Уважаемые формучане!
Занимаюсь немного историей Ил-78, в процессе которой возник целый ряд вопросов, за ответы на которые я буду Вам очень признателен. Попытки найти их по всем доступным источникам закончились ничем. Я думаю, прояснить их смогут только те, кто создавал, летал и обслуживал Ил-78.
Но для начала немного общей информации.
Первый полёт Ил-78 (СССР-76556, серийный 33-04) совершил 26 июня 1983 года с заводского аэродрома Ташкент (Восточный)
Серийное производство Ил-78 началось на Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова в 1984 году.
Всего построено 52 (по другим данным – 53) Ил-78 в различных версиях, ещё 2 (93-01, 93-02) – не достроены.
Диапазон 52-53 машины возник из-за того, что до конца не ясна судьба Ил-78М (81-07), якобы с с б/н 53. Есть информация, что Ил-78М достроили и передали в Энгельс в 1991 году, а есть – о том, что машина так и не вышла из цехов завода, а б/н 53 получил Ил-78 RA-76616.
Из этого количества 42 машины поставлены в ВВС СССР, 3 остались в МАП, 7 отправлены на экспорт в качестве первоначальных поставок: 6 – в Индию, 1 – в Алжир. Из построенных машин 32 выполнены в варианте Ил-78, 13 – Ил-78М, 1 – Ил-78Э, 6 – Ил-78МКИ.
А вот и сами вопросы. Относятся они, как обычно, к периоду до 1992 года, дабы не зацепить ничьих интересов.
1) по истории 409 и 1230 апсз:
Когда в полк пришёл первый Ил-78? (409 апсз – 1984 г. и 1230 апсз –1989?)
Какая была география полётов? С каких аэродромов? Кого дозаправляли?
Как часто летали?
Как первоначально тренировались в дозаправке (летали целенаправленно со всеми типами заправляемых ЛА)?
Летали ли в страны ОВД (кроме ГДР)?
Тренировались ли в наземной заправке других ЛА (через 4 «рукава»)?
2) по экипажам:
Где первоначально переучивали экипажи (Иваново?)
Сколько переучивание занимало времени?
Где учили операторов заправки? Канск или на «базе»?
3) по Ил-78:
Есть ли отличия от Ил-76 в пилотировании и в ПНО?
Правда, что ГК Ил-78М негерметична?
Возможна ли одновременная заправка в воздухе трёх истребителей?
Сколько занимает конвертация в транспортный вариант и обратно?
4) по истории серии:
Правда, что первые 5 Ил-78 поставили в Иваново (610 ЦБП), а уже потом – в Узин?
Почему и в каком году передали Ил-78 СССР-76616 из Узина в Энгельс? С целью освоения новой техники году в 1988?
Был ли собственный Ил-78 в Укурее (СССР-76632), затем его передали в Энгельс?
Где-то собирались во времена СССР ещё полки на Ил-78 ставить?
Почему нет Ил-78 в 1992 года выпуска, т.е. не было «задела» по самолётам на ТАПОиЧ? ольше не планировали строить? Но ведь потребность в них была значительная!
Понимаю, что с таким количеством вопросов получается, как в народном фольклоре: «Тётенька, дайте воды напиться, а то так покушать хочется, что аж переночевать негде, да и не с кем…» Но, надеюсь, что каждому летавшему на Ил-78 есть, что вспомнить…
С наилучшими пожеланиями.
Сергей