Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Памяти Чкаклова

 ↓ ВНИЗ

12

свидетель
15.12.2008 10:12
15 декабря 1938 года на подмосковном аэродроме при попытке посадить экспериментальный образец самолета Поликарпова разбился летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов. О его смерти, впрочем, как и о жизни, до сих пор слагают легенды. Одни авторы винят в его смерти Берия, другие, понижая голос с фальцета до таинственного баритона, утверждают, что убили аса по прямому указанию Николая Ивановича Ежова, в тот день уже как неделю отстраненного от обязанностей народного комиссара внутренних дел СССР.

Инженер-109
15.12.2008 10:30
Да никто его не убивал, и НКВД полагаю там не причем, ведь самолет в воздухе не разрушился, просто мотор заглох на морозе без жалюзи, а Чкалов не учел что винт не во флюгере и при заходе без мотора случайно цепанул конек сарая. Не задел бы сарай, сел бы нормально. А НКВД если бы решило его грохнуть не стало бы заморачиваться с катастрофой, да еще перспективного истреббителя, появления которого ждал и сам "отец народов", все гораздо проще можно было устроить и "враги троцкисты подло из-за угла убившие великого советского пилота" у НКВД всегда бы нашлись.

Я, например, раньше считал, что Чкалов допустил нарушение полетного задания - якобы он слетал в Кунцево к даче Сталина показать новый И-180 в воздухе, но те документы и показания свидетелей, что уже стали известны, прямо говорят, что самолет постоянно видели в районе аэродрома, летящим по кругам, а если так то он никуда не летал. Когда мотор от мороза встал, он попытался сесть, но задел стойками шасси сарай на краю аэродрома. Вот только одно меня смущает, место его падения почти на прямом курсе возврата от дачи Сталина в Кунцево, а еще я думаю, что возможно если он летал на 2-3000м, то в то время, когда не было высотной многоэтажной застройки в Москве, его могли видеть и над дачей и считать это полетом в районе аэродрома ошибочно. Если так, то он был неправ полетев на "сыром" И-180 к даче, вместо полета по кругу в относительно безопасном районе аэродрома. Вот тут точно есть загадка - нарушал он или нет полетное задание, летал к даче что привело к катастрофе, или не летал и катастрофы избежать было невозможно в силу стечения роковых обстоятельств так сказать.

самоуверенный он был очень... Жаль что погиб, и самолет в результате не приняли и мы начало войны совсем не так разгромно могли встретить, да и дивизией он бы покомандовал как Громов, да и вообще
Migelitto
15.12.2008 11:25
Слышал что Чкалов был не пристегнут и его выкинуло из кабины и он от этого удара погиб..
Могу ошибаться..
АВЛ
15.12.2008 11:28
...
Кузя_Д
15.12.2008 11:45
Можно по разному относиться к Чкалову, но не надо забывать, что он был одним из первых ВОЗДУШНЫХ ХУЛИГАНОВ!!!!
Дядя Вова
15.12.2008 12:18
Кузя, эт ты зря!Чкалов был ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТАЕЛЬ, а значит -экспериментатор!А эксперимент-это, конечно выход за ограничения, что и считается хулиганством у законопослушных!
Петрович
15.12.2008 12:20
......
%%
15.12.2008 12:22
......

только нельзя ли админам название ветки подкорректировать? Там опечатка.
свидетель
15.12.2008 12:26
Мне кажется что летчик испытатель таким и должен быть неординарным. Хорошо что и сейчас есть такие летчики. Я видел что делают заводские летчики испытатели на МиГ-29.Зато потом смело ставят подпись под сдаточными испытаниями. И относить их к воздушным хулиганам, рука не поднимается.
Инженер-109
15.12.2008 17:45
2Migelitto: да, Чкалов от удара вылетел из кабины м ударился головой о столб, после чего еще почти 2 часа жил, но был без сознания. Почему отстегнулся неясно. Либо готовился покидать самолет в воздухе, но передумал, либо был готов покидать на земле опасаясь пожара, либо был не пристегнут вообще. Что на самом деле неизвестно.

Скорее все же рисковый испытатель, чем просто бездумный хулиган, хотя...
MAX
15.12.2008 18:19
...
333
15.12.2008 18:27
......
Bo.105
15.12.2008 18:31
...
Сто грамм стоя!
рассказывали по ТВ
15.12.2008 19:56
Была передача по телевизору, в ней говорили, что в полётном задании было указано сделать 1 круг, а он нарушил задание и сделал 2, на втором круге мотор замёрз и остановился.
Инженер-109
15.12.2008 20:04
в полетном задании есть про 4 круга, а не про 2
Greengo
15.12.2008 20:22
Если летчик в душе не хулиган, из него не получится истребителя или испытателя.
Вечная слава летчику Чкалову. По-моему г.Оренбург одно время даже был переименован в г.Чкалов.
maryka
15.12.2008 20:24
...
Timofey
15.12.2008 20:38
....


2 Инженер-109:
и самолет в результате не приняли и мы начало войны совсем не так разгромно могли встретить

начало войны было "разгромным" не от этого.
Инженер-109
15.12.2008 22:16
тима, я в курсе из-за чего, но И-180 был лучше И-16 однозначно
Variant
15.12.2008 22:21
В нём, соревнуясь, века отразили
Волжских степей и небес колдовство.
Чкалов был истинным, словно Россия, -
Вот потому и любили его.

Вот почему он ничуть не вчерашний-
Дайте корабль современный - и он
Тучи и лед раскидает, бесстрашный,
Новой работой души окрылён.

Чкалов останется впрок, на дерзанье,
И, поднимаясь с эпохой своей,
Он продолжает её испытанье-
Чкалов был создан для честных людей!

Феликс Чуев

KAW.
15.12.2008 22:24
Для свидетель:
Чкалов взлетел не с подмосковного, как Вы указали в своём посте, а с Центрального аэродрома, где в то время находилась ЛИС 156-го з-да.
Samson
15.12.2008 22:44
Дед говорил, что полетное задание Поликарпов не подписал. А подписал кто-то другой (вертится Томашевич, но не уверен), который и сел потом, позже - руководил авиазаводом в Тушино. Причиа выпуска неготового самолета (двигателисты не дали "добро" при такой температуре)- получение премии: конец года...
KAW.
16.12.2008 00:32
To Samson:
Да, полётное задание подписал Томашевич, что и явилось причиной его ареста
aeronaut
16.12.2008 01:01
Вот докладная дерекции Завода Опытных Конструкций № 156 Сталину:
"Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода №22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома одного-полутора километров, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками.
Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. 13), возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут».
Завод №22 в Филях и Кунцево практически рядом , так что версия полёта над дачей Сталина не лишена оснований. Но на катастрофу это вряд повлияло. Это был конструктивный недостаток двигателя , плюс отсутствие жалюзей и выпущенные и законтренные шасси. Если бы Чкалов учел это и заходил бы свысока имея резерв высоты/скорости без необходимости дачи оборотов на подтягивание , то возможно полёт окончился бы благополучно даже и при остановке двигателя.

Timofey
16.12.2008 01:15
2 Инженер-109:
но И-180 был лучше И-16 однозначно

Ну так кто спорит. И жаль, конечно, что судьба так сложилась. И Чкалова, и Поликарпова. И самолет тоже жаль...
Кстати, сегодня как раз проезжал в тех местах, по Хорошевке. А живу вообще в Филях.
Александр Булах
16.12.2008 01:16
Возможно ошибусь, но думаю, что Чкалова на этот раз подвела его безшабашность.
Самолёт однознозначно был сырой: жалюхи не установлены, двигатель не отработан и и пр. и пр. Не хочу быть умным задним числом, но очевидно, что подымать в воздух И-180, тем более зимой, надо было крайне осторожно и аккуратно.
До этого Чкалов уже падал на И-16, но остался жив.
На этот раз не свезло.
Хотя, я в общем не поклоник линии И-180/И-185, но это был шанс. Сеьёзный шанс для наших ВВС получить супермашину. Но только при условии, что ведущим лётчиком-испытателем этого самолёта будет именно Чкалов. У остальных шансов его довести не было.
С другой стороны, в случае принятия на вооружение, ни И-180, ни И-185 не повлияли бы решающим образом на исход летне-осенних сражений 1941 г. там вообще дело было не в матчасти ВВС. там сухопутных сил не было, что бы держать фронт. Но к зиме 1942 г. и лету следуюещго И1-85 мог бы показать все свои качества.
Увы. Не сложилось. И не только из-за гибели Чкалова.
Vadim62
16.12.2008 04:44
Есть книга Стефановского П.М.- "Триста неизвестных".Там есть воспоминания автора о смерти Чкалова.Причина - двигатель, погубивший и Тоомаса Сузи, кстати..
Александр Булах
19.12.2008 00:26
Да у нас вообеще были в то время проблемы с силовыми установками. И со многим другим тоже...
Это сейчас просто мечтать, а в то время? Т.е. мечтать, конечно, можно, но вот не получается у запорожского КБ М-88, и в резусльтате в серию ДБ-3Ф идет с моторами М-87, а И-180 просто не катит, так как не имеет решающих преимуществ. К тому же нет в серии основного вооружения (пулемётов БК). Т.е. они запущены в серию, но производить их не получется. И боеприипасов для них нет. И с шасси есть проблемы.
А в чистом виде, конечно желко...
В 1942 г. на И-185 стоят три 20-мм пушки, 500 кг бомб и скоость 670-680 км/ч...
Мечта, а не машина. Только несбыточная...
Увы...
Director
19.12.2008 00:28
Как то название темы не очень...Поправить бы надо.
Инженер-109
19.12.2008 01:31
Не думаю, что были реальные конструктивные недостатки у Гнома 14 в нашем варианте М-85-87-88. Нормальный это был мотор. А переохлаждение без жалюзи в холодную погоду или на пикировании возможно у любого мотора

а название того, не того
В. Е .
22.12.2008 19:17
Надо признать неординарность Чкалова.
Такие люди редко встречаются в жизни.
Давил он авторитетом на окружающиж беспорно, но
авторитет к нему пришел не сразу, своеобразный
образ жизни летчика по истории проявился у него
на начальном этапе его летной деятельности.
Вот это считаю и есть главный вопрос: самородок он,
самодур, хулиган, или всего по малому. Ответа на этот вопрос я не получил до сих пор.
VFU
22.12.2008 19:35
В. Е .:

Надо признать неординарность Чкалова.
Такие люди редко встречаются в жизни...

В данном случае эта неординарность больше работала на пользу стране чем на что-то личное.
А что такое "хулиганство" вопрос, на самом деле, философский. Особенно в нашей стране.
ПашаTorba
22.12.2008 22:26
Известно, что Чкалов нарушил предписания полетного листа(полет непосредственно над аэродромом, высота - 600 м). Второй круг над ЦА выполнялся со значительным удалением на высоте около 2000 м.
Собственно, М-88 был очень сырым. Как показали дальнейшие события, очень ненадежным. Но кроме двигателя можно грешить и на карбюратор(одно из самых ненадежных советских изделий))) или топливную систему. Ведь если у земли -25С, то на 2000 м. уже -32С
Кстати, неизвестно как сложилась бы судьба И-16 без авторитетного мнения Валерия Палыча. Конечно, на вооружение его бы приняли, только не так быстро и в Испанию в 1936 г. И-16 не попал.
MAX
22.12.2008 23:36
Александр Булах:

Хотя, я в общем не поклоник линии И-180/И-185...

А вот я, как раз, считаю И-185 лучшим истребителем СССР во 2МВ. Если бы довели!
А могли бы, если бы взялись именно за доводку двигателя. А самолет сгубила именно проблема движка, а не смерть Чкалова, тут ты прав.
ПашаTorba
23.12.2008 00:03
MAX:
тандем И-185/ИТП
ПТА
23.12.2008 00:16
Кто такой Чкаклов????
striker
23.12.2008 00:53
97-летний житель Запорожья не только последний живой свидетель, но и участник тех трагических событий. Дело в том, что двигатель к опытному образцу поликарповского И-180 был изготовлен на Запорожском авиамоторном заводе № 29. Как представитель главного конструктора Евгений Абрамович был командирован на подмосковный аэродром, где проводились испытания, а за несколько дней до катастрофы сделал запись в формуляре двигателя: «В связи с тем, что снята левая бензиновая помпа, полет самолета запрещаю. Представитель завода № 29 Гинзбург». Жизнь Чкалову это, увы, не спасло, но многих моторостроителей от страшных последствий уберегло.


Татьяна ОРЕЛ
Специально для «Бульвара Гордона»


— Евгений Абрамович, вы знали Чкалова лично. Вас не гнетет чувство вины из-за того, что легендарный летчик погиб?

— Мне не в чем себя винить. Я был уверен, что 15 декабря испытаний не будет. Что самолет к ним не готов, я понял за несколько дней до рокового полета, когда, осматривая двигатель, обнаружил, что отсутствует левая бензопомпа. 8 декабря доложил о результатах осмотра двигателя ведущему инженеру по испытаниям Лазареву. Он ответил: «Снятие помпы — мера вынужденная. Не хватало места для устройства, обеспечивающего работу гидравлики. Все считают, что двигатель справится и с одной помпой». Но по инструкции их должно быть две! Я был возмущен самоуправством, но мое мнение проигнорировали. Тогда-то и сделал запись в формуляре двигателя о том, что запрещаю полет. Усачев, директор авиазавода, долго меня уговаривал, кричал, но я своего решения не изменил.

— Была ли у вас возможность предупредить об опасности Валерия Павловича?

— С Чкаловым в те несколько дней мы не виделись. Очень сожалею об этом... Но я был уверен, что Лазарев сообщит летчику о моей записи, он обязан был это сделать. Я не сомневался, что без разрешения представителя моторного завода никаких пробежек И-180 не будет.

15 декабря мы с летчиком Степаном Супруном проводили другие испытания в воздухе. Только приземлились, подбежал механик и сказал, что Чкалов погиб. Я не поверил: как погиб? Я ведь не разрешил выпускать И-180! Мы тут же помчались на место катастрофы — самолет разбился в 500 метрах до аэродрома.

Валерий Павлович упал на мастерские, в груду металлолома, сделав все, чтобы не врезаться в здание общежития, и ему разрезало артерию. Рабочие не сразу решались подойти: ждали — взорвется самолет или нет. Они и не знали, что это Чкалов, но отправили летчика на полуторке в Боткинскую больницу. Мы — туда, но уже опоздали. Врачи, как оказалось, тоже не узнали знаменитого Чкалова. Потом уже достали документы и поняли, кто перед ними. Перед смертью он правой рукой попытался снять перчатку и что-то сказал, но врач не захотел передать нам его последние слова...

— Не сомневаюсь, что многие поплатились за гибель Чкалова...

— Да. Всех, кто так или иначе был причастен к этому самолету (человек 30), собрали на летную комиссию и стали вызывать по очереди. Нас рассадили по кабинетам — писать показания. Я оказался в одной комнате с конструктором Поликарповым — это ведь его самолет, И-180. Он спросил: «Почему нас все время гнали? Почему Чкалову не показали запись в формуляре?». — «Кто подгонял?» — спрашиваю, но Поликарпов не ответил. А во дворе уже стоял «черный ворон» — для тех несчастных, кого комиссия отправит в НКВД.

Я ждал своей очереди с полудня до трех часов ночи. Пришел на комиссию с черными волосами, а вышел седым — и это в 27 лет! Председатель комиссии обратился ко мне: «Что вы можете сказать, товарищ Гинзбург?». Я открыл было рот, но тут вмешался Степан Супрун. Он предложил, чтобы зачитали мою запись в формуляре. И Громов басом прочел: «В связи с тем, что снята левая бензиновая помпа, полет самолета запрещаю». Супрун сказал: «По-моему, его нужно освободить. Пусть отвечают те, кто виновны».

Я, когда это услышал, даже не понял сначала. К этому времени в НКВД увезли уже 12 человек. Я вышел из кабинета и поспешил в наше общежитие на Кузнецком мосту — там ждал меня заместитель главного конструктора завода Туманский. Он ходил по комнате из угла в угол и ждал, отпустят меня или нет. Если бы комиссия сочла меня виновным, вслед за мной арестовали бы и его, и многих других. Утром мы вылетели в Запорожье и узнали, что на заводе уже есть арестованные. Но их сразу отпустили, потому что вины моторного завода в катастрофе не было.

— А как сложилась судьба остальных?

— На комиссии были все, кроме ведущего инженера по испытаниям Лазарева. Сказали, что у него поднялась температура до 40-ка и он находится в Боткинской больнице. Его докладная не была представлена комиссии. А утром мы узнали, что Лазарева сбросили с электрички и он умер, не приходя в сознание. Бесследно исчез бортмеханик И-180 Куракин — он тоже многое мог рассказать.

В числе других арестовали директора авиазавода Усачева и начальника главка наркомата авиапромышленности Беляйкина. Их отпустили через несколько лет. Усачев еще где-то потом работал, а Беляйкина убили в собственной квартире сразу после возвращения. Поликарпов, который уже имел судимость в начале 30-х, на этот раз репрессий избежал. На его объяснительной Сталин написал своей рукой: «Не трогать!». Поликарпов на то время был единственным и очень способным конструктором истребителей.

— Вы, как специалист, наверняка многое понимали в этой истории и о многом догадывались. Страшно было с этим жить?

— Вы знаете, я твердо забыл обо всем, что связано с этим делом, до 1955 года. Пока о моем существовании не узнал сын Чкалова. Нас заочно познакомил мой бывший коллега по заводу. Я рассказал Игорю Валерьевичу, как все было. Мы с ним дружили, я часто у него бывал в Москве. Он обещал приехать на мой 95-летний юбилей, но не дожил. А мне вот уже 98-й пошел... Больше очевидцев тех событий не осталось.
Браво-1
23.12.2008 01:40
Летчик-испытатель Чкалов...Что он испытывал?И-14, И-15 и И-16.Сколько по-срокам на каждый данный тип ЛА?

http://www.warheroes.ru/hero/h ...
Director
23.12.2008 01:45

Летчик-испытатель Чкалов...Что он испытывал?И-14, И-15 и И-16.Сколько по-срокам на каждый данный тип ЛА?

Много чего. Мы с ним в одной части служили.

А по срокам - все очень индивидуально!
Браво-1
23.12.2008 01:51
Согласно давным-давно рассекреченным российским данным:каждый пятый гражданин СССР в 30-е гг. был явным или тайным агентом, информатором, осведомителем органов и войск ОГПУ-НКВД.Короче говоря, как сейчас в Китае (там ныне штат одного ихнего МГБ только 10.млн. (!) без агентуры (!)личного состава, а еще китайцы имеют военную разведку ипр.).Это к слову.После гибели Чкалова репрессировали почти 60 человек, говорят, что таким образом НКВД убрало всю свою агентуру с КБ Поликарпова, авиазавода и аэродрома, где самолет И-180 создавался и испытавался...Тёмная история...
Director
23.12.2008 01:54
А темного что?
Про Чкалова еще можно что то придумывать, а самолет причем. Просто не состоялся по ряду причин. И причин вполне объективных...
Браво-1
23.12.2008 01:56
Director-надеюсь, что вы к ней не причастны?!)))
Браво-1
23.12.2008 01:59
Согласно "Энциклопедии великих авиакатастроф", гибель Чкалова на И-180 представлена так:

http://top-crashes.info/p1-17.html
Director
23.12.2008 02:06

Director-надеюсь, что вы к ней не причастны?!)))
----------
Ну, я конечно старый солдат...
Помню, как сейчас, это солнечное утро...

Браво-1
23.12.2008 02:11
Согласно российским документальным фильмам 2000-х гг. о гибели Чкалова, версий-множество-главная из них:тайный кремлёвский заговор, проще говоря-секретная операция НКВД по тайному приказу Сталина, направленная на нейтрализации бесшабашного, страдающего шизоидным статусом, алкоголизмом и неадекватным поведением, вышедшего из партийного (ЦК КПСС) подчинения пилота...Все эти фильмы есть в инете, их там даже можно скачать.Два- односерийных документальных фильма и один-многосерийный.Все претензии и вопросы к их создателям.Привел просто, как факт.Книг-документалистики на этот счет так же много.Ищите по-поисковикам или в библиотеках.Не все так просто и дыма без огня-не бывает!
Браво-1
23.12.2008 02:13
Director:Представляете!Я-тоже старый солдат, но совершенно не знаю слов о любви!
Director
23.12.2008 02:17
Перестаньте. Погиб, как гибли до него, и после него, и еще погибнут, испытывая новую технику.
НКВД - откуда?
Браво-1
23.12.2008 02:37
Сударь!Вам ещё и на блюдечьке с голубой каёмочкой всё приподнести?!Извольте!
Документальный фильм "Охота на Чкалова":

http://narod.ru/disk/111943300 ...

Документальный фильм "Четыре смерти Валерия Чкалова":

http://narod.ru/disk/569679000 ...
Посейдон
23.12.2008 03:08
Это легенда нашей авиации, человечище, которым гордилась страна. На него равнялась молодежь и ни одно поколение летчиков. Я бы ветку срочно закрыл и создал новую.
Вы посмотрите название ветки, разве это не оскорбительно.
Эх, авиаторы!!!
Greengo
23.12.2008 03:16
2 Посейдон

Привет приморцам!
А чего оскорбительного в названии? Опечатка?
Это ничего, бывает, хотя в фамилии такого легендарного человека ее быть не должно.
Хуже когда авиаторы пишут не менее уважаемую в России фамилию Высоцкий как "Высотский"...
Опачаткой такое назвать трудно.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru