Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Регулировка яркости подсветки

 ↓ ВНИЗ

Приборостроитель
18.09.2008 17:38
Коллеги, подскажите, как на разных типах ВС (в первую очередь отечественных с электромеханическими приборами) регулируются яркость подсветки шкал и яркость ламп на панелях сигнализации. Какие особенности есть у знакомых вам типов?

- Подсветка и лампы сигнализации регулируются независимо, или одной общей ручкой?
- Яркость сигнализации регулируется плавно, или только переключается день/ночь?
- При какой освещённости вы обычно включаете подсветку шкал (или держите её включённой даже днём?)
- Часто ли вы подстраиваете яркость шкал, ламп сигнализации и экранов приборов с ЖКИ? Регулярно при изменении освещённости, или только когда уже слепит / ничего не видно?
Радиолюбитель-2
18.09.2008 18:02
Я бы решил вопрос регулировки яркости подсветки, путем введения в схему питания ламп регулятора напряжения на транзисторе. n-p-n. Вход 24в (плюс) на "коллектор" транзистора. С коллектора на "базу", кинут резистор смещения. В точке "база-резистор" на общий провод, установлен потенциометр. С "эмиттера" снимаем напругу накальных цепей ламп. Все. Очень просто и сердито. Управление яркостью осуществляется потенциометром. "Крутилка", навроде регулятора громкости. А зачем городить сложные конструкции?
Светодиодные подсветки (на современных сверхярких светодиодах) регулировке яркости не поддаются, поскольку имеется некий "триггерный" эффект - порог зажигания. Можно даже установить переключатель с зависимой фиксацией (типа П-2К) "День/ночь".
В первом случае яркость ламп будет максимальной, во втором немного "тише".
Радиолюбитель, Вам на Паяльник .ру
18.09.2008 18:03
.
18.09.2008 18:04
Довольно мощный транзюк придётся ставить, да и радиатор тож немаленький :)))))
Приборостроитель
18.09.2008 18:11
Если делать всё на светодиодах, то они прекрасно регулируются ШИМом. Транзюк по-прежнему нужен мощный, а радиатор можно сделать поменьше:). Вероятно, и лампы накаливания можно регулировать таким способом.

Но вопрос был не совсем про это. Как это надо делать на современной технике - примерно понятно. Вопрос был к эксплуатантам техники предыдущего поколения: как это сделано на ваших "кормильцах", и как вы этим пользуетесь?
ПАН ПАКС
18.09.2008 18:13
Хотя на паяльнике Вас тоже засмеют с вашими n-p-n.
На улице 21 век: ШИМ-контроллер и полевик.
Радиолюбитель-2
18.09.2008 18:28
Да зачем городить импульсную схему-то?
Управляться-то ШИМ контроллер надеюсь не потенциометром будет?
ЗЫ: На ТУшке 154 потенциометр.
ПАН ПАКС
18.09.2008 18:44
Одним транзюком не справишься (даже составным) ваши лампочки регулировать, а батарею радиаторов "городить" экономически не выгодно.Дешевле ШИМ микросхема с минимальной обвязкой и полевик (можно и без радиатора или с минимальным).Займет объем в несколько раз меньше, да и легче.
ПАН ПАКС
18.09.2008 18:52
(даже составным) кстати, это в Вашем случае....Одним переменником мощный транзистор не раскачаешь.....
ДоктОр
18.09.2008 20:21
А проще, как делали наши отцы, поставить за головой пилота красную лампадку, а стрелки и шкалы покрасить люминофором. Одну лампадку регулировать проще.
Приборостроитель
18.09.2008 21:01
У отцов были и похлеще варианты - с самосветящимися красками на основе радиоактивных солей. Только эдак можно ненароком лишиться возможности быть отцом:)
Приборостроитель
18.09.2008 21:16
Ежели кто из летающей братии зайдёт на ветку - напишите, как это устроено на вашем типе (см. 4 вопроса в начале ветки). Для вас же стараемся:)
ДоктОр
18.09.2008 21:26
Приборостроитель: но не лишились ведь
Радиолюбитель-2
18.09.2008 22:08
А зачем там мощный транзистор?
Можно сделать с дополнительным транзюком в базе.
Не КТ825Д же там нужен?
У ШИМ-модуляторов есть один минус: много деталей в обвязке.
Да и питание стабилизировать нужно будет.
"Коротышей" по стоковой цепи полевики сильно боятся.
Много в обвязке??? Вам на Паяльник.Ру
18.09.2008 22:14
паяльник ру
18.09.2008 23:55
проще всего поставить ЛАТР и нихера не паять. паять вредно -пары свинца канцероген
Gromozeko
19.09.2008 00:34
Мы фитиль крутим - больше/меньше. Но когда сильно выкрутишь коптить начинает и стекло треснуть может. При ночных полетах согласно НПП - фитиль до минимума и еще красный абажур надеваем
Приборостроитель
19.09.2008 01:27
Дык, фитилей то у вас сколько - один, два или больше? И как вы их по вечерам крутите - ежеминутно вслеж за солнышком, или только когда в потёмках головой о притолоку шандарахнетесь?
Dysindich
19.09.2008 02:02
To Приборостроитель:

"...Ежели кто из летающей братии зайдёт на ветку - напишите, как это устроено на вашем типе (см. 4 вопроса в начале ветки). Для вас же стараемся:)..."
Возник случайный вопрос: почему вас интересуют "самолеты предыдущего поколения"? Непонятно направление Вашего старания для нас... Если Вам известно, как это нужно делать на современных самолетах, то так и делайте. А то даже там, где предусмотрена АРЯ и установлены датчики сама схема не реализована.
По теме: сигнализация и подсветка приборов должны быть разнесены, что вобщем-то и сделано. Регулировка яркости сигнализации должна иметь блокировку от "нулевого свечения" (ясный сокол не должен иметь возможности вывернуть ее полностью).
В цепях регулировки яркости не должно применять графитовых потенциометров (очень негативно на зрении сказывается мигание оборудования в ночных условиях). Иногда потенциометр встраивают в "неразборный пульт" (в ведомственных интересах неподлежащий разборке) и техсостав не имеет возможности заменить только потенциометр, так и гробим зрение пока весь пульт целиком не получим новый (ремонтопригодность у нас пока хромает.
В полете подсветкой пилоты пользуются по разному:
-молодые более радикально им про глаза думать еще рано,
-кто постарше более беоежливо , часто полет проходит через заход-восход, резко меняются условия освещенности, поэтому приходится дорегулировать.Лично я даже днем оставляю минимальную подсветку. Кто-то считает, что это излишне...
Очень плохо решен вопрос с индивидуальным освещением рабочих мест, а писать пилоту приходится немало - садится зрение (и уж совсем не следует применять для этих целей архаичные лампы накаливания с внешней линзой) через непродолжительное время происходит выгорание внутренностей, лампа болтается внутри внефокуса, хорошо греет и вроде, как светится, но не светит нихрена. А вот попробуйте заменить (не лампу конечно - выгоревший плафон), и где его взять?
Удручающе действует на нервы смешение типов индикации светодиодной и ламп накаливания в одной индикационной плоскости. Особенно, когда не решен вопрос нормальной стабилизации напряжения на светодиодах или недостаточно учтено их повышенное быстродействие (спираль лампы сама по себе в какой-то мере гасит пульсации).
Короче, если серьезно подойти к вопросу освещения, подсветки и сигнализации, то можно солидно облегчить труд пилотягам.
Приборостроитель
19.09.2008 02:24
Dysindich, спасибо. Предыдущее поколение интересует, потому что наше оборудование ставится и на старые типы тоже, и хочется, чтобы оно вело себя в кабине "естественно".
Если не секрет, на чём летаете? Яркость сигнализации тоже подстраиваете при смене освещённости, или у вас нет на ней плавной регулировки?
А чем раздражает смешение светодиодов и ламп накаливания, помимо пульсаций? По-разному меняется яркость при регулировке?
Dysindich
19.09.2008 02:54
To Приборостроитель:
Что касается регулировки яркости сигнализаторов, то приходилось эксплуатировать оба типа.
Принципиальной разници нет, но все же в ночных условиях бывает желание немного уменьшить яркость, но она уже на "ночи" и хотелось бы иметь дополнительную регулировку, хотя бы в небольшом диапазоне.
"...А чем раздражает смешение светодиодов и ламп накаливания, помимо пульсаций? По-разному меняется яркость при регулировке?..."
На этот вопрос затрудняюсь ответить членораздельно. Очевидно и это тоже, но думаю, основная причина в разной "природе" свечения (светодиод работает в граздо узком спектре, его свечение психофизиологически уже само по себе для человека "сигнализация"). Да и яркость меняется поразному , поскольку мерами по уравниванию динамических диапазонов ламп и светодиодов никто особенно не заморачивается.
Да и понятие "раздражает" не следует понимать так уж буквально, точнее будет выразится - утомляет, а через некоторое время включается защитная функция организма и он изменяет порог чувствительности на мигание, а вот это уже не гуд, поскольку часть важной информации появляется в виде текстовой на неосновном мониторе и в нормальных условиях четко фиксируется боковым зрением, а вот на фоне мигающей подсветки такой фиксации не происходит, приходится переводить взгляд, ухудшая параметры объема и распределения внимания. Еще хуже, когда не согласована яркость всех подсветок в кабине. Например:
-основные дисплеи отрегулированы "правильно", а дополнительная подсветка немного выше оптимальной, но понизить ее уже нельзя - она на минимуме. Но это я уже пошел по кругу...:-))) Все мои замечания относятся к Туполевским машинам, в основном к последним.
Приборостроитель
19.09.2008 15:10
Dysindich, спасибо ещё раз. Если не надоел, ещё один вопрос: яркость экранов при смене освещённости тоже регулируете много раз по чуть-чуть, или у вас они сами подстраиваются по датчику освещённости?
Dysindich
19.09.2008 16:02
"...яркость экранов при смене освещённости тоже регулируете много раз по чуть-чуть, или у вас они сами подстраиваются по датчику освещённости?..."
Датчики, как я уже писал, предусмотрены и даже установлены, но - не задействованы.
Правда с заменой дисплеев на ЖКИ, проблемы с очень хреновой считываемостью информации при сильном наружнем освещении снялись и сейчас особых претензий к регулировке яркости мониторов нет. Раньше же, практически было два режима:
-ночью - полностью выкручено,
-днем -полностью на максимум (и максимума часто не хватало).
Такая "мелочь" могла создать серьезную проблему в безопасности особенно, когда вокруг снежный покров и ясный, солнечный день. Частенько вместо информации можно было наблюдать ослепительное отражение собственной белой рубашки на чудесном антибликовом покрытии монитора.
С новыми мониторами необходимости подрегулировок по чуть-чуть не возникает. (почти не возникает, но это нормально и создать идеальное устройство невозможно в принципе, слишком широк диапазон эксплуатационных условий).



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru