Как много значит Человеческий фактор ? Кто помнит своих РП? Кому пришлось на Электрическом стуле посидеть?
Слава
13.04.2008 09:20
На нём военные от комески и выше практически все сидели....
ip
13.04.2008 10:49
кстати, объясните необразованному непонятную ситуацию
при заходе на аэродром базирования Ту-22 при подходе к ТВГ РП запросил:
- "доложите режим"
это фенечка конкретно к 22-м привязана или как?
на других а\д боевой авиации такого не спрашивали
запомнилось потому, что после посадки РП съязвил:
- "Вас что, связь вести не учили?"
-----------
спасибо за толковый ответ!
2ip
13.04.2008 10:59
На будущее:
"Доложи режим"
Отвечай
"42"
Будут претензии - отвечай:
"Учите матчасть"
ip
13.04.2008 11:06
так какой режим подразумевался?
двигатели или как?
-----------
а про "учите матчасть" Вы правы, всегда пригодится)))
RUS Air Force
13.04.2008 11:40
Слава:
На нём военные от комески и выше практически все сидели....
13/04/2008 [09:20:44]
Ну, сидели, как правило, начиная с зам.ком.ап.(если речь идет не об оаэ).
Должен отметить, что далеко не у всех получалось.
В основном на "электростульях" дымились штатные РП.
АН-30
13.04.2008 17:30
А получается так, что на каждом военном аэродроме какие-то свои прибамбасы . Я тоже в такие ситуации попадал , и слышал практически те же слова про " связь вести не учили ? " . Мой совет : не парься , есть общие правила р.обмена на военных аэродромах , им и следуй , а на умников энтих забей .
13.04.2008 17:40
2 АН-30:
Вы о чём, любезный?
20.04.2008 18:23
Слава прав! Вспомните училище и замкомэски там парились, конечно у штатных руководств больше, это их хлеб.
Su-17
20.04.2008 18:27
RUS Air Force
В ИБА комэска периодически руководил полётами без проблем. В лётных училищах с зам. комэски.
И как это так может быть, что ком. АЭ не может с земли руководить полётами своёй АЭ. А как он её поведёт в бой?
В Красной Армии над ДПРС обычно говорили:
- Дальний, ...шасси, ...закрылки полностью, ...к посадке готов.
О Б/У ВД
20.04.2008 18:30
2ip
Пришлось поработать на военных и гражданских аэродромах на разных должностях. Из своего опыта могу предположить, что речь шла о режиме самолетного автоответчика. Военные (боевые) при подходе к району аэродрома обычно переключали режим своего СО (СОД и т.п.) для работы с диспетчерским радиолокатором (УВД), а при вылете для увеличения дальности обнаружения - П-35 для работы с долгожителем - обзорным радиолокатором П-35 (37) и т.п.
В конкретном случае РП скорее всего просил назвать режим автоответчика, так как то ли не видел, то ли плохо наблюдал Ту на своем экране.
RUS Air Force
20.04.2008 19:06
Su-17:
RUS Air Force
В ИБА комэска периодически руководил полётами без проблем. В лётных училищах с зам. комэски.
И как это так может быть, что ком. АЭ не может с земли руководить полётами своёй АЭ. А как он её поведёт в бой?
В Красной Армии над ДПРС обычно говорили:
- Дальний, ...шасси, ...закрылки полностью, ...к посадке готов.
20/04/2008 [18:27:03]
Согласен с Вами. Но прошу учесть, что я вел речь о полетах составом полка и не в училище.
20.04.2008 19:31
А чем отличается то???
Колличеством полетов в плановой.Летчики РП лучше знали особенность летчиков каждойй аэ, чем штатные.
20.04.2008 20:32
Obuin, а ты на РСП работал?
ip
20.04.2008 20:54
для О Б/У ВД:
понял откуда ноги ростут
1 а как уточнить?
2 если это именно про ответчик доостаточно ли режим УВД на СОМ-64?
3 спасибо!
RUS Air Force
20.04.2008 20:55
Аноним:
А чем отличается то???
Колличеством полетов в плановой.Летчики РП лучше знали особенность летчиков каждойй аэ, чем штатные.
20/04/2008 [19:31:50]
Очень многим. Комэски не руководили полковыми полетами; по крайней мере в тех частях, где я проходил службу. Тем более, если на вооружении полка стояли самолеты(вертолеты) разных типов. Летчики-РП, конечно, лучше знали слабости и сильные стороны своих подчиненных. Но, дело не только в этом. Руководить полетами надо уметь.А это, повторюсь, дано не всем. Отличный летчик - это, к сожалению, не обязательно хороший ( и даже посредственный ) РП.
Другой вопрос, если рядом с РП-летчиком сидел грамотный РБЗ, а полк имел полноценное КП, которое управляло полетами в дальней зоне. Тогда руководство для РП сильно облегчалось.
На его долю оставалась(вместе с ПРП) лишь зона визуального контроля(руление, взлет, посадка). Что, конечно, не снимало с него ответственности за все происходящее в воздухе.
Отдельная строка деятельности РП -умение оказать помощь при возникновении ОСП(конкретно - при отказах АТ).Ну и, само собой, контроль за организацией летной смены: ругань с обато, обс и РТО, инженерами... Хотя, справедливости ради, иногда для последнего назначались ответственные за организацию полетов - как правило, из штабных.
20.04.2008 21:28
Согласен, согласен чувствуется, старая закалка! Конечно хорошим РП быть не каждому дано.
Я например несколько раз руководил полетами не своей АЭ, в том числе и ЛТУ и на полигоне приходилось.Зто на маневренных. А Зам.Комдива руководил сразу двумя полками с одного аэродрома. Плановую надо хорошо знать и уровень подготовки ну о об остальной ГРП не забывать, СНОП во время дрюкать и все получится.
О Б/У ВД
20.04.2008 21:31
2ip
По-моему, СОМ-64 не предусматривает режима П-35. У него RBS. Может, я ошибаюсь, конечно, но этот ответчик предназначен только для гражданских ВС, а у них всегда включен режим УВД. Этот режим позволяет на экранах видеть разную информацию, а также увеличивает дальность обнаружения примерно на 20 процентов. Создан только для задач по управлению воздушным движением (для наведения не подходит). Военным самолетам "светить" себя не пристало, поэтому, как только они выходят из РА (зоны ответственности РБЗ), сразу переключают режим ответчика для работы с КП (дальняя зона)- П-35.Обуины в этом смысле обделены: формуляр на экране в режиме П-35 не предусмотрен, а для точного наведения режим П-35 даже в некоторых случаях вреден, т.к. уменьшается точность наведения из-за того, что увеличивается размер метки. На экране обзорного локатора режим УВД не наблюдается, он виден только на диспетчерском ( у него дальность обнаружения максимум 200-220 км с использованием режима УВД). Но если режим УВД при подходе к ближней зоне не включен, то отметка от самолета видна на экране слабо, и привыкшие к большим меткам специалисты ближней зоны (РП, РЗП, РП, операторы)его могут не увидеть или увидят слабую отметочку, которая еще и пропадает на разворотах из-за слепых скоростей. Поэтому они МОГУТ попросить включить режим УВД.
Su-17
20.04.2008 22:59
RUS Air Force
Штатный РП - это тоже из бывших лётчиков, в основном списанных по здоровью и согласившихся немного послужить с сохранением расчёта пенсии по лётной должности, как правило, из уровня зам. ком. АП. Они тоже знали каждого и пользовались, как правило, авторитетом и на разборе пороли без проблем всех. Но один штатный не может тянуть две смены, поэтому, если 1-ая смена у 3-ей АЭ, то комэска и руководит.
Что интересно, поставили на должность штатного РП офицера с КП, который не летал. Через два месяца - катастрофа Су-24 на взлёте. Случай был сложный, но был бы РП из лётчиков, всё бы закончилось благополучно. А так, невпопад крик "Катапультируйтесь" и всё.......
21.04.2008 16:19
Самая хренатень в ВВС - это когда РП решает, что летчику делать при особых случаях, либо отвечает за исход аварийной ситуации. Он должен обеспечить в.пространство для продолжения полета, а не няньчиться с летчиками, как с малыми детьми. Что хорошего в том, что РП - бывший летчик данного полка? Он знает своих летчиков, а если пошлют в другую часть? Видимо, надо, чтобы РП были прикреплены к определенному полку? Летчик должен сам отвечать за свою жизнь! Иначе получается, что при переучивании полка на новую технику РП должен тоже немного на ней полетать? Бред...
RUS Air Force
21.04.2008 16:24
К Su-17:
А, что, в Вашем полку был только один штатный РП? Обычно их по штату (простите за невольную тавтологию) бывает двое.
В крайнем полку, где я служил, оба РП были из списанных по здоровью замкомэсок. Причем, что интересно отметить, они пришли к нам из других частей, где летали на других же ЛА.
Руководили они очень хорошо. Но, намного ли они в данном случае, отличались от Вашего КПэшника? Выучили, конечно, инструкцию экипажу, сдали зачеты по ней и по действиям в ОСП, и - вперед! Что мешало сделать то же самое КПэшнику? (Как я понимаю, это был бывший ОБУ, т.е. штурман наведения?)
А вот, когда один из шт.РП уволился, на смену ему послали в Липецк учиться бывшего замполита аэ. Выучился, вернулся в полк. Два года его стажировали на КДП - так и не получил он допуск на самостоятельное руководство. А летал он, командиром корабля, хорошо.
И учить инструкцию экипажу ему не надо было. Но - не получилось...
Пупс
21.04.2008 16:46
У нас был начальник ЦРП (по сути РП) и под его началом, штатный РП итого их двое.
AK
21.04.2008 17:56
Ну, на руководстве полётами не был - Бог миловал.
А вот как пом. РП - до хренища смен отсидел в своё время...
Su-17
21.04.2008 19:28
Аноним
Совершенно не обязательно быть именно из этого же полка. Вопрос в другом. Штатный РП, который сам летал(и пусть на другом типе) достаточно быстро примет правильное решение, просто даже поставив себя на это место. Это прежде всего опыт.
А как же не няньчиться? Ну, ваще.... да молодой лейтенат - это вчерашний курсант, его куда не целуй, везде жопа. А ему 22 года и к этой жопе пристёгнут сверхзвуковой истребитель.
RUS Air Force
Ну, про замполита и комментировать не буду. Уж лучше ОБУшник. Про ту катастрофу. Тот РП, бывший ОБУшник, растерявшись, дал команду на катапультирование. И экипаж это принял, как приказ, такова особенность ВВС. Но фонарь у штурмана Су-24 не улетел(там замки не закрылись), а залёг на спину. Экипаж этого не видел. Но фал со шпилькой разблокировки из кресла не выдернулся. И катапультирование не производится, ведь система думает, что фонарь не улетел. А система притяга сработала так, что не шевельнёшь ни рукой, ни ногой.
Нельзя кричать Катапультируйся, зная, что это приказ для экипажа и не разобравшись с ситуацией.
Дело не в знании Особых случаев. И РП их не помнит. А книжка всегда рядом. дело в грамотной оценке ситуации и правильном решении.
Ну, училищная система такова, что там, конечно, надо быть игроком. В воздухе 20 Элок, 8 на кругу. Это виртуозная работа.
RUS Air Force
21.04.2008 23:16
К Su-17:
Ну замполитство тут, ИМХО, ни при чем.Не надо следовать стереотипам: замполит - дурак.
Люди бывают разные.Как, видимо, и ОБУ. Кстати, интересно, каким образом он попал на должность РП минуя РБЗ? Из "блатных?"
А вот в рассуждениях Анонима 21/04/2008 [16:19:09] есть своя логика. Не знаю, как обстоят дела у летчика(не курсанта!) "одноместного" самолета при отказах АТ. Возможно, что он в условиях дефицита времени, нуждается в подсказках с земли (РП), хотя и заучивает практически наизусть действия в ОСП. Стресс и все такое... Но вот, что касается ЛА "тяжелых", с двойным управлением, то целесообразность этих подсказок мне (и не только) представляется достаточно сомнительной.Забудет что-либо командир -подскажет правак, а не подскажет, так прочтет памятку сам или это сделает штурман.
Ведь получив доклад о, скажем отказе двигателя, РП просто обязан "прокукарекать" положенные памяткой команды (иногда просто для того, чтобы элементарно прикрыть свою ж..., иначе все шишки посыпятся на его голову). И вот, РП начинает уточнять: какой именно двигатель отказал, каково давление масла, горит ли табло "стружка в масле", почему не сработал РИ и т.д. Прибегает на КДП комэска, чей самолет терпит бедствие - и тоже начинает расспрашивать и давать советы, отвлекая и РП и экипаж, за ним ком.полка - та же история, непрерывно звонит ОД - ему надо докладывать "наверх", все нервничают... И "задерганный" экипаж начинает допускать ошибки. Может, действительно, следует больше доверять экипажу, лучше которого никто не знает, что в данный момент творится на самолете?
Заканчивал службу я на аэродроме совместного базирования - вместе с гражданским авиаотрядом. На КДП сидели рядом и военные и гражданские. Однажды я поинтересовался у диспетчера: что они должны делать при отказах АТ в воздухе? Он ответил:"Нам категорически запрещено вмешиваться в действия экипажа."
Повторюсь, что данный пост никоим образом не относится к учебным полкам.
Su-17
21.04.2008 23:29
RUS Air Force
Ну, на многоместных, ясен пень, там РП дал Добро на взлёт и пошёл спать, так как Ту-95 вернёться через 15 часов.
В ИБА тоже в принципе всё лежит на лётчике. Ведь если ты улетел на полигон, то связи с РП и нет уже, а РП на полигоне сосредоточен на организации работы на полигоне. Опять же, между полигоном и аэродромом работаешь на канале управления РБЗ.
Ну, а в замполиты дураков старались не брать, а толковые лётчики сами туда не шли.
RUS Air Force
22.04.2008 16:22
К Su-17:
Вы несколько утрируете понятие полетов (летной смены) в ДА. На маршрут (БС) из полка уходят два-три самолета (пары). Остальные "крутятся" в районе аэродрома: восстановление летчиков, облет авиатехники, подготовка небоеготовых экипажей, продление сроков, осваивание дозаправки топливом в воздухе и т.д. Все как в ИБА :-). Это при устойчивом прогнозе погоды. В СМУ летают зачастую по "аэродромной" плановой таблице. Самолеты раскачиваются от излишков топлива, маршруты заменяют на ЗТП, много летают по "коробочке".
О полетах при УМП даже не упоминаю - все полеты по БК. Так что РП (РБЗ, РЗП) безработными на срок "до 15 часов" не остаются никогда. А вот во время учений - бывает. Ушли самолеты в районы БП на N-ое количество часов и, тогда, можно расслабиться ГРП...