Среди других итогов - получение опыта и знаний, приобретённых на практике. Как пилот, я чувствую, что безусловно набрался нового опыта, прошёл через горнило самых разных погодных и климатических условий и это, надеюсь, пошло на пользу. Конечно же, очень здорово было повстречать на своём пути целый ряд замечательных людей, ставших для нас друзьями. Это ли не смысл путешествий? И это тоже результат экспедиции.
Одним из косвенных, но немаловажных результатов экспедиции является тот уровень, на котором был осуществлён проект. "Россия 360" - это первый интерактивный и масс-медийный проект в области российской частной авиации. И это первый проект, публичные рамки которого вышли широко за пределы узкого круга пилотов-любителей. И если в результате в авиацию придёт больше молодёжи, если авиацией, как областью человеческой деятельности, будет интересоваться больше людей, это несомненно пойдет на пользу развитию отечественной авиации общего назначения. Собственно, ради этой миссии и придавалась публичность проекту.
Что дальше? Прежде всего, надо всё осмыслить. За короткое время перед взором прокрутилась такая карусель событий, фактов и людей, что нужно время, чтобы впечатления улеглись по полочкам памяти. Главнейшее дело ближайших дней - завершить публикацию путевых заметок. Они почти все написаны, но необходимо завершить вёрстку и открыть их для всеобщего доступа. Затем, начнётся большая и кропотливая работа по отбору лучших фотографий. Они должны будут лечь в основу фотовыставки, а также войдут в книгу, которая будет выпущена по итогам экспедиции. Наконец, самая большая работа - создать фильм на основе экспедиционных съёмок. Фильм, который бы рассказал как об экспедиции, так и о тех местах, где пролегал её маршрут. Всем этим мы и займёмся в ближайшие месяцы.
Экспедиция "Россия 360" успешно завершена. Можно впервые перевести дух и осмыслить самые первые итоги...
Прежде всего, хочется отметить, что экспедиция проведена полностью безопасно. Это главный итог проекта. За время осуществления перелёта не было никаких неприятных приключений ни со здоровьем людей, ни с матчастью (т.е. с вертолётом). Это не совсем очевидно. Почему? Против нас было много всего.
Во-первых, маршрут экспедиции пролегал по очень непростым, абсолютно безлюдным и суровым по части климата территориям. В таких местах любая ошибка легко может превратиться в огромную проблему, а то и в трагедию. Во-вторых, не стоит забывать, что наше техническое средство передвижения - это не автомобиль или велосипед, где поломка чревата только моральными неприятностями. Авиация есть авиация. Это такой специфичный вид транспорта, который не прощает ошибок, разгильдяйства или недоученности, наказывая жестоко и неотвратимо. В-третьих, не стоит забывать, что экипаж - не профессиональные пилоты, а обычные люди "из соседнего подъезда". Фактор недостатка специфического опыта или знаний мог тоже иметь место и имел! Но недостаток опыта и знаний компенсировался благоразумием, взвешенностью решений и здравым смыслом.
Раз в конечном итоге всё прошло безопасно, значит подготовка была проведена должным образом - как людей, так и матчасти.
Второй главнейший итог - все задачи экспедиции выполнены. Маршрут пройден полностью. Отсняты многие десятки часов видео, сотни сферических панорам, тысячи фотографий. Этот итог тоже не очевиден. Отправляясь в перелёт, мы не были готовы лечь костьми, чтобы выполнить поставленные перед собой задачи. Не война. Столкнувшись в непреодолимыми проблемами в дороге, мы были в любой момент готовы прервать экспедицию или сократить её. Но в конечном итоге всё удалось! Мы побывали на всех крайних точках России, которые задумывали посетить. Мы пролетели по всему Заполярью до самой Чукотки и Камчатки, и вернулись обратно через Колыму и Сибирь. И мы первые, кто это сделал с применением лёгкомоторной авиации.