Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

МИ-4..

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..8910..2223

semen
Старожил форума
19.01.2013 14:43
SERDG:
В общаге под кроватью и член моржовый валялся и ус кмта и бивень мамонта и тротиловая шашка и камни драгоценные различных размеров, куда всё подевалось?все от Ми-4
mi4_35
Старожил форума
19.01.2013 16:05
60е года, Около Оссоры на Камчатке сел и перевернулся Ан-2. На той сопке уже лежал один Ан-2, правда не перевернутый, и вот, туда же попал второй и перевернулся. Метрах в 15 от первого. Людей вывезли, прилетела комиссия, председатель комиссии Дрызгалович - главный инженер группы и мне нужно их завезти на сопочку.
Говорю - они на склоне, значит буду подходить и зависать боком, люди вылезут и пусть сидят у колеса, я отхожу – потом можно ходить, а то порублю винтом. И так же назад. Но инженер - никакой самодеятельности, лети вверх на плато, всего метров 200 от самолета, высаживай, мы сами дойдём до машины, а часа через два-три придешь за нами.
Хорошо, всех высадил на плато и улетели в Оссору.
Через пару часов подходим – все кучно ждут, молодцы, быстро погрузились, подходит председатель, говорит: - мы так и не смогли спуститься к самолету, везде обрывы.
Вези, как ты хотел раньше. Ну что, вывезли, потом, через пару часов, всех забрали. Инженер оставил у нас в фюзеляже снятый с самолета приёмник УС-9, до сих пор где-то в гараже лежит.
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 17:23
semen:
Ус китовый тоже был, даже не помню, куда дел.
А вот камни, обработанные, довёз-таки до материка.Правда уже осталась одна треть от того, что было.Мы тогда с геологами плотно работали."Бомбочки" по сопкам копытили, возили халцедоны, оникс, агаты с Кремянки.Сдаёшь им бомбочку, они её распиливают, шлифуют, половину мне, половину себе.А там внутри аметисты, морионы и прочая красота.Халцедоны с вкраплениями агатов и оникса в местном магазине принимали по 2р за кг.Потом отправляли в Питер на ювелирную фабрику.А мы их на речке сапогами пинали.При нашей зарплате неохота возиться было.
RAS
Старожил форума
19.01.2013 17:30
Оссора, как давно это было...
В 88м был там студентом в стойотряде..
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 17:42
http://www.odnoklassniki.ru/pr ...
Супер фотка от нашего коллеги.
Viktor49A
Старожил форума
19.01.2013 17:42
УС-9 хороший приемничек, надо отметить.
И вот о чем навеяло, упоминание об аппарате =:)

Мне наши ребята с базы ЭРТОС, подарили списанную "Волну-К" - огромный и тяжелый "всеволновый аппарат" - дай Бог им здоровья ! Они же подкинули комплект ламп поновее, а я - устроил чистку приемнику привезенному из глубинки, и зас_анному напрочь - и внутри и снаружи.

Он с десяток лет стоял себе на своем законном месте - на табуретке в углу комнаты, и тихо скрежетал залетавшими в него разрядами, иногда выдыхая шумным дыханием эфира - уволенный на пенсию, как и человек, простой авиационный приёмник.
Так вот, этот старенький приёмничек подсказывал мне своевременно, какая фактическая и прогнозируемая погода в регионе куда я "навострил лыжи" в командировку, и я, соответствующим образом экипировался.

Потом, пришло время освободить и этот "законный угол". А "светила ему" кладовка в лучшем случае, да увидел старший братишка - водитель междугороднего автобуса, и увез "Волну" в Усть-Каменогорск. Где послужил исправно ещё немало лет, старый, но надежный аппарат новому хозяину, уже стоя в гараже и с нетерпением дожидаясь скрежета в замочной скважине.
Потом, он терпеливо ждал щелчка выключателем, и постоянно подключенный параллельно осветительной лампочке гаража, приветственно вспыхивал своей огромной шкалой настройки хозяину, бодро рапортуя ему, об обстановке на полях и регионах СССР пока хозяин ковырялся в своей "одиннадцатой Жиге".

Все никак не спрошу брата - "уволил ли" он наконец, старика, выкинув на помойку, или тот по прежнему стоит тихонько в отведенном ему месте, и продолжает служить, создавая хорошее настроение, напоминая ушедшие годы иногда звучащей мелодией из нашего общего прошлого....
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 17:49
Виноват, не так ссылку дал.
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 18:04
Пробую ещё раз.
http://www.odnoklassniki.ru/pr ...
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 18:08
О Получилось.Это альбом нашего коллеги из Сеймчана.
Там есть интересные фото МИ-4.
mi4_35
Старожил форума
19.01.2013 23:42
Медведи:
Сели на горушку зачем-то, ребята увидели из-под сланика пар. Тащат палку, говорю: – не трогайте его, пусть спит спокойно, там нет ни жиру и ни шкуры .

Прилетели на участок для работы и в средине его выгрузили 4 бочки бензина. Работаем, бензин кончается, пождлетели заправиться, а сесть нельзя, видим там питаются ягодой три медведя. Кое-как отогнал, сели. Оператор хватает карабин и бежать. Я ему: - куда ты? Не успеешь перезарядить, он уже будет на тебе и ням ням.

Пошли как то на работу два геолога, муж и жена. Было время, когда забирали оружие даже у геологов. А тут медведь, схватил жну и стал мять. Муж быстро в деревню, там охотники, прибежали, никого уже нет. Стали искать и под кучей хвороста увидели жену, была живая.

Пошли два москвича за водкой 7 ноября в геологической партии на Харпичикане. Там идти то всего 160 км по тракторной дороге. Через 60 км их поймала медведица шатун, обоих сожрала. Мне пришлось возить охотников. Прилетели, а медведица ждёт ещё. Застрелили и нашли обглоданные кости геологов. Забрали их и медведицу и отвезли к ним в партию.

Обычно шатуны к декабрю уже все дохнут от голода, для них в тайге нечего есть, а безоружный человек для медведя самая лёгкая добыча. А медведь, если раненый или не нагулял жир не ляжет.

В лесочке около Алдана две воспитательницы вели детей на прогулку. Положено было - одна впереди другая сзади, а они обе впереди идут и разговаривают. Один ребёнок немного отстал, выскочила росомаха и перекусила ему шейку.
mi4_35
Старожил форума
20.01.2013 13:53
Прилетели в Николаевск на Амуре зачем-то.
Проходит нач. аэропорта: - летите на остров Большой Шантар по санзаданию. И приехал с ним нач.санавиации Николаевска.
Да без проблем, только обледенение, нужен спирт. Начпорта - полетите без спирта. И ушёл. Начальник санавиации: - что делать? Говорю, без спирта можем и не долететь, все ж 100 км над морем, иди и звони 1 секретарю горкома и объясняй ситуацию. Минут через двадцать пришёл злой нач. аэропорта: - идите, получайте спирт на склад. Пошли с бм и техником, получили 63 литра в канистры. Нач санавиации услышал, что лететь почти 100км. морем говорит: - летите сами, а я вас буду встречать с машиной. Ну баба с воза – кобыла в курсе дела, прилетели, подъехали моряки на старом Газ-63, стоят, мнутся, - у нас праздник и т.д., если можно то выручите? Говорю б\м - выручай. Несите тару. Обрадовались и притащили красной меди чайник литров на 15-20, я такого больше не видел. Ещё они там ловили петлями лисиц, притащили 4 мерзлых лисы.
Я подвожу к теме - а где больной? Показывают, вон бежит внизу. Смотрю, бежит дембель, с собой тащит чемодан - ровно 1 кубометр, 1х1х1 метр. Врача в этот момент у них небыло, а в санзадании написано - проникающее ранение глаза с возможным заражением головного мозга. А глаз у него просто красный, ни повязок - ни чего. Спрашиваю, что случилось то?
Рассказывает, провинился, командиры и оставили его на чуть-чуть, до того, как пароход уйдет, а следующий – через год, а у него дембель. Он узнал что из врачей нет никого и инсцинировал ранение. Нам, говорю, всё равно, полетели. Пришли в Николаевск - и никого нет. Больной спрашивает что делать? А мы уже стали закрывать машину, а ему говорю - вон аэропорт иди туда и жди. Приехал через время нач.санавиации: - где больной? Вон аэропорт иди там ищи, и он ушёл больше, его я не видел.

Viktor49A
Старожил форума
20.01.2013 17:24
С удовольствием читаю ваши рассказы, Ветераны.
И особое спасибо Вадиму Федоровичу.
FAZa
Старожил форума
20.01.2013 21:52
Про медведЕй - по Сибири, когда медведь человека помял, говорят "ожабил"
navigatordor
Старожил форума
20.01.2013 22:40
74-год-Нижнеудинск .Мухик в кожаном пальто прогуливается по порту вокруг вертолетной АЭ.Бросил я вэгляд-что-то знакомое.Захожу в эскадрилью-навстречу мужичок небольшенький выбегает-"здрасте-здрасте" и выскочил на улицу.В АЭ комэска и говорит: завтра где работаете? Мы-"в р-не Покровского"(золотой прииск артели"Бирюса")-Завезете ВысоцкогоВ.С.и его друга Туманова на прииск.Отработаете две заправки (это на геофизике с бочкой по умеренному рельефу-прим.2 по3-30 ) и заберете их на базу.Кое-как отбрыкались.В результате-сам комзска(Москвитин)отвез их "по тренировке" А по итогам той творческой "командировки" Высоцкий написал кучу песен про старателей(правда, ни одной-про вертолетчиков не слышал).Вот так и не состоялось наше знакомство с будущей "легендой".Работа была на первом месте!
navigatordor
Старожил форума
20.01.2013 22:40
74-год-Нижнеудинск .Мухик в кожаном пальто прогуливается по порту вокруг вертолетной АЭ.Бросил я вэгляд-что-то знакомое.Захожу в эскадрилью-навстречу мужичок небольшенький выбегает-"здрасте-здрасте" и выскочил на улицу.В АЭ комэска и говорит: завтра где работаете? Мы-"в р-не Покровского"(золотой прииск артели"Бирюса")-Завезете ВысоцкогоВ.С.и его друга Туманова на прииск.Отработаете две заправки (это на геофизике с бочкой по умеренному рельефу-прим.2 по3-30 ) и заберете их на базу.Кое-как отбрыкались.В результате-сам комзска(Москвитин)отвез их "по тренировке" А по итогам той творческой "командировки" Высоцкий написал кучу песен про старателей(правда, ни одной-про вертолетчиков не слышал).Вот так и не состоялось наше знакомство с будущей "легендой".Работа была на первом месте!
navigatordor
Старожил форума
20.01.2013 22:40
74-год-Нижнеудинск .Мухик в кожаном пальто прогуливается по порту вокруг вертолетной АЭ.Бросил я вэгляд-что-то знакомое.Захожу в эскадрилью-навстречу мужичок небольшенький выбегает-"здрасте-здрасте" и выскочил на улицу.В АЭ комэска и говорит: завтра где работаете? Мы-"в р-не Покровского"(золотой прииск артели"Бирюса")-Завезете ВысоцкогоВ.С.и его друга Туманова на прииск.Отработаете две заправки (это на геофизике с бочкой по умеренному рельефу-прим.2 по3-30 ) и заберете их на базу.Кое-как отбрыкались.В результате-сам комзска(Москвитин)отвез их "по тренировке" А по итогам той творческой "командировки" Высоцкий написал кучу песен про старателей(правда, ни одной-про вертолетчиков не слышал).Вот так и не состоялось наше знакомство с будущей "легендой".Работа была на первом месте!
mi4_35
Старожил форума
21.01.2013 00:30
Еще про те же острова:

1978 год, работали на поисковой съёмке, обрабатывали мыс Врангеля, острова Большой Шантар и Феклистова. Базировались на острове Большой Шантар. Поселок на острове домов 20, но все брошены . Есть метеостанция - 4 человека и на севере Шантара моряки пограничники (помните санзадание?).
Сели на берег Охотского моря на дозаправку, а вокруг валяется очень много оленьих рогов. Штурман, Коля Багаев, натаскал в фюзеляж целую кучу, аж не пройти. Ну и перед взлетом залез на свое место, запускаемся. Бортмеханик заглянул внутрь, покривился, залез, выкинул все рога и закрыл дверь.
Коля потом очень ругался, но было уже поздно.
А потом сидели пол месяца без погоды и без еды. Правда ловили рыбу: утром уха, в обед рыба жареная и вечером варёная и так каждый день.
Туман, да и весь бензин выработали.

На острове американцы сделали на берегу Охотского моря склад с железной крышей. Ночью проснулся в посёлке от грохота, выяснилось, подплыл сейнер и морячки стали срывать железо с крыши и уносить на сейнер.

Появилась погода, топлива осталось только напрямую до Чумикана, там бензин, но лёту туда 140 км. Летим. Вода в мелких ледышках и берегов невидно. Иду на 10-15 метрах, техники просят: - Фёдорович, поднимись хоть немного. Интересуюсь, зачем? Говорю, если отказ – то тырк и все, а с 3000 метров ещё минут пять-десять будешь мучиться.

И вот в этом складе были американские бензиновые электростанции. Вещь в хозяйстве нужная. И вот, один наш экипаж несколько штук погрузил и отвез в ХБР.
Их кто-то заложил, вызвали их в милицию, сказали или в кутузку, или всё на место за свой счет. Вот так.
И вот обратно везти надо из ХБР до Николаевска самолётом, потом они нанимали и платили за сейнер, но все вернули на место.
FAZa
Старожил форума
21.01.2013 12:03
в 1974 году стою на "выпуске", в руках пара сменных кассет воздушного фильтра. Только собрался отходить - командир кивнул и дверь закрыл, как смотрю, справа что-то "высунулось". Глянул, мать чесная - правые подкосы отсоединились, фильтры сами собой выпали из рук, растерялся, не знаю что экипажу показывать - выключаться нельзя, а что "льзя" - не знаю. Машу руками, второй вначале в блистер глянул, ничего не понял, но потом стал смотреть куда я бегу, аж вылез весь... Не знаю, что он командиру сказал, тот открыл свою дверь, мне кричит "что делать будем?" Говорю - давай я вам покрышек насую под брюхо, а вы подержите режим. Стал колёса собирать, тут мою суету заметил ещё один техник, подбежал, стали вдвоём таскать... Подложили, показываю "тушите", машина осаживается на правый бок, у меня в ногах дребезг... Тут лопасти к земле пошли, уже на выбеге, товарищ берёт её, чтобы по земле не шоркнула и "несёт" до балки, я тоже стал делать. Остановились - под законцовку тоже шину подложили. Тут народ подбежал, с ПДСП подъехал РП и спрашивает "живые есть?" Кто-то его глубоко послал, экипаж и пассажир вылезли через правую пилотскую... Бортмеханик вытащил бортжурнал и отдал мне, но тут старый техник забрал его у меня и забросил в вертолёт - "документация должна гореть с матчастью!"...Но гореть ничего не могло, да и пожарные приехали, но, больше, чтобы охранять. Опытные техники повели меня "снимать стресс" в лесок... Оказалось, что разрушение произошло по усталостным характеристикам, по внутренней части трубы. Позже я привёз с Омского ремзавода эти подкосы и машину за неделю восстановили. Борт 38238
Viktor49A
Старожил форума
21.01.2013 12:52
Мдааа, ситуация ! И "льзя нельзя и нельзя нельзя":)

У нас передняя стойка вдруг стала травиться после заруливания на стоянку, на точке, в Шевченко. Садился и рулил я, и чувствую, что морда вперед и влево проседает, а "начинающий бортач" ещё не успел выскочить. Я переместился чуток в сторону - та же картина. Тут молодой бортмеханик подбежал уже - машет руками и крест показывает. Я только шаг начал потихоньку опускать, он опять крест руками показывает и на переднюю правую ногу тычет. Командир взял управление и мне говорит: иди вниз. Наверно стойка травит. Я подержу на весу, а вы что-нибудь найдите.

Вылез и я, пошел вперед и подтвердил кивком командиру, показав на стойку и поджимая ладони друг к другу ладони.
Он кивнул в ответ, и приподнял морду шагом. Мы дёрнули с бортачом и подошедшим авиатехником по стоянкам - искать что-нибудь. Нашли бочку-двухсотку. Прикинули - должна подойти. Прикатили её к вертушке и я говорю мужикам: давайте найдем доски и старую покрышку. И помягшэ будет садить морду на бочку и вдруг маловато будет.

Меня "послали конечно", но ушли оба. Пока ходили, командир - смотрит на меня, а я "взял в руки воображаемый шаг" и показываю - "держим пока так же" !
С подошедшими ребятами поставили на попа бочку, подкантовали рядом со стойкой, подложили разрезанную повдоль покрышку, и я показываю командиру медленно опуская "виртуальный шаг".

Мы стояли на грунте и бочку немного осадило в землю. Тогда подложили кусок доски и я уже "как бы педалями" показываю командиру: "дай чуток правой ножки", держа левой рукой "виртуальный шаг на весу".
Он - подвернул трохи и мы, переглянувшись все трое машем командиру: опускай понемногу ! Оказалось - в самый раз =:) Мужики сделали всё что надо было, накачали стойку, и назавтра снова пошли работать.
mi4_35
Старожил форума
21.01.2013 21:36
У нас было много раз, после выключения трансмиссии машина давала крен: или с одного бока грунт мягче, или ямка образовалась, или б\м плохо проверил ломом лёд. Причин много, но раскручивать без запаса нельзя: вдруг ещё больше провалится? Побьешь лопасти. А как с большим креном раскручивать? Можно и перевернуться.
Значит нужно перед раскруткой машину выравнивать. Копали ямы, но раза четыре, за все мои полеты, бортмеханик спускал одну стойку, машина выравнивалась и раскручивай.
А раскрутил - то делай что хочешь, на базе ребята накачают.
Правда при посадке нужно подкладывать что-нибудь под одну сторону, но на базе это уже не проблема.
Sibsolver
Старожил форума
22.01.2013 12:54
"SERDG:

А вот камни, обработанные, довёз-таки до материка.Правда уже осталась одна треть от того, что было.Мы тогда с геологами плотно работали."Бомбочки" по сопкам копытили"

Вообще в геологическом музее в Иркутске я этого насмотрелся. Эти пиленные "бомбочки" называются Жеодами. А до этого и вправду ногами пинал, идиот...
mi4_35
Старожил форума
22.01.2013 14:14
1962 год, пришёл на работу за день до конца отпуска, т.е. 3 марта, встретил меня КО и говорит: - завтра лети работать на Сахалин в Рыбновск для геологов-нефтяников. Собирай экипаж, документы и пр. 4 марта прихожу, всё готово, вылетели.
Начали работать. Нужно возить людей на профиля в Татарском проливе, много людей. Сначала брали по 15 человек, но день короткий, а работы у них много. Стал возить по 30-35 человек. Работа у них пошла, стали успевать. Работаем и все довольны - все смеются. Поехал с Сахалина начальник геологоразведочной конторы Ежов в отпуск на материк, а у него в ХБР друг - начальник ПАНХ управления Шевченко. Сели в ресторане, выпили, закусили, и Ежов говорит своему другу: - вот нам прислали лётчика хорошего, грузит по 30 человек и работа у нас хорошо идёт, много успеваем за день.
Цепочка заработала - естественно Шевченко на следующий день звонит моему КО Красовскому: - вот лётчика прислали, грузит по 30 человек, а то их, cахалинский КВ Боровский по 600 кг и не больше. КО вызывает моего КЭ Семёнова: - кто работает на Сахалине у тебя? Он: - ГВФ работает (Гуторов Вадим Федорович). - Дак лети и разберись, есть сигнал, грузит по 30 человек.
Полетел КЭ, долетел только до Николаевска, а там даёт мне РД прилететь за ним. Прилетели, забрали, он мне: - есть сигнал, что ты нарушаешь. Говорю: - буду землю грызть - больше 16 человек не брал, проверяйте барограммы, опрашивайте экипаж. Семёнов меня конечно поругал и мы его отвезли опять в Николаевск. Собрал всех начальников партий и говорю: - шабаш, вожу только по 16 человек. День работаю по 16 человек, бичевня начали меня спрашивать, почему так?
Говорю, стуканули меня, и мне запретили нарушать.
Но на следующий день не выдержал и стал работать как прежде, по 30, но больше, почему то, никто не закладывал.
Отлетал саннорму и улетел в ХБР, на моё место прилетел кв Арсененков.
Там был один фокус, когда заказчик узнал, как я работаю, то мне стали давать пачку, штук сто или более заявок подписанных о выполнении работы, т.е. авансом. И дали после меня Арсененкову авансом, а он работал как Боровский, а заявки то уже подписаны.
И были неприятности у командования и с ГРК, был шум, но по закону геологи ничего не могли сделать.
И после отдыха меня опять направили туда.
Там проработал 3 месяца, потом отозвали и направили в Зею, там Ваня Титов сломал лопасти и надо было ему завезти их (про это уже писал выше).
Потом, без захода в ХБР отправили в Алдан, там проработал наверное год.
А уж потом меня вызвал в управление замполит Катерный, точнее через него меня вызвал КОО Камчатки Ксендзов и предложили ехать к нему на должность КЭ вертолётов.
Кто ему меня посоветовал – не знаю.
Я согласился и в 1964 году в феврале уехали с женой в Петропавловск.
mi4_35
Старожил форума
23.01.2013 22:36
не дадим ветке засохнуть

Приехал с женой 29 февраля 1964 года на Камчатку и поселили нас в гостинице в аэропорту Елизово. После выходных переехали в Халактырку, поселились в квартире у пилота Ли-2 по фамилии Чех. Сосед был КС Ли-2 Сашка Лукашенко. Пошёл знакомиться с людьми в отряд. КО Исаев - на вертолётах не летал, летал на Ан-2, КОО тоже не летал и находился за 35 км в Елизово и летал на Ли-2.
По вертолетам в Халактырке в эскадрильи увидел старого КЭ Домарова, его за что-то перевели в пилоты-инструктора, замком АЭ Юрия Замулу (сейчас он живет в Белоруссии, мы на связи), человек 4-5 командиров и столько же вторых и механиков. Остальной ИТР за полосой в АТБ. Ну и штук 5 вертолетов Ми-4, один или два Ми-1.
Ми-1 как то очень быстро у нас забрали, поставили на пароход и увезли, но чувствовалось, что вертолетный транспорт будет очень востребован на Камчатке.
Камчатка 1964 года - это край бездорожья, глухомань, совершенно не обжит.
Вертолет там крайне необходим. Это вся геология, поисковики рыбаки, вулканологи, ну и конечно санитарная авиация. О, голосование оленеводов забыл, тоже важно.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
И строчку песни Хиля у нас пели – «Только вертолетом можно долететь» Район работы почти от Анадыря и до мыса Лопатки на юге Камчатки.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Поэтому первой своей задачей поставил – подготовку летного состава для ввода в строй КВ.
Из училищ поступали молодые 2е пилоты и эскадрилья стала быстро расти.
Ну а мне и заму нужно было быть везде: это провозки, проверки, тренировки и прочее, короче другой раз и некогда было дыхнуть спокойно.
Управление давало нам новые машины, их доставляли на пароходах и собирали здесь в Халактырке.
Ходил с жалобами на нехватку штатных инструкторов, уже было 20-25 рядовых, около 20 машин, мы вдвоём не успевали: и вводить и проверять и т.д. У меня оплачиваемый налёт был 35 часов, а приходилось летать и по сто часов, почти бесплатно, надеялся со временем будет работы меньше, но не получалось.
На 25 экипажей налет у нас в эскадрильи составил 1642 часа в месяц при саннорме в 80 часов, это очень мощный показатель.
Инструкторов не хватало и в управлении мне разрешили самому тренировать и использовать своих инструкторов из наиболее подготовленных КВ.
Сначала более опытного КВ, кандидата в инструктора, садил в правую чашку и тренировал его как внештатного инструктора. Потом кандидата на ввод в строй садил на левую чушку, в правую садил оттренированного. Если штатному инструктору платили за 50 часов и оклад повыше, то внештатному рядовому платили весь налёт, это и 80 и100 часов.
И так они летали 100 часов, потом ввод в строй 35 часов – это уже мы с Замулой занимались, и заключительную проверку и допуск на простые площадки. По мере опыта давал полёты сложнее и сложнее, и пошёл, один быстрее, второй дольше и т.д. А потом часов 200-300 следил как работают, часто проверял в производственной работе. Ну а налетал 1000 часов можно и самого тренировать на внештатного инструктора слева и справа. Так и было.
И году в 1968м спустили штаты на три эскадрильи, я быстро разделился на три, назначил или посоветовал назначить командиров АЭ и их замов. И стало как-то спокойнее.
Жили мы уже за полосой, в одном из трёх домиков, Исаеву дали квартиру в городе и мы переехали в его, двухкомнатную, где и прожили все 5 лет.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
(наш первый этаж, заносило полностью)
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Старый рыглан
Старожил форума
24.01.2013 01:56
Не давайте ветке засохнуть, интересно! Пишите еще. Нелегкий у вас труд был, конечно...
Viktor49A
Старожил форума
24.01.2013 07:43
Просто бесценные рассказы, Вадим Фёдорович.

Память будет выхватывать, оживая, все новые и новые эпизоды из Вашей жизни и накопившись, останется только связать их между собой и будет книга. Книга, которую станут читать и молодые ребята, ещё не знающие чего сами хотят, и прочувствуют загоревшись, романтику неба. Будут читать и те, кто уже закончил свой небесный путь и вспоминать своё, благодаря ассоциациям и аналогиям с вашими рассказами.
Но Ваша книга будет особенной, т.к. она расскажет заинтересованному и любознательному читателю, историю зарождения вертолетной авиации на Камчатке и самое глвное - о людях, которые её делали.

Ждем продолжения рассказов с интересом и искренним уважением.
flat
Старожил форума
24.01.2013 22:07
Вертолетчики ГВФ и ВВС не дайте ветке засохнуть.Иначе я начну печатать инструкцию по пользованию линейкой))))))
mi4_35
Старожил форума
24.01.2013 23:57
1968 год, подошёл день голосования кого-то в куда-то.
Сначала руководство обкома партии решило собрать всех оленеводов колхоза вместе с председателем Чифрановым на базе колхоза, на западном берегу, недалеко от Тегиля.
А стада разбросаны по 50-100 км друг от друга. Прилетели, председатель взял каюра, который знает дорогу, загрузил подарки и поехали собрать.
Как они ориентируются - я сам удивляюсь: совершенно без ориентирная местность, сплошной ровный снег, ни кустика, не речки, ну ничего, чтобы зацепиться глазом. А каюр залез в кабину вместо механика и чётко показывает вправо влево и точно выводит на одну юрту на сто километров, вот это ориентировка.
Прилетаем в стадо, председатель Чифранов, а он русский, определяет, кому лететь с нами, кому оставаться, дает в стадо ящик, в нем продукты разные, фарфоровые тарелки, даже мясорубка, показывал, как ей пользоваться местным (точно как в «Начальнике Чукотки»).
За несколько рейсов собрали человек 100, привезли на базу.
На этой базе установили киноаппарат и крутили фильмы. Здесь же мы привезли врачей, они занимались осмотром. Всех пересчитали. И всех развезли обратно по табунам.
Через несколько дней начались выборы. Пришли к нам в отряд человек пять обкомовцев, загрузили груз, устроились и поехали. Забрали с собой и председателя.
Табунов много, прилетели в первый. Собрали оленеводов, человек 10, прочитали лекцию, повесили портрет за кого голосовать, раздали каждому, даже ребёнку, по бутылке водки и бюллетеню, и подсунули урну для голосования. Естественно, они все побросали как нужно, проголосовали.
Чифранов во время голосования спросил, как мясорубка. Старший что-то сказал молодому парню, тот вышел и принёс тот ящик с мороза в юрту. Показал, а там всё лежит нетронутое.
Свернули портрет, загрузились и полетели в другое стадо. А время поджимает. И стали просто давать портрет и водку без лекции. И люди опускали в урну бюллетени.
Дальше дело пошло быстрее, даже портрет не показывали, пока летим, секретарь по списку определяет количество людей, готовит бутылки. Я сажусь, б\м открывает дверь, выгружает бутылки, закрывает дверь и полетели к другому стаду. А секретарь сворачивает бюллетени и кидает в урну. Вот такое голосование.
Старый рыглан
Старожил форума
25.01.2013 01:23
Ну, такое голосование В ПРИНЦИПЕ было тогда по всему СССР. Только без водки...
FAZa
Старожил форума
25.01.2013 06:43
В сентябре была работа - собирали детей со стойбищ в интернат коренных народов, в Сургут. Впервые столкнулся - прилетает борт, пилоты через левую пилотскую "выходят", открывается грузовая, вылетает б/м и за правое колесо... Потом выползают зелёные существа в малицах и резиновых сапогах... их грузят в "бобик" и увозят, а от вертолёта такой амбре!... Старшие товарищи научили - вызываю моечную машину, в левом блистере (перед дверью) грузовой кабины, была такая резиновая заглушка - извлекаю её и вставляю шланг. Водила даёт давление, шланг в свободном полёте орашает внутенности вертолёта. Через 15-20 минут - оконательный обмыв. Открываю грузовые створки и проветриваю. А ещё, с этих рейсов прилетали с разбитыми стёклами и простреляными фюзеляжами. Одному борту даже в лопасти дробью влепили - не все хотели детей отпускать... А однжды, семья посадила своё чадо, вроде спокойно, стали взлетать, отделяется какая-то баба и палкой тресь по блистеру...
Alex.R
Старожил форума
25.01.2013 07:41
Нашел в старых фотках - примерно 84-й год, Тяньшань, название реки не помню, вдоль всей реки пасеки, и туда летают Ми-4 возят мед вертолетами.

https://picasaweb.google.com/l ...

Alex.R
Старожил форума
25.01.2013 09:32
Кстати, мне кажется что эти места как раз Джунгарский Алатау но не уверен. Я пытался найти какие то концы - кто и когда там мед возил - но не сумел. Но мы сами там пешком ходили по пасекам и вертолеты видели и не раз.

Viktor49A
Старожил форума
25.01.2013 09:41
2Alex.R:
У нас в Алма-ате, в 84-м уже не было "Четверочек". Так что это скорей всего или "Киргизы" или Усть-Каманцы. Мы свои "Четверочки" передали в Шевченко, не то в 78м, не то в 79м
Alex.R
Старожил форума
25.01.2013 11:04
Мне кажется что это могло быть снято между 78-м и 82-м годами примерно. Точно уже не скажу. Даже скорее 78 - 79. Река рядом называлась Кок-Су (через перевал) а место где снимок - название не упомню, по моему, там рядом перевал Ала-Тау но не уверен.

Viktor49A
Старожил форума
25.01.2013 11:27
Если река Кок-су то это Талды-Курганская область и мы там работали на гравике. Специальных рейсов по вывозу меда не осуществлялось. Это могли быть эпизодические полеты к знакомым пасечникам, что имеет место и сегодня =:)
mi4_35
Старожил форума
25.01.2013 19:43
Виктор, у меня отец, Фёдор Андреевич Гуторов жил в Талды-Курганской области, станция Мулалы. Говорил там много Гуторовых было. Может знаете такую станцию?
Я сам там был 70 лет назад.
Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 08:19
Доброе утро всем !
Я вчера рано ушел с форума, поэтому прошу прощения что отвечаю только сегодня.

2mi4_35:
Да, Вадим Фёдорович, знаю такую станцию недалеко от Уш-тобе. Она за небольшим перевальчиком
в равнине, на север от Талды-Кургана. Этот район на север до побережья оз.Балшах и на восток до Андреевки - наша бывшая площадь Талды-Курганской "Противочумной станции".
Но там никогда не бывал, к сожалению, а пролетал мимо сотни раз.

http://photos.streamphoto.ru/e ...

Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 10:16
2Alex.R:
Кстати, на этой карте Вы найдете и р.Кок-су (восточней Талды-Кургана) и горы-перевалы.
"Кок-су" в переводе с казахского - зеленая или синяя вода.
mi4_35
Старожил форума
26.01.2013 11:42
Спасибо, Виктор. Посмотрел
mi4_35
Старожил форума
26.01.2013 11:55
1976 год, приехал на побывку из Киева мной брат, Володя и летал со мной.
Работали на съемке на берегу у залива Врангеля в Охотском море, конец маршрута приходился на берег моря. Мы закончили маршрут, разворачиваемся над морем на низкой высоте, смотрю, много больших и блестящих камней торчат из моря. Чуть снизился, прохожу над ними - оказалось, это около 20 китов. Наверное, мы их испугали, и они устроили бурю у берега. Грелись, отдыхали, а мы помешали.
Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 12:42
2mi4_35:

Многие села опустели, Вадим Фёдорович, в 90-х годах. Уезжали немцы, уезжали и русские - кому было куда или к кому ехать. А старики - оставались, особенно те, которые там прожили большую часть жизни. И не все дома, уезжавшие сумели продать - кто-то оставил все что не смог продать или увезти с собой. А опустевшие дома не спешили занимать и местные жители, самой жизнью перемещаемые ближе к "артериям жизни - автотрассам". Они, привычные к кочевому образу жизни и юрте, сворачивали свое разборное жилье и "подселялись" к строениям сёл образуя такой вот "архитектурный симбиоз" который всех устраивал.

Часто встречаю в интернете форумы односельчан, созданные молодыми наследниками переселенцев, разъехавшихся по всему свету. Набрал в поисковике "ст.Мулалы - я там жил" и выпало несколько ссылок, где упоминалось это название станции. А в одном даже в стихотворении было упомянуто.

http://www.myjulia.ru/article/60191

Знаменитый конструктор автомата Калашникова - Михаил Калашников упоминает те края с теплотой, т.к. там происходило его становление, начиная с соседней Мулалам, станции Матай.
Как он туда попал, тоже интересно и читая его записи, думаю, что многих коснулась, "та причина переезда" в казахстанские края.

http://lepsy.ucoz.kz/publ/stat ...

Отрывок из его воспоминаний: Так Михаил Калашников попал на станцию Матай. Вначале он работал в депо учётчиком, вступил в комсомол, и позднее — по направлению комсомольской организации депо — стал техническим секретарём в политотделе третьего отделения железной дороги. Приходилось ездить по всей округе: и в Мулалы, и в Уш-Тобе, и в Каратас, и в Акбалык, Арганаты, Киргитас и другие подразделения Турксиба. В Лепсах ему довелось побывать всего два-три раза. Это были служебные поездки и ничего примечательного, как отмечал позднее М.Т. Калашников, ему не запомнилось.
Кругом — степь, пески и солончаки… А по ней гонимые ветром скудные и неприкаянные шары перекати-поля — верблюжьей колючки, оторванной от своих корней… Всё здесь было иным, чем на родине. Казахские аулы, станции и разъезды, нанизанные словно бусинки на нитку Турксиба… Вовсе не «земля обетованная». Конечно, казахская степь — не сибирская тайга, но и всё же... Летом — зной, когда в полдень воздух становится тягучим, тяжёлым, колеблется и дрожит, как кисель. Спасительная прохлада — только у берегов речек и редких озер, которые не смогло иссушить палящее солнце. А то вдруг из степи прилетит буря, и тысячи, миллиарды песчинок будут слепить глаза. Зимой — снежные заносы, бураны, вьюги…
На новых станциях и полустанках, мимо которых шли и шли поезда, практически все были «пришлыми». Вся страна пришла в движение, сдвинулась с насиженных мест. Одних принуждали, другие – по разным причинам – ехали сами. В этом водовороте людских судеб можно было попытаться затеряться. Здесь никто не знал о «кулацких корнях» Калашникова. А кто и знал – не побежал бы в НКВД. Практически из-за спины на каждого дышало ещё совсем недавнее страшное прошлое: гражданская война, «голодный год», «раскулачивание», тяжкий труд при строительстве Турксиба. Эти края были лишены многого, без чего кажется немыслимой жизнь. Но было главное - здесь можно было уцелеть и работать.
Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 17:06
Кстати, Вадим Фёдорович, пусть Вадим зарегистрируется в Одноклассниках и в "Поиске" наберёт вашу фамилию. Я думаю Вы будете удивлены обилию имеющих такую же, а может-быть и найдете родственников-наследников односельчан отца.
mi4_35
Старожил форума
26.01.2013 17:10
Спасибо Виктор, да, спасибо интернету, многое можно найти

2RAS:

Оссора, как давно это было...
В 88м был там студентом в стойотряде..

Вот такую фотографию нашел
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 17:29
2mi4_35:
Даа, старые фотографии хранят историю терпеливо и молчаливо. Желтеют снимки, и темнеет бумага, а с них смотрят наши деды и прадеды совсем другим взглядом, наполненным чем-то, нам неизвестным. Наверно той эпохой - её событиями, а может-быть событиями в семье....

У меня - такие, хоть и малочисленные, снимки отца, деда и прадеда.
На этой - отец в верхнем ряду слева (от нас), служит на границе на Дальнем Востоке в начале 30-х, ещё не зная, что пройдет совсем немного времени и грянет Великая Отечественная и придется снова одевать шинель и брать оружие, а дома останутся трое пацанов 35го, 37го, и 40го г.р. Но ему - повезет, и он вернется живым и ещё "застрогает меня" в 49м :)

http://photos.streamphoto.ru/c ...
Viktor49A
Старожил форума
26.01.2013 17:56
А это - Карагужиха - глухое заготовительное село в Восточном Казахстане на границе с Алтайским краем. 56-й год. Отсюда я впервые полетел на пассажирском рейсовом вертолете
Ми-4 в Усть-Каменогорск. Жаль, что нет фотографии "Аэропорта" того времени.

http://photos.streamphoto.ru/c ...

Но вот тот же "Аэропорт" (четыре флажка и бревенчатая площадка под снегом) с.Карагужиха в 80-х и уже на Ми-2. Под снегом не видно бревенчатого настила вертолетной площадки. На него садился вертолет весной, т.к. вокруг была непролазная грязь.

http://photos.streamphoto.ru/6 ...
mi4_35
Старожил форума
27.01.2013 16:05
Расскажу, в каких условиях жили камчатские пилоты. Выполняя свою работу, мне нужно было куда-то вылетать и решил одновременно проверить второго пилота Игоря Железнова. Приходит Игорь на вылет и говорить, - лететь не могу.
Я ему – почему?
Рассказывает, вчера легли с женой спать и не слышали, как солдаты из воинской части, а она находилась в 500 метрах, пришли и украли документы и деньги.
Говорю, пошли и будем искать, я направо, ты налево, должны подбросить. Вскоре пришёл Игорь с пилотским, подбросили на завалинку их дома.

У меня дома сосед - Сашка Лукашенко, он летал на Ли-2 в Елизово. Ушёл в отпуск и попросил своего друга - Юру Чеха посмотреть квартиру, а иногда и переночевать.
Как-то Юра пришёл, открыл своим ключом дверь, а там солдат вытаскивает шмотки и передаёт другому в открытое окно. Юра этому солдату сделал замечание, что так делать нельзя и пригласил его к замполиту отряда. И здесь быстро пришёл замполит части и стал уговаривать своего коллегу не заявлять, ибо их часть считается образцовой и у вас воровать больше не будут. Договорились или нет - я не знаю, но после стали ходить по квартирам и стучать в дверь предлагая купить мороженную рыбу – кижуча. А брали ее наверное в сараях рядом, где люди хранили свои запасы.
semen
Старожил форума
28.01.2013 13:10
Был у нас случай уже в начале 80-х, на оперативной точке в поселке Усть-Белая, что в среднем течении реки Анадырь базировался Ми-4, по елочек маленький, центральная усадьба какого то оленеводческого колхоза, население в основном чукчи, но были и русские.И вот в один из своих выходных, экипаж решил расслабиться и приняв на грудь изрядное количество горячительных напитков, командир вертолета и авиатехник поспорили, кто из них лучше летает ночью.Я понимаю, что такой спор многим покажется странным, но там было все по серьезному.А дабы их спор рассудили, они насажали в грузовую кабину "прекрасных"дам из местного населения и запустил движок и раскрутив винт, взлетели и начали соревноваться в пилотировании, повключав все имеющиеся на борту осветительные приборы.Применяя пикирование и пролеты над селом и пугая местных жителей , долежались до того, что у них пере горели фары и похоже они полностью потеряли свое пространственное положение.Нужно сказать несколько слов о расположения поселка, он стоял на слиянии двух достаточно крупных рек, и дома были расположены по склону холма, а вертолетная площадка располагались на его вершине.Корче, грохнулись они прямо на косу через реку от поселка, и местнЫе, увидев это , поплыли к ним, и забрали всех пассажиров, которые были на борту.До сих пор остается невероятным, но никто не пострадал, хотя от вертолета остался только хлам.Ночью, пьяные, да еще и придурки раз такой спор устроили, но все обошлось.Кстати, факт алкогольного опьянения установлен не был, так как в местном мед пункте никаких анализов не делали, а из-за плохой погоды их кровь попала в лабораторию через несколько дней и проверить ее уже не представил ось возможным, комиссии по расследованию они тоже наплели всякой херни, в итоге отделались снятием без уголовного преследования
mi4_35
Старожил форума
28.01.2013 20:36
Как я попал в Авиацию:
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Я с братом.
1954-й год, закончил десятилетку. Жили в Хабаровске на улице Шевченко, 4-х этажный дом, 2х комнатная квартира. Жили бедновато, поэтому на всех каникулах, обычно работал, это и курьером в радиокомитете, и выдавал лодки на прокат, и рабочим при кухне, и даже на кладке кирпичей. Часто работал с моим младшим братом, Владимиром.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Брат Владимир в центре.
Летом, как окончил школу, у меня уже была лодка с л-3 мотором, мы с другом Аркадием Черненко ходили за Амур, косили траву, а Аркадий очень хорошо умел косить, и продавали сено для тех, у кого были козы.
Уже и сентябрь. Мама несколько раз спрашивала, буду ли куда поступать учиться дальше? И мой друг-одноклассник, Виктор Семеренко не знал, что делать. И вот перст судьбы, обычный столб и обычное объявление: училище, принимают без экзаменов, начало учёбы с 1 октября. Только нужно пройти жёсткую медицинскую комиссию. Договорились с Виктором, подали документы.
Медкомиссия была в аэропорту, пришло человек 15, а прошли ее успешно только мы с Виктором.
И поехали в Бугуруслан. Там ещё раз прошли комиссию и стали учится.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Виктор Семеренко в центре.
Стали нас мучить строевой подготовкой. Так как изучаемый нами самолет По-2 был секретен - все тетради на ночь сдавали в секретную часть.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Через какое-то время Витька не выдержал и уволился, а я остался, ибо мне в подобном случае светила армия, Витька был на 2 года младше.
Да и учеба мне давалась легко, и я еще играл на гитаре в нашем оркестре.
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Вот такое у меня было начало Авиации.
mi4_35
Старожил форума
28.01.2013 21:11
Училище:
Давали шинели очень длинные, как у Дзержинского и решил я ее укоротить. Помогал Витька Жуков, в последствии КС Ту-104 и парторг 202 отряда в ХБР. Взяли кусок мела, отметили по линейке 20 сантиметров и отрезали одну полу. Потом перевернули, отмеряли вторую и отрезали. Стал примерять – оказалось, отмеряли и отрезали одну и ту же полу. Одна как была так и осталась, а вторая получилась выше колен. Пришлось подравнивать вторую. Утром на построении это увидел комвзвода, поставил меня перед всеми, отругал и дал 7 нарядов. Я помогал в столовой, поливал стадион, чтобы лучше росла трава. И потом после работ моих, как увидят меня в шинели – так и давали наряды вне очереди до тех пор, пока одного курсанта Голованова не отчислили и я у него обменял шинель. Мои наряды и закончились.

Как то наш оркестр замполит Шкурко решил свозить в Пилюгино и дать там концерт. Поехали, проиграли и нужно уезжать, но там начались танцы и было много девчат. Уезжать как то не с руки. Договорились с шофёром грузовика, попросили чтобы он сломал машину. Он и показал нам, где можно перекрыть бензин на ходу, а это внизу слева и нужно на ходу кому-то лезть туда. Ну и конечно же меня стали держать на ходу за ноги, я полез и перекрыл кран. Машина остановилась, водитель стал искать причину, а Шкурко всем разрешить сходить на танцы. Все пошли, утром я и ещё 4-5 человек вышли и стали искать машину, а она уже уехала. Мы на попутной доехали до аэродрома и нас всех заставили копать траншею для столовой, каждому план 7 метров в длину и полтора в ширину и в глубину. Если выкопаешь - то отпустят в отпуск, я поехал в отпуск на неделю позже остальных.

На По-2 в нижнем крыле была дырка для руки и нужно при рулении сопровождать самолет, за эту дырку держась рукой. Скорость руления большая и это была мука - бежать за самолётом. Но если ты проштрафился - скорость была еще больше и ты весь в мыле.
semen
Старожил форума
28.01.2013 22:24
mi4_35@ukr.net
Однажды, в одной из перегонок я познакомился с КВС Ми-4, звали его Степа, примерно 48-51 года рождения, очень калоритный мужик, кампанейский, потом и на Камчатке его встречал, не знаете случайно?
Старый рыглан
Старожил форума
29.01.2013 00:23
Пипец, По-2 в 54-м году - секретный...
1..8910..2223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru