Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

наши потери в Афгане

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12..252627

Пенсионер ВВС
08.04.2010 07:47
Гордиюк:
По спарке. Была крайней в группе, сверху следила за всеми. Затем зашли на цель, а вот их никто не прикрыл вся группа пошла домой. Связь с ними пропала. Летали туда и мы и разведчики с Кабула, но места падения определить не смогли. Вертушки не пробились. Только после занятия ущелья войсками определили место падения самолёта, а также нашли мою лётную куртку от камбеза. Мы с Мишей Карчинским поменялись, чтобы размеры немного совпадали с нашими торсами. Он её снял, когда выходил к нашим, чтобы незаметнее быть (она белая). Но не удалось выйти, наткнулся на духов. За ручки катапульты дёрнул Юра Московчук, задняя кабина (нач. ПДС), это со слов Михаила (Ком звена). Он потом летад на Ан-26.Сейчас ищу его. По Юре Московчук, официально его признали погибшим, и семья всё получала.(Со слов дочери.). А также, вроде и нашли могилу его там, информация проверяется.
Капитан Срыбный Андрей. В инете чуток неправильная информация. Он был ведомым при нанесении удара у капитана Якименко, а не у Железова. Фото всех пилотов 2Аэ и управления полка можно посмотреть по ссылке:
http://www.forum.ucharal.ru/in ...
КОСМОС
08.04.2010 08:07
Пенсионер ВВС. Странно, ведь официально Московчук числился без вести пропавшим до 2006г--есть список.А вот Миронов уже почему-то вычеркнут из списка безвести пропавших.
Гордиюк
08.04.2010 11:37
Вы уверенны, что увиденное Вами произошло с п-пком Песковым?Кому верить Вам или Книге Памяти ---разногласия в датах гибели, по вашему--май 84г, в книге--14июня 86г.

По поводу "кому верить" (мне, или бывшему заму, впоследствии снятому командиру, впоследствии "кандидату исторических наук" у которого уже 21.07.83 (http://www.airforce.ru/history ... был "дефицит" трассирующих снарядов "ПОСЛЕ СЛУЧАЯ С КОРЕЙСКИМ БОИНГОМ" - а собьют-то его аж через СОРОК дней после его "ПРАВДИВОЙ" ЗАПИСИ В "ЧЕСТНОМ" ДНЕВНИКЕ ПЕРЬЕВОЙ РУЧКОЙ)- помните о лохотронах, МММ и др. Моя редакция:

Две ДИЧАЙШИЕ потери нашего Ми-8 и афганской спарки МиГ-21УМ с экипажем (комэска-афганец в передней кабине, наш советник в задней).. В тот день в Баграме для десанта в Панджшере были собраны в кулак вертолеты "со всей округи". В 5.30 утра с десантниками на борту и запущеными двигателями они ждали команды на выруливание западнее ВПП на грунте в северной части аэродрома. Команда должна была поступить с воздуха от разведчика погоды МиГ-21УМ (Береза): над всем Панджшером безоблачное небо! Но на это же время у нас запланирован был удар 8 или 10 МиГ-21БИС и не хватало пилотов для "спарки", а потому вылет отдали афганскому полку: их комэска в передней кабине, в задней наш советник (фамилию не помню, он часто к нам заходил, поскольку был однокашником п/п-ка Стецюка, н.ш. полка). В 5.25 с вышки два РП (с 84г. РП могли стать и нелетный состав) с Су-25 дали "добро" вырулить на исполнительный паре ПСО Ми-8 в северной части ВПП, которая была в пыли от запущенных Ми-8 и начали спорить между собой, как поделят свое дежурство и забыли про вертолет. РП-афганец в 5.30 спросил у них может ли взлетать афганский самолет с южного торца. Один из них отмахнулся - не мешай, мы разговариваем. Тот понял что можна и "спарка" на форсаже с двумя УБ-16 на моих глазах еще разгоняясь по бетону влетела в пыль с середины полосы. Я влезаю по стремянке в кабину и вижу черную копоть дыма поднимающуюся из пыли. Первая мысль после ночного обстрела 11.05.84 звена: "духи" уже с утра обстреливают, но почему я не слышал взрывы? И тут услышал звуки сходящих С-5. Оказывается, МиГ-21УМ в пыли влетел под лопасть Ми-8, которой снесло фонарь и головы пилотов, по закону "бутерброда" самолет завалился влево на грунт, где находились вертолеты с десантом, загорелся и все НУРСы полетели, к счастью, между вертолетами. Один Ми-8 сгорел на ВПП, экипаж цел, потери у них - сандалеты, слетевшие при выпрыгивании из горящего Ми-8. Официальная причина - летчики не убедились в отсутствии препятствий на взлете (впереди пылища!). Реальная - безответственность этих РП. Бывшие летчики всегда добросовестнее относятся к вопросам безопасности своих бывших коллег. У обоих бывших РБЗ такая профессиональная черта отсутствовала. И сколько таких идиотских случаев в авиации, начиная с Икара, нарушившего все инструкции и меры безопасности! А ведь восхваляют именно его, дебила, а не умного и добросовестного Дедала!"

AL-77
08.04.2010 11:48

2 Гордиюк
В 1983 году проходил службу в Шинданте в 302 овэ. Впервые о Московчуке узнал со слов летчиков Березы Картузской.
После Афгана попал служить в оатб в Ивано-Франковске. Информация о том, что 145 иап потерял только одного летчика безвести пропавшим подтвердилась со слов офицеров полка. Жена Московчука работала у нас в санчасти.
Гордиюк
08.04.2010 11:53
Вы уверенны, что увиденное Вами произошло с п-пком Песковым?Кому верить Вам или Книге Памяти ---разногласия в датах гибели, по вашему--май 84г, в книге--14июня 86г.

продолжение
(http://www.airforce.ru/history ...
"21 мая 1984 г. На одном из вертолетов, выруливших с десантом на борту, боец случайно произвел выстрел. Попал как раз в двигатель, вертолет сразу вспыхнул, десант и экипаж успели разбежаться, а на полосе через 10 минут остались «рожки да ножки» - хвостовая балка и лопасти. Посмотрев сверху на это безобразие и не дождавшись очистки полосы, вынужденно сели в Кабуле".
"И тут Остапа понесло!.." Есть только еще один (в те времена молодой лейтенант с КП, который "не отсиживался на продскладе" - его весомый "аргумент" своей правдивости)"свидетель" этого "события". Их двое - я один "против". "Историк" даже "возмущается":"в этом случае я читаю возможным привести дословные строки из дневника «бессовестного человека» которые я, в отличие от Вас, не придумал через 25 лет, а записал тогда..." (http://forums.airforce.ru/show ...
Если с таким научным званием (а может уже и выше, то - по сведениям "Мира авиации" 1998-01) на виду у всех в интернете ФАЛЬСИФИЦИРУЮТСЯ два (один - общеизвестный МИРОВОЙ общественности, второй - неизвестный никому, служившим в БАГРАМЕ) события, то возникают сомнения в психике такого "историка", считающего лохами даже корейцев - не только они помнят, что боинг сбит 1 сентября!
Но это уже совсем другая история...
Гордиюк
08.04.2010 12:44
КОСМОСУ
Спасибо за уточнения. А откуда инфо про Сафонова и какая?
Гордиюк
08.04.2010 13:29
Вы уверенны, что увиденное Вами произошло с п-пком Песковым?Кому верить Вам или Книге Памяти ---разногласия в датах гибели, по вашему--май 84г, в книге--14июня 86г.

http://www.skywar.ru/Poteri198 ...
"12 мая 1984 г. столкновение вертолета Ми-8МТ и самолета МиГ-21УМ 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). Из-за несогласованности действий РП взлетную полосу одновременно заняли афганский самолет и вертолет 262-й овэ (или 280-го овп ?). На разбеге летчики МиГ-21 заметили препятствие и попытались оторваться на скорости ниже допустимой, но задели лопасти вертолета. Экипаж истребителя в составе афганца - командира эскадрильи и советского инструктора п/п-ка Пескова Сергея Макаровича погиб. Экипаж вертолета (Евгения Кашицина ?) успел покинуть борт до того, как он полностью сгорел (воспоминания очевидца)."

Эта информация записана с моих "показаний". Дату не помню, источник другой. Но скорей всего правильная - накануне у нас сгорело 4 с-та в ДЗ БЕЗЛУННОЙ НОЧЬЮ (ОДНИМ СНАРЯДОМ - стазу все звено!!!), духи еще в 1982 обстреливали, но не так удачно) и я помню свое "возмущение", что уже срання не боятся палить.


А это информация "историка"(автора МЕЖДУНАРОДНОГО ОТКРЫТИЯ спустя 25 лет еще одной только ему известной на 21.07.83 потери корейского боинга, сбитого 01.09.83).
(http://www.airforce.ru/history ...
"6 июня 1984 г. В суете боевых будней майский случай с выруливанием вертолета на ВПП без разрешения быстро забылся. Эскадрилью вертушек из Джелалабада заменили другой. Информационные сборники не печатались – не до того! Утром запускаем звеном на удар. Впереди нашего звена катит афганская спарка МиГ-21. Ветер еще не поднялся, над аэродромом снова облако пыли. Первая РД в Баграме выходит на ВПП в 150 м от ее начала. Полосы 3000 м для взлета вполне хватает, и летчики, вырулив на полосу, не возвращаясь к ее началу, сразу повернули на взлет. Форсаж, разбег, спарка вошла в пыль и за мгновение до отрыва рассыпалась над полосой огненным шлейфом! Опять Ми-8 без разрешения выручил на полосу, но на этот раз скорости взлетающим не хватило, и спарка врубилась в балку вертолета. Экипаж вертушки отделался шоком и потерей винтокрылой техники, а вот истребителям не повезло – их рассеяло по полосе на километр (инструктор был наш, советник заместителя командира эскадрильи Сергей Песков)."

Гамлетовский вопрос: и кому верить?
Гордиюк
08.04.2010 14:22

http://www.forum.ucharal.ru/in ...
27 гвардейский ИАП в рассказах, портретах и лицах.

Первая боевая потеря произошла 15.06.1981 года, когда из ДШК была сбита спарка Миг-21ум, пилотируемая начальником ПДС полка м-ром МОСКОВЧУК Ю.А. и командиром звена М.Корчинским.
При катапультировании м-р МОСКОВЧУК погиб, а к-н Корчинский был взят в плен, в последствии был обменен на высокопоставленного «моджахеда». Для спасения экипажа в район падения были отправлены вертолёты ПСС, однако подойти к месту падения лётчиков они не смогли из-за плотного огня с земли. Лишь позже группа с десантом на борту смогла забрать останки одного лётчика.
Позже произошла ещё одна боевая потеря. При нанесении бомбоштурмового удара в горах в самолёт ст. лётчика к-на А.Срыбного попала ракета «Рэд- Ай», выпущенная душманами с земли. Самолёт взорвался в воздухе, это видел и ведущий группы, командир полка п-к Кот В.С. «Чёрный тюльпан» отправил останки лётчика в Коломну.
Потерян был также самолёт Миг-21 бис, пилотируемый командиром АЭ п/п-ком Веропотвельяном В.В. Лётчик катапультировался после остановки двигателя и был подобран вертолётом ПСС.
Пенсионер ВВС
08.04.2010 14:22
AL-77:
Московчук Юрий погиб в 27 Гиап. Жена с семьёй уехали в Иванофранковск. Там она и устроилась на работу. Поэтому вы и написали, что он из 145 иап.
КОСМОС:
Дело в том, что тела его не обнаружили (прошло много времени, пока заняли это ущель), и занесли в списки как пропвший. Но потом, по косвенным фактам признали, что он погиб, и семья начала получать пособие. Ну, а о результатах на данное время, я написал раньше.
Гордиюк
08.04.2010 14:35
Большое СПАСИБО Пенсионеру ВВС, расставившему все точки и запятые после многих знаков вопроса и непонятностей. Осталась дата 2-го дня рождения Веропотвельяна и детали этого события. Хотелось бы и про ПСО услышать кое-что.
haligali
08.04.2010 14:41
Корчинский -это не который потом в Балашове служил ?
Пенсионер ВВС
08.04.2010 15:15
haligali:
Да, это он. Если знаете его дальнейшую судьбу подскажите.
Насчёт второго дня рождения уточню и сообщу. Вечером в тот день хорошо отметили.
Пенсионер ВВС
08.04.2010 21:18
Гордиюк:
Уточнил по дате катапультирования Веропотвельяна. Это произошло 25 июня 1982 года. Катапультировался на траверзе к.Бараки южнее Кабула. Вертолёт вышел с Кабула, взял лётчика и доставил в Баграм. Через день, два продолжил летать.
Гордиюк
08.04.2010 23:23
Через день, два продолжил летать.

Ого! И без ВЛК?
Гордиюк
09.04.2010 00:41
потери самолетов МиГ-21 в ДРА (ВВС СССР–18шт. и ДРА(советники)–2шт., период 1980 – 1985)

Кокайты115 гиап
-01.08.80-МиГ-21БИС сбит, погиб ст.л-т Л.Чешенко
-12.11.80-МиГ-21БИС сбит, к-н А.Проказин катапультировался
разведчики
-09.09.80-МиГ-21Р сбит, к-н В.Горячковский погиб (Чортков)
-23.09.80-на земле сгорел МиГ-21Р, взрыв на бомбоскладе, повреждено 8 МиГ-21СМ
-13.08.82-МиГ-21Р сбит, ст.л-т А.Миронов погиб (Возжаевка)
-30.08.82-МиГ-21Р загорелся после посадки, к-н В.Лабинцев умер 31.08.82 от ожогов
-24.10.82-МиГ-21Р сбит, м-р О.Яассон погиб (Возжаевка)
-26.04.83-МиГ-21Р столкнулся с землей (поздний вывод), ст.л-т Константинов погиб
Уч-Арал27гиап
-15.06.81-МиГ-21УМ сбит, м-р Ю.Московчук погиб, к-нМ.Карчинский «выкуплен» из плена
-27.05.82-МиГ-21БИС взорвался в воздухе, к-н А.Срыбный погиб
-25.06.82-МиГ-21БИС сбит, п\п-к В.Веропотвельян катапультировался
Ив-Франковск145 иап
-18.08.82-МиГ-21БИС сбит, м-р Г.Шаповал катапультировался
Береза927 иап
-29.10.83-МиГ-21БИС сбит, м-р И.Долгих катапультировался
-11.05.84-на земле, ночной обстрел, от попадания одного снаряда сгорело 4-ре МиГ-21БИС
-15.06.84-МиГ-21БИС сбит, к-н А.Гордиюк катапультировался
советникиВВС ДРА
-12.05.84-МиГ-21УМ ДРА, на ВПП при взлете столкновение с Ми-8, п\п-к С.Песков погиб
-12.11.85-МиГ-21БИС ДРА сбит, г-л м-р Н.Власов погиб
КОСМОС
09.04.2010 22:05
Гордиюк. А разве п.п-к Сафонов не на МИГ-21УМ погиб?
КОСМОС
09.04.2010 23:20
Всё. Нашёл ---Сафонов погиб на СУ-22УМ с афганским лётчиком п.пк Раим.
zamena
09.04.2010 23:39
Эдв:

я помню этот день..служил в спецотряде ГРУ Генштаба , нас командировали на прикрытие особого борта с партийцами нашими....

Старина! А нельзя с этого места поподробнее? Я так понял, что дело было в Кабуле? Есть сомнения, что спецотряды ГРУ посылали встречать партийных шишек, хотя в СССР и не такое бывало.Открой военную тайну, что за отряд, его номер.В Кабуле стояла только отдельная рота СН (рядом со штабом 40А), в РЦ спецотрядов не было. "Командировали"? Может быть это была командировка от одной из двух ОБрСпН?
"Гюльчатай! Открой личико"
КОСМОС
10.04.2010 16:48
А.Гордиюк. Почти всё , что мне известно о Сафонове Викторе Алексеевиче.
Родился 13.10.46г. в с.Лопатино Пензенской обл..Мать - учительница, отец- библиотекарь, инвалид ВОВ, и казалось бы неоткуда взяться мечте стать лётчиком, но , тем не менее, она была у мальчишки с ранних лет.После школы устроился на один из заводов г. Саратова, но а давняя мечта о небе параллельно привела в Саратовский аэроклуб, в котором ранее учился Гагарин. Уже оттуда Сафонова направили по комсомольской путёвке в Армавирское ВВАУЛ ПВО.После окончания лётного училища экстерном в 1968г. молодой лейтенант попал служить в полк ПВО под Севастополь.Потом был Сахалин, Узбекистан, последнее место службы в СССР-- Таджикистан Мары-2 156 АПИБ...В Республике Афганистан Сафонов проходил службу в качестве военного советника старшего штурмана и зам. командира афганского ИАП на аэродроме Баграм дважды: с мая 80-го по сентябрь 81-го, за что был награждён орденом Красной Звезды и афганским орденом Славы, и с октября 85-го.
Трагедия произошла в среду, 4 марта 1987г., при возвращении с боевого задания на аэродром Баграм. При заходе на посадку в 4 км западнее аэродрома самолёт афганской армии СУ-22УМ, управляемый афганским лётчиком п.пк Раум, передняя кабина, и п.пк Сафоновым , задняя, был подбит ракетой из ПЗРК. Сафонов успел катапультировать афганского лётчика и катапультировался сам. Но при приземлении на парашюте оба были расстреляны душманами…Поисково- спасательная операция, начавшаяся сразу, в районе произошедшего ЧП наткнулась на упорное сопротивление моджахедов.В результате были сбиты два МИ-8 , экипажи которых погибли:
1- кн В.Калинин, ст.лт Е.Симороз, ст.лт А.Алексеев
2- ст.лт А.Кравченко, лт П.Золкин, лт В.Некрасов.
Спасательная операция переросла в боестолкновение, которое продолжалось несколько часов и в ходе которого десантникам удалось эвакуировать тела погибших лётчиков.
П-пк В.А. Сафонов награждён за вторую командировку орденом Красного Знамени посмертно. Похоронен в с. Лебединовка Аламединского (ныне окраина Бишкека ) р-на КиргизскойССР.Остались жена и двое детей .


Да, в Книге Памяти есть неточности, но в датах гибели нет описок , и в катастрофе 12мая84г. , вероятно, погиб не Песков . Вы ничего не путаете, тогда официально доводили и слышали фамилию Песков?
КОСМОС
10.04.2010 16:51
А.Гордиюк. Почти всё , что мне известно о Сафонове Викторе Алексеевиче.
Родился 13.10.46г. в с.Лопатино Пензенской обл..Мать - учительница, отец- библиотекарь, инвалид ВОВ, и казалось бы неоткуда взяться мечте стать лётчиком, но , тем не менее, она была у мальчишки с ранних лет.После школы устроился на один из заводов г. Саратова, но а давняя мечта о небе параллельно привела в Саратовский аэроклуб, в котором ранее учился Гагарин. Уже оттуда Сафонова направили по комсомольской путёвке в Армавирское ВВАУЛ ПВО.После окончания лётного училища экстерном в 1968г. молодой лейтенант попал служить в полк ПВО под Севастополь.Потом был Сахалин, Узбекистан, последнее место службы в СССР-- Таджикистан Мары-2 156 АПИБ...В Республике Афганистан Сафонов проходил службу в качестве военного советника старшего штурмана и зам. командира афганского ИАП на аэродроме Баграм дважды: с мая 80-го по сентябрь 81-го, за что был награждён орденом Красной Звезды и афганским орденом Славы, и с октября 85-го.
Трагедия произошла в среду, 4 марта 1987г., при возвращении с боевого задания на аэродром Баграм. При заходе на посадку в 4 км западнее аэродрома самолёт афганской армии СУ-22УМ, управляемый афганским лётчиком п.пк Раум, передняя кабина, и п.пк Сафоновым , задняя, был подбит ракетой из ПЗРК. Сафонов успел катапультировать афганского лётчика и катапультировался сам. Но при приземлении на парашюте оба были расстреляны душманами…Поисково- спасательная операция, начавшаяся сразу, в районе произошедшего ЧП наткнулась на упорное сопротивление моджахедов.В результате были сбиты два МИ-8 , экипажи которых погибли:
1- кн В.Калинин, ст.лт Е.Симороз, ст.лт А.Алексеев
2- ст.лт А.Кравченко, лт П.Золкин, лт В.Некрасов.
Спасательная операция переросла в боестолкновение, которое продолжалось несколько часов и в ходе которого десантникам удалось эвакуировать тела погибших лётчиков.
П-пк В.А. Сафонов награждён за вторую командировку орденом Красного Знамени посмертно. Похоронен в с. Лебединовка Аламединского (ныне окраина Бишкека ) р-на КиргизскойССР.Остались жена и двое детей .


Да, в Книге Памяти есть неточности, но в датах гибели нет описок , и в катастрофе 12мая84г. , вероятно, погиб не Песков . Вы ничего не путаете, тогда официально доводили и слышали фамилию Песков?
ВетерануВВС. Московчук и по настоящее время в списках без вести пропавших.
Гордиюк
10.04.2010 23:51
Вы ничего не путаете, тогда официально доводили и слышали фамилию Песков?

Фамилию я не помню за столько лет. Ее я взял отсюда (http://www.skywar.ru/Poteri198 ...
"12 мая 1984 г. столкновение вертолета Ми-8МТ и самолета МиГ-21УМ 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). Из-за несогласованности действий РП взлетную полосу одновременно заняли афганский самолет и вертолет 262-й овэ (или 280-го овп ?). На разбеге летчики МиГ-21 заметили препятствие и попытались оторваться на скорости ниже допустимой, но задели лопасти вертолета. Экипаж истребителя в составе афганца - командира эскадрильи и советского инструктора п/п-ка Пескова Сергея Макаровича погиб. Экипаж вертолета (Евгения Кашицина ?) успел покинуть борт до того, как он полностью сгорел (воспоминания очевидца).
Воспоминания с моих слов, а я слышал от нашего штатного РП Анатолия Ивановича Кулешова, который пришел на КДП после наших предполетных и уже после происшедшего. Если не Песков то кто? Откуда такая информация и аргументы? Он к нам заходил не раз, поскольку однокашник нашего начштаба полка п\п-ка Стецюка. В лицо я его видел.
А откуда вся информация про Сафонова, ссылочку мона?
Гордиюк
11.04.2010 00:27
Очень странно, но на сайте http://www.skywar.ru/Poteri198 ... потеря 2-х наших вертолетов ПСО 4 марта 1987 НЕ ПОДТВЕРЖДЕНА. И где правда? Может кто-то внести ясность?
КОСМОС
11.04.2010 22:12
Гордиюк.Александр, информация по Сафонову собрана мной из разных источников в разное время, и она проверена-перепроверена, верна на 100%.На указанном Вами сайте нет инфы по многим катастрофам и правду по потерям 2-х МИ-8 можно найти в Книгах Памяти Саратовского и Сызранского ВВАУЛ . К потерям МИГ-21 можно добавить катастрофы В.Зиновьева 10.09.79 и С.Копьева 29.01.80.Последняя, кстати, согласно архиву Минобороны , является боевой потерей, хотя ветераны 136 полка утверждают , что произошла при облёте самолёта с ремонта.Что касается Миронова из Возжаевки, гибель его , насколько я знаю, не подтверждена, а напротив, в 2009 г. его уже нет в списках без вести пропавших, но и в Книгу Памяти не добавили , что подозрительно--- теперь его нигде нет , мож жив. Дата 12.05.84 точна ? Могло это произойти в месяцем позже--в июне?
Гордиюк
12.04.2010 00:40
Дата 12.05.84 точна ? Могло это произойти в месяцем позже--в июне?

Еще раз повторю - точно не знаю, дата и фамилия не от меня. Единственное еще раз утверждаю - после ночного обстрела нашего ДЗ 11.05.84. Кто-то из баграмцев или джелалабадцев скажет точно - это же их однополчане и событие ДИКОЕ для войны, памятное. А ссылочки по Зиновьеву и Копьеву мона? Я знаю по МиГ-21 что все сходится (не было только потери самолета франковцев 18 августа). Вы не могли бы выставить подобные таблицы (коротко, в одну строчку чтоб не путаться) по той технике, что есть, кроме 21-х? А то людей нет в живых почти 30 лет - и "нет памяти". Предлагаю если чего-то нет на http://www.skywar.ru/Poteri198 ... добавить туда. Там люди афганские и толковые, тоже фильтруют по своим каналам. Там и все МиГи, Су, Ми, Ан. И даже афганские. Более полной информации по ВСЕЙ авиатехнике не знаю. Ссылочки на Книги Памяти саратовского и сызранского мона?
КОСМОС
12.04.2010 22:23
Гордиюк.
разных ссылок было много , некоторые потерялись, другие--уже не рабочие.Таблицу выложу , как будет свободное время -- надо ещё некоторые сведения уточнить.
Гордиюк
15.04.2010 01:50
Уважаемые Братья по разуму, просьба уточнить события и дополнить фамилиями экипажей ПСО (взято с сайта http://www.skywar.ru/Poteri198 ... и за другие годы).

полк Потери самолетов МиГ-23 в ДРА (11шт., период 1985-1989)
Вазиани 982иап-21.06.85, МиГ-23МЛД сбит, л-т Багамедов Багамед Юсупович погиб
-08.08.85, МиГ-23МЛД сбит, к-н Владимир Пивоваров погиб
-18.10.85, МиГ-23МЛД, столкновение в воздухе, летчик катапультировался
Талды-Курган 905иап -23.07.85, МиГ-23МЛД сбит, м-р Чегодаев Виктор Андреевич погиб
Пярну 655иап -27.12.85, МиГ-23МЛД сбит, п/п-к Левченко Анатолий Николаевич погиб
Канатово 190иап -23.02.87, на посадке авария МиГ-23МЛД, С.Мединский не пострадал
-10.03.87, в воздухе отказ двигателя, м-р Вячеслав Голубев катапультировался
-16.04.87, МиГ-23МЛД сбит, п-к Леонид Петрович Фурса катапультировался
Щучин 979иап -18.04.88, МиГ-23МЛД столкнулся с землей, ст.л-т Кругляков Павел Николаевич погиб
Домна 120иап -08.11.88, на пробеге авария МиГ-23МЛД, м-р Кривошапко В.Е не пострадал(?)
-11.01.89, в воздухе отказ двигателя, к-н Сергей Лубенцов катапультировался

КОСМОС
15.04.2010 18:24
15 апреля 1987г.... ПАМЯТИ ст. лта М.Чистеева и кна С.Поваренкова.
М. Чистеев родился 9 февраля 1961г. в с. Ново-Плотово Хабарского р-она Алтайского края. В 82г. Окончил Барнаульское ВВАУЛ.
С.Поваренков родился 27.сентября 1959г. в г.Краснодон Ворошиловградской обл. Укр.ССР. В 80г. Окончил Ворошиловградское ВВАУШ.
Оба попали в один экипаж в 87 ОРАП , который базировался на аэродроме г.Карши Узбекской ССР. Вместе они уже неоднократно уходили на выполнение боевых заданий с аэродрома Карши вглубь территории Афганистана. Михаил первые боевые вылеты совершил в небе Афгана в августе 84-го, Сергей двумя годами позже --в составе экипажа Чистеева.
В среду, 15 апреля 1987-го, экипажу Чистеев-Поваренков была поставлена очередная боевая задача -- выполнить воздушное фотографирование укрепрайонов душманов в 35 км южнее н.п. Мазари-Шариф – в р-не кишлака Рахмат-Абад . Внимательно изучив задание , лётчик и штурман заняли свои места в ЯК- 28Р б.н.32, вырулили на старт, произвёли взлёт и взяли курс в сторону Афганистана. А через несколько минут от экипажа поступил доклад : “Двигатели остановились . Теряю топливо . Катапультируемся !“И всё…. Больше никаких известий от экипажа не поступало, так же как и не были обнаружены при поисково-спасательной операции в тот же день ни лётчики , ни место падения самолёта... Подробности происшествия были выяснены позже, тогда же была выстроена наиболее вероятная цепочка событий, произошедших в тот роковой для экипажа день. Из-за облачности экипаж решил выполнить задание на малой высоте и вышел в районе боевых действий под облака для проведения фотографирования. В этот промежуток времени самолёт- разведчик , по всей вероятности, и был поражён ракетой из ПЗРК, в результате которого были повреждены двигатели и топливной бак. Машина постепенно стала неуправляемой , и безоружный экипаж , сообщив о случившемся, катапультировался над районом , контролируемым вооружёнными отрядами моджахедов. Поэтому поисково-спасательная операция был затруднена , и результаты поисков лётчиков оказались неутешительными... Поваренкова жители кишлака вернули мёртвым через несколько дней—над ним издевались, а потом убили моджахеды . Судьба Чистеева оставалась ещё некоторое время неизвестной . Неоднократные обращения нашего командования к душманам вернуть лётчика в обмен или за деньги положительных результатов не находили. Останки лётчика были найдены позже—после проведённой спецназом спецоперации в одном из кишлаков . Как выяснилось, офицеры после приземления на парашюте были взяты в плен боевиками из разных бандформирований , а затем казнёны в разное время.
После этого инцидента разведчики этого полка на боевые задания стали вылетать парами и всегда вооружёнными автоматами и гранатами. Будь у Чистеева и Поваренкова в тот роковой день хотя бы по пистолету , и итог вполне мог бы оказаться не столь трагичным .
Оба офицера награждены орденами Красной Звезды посмертно . Похоронены каждый на своей родине. В честь Чистеева была названа одна из улиц г. Хабары.


imagine
15.04.2010 23:22
7.01.89 последняя потеря у Грачей, сбит ПЗРк к-н Горденко в районе Кабула, возможно поселок Пагман
haligali
16.04.2010 09:14

imagine:----А поподробнее можно ? Это не тот случай, когда Романюк запретил туда ПСС посылать ?
КОСМОС
18.04.2010 20:42
18 апреля 1988г ... ПАМЯТИ СТ.ЛТа П.Н.Круглякова
Родился 22.08.62г. в г. Краснодар. В 84-м окончил Армавирское ВВАУЛ ПВО. Далее проходил службу в белорусском г. Щучин, в 979 ИАП. В мае 1987г. был командирован в Республику Афганистан.
18 апреля 1988 г. пара истребителей МИГ-23 возвращалась на аэродром Кандагар с очередного боевого задания по прикрытию ударной авиагруппы. Ведущий , кн Е.Сажин , был уверен в своём ведомом – ст.лте П.Круглякове , как в самом себе , несмотря на то , что у того имелся вынужденный перерыв в полётах, связанный с отпуском , с которого недавно возвратился. Да и за время боевых действий в Афганистане уже достаточно хорошо была отработана тактика действий лётчика на том или ином участке маршрута. К аэродрому было общепринято подходить на большой высоте, дабы не стать жертвой ПЗРК противника, и, уже находясь в относительно безопасной близлежащей зоне аэродрома, резко снижаться пикированием с переходом на малой высоте в предпосадочный режим . Это также хорошо уже было усвоено обоими лётчиками , и именно так они строили заход на посадку возвращаясь с очередного задания в этот день , и , казалось бы, уже ни что и ни кто не могли помешать удачному завершению полёта. Но однако…При заходе на посадку, круто снизившись с высоты 5000м , ведущий Сажин , достигнув отметки 1500м, приступил к выравниванию самолёта . Следовавший же за ним бортN40 под управлением Круглякова неожиданно, не выходя из пикирования, “вошёл” в землю и взорвался вместе с лётчиком… Точную причину ЧП установить не представлялось возможным --- ведь от Круглякова не поступало никаких докладов об отказе техники или о ухудшении самочувствия – весь полёт проходил в нормальном режиме. Можно было предположить о ошибке в пилотировании , от этого никто не застрахован. Но официально остановились на версии поражения самолёта или лётчика огнём противника с земли , и, как следствие, лейтенант не смог или уже не мог предотвратить столкновение с землёй…
Ст.лт П.Н.Кругляков награждён орденом Красной Звезды посмертно. Похоронен в с.Львовское Северского р-на Краснодарского края.
погарский
19.04.2010 19:25
HQ.Два Мига-23 столкнулись на взлете в 1985 летом в Кандагаре.Столкновение произошло утром при наборе высоты.Ведомый ослепленный солнцем зацепил плоскостью ведущего.Сам ведомый катапультировался, подобрали вертолетчики.Ведущий сел с большими пробоинами в баках и сопло яйцом смято.Я служил в этой эскадрильи в Афгане 2 года 1984-1986г.г.Нас кто остался на второй год было человек 10.Комэски Новиков и Баранов.Новикова сняли за полет с подругой, а Баранова тоже сняли не помню за что и назначили комэска из Баграмской эскадрильи майор....
Гордиюк
Старожил форума
21.04.2010 11:24
Уважаемые Братья по разуму, просьба уточнить события и дополнить фамилиями экипажей ПСО.

Потери 31 самолета Су-17 ВВС СССР в ДРА (период 1980-89)

Кизыл-Арват 217апиб
-23.03.80, Су-17 задел вершину, к-н Герасимов Николай Иванович погиб
-...81, Су-17, капитан Лишенков Виталий (вся информация)
-19.06.81, Су-17 задел бархан, ст. летчик ст. л-т Акмаев Фарид погиб
Чирчик 136апиб
-04.12.82, Су-17УМ3 сбит, м-р Гавриков В. и ст. л-т Хлебников И. погибли
-09.09.84, Су-17М3 сбит, Ластухин Владислав погиб
-17.05.86, Су-17М3 сбит, м-р Рассказов Владимир катапультировался
-12.04.87, Су-17М3 сбит, п/п-к Шломин Владимир катапультировался
-19.06.87, Су-17М3 сбит, к-н Стрибный Юрий катапультировался
Мары-2 156апиб
-18.08.83, Су-17М3 сбит, ст. л-нт Костяев Валерий Александрович погиб
-19.12.83, Су-17М3 авария, ст. л-т Алексенко А.И. катапультировался
-17.01.84, Су-17М3 сбит, майор Нагибин Николай Федорович погиб
-09.04.84, Су-17М3 сбит, майор Александр Мухин катапультировался
-25.04.84, Су-17М3 сбит, ст. л-т Соколов Сергей Александрович катап-ся
-13.05.84, Су-17М3 сбит, п/п-к Бузов Геннадий катапультировался
Карши 87орап
-21.04.84, Су-17М3Р сбит, капитан Корж погиб
-25.05.84, Су-17М3Р сбит К-н Давыдов Андрей Николаевич погиб
Шираки 168апиб
-13.02.85, Су-17М3 столкнулся с землей, майор Иванов А.К. погиб
Чимкент 371орап
-01.07.85, Су-17М3Р на взлете отказ двигателя, к-н Нестеров С.И. кат-ся
-16.12.85, Су-17М3Р сбит, к-н Фрай Владимир Владимирович кат-ся
-...85, Су-17М3Р в воздухе поврежден, п/п-к Шамарин Ю. А. вып-л посадку
-03.04.86, Су-17М3Р сбит, ст. л-нт Покатаев Евгений Александрович погиб
Борзя 101орап
-…85, Су-17М3Р на земле сгорел при газовке
-15.06.86, Су-17УМ3 на взлете авария, м-р Пакин А.В. и ст. л-нт Кокоткин И.Г. уцелели
-16.08.86, Су-17М3Р сбит, м-р Фадеев Александр Владимирович кат-ся
-22.09.86, Су-17М3Р сбит, к-н Александров Михаил Александрович кат-ся
-22.10.86, Су-17М3Р сбит, ст. л-нт Смолин Андрей катапультировался
-16.05.87, Су-17М3Р сбит, к-н Александров Михаил Александрович кат-ся
Вазиани 313орап
-27.10.87, Су-17М3Р сбит, ст. л-т Пантелюк Сергей погиб
-25.04.88, Су-17М3Р попадание птицы, летчик катапультировался
Калинин 274апиб
-12.01.88, Су-17М4 сбит, Юрчук Сергей катапультировался
-…88, Су-17М на земле сгорел


Гордиюк
Старожил форума
21.04.2010 23:37
КОСМОС:
15 апреля 1987г.... ПАМЯТИ ст. лта М.Чистеева и кна С.Поваренкова.
... Внимательно изучив задание , лётчик и штурман заняли свои места в ЯК- 28Р б.н.32, вырулили на старт, произвёли взлёт и взяли курс в сторону Афганистана... Машина постепенно стала неуправляемой , и безоружный экипаж , сообщив о случившемся, катапультировался над районом , контролируемым вооружёнными отрядами моджахедов.

Ясность в этот эпизод внес кокайтинский летчик:
"...Как мне рассказывали каршинские лётчики была чехарда "летим-не летим"(эх знали бы) оружие то получали, то сдавали...в результате оружие сдали и команда на вылет...
Для укрепления политморсоса... привозили фото в Кокайты ...что будет, если попасть в плен..."
(http://www.strizhi.ru/cgi-bin/ ...
КОСМОС
23.04.2010 21:40
21 апреля 1984г...ПАМЯТИ К.на А.КОРЖА .Родился 12 апреля 1956г. в г.Чернигов Украинской ССР. Окончил в 1978г. Черниговское ВВАУЛ. Проходил службу в 87 ОРАП, Карши.. С марта 84-го в Афганистане. Из воспоминаний В.Поборцева, очевидца тех событий, лётчика 293 ОРАП: 20 апреля 1984г. начиналась очередная Панджшерская операция . 21 апреля Толик Корж, мой однокурсник по Черниговскому училищу, со своим ведомым Сашей Шапиро летали на разведку караванов. Первый вылет они слетали нормально…В Баграме была такая особенность – взлетали всегда на север, в сторону Паджшера, а на посадку заходили с обратным стартом – с той же стороны…Наше звено запускалось для вылета на задание, когда услышали в эфире , что на посадку на с севера, а с юга заводят Сашу Шапиро . Его запрашивают Где ведущий , Шапиро отвечает :" Азимут такой-то, удаление такое-то…. Лежит… " Мы тут же взлетели и пошли в тот район. И вот этот перевал. Высоко в горах , не меньше 4500 метров, на заснеженном склоне обнаружили развалившийся на крупные части , но всё ещё выглядящий самолётом СУ-17…По докладу ведомого, они обнаружили на этом перевале караван и начали строить заход для нанесения удара. Зарядка была – НУРСы С-5 в блоках УБ-32. Были бы бомбы – сбросил и тяни, выводи. А тут, пустые после пусков НУРСов блоки – хуже тормозных щитков… Шапиро увидел, как самолёт ведущего, уже после вывода из атаки, на горке начал падать плашмя на очень больших углах атаки . В эфире не прозвучало ни единого доклада… Сейчас трудно сказать , что это было – предштопорный срыв из-за недостаточной скорости на выводе или же попадание в кабину лётчика – со стороны каравана был виден огонь ДШК… Произошло это у входа в Панжшерское ущелье, с правой стороны. Так трагически закончился 28 боевой вылет капитана Анатолия Корж. Награждён орденом Красной Звезды посмертно. Похоронен на родине , в Чернигове.
Через 15 лет случилось несчастье и с ведомым Анатолия -- Александром Шапиро.26.08.99 при выполнении манёвра ножницы во время празднования дня авиации в г.Николаев на Украине на глазах у зрителей разбился L-39. Экипаж -- пк А.Шапиро и п.пк Д.Русин -- погиб.

vizagbi
Старожил форума
06.05.2010 09:43
строка 116 исправьте, лейтенант Валерий Иванович Захаров, 1982 года выпуска Сызранского ВВАУЛ.
erik i rada
13.05.2010 22:36
мы хотим узнать о авдеев николай владимиравичь служывшего 1982 в афгане помагите!!!!!!!!!!
Гордиюк
Старожил форума
25.05.2010 10:19
26.08.99 при выполнении манёвра ножницы во время празднования дня авиации в г.Николаев на Украине на глазах у зрителей разбился L-39. Экипаж -- пк А.Шапиро и п.пк Д.Русин -- погиб.

Уточнение. Это было в четверг, подготовка к Дню авиации Украины (воскресенье), тренировка на аэродроме Кульбакино под Николаевом (центр подготовки, аналог Липецка). Зрители - только военнослужащие аэродрома, после этого "показухи" запретили, но в 2002 состоялось печальное событие во Львове (Скнилов) с Су-27.
Zumrad
Старожил форума
21.06.2010 14:35
Дмитрий:
По поводу экипажа Шаджалиева - это был зам. ком. АЭ из Ташкента, самолет АН-12 'почтарь', сбит над Кандагаром в июле 1985 г. - не выдержал схему отхода, не набрав безопасную высоту. После их гибели ташкентские экипажи отказались летать 'на почту', т.к. их АН-12 не были оборудованы 'ушами' от ракет, и почту пришлось возить нам. У нас с 'ушами' было два АН-12

Шаджалилов Мухаматали мой отец. Он погиб 11 июля 1985 года. Был первоклассным летчиком - основателем династии летчиков, где все 6 братьев и все их сыновья уже тоже - летчики.
Не говорите глупостей - папа полностью действовал по правилам и высоту набрал какую надо. Это все подтвердилось по записям самописца, который потом чудесным образом пропал. Наверное Крыжановский постарался (командир полка). И именно он распустил сплетню, что мой отец виновен в гибели экипажа. Крыжановский не имел права выпускать самолет без, как вы говорите, "ушей". Еще и какойто лейтенантик постарался - передал по открытым каналам связи, что папин самолет везет какой-то супер-важный груз. Вот его и ждали.
И папе НИКОГДА бы не дали Ордена красной звезды, будь он хоть немного виновен в гибели экипажа.
На многих форумах и сайтах об Афгане встречаю такие необоснованные обвинения в адрес отца.
ПОЖАЛУЙСТА, не верьте слухам и сплетня. Это все не правда.
С глубоким уважением ко всем летчикам
радист Морзе
Старожил форума
21.06.2010 15:58
to Zumrad:
Наши отцы летали вместе на "острове". Помню лично даже, тоже был там...
Zumrad
Старожил форума
24.06.2010 10:05
радист Морзе:

to Zumrad:
Наши отцы летали вместе на "острове". Помню лично даже, тоже был там...

Да, папа 2 года служил на Шпицбергене. Меня в то время еще не было. Но может Вы помните моего брата - Равшана. Ему в то время было лет 6 наверное.
радист Морзе
Старожил форума
24.06.2010 11:14
Zumrad:
Прошло уже более 20 лет... Равшана не помню. Больше Вашего отца запомнил, в Одноклассниках встречал фотографию с ним, ещё по службе в Лахте... Сам там вырос
Игуменов Юрий
Старожил форума
28.02.2011 21:46
привет!
Игуменов Юрий
Старожил форума
28.02.2011 21:47
привет!
Игуменов Юрий
Старожил форума
28.02.2011 21:47
привет!
Игуменов Юрий
Старожил форума
28.02.2011 21:47
привет!
Игуменов Юрий
Старожил форума
02.03.2011 18:56
Случайно попал на форум. А здесь Гордиюк А.А. совсем распоясался. Некому унять пылающего праведным гневом потомственного «гегемона», «сына токаря». Увещевания Н.Карева не действуют. Забыл, как комэска Карев учил его лётному мастерству. Как говорили инструктора в Каче, такого «куда ни целуй – везде …». И с каких это пор быть сыном адмирала – позор, а не честь? Да будь побольше в руководстве ВВС таких сынов адмиралов, как Карев Н.Г. или сынов генералов, как Авдонин В.П., авиация стала бы по-настоящему боевой. А то стыдно смотреть телерепортажи с армейских учений летом 2010г под Иваново, когда войска на переправе через Волгу прикрывали…пилотажники из Кубинки. Что, тактическая авиация тихо умерла? Су-27 красиво, крыло в крыло, проходят над переправой, как на шоу. Может учения войск теперь не в моде, а проводят только шоу для «паркетных» генералов?
Я, Игуменов Юрий Леонидович, качинец 1975года выпуска, командир звена Гордиюка А.А. с
1982г по 1988 г. Сейчас живу в Смоленске, тел.8-920-30-55- 671, при необходимости, могу написать
домашний. В Афганистане вел краткий дневник боевых вылетов звена. 15 июня 1984 года звену в
составе: Степанов М., Черноволод А., Игуменов Ю., Гордиюк А. на 5.32 был запланирован удар по целям
№2 и №3 в районе Лар – Мандикюль.
№2 координаты (3843100 - 12549100), превышение цели 1700м
№3 координаты (3841500 – 12548100), превышение цели 1800м
Это две рядом расположенные пещеры размером 4 40м и 4 12м, где находились соответственно 30 и 35 «мятежников» с минометами, ДШК, РПГ и стрелковым оружием. Уход на цель после взлета с курсом , дальность до цели 34км, подлетное время 2мин 40 сек.
Было еще два плановых удара (на 12.02 и 17.00) в составе звена: Артамонов, Свириденко, Игуменов, Гордиюк.
Так вот, ПО ЗАПЛАНИРОВАННОЙ СДВОЕННОЙ ЦЕЛИ(№2 и №3) МЫ НЕ РАБОТАЛИ, так как по прибытии на аэродром получили приказ по фотопланшету подготовиться к удару по двум «крепостям» в кишлаке Афгани, расположенному с-в кишлака Юрчи (удаление от аэродрома около 10км). Боевая зарядка обычная: у ведущих – по 4 ФАБ – 250, у ведомых - по 2 ФАБ – 500. Удар в 5.30 утра. Работаем как обычно: ведущий группы после обнаружения цели атакует сходу, остальные – с круга над целью. НИКАКИХ УКАЗАНИЙ АТАКОВАТЬ ЦЕЛЬ С КУРСОМ 320 НИКТО НЕ ДАВАЛ. Это чушь, даже повторенная многократно, всё равно остаётся чушью. Какие могут быть ограничения по курсу при работе в долине?! Да и в ущельях, кто, когда смотрел в кабину на компас? Оцениваешь только угол визирования цели относительно фонаря кабины, чтобы ввести в пикирование с заданным углом.(У кого остались карты посмотрите по координатам, может там было удобно атаковать с БК=320о?)
Что за высосанные из пальца разногласия в указаниях Карева, Степанова, Тарасевича?! Обсудили только по каким характерным ориентирам легче найти цель и по самолетам.
Игуменов Юрий
Старожил форума
02.03.2011 19:14
Первым атаковал цель Степанов, потом я, Черноволод и Гордиюк. Взрывы всех бомб - в районе цели. В момент сброса бомбы Гордиюком я находился сзади и выше на Д = 1000-1200м, как всегда держа в поле зрения самолет ведомого и наблюдая за «зеленкой», чтобы засечь место возможной стрельбы средств ПВО. Обычно летчик после сброса бомб энергично ny = 7 переводит самолет в набор высоты с отстрелом тепловых ловушек АСО – 2и и выполнением противозенитного маневра: энергичного разворота влево, затем вправо и снова влево с последующим занятием места в б/порядке. Но многие, избегая шаблонов, вносили свои изменения в маневр. Поэтому, когда самолет Гордиюка перешел в набор высоты с левым разворотом, я ничего особенного в этом не увидел. Перевел взгляд на цель, там из угла «крепости» поднимался столб пыли, сказал: «Попал», (очевидно, за это время и произошло катапультирование летчика), опять взгляд на ведомого – его самолет в развороте с набором высоты. Сближаюсь, обходя, его справа и выше, доложил «696, смотри справа». Обычно в этот момент летчик докладывает «Вижу» и занимает место в б/ порядке. Но доклада от летчика не последовало. Его самолет плавно с опусканием носа и уменьшения крена переходит на снижение. Н ≈ 1500м.
- (695) 696, ты куда? - молчание .
Самолет БЕЗ КРЕНА устремляется вниз. У меня еще две несброшенные бомбы, Доворачиваюсь за ним, пытаюсь догнать.
- (695) 696, выводи! - молчание
Чем ближе к земле, тем меньше угол снижения. Подумал, что что-то случилось с летчиком.
- (695) 696, выводи!
Видя, что самолет неумолимо приближается к земле, передаю несколько раз
- (695) 696, катапультируйся!
Самолет с небольшим углом снижения сталкивается с глинобитными домиками кишлака Пашан (ю – з кишлака Юрчи, в 6 км от аэродрома), НЕ ВЗОРВАЛСЯ, а как таран продолжил движение по земле, обрушивая на себя двухэтажные домики. Поднялось облако пыли. Повторяю, НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА В КИШЛАКЕ ПАШАН НЕ БЫЛО НИ ВЗРЫВА, НИ ПОЖАРА. Осталась только «борозда» из разрушенных домов.
- (695) 696-ой столкнулся с землей. Пауза
- (695) 696-ой столкнулся с землей.
И не надо тут пускать слезу: «ведущий меня дважды похоронил». Мне в тот момент было важно, чтобы на земле успели по мне сделать засечку на экранах локаторов места падения самолета.
РП: 695, парашют видишь?
- 695, не вижу
Думаю, какой еще парашют?! Но, включив форсаж, выполняю вираж, разглядывая «зеленку» в районе падения самолета. Ничего не вижу.
РП: 695, посмотри парашют.
Перевожу самолет в боевой разворот. Выключаю форсаж.
- 695, парашюта не вижу.
Расширяю район поиска, осматриваю «зеленку» уже ближе к цели (там еще не рассеялась пыль от наших бомб) и примерно в километре от этой пыли вижу белый парашют, висящий на деревьях вдоль арыка.
-695, вижу парашют на деревьях.
В этот момент решаю действовать по-каревски: отсечь место приземления летчика от ближайшего кишлака огнём из пушки. Перезарядил ГШ-23 и за три захода со сложного вида маневра («челноком») расстрелял весь БК, протягивая очереди по полям вдоль кишлака на полпути до парашюта. В это время поступила информация от РП, что в район вошла пара «вертушек» (летели из Панджшера в Кабул) и нужно навести их на парашют. Обнаружил вертолёты, стал их наводить. Первым парашют увидел ведомый, затем один вертолёт пошёл на снижение, второй барражировал с превышением, прикрывая действия напарника. После их доклада, что летчик жив и находится на борту, убедившись в их безопасности при отходе от места посадки, по команде РП пошли на аэродром. Пока мы зарулили, вертолёты уже сели и Гордиюк на носилках ждал нас у высотного домика.
Игуменов Юрий
Старожил форума
02.03.2011 19:21
Первым атаковал цель Степанов, потом я, Черноволод и Гордиюк. Взрывы всех бомб - в районе цели. В момент сброса бомбы Гордиюком я находился сзади и выше на Д = 1000-1200м, как всегда держа в поле зрения самолет ведомого и наблюдая за «зеленкой», чтобы засечь место возможной стрельбы средств ПВО. Обычно летчик после сброса бомб энергично ny = 7 переводит самолет в набор высоты с отстрелом тепловых ловушек АСО – 2и и выполнением противозенитного маневра: энергичного разворота влево, затем вправо и снова влево с последующим занятием места в б/порядке. Но многие, избегая шаблонов, вносили свои изменения в маневр. Поэтому, когда самолет Гордиюка перешел в набор высоты с левым разворотом, я ничего особенного в этом не увидел. Перевел взгляд на цель, там из угла «крепости» поднимался столб пыли, сказал: «Попал», (очевидно, за это время и произошло катапультирование летчика), опять взгляд на ведомого – его самолет в развороте с набором высоты. Сближаюсь, обходя, его справа и выше, доложил «696, смотри справа». Обычно в этот момент летчик докладывает «Вижу» и занимает место в б/ порядке. Но доклада от летчика не последовало. Его самолет плавно с опусканием носа и уменьшения крена переходит на снижение. Н ≈ 1500м.
- (695) 696, ты куда? - молчание .
Самолет БЕЗ КРЕНА устремляется вниз. У меня еще две несброшенные бомбы, Доворачиваюсь за ним, пытаюсь догнать.
- (695) 696, выводи! - молчание
Чем ближе к земле, тем меньше угол снижения. Подумал, что что-то случилось с летчиком.
- (695) 696, выводи!
Видя, что самолет неумолимо приближается к земле, передаю несколько раз
- (695) 696, катапультируйся!
Самолет с небольшим углом снижения сталкивается с глинобитными домиками кишлака Пашан (ю – з кишлака Юрчи, в 6 км от аэродрома), НЕ ВЗОРВАЛСЯ, а как таран продолжил движение по земле, обрушивая на себя двухэтажные домики. Поднялось облако пыли. Повторяю, НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА В кишлаке ПАШАН НЕ БЫЛО НИ ВЗРЫВА, НИ ПОЖАРА. Осталась только «борозда» из разрушенных домов.
- (695) 696-ой столкнулся с землей. Пауза
- (695) 696-ой столкнулся с землей.
И не надо тут пускать слезу: «ведущий меня дважды похоронил». Мне в тот момент было важно, чтобы на земле успели по мне сделать засечку на экранах локаторов места падения самолета.
РП: 695, парашют видишь?
- 695, не вижу
Думаю, какой еще парашют?! Но, включив форсаж, выполняю вираж, разглядывая «зеленку» в районе падения самолета. Ничего не вижу.
РП: 695, посмотри парашют.
Перевожу самолет в боевой разворот. Выключаю форсаж.
- 695, парашюта не вижу.
Расширяю район поиска, осматриваю «зеленку» уже ближе к цели (там еще не рассеялась пыль от наших бомб) и примерно в километре от этой пыли вижу белый парашют, висящий на деревьях вдоль арыка.
-695, вижу парашют на деревьях.
Игуменов Юрий
Старожил форума
02.03.2011 19:46
В этот момент решаю действовать по-каревски: отсечь место приземления летчика от ближайшего кишлака огнём из пушки. Перезарядил ГШ-23 и за три захода со сложного вида маневра («челноком») расстрелял весь БК, протягивая очереди по полям вдоль кишлака на полпути до парашюта. В это время поступила информация от РП, что в район вошла пара «вертушек» (летели из Панджшера в Кабул) и нужно навести их на парашют. Обнаружил вертолёты, стал их наводить. Первым парашют увидел ведомый, затем один вертолёт пошёл на снижение, второй барражировал с превышением, прикрывая действия напарника. После их доклада, что летчик жив и находится на борту, убедившись в их безопасности при отходе от места посадки, по команде РП пошли на аэродром. Пока мы зарулили, вертолёты уже сели и Гордиюк на носилках ждал нас у высотного домика.
Теперь о прикрытии самолета, атакующего наземную цель. В первых б/вылетах в Афгане разрешалось работать из пушки по цели(если это «духи» на отдыхе в тени сада или на волейбольной площадке), по окопам и обваловкам вокруг позиций ПВО, обнаруженным в районе цели. Но скоро эту вольность прикрыли, т.к. ресурс стволов ГШ-23 всего 2000 выстрелов и через 16 б/вылетов их нужно было бы менять(БК=250 снарядов).Да и группа вооружения не справилась бы с набивкой лент снарядами и установкой их на самолёт после каждого вылета. Поэтому пушки разрешалось использовать только в исключительных случаях, когда явно видишь работу ПВО. Конечно, запрет касался не всех летчиков. Но, как говорится, начальству «туда» не заглядывают. Реально же днём в «зелёнке» стрельба из стрелкового оружия не видна. Так вот, самолет атакует цель, ты летишь сзади и выше на Д=1000-2000 м. Обнаружил работу ДШК, перезаряжаешь пушку, доворачиваешься на цель с углом 30о , открываешь огонь. Так как угол стрельбы нерасчетный, сама очередь из-за отсутствия трассирующих снарядов не видна, то скорректировать стрельбу можно только по фонтанчикам разрывов снарядов на земле. Но уже пора выводить из пикирования, т.к. осколки от ФАБ-500 разлетаются вверх до Н=500м. Поразить цель в таких условиях очень проблематично. Эффективнее сделать повторный заход именно по обнаруженной цели. Появляется время для оценки превышения цели, выполнения атаки с приемлемым углом пикирования и стрельбы с установленной дальности (Карев стрелял и ниже!), без опасения попасть в зону разлёта осколков бомб. Но это уже будет не прикрытие, а скорее месть.
Так вот, Александр Андреевич, В ПАРЕ СО МНОЙ ТЫ ВЫПОЛНИЛ 90 Б/ВЫЛЕТОВ. В НИХ ТЫ 115 РАЗ ПРИКРЫВАЛ МЕНЯ НА ПИКИРОВАНИИ В РАЙОНЕ ЦЕЛИ. ПРИ ЭТОМ ТЫ ХОТЯ БЫ РАЗ ОТКРЫВАЛ ОГОНЬ ИЗ ПУШКИ ИЛИ АТАКОВАЛ СРЕДСТВА ПВО БОМБАМИ, РБК или С-24? НЕТ!!! ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ТВОЕГО УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ - Н И Р А З У!!! Так что же ты тут сопли распустил: не повезло с «прикрывающим» меня командиром звена? Игорь Долгих, которого действительно подбили при атаке цели, ни разу не обвинил своего ведущего Евтухова Виталия в том, что он его не прикрыл. Может быть, тогда ты приведешь пример из опыта боевых действий нашего полка, когда бы ведомый воспрепятствовал стрельбе «супостата» по самолету, атакующему цель?
Скрытый
Старожил форума
02.03.2011 20:22
Всё нормально разъяснил, пиши ещё как воевали
12..252627




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru