Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

АН12 операция Труба

 ↓ ВНИЗ

IKT
06.02.2008 18:14
Вообще, Ан-12 и их экипажам надо ставить памятник!

Операция "Труба"
История освоения нефтегазоносных районов Тюменского севера чем-то напоминает события на Аляске после открытия там золотых россыпей. Таких темпов строительства, такого сосредоточения сил и средств наша страна не знала со времен сталинских строек 30-х годов. По сравнению с ними меркнет даже БАМ.

Организованными в 1960-х годах поисковыми работами было почти одновременно открыты десятки месторождений нефти и газа, даже по прогнозным запасом не сравнимых с Баку и Поволжьем. Нехватка энергоресурсов тогда уже ощущалась, но жизненной необходимости в сверхбыстром освоении этой территории не было. Несмотря на это, в кратчайшие сроки была организована и проведена операция по запуску в промышленную эксплуатацию крупнейших местророждений, строительство всей необходимой инфраструктуры. О масштабе этих событий говорит хотя бы то факт что нефть приобских месторождений, открытых в 1963-1965 годах, уже через пять лет - в 1970-м - поступала по новому нефтепроводу в европейскую часть страны и далее в страны СЭВ.

Сооружить железную дорогу в таежно-болотном краю, изобилующем многочисленными реками, весьма непросто и довольно долго. Дорог нет, а навигация на реках очень коротка. Завоз всевозможных грузов - промышленного оборудования, буровых станков, бульдозеров и экскаваторов, даже труб большого диаметра для нефтепроводов и прочего металла была организована по воздуху.

Реконструировались немногочисленные имеющиеся аэропорты, создавались новые площадки, и как только туда мог сесть Ан-12 - начинался завоз. Основная масса перевозок пришлась именно на этот тип самолета, помимо бортов ГВФ перевозки на север выполнялись и самолетами военно-транспортной авиации.

Самолеты грузили до предела, КБ Антонова даже специальной директивой повысила максимальный взлетный вес Ан-12. Было несколько катастроф, аварий. Старые летчики до сих пор вспоминают эту эпопею, называя ее "Операция "Труба".


Одно из свидетельств:

Конечно, перевозка тяжеловесов на коротких плечах с заправкой в оба конца - опасная для посадки штука. Посадочные массы сплошь и рядом выходили за пределы, а тут еще и неизбежное обледенение - работы-то там шли в основном зимой. Вот только обвинять науку и КБ у меня рука не поднимается.
Без Ан-12 в паре с Ми-6 северных нефтяных месторождений в те сроки не освоили бы, это факт. Под прессом обстоятельств антоновцы вывели самолет на выверенные максимальные массы, при этом должный запас по углам оставался. Как же их винить в том, что к этим массам мы лепили еще и дикие перегрузы! Тут уж по-честному надо брать на себя то, что следовало за перегрузами в 7, 9 (к сожалению, и более!) тонн.
Вообще судьба Ан-12 заслуживает серьезной летописи. Я не знаю другого самолета, над которым (и его экипажем) так бы издевались. Девиз 'Нефть все спишет!' демонстрировал фронтовую идеологию. Я всю жизнь буду помнить Надым и подобные аэродромы тех лет, те полосы, на которые в лучшем случае по одному приводному маяку садились Ан-12 с 14-тонным трактором (его же не порежешь!) или трубами, элементами буровых вышек и пр. А полы? Под такие грузы, от которых отказывались речники, мы вынуждены были сооружать защиту дюралевого пола, предназначенного совсем для другой нагрузки, из досок, брусьев, стальных полос, швеллеров и прочего проката. А упорные щиты под трубы спереди и сзади? И везде ли учитывали вес этих приспособлений (редкий настил тянул менее тонны - это более изящный фанерный потом удавалось вогнать в 400-600 кг). Вот и летели главные ноги, узлы навески по 30-му шпангоуту и прочее, что не выдерживало таких приземлений. В ответ появились демпфированные и усиленные подкосы шасси, новые решения замка, усиление стояков, панелей и т.д. - и в конце концов самолет пришел к нынешнему виду, в котором, несмотря на возраст, выдерживает беспредел сегодняшней африканской эксплуатации. Нет, антоновцам я не судья.


Вообще, Ан-12 и их экипажам надо ставить памятник!

Не берусь судить о том, чего не знаю (ВТА), но вот вам выборочно то, что выпадало на долю наших машин и экипажей. Авральный переброс нескольких сотен тонн цемента в мешках между Печорой и Нарьян-Маром (оцените плечо и частоту погрузки-выгрузки и представьте, во что превращался экипаж и машина за 10-дневную смену). Круглогодичный воздушный мост между Воркутой и Норильском с доставкой по нему всего, чего угодно: от тяжеленных упаковок электродов плавильных печей и готового металла в слитках до папирос под потолок грузовой кабины. Кто знает реалии, тот подтвердит, что грузчики в северных аэропортах зимой дружно ненавидели Ан-12 и делали все, чтобы уйти от работы на них. Следовательно, пахал экипаж, если хотел поскорее в воздух, где мог отдышаться. Для обслуживания пассажирского самолета аэропортом в любой миг забирались от борта МП, АПА, буксировщики и люди. (Летом - другое дело. Все суетились, встречали и помогали, если на север шли овощи-фрукты.) О колесной технике нечего и говорить, но вот и гусеничные самоходные и несамоходные механизмы - привычная загрузка. Скромные на сегодня габариты кабины тогда воспринимались по-иному, норовили запихнуть что угодно. Большей частью - волоком, многострадальными лебедками.
Отдельный сериал - традиционно авральный зимний переброс из Сыктывкара и Воркуты в Норильск партии Белазов-540 для работы на Талнахе. Прибыв по ЖД, машины подвергались разборке заводскими бригадами, огромные кузова вместе с козырьком резались по продольной оси, затаскивались в фюзеляж с сантиметровыми зазорами бортовыми лебедками, а в пункте назначения другими бригадами собирались. На каждую машину уходило 3-4 рейса.
Битые, но восстановленные самолеты, вечно грязные экипажи и обмороженные бортмеханики, травмированные при погрузочно-разгрузочных работах операторы, неустроенность быта вне базы. Пока были в строю Ан-10, работа наших экипажей на Ан-12 шла в нагрузку к пассажирским перевозкам как тяжкая обязанность, в очередь. Когда они встали - и отдохнуть стало негде, кроме как в длинном перегоне.
Честное слово, Ан-12 и его экипажи за работу в 60-70-е заслужили памятник! Это была боевая работа в мирное время. Которая, к сожалению, сопровождалась и потерями. И упрекать погибших, даже при наличии их профессиональных промахов в этих обстоятельствах, не берусь...

Первоисточник
http://community.livejournal.c ...
G777M
06.02.2008 19:49
В 1974 году ноябрь-декабрь, Ан-22, из Тюмени в Сургут; Нижневартовск возили насосные станции, стальной прокат, трубы, технику, по 2 рейса в день. Сами грузили и разгружали. Эт точно умотались к новому году изрядно. На Ан-12 тяжелее конечно. Тут хоть какая-то погрузочная механизация. А там кран-балку руками тягать.
7Mike7
06.02.2008 21:18
Антоновцы только за Ан-12 вписаны в историю Советской авиации - это бесподобный самолет
Oldeng
06.02.2008 21:26
Однако...
Интересный первоисточник. Конечно, спасибо за дословное цитирование, но приличнее было бы сослаться на истинный первоисточник - одну из веток нашего форума, посвященных Ан-12.
Киреевский Ю.Д. kireevsk2@rambler.ru
12.02.2008 11:52
IKT:
Указываю свои точные координаты, поскольку в 65-66 г. непосредственно участвовал в этой мясорубке. Ну, это сейчас так воспринимается. А тогда - просто пахали. Я был стартехом по электрооборудованию в составе группы ВТА 339 ВТАП г. Витебск. Только послу училища (АВАТУ) и сразу в Тюмень. Конечно, вроде как наземный электрик, но кто-то занемог, то-то там еще, редкий день проходил без полета. Работали почти круглосуточно.
Пишите на Майлу, пообщаемся.
Киреевский Ю.Д.
12.02.2008 17:41
http://vtap339.ucoz.ru/index/0-2
Коротко упомянуто на сайте полка.
Да и вообще интересно, ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ!
Чертенков
30.08.2008 13:13
А фотографии есть как трубу в ан12 грузили? :)
343
30.08.2008 17:06
Вспомнился случай, упомянутый на форуме и произошедший на Севере с другим трудягой Севера- с МИ-6.Ну не бейте больно за баян:-))уж очень понравился!
Надо было вывезти гусеничный тягач на большую землю.Попробовал МИ-6 его поднять-тяжело!Велели буровикам снять гусеницы и попробовать еще раз.Еле-еле взлетели:а что делать-тягач то не распилишь на части?Дотопали до точки, благополучно сели и говорят буровикам, Вы дескать, быстренько отцепляйте тягач и мы вернемся за гусеницами пока не стемнело.А те:ДА НЕ НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ-ОНИ ЗДЕСЬ!МЫ ИХ СНЯЛИ И СРАЗУ ЗАГРУЗИЛИ В ТЯГАЧ!
Снимаю шляпу перед легендой авиации АН12!!!Работал на нем.
Ученый
30.08.2008 17:27
Вспомнилось. Когда Ан-70 был еще в проектных проработках (макет, кажется), случились у нас очередные "посиделки" в ОКБ Антонова ("о ходе работ" :-)) и среди разговора кто-то из корифеев службы эксплуатации ОКБ (не то Раецкий, не то Рыжик) пренебрежительно ткнув в НЛГС-3 сказал: "Разве по этим нормам грузовик сделаешь! Вот был Ан-12, плиту бетонную на пол урони и хоть бы что, а у этого пол провалится..."



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru