Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Внештатные ситуации на МИГ-31

 ↓ ВНИЗ

ШО-82
30.11.2006 01:11
Gondjubass
30.11.2006 08:05
Источник - BKO - 2005 - 5(24):

"ФЕДОТОВ
"Не сотвори себе кумира!" Я сотворил. Сначала как увенчанного лаврами, как представителя высшего эшелона нашей профессии. Мы стали встречаться по МиГ-25 на совещаниях, в кабинетах, в беседах. А когда разразился скандал с шарнирными моментами, когда последовательно погибли Кузнецов, Майстренко и Гудков, а я согласился участвовать в испытаниях МиГ-25 на инерционное вращение, наше сближение стало походить на сближение самолетов в воздушном бою. Разрешилось все неожиданно просто. Он позвонил мне на работу и пригласил полетать. Почти с упреком. Дескать, что это мы тянем, решение принято, разрешения получены, а ты чего-то не появляешься. К этому времени он уже закончил тему испытаний, я приглашался вроде бы как на приемку результатов. "Надо поговорить", и мы ушли в другой кабинет. "Сначала давай перейдем на "ты", а то в воздухе как-то неудобно разговаривать на "Вы". Ты не против?" Смешной вопрос, как я могу быть против? С Федотовым на "ты"! Он коротко рассказал о результатах испытаний. В зонах, спрогнозированных аэродинамиками ЛИИ и ЦАГИ как опасные, ничего не выявлено. Предлагалось пройти их еще раз со мной и утвердить результат. Он спросил: "Как будем работать?". - "Наверное, ты будешь показывать, а я смотреть". - "А зачем? Ты будешь пилотировать, ты будешь и смотреть. Не против?" - "Конечно, нет!" - "Так. Что бы ты хотел посмотреть еще, кроме того, что есть в программе полетов?" - "Штопор и динамические высоты". - "Так! Стоп! Я понял. Я покажу тебе все!" Вот в последовавших-то полетах и сформировался Кумир. И не без оснований! Но это другая история. А заповедь осталась: "Не сотвори себе кумира!" Он знакомил меня с основами ремесла летчика-испытателя, а я с упоением читал с листа искусство профессионала высочайшего уровня. После катастрофы долго не верилось, что ее причиной стала ОШИБКА ЛЕТЧИКА, приведшая к сваливанию на четвертом развороте. Как-то я пришел на летно-испытательную станцию (ЛИС) и рассказал ему, что у нас в авиации ПВО в Моршанске на Су-15 погиб молодой летчик, лейтенант, свалившись в штопор на четвертом развороте из-за резкого отворота от другого самолета, чтобы не столкнуться с ним. Федотов возмутился: "Ну, как это можно?" - "Так ведь пацан!" - "Все равно! Ведь на четвертом развороте!" Мне оставалось только пожать плечами. У меня дома на дне рождения я поставил на стол заранее приготовленный магнитофон и объявил: "Сейчас будет песня про летчиков". Зазвучал голос Владимира Высоцкого: "По канату, натянутому, как нерв!" Притихли наши жены. Федотов бурно запротестовал: "Нет! Так летать нельзя!" Его поддержал мой училищный инструктор Полунин. А как надо летать? Расслабившись? Презирая опасности? Небо - прекрасная и величественная, но чуждая нам стихия. Уходить в небо надо с почтением, а возвращаться с благодарностью. И за то, что мы творили в небе, надо скромно просить прощения. Вряд ли Саша вспомнил эти эпизоды в последние секунды последнего полета, но вот окончание летной работы Владимиром Сергеевичем Ильюшиным наверняка довлело над ним. Тот не стал садиться в Луховицах, когда топливо на Су-27 расходовалось нештатно, а попытался дотянуть до Жуковского. Двигатели встали. Пришлось катапультироваться. Топливомер на МиГ-31 Федотова разыгрывал сцену стремительной утечки топлива. Разыгрывал по Станиславскому: Федотов верил! Уходили к нулям стрелки, загорались сигнальные лампочки. "Посмотрите, нет ли у меня шлейфа". (Белый шлейф за самолетом, если это на небольшой высоте, это слив или интенсивная утечка керосина.) - "Нет, шлейфа нету!" Для посадки с прямой великовата высота. Объявляет свое решение: "Вираж, и на посадку. Сразу!" Тридцатитонная цистерна с керосином входит в крутой вираж. Углы атаки - на пределе! Где этот предел? Указатель углов атаки на этом самолете не был установлен. Может ли летчик по ощущениям определить, что самолет тяжелый? Что с ним надо обращаться осторожно? Опытнейшие летчики-испытатели, например, Щербаков, Елян, Орлов, так и не смогли дать ответ на этот вопрос. А топливомер убеждает пилота, что самолет легкий, что 12 тонн топлива уже за бортом, крути, не бойся! А он и не боялся! "В последнее время с ним страшно было летать, ходил по самому краю", - вспоминает Витя Рындин. Самолет почти выходит на посадочный курс. Сваливание! Безупречные действия рулями по выводу. А высоты-то хватит? После своего первого катапультирования на МиГ-23 из режима штопора Федотов рассказывал: "Веришь, вот такие листья на деревьях увидел! Под куполом почти не висел, сразу земля!" Он и в последнем полете надеялся, что успеет, но вышел из кабины только до пояса. Это из официального акта расследования катастрофы. Прошло 20 лет, а я до сих пор не верю, что все произошло так просто...

ЗАЙЦЕВ
Последний полет выполнял штурманом-оператором в экипаже Федотова. Ему в заслугу ставили то, что ручки катапульты дернул не он. Действительно, высокое мужество и собачья выдержка! Когда-то он летал пилотом на транспортном Ан-12, после увольнения из армии стал авиационным инженером с радиотехнической специализацией. То, что его взяли на ЛИС (ЛИ и ДБ), считал высокой честью и всячески оправдывал оказанное доверие профессионализмом, трудолюбием и строгим соблюдением товарищеской этики. Был человеком спокойным, общительным и предупредительным. Когда на МиГ пришел Игорь Волк, чтобы слетать на МиГ-31, ему оператором в заднюю кабину посадили Валеру Зайцева. К торжественному возвращению из этого полета был выпущен боевой листок. На полном листе ватмана был искусно нарисован летящий МиГ-31. Из задней кабины с лукавой усмешкой вылетал на катапультном кресле мультипликационный заяц с держками катапульты в руках, а из передней кабины вылетало с работающими пороховыми двигателями кресло с волком (тоже мультипликационным), который размахивал кулаками и орал: "Ну, заяц, погоди!" И что бы тебе, Зайчик, вот так-то не высадить Федотова в те последние доли секунды, которых вам не хватило в последнем полете..."

Buzz
30.11.2006 16:57
Как ножом по сердцу......
Слава
30.11.2006 18:24
Gondjubass:А кто автор статьи? Как то не по летчицки написано... да и несоответствий много.
Gondjubass
30.11.2006 19:52
То Слава:

К сожалению в моем архиве фамилия автора не указана, ссылка на оригинал утеряна. Я послал Вам то, что у меня есть на Е-мейл, может это поможет в идентификации.

Слава
30.11.2006 21:14
Gondjubass:Спасибо, прочитал.Фамилию автора не определил, какой- то ПВОшный летчик -инспектор.Несоответствия мелкие, но дают пищу к размышлению.Ну например - "тридцатитонная бочка с керосином" - Во первых кероса там 15-18тонн, а взлетный вес более 45 тонн.Да и не на вираже он свалился, а при выполнении слитно 3 и 4 разворота в посадочной конфигурации...конечно может журналажная обработка материала...уж больно фигуристо описывает.
По Клинскому случаю есть непонятки типа налет у зама на истребителях более 4000 часов. Сомневаюсь в этой цифре, инструктор - понятно, но в боевом полку...Да и с Миг-23 не всосал - что полк летал и на 23 и Су-15ТМ ?
А вот это"На расчетном (в точке начала разворота на посадочный курс) дальномер показал удаление в полтора раза больше фактического. Я начал имитировать доверие дальномеру. На высоте 1000 метров я оказался на удалении 14 км (вместо 25 км по расчету). Пришлось увеличивать вертикальную скорость снижения. На высоте 600 метров дальномер показывал, что я подхожу к дальнему приводу. Я не успевал снижаться за показаниями дальномера. При фактическом удалении 6 км дальномер показал 0." что то не могу понять, даже схему нарисовал, если показания больше, значит при факте 6км он должен показывать больше 6 в полтора раза...может я просто выпимши?
Слава
30.11.2006 21:19
Да и еще.Служил в Моршанске. В 78 году там было 10 лет без летных происществий, и ни о каких молодых погибших лейтенантах не слышал.Может я неправ, поправьте знающие...
А.Гарнаев
30.11.2006 22:13
Слава: 30/11/2006 [21:14:11]
"Gondjubass:Спасибо, прочитал.Фамилию автора не определил, какой- то ПВОшный летчик -инспектор.Несоответствия мелкие, но дают пищу к размышлению..."

"КРАВЦОВ. ФЕДОТОВ."
http://www.testpilot.ru/review ...
А.Гарнаев
30.11.2006 22:15
Разрушение фонаря на M>2.5, H>17.5 :
http://www.testpilot.ru/review ...
А.Гарнаев
30.11.2006 22:16
Сло-о-о-ожный отказ на опытной машине :

http://www.testpilot.ru/review ...
Слава
30.11.2006 22:58
А.Гарнаев:Саш, привет! Автора не знаешь?
To Слава
01.12.2006 01:30
НИКОЛАЙ МОСКВИТЕЛЕВ

http://www.vko.ru/article.asp? ...
To Слава
01.12.2006 01:50
Gondjubass
01.12.2006 06:10
Спасибо за ссылку на оригинал статьи и фамилию автора.
А.Гарнаев
01.12.2006 12:11
Слава: 30/11/2006 [22:58:16],
ПрЮвет !
... а Николай Иваныч у нас и вроде как в "Пилотажно-иследовательском центре" ("ПИЦе") ещё и числится.
Давеча на его 80-летний юбилей >->- он прям в д/рожденья с Толей Квочуром на СУ-30 слетал ... сам тягал впо-о-олне ... народ искренне порадовался :)
Слава
01.12.2006 21:19
А.Гарнаев:Саша, автор статьи не Москвителев. Еще раз прочитал его в ВКО. Да и сам автор пишет, что он летчик инспектор...
Слава
01.12.2006 22:27
Все, нашел автора - старший инспектор-летчик полковник Ю.Н. Беликов
Николай-78
02.12.2006 00:29
Да уникальное произведение, первый раз познакомился с этим произведением когда по мылу прислали Катастрофу в Клину на ТМах. Прочитал-мое мнение БРЕД, даже на гаражно-стаканный не тянет.Если охарактеризовать кратко-А ГРП сидела и смотрела со стороны чем все кончится. А катастрофа Федотова, как то не с руки обсуждать, уж слишком там много всяких обстоятельств. Все катастрофы в которых погибали карифеи от авиации, очень сложно обсуждать. Для примера:два карифея от воздушного хулиганства и пилотажа /один экс савастлеец/ накрутившие бочек немерянно-крутят кадушку и 8ед-самолет в пыль.Что они не умели крутить бочки или хотели свернуть шею. Почему полет так завершился. У меня нет ответов.Но самое главное они оба были седые. Да еще и на день части.
А потом приехали ребята под руководством МВЕ и выдали что самолет в таких условиях испытаний не проходил и попал в неизученную зону. Ответов нет и не будет.Следствие закончено забудьте. Но полетали они с нами здорово:штопор и пилотаж, хоть за это МВЕ можно сказать спасибо. Правда общения не получилось уж больно диаметрально противоположные взгляды были у нас и у группы МВЕ.
Gondjubass
02.12.2006 05:58
То Николай-78:
А вот я бы совершенно определенно сказал, что МВЕ - один из лучших летчиков 20 века. Я думаю хватит пальцев одной руки, чтоб перечислить равных ему. Может быть на мелких самолетах, типа МиГ-29, Саша Гарнаев и покруче будет. Но вот на том крокодиле, о котором мы говорим, МиГ-31, изначально для пилотажа и не предназначенном, только МВЕ крутил совершенно невозможный пилотаж, он не поручил это ни Квочуру, ни Гарнаеву, ни Таскаеву.
Помнится примерно такая картинка. Лето, ясный солнечный день. На Горбунке довольно плотные полеты, в те годы самолеты почти "расталкивали" друг друга. Вдруг, неожиданная пауза. Тихонько посвистывая двигателями в дальний конец длинной полосы рулит МиГ-31 с бортовым 374, разворачивается на курс 302. Довольно долго стоит на исполнительном гоняя движки на разных режимах.
Думаю про себя: "Не иначе ребята собрались очередной рекорд ставить, и взлет в сторнну "десяточки", чтоб лучше зафиксиривать".
Вот двигатели выходят на максимал, необычно долго стоит самолет, но вот начало движения и сразу характерный удар по всему телу, включение форсажа, и многометровый факел за хвостом, неземного фиолетово-оранжевого цвета. Немножко ленивый разбег, подъем передней стойки, отрыв, тангаж продолжает расти, набор почти по вертикали.
Едва успеваю подумать: "Ну, точно, скороподъемность делают", как самолет начинает вращаться по крену и заваливается на спину, переходя в отвесное пикирование.
Обжигает мысль: "Неужто как тогда у Лесникова? Жаль. Обломки разлетятся километра на полтора, меня тоже накроет".
Но сорок тонн нержавеющей стали и титана, сдув форсажами пыль с полосы, плавно переходят в вираж.
Многажды видел я крутые демонстрации лучших мировых одиночек и групп, самые разные самолеты и летчики, но вот ПЕРЕВОРОТ НА ГОРКЕ СО ВЗЛЕТА НА МиГ-31 исполнял ТОЛЬКО Валерий Евгеньевич Меницкий.
Николай-78
02.12.2006 07:52
Gondjubass:А вот я бы совершенно определенно сказал, что МВЕ - один из лучших летчиков 20 века.
Я и не отрицал, про летчика. Но все остальное правда, и 20-25 экипажеей полка остальному свидетели. Я могу иметь право на свое мнение или нет.
Слава
02.12.2006 09:15
Gondjubass:кто лучше или хуже - субъективно. Объективных данных и критериев на сей счет нет.Почитал его книжку, мнение мое ( субъективное) сложилось.
А пилотаж Миг-31 крутит еще какой....И не только МВЕ этим занимался.
Николай-78:подобный случай. Когда Федотов по полкам провозил рук.состав на Миг-25, Родионов В.Н.(мой будущий ком.иап) рассказал ему как падал в правдинске с Н-10-11 км с полной заправкой на ПФ практически плошмя без намеков на вращение до 2-3км. Федотов категорически не поверил этому.
Николай-78
02.12.2006 09:49
Gondjubass:
Хотите я изложу более жесткую версию по мылу общения с МВЕ. Из 45 человек летного состава иап не все дураки, отмазка и ответ это разные вещи.
U235
02.12.2006 09:59
Это не про историю с шарнирными моментами речь? Там действительно было несколько катастроф, когда в недоисследованном диапазоне высот и скоростей(высокая приборная скорость + небольшая высота) при определенных условиях у самолета заклинивало стабилизатор(не хватало гидравлики) и он попадал в неконтроллируемое вращение с высокими перегрузками. Так Меницкий в этом случае был прав: действительно попадание в неисследованную область. Затем была серьезная программа по выяснению причин вращения, в ходе которой погибло несколько испытателей. Меницкий оказался первым, кто смог поймать этот режим и выбраться из него живым.
Слава
02.12.2006 20:05
Николай-78:да по книге понятно что за человек...
Николай-78
02.12.2006 20:24
Нет это Хатанга 350иап 13.02.91 Мишин-Фищенко Миг-31№12
Николай-78
02.12.2006 20:26
Слава если мы об одном и том же-Клин-ТМ то я сегодня-завтра тебе вышлю по почте.
Слава
02.12.2006 21:39
Николай-78: Да
А.Гарнаев
02.12.2006 22:34
Слава: 01/12/2006 [21:19:18]

"А.Гарнаев:Саша, автор статьи не Москвителев."

- ва-аще-то я тоже это заподозрил, т.к. Николаю Иванычу совсем не свойственно мусолить сопливые сплетни типа той, что изложена после истории гибели Олега Гудкова ...
... А насчёт Валер-Евгенича Меницкого я ВСЕГДА говорил и готов повторить сколько нужно раз :
Он - один из тех НЕМНОГИХ, непосредственно благодаря кому моя судьба сложилась так, как она сложилась, кто много чему меня научил (и далеко не только в воздухе) :)
За ЭТО я всегда буду ему искренне благодарен и от всей души желаю доброго здоровья ... Жаль, что он чуток прихворал - но верю, что поправится и ещё по-о-отрудится !
... а МиГ-31 так же немало пилотировали на предельных показухах Рома Таскаев и Володя Гуркин. И, кстати, мы на одном из МАКСов делали пилотаж строем даже в составе смешанной группы = ведущий МиГ-31 (Таскаев) и по бокам 2*МиГ-29 (Гарнаев, Власов) ... больше всего в этом занятии меня прикалывало то, как необычно много аэродинамического шума (чужих-то двигателей в строю не слышно) 31-й издаёт :
http://www.testpilot.ru/review ...
Gondjubass
03.12.2006 03:15
По катастрофе Гудкова.
Пожалуй самая обидная катастрофа в современной истории, такая цепь, такое сплетение человеческих ошибок. На 1100% - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.
Совершенно идиотская ошибка конструктора привода стабилизатора. Студента-третьекурсника выгнали бы с позором за такое. Однако, на Микояне никто ничего не заметил, документацию подписали и начальники отделов, и Главные специалисты, и технологи. Все ушло в производство.
По первому звоночку - Кузнецов - опять никто ничего не заподозрил. Нашли некое гнездо некоего орла.
По второму звонку - Майстренко - задвигались лишь чуть-чуть. Не верило ЦАГИ. Не верило ЛИИ. Категорически не верило ОКБ. Только старый Савицкий требовал разобраться.
Ну, хрен с ним, со старым, так уж и быть, слетаем.
Не верил летчик, назначенный на программу. Полет выполняли НАД ГОРОДОМ, по боевому курсу - жилые районы, торговый центр, ткацкая фабрика, железнодорожная станция, детский сад... Вряд ли можно подобрать ЛУЧШИЕ условия для опасного эксперимента...
На фабрике все и закончилось.
Если будете проезжать через Раменское мимо платформы "Фабричная", посмотрите на северную сторону дороги. Вот эти светлые кирпичи в стене одного из складов Раменской ткацкой фабрики - место, куда ударилось кресло, его хорошо видно даже сейчас...более тридцати лет спустя...
Олег Васильевич Гудков, одиннадцать часов сорок шесть минут, четвертое октября, тысяча девятьсот семдесят третий год.

http://www.strizhi.ru/attachme ...
Dmitry
04.02.2007 13:41
У кого-нибудь есть полный текст статьи?
Указанная ссылка не работает.
Если нетрудно, скиньте на мало.

Спасибо!

С уважением, Дмитрий.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru