Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

НЛ-10! Когда и самое главное-Кто ее изобрел?

 ↓ ВНИЗ

123

капрал Хикс и рядовой Хадсон
18.03.2009 16:27
это ж надо было додуматься до такой хрени )))
Суходрищев
18.03.2009 16:32
это деревяный компьютер если не калькулятор. в духе таво времени. кстате автономный как патифон. батареек не надо.
Пенсионер65
18.03.2009 16:35
А чего ее изобретать, это просто разновидность логарифмичесой линейки. Подобные счетные инструменты широко были распространены во многих сферах науки и производства.
Отвыкший
18.03.2009 17:45
Во, что нашёл!
"счетный инструмент летчика и штурмана, построенный по типу логарифмической линейки. Шкалы линейки навигационной имеют специальную оцифровку и индексы для расчетов основных навигационных элементов на земле и в полете. С помощью линейки навигационной можно также производить ряд математических расчетов. Первая линейка навигационная была сконструирована в 1927 г. штурманом ВВС Черноморского флота Л.С. Поповым." http://www.vertolet-media.ru/d ...
akatenev
18.03.2009 18:26
Навигационные линейки были еще в середине восемнадцатого века, на флоте. Попов просто предложил первый отечественный вариант, приспособленный именно для авиации. Несколько ранее, в 1920 году, в Англии появилась цилиндрическая линейка Бигрейва, тоже в основном авиационная (она намного больше, но и намного точнее). Ну а в 1936 Далтон сделал то, что сейчас известно как E-6B, объединив круглую навигационную линейку и ветрочет.
Он же Питерский
18.03.2009 18:29
Изобретателем НЛ-10 был некто Кормашов. Кем он был и и.о. уже не помню, но точно знаю, что за это изделие был премирован суммой в размере 500р.!
akatenev
18.03.2009 18:40
Кстати интересно, но использование обычных навигационных линеек было свойственно отчего-то именно отечественной авиации. Вероятнее всего повлияли традиции флота, где использовались именно такие линейки, в основном немецкого происхождения. Американцы предпочитали круглые шкалы, а англичане сначала пользовались цилиндрическими, а потом также перешли на круглые по типу американских, хотя цилиндрические остались для особенно точных расчетов (их, например, использовали во время ВМВ пилоты дальней морской патрульной авиации). Мне кажется, что прямого аналога НЛ-10 за пределами нашей страны не существует.
Он же Питерский
18.03.2009 18:49
"...Мне кажется, что прямого аналога НЛ-10 за пределами нашей страны не существует..."
Очень даже может быть! У нас тоже были круглые аналогичные расчетчики, например НРК-2, но все они не очень приживались, особенно в ГА. Ведь как иногда удобно было в длительном полете НЛ-кой спину почесать или ткнуть заснувшего члена экипажа...
NavMNS
18.03.2009 19:10
Инструмент это конечно хороший, но и он бывает отказывает. У меня лично такое было - попала влага, и движок заклинило намертво.
Буба
18.03.2009 19:25
А У меня есть НЛ-8
капрал Хикс и рядовой Хадсон
18.03.2009 19:27
спасибо всем

ну а истории то интересные были какие нибудь , связанные с НЛ10, использовавшиеся по непрямом назначению
Он же Питерский
18.03.2009 19:31
"...У меня лично такое было - попала влага, и движок заклинило намертво..."
А ты как думал, щи что-ли пытался ей размешивать? НЛ-ка инструмент тонкий, навигационные расчеты должна была производить на деревяно-клеевой основе. Матчасть-то беречь надо было!
KTA
18.03.2009 19:35
Когда я был маленький(на втором курсе) , мне инструктор показывал как он(когда тоже был маленький)узнавал цену напитка в зависимости от его крепости, в ценах при живом Брежневе.Не запомнил.А жаль.
Он же Питерский
18.03.2009 19:43
"...Когда я был маленький(на втором курсе) , мне инструктор показывал как он(когда тоже был маленький)узнавал цену напитка в зависимости от его крепости, в ценах при живом Брежневе..."
Да, цена бутылки водки (2р87к) по отдельному "ключу" определялась! По этом ключу в предприятиях определялась "правильность НЛ-ки", т.е. правильность наклейки шкал. Кстати, от пролитого спирта движок не клинил...
akatenev
18.03.2009 19:53
Кстати говоря коллекционеры как раз отмечают, что отечественные логарифмические линейки довольно чувствительны к загрязнениям и к влаге. В основном по причине простецких материалов, к тому же технологии примерно такие, как в немецких линейках конца второй половины девятнадцатого века. К концу семидесятых начали использовать более современные материалы, но получилось тоже не очень - не было нужной плавности перемещения.

Это касается инженерных линеек, но скорее всего справедливо и для навигационных, они не отличаются ничем, кроме наклеек.
Он же Питерский
18.03.2009 19:57
"...К концу семидесятых начали использовать более современные материалы, но получилось тоже не очень - не было нужной плавности перемещения...."
Справедливое замечание! Пластмассовые НЛ уже не пользовались такой популярностью, ввиду значительного ухудшения "потребительских" качеств...
К концу семидесятых калькуляторы появились
18.03.2009 20:04
akatenev
18.03.2009 20:05
Пытались, кстати, делать что-то вроде графитовой смазки, натирая движок карандашом. На какое-то время помогало. А так вообще деревянные отечественные были удобнее отечественных же пластиковых. Иностранные деревянные и пластиковые не особенно отличались, они были плавненькие и те и другие. Но там, например, использовался тефлон, а в деревянных бамбук или самшит... А у нас какое-то довольно простое дерево. Я помню, что большие деревянные линейки постоянно перекашивало и заклинивало, видимо от неправильного хранения (влагу набирали, скорее всего).
KTA
18.03.2009 20:08
2 он же Питерский
Ключит бы ... А то ведь уйдёт в никуда
Он же Питерский
18.03.2009 20:15
"...А у нас какое-то довольно простое дерево..."
Буковые они были, и карандашом натирать движок было не вредно. А насчет ключа примерно следующее - ставишь 0, 5л, против крепость в температуре (40гр), а дальше против одного из символов читаешь 2р87коп.
Поупражняйтесь на досуге и у Вас получится!
akatenev
18.03.2009 20:26
Натирали как раз пластиковые, чтобы плавность была, без этого рывками какими-то, неудобно. Но натрешь - пачкается, да и вообще на пластмассе долго графит не держался.
HobbyPilot
19.03.2009 00:57
Нечто подобное было и за пределами СССР, но как называется, где и кем изобретена и зачем нужна, не знаю.
Greengo
19.03.2009 01:19
Та наверняка у американцев передрали чистыми руками и с горящим сердцем.-)))
Самолеты срисовывали не покраснев ни разу, че там та линейка.

http://en.wikipedia.org/wiki/S ...

http://en.wikipedia.org/wiki/S ...
akatenev
19.03.2009 02:07
Нет, американцы тут видимо не при чем, во всяком случае найти образец, который мог бы быть скопирован, не удалось. Появление подобных инструментов в авиации произошло примерно одновременно в СССР, США и Великобритании (в ней чуть раньше), причем именно в морской авиации - другая в то время не нуждалась в каких-то изощренных навигационных средствах, да и вообще чаще всего не имела штурманов в составе экипажей.

Вероятно, линейки переняли из штурманских служб флота, а не друг у друга. А в отечественном флоте применялись в основном немецкие образцы (это же касалось и инженерных применений). Американцы тут законодателями мод не были - в тот момент, когда формировались традиции штурманской службы русского флота, американцы заметного флота не имели, и влияния не оказывали.

Сама конструкция советских линеек соответствовала немецким, которые, видимо, и копировала. В начале 20-х некоторые немецкие линейки производились в СССР по лицензии.

Странно то, что в отечественной авиации не прижились инструменты с круглыми шкалами, несмотря на то, что они получили наибольшее распространение в мире еще до войны. Видимо это связано с тем, что они распространились во второй половине тридцатых, а в это время влияние американцев на развитие отечественной авиации было уже не очень большим. А после войны сказался определенный консерватизм.
Отвыкший
19.03.2009 11:57
А у нас был штурман полка, потом перевелся в ЧВАКУШ, который НЛ-ку не признавал и летал только с логарифмической. Она у него была вся ключами разрисована. Говорил, что на все случаи жизни, да ещё с запасом. А деревянные НЛ-ки натирали свечкой. И не намокала, и скользило всё и всегда.

KTA:

Когда я был маленький(на втором курсе) , мне инструктор показывал как он(когда тоже был маленький)узнавал цену напитка в зависимости от его крепости, в ценах при живом Брежневе.Не запомнил.А жаль.


Была недавно ветка, что-то типа "как разлить на троих при помощи НЛ-10" Кто-то описАл очень пОлно и подробно.
адзига
04.04.2009 01:31
Отвыкший:

Была недавно ветка, что-то типа "как разлить на троих при помощи НЛ-10" Кто-то описАл очень пОлно и подробно.

В бутылке емкостью 0.5 - 21 буль-буль. Делим на линейке 21 на 3 и булькаем.
:)
Штурман-76
04.04.2009 02:56
Акатенев, есть ли хоть одна тема, в которой вы не разбираетесь? Ты хоть эту линейку видел? А хоть раз ей пользовался?

Дебил какой-то, ей-богу.
G-r-e-e-n-g-o
04.04.2009 03:46
Американцы тут законодателями мод не были - в тот момент, когда формировались традиции штурманской службы русского флота, американцы заметного флота не имели, и влияния не оказывали.


Интересно, что же это такое - "традиции штурманской службы"?-))
С горлА водку п'янствовать? И на что же тогда оказывали американцы влияние хотя бы тем, что суда типа "Либерти" делали за 4-ро суток. Где, кто и когда, даже обладая "традициями штурманской службы", строил пароход за четверо суток?-)) Американцы в части технического прогресса и в те далекие годы были впереди планеты всей. Не-е-е, akatenev, сперли комми линейку в Штатах. Больше негде.
kjgbyu
04.04.2009 07:57
Гринго- ты уже затрахал своими штатами.
Телевизор в штатах, но Россиянин. Вертолет и др. ( Сикорский)- Россиянин. Програмисты тоже и многое другое.
Director
04.04.2009 08:09
Телевизор в штатах, но Россиянин. Вертолет и др. ( Сикорский)- Россиянин.
-----------
Сикорский - украинец. Зворыкин - русский. Оба граждане США. Россияне в 17 году закончились.
адзига
04.04.2009 09:13
Штурман-76:

Акатенев, есть ли хоть одна тема, в которой вы не разбираетесь? Ты хоть эту линейку видел? А хоть раз ей пользовался?

Дебил какой-то, ей-богу.

2akatenev:
Не берите в голову.
"Штурман -отродье хамское, но дело своё зело знающее. Посему в кают
кампанию пускать и чарку водки наливать!" (с) Пётр-I.
KTA
04.04.2009 11:48
А, ожила ветка!
Вопрос №1-кто-нибудь видел ветку "как разлить на троих при помощи НЛ-10" ? Я погуглил, но не нашёл.
Вопрос №2- оригинальный текст про "отродье хамское" где почитать, кому верить? Вариантов куча: и батогами бить , и чаркоц не обносить и т.д.
адзига
04.04.2009 11:56
KTA:

...оригинальный текст про "отродье хамское" где почитать, кому верить? Вариантов куча: и батогами бить , и чаркоц не обносить и т.д.

Вас на Яндексе забанили?
:(
akatenev
04.04.2009 12:12
Оригинал "Штурман хоть и роду-звания хамского, но флотскому делу зело полезен". Все остальные варианты придумали на флоте :)

Гринго, штурманские линейки появились в морской авиации более или менее независимо друг от друга. Первая специализированная авиационная появилась в Англии с начале 20-х, она была цилиндрическая, поскольку английский флот в то время пользовался в основном цилиндрическими линейками. Следующая была в СССР, очень напоминающая НЛ-10, а фактически она была обычной инженерной логарифмической линейкой с другими шкалами. В США специальный прибор появился только в начале 30-х, он был круглым, и впоследствии распространился по всему миру. Первыми его переняли англичане, во время ВМВ, они делали свои круглые линейки, очень похожие на американские, но немного больше и сложнее. А вот в СССР как раз американские круглые шкалы практически не применялись.

Какими линейками пользовались японцы, найти не удалось. Скорее всего у них были приборы американского образца. Немцы использовали разные, и цилиндрические, и круглые, и обычные. Единого образца у них вроде бы не было.

Самая точная линейка - цилиндрическая. Она же самая большая, дорогая, сложная и тяжелая. В СССР такие вроде бы вообще никогда не делали. Самая удобная - круглая, потому что совмещена с ветрочетом. Она же самая дешевая и самая распространенная. А отечественная НЛ - самая традиционная, практически ничем не отличается от образцов, которым лет 200 от роду. Сама конструкция такой линейки - немецкая.

Но никакой принципиальной разницы между этими конструкциями нет. Можно пользоваться любой.

А вообще-то линейки изобрели еще до основания США.
адзига
04.04.2009 12:46
akatenev:
А вообще-то линейки изобрели еще до основания США.

...после открытия логарифмов.

Логарифм
(историческая справка)

Потребность в сложных расчётах в XVI веке быстро росла, и значительная часть трудностей была связана с умножением и делением многозначных чисел. В конце века нескольким математикам, почти одновременно, пришла в голову идея: заменить трудоёмкое умножение на простое сложение, сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, при этом геометрическая будет исходной. Тогда и деление автоматически заменяется на неизмеримо более простое и надёжное вычитание. Первым эту идею опубликовал в своей книге «Arithmetica integra» Михаэль Штифель, который, впрочем, не приложил серьёзных усилий для реализации своей идеи.
Director
04.04.2009 12:55
Пользовались активно в "докомпьютерную" пору самопальными "Маховыми" линейками, где стандартная атмосфера была "забита. Очень удобная вещь была.
адзига
04.04.2009 12:58
Приятно быть в компании умных людей.
:)))
akatenev
04.04.2009 13:00
Считается, что линейку изобрел в 1630 году Уильям Отред. А первая специализированная линейка появилась в 1677 году, и использовалась для измерения строительного леса.

С тех пор, собственно, мало что изменилось. В основном только менялись шкалы.
БP
04.04.2009 13:05
А я однажды, учась в институте, делал расчеты на очень длинной логарифмической линейке. Длины в ней было больше полметра, и она давала на один знак больше. Замечательная вещь, один раз в жизни такую в руках держал.
SAM
04.04.2009 13:08
Интересно, а в 1630 году коммунисты уже были? )))))))
адзига
04.04.2009 13:12
akatenev:

Считается, что линейку изобрел в 1630 году Уильям Отред. А первая специализированная линейка появилась в 1677 году, и использовалась для измерения строительного леса.

Специализированная - ни есть логарифмическая...
oleg_minorov
04.04.2009 13:25
Круглая линейка установлена в наколенном планшете лётчика (НПЛ). Летая на истребителях, пользовался ей не раз.
akatenev
04.04.2009 13:46
Специализированная - ни есть логарифмическая...
----
Почему же?
5R-MGY
04.04.2009 13:57
У меня сохранился наколенный планшет с круглой линейкой, в литом корпусе, держатель для карандаша в виде пружины. Красивая вещь!
minorov, может это такой НПЛ, о которым Вы говорите? В какие годы использовалось это счетно-решающее устройство?
akatenev
04.04.2009 13:57
Круглая линейка установлена в наколенном планшете лётчика (НПЛ)
----
http://sliderule.mraiow.com/w/ ...
Rudy
04.04.2009 14:18
"... сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, при этом геометрическая будет исходной..."
При чём тут прогрессии?
Всё горазо проще - умножение чисел равнозначно сложению их логарифмов, в деление - вычитанию.
Поэтому сделали линейку, на которой деления (чёрточки) нанесены в соответствии с логарифмами, а оцифрованы самими числами.
5R-MGY
04.04.2009 15:05
to akatenev
Это не линейка в планшете, это ветрочет, или помесь линейки с ветрочетом. А я говорю о более старом НПЛ, там была почти настоящая линейка.
akatenev
04.04.2009 15:15
Это помесь. Линейка там тоже есть. Собственно, это НПЛ-М, более старого просто не нашел...

http://balancer.ru/sites/p/h/p ...

Что там за прибор в левом верхнем углу?
akatenev
04.04.2009 15:18
5R-MGY, а вы можете свой планшет сфотографировать и выложить? Интересно.
Минона
04.04.2009 17:05
Помимо НПЛ есть и НПШ, отличия небольшие.Поищу, выложу фото.
А вот это НРК-2, когда-то очень дефицитная вещь.
Честно говоря я им не пользовался, удобнее НЛка и ветрочёт, ВШ-1 назывался, а у меня был с фосфорицированной поверхностью и картодержатель 1942 года выпуска )))
http://s45.radikal.ru/i109/090 ...
http://s50.radikal.ru/i130/090 ...
А я летал с такой НЛкой))))
http://s61.radikal.ru/i171/090 ...
А ещё сами делали много приспособлений облегчающих жизнь в полёте, особенно при поиске и слежении за ПЛ.
akatenev:
В правом верхнем углу и есть ветрочёт ВШ-1.
Считали и ветер и графически ЭДЦ по трём пеленгам и МС с РЛС.
Очень полезная вещь.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru