Проектирование нового самолета поручено 'Иркуту'
Правление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) утвердило концепцию нового гражданского самолета МС-21, который должен прийти на смену Ту-154. Проектировать новый лайнер поручено корпорации 'Иркут'. Как ожидается, серийное производство самолета нач-нется уже в 2015 году, а стоить он будет порядка 38 млн долл. в нынешних ценах.
Научно-производственная корпорация 'Иркут' - второй по величине российский производитель военных самолетов, специализирующийся на выпуске истребителей Су-30 и Су-27, а также самолета-амфибии Бе-200. В состав корпорации входят Иркутский авиационный завод, ТАНТК имени Бериева, КБ 'Иркут АвиаСТЭП', а также приобретенное в 2003 го-ду ОКБ имени Яковлева.
Как рассказал РБК daily президент корпорации 'Иркут' Олег Демченко, 14 августа на комиссии ОАК будут защищаться концепция и бизнес-план проекта МС-21. 'Месяц назад правление ОАК одобрило решение о начале работ над этим самолетом. Головным исполнителем определена корпорация 'Иркут', которая будет делать его совместно с ведущими КБ страны', - говорит он.
МС-21 задумывается как среднемагистральный самолет, способный вмещать от 150 до 200 пассажиров. Ожидается, что в 2008 го-ду будет подготовлен его проект, а в 2009-м - эскизный проект. К 2015-му должна быть завершена его сертификация. Самолет будет иметь композитное крыло и хвостовое оперение. Пока не решено, каким будет фюзеляж, цельнометаллическим или с применением композитов. Самым сложным является вопрос с выбором двигателя. 'Есть вариант установки ПС-12, который в свое время проектировали 'Пермские моторы', возможно, это будет совместное производст-во с западными компаниями. Но если они не смогут создать двигатель до 2012 года, то 'Иркут' будет искать зарубежный двигатель', - говорит президент корпорации. Благодаря началу производства МС-21 после 2015 года 'Иркут' рассчитывает увеличить долю гражданской продукции до 80% с нынешних 10%.
В соответствии с бизнес-планом для окупаемости проекта потребуется продать не менее 100 машин, всего планируется произвести 1000 самолетов. 'Это составляет 10% мирового рынка лайнеров данного класса. Но мы не хотим конкурировать с Boeing и Airbus за рынки сбыта. Идеально будет делать его совместно с Airbus', - говорит Олег Демченко. Согласно предварительным расчетам, в ценах 2007 года стоимость лайнера будет составлять около 38 млн долл. По словам г-на Демченко, основными покупателями данного самолета будут российские авиакомпании, страны Латинской Америки, Китай, Индия.
Одним из главных рисков проекта считается позиционирование МС-21 в нише среднемагистральных А320/B737 Classic, что значительно затруднит его выход на внешний рынок, считает зам-директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. 'Трудно рассчитывать на захват значительной доли рынка, уже поделенного двумя грандами мирового авиастроения. Но не стоит забывать и о том, что европейское и американское семейства разрабатывались уже двадцать лет назад', - говорит эксперт.
Это самолет будет иметь успех в том случае, если будет создан в соответствии с самыми со-временными требованиями, считает гендиректор лизинговой компании 'Ильюшин Финанс Ko.' Александр Рубцов. 'Сейчас не определена его силовая установка и окончательно не утверждена размерность. На нем обязательно должны использоваться современные материалы', - говорит он РБК daily.