Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ИБА в неизвестной войне 1979 года

 ↓ ВНИЗ

12345

Александр
04.02.2005 12:40
25 ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ КИТАЙСКО-ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА. ВЬЕТНАМ ПОБЕДИЛ.

Предлагаю участникам поделиться воспоминаниями, об этой войне, как не странно, никакие журнопадлы не пишут.
Кратко:
Двадцать шесть лет назад, в марте 1979 года, закончилась длившаяся чуть больше месяца (17.02-18.03) война между КНР и Вьетнамом. Эту войну Китай проиграл: его 600-тысячная армия ушла, потеряв убитыми 62, 5 тысячи человек, а также 280 танков и бронемашин, 118 орудий и минометов. Поводом для китайского вторжения, стал ввод в декабре 1978 года 120-тысячной вьетнамской военной группировки в Кампучию - так в те времена называлась Камбоджа, где промаоистский режимом Пол Пота устроил геноцид (погибли 1, 7 миллиона человек из 7-миллионного населения).
Решающую роль в победе Вьетнама сыграл Советский Союз, который молниеносно привел свои войска на Дальнем Востоке и в Сибири в состояние полной боевой готовности. Советская армия (25 мотострелковых частей, 250 тысяч человек с авиационной поддержкой) начала концентрироваться вдоль границы с Манчжурией, угрожая вторжением, если Китай немедленно не уйдет из Вьетнама.

Даже трудно представить себе, что могло случиться, если бы СССР ввязался в эту войну "по-взрослому" с миллиардным Китаем.

В 1979 году я служил в Луцке в апибе (Су- 17 м2). За несколько дней нас привели в готовность, провели подготовку техники к полетам на перегоночную дальность и запустили всем полком по маршруту Луцк-Энгельс-Кустанай-Камень -на-Оби-Белая- Борзя-Чейболсан-Чойрен.
Через три дня мы были в Борзе.Паралельно с нами "прыгал" по аэродромам истребительный полк из Березы на МиГ-21.Конечным пунктом у них был аэродром Сайшанда.
Собрав в кучу приличную авиационную группировку, провели показуху вторжения на полигоне Боян-Джарголан (по-моему так он назывался). Сказать, что там было "весело", значит нечего не сказать. Один эпизод. РП на полигоне шустро всех вывел в район полигона, а затем выдал в эфир :"Ребята, ну я вас всех и свел, разбирайтесь сами....". И тишина после имевшего место гвалта. Коротче, мы там носились эскадрильей, прижались к земле и ходу, вывернулись благополучно.Вообще, весь этот период (16.03-31.03.79) наш полк прошел благополучно (не считая поломок техники по различным причинам, которые не привели к летным происшествиям). А вот ребята из Березы потеряли ком. звена- на взлете начал открываться фонарь и его перевернуло.

Готов дальше поделиться воспоминаниями, чтобы мы смогли совместно заполнить эту мало известную страницу.
ДЕЖ СТРИБА
04.02.2005 13:07
НУ Я В ЭТО ВРЕМЯ ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС ЗАКАНЧИВАЛ, ПОЭТОМУ.....С КОНСПЕКТОМ И КАРАНДАШОМ ВЕСЬ ВО ВНИМАНИИ, ПРИГОТОВИЛСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ....
Mike
04.02.2005 13:18
Немного не в тему, но. Знаете кто вырезал те 62.5 тысячи китайцев? Всего-то вьетнамские пограничники, местное население и региональные части. Все. Основные силы вьетнамской армии в этом просто не участвовали.
Глубина вторжения китайцев во Вьетнам составила если память не изменяет всего-то от 3 до примерно 50 км
Вот ведь вьетнамцы!
Александр
04.02.2005 14:04
Китай и его руководство во главе с председателем ЦК КПК, премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном активно поддерживали красных кхмеров. Они решили жестоко проучить Вьетнам, тем более что у того 85 процентов вооруженных сил находилось в Кампучии. В сумрачные, предрассветные часы 17 февраля Народно-освободительная армия Китая (НОАК) семью корпусами после 30-35-минутной артподготовки атаковала опорные пункты Вьетнамской народной армии - на всем протяжении 1460-километровой границы. Кстати, начальником генштаба НОАК был тогда будущий "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин.

Первый удар двумя корпусами с севера китайцы нанесли в направлении города Каобанг вдоль долины реки Красная. Главный удар - пятью корпусами - шел с северо-востока - к городу Лангшон, откуда до Ханоя оставался всего 141 километр. Еще один удар, вспомогательный, был нанесен на северо-западе - в сторону города Лайтяу. Атакующим противостояли лишь одна регулярная и одна "сельскохозяйственная" дивизии Вьетнамской народной армии (ВНА), пограничные части и силы народного ополчения. К исходу 19 февраля наступающие войска захватили Лаокай, 2 марта - Каобанг, 4 марта - Лангшон. На отдельных направлениях они продвинулись на 30-50 километров и удерживали около 20 населенных пунктов.

Основным тактическим приемом нападавших была "людская волна" - это когда солдаты толпой бегут на вражеские пулеметы в расчете на то, что у противника либо кончатся патроны, либо сдадут нервы. Казалось, еще немного - и вьетнамцы, чья оборона носила очаговый и практически партизанский характер, не выдержат. Но руководство СРВ вовремя обратилось за помощью к СССР, с которым у республики был договор о дружбе и сотрудничестве от 3 ноября 1978 года.
В советском генштабе была создана группа из 20 советников и специалистов по основным родам войск. Возглавлял ее генерал армии Геннадий Обатуров, до тонкостей знавший военную тактику и оперативное искусство. Уже 19 февраля утром группа прибыла в Ханой и тут же приступила к работе, ознакомившись с докладами начальника генштаба ВНА Ле Чонг Тана и министра обороны Ван Тьен Зунга об обстановке на фронте.

Обатурову удалось встретиться с руководителем СРВ Ле Зуаном, что было очень непросто, и убедить его начать срочную переброску - по железной дороге и советскими самолетами Ан-12 - армейского корпуса из Кампучии к Лангшону. Туда же был выдвинут сформированный на основе поставок из СССР реактивный дивизион БМ-21 (системы залпового огня "Град

Слава
04.02.2005 14:34
Помню на построении ком. полка сказал нам о нападении на братский Вьетнам, вышел нач. П.О. - и чтоб к обеду рапорта у меня на столе. После построения я и почти весь полк написали рапорта о добровольном желании оказать помощь братскому Вьетнамскому народу....
KAV
04.02.2005 15:06
To Александр !

Да, в Чойбалсане в начале 80-х хорошо помнили прибытие полка из Луцка, совместные полеты. А полигон действительно называется Баян-Джаргалан, это полигон ИБАшного полка из Налайхи. Кстати, Александр, Вы наверное должны были летать и на "наш" Чойбалсанский полигон, он назывался Карини-Нур.
Не знаю правда это или нет, но говорили, что эта китайско-вьетнамская война подвигла руководство ВВС на более раннее перевооружение 43-го апиб в Чойбалсане на новую технику. Дай бог памяти, уже 1 июля 1979 года летчики первой эскадрильи нашего полка подняли в воздух Су-17М3, а осенью полк уже полностью перешел на новую технику. Вслед за эти перевооружили и полк в Налайхе, он получил вместо МиГ-21 МиГи-27-е, причем "Кайры" и с буквой М. А вот чисто истребительные части (Мониту - МиГ-21 и Чойр - МиГ-23) так и остались на свой технике.

С Уважением, KAV
Элерон
04.02.2005 15:17
А наших старшекурсников (ВИИЯ) быстренько переодели в форму ГВФ и отправили кого в Чкаловский, кого в Иваново, обеспечивать бортперевод Ан-12м на маршруте Москва-Ханой и Москва-Хошимин. Ох и налетался тогда народ по самое не могу.

Александр, а мне Луцкий ибап очень даже знаком. Я ведь вырос в Луцке. Пацанами садились на автобус, ехали в Киверцы, топали к летному полю, смотреть как вы летали тогда :)) Как-то раз или два нас даже водили на аэродром типа на экскурсию. На занятиях по НВП.
GIN
04.02.2005 15:26
а я в Борзе в авиагородке долго жил. Кто знает как там сейчас?
Sk
04.02.2005 15:26
http://www.hpbt.org/proza/zaro ...

Дмитрий Пушкарь
('Знамя', №1, 2001)

За Родину и все такое

повесть


I

30.04.79
500 МГЦ

№ 1
10:43
ВСМ ТЕРПЛЮ БЕДСТВИЕ 17 КМ ЮЮЗ АМАНДА ХАБ ВИЖУ НОАК ЧИС 50 СТРЕЛ ОР ВЕКТОР АМАНДА Я ВЫС 431 УСТЬЕ Р ЧЕPH АЛМЕНОВ 200 Я ЗДЕСЬ ОДИН РЕШ АТАК ПР ПОМ ЛУКАШОВ ВЧ 1245 КТО ПРИН ПРМ

№ 2
11:07
ВСМ ПРЕКРАТИТЬ ПОИСК ПРЕДЫДУЩЕЕ СООБЩЕНИЕ НА ЭТОЙ ВОЛНЕ БЫЛО ЛОЖНЫМ РАДУГА СК

№ 3
11:51
SOS 17 КМ ЮЮЗ АМАНДА ХАБ УСТЬЕ Р ЧЕР ВЫС 431 ВЕДУ БОЙ НОАК ЧИС 25 АЛМЕНОВ 200 Я ЗДЕСЬ ОДИН ПР ПОМ ВЧ 1245 ЛУКАШОВ КТО ПРИH ПРМ

№ 4
11:54
ВСМ ВЕРЬ ТОЛЬКО МНЕ ПРЕКРАТИТЬ ПОИСК ПРЕДЫДУЩЕЕ СООБЩЕНИЕ НА ЭТОЙ ВОЛНЕ БЫЛО ЛОЖНЫМ ВСМ КОМАНДИРАМ ДВТЧ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЧАСТОТЕ БЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ РАДИОКОДОМ МОРЗЕ ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ НА РУССКОМ ПРОВОКАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПОГРАНИНЦИДЕНТЕ БОЕ РАЙОНЕ АМАНДЫ ХАБ КРАЯ ПЕРЕДАЕТ СТАНЦИЯ ЗПТ СИГНАЛ КОТОРОЙ РЕГИСТРИРУЕТСЯ ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ ТЧК ВОЗДЕРЖИТЕСЬ РАДИООБМЕНА РАДУГА СК


продолжение по ссылке...
04.02.2005 15:29
> Глубина вторжения китайцев во Вьетнам составила если память не
> изменяет всего-то от 3 до примерно 50 км
Вам лет то тогда было 4 или 5? Память, мля
Berest
04.02.2005 15:42
KAV:

до Су-17М3 на чем был Чойболсан и куда отдали технику?
Mike
04.02.2005 16:10
Аноним
>Вам лет то тогда было 4 или 5? Память, мля
5 мне тогда было, но как щас помню толпы китайцев, прущихся через границу

А если серьезно, имелось ввиду глубина проникновения подразделений сил КНА от 3 до максимум 50км на территорию СРВ на разных участках вторжения.
Неужели, мля не понятно?
KAV
04.02.2005 16:12
To Berest:

До Су-17М3 43-й полк был вооружен простыми Су-17, была пара самолей Су-17М, опять же если память не врет эти Су-17М были в камуфляжной окраске, в отличии от остальных. На весь полк была одна спарка Су-7У.

А вот куда передали эти самоли я не знаю, ибо служил не в полку, а в батальоне связи и РТО.

С Уважением, KAV
Цхэ
04.02.2005 16:53
To Элерон

ВИИЯ какой факультет и год выпуска?
Berest
04.02.2005 18:52
KAV
а когда и откуда получали Су-17 без буквы не помните? Отец моего друга в Чойболсане служил срочную в начале 70х, говорит тогда были Су-7б.
KAV
04.02.2005 19:02
To Berest:

К сожалению не помню. Вернее даже не знаю. Я попал в Чойбалсан в начале мая 1979 года. Как раз когда еще в гарнизоне были свежи воспоминания от написанного выше Александром. Полк летал на Су-17. Но уже начали поступать Су-17М3.

С Уважением, KAV
Элерон
04.02.2005 21:31
Извиняюсь за оффтопик, специально для Цхэ: В-83.
ДЕЖ СТРИБА
05.02.2005 09:47
Sk: ТО ЧТО НАДО!!!


КУДА ДЕЛИ СУ-17?
В МУЗЕЙ ОТВЕЗЛИ....(ШУТКА)
Володя
05.02.2005 15:55
Классная ветка, Александр, боевая. Ждем продолжения рассказа.
Элерон
05.02.2005 16:42
Говаривали, не знаю, правда, аль нет, что китайская дивизия, наступая, вперлась в узкую горную долину. Там ее "Градами" и положили, целиком.
beobachter
05.02.2005 19:55
А ведь действительно была война о которой полный молчек. Я тогда на 2 курсе политеха учился. Помню иду вечером, а на встречу два поддатых мужичка очень интиллигентного вида - очки, дипломаты в руках. Один другому: "А я говорю, разъе...т их вьетнамцы!"
Молодец Александр.
Василь
06.02.2005 08:52
GINу "а я в Борзе в авиагородке долго жил. Кто знает как там сейчас?"

В Борзе сейчас ничего нет. В городке живут бичи.
Жизнь теплится только в городке Голубой дивизии.
Памятник Герою Сов.Союза Николаю Рытову из гвардейского полка перевезли в Москву.
Каждый год 9 мая все Борзинцы - и гвардейцы и разведчики собираемся в 10.00 у левой колонны ЦПКО Горького.
В 2005 году приказано прибыть всем без исключения В ПАРАДНОЙ ФОРМЕ с наградами, гв.знаками, значками "парашютист-отличник" и т.д.

Василь
06.02.2005 09:02
"Помню на построении ком. полка сказал нам о нападении на братский Вьетнам, вышел нач. П.О. - и чтоб к обеду рапорта у меня на столе. После построения я и почти весь полк написали рапорта о добровольном желании оказать помощь братскому Вьетнамскому народу...."

Сейчас в подобной обстановке будут тоже собирать "на помощь братскому напроду". Только скорее всего бабки.
Александр
06.02.2005 22:46
Ну, что же, определенный интерес есть, думаю помогать будет К.Ленин, он же Шура Кленин, с которым мы вместе пролетали с 1974 по 1983, включая и эту неординарную командировку.
КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ.
В одно из воскресений февраля (или марта) почти весь Луцкий гарнизон сидел в самом лучшем кинотеатре г.Луцка- "Россия" (кому-нибудь из современной молодежи Западной Украины сейчас сказать, что в центре Волынской области был кинотеатр с таким названием, будут смотреть как на придурка). Шел фильм "Робинзон Крузо" (или другое название, это там, где современный мужик, выброшенный на необитаемый остров, решал свои сексуальные вопросы с помощью дерева, проходил испытания у дикарей, после которого уши стали как у слона, коротче, обычная западная комедия, которая в те годы вызывала живой интерес у не избаловааной западными фильмами советской публики). И вдруг открывается дверь, вбегают солдаты и истошный крик "Военнослужащим авиациооного полка и частей обеспечения- тревога". Ну, к тревогам мы все привыкшие, но они все объявлялись или рано утром неожиданно (причем все знали точное время) или на худой случай- в ходе рабочего или выходного дня с оповещением по домам. Но это действительно было впервые и действительно неожиданно- вызвать гарнизон из битком набитого в том числе цивильными кинотеатра. Все это закончилось тем, что зал мигом опустел, даше горожане не усидели. Ну а мы галопом, антилописто, погнали в полк, благо он рядом. Передумали все, версии рождались самые неожиданные, но никто , даже из управления полка толком сказать не мог.
Вообще-то, не смотря на такую неожиданность, полк собрался почти весь. Затем подошли ОБАТО с ОБС тут мы услшали, что нас собрали на МИТИНГ!!!. Заклеймить позором ренегатов-китайцев за их нападение на братский Вьетнам. И все. Никаких коментариев и разъяснений. Можете идти домой. Плевались все. Кстати, я этот фильм досмотрел до конца только лет через 10.
Но самое главное было в понедельник. Командир полка, п/п-к Гончар Н.Н. (по кличке Тобишь, за его к месту и не месту повторение данного слова-паразита) довел, что по некоторым данным, нас отправят в Монголию на участие в крупнейшем ЛТУ. Но тут уже все сложили 2+2 и стало понятно, что дело заворачивается нешутейное. С 1 по 13 марта начали слетывать звенья и эскадрильи (не смотря на то, что полк был лидерным, отпуска и прочие обстоятельства, включая перерывы, диктовали свои грязные дела). Кроме того, сделали полковой вылет с 4 баками, не все имели опыт подобных полетов. Коротче, налетались, как никогда. Но тем не менее, однозначно не было никакой ясности о возможном перелете, пока в полк не прилетела опперативная группа из Главного штаба ВВС во главе с Главным штурманом ВВС (фамилию не помню), да еще командующий Львовской ВА со своей свитой, которых мы через пару дней уже считали за своих и особенно на них не реагировали. И завертелась подготовка "по-взрослому".
Продолжение следует.
OTK
06.02.2005 23:13
Фильм назывался "Синьор Робинзон"
http://www.rutv.ru/movies?rubr ...
Даже отрывок можно посмотреть.
Александр
06.02.2005 23:15
Спасибо, ОТК. Вспомнил, точно он.
Элерон
06.02.2005 23:18
Александр, а кинотеатр поначалу, когда его только-только построили, назывался "Промiнь" (Луч по-украински). А вот в каком году и с какого бодуна его переименовали в "Россию", уже и не упомню.

Я в Луцке жил на улице Гулака-Артемовского, мы не соседями были, случаем?
Александр
06.02.2005 23:33
Элерону
Ну, конечно я жил там, сейчас не помню в каком доме, утром у жены спрошу, она все помнит.Во всяком случае уже приятно, что встретил соседа. Не зря, значит, запустил ветку.
06.02.2005 23:38
Вот это название ("Промiнь") кинотеатру и вернули.
Элерон
07.02.2005 00:14
Ха! А у меня батя в ракетчиках служил. А когда на пенсию ушел, работал еще какое-то время в "Красных казармах", пока я родителей в Подмосковье не утащил (году 1990 в Луцке худо стало жить).

А в средней школе номер 5 у парней-выпускников был один выбор, куда поступать после школы: в ракетное училище или в авиационное. Лишь я, да еще пара курсантов-моряков на вечерах выпускников смотрелись ренегатами-отщепенцами: я в красных погонах, моряки, соотв-но в черной форме. Все остальные парни были, как и положено по уставу: кто в форме с черными погонами, кто с голубыми :))) Эх, вот накатило-то...

В 1978 окончил школу, уехал в Москву, поступил в ВИИЯ. Запомнилась невероятно морозная зима, перед новым 1979 годом температура падала до -40. Нам даже приказали опустить уши у шапок (все равно народ потом бегал с красными ушами)...

Наступил 1979 год и началось: Афган, Вьетнам, Эфиопия...
Семён Семёныч
07.02.2005 02:35
2Элерон
1 января 1979 года я в последний раз купил водку 3.62 в Елисеевском на ул.Горького. На Красной площади мороз был около 40.
АШ-62ИР
07.02.2005 03:55
2 Элерон & Семён Семёныч
Январь 1979 года, температура падала до -42. Чтобы не обморозиться на перроне Внуково техникам в комплектовках выдавали суконные маски на лицо. Прямо как спецназ, а в то "мирное" время вообще казалось дико. Все аккумуляторы на перронной технике из-за мороза сдохли. Багажные тележки, трапы стоят. С ночующих самолётов снимали аккумуляторы. При посадке транзитного самолёта по "громкой" объявляли - "Народ"! Садится Ростовский рейс, если за час в ручную не обработаем самолёт замёрзнет и встанет в очередь до утра. И "народ" под звуки Марсельезы упирался в ручную трапы под самолёт подтаскивать и багаж перелопачивать. Весело жили.
Observer
07.02.2005 04:10
Эту зиму и я хорошо запомнил: меня из ГСВГ в авральном порядке (сняли с полетов) отправили с рулонами всяких схем Монино, там готовилась какая-то ВВС-вская конференция. В Германии в это время ходили в плащах, солнце светило, и я совершенно подсознательно одел шинель, но теплое белье и шапку брать не стал - жарко в них было. Из Шперенберга летели на "почтовом" Ил-18, на Чкаловской сели часов в 11 вечера, у меня с собой кроме опечатанных тубусов был портфель с тремя бутылками пива "Радебергер" и 15 рублей, которые у меня тут же отобрал чкаловский таможенник - дед-ветеран с орденскими планками до колен: я справку на вывоз этих 15 рублей второпях не взял.
И вот выхожу я в первом часу ночи в фуражке из ворот чкаловского аэродрома, без копейки денег, снег под ботинками аж звенит, и воздух - густой, минус 40...
Короче, трясло меня потом еще около месяца.
Что же до той войны 1979 года, то китайцы о ней стараются не вспоминать. Я в 1989 году беседовал с китайским профессором - отставным военным химиком, и он проговорился, что трупов тогда было очень много, возникла большая проблема их обработки химсоставами для предотвращения эпидемий. Он тогда какой-то эффективный состав изобрел, за что был награжден.
KAV
07.02.2005 09:56
В сентябре 1979 года праздновалось 40-летие победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол. К празднованию было приурочено возложение венков к памятнику воинам на Халхин-Голе большой советской партийно-правительственной делегацией. Предполагалось, что возглавлять ее должен кто-то не ниже члена Политбюро. Однако отголоски китайско-вьетнамской войны были еще свежи. По информации наших политбойцов китайцы стянули к Халхин-Голу пару армейских корпусов. Однако мероприятия все же решили проводить.

В Чойбалсан перелетела эскадрилья МиГ-23 с Чойра. Каждый 23-й нес по паре Р-60 и пару Р-23 (а может Р-24). В день празднования с раннего утра и до окончания мероприятия в воздухе постоянно "висело" по звену 23-х. Звено отработав топливо шло на посадку, а ему на смену уже поднималось новое.

Ну а наши Су-17 из ДЗ (тогда полк полностью еще не перешел на Су-17М3 и в ДЗ стояли простые Су-17 с "зарядкой" по воздуху в виде двух СППУ-23) в этот день вместо "зарядки" по воздуху несли "зарядку" по земле.

С Уважением, KAV
07.02.2005 16:00
Зачистку занятой территории китайцы доверили своим женщинам. Было ли это штатное подразделение НОАК, не знаю, но мужики не выдерживали, а китаянки весело, с песнями забивали женщин и детей, живших на вьетнамской стороне. Чтобы не копать могилы и не разводить инфекцию, трупы эти бабы сбрасывали в колодцы, сверху присыпали землей или подрывали оголовки. Не помню уже, делали ли они это сразу после наступления или перед отходом. Местные там, по моему, были хань - то есть этнические китайцы.
Кстати, были тогда и пленные с китайской стороны, некоторых даже показывали корреспондентам.
07.02.2005 16:04
КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ (часть вторая)

После прибытия оперативных групп началась непосредственная подготовка. Причем все руководство настойчиво проводило мысль, что речь идет о ЛТУ, которое проводит ГК ВВС в Монголии, а 806 апиб (Луцк), как лидерный полк, обязан землю рыть на любом Театре Военных Действий (ТВД), куда бы его не послала Родина. Поэтому готовьтесь к ЛТУ и не забивайте себе голову всякими войнами. Политрабочим, к которым относился и я, была дана команда -выбить из головы всякие домыслы о какой-либо войнухе. Оставлю такое решение без комментариев, ибо здесь могло быть все- от дезы до неготовности решения.
Первым делом получили карты, извели ведра клея. Когда стопки карт собрали в кучу, поняли, какая у нас большая страна. Планшета, чтобы все запихать, не хватало. Ну а потом довели маршруты: № 1- ЛУЦК-ЭНГЕЛЬС-КУСТАНАЙ-КАМЕНЬ-на-ОБИ-БЕЛАЯ-БОРЗЯ. №2 шел севернее и его я точно не помню. Но отлично помню, как мы высунув языки, готовили карты с учетом требований НШС (наставление по штурманской службе). А по- другому как, ведь Главный штурман ВВС под боком. Но потом все стало на свои места. Сначала этот генерал рассказал нам, что достиг таких высот в штурманском деле лишь только потому, что сам блудил несколько раз. Потом расширил рамки НШС. Капитан Сережа Жуков (погиб потом на полигоне где-то в начале 80-х) спросил у него, можно ли написать на карте дополнительную информацию по расходу топлива, не предусмотренную НШС. На что было ответ примерно такой: 'Сынок, если ты нарисуешь на карте голую бабу и она поможет тебе долететь, рисуй сколько тебе угодно'.
Вот так, как всегда до ночи (а по другому а авиации к серьезным делам не готовятся), с хохмами (ведь напряжение нарастало, нужно было разряжаться), мы подошли к 16 марта-началу работы.
Далi , будэ, как говорят мои друзья украинцы.

Александр
07.02.2005 23:36
КАК НАС ПРОВОЖАЛИ
И вот наступил день 16 марта. Самолеты заняли все, что можно занять и даже, по-моему, запускали и выруливали из укрытий, так как в воздух подняли все, что можно было поднять. В обозе (на Ан-24) со стариками, женщинами и детьми летели только голимые лейтенанты, которым еще по уровню до таких полетов было рано и самые пройдошливые отцы-командиры из управления полка.
Таких проводов я не видел никогда и вряд ли увижу. Возле знамени полка в конце ЦЗ стояли: Командующий округом, Командующий ВВС ПрикВО, Первый секретарь обкома+ московская свита и резво снующие туда-сюда офицеры управления дивизии почти в полном составе (полк был придворным, при дивизии)+бабком (женсовет) в расширенном составе, включая некоторых дорогих тещ.
Взлетели без приключений. Дорогу тропили пара спарок во главе с командиром полка. Шли на 7800, дорулили до Энгельса за 2 часа. Ничего особенного не помню, заправились и погнали дальше. Хотя, конечно. В первый раз увидел мастодонтов (Мясищева самолеты), мы мимо проруливали, как на "Запорожцах". Еще помню рулежку, забитую камнями и постоянную мысль- не нахватать чего-нибудь в заборник.

ВЫ ЛЕТИТЕ УМИРАТЬ!!!!!

С такими словами к нам обратился некий генерал-лейтенант Трофимов на аэродроме Кустанай, который был вторым в нашей одиссее. По его словам, он сосланный командующий Аральского моря. Он ранее командовал Одесской армией и за какие-то грехи сослали в эту тьму-таракань на должность зама по училищам какого-то сибирского начальника. Но суть не в том. Драл он нас как котов, при этом даже видавшие виды старперы из 3 аэ (некоторые даже Ил-4 помнили), восхищенно чмокали губами и млели от такого приема Праведный гнев сурового начальника вызвала та собачья свалка, которую мы полком (не без помощи КП и РСП Кустаная) организовали над аэродромом. На аэродроме был минимум, 10 баллов до 6000 метров, а тут мы на помеле .Самое плохое, что были уходы на второй круг с уходом в запрещенную зону (1 разворот крутили не в ту сторону).
Сели все, поломок вроде не было. Живи и радуйся: летчик жив, полет удался. Но требования были другие: "Вы летите умирать, а прийти на аэродром по человечески не можете!!!!". Затем еще час криков и топания ногами, постановка задачи и контроль готовности. Впечатлений море, особенно посылка насчет войны. Тут уже не до ЛТУ, тут дядя очень толсто намекает, что пришел час икс расплачиваться за удовольствие летать и за шоколад на халяву. Пообсуждали в курилке свой новый статус будущих воздушных асов и свалились спать как убитые. Я не знаю, как готовят пилотов к войне сейчас, что им вдалбливают в голову с первого дня. В нашем случае, перевод с мирного на военное сознание (т.е. начало перехода) произошло обыденно, максимум реакции - "Не фига сибе!!). Никакой паники и тем более попыток слинять. Вот так готовили советских летчиков выполнять свой долг (и не считаю это высокопарными словами)- за шкирку и в воду.
А тем временем, на опустевший аэродром ЛУЦК передеслоцировалась банда из Черлян- вновь образованный полк на СУ-7. Им там смен не хватало с СУ-24 (2 полка на одном аэродроме), вот командование и приняло решение посадить их в Луцк на период, пока мы будем "умирать".
Почему "банда" (не обижая никого), напишу позднее.
Продолжение следует.
Александр
08.02.2005 11:13
7200 до ЛУНЫ.

Из Кустаная ушли рано утром. Камень -на Оби запомнился собачим холодом, большим количеством снега и весьма скудной едой. Что-то тягучее, напоминающее кашу с огромным количеством какого-то масла (или машинного или растительного). С тоской вспомнилась Луцкая столовая и очень жаль стало штатных перегонщиков и экипажи ВТА- вечных бродяг, для которых подобное- норма жизни.
Отсутствие опыта длительных перегонов иногда выливалось в курьезные случаи. Какой-то КП начал запрашивать одного из командиров звеньев 3 аэ м-ра Олейника (опытнейший пилот, весь в ракушках). 'Ваше удаление до Луны?' (позывной какого-то аэродрома или ПУ ПВО, именно ПВО и вело нас по этим маршрутам' После третьего или четвертого настойчивого запроса последовал ответ '7800 по стандарту'. Повеселились все. Но через некоторое время мне лично стало не до веселья. Очень подозрительным показалось расхождение между расходомером и топливомером. Посмотрел на штурманский план, должны быть выработаны подкрыльевые баки, а лампа молчит. Доложил ведущему (ком. аэ Кушнареву Н.А. Его знают многие ИБАшники, где-то на форуме читал о нем отзывы. Закончил службу генерал-майором, начальником штаба ВВС МО). Прошла краткая консультация (минут 10) по линии ком.аэ-ком.ап-зам.ком.аэ (В.Лоэмаа, общепризнанный в полку авторитет, закончил службу зам.ком.дива в Шираках, ныне представитель Эстонии в НАТО), из которой я понял следующее (при этом мне никаких вопросов не задавали и в разговор не включали):
-действительно два подвесных не вырабатывались;
- назад не долечу, не хватит;
-до Белой или долечу или нет (мнения разделились);
-ближайший аэродром-Канск, закрыт по метео.
Коротче, песня. Наступила тишина. Посмотрел вниз, унылый бело-зеленый пейзаж, ни одного населенного. Получше засунул карту в карман, чтобы при катапультировании не улетела. Проверил крепление пистолета. Тот еще Рэмбо. И обида гложет за ласты:целый полк идет рядом, помочь никто не сможет и земля молчит. В такой тишине, перемеживаемой изредка вопросами Кушнарева (Ты как?) шли еще минут 10. И тут уверенный голос с Земли, у кого, мол, остаток маленький. Назвался. Стало чуть-чуть легче. Пошли команды: ведущий влево на 15 градусов, ведомый второй пары вправо на 30, (тут я хотел закричать 'Меня отводи, при чем тут они.' Но вовремя прикусил язык. Коротче, всех разогнали в стороны, а мне дали зеленную дорогу прямо со снижением под облака. Сначала увидел речку, затем огромный аэродром (там 6 км или более длина ВПП), выскочил к третьему, лихо крутнулся на 4, воткнул нос в центр ВПП и только тут понял, что сяду. Топливомер давно на нуле, но топлива хватило, чтобы дорулить до ЦЗ. На стоянке проверили технику- заклинил переливной клапан. Обидно. Самолет полный топлива, а лететь практически не начем.
Белая кроме того запомнилась Бэкфайерами, самостоятельной заправкой топливом при температуре -30 градусов и прекраснейшей девушкой-дежурной по гостинице. Очаровательная блондинка. Весь полк ходил, облизываясь, пока не разогнали по кельям спать.
На следующий день, обжегшись на молоке, задули на воду: с полной заправкой вылетели на Борзю, хотя хватило бы подвесных по 800 литров. (Зам. Ком. ап Р.Куадже сознался в своей вине. Подошел к командиру и говорит: 'Расстояние маленькое, давай подвесные не заправлять'. И естественно, нарвался на ответ: 'Хватит с меня Петрова (это я). Залить во все дырки.' Если бы подошел и спросил от противного 'Хоть и близко, но давай полностью заправим', то с вероятностью 100% услышал нечто об экономии топлива, о состоянии его мозгов и в результате было бы решение по оптимальной заправке.) И вот, полные топливом примчались в Борзю (Напротив вшивого Пекина, Москве и Питеру дерзя, стоит красавица Борзя). Низкая кучевка, страшный боковик, очередная собачья свалка , попадали как могли.
Все, пора за работу, потом допишу.
Аноним
08.02.2005 13:53
Александр, кроме вас из ПрикВО кто-то участвовал?
Анониму
08.02.2005 22:04
Анониму
Авиационной техники нагнали много, в основном из Дальнего Востока. Из Европы, насколько известно, были только мы и полк из Березы Картузской Белоруссия)на МиГ-21. Правда, пока мы этап пройдем, они успевали раза 2-3 сесть и взлететь
Счетовод
10.02.2005 16:42
Затаив дыхание ждем продолжения! :)
Александр
10.02.2005 19:05
Счетоводу
Я как попугай Кеша из одноименного мультфильма, окрыленный Вашей поддержкойИ излагаю дальше (Пролетая как-то над Гаити....)

В Борзе задержались недолго, постановка задачи и перелет в Чейболсан.Причем перелет осушествлялся на средней высоте, можно считать, что где-то даже демонстративно. (Там, в верхнем штабке, виднее).Первые впечатления от Чейболсана: утром очень кислый кефир, допить стакан до дна которого не все могли, огромные яблоки (говорят из Китая) и огромное число тараканов в казарме танкового полка, куда нас расселили. Наша первая аэ была на следующий день передислоцирована на аэродром Чойрен, а остальные остались в Чейболсане и даже пытались организовать полеты по плану БП. Но после того, как у одного из элеронов на спарке отвалилась неправильно закрученная гайка и заходили на посадку практически ногами, полеты прекратили и начали усиленно пить водку, закусывая тушенкой, которой в Чейболсане было столько, сколько в Союзе мы не видели никогда.
Мы, прилетев в Чойрен, начали готовиться к удару (тактическому) по полигону Боян-Джарголан.
Но сначала нас отвели в местную баньку, где мы все угорели, так как в трубе была изрядная дыра и СО2 пер в парилку. Опомнились все тогда, когда один из пилотов (ведомый у К.Ленина, присутствующего на форуме), начал откровенно ловить глюки. По плану на следующий день был отдых, мы даже после баньки, не смотря на угар, хлебнули спиртику и в условиях несостовшегося высокогорья (говорят, несколько десятков метров высоты не хватило, чтобы местным пилотам платили за высокогорные условия), попытались быстренько уснуть. Но почти у всех было такая сильная тахикардия, что казалось, сердце выскочит. Промаявшись полночи, с горем пополам уснули. А утром новость- облет целей в составе аэ. Никуда не денешься, слетали (молодые все, не то еще могли выдержать). На следующий день был звездный налет всех родов и видов авиации на полигон. Причем РП полигона особенно не вдавался в точность радиобмена. Руководил примерно так:
РП:-Кто там к третьему подошел?"
Ведущий :-"321 группой".
РП:- "Ты мне скажи тип самолета и сколько вас"
Ведущий- "Су-17, 16 экипажей"
РП:- "Сваливай влево на 30 градусов и работай"
Он же:- "А на втором кто?"
Ведущий другой группы:- "МиГ-27, 16 экипажей"
РП:- "Строй маневр за СУ-17"
Таким он образом ввел в бой вертолеты, МиГ-21, еще кого-то а потом сказал совершенно замечательную вещь:
"Ну я вас и свел, ребята, разбирайтесь сами".Такой свалки я никогда больше не видел. Перед вылетом, наш мудрый командор дал указание, что если будет туго, ведомый последний пары доложит "Остаток 1800" и мы по-тихому свалим.Через 5 минут ведомый заблажил "Остаток 1200", т.е. совсем плохо. (только у нас в звене поперек проскочила пара каких-то камикадзе). Уходили оттуда, прижавшись к земле и на полных оборотах, чтоб побыстрее. ...
А по земле подтягивалась пехота. Сколько глаза видели, шли колонны- танки, машины. Потом рассказывали, что какому-то ошалевшему танкисту надоело пыть глотать в строю, он решил пройти рядом со строем. И таким образом (дело было ночью), раздавил кибитку с пастухом и всей его семьей. Когда наше командование пошло к руководителю местной администрации объясняться, им было заявленно примерно так:"Русские нас защищают, мы должны простить"
Я не помню сколько вылетов в этот день было сделано, запомнился воздушный бой над Чойреном звена на звено местных истребителей. Когда пара самолетов скрылась ниже горизонта, все похватались руками за то, что находится ниже пояса и ждали появления известных черных грибов. Каким чудом, но оба опять вынырнули, как из-под земли, сопровождаемые коллективным вздохом облегчения.Вечером было объявлено о начале перемирия и конце войны.
Самое интересное началось после прилета обратно в Чейболсан. Никто не мог толком сказать, когда мы улетим обратно, начали ходить упорные слухи о том, что по настоянию Главкома Дальневосточного направления, нас оставляют здесь на аэродроме Сайшанда, где кроме ВПП нет ничего. Это был удар ниже пояса- из Луцка в Монголию да еще на незастроенный аэродром!!! Это перебор. У старых вояк из 3 аэ начали вскрываться фронтовые раны, началась целеустремленная подготовка к залеганию в госпиталь.А в это время, банда из Черлян, присевшая на наш аэродром в Луцке, поверив в эти слухи, не выполнив ни одного полета, начала готовиться к тому, что они займут наше место. Естественно, вначале начали торговаться с нашими женами за занятие по договору квартир, на что наши жены ответили коллективным воплем и осадой штаба дивизии с вопросом, когда вернут мужей.
И вот в таком непонятном положении, пробыв тря дня, мы получили команду на обратный перелет. Желание улететь было такое, что я например, закрывал и открывал фонарь несколько раз на рулении, пока не потухла красная лампа (кто согласится отстать от группы, а потом тащиться неделю по перелетным маршрутам". Коротче, мы перелетели за два дня ( с учетом полета на запад и удлинения светлого дня). Прилетели в Кустанай орлами (погода миллион на миллион, в плотных боевых порядках, в общем, потешили сердце опального "Командующего Аральского моря"). Его эстапада примерно была такая "Фронтовиков издалека видно". Ну а нам чего еще надо?
Самый запомнившийся перелет Кустанай - Воронеж из-за плохих метеусловий Энгельса. Я впервые был в воздухе 2часа с хвостиком. Сыпались в Воронеже организованно, ("фронтовая" гордость не позволяла упасть в организации и качестве)с остатками в районе аварийного. Затем прыжок в Луцк и к вечеру 31 марта были в Луцке. Опять митинг, основная мысль на котором- мы участвовали в спасении мира на планете.Ух, здорово то как чувствовать себя спасителем!!
Затем отдых на 3 дня всему полку, в первый же вечер, не сговариваясь, все собрались в главном ресторане города, где оркестр весь вечер играл "Для летчиков, вернувшихся из Монголии, песня "Бродяга Байкал переехал"".
Да, банда из Черлян под улюлюкание нашего бабкома с позором была отослана назад, не мешая нашим женам ждать своих Покрышкиных, Кожедубов, коротче, своих героев.
Затем было награждение неучаствующих, наказание невиновных и обман опытом по всему ВВСу.
Все, а то злоупотребил вниманием форумян.
10.02.2005 19:51
Спасибо огромное.
meglin
10.02.2005 19:55
в 9-м классе как раз наблюдал в 79-м перелет какого-то полка на восток, судя по моему опыту тогда это были Ту-22, шли медленно и долго. До этого над нами, а это север Волгоградской области, летали лишь истебители, наверное, 21-е, часто на сверхзвуке. И падали иногда. Информации о войне почти никакой не было, но Китай воспринимался исключительно врагом. Да, почему-то рванули из села на сборы всех трактористов К-700, этого бронтозавра, помните? Наверное, тягачи были хорошие.
карба
10.02.2005 20:18
Требую от Александра второй серии.
Nick
10.02.2005 21:26
А дальше....?!
Интерес
10.02.2005 21:59
>"Ну я вас и свел, ребята, разбирайтесь сами".
Круто!!! Пбольше бы таких ИНТЕРЕСНЫХ веток. Спасибо, Александру и всем остальным.
Элерон
10.02.2005 22:04
Александр, спасибо. Я вас в бытность свою школьником не знал, писал ведь, батя в ракетчиках служил. Но вы над нашим домом каждый день взлетали... Кстати, если Вашей супруге интересно будет, жили мы на Гулака-Артемовского, дом. 19, первый подъезд :)) А учился я, как и все дети военных, в пятой школе. Хотя, нет, вру, некоторые "наши" учились и в девятой. Но мы их всегда за салаг держали *Ы!*

А когда отстроили и начали квартиры давать за "Красными казармами" (меланжевый комбинат и все такое), как раз на траверзе Вашей ВПП, а потом туда и троллейбус пустили, мы с пацанами чуть не каждый день бегали смотреть на ваши Су-17...

А еще году в 1975 или около того, помню, МиГ-21 из Ровно упал на Луцк. Летчик катапультировался, а мигарь пролетел над городом и точнехонько в чей-то сарай в Вышкове воткнулся. Мы потом на свалку вторцветмета, за ж/д вокзалом бегали, обломки тырили на память...

Александр, а в замок Любарта Вы ходили?
Александр
10.02.2005 23:53
Элерону.
Привет земляку!!!Мы жили по Гулака в доме напротив больницы, в нем еще был магазин. Номер не помню ни я, ни жена, хотя она у меня помнит такие детали, о каких я и думать забыл. В Луцк я попал в 1978 году, так что инцидента с Миг-21 не помню (в Ровно не было аэродрома)А Замок Любарта, это который в парке?
НКИБНШЫ
11.02.2005 08:53
Александр, Спасибо! Поболее бы таких веток!
Удачи!
12345




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru