Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Бочка на Ту-16.

 ↓ ВНИЗ

123

kor
16.09.2009 12:19
Уважаемые форумчане, может я ошибаюсь, но из детских воспоминаний всплывает разговор отца с другими летчиками, в котором обсуждался случай, когда на ТУ-16 сделали нечаянно бочку.
Примерно так: Летчик под контролем инструктора делал вираж. Инструктору не понравилось, с какой осторожностью и неуверенностью производится пилотирование и он со словами "Вот так надо!" добавил крена. Но получилось лишка! Самолет начал переворачиваться. Поняв свою ошибку и что выравниваться поздно, инструктор завершил "маневр" полным переворотом.
Кажется, хвостовой стрелок успел покинуть борт. Самолет успешно приземлился.
Приезжала комиссия из КБ Туполева для обследования самолета. Инструктора "раздели".
Фамилии участников назывались, но не остались в детской памяти.
Время, когда это случилось - конец 50-х - 60-е годы. Место действия, предположительно - части АДД в западной части СССР.
В Интернете я не нашел упоминаний об этом событии. Может кто-то слышал об этом?
Круг
16.09.2009 17:37
kor:

Теоретически, конечно, можно. А почему бы и нет? Ведь, перегрузки на "бочке" очень даже незначительные. Но назвать эту "фигуру" "бочкой" можно будет с большой натяжкой.
Совсем недавно в Перми даже пассажирский Боинг её выполнил, но ...
pilot A320
16.09.2009 18:17
да запросто, где то в ю-тюбе боинг707 делает бочку и даже очень не хило, а на ту16 чистое крыло, без проблем, надо только чтобы пилот грамотный был
kor
16.09.2009 19:36
Спасибо, Круг, pilot A320,
за ваше мнение о возможности такой фигуры на Ту-16. Надеюсь, это мнение пилотов.
Тем более, что в этот самолет были заложены большие запасы прочности.
Может кто-нибудь вспомнит этот или подобный реальный случай в истории ТУ-16.
Уточню - произошло это до 1962 года.
Круг
16.09.2009 20:00
kor:

" ... Тем более, что в этот самолет были заложены большие запасы прочности. "


Позволю себе возразить - нет у него никаких "больших запасов". Разрушающая перегрузка всего около двух единиц.
Кстати, при правильном вираже с креном 60 градусов перегрузка составляет две единицы.
kor
16.09.2009 20:33
Круг
Читал где-то, что после первых лет выпуска, конструкция подверглась "ревизии". В результате уменьшили вес планера на 3-4 тонны.

Круг
16.09.2009 20:46
kor:

И что?
КДП
16.09.2009 21:06
А на снижении бочка совсем без перегрузки выполняется, кто не верит - спросите тех кто на Л-29 хулиганил. А еще была инфа что на УБЛ бочку крутили, может и было но тоже, только нисходящую. Кто что слышал?
Mashtak
16.09.2009 21:08
kor: Инструктору не понравилось, с какой осторожностью и неуверенностью производится пилотирование и он со словами "Вот так надо!" добавил крена.

Мож это с Ту-22м3 путают, но там стрелков никаких нет). А на Ту-16 надо быть Шварнегером, чтоб резко крена добавить, на нем за 2 месяца кожаные перчатки в хлам превращались, руль Беларуся полегче будет). Баяном попахивает, да и где такие зоны чеб Ту-16 виражи крутил?
Ослик
16.09.2009 21:21
Яндекс выдаёт старую тему этого форума:

Юрий Тимофеевич Алашеев (Вечная Память, Мастер Ушёл в 1959 году при испытании опытного экземпляра Ту-105), служивший в ЛИИ и у Туполева. Насколько знаю, именно им в конце 50-х годов впервые была выполнена бочка на Ту-104.
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
Георгий Петров
16.09.2009 21:27
где такие зоны чеб Ту-16 виражи крутил?

Для справки:
Радиус виража зависит от скорости и крена (перегрузки), а не от размеров самого самолёта.
Круг
16.09.2009 22:09
КДП:

А еще была инфа что на УБЛ бочку крутили, может и было но тоже, только нисходящую.


Перегрузок на "бочках" практически никаких нет!
Mashtak
16.09.2009 22:49
Георгий Петров: Спасибо за справку, а то без нее никак тут на форуме. Тогда уж дайте определение виража, переворота, бочки, чтоб ясность была в терминах автора темы. При скорости 500 и крене 30 градусов я думаю виражик нехилый получица... Подскажите мне, на каких аэродромах ДА есть (были) зоны для кручения виражей на Ту-16?
любитель авиации
16.09.2009 23:00
Вот тут КВС Конкорда рассказывает, как он на нём с испытателем 2 бочки сделал:

http://www.youtube.com/watch?v ...
Георгий Петров
16.09.2009 23:02
Mashtak:
При скорости 500 и крене 30 градусов я думаю виражик нехилый получица...


Вы не думайте, а просто посчитайте ... довольно хиленькая зона его (вираж) вполне вместит ...
И не обижайтесь, я даже со скоростью 600км/час такие виражи "крутил" в обычной зоне.
П.С. Слово "кручение" к виражам не относиться, мастер.

Круг:
Перегрузок на "бочках" практически никаких нет!


Ввиду малой угловой скорости вращения на бомбёрах проблема бочки - перегрузка на ВЫВОДЕ в г.п. ПОСЛЕ завершения вращения.

b737
17.09.2009 04:50
Ту-134 в армии в 1973 году крутанул бочку. Доводили нам на послеполётном разборе. Как было сказано - из хулиганских побуждений.
Отвыкший
17.09.2009 12:16
2 Mashtak:
Мож это с Ту-22м3 путают, но там стрелков никаких нет). А на Ту-16 надо быть Шварнегером, чтоб резко крена добавить, на нем за 2 месяца кожаные перчатки в хлам превращались, руль Беларуся полегче будет)

Саня, привет!
Не знаю, как на Ту-22М3, а на двойках с крылом 60 крутили. Это точно. До тех пор, пока не начали течь 6-9-е баки. А в Николаеве один инструктор крутанул на не большой скорости с крылом 30. Так и садился с 30. ПЧК вверх позагибались и часть заклёпок повыскакивало. Крыло ни туда, ни сюда))))
У нас потом, на востоке дослуживал. Хороший мужик.
А зон у нас над морем аж 2 штуки было. Крутись-не хочу. Может из наших кто? Вообще-то это зоны для тренировки ДЗТ были.
А ещё я на ветке "Последний бой Ту-16" прочитал, что Ту-16 в 60-х, кажется, взлетал на форсаже с весом 120т. Так что может мы просто чего-то не знаем?)))
Mashtak
17.09.2009 12:52
Отвыкший: Привет Андрюх! Над морем понятно дело много свободных зон, особливо в нейтральных водах).
Я слышал одну историю, мож тож баян. Грят када вам в Николаев пригоняли первые двойки, один испытатель при проходе над полосой выполнил бочку на глазах у всей публики. Ну знамо дело, все пилоты это ущучили и тож начали потихоньку тренировацо, типо я не я, если не смогу сделать так. Дык вот один попыталсо сделать, ввел в крен со снижением, рано дал шрурвал на вывод, перевернулся на 180 и начал тянуть штурвал на себя, т.е начал выводить переворотом. Грят что вышел и сел, ток все контрольные лючки повылетали нафик и погнулсо маленько самоль). Не слышал о такой байке случаем?
Отвыкший
17.09.2009 14:01
Mashtak:
Не, точно такую не слышал, но что-то подобное вроде было. А то, что по первости в Николаеве в показном инструктора бочки делали, это точно.
Ну, а до нейтральных всё ж далековато было.))))
Все зоны были в Татарском проливе.
н.с.а.
17.09.2009 15:03
Mashtak:
=Мож это с Ту-22м3 путают, но там стрелков никаких нет). =
Сань, на "тройке" делали, точно знаю, лично знаю энтого фулигана, на снижении при перегонке, а вот про Ту-16 ничего не слышал.
О.Г. Рюмин
17.09.2009 22:23
где такие зоны чеб Ту-16 виражи крутил? = на "Радушном", хоть и шкрабы - но до 1989 - Ту-16 ;)
Георгий Петров
17.09.2009 22:31

b737:

Ту-134 в армии в 1973 году крутанул бочку. Доводили нам на послеполётном разборе. Как было сказано - из хулиганских побуждений.


Выпивал я с этим лётчиком в 74ом или 75ом в Судаке.
Коктейль он делал:
100гр. коньяка и 100 гр. белого сухого.
Говорил, что на 134 она делается свободно при пустом самолёте.
Л.Королёв
17.09.2009 22:55
О.Г. Рюмин :

Привет!
Меня тоже это удивило.
Если есть полк на котором базируется самолёт (в частности Ту-16), то и пилотажные зоны для него должны быть. Мне как-то "по барабану" было, какой размер этой зоны. Надо 50 км. - дайте 50; надо 100 км. - дайте 100, если в КБП есть упражнения, как "полёт в зону".
Люмень!
1370
17.09.2009 23:00
b737, крутил бочку п-к Саттаров, л-испытатель из Ахтубы.
внутри были служебные пассажиры, никто из них не заметил, бочка была восходящая, без перегрузки, обнаружено по средствам ОК.
Был это год 83-85.
Л.Королёв
17.09.2009 23:05
1370:

Что-то я очень сомневаюсь, чтобы по средствам ОК "вычислили". Это ж надо МСРП "расшифровывать". Обычно без необходимости этим никогда не занимались. Зачем?
b737
18.09.2009 06:59
Нет, это был именно 1973 год. Так как из армии я ушёл в 1975. Там тоже были пассажиры.
Беркут Владимир
18.09.2009 09:48
Для таких самолетов как Ту-16 полет в "зону" как правило выполнялся по "БК" на Н-2100-2400м, 1 и 3 развороты на удалении 30км, для любителей повиражировать вираж выполнялся над ДПРМ с докладом РП.
Что касается управляемости Ту-16, то по крену в крыле находились "компенсаторы", точно название не припомню уже, работающие как усилители и если открыть все отверстия то управлять по крену было гораздо легче. Но для настоящих командиров ДА этого не нужно было, так как они ворочали штурвал одной рукой, а некоторые заходили на посадку, забыв выключить автопилот, правда после полета - "что-то тяжеловато управление на этом самолете"
Л.Королёв
18.09.2009 13:02
Беркут Владимир:

" ... а некоторые заходили на посадку, забыв выключить автопилот, ..."


- Бамбарбия. (Ю.Никулин - один из кунаков)
- Что он сказал? (Шурик).
- Щутка. (ХФ "Кавказкая пленница").

Забегая вперёд докладываю, что при определённых усилиях прилагаемых к штурвалу, автопилот отключится автоматически.
Справка: благополучно отлетал на Ту-16 около ... 20 лет.
kor
18.09.2009 13:02
kor:
...Примерно так: Летчик под контролем инструктора делал вираж.

Про вираж я может ошибся. Хочу сказать, что это была ошибка пилотирования, а не хулиганство. Этот случай может уже канул в Лету вместе со старыми пилотами. :-(
Ослику большое спасибо за ссылку. Много интересного из нее узнал.
Беркут Владимир
18.09.2009 13:29
Л.Королёву: Если бы Вы чуть внимательнее читали мой пост, то замели бы, что там написано не за доработанный автопилот Ту-16, а за Командиров ДА и добавлю еще ВТА.
Ну, а за 20 лет на Ту-16 мое признание, почет и уважение, хотя по честному, и соболезнование!
Л.Королёв
18.09.2009 14:03
Беркут Владимир:

За соболезнование - особое спасибо. КП-24 далеко не самое мягкое кресло.
Беркут Владимир
18.09.2009 15:03
Л.Королёву: Да там не только кресло. Год за два ведь не за красивые глаза дают.
b737
18.09.2009 19:00
то по крену в крыле находились "компенсаторы"

Называлось это приспособление - ТРИММЕР ФЛЕТНЕР.
kor
18.09.2009 19:17
Уважаемый Л.Королёв, а Вы, как летавший на ТУ-16, не слышали эту историю или подобные. Возможно ли это?
Л.Королёв
18.09.2009 20:10
kor:

Нет, дружище, не слышал и не верю этой "байке".
Это каким же надо быть слабым лётчиком, чтобы допустить такую грубую ошибку?
Выдерживание скорости на "отлично" - 10 км.час, высоты - 20 м.; Крен ... не помню уже, но думаю, что не более 3 градусов. А до крена 90 градусов это ж сколько раз по 3? Двадцать что ли? А-балдеть можно от такой техники пилотирования!
1370
18.09.2009 20:26
b737, я вот этого имел в виду:
http://www.astronaut.ru/as_rus ...
там написано, что бочку он выполнил на Ту-154, но в армии точно помню - доводили, что на Ту-134, из хулиганских побуждений :))
b737
18.09.2009 20:40
2 1370
Я думаю, Вы правы. Может быть, я действительно ошибся. Мне мой знакомый подарил в своё время, когда летал на МиГ-21, свою рабочую книжку, где, возможно, я и прочитал это. Попытаюсь её найти и уточнить. Но то, что Ту-134, с пассажирами и с формулировкой из хулиганских побуждений, это точно.
Георгий Петров
18.09.2009 20:58
b737:


И то, что Сатаров и Ахтуба - точно. Только он п/п-ком был, по моему ...
1370
18.09.2009 23:51
Георгий Петров, вы необычайно проницательны!
Умеете анализировать ссылки:)))

Просто когда я его в Ахтубе встречал во второй половине 80-х - он был полковником, а бочку-таки да, крутанул подполковником.
iPhone-AVIA
19.09.2009 00:29
В принципе БОЧКУ сделает любой самоль, котрый способен создать крен в 90. Всё зависит от угловой скорости вращения вокруг продольной оси. Для более тяжёлых и менее стреловидных нужен будет допзапас по Н. Никто же не заставляет делать её (бочку) энергично и чтоб без просадки.
Л.Королёв
19.09.2009 00:34
iPhone-AVIA:

Никто же не заставляет делать её (бочку) энергично и чтоб без просадки.


Вообще-то лётчики видят разницу между "бочкой" и "кадушкой".
Георгий Петров
19.09.2009 00:35
1370:

Георгий Петров, вы необычайно проницательны!
Умеете анализировать ссылки:)))

Просто когда я его в Ахтубе встречал во второй половине 80-х - он был полковником, а бочку-таки да, крутанул подполковником.


Не надо меня в чём-то подозревать.
Дело не в анализе ссылок, а в том, что я с ним выпивал в Судаке после того, как он сделал бочку ... а фамилию действительно Вы мне напомнили.
iPhone-AVIA
26.09.2009 20:50
Тогда кадушку сделает любой самоль...Это правильней
Matveich
26.09.2009 22:48
Вот бы найти летавших на Ту-16-х в Кневичах 49 МРАП в 1962-64гг.!
58
26.09.2009 23:45
Matveich:

Лётчики так долго не живут. :-(

В.Чемерицкий
27.09.2009 00:33
Хороший самолёт был. Начинал на Ту-16 в качестве ПКК, закончил командиром отряда: Бобруйск, Завитинск, Воздвиженка, Белая-Церковь. При выполнении полётов в строю пары (2х2 или 60х60м по КБП, реально - гораздо меньше), самолёт пилотируют одной рукой, вторая на РУДах, самолёт порхает как ласточка и не холодно. При полётах с одной ракетой да и при заходе на посадку также пилотировали одной рукой. Кстати, усилия для пересиливания автопилота (АП-6е) порядка 70 кг. В одном из полётов при следовании с ППМ Тырма на КПМ Бахирево попал в спутный след, перевернуло на 120 градусов, докрутил до горизонта и всё ОК. Вираж с креном 60 градусов выполнялся без проблем, только нужно помогать педалями.
В.Чемерицкий
27.09.2009 00:34
Хороший самолёт был. Начинал на Ту-16 в качестве ПКК, закончил командиром отряда: Бобруйск, Завитинск, Воздвиженка, Белая-Церковь. При выполнении полётов в строю пары (2х2 или 60х60м по КБП, реально - гораздо меньше), самолёт пилотируют одной рукой, вторая на РУДах, самолёт порхает как ласточка и не холодно. При полётах с одной ракетой да и при заходе на посадку также пилотировали одной рукой. Кстати, усилия для пересиливания автопилота (АП-6е) порядка 70 кг. В одном из полётов при следовании с ППМ Тырма на КПМ Бахирево попал в спутный след, перевернуло на 120 градусов, докрутил до горизонта и всё ОК. Вираж с креном 60 градусов выполнялся без проблем, только нужно помогать педалями.
В.Чемерицкий
27.09.2009 00:36
Хороший самолёт был. Начинал на Ту-16 в качестве ПКК, закончил командиром отряда: Бобруйск, Завитинск, Воздвиженка, Белая-Церковь. При выполнении полётов в строю пары (2х2 или 60х60м по КБП, реально - гораздо меньше), самолёт пилотируют одной рукой, вторая на РУДах, самолёт порхает как ласточка и не холодно. При полётах с одной ракетой да и при заходе на посадку также пилотировали одной рукой. Кстати, усилия для пересиливания автопилота (АП-6е) порядка 70 кг. В одном из полётов при следовании с ППМ Тырма на КПМ Бахирево попал в спутный след, перевернуло на 120 градусов, докрутил до горизонта и всё ОК. Вираж с креном 60 градусов выполнялся без проблем, только нужно помогать педалями.
58
27.09.2009 00:56
В.Чемерицкий:

Вираж с креном 60 градусов выполнялся без проблем, только нужно помогать педалями.


А какая перегрузка на вираже с креном 60?
В.Чемерицкий
27.09.2009 09:16
При g=3, 2 передняя кабина отрывается по 12 шпангоуту...
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru