Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Шарик в центре-зачем?

 ↓ ВНИЗ

12

Васек Трубачев - начинающий пилот
27.10.2006 18:55
Вопрос реально летающим, остальным, думаю будет тоже нелишим узнать..
Я вот полетав чуток с инструктором, так и не врубился- зачем шарик в центре стараться держать? Ну абы скольжения не было - так и фиг бы с ним.. пусть скользит себе в развороте. Или какие неприятные последствия возможны?
Со штурвалом (ручкой) тоже парадокс- при боковике ее (элероны) в сторону ветра - педаль в противоположную.. в чем тут аэродинамика?..
27.10.2006 19:04
Скольжение - это потеря высоты, прежде всего.
APL
27.10.2006 19:11
на малой высоте стремно-таки... можно и сорваться...особенно если опыта мало...
27.10.2006 19:17
APL: на малой высоте стремно-таки... можно и сорваться...

Дак про то и вопрос - то бишь при скольжении обдув крыла "несимметричен", разница в подъемной силе на крыльях, али как?
Дядя Вова
27.10.2006 22:09
Васёк, хочешь летать, слушай инструктора и учи матчасть!
TrapMakeR
27.10.2006 22:14
Васек Трубачев,

А потеря энергии в скольжении не смущает? Вот для чего шарик.
DV
27.10.2006 22:21
Шарик идет за ручкой и боится ноги. Главное правило.
Если он не в центре, разворот не координированный,
В Г.П. уходишь в сторону , а на малой скорости ШтоПор.
А на взлёте педалью компенсируешь разворот от В.О.
А уж ручкой Смотря какое у с-та поперечное V, либо по ветру либо против него.
Васек Трубачев - начинающий пилот
27.10.2006 22:25
TrapMakeR: ..А потеря энергии в скольжении не смущает? Вот для чего шарик..

Да не смущает вроде как.. С 912ULS при взлетном в менее 600 кг.. Энергия чего?! Да и куда ж она девается-то? ;-))
Ну подъемная сила- эт я понимаю, ну мощность двигателя.. ну устойчивость (продольная, поперчная там..)
Неее, мужики.. ответа-то толком никто дать и не может..
TrapMakeR
27.10.2006 22:32
Вот DV отлично написал. Потеря потенциальной и кинетической энергии. Со всеми последствиями. Повышенный расход топлива, риск из-за принципиально неправильного пилотирования. Конечно, в специальных случаях скольжение себя оправдывает, но это не всегда. То есть толковые ответы есть. Надо контролировать все параметры полёта или вообще не взлетать.
27.10.2006 22:36
DV: В Г.П. уходишь в сторону , а на малой скорости ШтоПор.
-----------
При потере скорости и накренении самолета происходит увеличение углов атаки у опускающегося полукрыла и уменьшение их у поднимающегося полукрыла. Если полет происходит на малых или средних углах атаки, то указанное изменение углов атаки создает торможение (демпфирование) крена.
На критических или закритических углах атаки случайное накренение самолета (вращение вокруг продольной оси) не только не тормозится, а, наоборот, еще больше усиливается, так как увеличение углов атаки сверх критического у опускающегося полукрыла сопровождается усилением срыва потока и падением коэффициента СуОП; у поднимающегося полукрыла, у которого углы атаки уменьшаются , коэффициент подъемной силы СуПОД уменьшается в меньшей степени или даже может возрасти. В результате этого подъемная сила опускающегося полукрыла, имеющего большие углы атаки, оказывается меньшей, чем у поднимающегося полукрыла, вследствие чего на самолет будет действовать момент самовращения Мх, направленный в сторону первоначального накренения самолета Это явление-самовращение, или авторотация, лежит в основе штопора самолета.

И где тут про скольжение?

27.10.2006 22:41
"..пилотирование тяжелых самолетов отличается от пилотирования легких, в частности, тем, что в воздухе педалями не пользуются. Достаточно создать крен - и самолет послушно подвернет в сторону крена. Легкий же самолет вводят в разворот координировано: одновременно отклоняется штурвал и дается педаль. Правильность соответствия отклонения штурвала и дачи педали с давних времен определяется по 'шарику'. На авиагоризонте снизу установлено нечто вроде плотницкого уровня: чуть изогнутая стеклянная трубка, а в ней, в густой жидкости, перемещается темный шарик. Если он в центре - разворот скоординирован; если в стороне - значит, самолет идет со скольжением, и надо либо уменьшить крен, либо педалью с той же стороны 'вытолкнуть' шарик в центр. Это школьное правило.
На больших шарик используется для коррекции поведения самолета при отказе двигателя: асимметричная тяга создает скольжение, а значит, дополнительное сопротивление; в условиях острого дефицита тяги это существенно. Вот при помощи шарика мы и создаем наивыгоднейшие условия для полета самолета с отказавшим двигателем.."
DV
27.10.2006 22:46
А что именно хочется от скольжения?
И для какого крыла Прямого аль стреловидного(треугольного),
denokan
27.10.2006 22:52
Скольжение иногда чревато сваливанием. Вот его опасность.
Васек Трубачев - начинающий пилот
27.10.2006 22:56
Ну какое уж тут стреловидное.. Я ж писАл выше -самолет с 912ULS, взлетный около 600 кг..
Хотелось бы понять реальные возможные последствия скольжения в разворотах (я вот чегой то начисто про него (шарик) забываю :-(
Ясное дело, с опытом придет, куда ж денется, но все- таки..
Я даже специально покопался (таки!) в инете, поспрошал народ о реально-случившихся инцидентах вследствие недостаточного внимания к онному.. увы, ничего конкретного..
27.10.2006 23:06
Вот здесь толково:

Предпосылкой к попаданию самолёта в штопор является выход на закритические углы атаки и сваливание.
Если происходит асимметричный срыв потока (например, вследствие скольжения!!! или действия элеронов), то возникают моменты сил, придающие самолету вращение вокруг осей. Если самолёт имеет хорошие противоштопорные характеристики, то вращение быстро затухает и происходит обычное сваливание, набор скорости и выход на нормальный режим полёта. В противном случае, самолёт попадает в режим устойчивого вращения, при котором асимметрия обтекания усугубляется и затягивает самолёт в установившийся штопор.

Рекомендации по предотвращению случайного срыва в штопор с разворота:

При выполнении разворота (особенно четвертого) все внимание должно быть сосредоточено на положении капота относительно горизонта и координацию движений ручкой и педалями. При этом нельзя допускать внешнего скольжения. На развороте лучше "недодать" педаль, чем "передать".
Бобер
28.10.2006 00:08
Для Васька Трубачева-начинающего пилота!

Зачем же сопли по борту размазывать от скольжения? Инструктор что-ли кабину будет мыть? Будь мужчиной и держи шарик в центре, тогда и кабину не придется мыть, ну разве что сам постираешь комбез.
Ту-154 дизель Streamium
28.10.2006 02:03
Васек Трубачев - начинающий пилот:

онному.. увы, ничего конкретного..

Конкретно - дизель Jet fuel должен скользить на шарике.
28.10.2006 02:20
если хочешь жить -научись слушать инстр., а вообще поджопники очень подвержены скольжению, так что шарик в центре держи, не забывай про погоду и особенности пилотирования на втором режиме, перегруз опять же, в общем что бы не набрать полный рот земли за этим следить надо
Beck
28.10.2006 08:52
А никто случайно аэродинамиу 737 не читал, гденить есть она, или тока в КБ
DV
28.10.2006 09:15
При наличии скорости в скольжении ничего опасного нет.
Напрример терять высоту со скольжением более эфеективно, скорость не растёт, а высота падат более интенсивно, сказывается рост сопротивления.
А вот на малой скорости кувырк и штОООпор.На этом купился не один человек при расчете с имитацией отказа двиг на Л29
Зритель
28.10.2006 09:44
Ан-12 без ноги хреново разворачивается, медлено. Когда шарик в центр загонишь, то повеселей идет.
А на маленьких ВС.... Вобщем тут как на машине ночью, на пустой улице, надо повернуть - включи поворотник. Хотя вроде и незачем, ни кого нет, но желательно включать дабы поступать так в дальнейшем всегда.
denokan
28.10.2006 10:18

DV:

При наличии скорости в скольжении ничего опасного нет.
Напрример терять высоту со скольжением более эфеективно, скорость не растёт, а высота падат более интенсивно, сказывается рост сопротивления.
А вот на малой скорости кувырк и штОООпор.

---

+1.
лЁдчик
28.10.2006 11:11
Зритель:
А на маленьких ВС....

К примеру, Як-12 тоже без ноги о-о-о-очень неохотно поворачивает.
28.10.2006 11:22
Чудес вприроде не бывает... Большой самолет точно так же, как и маленький управляется координированным отклонением штурвала и педалей. Просто часть дядек забыла, что на их типах по рулю направления стоят ДУСЫ (Ту-134), и т.д., они-то и заменяют ногу пилота при отклонении штурвала, делая разворот суперкоординированным, отсюда и глубокое заблуждение человека пролетавшего на Туполевских машинах, что на тяжелом самолете ногами не пользуются. В случае прямого управления - пользуются, так как, кроме пилота руль направления отклонять некому...
Поэтому, учись, Вася, учись координации: "Шарик в центре!", - это азы педалирования, а скольжение, когда оно требуется, ты научишься выполнять в шесть секунд.
Altflieger
28.10.2006 18:53
Ваську разрешаю заклеить шарик, отпилить педали и ветку закрыть.
Успехов на посадке!
Su-17
28.10.2006 19:30
DV
Так и без имитации покупались будь-здоров, нахватав полный рот земли. Уж подзабыл в каком училище, но целый майор лётчик-инструктор на Л-39 решил показать балбесу-курсанту, как исправить его ошибку(над БПРМ высоковато был) методом скольжения. Так так и упали возле ближнего.
Применение скольжения для этих целей - зто типа подвига Матросова(бросание на амбразуру).
Я как-то проверял курсанта на Як-52. Ну, всё в пределах. Уже на 4-ом, говорю, высоковато. Метрах на 150-ти, говорю, высоковато.
И вдруг этот охламон одним махом положил РУС на левый борт и засуропил полностью правую педаль. У меня аж дух захватило. Ну, за полсекунды я всё вернул обратно.
Раздачу слонов , включая инструктора, делал после посадки.
DV
28.10.2006 19:43
Так есть деятели которые услышав что седой майор триммером садит Л29 пробывали сими с 10 часами трен налёта усадить самоль. Можно сказать сели....
28.10.2006 21:47
Altflieger: Ваську разрешаю заклеить..

Как всегда- на ветке не без урода?
HobbyPilot
28.10.2006 23:37
Васёк, они (инсы) хотят приучить тебя лететь прямо, а это полезно.
Васек Трубачев - начинающий пилот
29.10.2006 00:41
Это типа: "..Когда уже ничего не помогает - прочтите, наконец, инструкцию.."
(Закон Мерфи)

Очень интересно и полезно читать о реальных ситуациях имевших место быть и учиться (на ошибках других по-возможности ;-)
Спасибо всем доброжелательно относящихся к моему вопросу.
29.10.2006 02:43
29.10.2006 02:53
У моего друга, частного пилота в Штатах, во время полета в горах Idaho на С-182 произошло разрушение внутри двигателя, пробило дыру в двигателе и ему всё лобовое стекло залило маслом. Под ним была долина и узкая дорога. Вперёд видимости не было, он уложил самолет в скольжение и, глядя через боковое окно, довел его боком до момента выравнивания. На выравнивании убрал скольжение и мягко посадил машину, но при этом опять потерял видимость перед собой. Самолет сошел с дороги и - в канаву. Мой друг поцарапал себе колено.
29.10.2006 02:24
В принципе (если не обращать внимание на всякие мелочи типа красоты и экономичности) - ничего особенно страшного в небольшом скольжении на мелком самолете нет. Оно (скольжение) даже применяется если нужно быстро потерять высоту без разгона скорости.
Однако, со скольжением легче сорваться в штопор. Насколько легче - вопрос без ответа - зависит от ситуации. Если вдруг откажет двигатель - навык координированного управления сильно поможет летать дольше. Например за вираж потеряешь не 350 а 250 метров высоты - если её всего было 300 метров - разница может стоить дорого. (и по той же причине для планеристов это особенно ценный навык)
Короче, на самых первых порах на самолете на это можно забить болт. Это как не уметь работать ногами в плавании - плыть будешь, но фигово. Потом (когда возникнет желание не просто летать абы как, а летать правильно экономично, красиво и безопасно) придется переучивать свои навыки (что говорят труднее и дольше).
Igor-pl
29.10.2006 03:02
Одно дело, скольжение выполняемое опытным пилотом, рассчитанное и разумно применяемое, совсем по другому дело выглядит в случае обучаемого, когда скольжение является следствием слабой моторики пилотирования.
А уж случай Васька, когда и правильных навыков нет, и азродинамику читать не хочется, да вопросы появляются типа "А на хера это надо"... Мысли грустные в голову приходят...
Васек, слушай инструктора. Зачем это надо поймешь потом.
Когда вырастешь.
Васек Трубачев - начинающий пилот
29.10.2006 18:14
Igor-pl:
Васек, слушай инструктора. Зачем это надо поймешь потом. Когда вырастешь.29/10/2006 [03:02:39]

Насчет совета по инструктору -спасибо, учту.
А вот насчет вырастешь.... Хм.. Сниходительность - она ведь завсегда не признак самого большого ума. Настоящий профессионал никогда не позволит себе подобного к обучающемуся (эт я тебе как авиадиспетчер-инструктор с 14-летним стажем говорю ;-)
neustaf
29.10.2006 20:27
примитивно.
Наличие скольжения это показатель качества пилотирования, можно и сним , но будет как бык поссал,
- плюс повышается расход топлива,
- плюс падает точность пилотирования когда нужно точно выдержать парметры полета,
- плюс повышается риск сорваться в штопор. если при скольжение ноль угол атаки критический у тебя ( к примеру) 25њ, то на угле скольжения 5 градусов он будет уже 20њ, а на 10њ cкольжения 15њ. То есть летишь себя спокойно кувыркаешься как ... в проруби и скорость вроде есть и угол атаки привычный. ножку двинул и уже закувыркался.
Васек Трубачев
29.10.2006 23:46
В общем выход найден. Если "аэродинамику читать" влом, то "слушать аэродинамику" вполне даже прелюбопытно.
Так что желающим приобщится к вопросам "скольжения" и понять зачем "шарик должен быть в центре" милости просим.
Устройтесь поудобнее (лучше на диване и слушайте..:-))
http://www.pas.com.ru/yabbimag ...
Миха-74
30.10.2006 12:35
Васек, если "аэродинамику читать в лом" то катайся на затонированной девятке. Это тоже не безопасно но последствия не такие, а если хочешь летать или слушай инструктора и выполняй все без вопросов, а если хочешь понять все равно без прочтения и понимания аэродинамики не обойтись...
Я был более высокого мнения о КПшниках, правда у нас это были ОФИЦЕРЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, а не стрелочники на эшелонах которым оказывается не интересен радиус разворота с определенным креном. А зачем высотомер ведь и так видно что над цемлей летим, что подсказывает твой 14-летний стаж?
Вот таких не берут в настоящие летчики. а только катают за бабки.
АА
30.10.2006 13:12
Трубачев, поздравляю с вступлением в малочисленные ряды летающих диспетчеров.Только я немного удивлен твоим отношением к аэродинамике. Вроде в нашей бурсе все доходчиво дают.
Я думаю, ты совсем мало полетал, поэтому так рассуждаешь. В горизонте на мелкокрылых поначалу раздражает борьба с шариком, но не сдавайся, научишься быстро. Ну а в развороте-то святое дело. Куда же еще смотреть то: вариометр да шарик. Сучи ножками, не зевай.

Backfire
30.10.2006 15:14
to:

neustaf:
29/10/2006 [20:27:35]

6 баллов по 5-бальной шкале. Коротко и понятно, без всяких разглагольствований.
neustaf
30.10.2006 15:17
Спасибо, второй месяц на ресурсе стараюсь соответствовать уровню.
denokan
30.10.2006 15:19
АА:

Трубачев, поздравляю с вступлением в малочисленные ряды летающих диспетчеров.Только я немного удивлен твоим отношением к аэродинамике. Вроде в нашей бурсе все доходчиво дают.
Я думаю, ты совсем мало полетал, поэтому так рассуждаешь. В горизонте на мелкокрылых поначалу раздражает борьба с шариком, но не сдавайся, научишься быстро. Ну а в развороте-то святое дело. Куда же еще смотреть то: вариометр да шарик. Сучи ножками, не зевай.

---

Дык, единственное развлечение в полете - шарик в центр загонять - остальное скучно. А так - есть чем заняться. Для того его и придумали.
Васек Трубачев - начинающий пилот
30.10.2006 15:50
АА: Спасибо на добором слове. Да ясное дело- научимся ;-)
Опыта в пилотировании у меня пока действительно маловато, и в "бурсе" я, безусловно, аэродинамику изучал, но когда это было..
Да и службу государеву лет 10 назад как оставил (благодаря чему, слава богу появилась возможность приобрести свой самолет), подзабыл уж то что не знал... Вот и пытаюсь досконально понять каждый процесс, услышать доброжелательное мнение реально летающих, опытных пилотов которых тут единицы, но они есть, послушать советы "бывалых..
А советы "подрасти", "купить девятку", раздача ярлыков типа "стрелочников на эшелонах" и т.д..- они ведь не от великой мудрости, да и, убежден, не от реальных Инструкторов (с Большой буквы) дающим возможность мечтавшим все жизнь "обрести крылья" ;-)
Удачи всем.
30.10.2006 17:02
А уменя инструктор на виражах не очень одобрял, когда я переводил взгляд на приборы и крутились мы в зоне до тех пор, пока из десяти виражей ты, как минимум, шесть раз не попадешь в свой спутный след.
Анотим
30.10.2006 17:06
Знаю опытных волков-химиков на Ан-2, ори выходе из гона, сразу нога до конца, разворот скольжением на 180, опять на гон! Сам видел Все живы, летают еще на больших!
Чукча
30.10.2006 17:11
Su-17:

> Применение скольжения для этих целей -
> зто типа подвига Матросова(бросание на амбразуру).

На Л-29 и Як-52 - может быть. А на старых одномоторных поршневиках, особенно на тех, которые без закрылков - это совершенно нормальная практика. У некоторых из них, из-за низкой удельной нагрузки на крыло, без скольжения вообще замучишься садиться - будет парИть и парИть, никакой полосы не хватит. А заход на посадку с боковым ветром? Тоже ведь со со скольжением производится. Главное - за скоростью смотреть...
SportPilot
30.10.2006 17:13
Аноному, по поводу спутного следа это тебя клуб на деньги разводил, поверь, сам проходил.
30.10.2006 17:22
Да какой там разворот на 180..))
Конвертиком прошли да ладненько...)
Irbis
30.10.2006 18:12
"denokan:
Дык, единственное развлечение в полете - шарик в центр загонять - остальное скучно. А так - есть чем заняться. Для того его и придумали."

Ну да, так и есть. Шарек бегает за ручкой убегает от ноги :)

"Анотим:
Знаю опытных волков-химиков на Ан-2, ори выходе из гона, сразу нога до конца, разворот скольжением на 180, опять на гон! Сам видел Все живы, летают еще на больших!"

Поворот на горке это называется. Это к вопросу, нужен ли пилотаж на транспортном самолете.




Alex
30.10.2006 18:21
Есть такое понятие "поперечная устойчивость самолёта".
Так вот, устойчивый в поперечном отношении самолёт всегда прикрывается от возникающего скольжения креном в обратную сторону. Допустим, ты едешь на велосипеде, переднее колесо идёт туда, куда ты его направляешь, а заднее бежит со смешением колеи 15 см влево. Красиво это?
Вы знаете, что для сваливания самолёта в штопор надо погасить скорость до скорости сваливания и дать ногу. То есть создать скольжение, которое поспособствует срыву в штопор.
Руль направления, это понятие, которое пришло к нам из глубины веков рождения авиации, когда для разворота самолёта запрещалось создавать крен и все развороты выполнялись именно "блинчиком", то есть с применением только педалей. Сколько лётного народа ушло в землю от этой "мудрости", уже никто не сосчитает.
Был такой самолёт Як-11 после войны, учебная парта. Мой КЭЗ, премудрый пескарь Василий Фёдорович Басманов, рассказывал, что курсаки, при выполнении форсированного виража, по 2-3 раза сваливались в штопор.
Для современных, особенно реактивных самолётов "шарик в центре" не актуален. Скорее дань традиции и показатель чистоты пилотирования. Если я, допустим, сяду в заднюю кабину, а впереди будет лететь "АС" у которого шарик на пол диаметра будет торчать наружу, то я сделаю вывод, что это "тормоз" и путного пилота из него никогда не вылупится.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru