Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Ил-78: самолёт и его история

 ↓ ВНИЗ

123

aviafan
Старожил форума
16.09.2012 08:18
Уважаемые формучане!
Занимаюсь немного историей Ил-78, в процессе которой возник целый ряд вопросов, за ответы на которые я буду Вам очень признателен. Попытки найти их по всем доступным источникам закончились ничем. Я думаю, прояснить их смогут только те, кто создавал, летал и обслуживал Ил-78.

Но для начала немного общей информации.

Первый полёт Ил-78 (СССР-76556, серийный 33-04) совершил 26 июня 1983 года с заводского аэродрома Ташкент (Восточный)
Серийное производство Ил-78 началось на Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова в 1984 году.
Всего построено 52 (по другим данным – 53) Ил-78 в различных версиях, ещё 2 (93-01, 93-02) – не достроены.
Диапазон 52-53 машины возник из-за того, что до конца не ясна судьба Ил-78М (81-07), якобы с с б/н 53. Есть информация, что Ил-78М достроили и передали в Энгельс в 1991 году, а есть – о том, что машина так и не вышла из цехов завода, а б/н 53 получил Ил-78 RA-76616.

Из этого количества 42 машины поставлены в ВВС СССР, 3 остались в МАП, 7 отправлены на экспорт в качестве первоначальных поставок: 6 – в Индию, 1 – в Алжир. Из построенных машин 32 выполнены в варианте Ил-78, 13 – Ил-78М, 1 – Ил-78Э, 6 – Ил-78МКИ.

А вот и сами вопросы. Относятся они, как обычно, к периоду до 1992 года, дабы не зацепить ничьих интересов.

1) по истории 409 и 1230 апсз:
Когда в полк пришёл первый Ил-78? (409 апсз – 1984 г. и 1230 апсз –1989?)
Какая была география полётов? С каких аэродромов? Кого дозаправляли?
Как часто летали?
Как первоначально тренировались в дозаправке (летали целенаправленно со всеми типами заправляемых ЛА)?
Летали ли в страны ОВД (кроме ГДР)?
Тренировались ли в наземной заправке других ЛА (через 4 «рукава»)?

2) по экипажам:
Где первоначально переучивали экипажи (Иваново?)
Сколько переучивание занимало времени?
Где учили операторов заправки? Канск или на «базе»?

3) по Ил-78:
Есть ли отличия от Ил-76 в пилотировании и в ПНО?
Правда, что ГК Ил-78М негерметична?
Возможна ли одновременная заправка в воздухе трёх истребителей?
Сколько занимает конвертация в транспортный вариант и обратно?

4) по истории серии:
Правда, что первые 5 Ил-78 поставили в Иваново (610 ЦБП), а уже потом – в Узин?
Почему и в каком году передали Ил-78 СССР-76616 из Узина в Энгельс? С целью освоения новой техники году в 1988?
Был ли собственный Ил-78 в Укурее (СССР-76632), затем его передали в Энгельс?
Где-то собирались во времена СССР ещё полки на Ил-78 ставить?
Почему нет Ил-78 в 1992 года выпуска, т.е. не было «задела» по самолётам на ТАПОиЧ? ольше не планировали строить? Но ведь потребность в них была значительная!

Понимаю, что с таким количеством вопросов получается, как в народном фольклоре: «Тётенька, дайте воды напиться, а то так покушать хочется, что аж переночевать негде, да и не с кем…» Но, надеюсь, что каждому летавшему на Ил-78 есть, что вспомнить…

С наилучшими пожеланиями.
Сергей
rex
Старожил форума
16.09.2012 11:29
первый всё-таки этот:

http://spotters.net.ua/file/?i ...

Ил-76, СССР-76501, №033401019(01-05)
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 14:39
1230 апсз –1989 -да
Какая была география полётов? С каких аэродромов? Кого дозаправляли? от Моздока до Воркуты и до Серышево (Ту-95)
Как часто летали?
Как первоначально тренировались в дозаправке (летали целенаправленно со всеми типами заправляемых ЛА)? только Ту-95, а потом и мелочь пошла. Кажется в 2004-5 Ту-160, но это после перебазирования в Рязань.
Тренировались ли в наземной заправке других ЛА (через 4 «рукава»)? Всего есть только 3 шт. УПАЗ (хвостовой и два на крыле)
по Ил-78:
Правда, что ГК Ил-78М негерметична? Правда. От Ил-78 отличался и усиленным шасси, и 210 т на взлёт (У 78 только 190), две ёмкости не снимались и рампы не стало.
Возможна ли одновременная заправка в воздухе трёх истребителей? Да, но два лучше.
Сколько занимает конвертация в транспортный вариант и обратно? Если спокойно то около 6 часов в один конец.
по истории серии:
Почему и в каком году передали Ил-78 СССР-76616 из Узина в Энгельс? В Энгельсе были только заводские начиная с 76782.
Был ли собственный Ил-78 в Укурее (СССР-76632), затем его передали в Энгельс? Не передавали.

rex
Старожил форума
16.09.2012 16:20
2Aleksei ty160:
...Тренировались ли в наземной заправке других ЛА (через 4 «рукава»)? Всего есть только 3 шт. УПАЗ (хвостовой и два на крыле)


кто ж на земле через УПАЗы заправляет?

на Ил-76-м два заправочных штуцера, на 78-м - четыре(это куда "лягушка" цепляется).

на земле возможна коммутация и обеспечение слива топлива из фюзеляжных баков через заправочные штуцера (4шт.) и заправка через заправочный пистолет или свободно опушенный в цистерну шланг.
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 23:16
rex:
Естественно через УПАЗы на земле естественно никто не заправляет.

"слива топлива из фюзеляжных баков через заправочные штуцера (4шт.)"

А вот на это , если можно, поподробней.
Интересно как это реализовано в конструкции ? Слив через заправку???????
Дальник
Старожил форума
16.09.2012 23:24
А вот на это , если можно, поподробней.
Интересно как это реализовано в конструкции ? Слив через заправку???????

Открыл краны, включил насосы...Ничего сложного.
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 23:30
Дальник:
Открыл краны, включил насосы...Ничего сложного.

Вы однако шутник.
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 23:34
Дальник:
Открыл краны, включил насосы...Ничего сложного.

Да, можно и ручным помочь.
Быстрее сольётся:)
Дальник
Старожил форума
16.09.2012 23:38
Это, помоему, Вы всякую ерунду несёте. И, я уверен, Вы не в теме. Учите матчасть. Без обид.
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 23:49
Дальник:
А я и не обижаюсь.
Я думал Вы шутите.
Ну а если Вы и правда так сливать топливо сможете с Ил-78, да ещё с фюзеляжных с коммутацией - аплодирую стоя:)
Aleksei ty160
Старожил форума
16.09.2012 23:52
Дальник:
Для начала понимания прочтите. Ну очень кратко.
http://il-plane.ru/5-3-toplivn ...
Дальник
Старожил форума
17.09.2012 00:02
Поверьте мне, топливная система Ил-78 предназначена не только для подачи топлива к двигателям.
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 00:10
Дальник

Ну а если Вы знаете топливную систему самолёта Ил-78, то должны знать , что слив через систему заправки конструктивно невозможен.Если считаете , что использование части системы заправки топлива для перекачки между баками, то это не слив в прямом выражении.
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 00:19
не только для подачи топлива к двигателям.

но и к ВСУ, УПАЗам, ГНГ.
rex
Старожил форума
17.09.2012 00:26
2Aleksei ty160: выгнали с "семидесяток" на заправщики, выгонят и оттуда, если не будешь учить матчасть! книжка про наземное обслуживание.
Дальник
Старожил форума
17.09.2012 00:36
Aleksei ty160:

не только для подачи топлива к двигателям.

но и к ВСУ, УПАЗам, ГНГ.

Мне всё понятно после сокращения ГНГ.
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 00:39
rex:
книжка про наземное обслуживание

Выдержку из такой книжки "в студию":)я-то учил РО , РЭ и РЛЭ а Вы "книжки".
А где именно написано про слив через штуцер наземной заправки:)
Очень-на хочется повысить образование по Вашим "книжкам":)
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 00:43
Дальник:

А Вы какие бортовые эксплуатировали?
Может пересекались?
Я от 781, 30-ки, полтинники.
Дальник
Старожил форума
17.09.2012 00:44
Надеюсь, Вы как-то связаны с "Белым лебедем" (эт я про ник) и с его топливной системой хоть как-то знакомы, а не используете h t t p://il-plane.ru/ 5-3-toplivnaya-sistema/
)))))
Позвольте удалиться и давайте прекратим эту дискуссию, хочется, чтобы по теме ветки топикстартер получил нужную и достоверную (подчёркиваю)инфу. Честь имею.
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 00:50
И с белым лебедем связан был, после Илов, но выслуга лет, ...
Вы правы. Пусть получат информацию, а не наши "приколы".
Честь имею.
rex
Старожил форума
17.09.2012 18:07
2Aleksei ty160:
...Выдержку из такой книжки "в студию":)я-то учил РО , РЭ и РЛЭ а Вы "книжки".


нету РО и РЭ! а есть РТЭ, раздел 12.10 "Аэродромное обслуживание", 12.10.05 "Топливная система", стр.301-315, на стр.302:"...раздача топлива потребителям может производиться на земле и в полёте. Раздача топлива на земле производится через бортовые штуцера заправки, к которым ..."
Aleksei ty160
Старожил форума
17.09.2012 22:03
rex:
Да не нервничайте так. Всё понятно- читали.
Для всех нет необходимости знать порядок управления ... из кормы ... :)
В открытой печати это , как правило, не пишут!
я про Слив а Вы про раздачу это разное, и не надо все вместе месить.
Aleksei ty160
Старожил форума
18.09.2012 07:25
lt, bk переключи клавиатуру и прочти :)
aviafan
Старожил форума
19.09.2012 09:02
Уважаемые форумчане!
Что ж, обсуджения перешли в техническую плошадь. Это очень хорошо, но вернёмся к исторической части!

Уважаемые rex, Aleksei ty160, Дальник! Большое Вам спасибо за информацию и "горячую" дискуссию!

Видимо вопросов задал очень много, поэтому будем рассматривать по-порядку, с самого начала.

По Ил-76 76501. Судя по фото, сложно сказать, что это - больше Ил-76, привлекавшийся к программе испытаний Ил-78, или Ил-78. Эта же машина летала в испытательных и рекордных полётах на десантирование, возможно, и на испытания "Гагары". Так что будем искать...

На борту написано Ил76.
Да и хвостовая часть немного другая:
http://spotters.net.ua/search/ ...
http://shurigin.livejournal.co ...

Кто-то может просветить насчёт Иваново?
Сколько туда поступило Ил-78 и когда. Версия, "кочующая" по всем источникам - 5 Ил-78 в январе 1985 года. А зечем так много? Не проще ли 1-2 машины - в Иваново, а остальные в Узин? Там ведь тоже многим учиться надо, и не только лётчикам! Да и не все же ВВС одновременно на Ил-78 переучивали!

И по поводу б/н 53 немного проясняется. Вот, нашёл:
"Освоение ремонта ильюшинских танкеров на 360 АРЗ началось с самолета с бортовым № 76616,
который прибыл в полк из Ташкента с незаконченными работами по фюзеляжу и оборудованию".

Вероятно, после этого он и стал б/н 53. А, т.к. это Ил-78, то и левая дверь осталась. А фюзеляжный пилон уже доработали на АРЗ под "М-очный".
А тот борт, который должен был стать б/н 53 (новый, из Ташкента), возможно, просто не достроили или не забрали уже готовый. Такое в 1992-94 гг. могло уже быть...

А про Ил-78 мне рассказавали летавшие на них "на коммерцию", что их очень любили экипажи, т.к. заправка шла в 2 раза быстрее, чем на Ил-76, да и топлива запралялось на 3-4 тонны больше (вероятно, по причине конструктивной особенности ТС.

И крайний вопрос к лётчикам Ил-78.
Влияют ли существенно на пилотирование подкрыльевые УПАзы и, особенно, - фюзеляжный? Есть ли отличия по скоростям от Ил-76, например, на глиссаде?

Всем хорошего дня!
С уважением.
Сергей
Дальник
Старожил форума
19.09.2012 16:50
Влияют ли.....
Боюсь, что нет.
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 20:47
Попробую вспомнить, прошло уже больше 20 лет, как 409 АПСЗ остался на незалежной Украине. Поэтому за 100% точность ручаться не буду, служил там с 1986 до развала Союза.
1.В 409 АПСЗ (тогда еще 409 ТБАП) первые 2 Ил-78 №76609 и 76610 перегнали действительно из Иваново, куда они были поставлены с ТАПО им.Чкалова. Было это 25 июня 1986г. Первые плановые полеты на Ил-78 состоялись 16 июля 1986г.
География полетов – весь СССР и акватория Северного Ледовитого океана.
Начинали с заправки Ту-95МС, соседнего 1006ТБАП базировавшегося с нами в Узине, и 182ТБАП в Моздоке. Все входили в состав одной 106ТБАД. Потом заправляли Ту-95МС в Семипалаинске.
Затем летали на дозаправку Су-24М(МР) в Дубно, Черняховск, Джиду и другие части ФБА. Лично мне посчастливилось участвовать в полетах на дозаправку в исследовательских целях Су-27УБ и МиГ-31Б, довольно длительное время в Ахтубе и на севере.
Обеспечивали беспосадочные исследовательские полеты истребителей с запада на Дальний восток. Полеты Су-27 и МиГ-31 на Землю Франца Иосифа . В феврале 1987г. впервые экипажи Ил-78 совершили посадку на острова Земли Франца Иосифа, Грэм Белл и Среднем
Полет МиГ-31 к Северному полюсу и кучу других исследовательских и испытательных полетов. Интересное было время.
Летали по 4 летные смены в неделю плюс командировки .
В ГДР не летали, а вот в Польше заправляли в Су-24М в Жагани.
Параллельно выполняли много полетов в транспортном варианте на перевозку грузов и личного состава в интересах ДА. Где то 50 на 50.
На счет тренировок по наземной отдаче топлива не помню. Но теоретически это отрабатывалось. Вопрос не сложный, в конструкцию и РЛЭ заложенный.
Много интересного про это могли бы рассказать оставшиеся на Украине экипажи, возившие в 1992-93гг топливо в Армению.
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 20:50
2. Первоначально из управления полка три экипажа(командир и его замы) теоретически переучились в Иваново, там же отлетали программу переучивания. Они и перегнали первые машины из Иваново. Кроме них, несколько подготовленных командиров были переведены из ВТА (Тарту, Псков) и двое командиров из Остафьефо были переучены вместе с управлением полка, кроме них переманили одного летчика-инструктора из Иваново. В последующем из полка было еще две или три группы прошедших теоретическое обучение в Иваново, с летной подготовкой в полку. А после этого все переучивание проходило на базе полка. Теоретическое переучивание в Иваново занимало 2 месяца. А летное в зависимости от погоды и уровня подготовки командира. У меня например (вводился в строй в полку) от первого вылета до приказа о полной готовности к боевым действиям - 6 месяцев.
Операторов заправки готовили на базе полка.
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 20:54
3. Отличий по технике пилотирования между Ил-76 и Ил-78 никаких. Даже проще, если рассматривать чисто полеты на дозаправку. Взлеты и посадки практически всегда с одними и теми же весами и центровками. В отличии от Ил-76МД, были разрешены полеты со взлетным весом 210т, правда с разрешения Главкома в исключительных случаях( и были ограничены, по моему 500 полетами). Крыльевые УПАЗы никак не влияли на ТП, может теоретически и было какое то влияние, но по ощущениям на штурвале это было незаметно.
Мы летали по КБП ВТА-85, в который, дополнением были включены упражнения на отдачу топлива.
Разница в ПНО заключается в наличии модифицированной РСБН-7С литер ЕЛ7В , позволяющей находить заправляемые самолеты в воздухе, определять азимут и расстояние до них с дальности 300км.
Совершенно другая топливная система, позволяющая межбаковую перекачку практически со всех баков, кроме этого предусмотрен аварийный слив топлива в полете.
Грузовая кабина на Ил-78М и правда не герметична, отсутствует внутренняя обшивка, заклепаны створки грузолюка (точнее он попросту отсутствует), отсутствует гермоперегородка, и добавлен третий фюзеляжный бак.
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 20:58
Заправка трех одновременно истребителей РЛЭ не предусмотрена. И так пара висит на минимальных интервалах и дистанциях. Хотя в интернете есть фотографии, где испытатели из ЛИИ заправляются сразу втроем, но это испытатели.
Конвертация из топливозапрвщика в транспортный вариант в полку была решена сразу – со всех самолетов сняли фюзеляжные топливные баки, и они стояли за капонирами, все время вплоть до 1992г. Баки ставились на специальный ложемент и крепились штатными швартовочными цепями к полу. Сверху к ним подходил трубопровод и жгуты питания насосов и датчиков уровня топлива. Все это очень быстро отстыковывалось, на топливопровод ставилась заглушка. И с помощью тельферов бочки вместе ложементом выгружались из самолета.
Еще отличие от Ил-76МД - отсутствовали грузовые лебедки.
Планер Ил-78 на несколько тонн легче Ил-76МД (нет кормовой пушечной установки)
4. Передача первых Ил-78 из Иваново в Узин, сущая правда, не могу точно вспомнить их количество (судя по серийным номерам за 1984-85гг, были изготовлены
76609, 76610, 76616, 76632, 76646 и 76653). По моему перегнали 4 машины, остальные забирали с завода.
По поводу 76616 машины сейчас точно не помню, но кажется ее в конце 1991 года отправили в Ташкент на доработку( хвостовой УПАЗ опускали на вертикальном пилоне где-то на 1м, как на Ил-78М, чтоб конус меньше подвергался воздействию возмущенного потока воздуха) и после доработки, Союза уже не существовало, она попала в Энгельс.
76632 была в 409АПСЗ и дальнейшей ее истории я не помню.
В Генштабе не служил, поэтому планов дальнейшего размещения Ил-78 не знаю. Но логично было бы их иметь на Дальнем Востоке, в том же Серышево.
После 1992 года Ил-78 выпускались для Индии и Ливии.
России тогда было не до авиации.
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 21:09
Парк самолетов Ил-78 409АПСЗ на момент развала Союза:
76609 (0043453597)
76610 (0043454640)
76616 (0043455676)
76632 (0053459757)
76646 (0053461837)
76653 (0053462879)
76662 (0063464919)
76670 (0063465958)
76675 (0063466998)
76682 (0063467027)
76689 (0063469066)
76690 (0063469080)
76721 (0073475239)
76730 (0073476277)
76736 (0073476317)
76742 (0073478346)
76744 (0073438359)
76715 (0073479394)
76760 (0083479400)
78775 (0083481440)
76774 (0083482478)
76759 (0083485558)
78767 (0083487598)
78773 (0083488638)
78853 (1013407215) - Ил-76МД

КСИ
Старожил форума
19.09.2012 21:16
Странно как то опубликовались первые три серийных номера.
Надеюсь, что администраторы исправят.
Al
Старожил форума
19.09.2012 22:00
В 92 г. из Моздока на Ереван (Звартноц) летали 3 или 4 Ил-78 (простые или "М" - уже не помню), Энгельские, у нас (в Моздоке) заправлялись полностью, в Армении топливо сливали (каким образом - не в курсе), за день делали 2-3 рейса, работали недели 2.
rex
Старожил форума
19.09.2012 22:20
???
76715 (0073479394) это Ил-76МД.
rex
Старожил форума
19.09.2012 22:32
2Al:
В 92 г. из Моздока на Ереван (Звартноц) летали 3 или 4 Ил-78 (простые или "М" - уже не помню), Энгельские, у нас (в Моздоке) заправлялись полностью, в Армении топливо сливали (каким образом - не в курсе), за день делали 2-3 рейса, работали недели 2.


с этого деребана начался развал единых стратегических сил бывшего СССР. простое воровство прикрыли политикой.

182тбап(Моздок) входил в состав 106тбад(Узин), как и 409апсз.

командира дивизии уже ждали в Моздоке с кандалами, но он ушёл сразу на Узин и объявил о переходе частей ДА на Украине под её юрисдикцию, ну и понеслось...снятие с должностей, несостоявшиеся назначения...бурный карьерный рост и падения...
aviafan
Старожил форума
19.09.2012 22:45
Уважаемый КСИ!
Огромное-преогромное Вам спасибо! Материал просто бесценен! Что называется, "в десятку", да, наверное, и с плюсом!

Если возможно, ещё несколько вопросов "в тему".

Были ли у 409 и 1230 апсз конкретные «зоны ответственности» над территорией СССР?

Тренировались ли в "тактических" дозаправках Ту-22М, несмотря на снятие с них штанг дозаправки?

Кто обеспечивал ПЛА ВВС ТОФ: Ил-78, или они обходились своими силами?

Выделялись ли экипажи и самолёты 409 апсз для обучения экипажей 1230 апсз? Или они тоже через Иваново прошли, а, значит, там самолёты оставались?

Насколько я понял, инструкторы для Ливии по переучиванию на Ил-78 были тоже из 409 тбап. Можно ли подробнее про это?

Куда дели Ту-95 из 409 тбап при переучивании? Списали или передали в другие части?

И, возможно, не слишком приятный вопрос. Как принималась присяга в январе 1992 года? Пишут, что ночью, что 106 тбад фактически разделилась на двое: кто за присягу, кто против... Много ли тогда людей уехало в Россию?

Здоровья Вам, удачи и успехов!
Ещё раз спасибо!
С глубоким уважением.
Сергей
aviafan
Старожил форума
19.09.2012 22:51
Уважаемый КСИ!

Список самолётов 409 апсз практически точно сошёлся, за исключением 76615-й машины. Это, вроде, всегда Ил-76МД был...

И не подскажете, 76632-й в Мелитополь до 1992 года не передавали?
КСИ
Старожил форума
19.09.2012 23:18
to aviafan:
76715 (0073479394) 100% Ил-78, сам на ней летал неоднократно.
В полку был один Ил-76МД №78853, полученный в середине 1991г.
У 409 и 1230 АПСЗ конкретных зон ответственности не было, т.к. энгельсцы до 1992 года не полностью были переучены.
По Ту-22М3 тренировок небыло, несколько раз летали с прилукскими Ту-160, да и то помоему для съемок учебного фильма.
ПЛА ВВС ТОФ не обеспечивали.
Первоначально экипажи 1230АПСЗ переучивались на базе 409 полка, и первые самолеты для них мы перегоняли из Ташкента.
По инструкторским полетам в Ливии экипаж был узинской, свяжусь с командиром этого экипажа, если он захочет поделиться информацией - выложу на форуме.
Ту-95 после переучивания частично передали в рязанский центр(помоложе с хорошим остатком ресурса), остальные отогнали в Энгельс на разделку.Один стоит до сих пор памятником на КПП в Узине борт №51, имел честь на нем летать.
Al
Старожил форума
19.09.2012 23:33
2 aviafan
2 rex

И, возможно, не слишком приятный вопрос. Как принималась присяга в январе 1992 года? - даже в Моздок, в 182-й полк была прислана присяга (украинская!!!) - принять и доложить....


командира дивизии уже ждали в Моздоке с кандалами, но он ушёл сразу на Узин и объявил о переходе частей ДА на Украине под её юрисдикцию, ну и понеслось...снятие с должностей, несостоявшиеся назначения...бурный карьерный рост и падения... - наблюдал это шоу с КДП

(Вы имеете ввиду Башкирова?)
rex
Старожил форума
19.09.2012 23:42
76715 (0073479394) 100% не был Ил-78. в последующей жизни ИЛ-76МД прошёл конвертацию (неполную) и стал Ил-76ТД UR-UCA в "Украинской авиатранспортной компании".

на фотографиях хорошо виден недемонтированный угловатый обтекатель ПРС-4 над кормовой кабиной (на Ил-78 просто выпуклый дюралевый обтекатель), отсутствие под кабиной светильников подсветки крыльевых УПАЗ и отсутствие антенн РСБН режима "Встреча" на киле, той самой системы, о которой говорил уважаемый КСИ.

http://farm8.staticflickr.com/ ...
http://www.airliners.net/photo ...
КСИ
Старожил форума
20.09.2012 00:03
to rex:
Насколько я обладаю информацией, после 1992года, самолеты 409 АПСЗ вошли в состав Мелитопольской дивизии, и многие бортовые номера были переписаны.
А из самих самолетов на базе эскадрилий были созданы комерческие авиакомпании(хотя все продолжали носить погоны и числиться военнослужащими армии Украины): "АТI", "Крунк", "Бусол"
76715 (0073479394) стал UR-UCA
76774 (0083482478) стал 76414 потом UR-UCG
76759 (0083485558) стал EP-TPD
78767 (0083487598) стал EH-TPU
78773 (0083488638) стал 76412 потом UR-UCF
78853 (1013407215) стал 76413
Самолеты сдавались в аренду и продавались в другие государства
А по поводу 76715 машины информация из первоисточника, чудом сохранившегося конспекта по
конструкции самолета. Сидя на каком то занятии от скуки с полкового плаката исправности АТ зачем то переписал бортовые и серийные номера. Сейчас пригодилось.

Aleksei ty160
Старожил форума
20.09.2012 00:32
По поводу 76616 машины сейчас точно не помню, но кажется ее в конце 1991 года отправили в Ташкент на доработку.. и после доработки, ... она попала в Энгельс.

Точно, вспомнил - приходил самолёт с таким номером с завода в Энгельс.

Ту-95 после переучивания частично передали в рязанский центр(помоложе с хорошим остатком ресурса), остальные отогнали в Энгельс на разделку

Узинские Ту-95 не разделывали , летают и сейчас в Энгельсе. Хорошие машины пригнали.

Как союз развалили понеслась коммерция. Бочки снимали и возили всё подряд рыбу, пасту томатную, шмотки под самый потолок и всё с востока.
В Ил-78М у нас было 2 бак вроде по 16 т каждый. В 78 2*14т.
Возили и керосин в прилуки, когда перегоняли Ту-160. Вот там-то потренировались как заправлять самолёты.
aviafan
Старожил форума
20.09.2012 01:06
Уважаемые КСИ, Al, Aleksei ty160!
Большое Вам спасибо за воспоминания! "Первоисточник" никто и никогда не заменит!

И Вам, уважаемый rex, тоже спасибо: Ваши замечания, как всегда, ценны!

Теперь, если интересно, о судьбе самолётов 409 апсз:

1 - разбит "нос" в Узине в декабре (весной? в начале? - данные разные) 1994 года, утилизирован.
1 - упал 18.07.98 в Эритрее.
6 - Алжир (транспортные)
1 - Ангола (транспортный)
4 - Пакистан
2 - США (но, по-моему, туда улетел всего 1, второй так и остался в Кульбакино)
6 - остались на Украине (2 - Мелитополь, 2 - Запорожье (может, уже и "порезали"), по одному в Кульбакино (вероятно, "раздерибанен" под пакистанский контракт, чтобы собрать 4 других самолёта)и Белой Церкви).

Вот такая сказка с невесёлым концом...

Всем хорошего и плодотворного наступившего дня!
КСИ
Старожил форума
20.09.2012 08:09
По безвозвратным потерям самолетов 409АПСЗ:
25.03.1993г. г.Узин ВВС Украины м-р Г-ов А. Ил-78 №76653
На рулении КВС не выдержал маршрут руления. В результате правой плоскостью разрубил кабину стоящего на стоянке Ил-78 №76736(стоящий на стоянке самолет был накануне выкачен вперед на несколько метров т/с и брошен) Ил-78 № 76736 восстановлению не подлежит, и впоследствии был разрезан на лом.
17.07.1998г. Асмэра (Эритрея) Государственное предприятиеМО «УАТК» Украина (Узин) КК …. Ил-78 UR-UCI № 78415 (бывший 78775)
Ил-78 используемый в грузовом варианте был арендован болгарской компанией «AR-София», вез из Болгарии груз( оружие?) по маршруту: Бургаз – Асмара – Йоханес. При заходе на посадку КВС принял безрассудное решение на заход на посадку с посадочным курсом, который не имел радиосветотехнического оборудования, рано снизился, потерял контроль за высотой и на Н=2321м в 7км от Асмары столкнулся с горой. Самолет разрушился, 10 человек экипажа и сопровождающих погибли.
aviafan
Старожил форума
20.09.2012 09:56
Уважаемый КСИ!
Благодарю Вас!

Попробую выдвинуть свою версию начала серии Ил-78.

С 19 июня 1984 по 05 января 1985 г. в Иваново поставили первые 5 серийных самолётов: 76607, 76609, 76610, 76161, 76632.
После переучивания экипажей 4 крайних из них перегнали в Узин летом 1986 года, а первый (76607) в 1987 году передали в СибНИИ, в статзал, где он стоит и сейчас. Возможно, он же носил б/н 35 синий.

Буду благодарен за уточнения и дополнения.
Дальник
Старожил форума
20.09.2012 12:38
И не подскажете, 76632-й в Мелитополь до 1992 года не передавали?

76632 служит в России.
aviafan
Старожил форума
20.09.2012 13:03
Проанализировал весь поданный здесь материал, и снова возник ряд вопросов.

Сколько фюзеляжных баков в Ил-78М: два или три?

Когда 409 тбап и 1230 тбап стали официально апсз? В 1987 и 1989 соответственно?

Как выглядел переход с Ту-95 на Ил-78 в 409 апсз: в 1986-87 гг. одновременно полк летал на обоих типах? Или Ту-95 сразу после принятия решения по апсз "поставили на прикол"?

Приходилось ли дозаправлять "обычные", без "М", Ту-22, А-50 и Ил-80? Или крайние две машины - "епархия" испытателей?

А кто дозаправлял морские Ту-142/М, Ту-142МР и Ту-95РЦ на СФ и ТОФе?

1230 апсз к концу 1991 гоа считался полностью укомплектованным или ждали ещё 2-3 машины? Т.к. соотношение Узин-Энгельс было 23 к 19 Ил-78. А не достроили, якобы, как раз 3 Ил-78М. Или это уже начиналась серия для нового апсз, например, в Укурее?

Как оказался узинской Ил-78 76632 после распада ССССР в Укурее? С ташкентского завода "потихоньку" перелетел?

Заранее спасибо.
С уважением.
Сергей



Дальник
Старожил форума
20.09.2012 13:26
Сколько фюзеляжных баков в Ил-78М: два или три?
2 однозначно
busha64
Старожил форума
20.09.2012 14:32
А кто дозаправлял морские Ту-142/М, Ту-142МР и Ту-95РЦ на СФ и ТОФе?

В советские времена строевые Ту-142 никогда не заправлялись(начали только в 2000-х), Ту-95РЦ заправлялись редко(когда в индийский океан по космосу летали), от эмок.
rex
Старожил форума
21.09.2012 09:51
...А кто дозаправлял морские Ту-142/М, Ту-142МР и Ту-95РЦ на СФ и ТОФе?


они, как и старые Ту-22, Ту-95, только от М-4, которых уже нет.

у Ил-78 и Ту-95МС, Ту-160 и прочей новой дозаправляемой мелкоты, "гранаты другой системы", англицкой...
КСИ
Старожил форума
21.09.2012 18:07
to aviafan
Вы просили написать о принятии присяги Украине. Вопрос и впрямь не очень приятный щекотливый затронувший практически всех служивших вне пределов РФСР на момент распада Союза и не только на Украине.Вначале я не хотел об этом писать, но потом подумал, слишком много домыслов на эту тему, и решил написать, так, как мне запомнилась и виделась ситуация в то время, впрочем оценка моя и до сих пор не изменилась. Итак по порядку.
Об обстановке царившей в то время в Узине можно почитать в статьях:
Комсомольская правда от 27.03.92 «Хроника бунтующего бомбардировщика»
Красная звезда от 07.03.92 «Какой же летчик без полетов? Но в известной узинской дивизии горючего нет целый месяц…»
Труд от28.03.92 «От винта! Что будет с авиацией СНГ на Украине?»
Эти вырезки у меня сохранились. В то время гарнизон, как тараканами, кишел всевозможными корреспондентами, и телевизионщиками, пытающимися урвать что-либо «пожаренее».
Только ленивый не писал об Узине. Поэтому надо читать с известной долей скептицизма, хотя в общем обстановка отражена правильно.
По поводу принятия присяги, попробую написать, свое видение ситуации, можно даже с некоторыми фамилиями,
Некоторых уже нет в живых, а тогдашнего комдива-иуду Башкирова, фактически сдавшего стратегов на Украине добрым словом не помянешь. Кстати есть запись его выступления в Раде Украины, где он сдавал стратегов Кучме, расписываясь в верноподданстве. С этого момента все и понеслось…
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru