Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

100-летию авиации России. Всем! Всем! Всем!

 ↓ ВНИЗ

тви
Старожил форума
09.08.2012 10:12
Реквием
Майору Станиславскому –
командиру стратегического
бомбардировщика
На трагической ноте прервался полёт!
В шлемофонах приказ: Покидать самолёт!
Высота восемь сто, на душе нервный тик.
В бомболюке пожар, и до взрыва лишь миг!
Руки к поручням кресел, где скобы стоят,
Что вонзаются в капсюль, взрывая заряд...
– Ну, братишечка - «дремлющий» пиропатрон:*
Катапульта «рванёт» – значит, буду спасён!
Крышку люка долой! Вжался в кресло и прочь
Из кабины, сквозь днище, ** да в чёрную ночь,
Где воздушный поток будет жилы студить...
А в мозгу иступлённо-щемящее: Жи-ить!
...Отделился от кресла и камнем к земле,
Утопающей где-то в подоблачной мгле!
А в сознании тлеет вопрос, словно трут:
Распахнётся ли куполом друг-парашют?!
...Выполняя приказ, пятерым из семи
Удалось «куполами уйти» до земли.
В самолёте остались... Одни! На весь мир!
Второй штурман (пацан!), да «отец» - командир.
...Лейтенантик молоденький, кажется, «влип»:
В шлемофон командира доносится всхлип:
– Командир! У меня... Я никак... Погоди!
Не сработало! Ты не у... Не уходи-и!
...Командир, дав приказ самолёт покидать,
По инструкции должен уйти и не ждать:
Нет возможности, времени, чтобы помочь...
Но оставить юнца ему просто невмочь!!
Кровь ударами молота бьётся в виски,
Взрыв вот-вот прогремит... Время сжато в тиски!
Весь напрягся, но ровный внушительный тон:
– Проверяй! Не спеши! – штурманцу в шлемофон.
...Липкий пот на глазах! Жуткий страх на лице!
– Не могу! – на устах. Мысль – о близком конце!
Но уверенный голос, как весточка в дверь:
– Женька! Чеки на поручнях кресла проверь!
...Меж ударами сердца «буксуют» века:
Ждёт его командир! Чтобы наверняка...
Вспышка пиропатрона! Мгновением блик!
– Всё! Ушёл! – И за ним командир! В тот же миг!
Но мгновений цена... Ослепительный взрыв,
Разорвал темноту, командира накрыв.
...Ещё утро едва только брезжит в глаза,
А над местом «ЧП» вертолёт-стрекоза:
Поисковый отряд отыскал шестерых,
Где седьмой? Командир? Нет его средь живых!
...В авиации свой повседневный уклад.
На разборе полётов изложен доклад:
Лейтенант Воронцов командиру солгал,
Доложив перед вылетом: – Чеки убрал!
Результат: самолёт он покинуть не мог...
В нарушенье... майор Стародубцев помог...
Когда сам Стародубцев пытался уйти,
Взрыв его самолёта «отрезал пути».
...Над «бетонкой» бездонная синь... тишина...
Чашу горькой утраты испили до дна:
Скорбным грузом к родным отправляется БРАТ,
Полковые знамёна в поклоне стоят.
Громко цвинькнув, синичка «нырнула» в сугроб
Из сугроба вспорхнула на цинковый гроб,
Поскакала по крышке, и бусинки глаз
Удивлённо смотрели на плачущих нас.
...И торжественный реквием в наши сердца
Вносит подвиг Души командира-отца!

Примечание к «Реквием»
* Пороховой заряд пиропатрона катапульты кресла приводился в действие рычагами, расположенными в поручнях (подлокотниках) кресел членов экипажа. Для исключения случайного нажатия на эти рычаги, во время обслуживания самолёта на земле, в поручни
ввинчиваются специальные предохранительные чеки, которые вывинчиваются из поручней перед взлётом, с докладом об этом командиру, записываемым на бортовой магнитофон.
** На тяжёлых бомбардировщиках типа «М» (авиаконструктор Мясищев Н.М.) катапультирование членов экипажа производилось вниз, сквозь днище самолёта, а не вверх, как у современных боевых сверхзвуковых самолётов.
Алексеевич
Старожил форума
10.08.2012 13:41
Здорово!!! Надо автора подписать! И песню сделать!
Marat
Старожил форума
10.08.2012 13:51
Cильно....
тви
Старожил форума
10.08.2012 19:50
Алексеевич:
Там у вас на Украине, наверное, живёт мой командир, бывший командир бомбардировщика "3М", Славгородский Виктор Порфирьевич, 1933 г.р., родом из Донецка. В. П. ушёл на пенсию в середине 70-х, с выездом в Донецк. Возможно, жив, то дай Бог ему здоровья! Может вы сможете навести о нём справки. У меня, к сожалению, такой возможности нет: я в Кузбассе.
kollega
Старожил форума
10.08.2012 20:31
А не поздно через 30 с лишним лет вспомнил о командире ?
тви
Старожил форума
10.08.2012 21:05
kollega:
Помнил всегда, помню и буду помнить! Но... Цепочка: комп - интер - forumavia появилась только сейчас. А ещё: "Не суди, да не судим...
Алексеевич
Старожил форума
11.08.2012 14:39
К сожалению, о Славгородском не слышал. Да и Украина это не деревня, где все знают друг друга. В своём подъезде не знаешь, кто живёт.
Джукчингач.
Старожил форума
11.08.2012 18:30
Евгений Дергачёв
Старожил форума
20.12.2012 14:27
Я был в поисковой группе после этой катастрофы. Мы всем 1225 отбап сидели на аэродроме "Снегурка" (Оперативный грунтовый аэродром Семипалатинской дивизии), прилетали для тренировок на грунтовом аэродроме. Ночью сидели в казарме, играли в карты, и вдруг вбегает боец и кричит : - там самолёт горит и падает, такой - же, как ваш... Выскочили, глядим - горит. Мы были на Ту-16, боец перепутал (двигатели одинаковые, голосят также, как у Эмки. Командир п/п-к Швецов срочно распорядился организовать группы поиска. Грузовики были. Я снял свой парашют с самолёта, распустил его, взял аварийную радиостанцию. Поехали... Взрыв, казалось, был недалеко, но ехали долго. Потом замаячили огоньки. Подъехали. Разбитый вдребезги самолёт. Его уже оцепили пехотинцы из какой-то ПВО шной части. Они показали : вот ваш лежит. Уже всё прогорело и только тлело. Прямо в разбитой турели лежало то, что осталось от человека. Кусок оторванной ноги в обгоревшем ботинке стоял рядом. В воздухе уже летал Ту-95, искал. Я доложил экипажу о находке. Пехотинцы были в восторге от радиостанции, завидовали... Потом поехали обратно. На каком-то бугорке заметили шевеление, поехали туда. Это была группа, которая нашла Станиславского. Он так и сидел в кресле, живот лопнул, внутренности вывалились наружу. Деревянную грушу раскрытия привязных ремней он раздавил в отчаянии рукой... По возвращении я узнал, что другие группы подобрали оставшихся в живых членов экипажа. Командир велел принести, что у кого было. Давали пить спиртного сколько кто может. Правак в белом комбезе отказывался и был явно не в себе... Говорили, что потом он списался... У штурмана был повреждён позвоночник. Наш доктор Гена Флейс оказывал ему первую помощь, да и водка сделала свлё дело - ему стало легче... Причины катастрофы стали известы потом : молодой стрелок - радист не до конца выкрутил чеки стопорения катапультного кресла ( чтобы оно "не болталось" ), а в критической ситуации запаниковал и от мандража не смог поставить кресло на катапультные рельсы. До самой земли орал : -командир...командир... Станиславский его ждал, покинул самолёт, когда уже не было высоты... Так со всего маху - об планету... Инструкции написаны кровью. Виновник гибели - нарушитель. А пожар случился оттого, что перед взлётом борт долго гоняли по рулёжкам и полосе... Тормозится на этом типе лишь одна задняя стойка. Тормоза раскалились. После взлёта от жара лопнул шланг тормозной системы. АМГ-10 - это сгущённый подкрашенный керосин, естественно он вспыхнул. А задняя стойка убирается прямёхонько под резиновый топливный бак. Вот и всё... На борту было около 100 тонн топлива и неесколько П-50-75. Всё это горело и взрывалось...
Василий Туровец
Старожил форума
26.12.2012 18:26
Очень жаль, что изза чейто халатности гибнут люди и техника.
Василий Туровец
Старожил форума
26.12.2012 18:27
Очень жаль, что изза чейто халатности гибнут люди и техника.
тви
Старожил форума
30.01.2013 20:33
Василий Туровец:
Отнюдь не хочу обидеть, а лишь констатации для: верхнее кресло стрелка-радиста на 3М не фиксируется чеками. Фиксация производится вытяжным флажком. После вытяжки флажок поворачивается на 90 градусов и остаётся в этом положении. Результат: кресло свободно вращается на 360 градусов. Для фиксирования нужно лишь повернуть флажок на 90 гр. - в исходное положение, флажок втягивается обратно вниз и кресло фиксируется в положение вперёд или назад лицом. Катапультироваться возможно лишь в положении лицом к хвосту самолёта. Я сам был бортрадистом на эмке. А вот на 3МД вверху сидел второй штурман, а радист сидел у левого борта у блистера.
Чеками же фиксировали рычажки, находящиеся внутри поручней-подлокотников кресла. Ввёрнутые чеки не позволяли нажать рычажки в верхнее положение и через систему тяг наколоть капсюль пиропатрона катапульты. Перед полётом чеки вывинчивались и ввёртывались в специальный кронштейничек в нижней части кресла, где и находились весь полёт.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru