Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос к знатокам Як-42

 ↓ ВНИЗ

АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
20.07.2013 23:46
Особенно к техникам и пилотам, а не к диванно-кухонным симмерам)

Летел я третьего дня на сиём аэротическом плане, часа так три на запад с востока.
И в полёте странным образом, в спокойном воздухе, вне всяких смен эшелона такая эпидерсия - резкий правый крен градусов 5, потом перекладка в такой же левый, горизонт. Так раз 10-15.
Это техника пилотирования при отказе МЭТ? Это глюк АБСУ, есть она у него? Это издержки триммирования вручную?
После посадки у него на обоих элеронах триммеры застопорились в вертикальном положении.

Я почти непьющий, почти нелетающий любитель бобиков, тушек и сессн, РЛЭ Як-42Д бачiл толькi па телевизору! Помогите убогому разобраться.
MTU
Старожил форума
21.07.2013 00:50
это не триммер застопорился, а пружинный компенсатор. элерон на разбеге встает ровно, прижимаясь потоком. я сам удивился, когда первый раз увидел, как мы ехали к полосе а элерон болтался туда сюда ))
водитель 611 автобуса
Старожил форума
21.07.2013 00:54
На ЯК-42 нет МЭТа, вместо АБСУ стоит ЦВМ, при стопорении рулей триммеры обоих элеронов вверх-так и положено, крены 5 градусов- нормальная работа ЦВМ. Спокойной ночи.
Санчоs
Старожил форума
21.07.2013 13:52
Элероны на Як-42 управляются не напрямую, а посредством серворуля. Проводка управления связана с серворулем, который ошибочно принимается за триммер (триммер тоже есть). То есть отклоняем серворуль, который от набегающего потока отклоняет элерон. На стоянке, при застопоренной проводке управления, элероны, под действием противофлаттерного груза (что в носке элерона), поднимаются вверх. Причем оба! Что с непривычки весьма озадачивает. ;-) Ну и серворули тоже отклоняются вверх, в сторону отклонения основной управляющей поверхности. По этому признаку можно отличить сервроуль от сервокомпенсатора:
http://pic4net.com/di-YKID4Q.jpg
http://pic4net.com/di-K9H5FL.jpg
Подобная система используется для управления рулем высоты на бывших дугласах, скажем, на Б-717.
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
21.07.2013 14:22
Спасибо за замечательные и исчерпывающие ответы! Напишу у себя об этом)
newsafar
Старожил форума
22.07.2013 10:39
Санчоs:

на фото видно две секции одно из них отклоненная вверх, что это триммер элерона или среворуль. а сервокомпенсатор тогда что такое? ОБРАЗУЙТЕ
DAOS
Старожил форума
22.07.2013 12:03
Санчоs:

Элероны на Як-42 управляются не напрямую, а посредством серворуля. Проводка управления связана с серворулем, который ошибочно принимается за триммер (триммер тоже есть). То есть отклоняем серворуль, который от набегающего потока отклоняет элерон. На стоянке, при застопоренной проводке управления, элероны, под действием противофлаттерного груза (что в носке элерона), поднимаются вверх. Причем оба! Что с непривычки весьма озадачивает. ;-) Ну и серворули тоже отклоняются вверх, в сторону отклонения основной управляющей поверхности. По этому признаку можно отличить сервроуль от сервокомпенсатора:
http://pic4net.com/di-YKID4Q.jpg
http://pic4net.com/di-K9H5FL.jpg
Подобная система используется для управления рулем высоты на бывших дугласах, скажем, на Б-717.

Откуда вы это все взяли!?:)
guest1
Старожил форума
22.07.2013 12:23
Нет серворулей на элеронах Як-42, а есть сервокомпенсаторы. Они длинные и расположены ближе к фюзеляжу. А короткие и дальше от фюзеляжа - это триммеры, от электромоторов работающие. И отклоняют штурвалом элероны, а не сервокомпенсаторы - можете на земле проверить. Сервокомпенсаторы подключаются в работу лишь при обжатии пружины цилиндра (повышение шарнирного момента на элероне).

Нафига стопорить проводку, если элероны при этом поднимаются, подставляясь под поток? Это ведь не высокое крыло Ил-76.

И как можно без приборов зафиксировать крен в 5 градусов?
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
22.07.2013 12:35
9, 81опой)
A319 engineer
Старожил форума
22.07.2013 12:38
2 guest1:
"И отклоняют штурвалом элероны, а не сервокомпенсаторы - можете на земле проверить. Сервокомпенсаторы подключаются в работу лишь при обжатии пружины цилиндра (повышение шарнирного момента на элероне)."


На земле действительно, элероны отклоняются от штурвала, но в полёте сначала отклоняется сервокомпенсатор, и потом вследствие аэродинамических сил отклоняется элерон (в противоположную сторону)


"Нафига стопорить проводку, если элероны при этом поднимаются, подставляясь под поток?"

может что-то поломаться на земле при стоянке с сильным ветром (порывами)
guest1
Старожил форума
22.07.2013 13:18
вот именно при порывах или сильном ветре выступающие вверх элероны и будут тянуть проводку в крыле, что может привести к люфтам и прочим неприятностям.
если-бы было раздельное стопорение РВ, РН и элеронов и нормальный механизм стопорения на самих элеронах, то пины и струбцины ни к чему.
A319 engineer
Старожил форума
22.07.2013 13:42
2 guest1:

Да, стопорение на Як-42 неэффективное и даже установка струбцин может привести к повреждениям элерона (если не достаточно затянуть струбцину).

Для сравнения на DC9 применяется похожая система управления по крену, но более удачно реализованная.
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
22.07.2013 17:23
То-то они и клинят у него раз в полгода.
Санчоs
Старожил форума
22.07.2013 19:38
на фото видно две секции одно из них отклоненная вверх, что это триммер элерона или среворуль. а сервокомпенсатор тогда что такое? ОБРАЗУЙТЕ

-----
Сервокомпенсатор отклоняется совместно с органом управления посредством жесткой механической связи и служит для уменьшения шарнирного момента. То есть проводка управления соединена с органом управления и перемещает его, а сервокомпенсатор не связан с проводкой управления (в общем случае). Вот на Ан-24 -26 -30 -32 на элеронах типичный сервркомпенсатор. Серворуль же связан с проводкой управления и отклонение серворуля образует момент, поворачивающий основной орган управления, который не связан с проводкой. Внешние отличия. Если "пошевелить" орган управления (например, вручную, за него), то сервокомпенсатор всегда (!) отклоняется в сторону, противоположную отклонению основного органа управления. Тогда его отклонение вызовет момент, противодействующий шарнирному. Серворуль будет отклоняться в сторону отклонения основного органа, это с той целью, чтобы вернуть орган управления в исходное (заданное) положение. Справедливости ради да, на Як-42 элерон и серворуль связаны между собой пружиной. Но проводка управления жестко связана именно с серворулем, а через пружину - с элероном. Так что на фото - серворуль. Почему в документации он называется сервокомпенсатором - не знаю...
Санчоs
Старожил форума
22.07.2013 20:05
...Вот кстати. На Ан-24 -26 -30 в управлении РН есть совмещенный пружинный трммер-сервокомпенсатор. Но это именно сервокомпенсатор, включающийся в работу при превышении определенного шарнирного момента. Пружина же в элеронах Як-42 по большей части для загрузки штурвала. Сравнивая схемы системы управления можно заметить две большие разницы. Вот триммер-сервокомпенсатор Ан-24 -26 -30:
http://pic4net.com/di-V5Z5V5.jpg
Кинематика элеронов и серворулей у Як-42, думаю, понятна из вышеприведенных снимков (самолет один и тот же). ;-)
Санчоs
Старожил форума
22.07.2013 20:09
Вот тут схемка лучше видна:
http://pic4net.com/di-X322JU.jpg
Санчоs
Старожил форума
22.07.2013 22:13
.......Посмотрел внимательно - нихрена на схеме не видно, упущена одна деталь - ос триммера (или сервокомпенсатора, или серворуля...). А это важно. Бо я уже чёй-то запамятовал, куда на фантомасе отклоняется триммер РН при ручном отклонении РН и зафиксированных педалях. ЕМНИП, в противоположную сторону...
guest1
Старожил форума
22.07.2013 23:59
Санчоs:
Если "пошевелить" орган управления (например, вручную, за него), то сервокомпенсатор всегда (!) отклоняется в сторону, противоположную отклонению основного органа управления. ... Почему в документации он называется сервокомпенсатором - не знаю...

ну правильно назвали, раз он "отклоняется в сторону, противоположную отклонению основного органа управления"
Санчоs
Старожил форума
23.07.2013 19:47
guest1:

ну правильно назвали, раз он "отклоняется в сторону, противоположную отклонению основного органа управления"

-----
А теперь посмотрите сюда:
http://pic4net.com/di-YKID4Q.jpg
http://pic4net.com/di-K9H5FL.jpg
Отклонен в ту же сторону, что и элерон... Сервокомпенсатор (пружинный)? Или серворуль (пружинный)?
Ну да ладно, дело не в названии, а в принципе работы. Тем более, что и сервокомпенсатор, и серворуль, и триммер относятся к устройствам сервокомпенсации (компенсации с помощью вспомогательной поверхности).
;-)



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru