В соседней ветке
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
я был упрекаем в неконструктивности своей позиции по вопросу о пропаганде авиации на телевидении, в том смысле, что я не предлагал ничего положительного. Что ж, отчасти этот упрек справедлив, поскольку действительно, задача той ветви была иной, а именно -- обсуждение уже сделанной передачи (имеется в виду то шоу, что идёт по ОРТ по субботам). Однако по существу я с этим упрёком не согласен, поскольку совершенно убеждён в том, что при существующем положении дел никакие "советы со стороны", даже со стороны профессионального сообщества (не говоря уж о форуме), не способны изменить редакционную политику современной теле-журналистики -- слишком широка пропасть между мирами и слишком велика разница между интересами двух communities. Поэтому там этот вопрос носил полемический характер.
Тем не менее сам вопрос имеет право на существование, и более того, он интересен. Поэтому поразмыслить о том, как следовало бы сделать полезную передачу об авиации для широких народных масс -- даже при полном понимании того, что это никогда не будет реализовано -- имеет смысл. С одной стороны это нужно сделать, чтобы самим определиться по этому вопросу и убедиться в том, что задача имеет, по крайней мере в принципе, хотя бы одно решение, с другой -- чтобы избежать упрёков со стороны журналистов типа: "критиковать легко, а вы сами попробуйте сделать что-нибудь!" Конечно, противную сторону нисколько не смущает ни то, что никто не даст что-либо "делать самим" на телевидении, ни то, что, по сути, они предлагают другим делать их работу, по сути расписываясь в своей полной неспособности. Но, в конце-концов, это их проблемы. Повторюсь, вопрос достоин обдумывания сам по себе.
Я решил изложить здесь свои взгляды по данному вопросу отчасти для того, чтобы избежать упрёков, а главное -- чтобы возбудить обсуждение и, возможно, критику. При этом мною руководило не столько желание высказаться (что было бы, если бы я считал свои мысли очень ценными), сколько надежда почерпнуть что-то ценное от других. Это потому, что я считаю свои мысли весьма незрелыми и претендующими лишь на самое предварительное решение вопроса.
Итак, постановка проблемы. Хочется сделать некую регулярно идущую (периодическую) передачу об авиации, но не просто многосерийный документальный (или, не дай бог, художественный) фильм -- этого добра полно -- а именно что что-то типа "шоу" (ненавистное слово, но другого что-то не подобрать), дающее широкой публике (обывателю) возможность почувствовать, что такое авиация, ощутить её какой-то вкус, что ли, попутно рассказав что-то конкретное. Данную постановку надо несколько уточнить, поскольку она черезчур обща.
1. Справедливо было указано, что в нашей стране, где огромное кол-во нас.пунктов не имеют даже дорог с твёрдым покрытием (что не даёт возможности всесезонного доступа в них), телефонной связи и канализации, в условиях развала системы среднего образования, когда в школах перестают учить чему-либо кроме лояльности правящему режиму, надо дать людям хотя бы самые начальные сведения об авиации, о существующих типах ЛА, какие-то ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ сведения из аэродинамики и авиационной техники и т.д. (хотя бы на уровне "почему самолёт летает, хотя крыльями не машет" и "зачем в самолёте педали -- это же не велосипед"). Задача -- просветительская.
2. Передача должна быть лишена даже налёта т.наз. попсы, определить который трудно, но каждый, кто сталкивался с этим явлениям и не совсем дебил, понимает, о чём речь.
3. Дать почувствовать, каковы отношения людей в авиации, каков характер деятельности человека в ней, вообще -- что это за мир. В прежнее время эту задачу решали книги М.Галлая, А.Маркуши и других известных и заслуженных авиаторов; сейчас, когда народ книжек не читает, а названные авторы не переиздаются, этот канал приобщения народа можно считать практически исчезнувшим. Зато в современном обществе потребления канал телевидения приобрёл огромное значение.
4. Попробовать передать какую-то романтику лётного дела, ощущение радости самостоятельного полёта; вообще какое это счастье -- летать. Насколько это вообще возможно средствами телевидения.
5. Дать понять, что авиация -- это большой и нелёгкий труд, который требует хорошего здоровья и больших знаний.
6. Показать, как приобщение к авиации меняет людей, как они становятся лучше, избавляются от наносного, грязного и липкого, и проявляется суть человека. Что человек растёт как личность и меняются его ценности, он начинает ценить действительно важное, а обыденности придаёт меньше значения.
7. Привить зрителю какие-то (пусть весьма немногие) навыки (речь, разумеется, не о лётных навыках) и убедить его, что он теперь что-то знает твёрдо. Повысить его самоуважение, но не безосновательно, а действительно его чему-то научив. Хотя бы отличать Як-52 от Як-18Т.
8. Передача должна быть зрелищной и нескучной, должен быть entertainment.
9. Планируемая передача должна встраиваться в существующую структуру телевидения, быть технологичной, иначе просто не о чём говорить.
Вот, вкратце, какие задачи такая передача должна была бы решать.
Замечу вкратце, что существующее шоу на ОРТ ни одному из перечисленных требований (кроме последнего) не соответствует. Пункт 1 просто не решается никак, и даже задачи такой не ставится. То же можно сказать о п. 2, 5, 6, 7. Действительно, о каком личностном росте Стаса Пьехи можно говорить?! П. 4, 8 решается частично и, на мой взгляд, неудовлетворительно. П. 3 решается отрицательно, т.е. ответ даётся, но ложный.
Отсюда сразу видно, что ожидать появления такой передачи не приходится, поскольку задачи современных телевизионщиков не имеют ничего общего с перечисленными.
Теперь, что можно было бы сделать для решения этих задач? Какой формат выбрать, и как поставить дело?
Я рассуждал следующим образом. Поскольку ставится двоякая задача: научить и развлечь, то примером такого подхода могут быть книги Жюль Верна. Т.е. надо создать некую игровую обстановку, некий сюжет, а сведения поставлять исподволь.
Поскольку надо выбирать из существующих форматов (см. п. 9), то выбирать приходится что-то типа реалити-шоу. Набрать группу молодых людей (уж никак не "звёзд") и в течение месяца-двух-трёх готовить их теоретически и практически и дать некоторый налёт. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы подглядывать за участниками в туалете, это никому не нужно, а просто показать зрителю процесс вхождения людей в авиацию, растянутый во времени. В заключение, когда участники дойдут до некоторого уровня, можно будет организовать конкурс того или иного рода, а победившего прокатить, скажем, на МиГ-29УБ. Что-то в этом роде.
Как при этом будут решаться перечисленные задачи?
1. Поскольку зритель будет наблюдать за процессом подготовки, то невольно чему-то научится. Узнает, опять же, что такое Як-52.
2. Требования к вкусу организаторов. По-моему, такое вполне можно организовать пристойно. Единственное, в чём надо отдать себе отчёт: без рекламных вставок ни одно шоу сейчас на телевидении
3. Если дать участникам нормальных инструкторов и правильно показывать процесс ежедневной работы, то задача решится сама. Требует хорошей режиссёрской и операторской работы.
4. Требования к съемкам в воздухе, быть может, положенным на музыку. Практика показывает, что телевизионщики вполне с этим справляются, даже наши. Тут, в принципе, претензий нет.
5. Включать в программу подготовки и некоторую физ.подготовку. Покрутить их на колёсах. Заставить курсантов самих обслуживать самолёты (по-минимому: заправлять топливом, маслом и т.д.). Показать подготовку к полёту. Заставить по 2 раза прыгнуть с парашютом и заснять это.
6. Решается длительносью проекта, его непрерывностью и тем, что можно проследить за каждым конкретным человеком. Вопрос режиссёрской работы.
7. Самый тонкий момент. Нужно чётко выделить некий круг вопросов, которым нужно научить зрителя, и подать сведения исподволь, незаметно, но так, чтобы он запомнил. Лучше всего сделать это в афористичной форме, "заякорить" их на что-нибудь запоминающееся, поражающее воображение. Собственно, это стандартный педагогический приём, просто исполнить его надо в рамках телевидения. Самое трудное -- это очертить круг вопросов, которым надо научить зрителя: чтобы, с одной стороны он не возомнил себя супер-пупер-крутым лётчиком и не стал на всех плевать, а с другой стороны -- чтоб он почувствовал, что действительно чему-то научился. Этот момент совершенно выходит за рамки моей компентности, это должны решать люди, несравненно более опытные, чем я. Главное тут -- не пустить дело на самотёк, всё должно быть продумано заранее, и очень тщательно.
8. Ну, это чисто режиссёрские вопросы, вроде, умеют делать, когда захотят. Есть также возможности для введения интерактивного элемента.
Вот мои мысли. В принципе -- ничего сверъестественного, просто к делу надо подойти не формально, "для галочки", а душу вложить. А главное -- выдержать правильную интонацию передачи. Не пиарить "звёзды", туманности, или кого-то ещё, а показать, как оно бывает: какую-то жизнь на аэродроме, полёты, подготовку к полётам, послеполётный отдых, какие-то шутки и приколы... всё в правильных пропорциях. Только без распальцовки и понтов. Людей подобрать скромных, готовых трудиться, неиспорченных. И вот если всё правильно выдержать, да ещё и преподать зрелищно и динамично, то польза, думаю, могла бы быть.
Всё изложенное, как мне кажется, контрастирует с тем, что мы имеем сейчас на ОРТе. Вроде, всё то же самое: и самолёты есть, и летают, и что-то "около" полётов показывают даже (хотя работы техников я там не видел), но всё это -- без того неуловимого, что и называется "дух авиации". В итоге у многих, кто с настоящей авиацией сталкивался, шоу это вызывает чувство отторжения. И самое главное -- не решает оно полезных задач. Так, очередная развлекуха для "звёзд".
Вот моё конкретное.