Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Боковой сдвиг ветра. Как бороться?

 ↓ ВНИЗ

797 тот самый
Старожил форума
24.07.2016 02:13
Вобщем, мужики, прошу заранее без "а почему бы не спросить у инструктора?". Спрашивал, ответ дали. Но интересно мнение именно СВОИХ!

А ситуация такая, можно сказать, в моей практике такого еще не было. Подходил на final, скорость выдержана около 70 узлов, самолет оттриммирован - смотрит в торец полосы, слева дует легкий ветер, всё вроде бы спокойно. Уже приготовился мысленно к выравниванию и выдерживанию, до полосы чуть меньше полмили. И тут в бок дует нехилый такой порыв ветра, самолет резко разворачивает на ветер и он уходит в такое скольжение, что скорость падает до почти предсрывной. Вобщем дал гари, убрал скольжение, ушел на второй.

Но как лучше действовать в такой ситуации в идеале, чтобы и не свалиться и не паниковать с уходом на второй?
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 10:04
Вобщем дал гари, убрал скольжение, ушел на второй.

Вот и четкий, правильный ответ.Не свалился и не запаниковал.Молодца!
AMUR
Старожил форума
24.07.2016 12:14
А чего вдруг он в "такое скольжение" попал то ? Только если ты его его сам ногой по осевой интенсивно довернул за километр до полосы зачем то,
раз поддуло так ну и продолжил бы с углом упреждения идти перед касанием бы декраба сделал.
leha-lp
Старожил форума
24.07.2016 12:20
Уход на второй круг, самый грамотный поступок, в любой не стандартной ситуации...
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 14:44

А ситуация такая, можно сказать, в моей практике такого еще не было. Подходил на final, скорость выдержана около 70 узлов, самолет оттриммирован - смотрит в торец полосы, слева дует легкий ветер, всё вроде бы спокойно. Уже приготовился мысленно к выравниванию и выдерживанию, до полосы чуть меньше полмили. И тут в бок дует нехилый такой порыв ветра, самолет резко разворачивает на ветер и он уходит в такое скольжение, что скорость падает до почти предсрывной. Вобщем дал гари, убрал скольжение, ушел на второй.


AMUR:

А чего вдруг он в "такое скольжение" попал то ? Только если ты его его сам ногой по осевой интенсивно довернул за километр до полосы зачем то,
раз поддуло так ну и продолжил бы с углом упреждения идти перед касанием бы декраба сделал.

Коллега, написано выше, легкий ветер, все вроде бы спокойно, до полосы меньше полмили.Интенсивно ногами не шерудил, ФМПУ совпадал с ЗМПУ.Вся коварность сдвига ветра в ясную погоду, отсутствие её признаков.Температура, вирга, ветер с порывами, все это теория и практика.Но вот ожидание этих прелестей приходит с опытом полетов.Ведь наверняка готовясь к полёту в том или ином аэропорту, учитываем его особенности, где-то из своего опыта, где-то из опыта своих товарищей, коллег.
Зачастую летая по России, стараюсь слушать Метео на русском т.к. только у нас вроде осталось прогнозирование ветра по высотам на кругу.У земли, на 100 метрах и на кругу дают более менее ясную картину по ветру.ATIS на английском хорош, дают QNH и не надо пересчитывать давление, но если у тебя есть возможность воспользоваться , то не грех и послушать наше Метео .Как правило если ветер меняется на угол более 45 и более градусов со знаком +-, то стоит ожидать сдвиг ветра и выбрать тактику захода согласно типа ВС на котором вы летаете.Всем Безопасных полетов!
lednab
Старожил форума
24.07.2016 15:20
то 797 тот самый:
Для начала приведу Вам справку признанного (действующего) метеоспециалиста, которую он выкладывал тут по поводу катастрофы в Ростове. Без его разрешения, но думаю, поскольку речь идет о безопасности, надеюсь он меня не осудит.
Corvus:
"Что касается ветра на высоте 100 м и высоте круга, то в советское время его определяли путём шаропилотного зондирования атмосферы на АМСГ каждые 3 часа ("шарики" не выпускали только при ветре 15 м/с и более, нижнем крае ниже 150 м, и при жидких осадках - дождь, морось).
С 1992-93 годов "шарики" выпускать перестали, в целях экономии. В сводки метеоциркуляров и АТИС стали включать расчётный ветер на 100 м и на круге, предоставляемый синоптиком.
Раньше его оценивали по кольцевой карте погоды и АТ-925, а с 2000-х годов стали оценивать по данным математических моделей атмосферы. Точность моделей растёт с каждым годом, но пока сдвиг ветра по модельным данным определить проблематично, погрешность великовата. Надёжный способ оценки сдвига ветра - измерение фактического профиля ветра над аэродромом. Это позволяет сделать профилометр лидарный ветровой ПЛВ-300, измеряющий скорость и направление ветра в слое 10-300 м (с шагом по высоте 30 м) и рассчитывающий сдвиг ветра. Этот прибор серийно выпускает уже несколько лет. Но пока эти приборы установлены только в двух аэропортах - Сочи и Байконур (Крайний)."

После ознакомления рекомендую учесть:
1. что "Точность моделей растёт с каждым годом" на самом деле не растёт, а падает, поскольку стремительно происходят климатические изменения, и все ранешние мат. модели улетают псу под хвост. Например, нонешнее лето "порадовало" нас полноценным торнадо в Сургуте!!!
2. Порт, в котором Вас "приложило" наверняка, как и подавляющее число прочих ПЛВ-300 не оснащён и навряд ли будет оснащён в обозримом будущем.
Так что "крепче за баранку (сайдстик) держись шофёр!" И не дрейфить! Самое худшее у нас по прежнему впереди.

avoka
Старожил форума
24.07.2016 17:04
Дальноboy
"ветер на кругу" в ATIS нв русском
------
а если нет ATIS "на русском"???
-----
учебник взгляните , но только не наш для даунов, а для иноземцев, там четко написано какой будет ветер "на кругу", в зависимости от ветра у земли
safe flights!
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 17:08
avoka
Старожил форума
Дальноboy
"ветер на кругу" в ATIS нв русском
------
а если нет ATIS "на русском"???
-----
учебник взгляните , но только не наш для даунов, а для иноземцев, там четко написано какой будет ветер "на кругу", в зависимости от ветра у земли
safe flights!

Дык, я чисто с практической точки зрения....
За подсказку спасибо, гляну.За спрос денег не берут...))
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 17:24
avoka:

Дальноboy
"ветер на кругу" в ATIS нв русском
------
а если нет ATIS "на русском"???
-----
учебник взгляните , но только не наш для даунов, а для иноземцев, там четко написано какой будет ветер "на кругу", в зависимости от ветра у земли
safe flights!

Кстати, уважаемый.Ежели у Вас все сложилось хорошо, чему я бесконечно рад, за границей, это не повод считать тысячи наших даунами!Вас это не красит.Поверьте, становясь членом команды высоко профессиональных, оплачиваемых, летающих не стоит смотреть свысока.Свысока очень больно падать.
Не знаю, где Вы получали своё лётное, надеюсь образование и с успехом применяете эти знания, но все таки, тема топика о советах, о практических советах в лётном деле, а не определении наши-дауны, иноземцы-профи!Везде ценят профессионалов своего дела, невзирая на наших или иноземцев.
Дайте хороший, практический совет и кто в теме, те оценят.И возможно вступят в дискуссию.Ибо в споре рождается истина.Или это не авиационный форум, где мы можем обменяться мнениями?
newsafar
Старожил форума
24.07.2016 19:48
Опыт граждане опыт, а на это надо время
antonov-24
Старожил форума
24.07.2016 21:12
Частенько ветру на кругу по...ую, какой ветер у земли, хоть в какой учебник гляди
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 22:32

antonov-24 - зарегистрированный пользователь antonov-24
Молодой боец
Частенько ветру на кругу по...ую, какой ветер у земли, хоть в какой учебник гляди

Я тоже так думал, что пох....й, но производство и опыт...а чего говорить братка, все мы были молодыми!!!))))
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 22:34

antonov-24 - зарегистрированный пользователь antonov-24
Молодой боец
Частенько ветру на кругу по...ую, какой ветер у земли, хоть в какой учебник гляди

Я тоже так думал, что пох....й, но производство и опыт...а чего говорить братка, все мы были молодыми!!!))))
AMUR
Старожил форума
24.07.2016 22:57
Дальнобой , я все равно не понял о чем речь изначально ))
За границей часто учат на легкомоторных идти по глиссаде при боковике в декрабе, то есть ногами убрав снос и ловя креном осевую. Полет в постоянном скольжении требующий дополнительной тяги.
На "настоящих" самолетом этим обычно не злоупотребляют.
AMUR
Старожил форума
24.07.2016 22:58
Дальнобой , я все равно не понял о чем речь изначально ))
За границей часто учат на легкомоторных идти по глиссаде при боковике в декрабе, то есть ногами убрав снос и ловя креном осевую. Полет в постоянном скольжении требующий дополнительной тяги.
На "настоящих" самолетом этим обычно не злоупотребляют.
antonov-24
Старожил форума
24.07.2016 23:01
Дальноboy
Это я на счёт зависимости иноземной, а опыт в принятии грамотного решения должен помочь
а-ноним
Старожил форума
24.07.2016 23:14
AMUR: Полет в постоянном скольжении требующий дополнительной тяги.
На "настоящих" самолетом этим обычно не злоупотребляют.
----
не только тяги но и крена на ветер требует, а его прибрать нужно перед касанием, на легких это проще сделать, а на "настоящих" такая метода имеет ограничения.
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 23:30
AMUR:

Дальнобой , я все равно не понял о чем речь изначально ))
За границей часто учат на легкомоторных идти по глиссаде при боковике в декрабе, то есть ногами убрав снос и ловя креном осевую. Полет в постоянном скольжении требующий дополнительной тяги.
На "настоящих" самолетом этим обычно не злоупотребляют.

Коллега, согласен в том, что школы т.е. принципы обучения сильно отличаются.Те же понятия , с креном, крен со скольжением, скольжение, угол упреждения, это те вещи, которые закладываются в основу основ.Не знаю, но наша, советская, Российская школа предполагает больше полетов врукопашную, оговорюсь дело касается большой техники.
Скажу сразу, что попадая сразу после училища на производство, второй пилот, по крайней мере у нас на севере, автопилотом не пользовался.Сдавали зачёты к допуску в МВЗ, и не дай Бог ляпнуть в эфире лишнее, штурмана(, Борисыч, царство тебе небесное)имели по полной!
Можно много рассуждать про крабы и возможности автопилота, но конечная наша задача видится в том, чтоб безопасно завершить полет.
Isn't it my friend?
Дальноboy
Старожил форума
24.07.2016 23:56
оговорюсь дело касается большой техники.

Вырезайте смело, эту вразу забираю сразу.
Законы аэродинамики применимы ко всем типам летательных средств!))
86
Старожил форума
25.07.2016 00:57
В чем проблема ...держите скорость согласно приказа 110 (мга).на оценку хорошо это + 20кмч и будет у Вас всегда упровляемый самолет ...70кн на глиссаде это что за тип?
avoka
Старожил форума
25.07.2016 01:21
дальноboy
----
это не повод считать тысячи наших даунами
----
ненадо перегибать-никто, никого, не считает , а учебник по метео написан из расчета "для даунов", в общем, как и все остальные
safe flights
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 08:46
70кн на глиссаде это что за тип?
===========
мотодельтаплан:-)
797 тот самый
Старожил форума
25.07.2016 19:49
Дальноboy:

Вобщем дал гари, убрал скольжение, ушел на второй.

Вот и четкий, правильный ответ.Не свалился и не запаниковал.Молодца!



Вобщем, результат, конечно, правильный, но смутила одна вещь. Обычно, когда порывы незначительные или, условно говоря, "средние" - даешь чуть эйлероны против ветра или РН по ветру, ну или и того другого понемногу и ситуация уходит.

Но тут крутануло так, что инстинкт не дал убрать крен эйлеронами, так как было ощущение, что самолет просто развернет от этого еще больше. Взлетная тяга была лучшим решением.

Вообще, какая-то каша в голове после той ситуации, честно говоря. Думал, что ничего особо нового уже не увидишь после сдвигов в продольном направлении, от которых самолет взмывает или дает дает просадку. А тут вон еще что бывает.

797 тот самый
Старожил форума
25.07.2016 19:57
AMUR:

Дальнобой , я все равно не понял о чем речь изначально ))
За границей часто учат на легкомоторных идти по глиссаде при боковике в декрабе, то есть ногами убрав снос и ловя креном осевую. Полет в постоянном скольжении требующий дополнительной тяги.
На "настоящих" самолетом этим обычно не злоупотребляют.



Привет. Учат заходить и так и так. Освоил оба метода. Комфортнее вести декрабом, конечно - по осевой лететь комфортнее, но правильнее все таки крабом и выравнивать самолет по осевой начинать в районе прохода торца полосы.

В декрабе надо смотреть за тягой постоянно, чтобы воздушная скорость не упала, а в крабе чуть сложнее выдерживать направление, и менее комфортно, так как летишь боком, но это дело привычки, конечно.
797 тот самый
Старожил форума
25.07.2016 20:04
Командир батареи тяжёлых пистолетов:

70кн на глиссаде это что за тип?
===========
мотодельтаплан:-)




Привет, комбат. Cessna 172S мой тип пока. Понятно, что самолет простой, но особенности все таки имеются - свалить ее трудно, но и повышенную скорость она не терпит на приземлении - просто будет козление или перелет ну или на переднюю стойку плюхнется вместо основных. Выдерживать скорость тоже проблематично - чуть не уследил и самолет разогнался. Это я про ветренную погоду, в обычную все очень просто, конечно.
797 тот самый
Старожил форума
25.07.2016 20:08
newsafar:

Опыт граждане опыт, а на это надо время
-----------


Это да...
ёпрст
Старожил форума
25.07.2016 21:01
Методики общеизвестны- это краб, декраб и между ними. Если тип имеет особенности, то это указано в летном руководстве, как например Як-42, где только краб. Если не указано, то летай как хочешь, все придет с опытом и анализом.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:02
797 тот самый:

Командир батареи тяжёлых пистолетов:

70кн на глиссаде это что за тип?
===========
мотодельтаплан:-)




Привет, комбат. Cessna 172S мой тип пока. Понятно, что самолет простой, но особенности все таки имеются - свалить ее трудно, но и повышенную скорость она не терпит на приземлении - просто будет козление или перелет ну или на переднюю стойку плюхнется вместо основных. Выдерживать скорость тоже проблематично - чуть не уследил и самолет разогнался. Это я про ветренную погоду, в обычную все очень просто, конечно.

Надеюсь, вы не обиделись, на моем типе, где-то в той же точке, порядка 195 узлов,
учат только с УС, тем более он показывается в градусах на БНА, с учетом плюс или минус.
На Л-39 учили обе метОды, но, со сносом предпочтительнее, можно идти до касания, даже не убирая, но в момент касания дать педаль. Не забыв парировать возникающий крен, сколько смотрел, большие летают подобно.Хотя я видел однажды, два захода замкомандира полка, на разведке погоды, ограничение 18 м/с, для Л-39, садился он под 25 метров, слева, выровнял, и так его и сносило, сел в плиту от правой стороны(2метра)
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:13
"Краб", "декраб", а чего "сплит" не вспомнили...чурки вы, англоязычные, :-)
RYaroslavsky
Старожил форума
25.07.2016 21:15
797 тот самый:, крен, педаль, тангаж, руд. Нового больше ничего не придумали. Со временем почувствуешь машину, а как начнешь технику чуть по больше осваивать, будешь вспоминать потом что скорость на с172 держать было как 2 пальца, промахи по высоте в глиссаде даже над торцом легко исправлялись и тд, да и садить ее потом плевым делом покажется.
А уход на второй был правильным решением, чувствуешь не комфортно, уходи, даже с пробега.
RYaroslavsky
Старожил форума
25.07.2016 21:21
Командир батареи тяжёлых пистолетов:
"Краб", "декраб", а чего "сплит" не вспомнили...чурки вы, англоязычные, :-)
====
=DD поймал себя на мысли, что даже не предположу как по нашему будет краб / декраб?
Полет в глиссаде с УС с последующей уборкой УС перед касанием посредством руля направления и компенсацией креном и тангажем? =DDDD
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:23
Если не отрабатывал конвейер?
Когда уход на второй круг отработан ежедневно, от разных высот, вплоть до высоты выравнивания, это одно....
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:24
Если не отрабатывал конвейер?
Когда уход на второй круг отработан ежедневно, от разных высот, вплоть до высоты выравнивания, это одно....
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:32
RYaroslavsky:

Командир батареи тяжёлых пистолетов:
"Краб", "декраб", а чего "сплит" не вспомнили...чурки вы, англоязычные, :-)
====
=DD поймал себя на мысли, что даже не предположу как по нашему будет краб / декраб?
Полет в глиссаде с УС с последующей уборкой УС перед касанием посредством руля направления и компенсацией креном и тангажем? =DDDD

Подбор курса(не нравицо...заход с углом сноса....не нравицо, прикрылся креном)
На скоростных самолетах в основном с УС)когда в торце под 185 узлов, выбора мало.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
25.07.2016 21:35
И да, ветер справа-считается методическим:-)
Таганрог
Старожил форума
27.07.2016 23:26
Минут через пятнадцать прошли над Медвёдовской, еще через пять минут внизу показались кварталы Старовеличковской. Пляж, улица Городская, рыночная площадь. Идем очень низко, немного левее центра. Время 11:00. Интересно, как там Ленка, торгует? С мамой, одна?

- ФлэтЭйр-1108, подходите к точке УСЫКА, работайте с Вышкой, счастливого полёта!

Валерий переключает на частоту аэродрома прибытия

- Багдасаров-Вышка, добрый день, ФлэтЭйр-1108, УСЫКА, подходим к эшелону один-ноль, сию пересекаем 1-5

Дисп Багдасарова, однако, оказался с юмором

- ФлэтЭйр-1108, доброго дня, точку УСЫКАния подтверждаю, снижайтесь 100 метров и берите курс IF, к четвертому

- Диспетчер передает, возможен сдвиг ветра – говорит Валерий - Будем предельно внимательны.

Что произойдёт, если самолёт на глиссаде попадет в ветровой сдвиг? Вполне возможна потеря управляемости. И тогда торгуй, Елена! В лучшем случае жесткая посадка

Впереди по курсу рисовые поля Красноармейского района. Выпускаем шасси. Шум винтов стал почти неощутим, двигатели работают на минимальном режиме. Высотомер показывает 150 метров по давлению QNH. Валерий следит за приборами, Сергей держит штурвал в готовности в любой момент выровнять самолёт. Наконец пролетаем над автотрассой между Ивановской и Новомышастовской, на горизонте показались горы. Сергей доворачивает вправо.

- Багдасаров-Вышка, 1108, шасси выпущены, закрылки выпущены, к посадке готов
- 1108, посадку ВПП 27 разрешаю!

Внизу степной пейзаж сменяет лесной массив, похоже на какой-то заповедник, явно не обычный дендрарий. В переднее стекло кабины видно как впереди по курсу лежит асфальтовая полоса. Еще ниже. Проносимся над речкой Кубань, дома какого-то хутора, снова речка, опять берег. Сергей отдает штурвал от себя, потом резко берет на себя и… Легкий толчок, мы сели!

- Реверс
- Есть

Валерий переключает какие-то тумблеры и добавляет газу. Снова слышится вой винтов. Самолет с каждой секундой замедляет скорость. Поворачиваем на рулёжку.

- 1108, посадка
- 1108, посадка в 29 минут, освобождение вправо по РД, стоянка 10
504
Старожил форума
28.07.2016 10:42
Ну, для прямого крыла и креном, и курсом поправлять не грех. А для стреловидного как-то не комильфо креном прикрываться. Разница в подъемной стле на наветренном и подветренном полукрыльях большая... Угол по курсу на снос не так трудно подобрать. Особенно когда на глиссаде висишь больше минуты. Креном рекомендуют на тот случай, когда шасси боковые нагрузки плохо держат.
Для 172-й 70узлов не многовато? По закрылкам близко, сажать муторно (висит долго), садиться-то все равно на почти 40узлах...



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru