Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Неизвестная вынужденная посадка ИЛ-18

 ↓ ВНИЗ

12

Николаi
Старожил форума
14.10.2013 05:56
Здравствуйте уважаемые! Этот вопрос задал в ветке http://www.forumavia.ru/forum/ ... но ответов нет, поэтому рашелся на тему.
Я к авиации абсолютно никакого отношения не имею, и летел-то всего 3 раза но вот как раз в связи с этим у меня и вопрос, но сначала предыстория:
15-17 мая 1969 года я после дембеля (извиняюсь за жаргон) летел домой в Свердловск из аэропорта Борисполь на ИЛ-18. Во время полёта один за другим остановились два двигателя на правом крыле, причём первый большой вероятно пытались запустить и он загорел. Вскоре остановился и третий двигатель - на левом крыле. Самолёт снижаясь летел вдоль большой реки, как потом оказалось, это была Волга. Мы благополучно сели на какой-то, как вроде деревенский аэродром. В уме крутится что-то вроде Ульяновска, но точно уже не помню. Большая часть пассажиров ушли (уехали) населённый пукт, а мы - солдаты и ещё несколько молодых дождались другого самолёта, на котором и долетели до Свердловска.
Сейчас я занялся воспоминаниями для потомков, хочется описать и этот случай, но в инете про это ничего не нашёл. Нашёл только эти страницы
http://www.kommersant.ru/doc/318765
http://www.aviama.ru/content/i ...
http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...
Вот и вопрос: знает ли кто-нибудь эту аварию?
q1
Старожил форума
14.10.2013 06:55
По датам всё точно?
Самолёт был военный или гражданский?
igorgri
Старожил форума
14.10.2013 07:16
приколисты...
http://www.aviama.ru/content/i ...
Написано - "Список аварий" а перечислены катастрофы

2 Николаi:

Ну а что вы хотели? Списков аварий скорее всего нет, надо шерстить только архивы МГА. В Вашем случае - всего лишь авария, слава богу была - отказ техники не приведшей к трагическим последствиям.
ip
Старожил форума
14.10.2013 12:46
посадок без 3-х движков на Ил-18 знаю только две
было бы интересно услышать про ещё одну
Остап Бендер
Старожил форума
14.10.2013 16:35
для ip:
есть ли в Ваших двух посадках без 3 движков , посадка в Баку в конце 60 начале 70-х годах? если нет можете добавить , я летел в том самолёте.. могу дату уточнить по старым фото.. можно написать в личку на мыло.. рейс минск -донецк - баку ( или Рига - донецк _ баку) Мы из донецка на нём летели
Таганрог
Старожил форума
14.10.2013 16:47
Был случай вынужденной посадки Ил-18 в аэропорту Курган-Тюбе где-то в 70-х, бабушка рассказывает как сидели в летнем кинотеатре, смотрели вечером фильм, а Ил прямо над городом прошёл на аэропорт, потом знакомые рассказали что типа вынужденная была, какой-то пассажирский рейс. Тогда ВПП в УТДТ была всего 1600-1700 м. А так в 80-е прилетал Ил-18 из Душанбе, который затем установили в городе недалеко от станции юных техников, во время гражданской войны в начале 90-х спалили...
ip
Старожил форума
14.10.2013 18:29
Остап, пишите, интересно бы посмотреть фотки)))
думаю, что имеет смысл писать прямо в форуме, тем более, что это имеет отношение к теме
вот что есть у меня в архиве:
http://il-18.ru/multigallery/Y ...
booster
Старожил форума
14.10.2013 18:31
То Остап Бендер:

Ник то у Вас со смыслом. Ваш папа был турецким поданым?
ip
Старожил форума
14.10.2013 18:36
Таганрог-у:
посадить Ил-18 на 1600 метров приличной ВПП вполне возможно
а если колёса не выпускать - очень даже можно на площадку для Ан-2 примоститься)))
Таганрог
Старожил форума
14.10.2013 21:50
ip
Спасибо!
Остап Бендер
Старожил форума
14.10.2013 22:24
сейчас посмотрел фотографии... это было в июне 70 года мне было 11 лет, мы всей семьёй возвращались из Жданова (сейчас Мариуполь) и самолёт у нас был из Донецка на Баку ( Ил 18 Азербайджанского УГА) запомнилось вот что ... самолёт прилетел гдето в 16-00 в донецк, из Минска...уже была объявлена регистрация, а потом задержка по тех причине... часа на 2 , потом ещё продлевали на 2 часа.. самолёт стоял недалеко от ограждения рядом со зданием аэровокзала .. сначала мы смотрели в окна, когда он заруливал на стоянку, а потом уже ходили и смотрели на него с улицы... Что делали с двигателем..были открыты капоты и снят кок винта.. тогда я ещё и слов таких не знал, это уже в училище, когда изучал Ил 18 узнал названия... потом всё быстренько собрали...мы пошли на посадку...и где то через час улетели... а вот на полёте к Баку началось следующее.. Мы сидели на тройном кресле (слева по полёту) я у окна... гдето через 2 часа отказал(или был выключен) 1 двигатель.., потом ещё один на другом крыле.. практически уже было темно и народ спал...начали резко снижаться..уже был видны огни города самолёт разворачивался.. отец в окно показал мне аэропорт и сказал вот сейчас мы развернёмся и будем садиться вот на эту полосу.. и в это момент встал третий двигатель.. самолёт резко с креном пошёл в сторону полосы, командир чтото сказал в салон.. а. потом был довольно сильный удар (посадка), так что я с подушкой сиденья оказался впереди кресла... ...... когда все выходили из самолёта, у самолёта основные стойки шасси были подломлены, винты слегка загнуты.. но все были живы и без пожара. , только долго ждали багаж... фамилия командира ( отец запомнил) была ХАЛАТНЫЙ ( он потом летал на Ту 154) и его я увидел уже в 80 году когда сам на большой тушке стал работать.. Кстати очень хороший ПРОФЕССИОНАЛ своего дела , да и человек хороший. Фото самолёта у меня нет... тогда даже фотоаппарата не было, Есть фото с отпуска , а на них сзади написано июнь 1970 год.. это сейчас уже бы всё было бы на сматфонах и в ютубе.))))
scorpions
Старожил форума
15.10.2013 09:39
Остап Бендер:
--------
Вот это приключение в 11 лет! В начале эксплуатации ил-18 были проблемы с пожароопасностью движков, потом двиглы поменяли и проблема решилась. А тут прямо случай на случае , да и еще по 3 отказа, что вообще-то нонсенс.
Сафокл
Старожил форума
15.10.2013 09:59
scorpions:

...В начале эксплуатации ил-18 были проблемы с пожароопасностью движков, потом двиглы поменяли и проблема решилась...

Любопытно! И каким образом их меняли? С каких на какие?
izki
Старожил форума
15.10.2013 10:14
== И каким образом их меняли? С каких на какие?
Одни сняли, другие повесили. НК-4 на АИ-20.
ip
Старожил форума
15.10.2013 14:42
в 70-м году НК-4 уже не было на крыле
тройные кресла стояли по ПРАВОМУ борту:
http://il-18.ru/data/multigall ...
http://il-18.ru/data/multigall ...

хотя был вариант компановки Ил-18В с тройными креслами слева:
http://il-18.ru/data/multigall ...
возможно это Ваш случай

если Вы подломили стойки, то самолёт покидали прямо на полосе?
спрашиваю потому, что при посадке с перегрузкой более 3-х единиц Ил-18 часто не имеет повреждений стоек и силового набора
мне трудно представить силу удара об бетон или посадка производилась вне ВПП?

Таганрог
Старожил форума
15.10.2013 14:57
ip
Подскажите пожалуйста, какая оптимальная длина грунтовой ВПП для Ан-24 и Як-40 с пассажирами для условий: превышение аэродрома не более 200 м. МСА +30 и выше. Заренее благодарен!
ip
Старожил форума
15.10.2013 15:06
для Як-40 не в курсе
для Ан-24 в жару неплохо бы иметь 1500 метров
хотя с 1200 взлететь с ограничениями по весу вполне возможно
booster
Старожил форума
15.10.2013 15:15
Таганрог:
ip
Подскажите пожалуйста, какая оптимальная длина грунтовой ВПП для Ан-24 и Як-40 с пассажирами для условий: превышение аэродрома не более 200 м. МСА +30 и выше. Заренее благодарен!
15/10/2013 [14:57:57]

Я про "Оптимальную длину ВПП " ничего не знаю, это что такое?
Извините за недоразвитость, я слышал только, что потребную длину ВПП рассчитывают для взлета, посадки, прерванного взлета.
Таганрог
Старожил форума
15.10.2013 15:27
booster
Ну наиболее безопасная для таких условий длина
Таганрог
Старожил форума
15.10.2013 15:33
ip
Спасибо большое! Это даже для грунта 24-му так мало надо. Ну тогда вполне мог в Армавире с аэродрома МВЛ Красноая Поляна летать в Краснодар, и Москву через Ростов. Як-40 там говорят вроде тоже был. Размеры лётного поля сейчас 1500x300 м. не исключено что раньше было больше., сейчас ГВПП всего 800x40 м. при СССР однозначно на протяжении всей длины лётного поля. По крупицам восстанавливаем историю
igorgri
Старожил форума
15.10.2013 16:19
2 ip
В мануале на Ил-18 - [Государственное научно-техническое издательство Оборонгиз] - Пассажирский самолет Ил-18. Техническое описание. Книга I. Характеристики самолета, 1960
есть варианты на 111 и 105 мест - как раз с тремя сидениями слева
Стр. 44 Фиг. 45
Orion
Старожил форума
15.10.2013 16:33
Мне интересно в каком году исчез Харьковский Ил-18, что стоял на учебной площадке вместе с Миг-23. Не могу найти не фото его нигде, ничего. Сам фотографировал в то время еще с 9-этажки, но фотоаппарат украли с Москвича-412.
nikkil
Старожил форума
15.10.2013 20:00
scorpions:
...В начале эксплуатации ил-18 были проблемы с пожароопасностью движков, потом двиглы поменяли и проблема решилась...

Если не изменяет склероз: пожар и катастрофа была с АИ-20 из-за негерметичности топливной форсунки.
В этой катастрофе, вроде бы погиб наследный принц Йемена. И из-за этого в Йемене до сих пор всякая х**я.
Остап Бендер
Старожил форума
15.10.2013 20:25
для ip:
попробую разъяснить : первые выключенные двигатели были внешними с каждой стороны..
то есть 1 и 4 винты были зафлюгированны.. это хорошо знает мой отец...он не спал весь полёт , я то проснулся ближе к посадке.. что взять с пацана, если ничего не видно на эшелоне в иллюминатор , а барбариски дают только после взлёта.. а вот перед посадкой я уже смотрел в окно... как говорил потом отец, он старался мне поборльше показать в окно всё что на земле светилось..заход был с севера . аэропорт оставался слева по траверзу и самолёт должен был пройти чуть дальше на юг , развернуться 3 и 4 разворот и в садиться с курсом 340 (это я сейчас знаю схемы захода) так вот в тот момент когда я видел что полоса осталась слева сбоку и чуть сзади (наши места были в конце 2 салона сразу за крылом) в это т момент произошёл отказ 3 движка..и самолёт с левым креном сразу пошёл расворачиваться... на полосу и садились с разворота.. Возможно в этот момент и был выпуск шасси и возможно они не встали на замки.. я не берусь утверждать.. но самолёт остался на полосе .. нас высаживали на полосе и везли автобусами до вокзала..допускаю, что могли слететь с полосы в бок и поэтому зацепили винтом землю.. было темно мы прилетели поздно ночью..я даже не помню КАК выходили из самолёта.. просто в салоне было много шума и крика.. но в автобус нас собрали быстро.. как говорил отец вокруг стояло много машин, пожарок..значить ждали.. Это сейчас уже понятно что готовились к аварийной посадке борта.. и ещё последним оказал 2 двигатель (внутренний слева) , я вот не помню как у него насосы гидросистемы.. какая система от 2 двигателя, а какая от третьего.. я вот только сейчас подумал.. раз нам багаж всёже выдали, хоть и поздно, значит в багажник попасть можно было и безопасно для гружчиков, может я ошибаюсь насчёт подломленных стоек, может просто порвало пневматики или он винтом чирканул когда выравнивал над полосой.. Отец видел сноп искр из под крыла в момент посадки-- водно это крайним винтом и зацепил за бетон.., а он принял за подлом шасси, ... всё же 10 лет..и когда тебя вытаскивают из самолёта родители и ты ни чего не понимаешь, почему все кричат , ночь ...не до разглядывания было..но гнутые концы лопастей винта-- почемуто запомнил...на них падал свет от фар пожарной машины..
mag77
Старожил форума
15.10.2013 20:56
В магнитогорске в 80-х кстати стоял долго Ил-18 полуразобранный вроде с вынужденной посадки.
Серж67
Старожил форума
15.10.2013 21:45
Orion:

Мне интересно в каком году исчез Харьковский Ил-18, что стоял на учебной площадке вместе с Миг-23. Не могу найти не фото его нигде, ничего. Сам фотографировал в то время еще с 9-этажки, но фотоаппарат украли с Москвича-412.

С учебного аэродрома ХАИ?
scorpions
Старожил форума
16.10.2013 14:25
Orion:

Мне интересно в каком году исчез Харьковский Ил-18, что стоял на учебной площадке вместе с Миг-23. Не могу найти не фото его нигде, ничего. Сам фотографировал в то время еще с 9-этажки, но фотоаппарат украли с Москвича-412.

С учебного аэродрома ХАИ?

В 1994 он еще стоял.
kiwi
Старожил форума
16.10.2013 15:33
Остап Бендер:
"попробую разъяснить : первые выключенные двигатели были внешними с каждой стороны..
то есть 1 и 4 винты были зафлюгированны.. это хорошо знает мой отец.."

===
Может все проще? Был случай на Ил18 и это не анекдот (говорят и не один), когда бортмеханик выключал двигатели 1 и 4 в полете, по ошибке.Т.к. по технологии, после посадки выключали эти двигатели, рулили на 2 и 3.
В описываемом случае, полет был ночью, бортмеханик уснул.Ему снится, что прилетели домой и он проснувшись выключил крайние двигатели, будучи на эшелоне.Тогда обошлось, запустили вновь.
ip
Старожил форума
16.10.2013 20:18
по ошибке выключали, было дело
но только в ситуациях сильного стресса (пожары, авторотации и т.п.) или в учебных полётах со стажёрами нарабочем месте бм
кстати, РЛЭ Ил-18 предусматривает выключение сразу двух двигателей в случае, когда только один из них отказал:

"2. В исключительных случаях, когда в результате от-
каза системы регулирования винта при работающем
двигателе лопасти винта переходят на малый шаг, са-
молет в течение короткого промежутка времени приоб-
ретает большой угол крена и резко разворачивается в
сторону неисправного двигателя. Если при этом из-за
недостатка времени невозможно установить, какой дви-
гатель неисправен (особенно на снижении) необходимо
одновременно зафлюгировать оба винта на полукрыле, в
сторону которого происходит разворот.

стр. 155-156
ред. 16 января 1975 г."

выключение же ТРЁХ это вероятнее всего беда с топливом...
kiwi
Старожил форума
16.10.2013 20:50
Была катастрофа Ил18 во Фрунзе(Бишкек ныне).При тренировке ошибочные действия по выключению или запуску двигателей.Погибло пол- летного отряда(несколько КВС и ВП).После этой катастрофы ввели в НПП пункт о максимальном количестве тренируемых на борту.
ip, Вы помните этот случай?
IGR-1
Старожил форума
16.10.2013 21:00
А на снижении на Ил-18 не отключали случаем 2 движка? В детстве летели из Анапы в Москву. Сидели прямо за крылом - запомнилось, что при снижении один винт не врашался, хотя может это так показалось. Мне было лет 7 не более....
ЮмоНин
Старожил форума
16.10.2013 21:24
сам из детских воспоминаний помню , что перед посадкой слева какой-то винт не вращался
ip
Старожил форума
16.10.2013 21:55
КИВИ:
про Душанбе помню
там проблема была "комплексная", ЗКЛО в пилотском кресле не смог предотвратить развитие сложной ситуации в аварийную
а задним числом мы все умные и знаем, что запускать АИ-20 при уходе на второй круг - чистое самоубийство

IGR-1:
я бы выключил внешние перед снижением только при остатке топлива минут на 20, но такое на Ил-18 даже трудно представить
однажды меня ВП с ШТ часа четыре клевали в мозг, что нам не хватит топлива до пункта назначения, в итоге на ВПР керосина осталось на полтора часа

всем:
в ночных полётах верхний проблесковый маяк на Ил-18 иногда попадает "в такт" с одним из винтов и лопасти кажутся неподвижными...
а ещё там есть панель обшивки крыла, которая не приклёпана, а прикручена и все её крепёжные винты не вращаются в полёте)))
korvl22001
Старожил форума
16.10.2013 22:02
Сейчас в 22.10 будет "тайна борта №1" по ОТВР. Смотреть всем!!! (не знаю, может боян голимый)))
IGR-1
Старожил форума
16.10.2013 22:05
ip:
я бы выключил внешние перед снижением только при остатке топлива минут на 20, но такое на Ил-18 даже трудно представить
---
Черт его знает, давно было и мал был. Просто осталось в памяти, на снижении в Москве вошли на несколько минут в облака, когда вышли один винт с моей стороны не вращался. Летели днем. Мужик сидяший сзади сказал кому то- что это нормально, на снижении типа выключают 2 мотора.
Но опять детская память причудлива и за достоверность детских воспоминаний не поручишся.



ip
Старожил форума
16.10.2013 22:06
ОТВР это ОТВРатительное телевидение или где?
korvl22001
Старожил форума
16.10.2013 22:54
ip:

ОТВР это ОТВРатительное телевидение или где?

На экране "ОТР", а на "гуиде" "отвр")....сейчас идёт.
ip
Старожил форума
16.10.2013 23:07
Ил-18 давненько уже бортом №1 не работает(((
Остап Бендер
Старожил форума
16.10.2013 23:37
будучи уже курсантом в 77 году летел с Москвы на ил 18 в Баку.. и попал в третий салон в хвосте.. Это был самый классный полёт!!!! настолько уютно ..никого нет..тихо..... а потом приходилось зайцем и пришлось сидеть рядом с входной дверью ( пости в плоскости вращения винтов...3, 5 часа было ощущение что всё время ктото вибромашинку перекатывает слева направо и наоборот))))))))) ещё пытался заснуть при этом.. Всё равно остались прекрасные воспоминания... об этом самолёте..
Orion
Старожил форума
17.10.2013 09:25
Серж67 и Scorpions:

Сложно сказать был ли это аэродром ХАИ. Скорее нет, там была закрытая огороженная площадка, стояло порядка 20-30 Миг-23, и Ил-18, все это с охраной разумеется. Недалеко еще было высокое здание, говорили что это учебный корпус ракетчиков, с ракетой внутри.

Все это располагалось недалеко от улицы Астрономической и Проскуры.
scorpions
Старожил форума
17.10.2013 09:51
Orion:

Серж67 и Scorpions:

Сложно сказать был ли это аэродром ХАИ. Скорее нет, там была закрытая огороженная площадка, стояло порядка 20-30 Миг-23, и Ил-18, все это с охраной

Это и был "аэродром" ХАИ, возможно кто-то еще им пользовался, но хаевцы там обучались по плану военной кафедры специальностям СД, БРЭО, вооружение. Еще раньше там даже газовки делались, но потом видимо обстроился аэродром без полосы многоэтажками и перестали газовать. Все 23-е были заправлены под пробки.
Orion
Старожил форума
17.10.2013 11:04
Да-да, топливо капало в поддоны под Миг-23. Ил-18 тоже стоял в очень приличном состоянии. А за заборами в кустах еще валялись какие то погнутые двигатели похожие по винтам на Ан-24/26.
Николаi
Старожил форума
31.10.2013 11:15
Извиняюсь за молчание - лежал в больнице, сегодня первый день дома. Спасибо за такое количество ткликов, но по моему случаю к сожалению ничего. Самолёт был обычный пассажирский, правда я в них не разбираюсь. Нас-солдатиков было всего человек пять до Свердловска.
Запомнились такие подробности: на конце правого крыла (плоскости) я видел на стоечках как бы вроде шарики, так вот они сразу после взлёта в Борисполе очень вибрировали и меня это сразу насторожило - как-никак резонанс, а физику я ещё помнил.
Почти до самой земли самолёт придерживался реки и только в конце ущёл вправо и сел. Сели мы на колёса и без каких-либо повреждений, правда нас очень быстро выгнали из самолёта.
Маленький насяльника
Старожил форума
31.10.2013 12:26
на стоечках как бы вроде шарики

по этим стоечкам стекает заряд статического электричества - это как раньше к заднему бамперу у авто вешали резиновую ленту.
от потока они как бы дрожат
Т-34
Старожил форума
31.10.2013 18:53
Про Свердловский Ил-18 посадка на одном двигателе - широко известный преНцендент (с), даже в художественной литературе отражен - книжка В.Туболев "Одиночный полет". издана СУКИ где-то в те-же годы. (Средне-Уральское Книжное Издательство, г. Свердловск).
X15
Старожил форума
31.10.2013 19:21
Туболев, Владимир Борисович
Одиночный полёт

Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979
От издательства: Повесть о советских летчиках, проявивших необыкновенное мужество и воинскую доблесть в тяжелейших боях Великой Отечественной войны...
http://militera.lib.ru/prose/r ...
Т-34
Старожил форума
31.10.2013 23:13
И что? в аннотациях все должно быть идеологически выдержано.
Что там, написать, как лучший в мире пассажирский самолет с пассажирами на борту, из-за ошибки борттехника остался в воздухе без трех двигателей из четырех, и героически преодолевая все препятствия, дотянул до посадки, никого не угробив - да кто б такую аннотацию пропустил в печать? А так - модный в ссср производственный роман (повесть в данном случае).
Где-то у меня стоит на полке, вроде даже с автографом автора. Я в те годы жил в Свердловске, и мы встречались с автором как раз в издательстве СУКИ.
X15
Старожил форума
31.10.2013 23:36
Несмотря на обдуманый ход конём, всё равно мат.
Т-34
Старожил форума
01.11.2013 13:42
Где мат?

Лень мне колупаться в поисках книжки. Помнится мне, такая бежевая обложка, и там единственная повесть именно как Ил-18 на одном моторе гудел и в итоге сел.
Никаких там летчиков времен войны вроде не было.

Вы аннотацию с книжки списывали, или из яндекса?
ВИСП-75
Старожил форума
01.11.2013 13:51
В книге Туболева "Одиночный полет" описан полет Ил-4 на Кенигсберг. Эта книга у меня есть. Да и на книжных ресурсах в интернете она тоже есть. Любым поисковиком найдете сразу.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru