Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ТУ-154 ШТОПОР

 ↓ ВНИЗ

12..181920

Диман_76
15.04.2009 22:54
А есть кто 154 на штопор испытывал?ну или слышал от "дедов" как это было?
Утомленный
15.04.2009 23:01
Ты че, Диман!!
С УПРТ Ан-26 разобрался.
Теперь на полтинник?
Дальше что?
Вопросы по Ан-124 или к железнодорожникам пойдешь?
15.04.2009 23:02
Было когда-то на Туполевской фирме непроизвольное попадание в штопор. Вывели и доползли до базы.
ip
15.04.2009 23:09
двоеточие, это с инспектором какого управления испытатели боролись?
)))
15.04.2009 23:21
Не двоеточие, а ник. под которым я изредка выступаю и не желаю региться, кто-то приватизировал, покрайней мере машина говорит, что есть такой зарегеный ник.
А случай у Туполей был. На одной из первых машин, которая использовалась как летающая лаборатория. На ней не было фиксатора перестановки стабилизатора и когда летчик на эшелоне потянулся закрыть противосолнечную шторку - случайно задел переключатель и переставил его на кабрирование. Свалились, спомпировали первый и третий. Вывели и на одном втором движке приползли домой из-под Орла на эшелоне 2100 или 2400, точно не помню.
ip
15.04.2009 23:24
тады таких случАев минимум - три)))
Александр 2
15.04.2009 23:33
Коллеги, подскажите у кого бывало не отключению полетного загружателя после выпуска закрылков, и если было, как вел себя самолет? Спасибо за ответы
ip
15.04.2009 23:35
если не забуду, спрошу отца, похоже, что он про подобное рассказывал
Александр 2
15.04.2009 23:59
2 ip
если не забуду, спрошу отца, похоже, что он про подобное рассказывал


На днях был глюк. Говорить где и с кем не буду. Сами понимаете.
тестер
16.04.2009 00:21
Отец, парня, КВС, погибшего под Донецком занимался вопросом "запредельными режимами" ТУ-154. Пишу, потому что интервью он, отец, давал по-Питерскому ТВ. С сожалением говорил, что судьба распорядилась так, что именно он, В НИИ ВВС занимался (летал)на "сваливание" ТУ-154 ( в/ч 15650)( в 68-м году)....А, погиб сын...Самолет - "теоретически" не выводится....
Ну, и, нас как учили, на "предельные режимы" ( испытательные) с самолетами типа "ТУ-154" полеты выполнялись с пороховыми ускоритетелями. Сам я, из разговоров летчиков-испытателей ( даже предположений), не слышал, что 54-ку можно "вывести". Как-то само-собой сложилось мнение, что этого "и быть не может".
16.04.2009 00:35
2 тестер:
Полеты на сваливание и на штопор - это две абсолютно разные вещи и если вам кто-то говорит, что летал с пороховыми ускорителями (на сваливание)- мягко говоря, не верьте этому человеку. Существуют противоштопорные ракеты и противоштопорные парашюты для полетов на штопор, но что-то я сомневаюсь, чтобы ГНИКИ выполнял полеты. о которых вы пишете. Это сейчас они заявляют, что готовы хоть к первому вылету, а в старые времена руководство ГНИКИ и близко не подпускало своих летчиков к режимам, на которые не летали "гражданские".
Дядя Вова
16.04.2009 03:33
После катастрофы под Учкудуком в Курумоче на разборе выступал лётчик-испытатель А.Попов и рассказывал как с ведущим пилотом Ту-154 Мезохом испытывали его на штопор.В пространство вместо ВСУ положили парашют, вот с его помощью и вывели самолёт из штопора на H=2000м.Так, что выводится, но с парашютом.
Sergei Ivanovich
16.04.2009 06:05
Добрый день, коллеги!Для молодых и не очень, кто не разобрался с самой сутью плоского штопора на нашем "замечательном Самолёте"/как говорил великий аэродинамик всех времён и народов В.П.Бехтер/Срыв потока начинается с корневой части крыла.При достижении угла 21градус в зону срыва попадают двигатели/боковые/, нарушается подача воздуха/помпаж/, одновременно самолет из-за потери скорости "просаживается"далее на хвост, возмущённый поток затеняет стабилизатор, который теряет способность продольного управления самолётом и далее, как говорится, неотвратимое снижение/падение/с вращением вокруг оси с вертик.до ста метров в секунду.Вывода из этого режима НЕТ.Да, Мезох испытывал самолёт на плоский штопор после Карши.Вывели с помощью противоштопорного парашюта, но вспотели.О том, что кто-то, где-то случайно перевёл задатчик стаб. не уверен, ибо случайность это осознанная закономерность!Прежде, чем его стронуть, надо вытянуть на себя.Может это из разряда"сложатся шасси или не сложатся, если на земле поставить на уборку.А давй попробуем, Давай.Ставят на уборку-шасси сложились."Оказывается концевик был неисправен...Вот так мне объясняли схему плоского штопора.Если кто знает другое обоснование-поделитесь.
гр
16.04.2009 06:27
Вот здесь статья Мезоха о том как он штопорил на ТУ-154.
Еще в статье описано поведение разных наших самолетов на критических режимах. Довольно интересно.
http://www.fsfi.avia.ru/review ...
xolodenko
16.04.2009 08:40
В общем, резюме такое: с пассажирами и линейными пилотами в кабине (не испытателями) не выводится.
Diman_76
16.04.2009 09:01
Спасибо всем кто осветил тему по данному вопросу.Надо искринне любить авиацию и ГОТОВИТЬСЯ к каждому полёту хоть у тебя 100часов налёта хоть там 10000 а не за 160-220т.р.(мативация зарабатывать любой ценой , белые рубашки, стюардессы, заграница и.т.д.) тогда бы и Перми , Донецка..... НЕ БЫЛО.царств.небесн.и земля им пухом
Diman_76
16.04.2009 09:02
Спасибо всем кто осветил тему по данному вопросу.Надо искринне любить авиацию и ГОТОВИТЬСЯ к каждому полёту хоть у тебя 100часов налёта хоть там 10000 а не за 160-220т.р.(мативация зарабатывать любой ценой , белые рубашки, стюардессы, заграница и.т.д.) тогда бы и Перми , Донецка..... НЕ БЫЛО.царств.небесн.и земля им пухом
Михаил_К
16.04.2009 10:18
Если верить выложенной анимации, то 85185 парашютировал, а пространственное положение по приборам соответствовало пикированию. Не верю, что кто-нибудь такую ситуацию рассматривал всерьёз.
Sergei Ivanovich
16.04.2009 10:37
Вы наблюдали в детстве, как высохшие семена клёна опадают?Вот это и есть классический пример "парашютирования".Самое интересное, что по ВАР-75 будет набор показывать!Потому что стрелка провернётся оборот, а ограничителя у ней нет...Что там показывало по А/Г не знаю.Слушая внутрикабинный разговорный"сленг"в записи, создаётся впечатление полного непонимания ситуации...Да и время падения было около двух минут, тем более в облаках, что сейчас судить?О мёртвых или ничего или хорошо.Мальчишку, 2п.жалко, да и всех, конечно, но его особенно...!
Михаил_К
16.04.2009 10:48
2 Sergei Ivanovich: Коричневые у них были авиагоризонты, только на несколько секунд нос приподняли, голубая полоса показалась...
Жалко всех, да и осуждают экипаж задним умом. Практически уверен, что из любой сотни экипажей (любой АК на тот день), только единицы не попали в эту ловушку...
nightingale
16.04.2009 11:04
Думаю, что всё гораздо более многовариантно, чем некоторые ребята пытаются представить. В случае сваливания Ту54 вряд ли имеет место обычный плоский штопор. К тому же его вариантов имеется о...енное количество. Вообще несмотря на большое количество статистики проишествий никто в туполевском КБ этим всерьёз не занимался, что конечно в их пользу не говорит. Просто всегда можно сказать, что лётчики бараны, сами виноваты.
вован вованович
16.04.2009 11:05
Катастрофы Ту-154 в районе Карши и А-310 в районе Междуреченска свидетельствуют о полном отсутствии понятия у экипажей по выводу самолета из сваливания. И если неподготовленность экипажей отечественных самолетов еще можно объяснить несовершенством наших тренажеров (3 степени свободы, на которых сваливание и подход к нему невозможно воспроизвести), то на А-310, у которых есть гораздо более совершенные тренажеры с 6-тью степенями свободы, это просто непростительно.
Проходя мимо
16.04.2009 11:06
Хочу сказать вот что.Самолет Ту-154 это не Як-52, задачи несколько другие.Поэтому ждать от самолета весом сто тонн, и изначально задней центровкой, каких либо пилотажных изысков, наверное не стоит.Скорее наоборот, сложный самолет.Хотя не понимаю выражения, простой самолет.
возмущен
16.04.2009 11:08
уважаемый сергей иванович а 50 чел. детей вам не особенно жалко да?
ip
16.04.2009 11:09
Александр-у 2:
в начале эксплуатации о проблемах с загружателями экипажи не вспоминают
на тренировках отрабатывали полёты без РА-56 (или как они там у Вас называются), управляется совсем плохо(((
удачи!
xolodenko
16.04.2009 11:17
вован вованович, а причем тут Междуреченск и сваливание?
Леонид Королёв
16.04.2009 11:36
вован вованович:

В кавычки надо ставить Ваше сообщение, чтобы у людей не создавалась иллюзия, что это именно Ваше мнение.
Когда я первый раз анализировал статью Мезоха:
http://www.fsfi.avia.ru/review ...
скопированную в Word, то решил отмечать важные моменты в тексте жирным шрифтом, а иногда и окрашивая его в красный цвет. И что вы думаете у меня получилось? Правильно - весь текст оказался "жирным" и ... красным.
Прекрасная статья!
Хорошо бы, чтобы её почитали те "умники", которые возмущались тем, что экипажи (Междуреченский, Донецк) во время падения ни разу "не догадались" отдать штурвал полностью "от себя". Поздно пить Баржоми, когда печень развалилась! Вовремя его надо отдавать "о себя" и при том энергично! Если этого не сделать своевременно, то все дальнейшие потуги - бессмысленны!
Sergei Ivanovich
16.04.2009 11:40
ВОЗМУЩЁННОМу:Вчитывайтесь, пожалуйста, в текст внимательно!я написал в конце "всех, конечно, ж!жалко".Не цепляйтесь за слова-ВАШ пафос неуместен...
Странно
16.04.2009 11:43
Вы наблюдали в детстве, как высохшие семена клёна опадают?Вот это и есть классический пример "парашютирования"

Sergei Ivanovich, а вот я всегда считал, что это классический пример авторотации, а не парашютирования...!!! Более того, я всегда считал что авторотация и парашютирование несколько разные режимы!!!
Видимо, кто то из нас недостаточно хорошо аэродинамику изучал. А это уже плохо!!!
Михаил_К
16.04.2009 11:47
2 Проходя мимо: Ил-62/62М и В-727 такой болезнью не болеют, а на Трайдент поставлен толкатель штурвала для получения сертификата. А сваливания будут, как всегда будут ошибки людей, отказы техники и сюрпризы погоды.
Александр 2
16.04.2009 11:48
Чем можно объяснить следующую ситуацию? Заходим, (АП отключен) выпускаем закрылки на 15, далее 28 все хорошо, подходим к 600 м. вывожу в горизонт, получается туговато, штурвальную колонку на себя, (МЭТ) не реагирует, самолет очень вяло реагирует, но тенденция к дальнейшему снижению сохраняется. Потихоньку так подошли 500 м. к ТВГ. Выпускаем на 36, 45 и тут началось, ощущение, что все пассажиры сбежались в нос. Задатчик стабилизатора в положении "С", руль ноль. МЭТ не реагирует, усилия очень большие на штурвале. Уходим ниже глиссады. Командир мне, куда так уходишь. Говорю, что по тангажу очень тяжело. Просит отпустить штурвал. Самолет тут жу клюет вниз. Исправляем. Сам убеждается, что не мой косяк. Сели нормально. На пробеге по указателю РВ примерно на 13 градусах, штурвальная колонка ушла вниз. Ставлю триммера нейтрально, но МЭТ не риагирует на себя ни у меня, ни у командира, только от себя. Отказ триммирования РВ? Не отключился ПЗ? Табло ВЗЛЕТ ПОС РВ горело
Sergei Ivanovich
16.04.2009 11:55
СТРАННОМу.Я со своим недостаточным знанием аэродинамики благополучно отлетал 36 лет на четырёх типах из них на ТУ-154 с 1985года Имею налёт 18500 часов из них командирского 12500 часов.Это, я думаю, даёт мне основание высказывать свои суждения на этом форуме!Не надо заниматься словоблудством-если у самолёта отсутсвует подъёмная сила и он снижается по принципу неуправляемого парашюта, я называю это так, а ВЫ, уважаемый, называйте как хотите-результат одинаков!
Костяныч
16.04.2009 12:13
xolodenko:
вован вованович, а причем тут Междуреченск и сваливание?

Там сын КВС завалил самолет, а экипажу времени не хватило пока поняли, пока начали выводить...
Sergei Ivanovich
16.04.2009 12:19
Сын сидел, папик стоял за спиной;вт.пилот отодвинул кресло и вытянул ноги.когда их начало мотать по кабине, естественно некому было контролировать ситуацию!
Тарен
16.04.2009 12:48
Возвращаясь к статье http://www.fsfi.avia.ru/review ...
Как понимать вот этот абзац девятой по счету в "главе Самолет Ту-154" :
"После анализа этого полета ОКБ ограничило отклонение стабилизатора до 3¦ при задних центровках. Полет был повторен, руля высоты стало хватать. При штопоре режим был начат на высоте 6200 м. Самолет выполнил четыре витка и вышел из штопора на высоте 2100 м. Погода была ясной."
??
Это с паращютом или без? Так они вывели самолет после четырех ветков с помощью рулей или он сам?
Ан...
16.04.2009 13:45
То Александр 2. Может гашетка МЭТ только в одном положении клина поймала.. Корректировку на глиссаде стабилизатором не делали как я понял по рулю?
хз
16.04.2009 13:55
2 Тарен

с помощью рулей без парашюта...
Круг
16.04.2009 14:07
Ан...:

" ... Может гашетка МЭТ только в одном положении клина поймала."


Плохому танцору всегда что-то мешает!
То кинокамера клинит штурвальную колонку (Ту-144, Ле-Бурже), то ... рукавом РУДы цепляют (Иркутск, 2006), то ... "ему что-то помешало" (А.Квочур о гибели Апакидзе).
MET_4У
16.04.2009 14:12
В бывших ВА был случай, когда на тренировке из-за отказа концевика МЭТ (очевидно, того, что ограничивает перемещение на максимуме), создалась подобная ситуация. Т.е оттримировав РВ вниз при заходе на посадку, вверх - не реагировал. Пересиливанием удалось выровнять ситуацию. КВС рассказывал, что ощущение - не из приятных, особенно, когда до земли "рукой подать".
Александр 2
16.04.2009 14:14
2 Ан...:

Не, корректировку не делали. Руль в нуле был. После сруливания с полосы перещелкнули на левой панели АЗС Аварийное триммирование (в белом кольце). МЭТ заработал. Но мы не пользовались аварийным переключателем. Но даже если предположить, что его задели случайно, хотя как, он под колпачком, то триммирование со штурвальных колонок было бы невозможным, а МЭТ от себя работал, на себя не хотел.
neustaf
16.04.2009 14:20
Тарен


Они летали не на штопор, а на сваливание и один раз случайно свалились в штопор. вывели с помощью ПШ, в последующих полетах на сваливания РВ стало хватать для предотвращения "подхвата".
Остальные штопоры на Ту-154 были только в рейсовых усдловиях без ПШ, без вывода.
Васька
16.04.2009 14:33
Александр 2:

Чем можно объяснить следующую ситуацию? Заходим, (АП отключен) выпускаем закрылки на 15, далее 28 все хорошо, подходим к 600 м. вывожу в горизонт, получается туговато, штурвальную колонку на себя, (МЭТ) не реагирует, самолет очень вяло реагирует, но тенденция к дальнейшему снижению сохраняется. Потихоньку так подошли 500 м. к ТВГ. Выпускаем на 36, 45 и тут началось, ощущение, что все пассажиры сбежались в нос. Задатчик стабилизатора в положении "С", руль ноль. МЭТ не реагирует, усилия очень большие на штурвале. Уходим ниже глиссады. Командир мне, куда так уходишь. Говорю, что по тангажу очень тяжело. Просит отпустить штурвал. Самолет тут жу клюет вниз. Исправляем. Сам убеждается, что не мой косяк. Сели нормально. На пробеге по указателю РВ примерно на 13 градусах, штурвальная колонка ушла вниз. Ставлю триммера нейтрально, но МЭТ не риагирует на себя ни у меня, ни у командира, только от себя. Отказ триммирования РВ? Не отключился ПЗ? Табло ВЗЛЕТ ПОС РВ горело


Если держал загружатель "на руках" а при этом РВ на глиссаде в широкой зеленой зоне был - то центровка не причем, это увод МЭТа на пикирование. Аварийное триммирование не пробовали? Если взлет -посадка горит значит полетный загружатель отключен, он не причем.
Мне на тренажере такое давали, представляю, тяжко было.
Еще вот какой вопрос, при триммировании от себя (МЭТ ушел "от себя") РА-56 начинает срезать отклонение РВ! Вот поэтому могла быть вялость реакции самолета на отклонение колонки.
Странно
16.04.2009 14:43
СТРАННОМу.Я со своим недостаточным знанием аэродинамики благополучно отлетал 36 лет на четырёх типах из них на ТУ-154 с 1985года Имею налёт 18500 часов из них командирского 12500 часов.Это, я думаю, даёт мне основание высказывать свои суждения на этом форуме!Не надо заниматься словоблудством-если у самолёта отсутсвует подъёмная сила и он снижается по принципу неуправляемого парашюта, я называю это так, а ВЫ, уважаемый, называйте как хотите-результат одинаков!

Называть это вы можете как хотите. И выпендриваться своим налётом тоже. Только ни налёт ни "принцип неуправляемого парашюта" не поможет пассажирам выжить если вы не предпримите правильных (именно ПРАВИЛЬНЫХ) действий в сложной ситуации (а почему лётчики регулярно оказываються в таких ситуациях в которых оказываться не должны - отдельный разговор). Под донецком вон тоже у КВС налёт был немеряный, а второй чемпион России по пилотажу, если не ошибаюсь... и что?!
Конечно же вы можете высказывать свои суждения, это ваше право. Плохо только, что со всем своим пафосом в виде налёта и т.д. вы считаете что нет разницы между парашютированием и авторотацией.
Желаю удачи.
Все таки выводится и без парашута !
16.04.2009 14:51
to neustaf

Вот здесь есть по теме

http://www.forumavia.ru/forum/ ...



ТУ-154 на ~ 10000~м под Воронежем вошел НЕОЖИДАННО в плоский штопор, который программой полёта был не запланирован.
Самолёт долго не выходил, экипаж КВС Валерий Павлов (Светлая Память) вывел из штопора "экзотическими методами"
~ на 1500 метров как учили в Школе лётчиков-испытателей и вернулись в Жуковский...
НО: = бортинженер выключал двигатели Н-Е-ошибочно, а когда они начали помпировать
- чтобы Н-Е-сгорели !

А.Гарнаев:

..."экзотические методы" потому и "экзотические", что сначала определёнными движениями рулей (например - в продольном канале) тщательно подбирается то положение (где-то тонко между нейтралью и упором "на себя"), которое "организует" б.\м. нормальный "обдув" В.О. (хотя бы Р.Н.), а уж затем (а не ранее) "до упора" педали против штопора (ещё лучше - если при этом + поперечным каналом "подсобить"=ПО-штопору) ... и ещё долго-долго терпеливо ждать, чутко ловя "сход с углов" = по мере замедления угловой скорости вокруг вертикальной оси (Wz)!





Александр 2
16.04.2009 14:54
Вы знаете как-то все скоротечно было, что аварийным триммированием не воспользовались. Признаю, что ошибочно не сделали этого. Да, я тоже думаю, что МЭТ убежал на пикирование без предупреждения )) Хорошо, что все хорошо.
Михаил_К
16.04.2009 14:59
2 Странно: Листочки могут и парашютировать, и авторотировать, а вот семена клёна только авторотируют. Видимо вы их спутали...:)
А уж из-за такой мелочи, грубить уважаемому человеку неприлично.
16.04.2009 15:02
:

Не двоеточие, а ник. под которым я изредка выступаю и не желаю региться, кто-то приватизировал, покрайней мере машина говорит, что есть такой зарегеный ник.

Однофамилец! Это единственный ник который нельзя приватизировать! :)))))
Александр 2
16.04.2009 15:06
2 Круг:
Плохому танцору всегда что-то мешает!

Думайте уважаемый, что говорите, а то можете стать хорошим певцом

2 MET_4У

Да, ситуация аналогичная видимо. Приятного мало. На посадке однако 1.3
MET_4У
16.04.2009 15:18
Александр 2:
Думаю, что и аварийное триммирование в этом случае не помогает. Потому, что при аварийном тримировании только электрические цепи коммутируются (как-то питание 36 В и т.п.). И чем меньше было тримирование, тем легче вывести. Здесь правильно заметили, что чем больше трим от себя, тем меньше диапазон отклонения рулей, - логика работы управляемости.
12..181920




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru