень характерен.
кое_кто_где_то_там
Старожил форума
20.04.2015 07:35
корвалол:


Не хочу в пропаганду ударяться, но чисто технически наша база была убогой.



бред сивого мерина в ясную лунную ночь
Последние лет 5 часто сталкиваюсь с забугорными человеками, которые по научному обмену приезжают к нам (а наши едут к ним). Срок -3-4 месяца, обычно тема согласуется заранее.
Приезжие обычно везут свой комплект приборов, с нашей стороны - наш, и совместные измерения для сравнения результатов и приведения опубликованных статей к единому знаменателю. Да, частенько разные методики измерений.

Забавно иногда наблюдать реакцию иностранцев на наши приборы. Например, разбавитель аэрозоля. Заграничный - сложнейший достаточно габаритный прибор, обеспечивающий разбавление в заданном соотношении. Когда в ходе работы он стал косячить - заменили нашим.
Иностранцы были в шоке - все их супер достижение было заменено двцми металл стаканчиками, трубочкой, ниткой и кусочком фильтра. Результат аналогичный по точности. Только импортный прибор стоит порядка 24 тыс евро, а наше изделиЁ - пару евро (ценам на импортные приборы для науки не удивляйтесь - ноу-хау + новейшие достижения + крайне малая тиражность = ОЧЕНЬ высокая цена)
кое_кто_где_то_там
Старожил форума
20.04.2015 07:47
импортные суперфильтры для получения чистого воздуха (размер частиц не более 10 нанометров, количество не более 3-5 штук на кубометр) прекрасно заменяются нашими ... противогазными коробками выпуска 60-70 годов (на складе ГО еще со времен СССР лежит несколько тысяч их)

http://topwar.ru/61010-mify-ss ...

Наше оборудование и приборы часто не только не уступают по характеристикам, но и превосходят зарубежные.

Однако все выпускаемое в СССР и большая часть современного российского оборудования
часто имеет абсолютно ублюдочный дизайн, расцветка - защитный зеленый цвет.
И этот факт используется (особенно нашими СМИ) для агрессивной пропаганды - типа мы ничего делать не умеем
GenB
Старожил форума
20.04.2015 07:54
То Андрей Крюковский

Андрей,
Во-первых, не надо здесь упражняться в своем продвинутом украинском. Ваш пятый уровень никому не нужен. Я живу под Москвой и прекрасно понимаю по- русски.
Во-вторых, не надо мне ссылки пересказывать - я их уже прочитал.
Что же касается "гнобить и козлить память о попытках...", - сказано сильно, в духе современной журналистики. У нас здесь свободный форум, что своими глазами видел, то и написал. Не в тему, ну что ж, форум тоже не автомобильный.
О своем отношении к этим попыткам, скажу, что ( это, конечно же, мое личное мнение) смотрелось это все очень убого. Технология сборки этой ХАДИ-9 не отличалась от той, по которой в то время пионеры в кружках картинги собирали. Кроме раскраски все смотрелось довольно убого и заявка на рекорд смотрелась очень не убедительно. Кроме того, мы в то время служили инструкторами в Чугуеве ( не знаю о каком Чугуево вы говорите, - город называется Чугуев) и у нас каждый девятнадцатилетний пацан-курсант по пять раз на день раз гонялся на земле до скорости 380 км/ч и примерно с такой же скорости потом тормозил до полной остановки. Берите МиГ-21, крылья подрежьте, да и гоняйте по полосе, чего огород то городить четырнадцать лет. Вот нравится вам или нет, а отношение было такое.
Помогли эти ребята в будущем нашему автопрому или нет, - не знаю. Но, судя по состоянию Автопрома, - думаю, что нет.
И давайте договоримся сразу не заниматься здесь воспитанием друг друга. Все здесь люди взрослые, все живут как умеют. Я, например, что думаю, то и пишу. Извините, если обидел.
1234567




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru