Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

QNH минус QFE: вопрос метеорологам

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12

В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 15:44
Всем доброго дня! Столкнулся с такой непоняткой.

QNH-QFE=дельта P - барометрический эквивалент превышения аэродрома или порога ВПП.
Для каждого аэродрома эта величина является постоянной. У Jeppesen это Rwy Elev.
(Липин А.В. Аэронавигация в международных полетах, С.-Пб., 2014, с.17-18)

В то же время ATIS аэродрома, у которого по Jeppesen Rwy Elev=27 hPa:

24 января: 0530, ветер 280 град., 04 м/с... видимость 5 км, дымка... температура M02/M02... QNH1014 гПа... QFE0989 гПа (дельта Р=25 гПа)
25 января: 1100, ветер 010 град., 04 м/с... условия хорошие, температура M05/M10... QNH1028 гПа... QFE1001 гПа (дельта Р=27 гПа)
26 января: 0530, ветер штиль, условия хорошие, температура M14/M14... QNH1033 гПа... QFE1005 гПа (дельта Р=28 гПа)

Может кто-нибудь "популярно объяснить для невежд" (c):
1) почему в учебном пособии "Аэронавигация..." сказано, что "для каждого аэродрома эта величина является постоянной"?
2) почему 24 и 26 янв. у ATIS разница с Rwy Elevation Jeppesen? Они что, меряют не глядя на Jeppesen и выдают фактические QNH и QFE?
саил
Старожил форума
04.03.2017 15:48
Скорее всего- разница в посадочных курсах. Разница между торцами в 2гПа. (Бывает и больше.))
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 15:55
саил

Ну, допустим, для одного посадочного курса Rwy Elev=25 гПа, для другого 28 гПа (ВПП одна). Откуда тогда 27 взялось (у АТИСа)?
Сергей_67
Старожил форума
04.03.2017 15:58
Температура.
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 16:04
Сергей_67: Температура.

Хмм... Такая сильная зависимость? 25 гПа при -2, а при -5 уже 27 гПа? Точки росы, правда, разные. Да и разность давлений берется, они ж одинаково от температуры зависят?
саил
Старожил форума
04.03.2017 16:04
Для одного торца- 25, а 28 и 27- это для другого. Разница в 1гпа- получается просто в результате округлений в разные дни:))
Предположим, на самом деле точная дельта=27, 3. Тогда в разные дни, при QFE= 1001, 1 и 1001, 4 набежит единица разности. Будет 1028, 4 и 1028, 7, что округляя-..))
Сергей_67
Старожил форума
04.03.2017 16:08
В МАИ не учился
Сергей_67: Температура.

Хмм... Такая сильная зависимость? 25 гПа при -2, а при -5 уже 27 гПа? Точки росы, правда, разные. Да и разность давлений берется, они ж одинаково от температуры зависят?
саил
Старожил форума
04.03.2017 16:21
http://meteocenter.asia/qnh.ph ...
====
Тут- берется давление на уровне моря, а не аэродрома:)
Сергей_67
Старожил форума
04.03.2017 16:25
саил
http://meteocenter.asia/qnh.ph ...
====
Тут- берется давление на уровне моря, а не аэродрома:)
Там поправка поправка считается на температуру. Это лучше "Corvus" объяснит.)
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 16:28
Сергей_67: "Там поправка поправка считается на температуру."

Посчитал. Получается одинаково, что для -20, что для +20 :(
саил
Старожил форума
04.03.2017 16:32
Там поправка считается на температуру.
====
Поправка считается для приведенного, для QNHа- нет. Это немного разные вещи.)
И зимой и летом дельта = QNH-QFE будет одинаковой.)
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 16:35
Спасибо. Похоже, дело именно в разных торцах и округлениях. Иначе, как объяснить?)
Сергей_67
Старожил форума
04.03.2017 16:36
Я не вдавался в подробности, просто видел как-то на сайте...
саил
Старожил форума
04.03.2017 16:40
дело именно в разных торцах
===
Однозначно.) Кой-где выдавали табличку с превышениями всех портов, шоб пайлоты не парились:)
Типа- Уххх - РВ14р/14л/32р/32л - 27/28/25/26.)) (цифры- условные, ессно)
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 17:02
Щас посмотрел в официальную бумагу (не Jeppesen) - разница по высотам между торцами 9 м, а точнее 9, 1 м. Это получается чуть больше 1 гПа?
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 18:10
Щас внимательнее посмотрел Jeppesen'а. У него превышение одного торца 26 hPa (который ниже), второго 27 hPa (который на 9, 1 м выше).

Сорри... :(

В общем, спасибо. Вопрос закрыт. Всё дело разных торцах и округлениях. Саил прав)
практикант
Старожил форума
04.03.2017 18:16
Ещё интереснее в Симферополе.
Снижаешься 9000 тысяч. На эшелоне перевёл давление на QNH 1016 (из АТИС).
В это время район аэродрома закрылся и тебя векторят на 9000 в зону контроля.
Контроль даёт команду выдерживать высоту 9000 но по QNH 1011.
После возвращения в зону аэродрома подход опять даёт 9000 по QNH 1016.

Вопрос что за перепады такие?
Как Вы думаете?
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 18:36
Думаю, что QNH разные на аэродроме и в зоне, куды вас отвекторили) Разница в 5 гПа на аэродроме и на удалении 50...100 км - запросто.
newsafar
Старожил форума
04.03.2017 18:56
Море море влияет
практикант
Старожил форума
04.03.2017 19:09
Ну да. Аэродром Симферополь - давление приведённое к уровню балтийского моря, как и другие, а когда пересекли береговую черту, летаем уже над чёрным морем. Видимо и давление приведённое к уровню чёрного моря?
практикант
Старожил форума
04.03.2017 19:12
В МАИ не учился
Думаю, что QNH разные на аэродроме и в зоне, куды вас отвекторили) Разница в 5 гПа на аэродроме и на удалении 50...100 км - запросто.
При таком градиенте с ног бы ветер валил. А ветер-штиль
klm911
Старожил форума
04.03.2017 19:14
Методическая ошибка.
практикант
Старожил форума
04.03.2017 20:13
Вот если 5 гПа на всю зону Симферополя то и тогда многовато, но возможно.
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 20:40
Ну вот прямо счас: Вильнюс Q1006 hPa, Минск Q1009 hPa. Ветер 6-8 узлов. 10 минут лёту. Вполне и 5 может быть разницы.
практикант
Старожил форума
04.03.2017 21:22
У вас базовый ту-22м3? На сверхзвуковой летаете?

Насчёт давления может конечно быть. Так просто поболтать хотелось. Я же говорю видимо регион большой. Поэтому и перепад возможен.
В МАИ не учился
Старожил форума
04.03.2017 21:42
практикант: На сверхзвуковой...

Ну, 15. Приврал маленько))
RYaroslavsky
Старожил форума
04.03.2017 21:44
практикант
Ещё интереснее в Симферополе.
Снижаешься 9000 тысяч. На эшелоне перевёл давление на QNH 1016 (из АТИС).
В это время район аэродрома закрылся и тебя векторят на 9000 в зону контроля.
Контроль даёт команду выдерживать высоту 9000 но по QNH 1011.
После возвращения в зону аэродрома подход опять даёт 9000 по QNH 1016.

Вопрос что за перепады такие?
Как Вы думаете?
Есть QNH аэродрома и есть QNH района, тоесть приведенное давление района, то есть минимальное на всю зону. От сюда и разница.
саил
Старожил форума
04.03.2017 21:53
Есть QNH аэродрома и есть QNH района, тоесть приведенное давление района, то есть минимальное на всю зону. От сюда и разница.
====
О, вот это- уже больше похоже на истину.))
Скорее всего, практикант, 1011 района, над которым вам говорят крутить- это уже приведенное, т.е- учитывается температурная поправка. Отсюда и вылезает разница в 5 гпа.
Но да, надо спрашивать Корвуса, более детально изложит.))
Duke Nukem
Старожил форума
04.03.2017 22:06
На эшелоне перевёл давление на QNH 1016 (из АТИС)
===

а зачем так делать?..
просто интересно
практикант
Старожил форума
05.03.2017 03:09
Duke Nukem
На эшелоне перевёл давление на QNH 1016 (из АТИС)
===

а зачем так делать?..
просто интересно
Естественно на эшелоне перехода, не на высоте же.
avoka
Старожил форума
05.03.2017 08:16
я думаю, что секрет тут:

QNH

This is the barometric pressure at the airfield (QFE), converted to mean sea level (MSL) using the ISA temperature at the airfield and the ISA pressure lapse rate. This will provide a pressure which does not account for any temperature deviation away from ISA. The correction to be made to the surface pressure will depend solely upon the height of the airfield AMSL. QNH is always a whole number without any decimal places and is always rounded down. When on the aerodrome with QNH set the altimeter will read aerodrome elevation.

safe flights
Corvus
Старожил форума
05.03.2017 08:32
В МАИ не учился

Всё дело разных торцах и округлениях. Саил прав)

=====

Да, именно так :)

==


Думаю, что QNH разные на аэродроме и в зоне, куды вас отвекторили)

======

Да, верно.
Когда аэродром не работает, берётся не фактическое QNH аэродрома,
а прогнозируемое минимальное давление района на ближайшие 6 часов (из зонального прогноза).
Поскольку зона может иметь размер порядка нескольких сотен км, да ещё и при этом прогнозируется
падение давления, разница в 5-6 гПа запросто бывает. А иногда ещё больше.

З.ы. Минимальное давление района - это тоже QNH (рассчитывается без температурных поправок).
Мининимальное приведённое давление Рмин (которое рассчитывалось с учётом температуры) в России уже 2 года не применяется.

Информационное письмо о переходе на использование давления, приведенного к среднему уровню моря по стандартной атмосфере QNH
(от 27 марта 2015 года):
http://aviamettelecom.ru/docs/ ...
саил
Старожил форума
05.03.2017 08:38
..Пришел лесник и всех разогнал:))
Респект, исчерпывающе !:))
В МАИ не учился
Старожил форума
05.03.2017 09:18
Corvus
Спасибо, Владимир!

Коль скоро Вы здесь, спрошу еще. Когда-то в СССР давление на аэродроме часто давали с точностью до десятых долей мм рт.ст. (например, 740, 3). И на борту его могли установить с такой же точностью.

Теперь, насколько понимаю, у Боингов-Аэрбасов десятых долей нет. Можно установить только 1000, 1001... гПа. Получается, что при барической ступени (во, умное слово ввернул)), например 8 м (при 0 град., на уровне моря и 1000 гПа) будет такая, условно говоря, "точность".

Т.е. грубо говоря, на порядок хуже, чем в СССР. Выходит, этого достаточно и не надо было заморачиваться с десятыми долями?
В МАИ не учился
Старожил форума
05.03.2017 11:03
К вопросу о точности представления Rwy Elevation в ед. давления.

Возьмём для примера EYVI-Вильнюс.

RWY02: превышение торца 594 фут. (181, 1 метра), Jeppesen Rwy Elev 22 hPa.
RWY20: превышение торца 646 фут. (196, 9 метра), Jeppesen Rwy Elev 23 hPa.

Разница торцов по высотам почти 16 м = 1 гПа (по Jepp.)

А где-то разница 8 метров, а по Jepp. будет тот же 1 гПа разницы.

Но если так летают, значит всех всё устраивает?
практикант
Старожил форума
05.03.2017 12:10
В МАИ не учился
К вопросу о точности представления Rwy Elevation в ед. давления.

Возьмём для примера EYVI-Вильнюс.

RWY02: превышение торца 594 фут. (181, 1 метра), Jeppesen Rwy Elev 22 hPa.
RWY20: превышение торца 646 фут. (196, 9 метра), Jeppesen Rwy Elev 23 hPa.

Разница торцов по высотам почти 16 м = 1 гПа (по Jepp.)

А где-то разница 8 метров, а по Jepp. будет тот же 1 гПа разницы.

Но если так летают, значит всех всё устраивает?
Да округлили они конечно не правильно одно значение вниз другое вверх.
Но не думаю что в вильно кто-то по QFE летает, так что могли бы и не публиковать превышение вовсе.
Лишняя информация на схеме.
практикант
Старожил форума
05.03.2017 12:14
Corvus
В МАИ не учился

Всё дело разных торцах и округлениях. Саил прав)

=====

Да, именно так :)

==


Думаю, что QNH разные на аэродроме и в зоне, куды вас отвекторили)

======

Да, верно.
Когда аэродром не работает, берётся не фактическое QNH аэродрома,
а прогнозируемое минимальное давление района на ближайшие 6 часов (из зонального прогноза).
Поскольку зона может иметь размер порядка нескольких сотен км, да ещё и при этом прогнозируется
падение давления, разница в 5-6 гПа запросто бывает. А иногда ещё больше.

З.ы. Минимальное давление района - это тоже QNH (рассчитывается без температурных поправок).
Мининимальное приведённое давление Рмин (которое рассчитывалось с учётом температуры) в России уже 2 года не применяется.

Информационное письмо о переходе на использование давления, приведенного к среднему уровню моря по стандартной атмосфере QNH
(от 27 марта 2015 года):
http://aviamettelecom.ru/docs/ ...
Corvus.

Спасибо за ссылку. Суперски.

Если правильно понял то в АТИС Симферополя дают фактическое QNH, а на контроле расчетное, прогностическое на 6 часов с точностью 63%?

Т.е реально в районе полётов такого давления может и не быть. А раз станций мало то и корректировать его не по чему?
ёпрст
Старожил форума
05.03.2017 12:49
Ещё немного и наверное скоро перейдем на полёты по QNH! Лет пять уж как должны были :)
Corvus
Старожил форума
05.03.2017 16:06
практикант

в АТИС Симферополя дают фактическое QNH, а на контроле расчетное, прогностическое на 6 часов с точностью 63%?

Т.е реально в районе полётов такого давления может и не быть. А раз станций мало то и корректировать его не по чему?

===

Да, так. Расчётное минимальное QNH может реально наблюдаться на другом краю района (в т.ч. над морем) и в самом конце 6-часового периода.

===========

В МАИ не учился

===

Когда-то в СССР давление на аэродроме часто давали с точностью до десятых долей мм рт.ст. (например, 740, 3). И на борту его могли установить с такой же точностью.

Теперь, насколько понимаю, у Боингов-Аэрбасов десятых долей нет. Можно установить только 1000, 1001... гПа. Получается, что при барической ступени (во, умное слово ввернул)), например 8 м (при 0 град., на уровне моря и 1000 гПа) будет такая, условно говоря, "точность".

Т.е. грубо говоря, на порядок хуже, чем в СССР. Выходит, этого достаточно и не надо было заморачиваться с десятыми долями?

===========

В СССР атмосферное давление в ГА используется в целых мм рт.ст. с начала 1980-х или даже с конца 1970-х, то есть почти 40 лет уже (а с 1993 года, с введением кода METAR, параллельно с мм стали давать в сводках и в гПа). При этом давление округляется всегда в меньшую сторону, то есть десятые просто отбрасываются (даже если измерено или рассчитано 1000, 9, передано будет всё равно 1000).
Таким образом, десятые доли мм (или гПа) никакой практической точности не имеют.

RA-35073
Старожил форума
05.03.2017 16:59
В Симферополе летаем по QNH, но нигде об этом не сказано, ATIS дает давление и то и другое, если бы NOTAM соответствующий выпустили как в Питере было бы легче.
nik
Старожил форума
05.03.2017 17:18
Corvus
Вопрос: При расчете безопасных высот применяем QNHр-на или Рмин. прив. по трассе?.Если по одной формуле( ФАП-136) решать, то нет разницы между QNH и Р мин. прив. Или нет?
Сергей_67
Старожил форума
05.03.2017 17:24
RA-35073
В Симферополе летаем по QNH, но нигде об этом не сказано, ATIS дает давление и то и другое, если бы NOTAM соответствующий выпустили как в Питере было бы легче.
Это видно по опубликованным высотам на картах подхода и захода-абсолютные.
практикант
Старожил форума
05.03.2017 17:29
RA-35073
В Симферополе летаем по QNH, но нигде об этом не сказано, ATIS дает давление и то и другое, если бы NOTAM соответствующий выпустили как в Питере было бы легче.
NOTAM был давно когда переходили.
А теперь то о чем информировать?
Пулково тоже скоро NOTAM уберут.

Их пишут на переходный период, когда в доках не опубликовано или прошла смена.

Это пусть другие аэропорты публикуют что они от планов перехода на QNH отстают.
В МАИ не учился
Старожил форума
05.03.2017 18:34
Когда-то в СССР давление на аэродроме часто давали с точностью до десятых долей мм рт.ст. (например, 740, 3). И на борту его могли установить с такой же точностью.
===========

Corvus: В СССР атмосферное давление в ГА используется в целых мм рт.ст. с начала 1980-х или даже с конца 1970-х, то есть почти 40 лет уже (а с 1993 года, с введением кода METAR, параллельно с мм стали давать в сводках и в гПа). При этом давление округляется всегда в меньшую сторону, то есть десятые просто отбрасываются (даже если измерено или рассчитано 1000, 9, передано будет всё равно 1000).
Таким образом, десятые доли мм (или гПа) никакой практической точности не имеют.

Спасибо.

Посмотрел ВД-10, ВМ-15, ВД-20 - действительно, не могли установить давление с точностью до десятых... хмм... Зачем тогда давали борту (ВТА, вертушки)? Чтоб, если 760, 5 поставить указатель между делениями 760 и 761?


А как вообще сейчас выглядит в аэропорту измерение QFE/QNH? Измеряют QFE, а QNH рассчитывают?
Corvus
Старожил форума
06.03.2017 09:47
nik
Corvus
Вопрос: При расчете безопасных высот применяем QNHр-на или Рмин. прив. по трассе?.Если по одной формуле( ФАП-136) решать, то нет разницы между QNH и Р мин. прив. Или нет?
Насколько понимаю, надо использовать QNH.
Рмин.прив официально уже почти 2 года не существует.

QNH заметно отличается от Рмин.прив (QFF) в основном Т воздуха, значительно отличающихся от +15 (градусов на 15 и более) и при высотах более 100 м над уровнем моря.
То есть при Тприз ниже нуля или выше +30.

Например:

http://meteocenter.asia/qnh.ph ...

QNH = 996 гПа при Т -30°С, QFF 1000 гПа, H 200 м.
QNH-QFF = -4 гПа (поправка для пересчёта QFF в QNH)

То есть обычно QNH такое же или несколько ниже, чем QFF.

В жаркую погоду (Тприз порядка +30 и выше) QNH может быть немного выше, чем QFF.

Например:
QNH = 1002 гПа при Т 40°С, QFF 1000 гПа, H 200 м.
QNH-QFF = 2 гПа (поправка для пересчёта QFF в QNH)

Обычные метеостанции (не АМСГ) вычисляют Рмин.прив (QFF), с учётом Тприз.
Оно наносится на карты погоды (приземный анализ и кольцевые карты).

Corvus
Старожил форума
06.03.2017 09:55
В МАИ не учился


"Посмотрел ВД-10, ВМ-15, ВД-20 - действительно, не могли установить давление с точностью до десятых... хмм... Зачем тогда давали борту (ВТА, вертушки)? Чтоб, если 760, 5 поставить указатель между делениями 760 и 761?"

Не знаю, зачем :) Наверное, некая дань традиции.


"А как вообще сейчас выглядит в аэропорту измерение QFE/QNH? Измеряют QFE, а QNH рассчитывают"

Да, давление измеряет датчик, расположенный в помещении АМСГ.
С учётом абс. высоты точки расположения датчика на ПК вычисляется (чаще автоматически) QFE на рабочем старте (с учётом его абс. высоты) и QNH, и включаются вместе с измеренными значениями других метеоэлементов в формируемые сводки МЕТАР и АТИС, передаются на индикаторные устройства метеоинформации (установленные на рабочих местах диспетчеров службы движения, у синоптика, на брифинге и т.д.).
В МАИ не учился
Старожил форума
06.03.2017 10:41
Corvus, спасибо за ликбез)

"Да, давление измеряет датчик, расположенный в помещении АМСГ."
А есть какая-то система для повышения надежности получаемых данных, например, дублирование? Типа берутся показания двух измерителей и усредняются?

"Таким образом, десятые доли мм (или гПа) никакой практической точности не имеют."
Хм... Допустим, указано превышение порога 1 гПа. При величине барической ступени, допустим, 8 м, это (без десятых) может быть и 6 метров, и 15... Неужели это не важно?
nik
Старожил форума
06.03.2017 11:07
Corvus
Старожил форума

Спасибо! Есть формула температурной поправки


дельтаНt = t0 - 15 x Ниспр,
300

где
Ниспр=Нист+Нр +дельта Нпреп. Так вот если QNH-давление прив. к среднему уровню моря по
СТАНДАРТНОЙ атмосфере, в формуле Ниспр надо Нрел.исключить. И формулу из ФАП-136 скорректировать. Как Вы считаете?



Corvus
Старожил форума
06.03.2017 12:25
В МАИ не учился
Corvus, спасибо за ликбез)

"Да, давление измеряет датчик, расположенный в помещении АМСГ."
А есть какая-то система для повышения надежности получаемых данных, например, дублирование? Типа берутся показания двух измерителей и усредняются?

"Таким образом, десятые доли мм (или гПа) никакой практической точности не имеют."
Хм... Допустим, указано превышение порога 1 гПа. При величине барической ступени, допустим, 8 м, это (без десятых) может быть и 6 метров, и 15... Неужели это не важно?
1. По Нормам годности гражданских аэродромов (НГЭА) достаточно иметь один датчик атмосферного давления (хотя на некоторых аэродромах метеодатчики дублированы, в том числе и датчик давления).
Его реальная погрешность порядка 0.15 гПа (по НГЭА допускается до 0.5 гПа), датчик поверяется 1 раз в год. Этого вполне достаточно. Отказы и некорректные показания маловероятны.

2. Насколько знаю, у барометрических высотомеров допустимая погрешность того же порядка, что и у датчиков атм. давления - около 0.5 гПа. То есть плюс минус 5 м высоты.

Никто ведь не выполняет посадку по категориям ИКАО, опираясь на показания бар. высотомера (а при более хороших метеоусловиях он и тем более не нужен на финальном этапе захода).
БВ используется, как я понимаю, до пролёта БПРМ, а дальше только радиовысотомер? Пилоты поправят меня.

Corvus
Старожил форума
06.03.2017 12:31
nik

Где можно посмотреть на эту формулу в оригинальном виде?
А тот тут разъехалась она.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru