Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Авиация ПрибВО - у кого что есть!

 ↓ ВНИЗ

123

Baltkot
07.07.2007 12:18
Какие авиационные части и соединения базировались на территории Прибалтийского военного округа? Есть специалисты, кто может ответить на этот вопрос. А то авиаторов много, а тема не раскрыта.
07.07.2007 19:00
А скажи чё те надо?
Baltkot
08.07.2007 00:52
Всего на территории Прибалтийского военного округа было около 50 аэродромов различного класса, а вот какие части на них базировались, в большей степени, неизвестно. Так почему бы не заполнить этот пробел?
Регляж
09.07.2007 00:49
to Baltkot:

Отдельные аэродромы на форуме выделены самостоятельно (Черняховск, Нивенское, Лиелварде, Скулте, эстонские, почти все, Румбула где-то была, Паневежис, Вайнёде, Кедейняй, Шяуляй и проч.). А вот со старыми немного труднее, забывать их стали. Может Вы и правы, надо освежить в памяти и авиагарнизоны и технику, история все-таки. Да и прибалты обижаются, что историю плохо изучаем, надо им пойти навстречу.
APKAH
09.07.2007 13:04
Пожалуйста! Все авиационные части и соединения, но только по Латвии:
Рига - Штаб 15-ой воздушной армии ПрибВО
аэр. Скулте - 145-й ОПЛАЭ ВВС БФ
- 249-й ОСАЭ ПрибВО
- ЦПЛС ВМФ(центр переучивания летного состава)
- учебный РВВАИУ
аэр. Лиелварде - штаб 39-я АДИБ
- 899-й АПИБ(до этого 899-й ИАП 1947-1981)
Даугавпилс aэp. Лоцики - 372-й АПИБ(до этого - 372 ИАП ПВО)
- учебный ДВАИУ ПВО
аэр. Екабпилс - 886-й ОРАП
аэр. Тукумс - 668-й МШАП ВВС БФ(до этого 668-й БАП)
+ На складе хранилось 24 ядерного заряда(до 1989 года)
аэр. Вайнёде-1 - 54-й Гв ИАП 14-я АД ПВО CCCР
Алуксне aep. Лиепас - аэродром ШМАС
аэр. Елгава - 285-й ОВЭ РЭБ
Курземе - авиац.полигон

АРКАН
09.07.2007 14:34
Baltkot писал:
>>"Всего на территории Прибалтийского военного округа было около 50 аэродромов различного класса, а вот какие части на них базировались, в большей степени, неизвестно. Так почему бы не заполнить этот пробел?"
50 чересчур много. Ну хотя если все грунтовые, ДОСААФ, сельскохозяйственные посчитать то может и выйдет. На самом деле военных аэродромов около 20.
Регляж
09.07.2007 20:06
to APKAH:

А Балтийский Кот прав, так оно и было, если учитывать аэродромы Балтфлота, 3 ВА и 15 ВА.
1. Рижский аэродромный узел (Румбула, Спилве, Скулте, Эзермалас 2 /гидроаэродром с ангарами/, Лиелварде, Елгава, Тукумс).
2. Каунасский аэродромный узел (около 10 аэродромов).
3. Калининградский аэродромный узел (около 10).
4. Эстонский аэродромный узел (около 10).
5. По 1-3 аэродрому в районах (Шяуляй, Паневежис, Кедайняй, Вентспилс, Лиепая, Резекне, Паплака, Клайпеда, Вайнёде, Даугавпилс-Екабпилс и прооч)
И это, наверное не полный список. Да, Балтийский Кот хорошую задачу задал.
Zenia
09.07.2007 20:22
to ARKAN
V polne soglasen s KOTOM cto v okruge bylo okolo 50 aerodromov. Tolko v Estoniji aerodromov 31 nescitaja DOSAAF'ovkich. V LITVE - 22 aerodroma bez aerodromov DOSSAF i selskochoziaistvennych aerodromov. Naprimer: Shiauliai (Zokniai) 53 IAP, 117 OVTAP, remzavod; aerodromy VTA - Panevezis, Kedainiai, Gaiziunai, Kazlu Ruda; HWS - High Way Strip -3; grazdanskyje aerodromy s IVPP - 4 (Palanga, Shiauliai, Kaunas, Vilnius)i esce 9 grazdanskich aerodromov na kotoryje vypolnialis pasazyrskyje reisy.V dopollneniji esce 15 aerodromov DOSAAF + 45 agrochimiceskyje ploscadkis VPP po 400 metrov.
Leonid
09.07.2007 20:40
to Baltkot:

Посмотрите здесь: http://www.russianairfields.com/ . Там и аэродромы, и что на них базировалось.
Регляж
09.07.2007 22:36
to Leonid:

Приношу извинения, что вмешиваюсь, но на этом сайте нет многих аэродромов 1946-59 годов, где базировались крайние поршневые самолеты и первые реактивные. Тем более, что в период 1949 года были изменены номера полков, что вообще вносит сумятицу в историческую достоверность некоторых фактов. А без этого периода картина становления авиации округа получается действительно какая-то кастрированная. Да и люди, такая-то масса, куда подевались? С 1962 года мне довелось служить в полку, где все командование полка, комэски и многие летчики летали с начала войны и у них в парадной форме были не груди, а иконостасы, по 8-12 орденов. Самое интересное место на полетах было затаиться где-нибудь в уголке на СКП и слушать, как они один другому рассказывают авиационные случаи, которых было не счесть. А прошло всего-то 17 лет, как сегодня после перестройки. И как только кто-то из летчиков на УТП допустит ошибку, так сразу и случай из жизни конкретного полка, конкретной эскадрильи. Жаль, что тогда не было магнитофонов. Особенно мне запомнились несколько рассказов, как в первые дни войны экипажи летали бомбить Хельсинки с аэродромов в Литве.
L
10.07.2007 00:44
Регляжу:

Вы совершенно правы. Я подсказал Baltkoty этот сайт как дополнение к Вашему посту от 09/07/2007 [00:49:31].

Ну и внесу свою лепту:
Аэродром Черняховск (до 1987г.):
- управление 132-ой Севастопольской бад (в/ч 23240);
- 63-ий Краснознамённый Керченский бап (в/ч 21917);
- 4-ый гвардейский Новгородский бап (в/ч 10213);
- ? обаз, номера к сожалению забыл.
Дополнение по аэродрому Шяуляй:
- 256 АРЗ (в/ч 36976).
В Паневежисе и в Каунасе тоже были АРЗ, номера забыл...
Регляж
11.07.2007 09:25
Были и есть такие аэродромы, которые из военных трансформировались в гражданские, а затем "выдавили" военных с этих аэродромов. Гражданские очень редко строили аэродромы "с нуля".
Регляж
12.07.2007 01:26
Где Балтийский Кот?
Регляж
13.07.2007 09:55
Интересный аэродром был в Клайпеде. С этого аэродрома в 50-е и 60-е годы перехватывали НАТОвских, скандинавских и американских разведчиков.
Zenia
14.07.2007 00:28
To Regliaz. Aerodrom byl v PALANGE, a ne v Klaipede. Na byvsem aerodrome torpedonoscev bazirovalis istrebiteli PVO, nacinaja s Tanderboltov, potom La-9, La-11, zakancivaja MiG-17.
Регляж
14.07.2007 01:32
to Zenia:

Большое спасибо. Существенное замечание. Признаю свою непростительную ошибку. Да, я говорил именно об аэродроме в Паланге. У Вас имеется более подробная о нем информация? Например: - Базировались ли там МиГ-15 и какие полки там базировались?
Info
14.07.2007 11:13

Военные аэродромы в Латвии с 1960х до наших дней
http://forum.army.lv/viewtopic ...

Военные базы Советского союза на территории Латвии!
http://forum.army.lv/viewtopic ...

мечтатель
15.07.2007 09:46
отец служил в Елгаве 622 ШАП ИЛ2, 723ШАП ИЛ2, ИЛ10, МИГ15.В Шауляе ПЕ2.
мечтатель
15.07.2007 09:49
извиняюсь.В Шауляе 127БАП ПЕ2
Регляж
15.07.2007 09:58
to мечтатель:

Очень хорошая информация. А поподробнее можно еще что-нибудь? Например, даты, когда были илы, а когда стали МиГи. Если у Вас есть летная книжка отца, то это просто сделать. И об отце можете написать, думаю, он этого заслужил.
ЕЛИН ВИКТОР
15.07.2007 16:37
В 372 полку мне довелось прослужить с июля 90-го по март 91-го в должности командира АТО после вывода из
ЧССР.Кто знает что-нибудь о судьбе майора Козлова А.А.,
к-на Покропивного В.В., к-на Дьякова В., к-на Маслова и
др. прошу сообщить.
мечтатель
15.07.2007 16:52
to Регляж: поподробнее можно, но только в понедельник.Летная книжка находится у отца в Елгаве, а я живу на Сахалине.
ЕЛГАВА
15.07.2007 18:10
И , так Елгава скоробудет столицей Латвии!
Новый президент тут "короновался" !!!
мечтатель
16.07.2007 14:58
to Регляж:
622ШАП-214ШАД-15ВА
723ШАП-211ШАД-3ВА
Отец служил с 1944-1946г. в 622ШАП-ИЛ2. В 1946г.полк и дивизия были расформированы. Отец попал служить в Шауляй в 127БАП-ПЕ2. А в1948г. он перевелся обратно в Елгаву в 723ШАП-ИЛ10.В апреле 1955г.полк переучивался на МИГ-15. А в 1956г.началось сокращение армии и отец демобилизовался.
В Елгаве находился штаб 214 ШАД.
мечтатель
16.07.2007 15:12
to Регляж
В 1957г. был расформирован 723ШАП.
Регляж
17.07.2007 00:45
to мечтатель:

Большое спасибо!
А я-то ломал голову, почему елгавские МиГ-15 не были в Корее? А они-то были послекорейские. Вы вообще-то дайте удобное досье об отце. Думаю, что таких людей надо знать и помнить поименно. Это ведь маленький кусочек истории, который обязательно надо помнить.
В книге "Третья воздушная", авторы: П.Анищенков, В.Шуринов часто упоминается 211 шад (593 шап, 723 шап) и упоминается о том, что много личного состава 723 шап осталось жить в Елгаве, которую они освобождали. Может еще какие-нибудь подробности?
Регляж
17.07.2007 00:48
to мечтатель:

А 127 бап - гвардейский.
Регляж
18.07.2007 10:27
to мечтатель:

А можно надеяться на какие-нибудь фотографии?
мечтатель
18.07.2007 15:42
to Регляж
Хорошо, но только в конце месяца.
Регляж
18.07.2007 20:44
to мечтатель:

Замечательно! Большое спасибо за мыло.
мечтатель
21.07.2007 15:06
to Регляж
127 гвардейский БАП летал на ПЕ2, затем переучивались на ТУ2, и следующий самолет ИЛ28. Даты отец не помнит.
Регляж
21.07.2007 20:47
to мечтатель:

Вот какое упоминание о 127 гв. бап имеется в той же книге "Третья воздушная". "...Довольно интенсивным был налет 45 Пе-2 1 гв. бак на аэродром противника в Либаве (Лиепая). 22 октября 1944 г. на выполнение задания вылетели 18 экипажей 128 гв. бап, 9 экипажей 127 гв. бап под командованием гв. подполковника Дубинкина и 18 экипажей 35 гв. бап во главе с гв. майором Свенским. Их прикрывали 64 истребителя 11 иак. Выйдя на цель, летчики бомбили стоянки самолетов, ангары, центр летного поля...."
Регляж
23.07.2007 10:10
Наверх!
23.07.2007 14:55
очень хотелось, чтобы было продолжение ветки
Регляж
23.07.2007 23:24
Будем надеяться - резервы есть!
Регляж
24.07.2007 20:17
АВИАЦИЯ ПРИБАЛТИЙСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

Часть 1.

Прибалтийский военный округ имеет славную историю.
Вместе с другими войсками округа формировались и авиационные дивизии, полки и отдельные эскадрильи. Для их базирования восстанавливались и расширялись бывшие аэродромы или строились новые.
Войска округа базировались в разное время на территориях Латвии, Литвы, Эстонии и Калининградской области.

История Прибалтийского военного округа начинается с образования Прибалтийского особого военного округа в предвоенный год
К 22.6.41 г., военно-воздушные силы Прибалтийского особого военного округа состояли из пяти смешанных авиационных дивизий - 4, 6, 7, 8-й и 57-й.

Военно-воздушные силы Прибалтийского особого военного округа.

Штаб военно-воздушных сил Прибалтийского особого военного округа - гор. Рига.

4-я смешанная авиационная дивизия - штаб - гор. Таллин
63-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Куусику
50-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Хапсалу
35-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Тарту
38-й истребительный авиационный полк - Таллин
Истребители___61
Бомбардировщики__134
Итого__195

6-я смешанная авиационная дивизия - штаб - гор. Рига
21-й истребительный авиационный полк - Рига
148-й истребительный авиационный полк - Либава
31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Вайньодэ
40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Виндава
Истребители__117
Бомбардировщики___91
Итого__208

7-я смешанная авиационная дивизия - штаб - гор. Митава
10-й истребительный авиационный полк - Шавли
238-й истребительный авиационный полк - Паневежис
9-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Паневежис
46-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Груджяй
241-й штурмовой авиационный полк - Митава
Истребители___64
Бомбардировщики__108
Штурмовики___27
Итого__199

8-я смешанная авиационная дивизия - штаб - гор. Каунас
31-й истребительный авиационный полк - Каунас
15-й истребительный авиационный полк - Алитус
240-й истребительный авиационный полк - Ионишкис
61-й штурмовой авиационный полк - Кейданы
Истребители__117
Штурмовики___33
Итого__150

57-я смешанная авиационная дивизия - Вильно
54-й скоростной бомбардировочный авиационный полк - Порубанок, Кивишки, Крыжаки
49-й истребительный авиационный полк - Двинск, Ликсна
42-й истребительный авиационный полк - Ораны, Перлоя
237-й истребительный авиационный полк - Ораны
Истребители__170
Бомбардировщики___72
Итого__242

Сведения о боевом составе даются только за исправные самолеты на аэродромах базирования.
Таким образом, к началу войны военно-воздушные силы Прибалтийского особого военного округа насчитывали в своем составе исправных:
Истребителей__529
Бомбардировщиков__288
Штурмовиков___60
Всего__877
Точных сведений о летном составе нет, так как все материалы сданы в архив.
Существующая организация Военно-воздушных сил Красной Армии оправдала себя в основном для мирного времени, несмотря на некоторые организационные недостатки, которые выявились в ходе войны.

Аэродромная сеть
К началу военных действий военно-воздушные силы Прибалтийского особого военного округа имели до 70 аэродромов, из которых было постоянных - 21, оперативных - 49. На 23 аэродромах строились бетонные взлетно-посадочные полосы, но к началу военных действий ни на одном аэродроме работы закончены не были. Часть оперативных аэродромов только перед войной была сдана строительными батальонами в эксплуатацию и представляла собой голое поле с рядом временных построек полевого типа.
Отсутствие на ряде аэродромов растительности не позволяло произвести должную маскировку самолетов.
За 4-5 дней до войны некоторые дивизии приступили к постройке земляных убежищ для самолетов, но этому новому мероприятию командирами частей не уделялось должного внимания, и убежища к началу войны полностью построены не были.
Половина аэродромов округа задолго до войны немцами была засечена, а дней за 15-20 до войны сфотографирована. Многие аэродромы находились в зоне тактической внезапности, остальные были близки к этому.
Система воздушного наблюдения, оповещения и связи при наличии большой засоренности органов связи не гарантировала своевременного оповещения передовых частей военно-воздушных сил округа.
Выход из-под удара усложнился из-за большого количества самолетов на аэродромах и отсутствия оперативных аэродромов в глубине. Естественных полос или площадок не было вследствие раздробленности земельных участков, ограниченных по размерам и пересеченных межами и канавами.
Сама дислокация военно-воздушных сил Прибалтийского особого военного округа была недостаточно продумана в той части, что бомбардировочные полки были близко расположены к границе врага, тогда как целесообразнее было бы территорию разбить на две зоны: от границы на 100-150 км расположить только истребительную авиацию (зона истребления), глубже 150 км - бомбардировочную авиацию. При таком расположении авиации противник нес бы большие потери и имелись бы необходимые условия для вывода из-под удара бомбардировочных частей.

Общие выводы о боевой готовности Военно-воздушных сил
Год войны показал, что организация Военно-воздушных сил Красной Армии в некоторых ее звеньях не отвечала требованиям войны. В частности, авиационные полки четырехэскадрильного состава были громоздкими. Полк базировался на двух-трех аэродромах, терял оперативное руководство подразделениями, организация штабов не обеспечивала боевого управления полка с двух-трех точек.
Организация авиационных дивизий мирного времени в основном оправдала себя и на военное время при существующей организации полков. Необходимо отметить, что частая реорганизация авиации отрицательно сказывалась на боевой сколоченности частей.

25.07.2007 08:44
2 Регляж

А продолжение будет?
Baltkot
26.07.2007 15:19
Много получается аэродромов.
Женя
27.07.2007 13:09
8 апреля 1950 г. 17.22 с аэродрома Паланга на перехват нарушителя государственной границы взлетели две пары истребителей Ла-11. Ведущий - командир звена гвардии ст. л-т Борис Докин, ведомый - л-т И.И.Тезяев. Вторая пара ст.лейтенант А.С. Герасимов и л-т Е.Т.Сатаев. В 17.39 на высоте 4000 метров южнее Лиепаи 8 км встретили четырехмоторный самолет Б-29 с американскими опозновательными знаками, который шел курсом 135 градусов.
Увидев самолет, пара Ла-11 Докина и Тезяева подошла к нему справа сзади а пара ст. л-та Герасимова вышла вперед и, делая глукое покачивание, развернулось влево. Нарушитель взял курс 270 градусов - в море и за парой ст.л-та Герасимова не пошел. Тогда ком. звена Докин дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель ответил огнем. Ведомый л-т Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и на высоте 500 метров вошел в облака. Преположително самолет упал 5-10 км от берега. Из 10 членов экипажа Б-29 удалось спастись только одному.
За образцовое выполнение заданий летчики награждены орденами Красного Знамени.

то РЕГЛЯЖ

Данные по аэродрому Паланга противоречые. Есть инфо что там до 1960 г. базировался 935 ИАП с 237 ИАД. Когда перевооружен на МиГ-15 - неизвестно.
Регляж
28.07.2007 10:35
to Женя:

У меня имеются точные данные, что в 1957 г. 935 иап входил в состав ВВС КБФ, а в состав 237 гв. иад ВВС КБФ входил еще 789 гв иап (1957 г.). В этих двух полках служил кто-то из космонавтов и в его биографии факт службы в этих полках и этой дивизии, отмечен.
Но по информации командования КБФ (2002 г.) 237 Гвардейская истребительная авиационная Мариупольская, Берлинская Краснознаменная орденов Ленина и Богдана Хмельницкого дивизия до 1956 года базировалась в Нивенском, Калининградской обл.
А на Палангу и г. Лиепаю базировалась 717 иад ВВС КБФ (до 1956 г.).
После крупного сокращения ВС СССР в 1957 г.(В КБФ - 8 полков в 3-х дивизиях) 789 гв. иап (1-й линии) и 935 иап (2-й линии) в составе КБФ остались.
airxander
28.07.2007 12:43
237 гв.иад - это 9 гв.иад времен ВОВ.
http://www.allaces.ru/cgi-bin/ ...
airxander
28.07.2007 13:02
А еще есть информация, что на 1958 г. 237 иад была переподчинена ВВС КСФ и базировалась в Мурманской области.
airxander
28.07.2007 13:18
9 гв.иад базировалась с 09.05.45 г. в Австрии последовательно на аэродромах Киршберг, Траусдорф и Виннер-Нойштадт и входила в состав 6 Гв.ИАК 2 ВА 1 УкрФр, 6 Гв.ИАК 2 ВА ЦГВ, 59 ВА ЦГВ. В состав 9 гв.иад входили:
на 09.05.45 г.
16 гв.иап, 57 гв.иап, 100 гв.иап;
на конец 1945 г.
16 гв.иап, 100 гв.иап, 104 гв.иап,
В 1949 г. 9 гв.иад перенумерована в 237 гв.иад, а 16 гв.иап - в 689 гв.иап.
В октябре 1952 г. 237 гв.иад передана в ВВС ДКБФ и перебазирована в Нивенское.

Eagle_rost
28.07.2007 15:53
airxander:
Кстати Вы мой ответ получили то?
Регляж
28.07.2007 22:32
to airxander:

Что касается Мурманской области, то прямых документов (приказов, распоряжений, карт, пдтверждения очевидцев) пока не обнаружено.
Stepan
29.07.2007 16:26
2 airxander:

Маленькая поправка: Балтийский флот стал дважды Краснознаменным (ДКБФ) в 1968г., когда все остальные флоты и многие округа стали Краснознаменными.

Регляж
29.07.2007 17:43
to Stepan:

Приветствую!
Это хорошо, что на этой ветке появляются компетентные люди.
Stepan, можно попутный вопрос, прямо не относящийся к этой теме? Как и когда переформировали 48 ВА в 5 ВА и были ли ВВС ОдВО?
Регляж
29.07.2007 19:44
Очень трудно отследить все аэродромы округа и тем более, кто и когда на них базировался.
Например, характерен путь 15 иап (г. Алитус, 22.06.41 г.) из 8 сад (г. Каунас).
15-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк им. Ф.Э.Дзержинского
История полка начинается со 2-й авиационной группы (1914 г.). В январе 1919 г. группа была переименована во 2-й авиационный дивизион истребителей. С осени 1917 г. летчики части участвовали в гражданской войне, сражаясь с белогвардейцами и иностранными интервентами на Южном и Юго-Западном фронтах, вели бои в небе над Украиной, Перекопом, воевали под Тулой, Орлом, Брянском и Казанью. После гражданской войны авиадивизион был переименован в Отдельную авиационную эскадрилью. Приказом Реввоенсовета СССР No. 719 от 03.07.1925 г. эскадрилье присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. В декабре 1926 г. эскадрилья переименована в 7-ю отдельную авиаэскадрилью. 25.05.35 г. эскадрилья была переименована в 106-ю истребительную авиаэскадрилью.

28.04.38 г. приказом командующего ВВС КА 106-я эскадрилья переименована в 15-й истребительный авиаполк имени Ф. Э. Дзержинского.



Наиболее опытные пилоты принимали участие в боях в Испании и на Халхин-Голе.

Осенью 1939 г. полк в четырехэскадрильном составе участвовал в "освободительном походе".

С 20.01 по 15.02.40 г. первая и третья аэ во главе с командиром полка находились в Ленинграде, где получили 64 новых истребителя И-153.

28.02.40 г. полк приступил к боевые действиям против Финляндии.



В июне 1941 г. входил в состав 8-й сад Северного фронта.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 82 самолета И-153, И-15бис (в том числе 6 неисправных), а также 62 МиГ-3 (в том числе 5 неисправных), еще не освоенных летчиками.

Перед началом войны полк базировался на аэродромах Алитус близ Ковно (Каунас) [1], Поцунай, Венчай [7].

К вечеру 22.06.41 г. самолеты полка находились на аэродроме Митавы. Здесь противник уничтожил 40 МиГ-3.

12.07.41 г. после напряженных боев полк был выведен в тыл, в 1-ю ВШШ (Рязань), на переформирование, которое закончилось в середине августа. Полк был трехэскадрильным.

С 15.08 по 16.12.41 г. полк в составе 8-й ад, в оперативном подчинении 7-го иак ПВО участвовал в обороне Ленинграда. За период боевых действий под Ленинградом полк произвел 2080 боевых вылетов. Из них: 182 на штурмовку наземных войск противника; 68 - штурмовка аэродромов противника; 444 - сопровождение бомбардировщиков и транспортных самолетов; 1612 - прикрытие своих войск и другие задания. За этот период проведено 437 воздушных боев, в результате которых сбито 78 самолетов противника и уничтожено на земле - 17. Свои потери составили 83 самолета, погибло 39 летчиков и 3 техника.

20.12.41 г. полк направлен в 1-й зиап в Чебоксары для получения самолетов и доукомплектования личным составом. Получил 21 ЛаГГ-3. После переучивания на новом типе самолета, в двухэскадрильном составе полк в июне 1942 г. прибыл в распоряжение 226-й сад 2-й ВА.

С 04.06 по 06.07.42 г. полк вел боевые действия на Воронежском фронте, а с 07.07.42 г. - на Брянском.

С 04.09.42 по 23.10.42 г. воевал в составе 287-й иад на Сталинградском фронте. В этот период действовал с аэродрома средняя Ахтуба. На вооружении имел 20 Ла-5 и несколько ЛаГГ-3.

К 24.09.42 г. в результате тяжелых боев в полку не осталось самолетов. Часть летчиков погибла, другие находились в госпиталях после ранений. Весь оставшийся личный состав направлен в район одного из колхозов северо-восточнее Сталинграда для пополнения летчиками и самолетами. Полк снова получил ЛаГГ-3.

15.10.42 г. перебазировался в район станции Сайхин, южнее озера Эльтон. Здесь молодые летчики тренировались и охраняли железную дорогу в пределах станций Эльтон-Сайхин-Баскунчак.

С 24.10 до 26.12.42 г. действовал на Сталинградском фронте с аэродрома Столяров в составе 226-й шад, осуществлял прикрытие штурмовиков. В начале ноября полк лишился значительного количества самолетов. И снова командир полка с группой из десяти летчиков убыл за самолетами. К активным действиям приступил с 19.11.42 г.

С 04.09.42 по 26.12.42 г. летчики полка одержали 26 побед, большую часть из них - на Ла-5.

В конце декабря 1942 г. штаб и технический состав полка направлен в Новосибирск в распоряжение 20-го зап. Здесь в состав полка влились летчики одной эскадрильи 5-го иап, а Башкирские колхозники вручили летчикам полка 32 новых самолета Як-7б.



С февраля 1943 г. действовал в составе 278-й иад.

С 16.04 по 22.06.43 г. в боях на Кубани полком произведено 700 боевых вылетов с налетом 639 часов, проведено 215 воздушных боев, сбито 69 самолетов противника.

22.06.43 г. полк закончил боевые действия на Северо-Кавказском фронте и убыл в село Избердей Шехманского района Тамбовской области на пополнение.

С июля 1943 г. полк участвовал в боях на Курской Дуге на самолетах Як-9.

Весной 1944 г. полк участвовал в боях за освобождение Крыма.

22.06.44 г. полк в составе 41 экипажа на самолетах Як-1 прибыл в село Заольша Витебской области и вел боевые действия на Оршанском направлении.

Приказом ВГК No. 0182 от 06.07.44 г. за отличия в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша полку присвоено почетное наименование Оршанский.

В боях за освобождение Белоруссии и Литвы летчики полка сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боев, сбили 39 самолетов противника. Своих потерь не было.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.07.44 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вильно и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Красного Знамени.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Суворова III степени.

В 1949 году полк переименовывается в 899 иап и базируется в г. Рига (аэродром "Румбула") до 1974-75 г., когда полк перебазировался на вновь построенный аэродром "Лиелварде" под Ригой. После распада СССР полк перебазировался на территорию России.

Пока нет сведений, где находился полк с 1945 г. по 1949 год. Возможно кто-то обладает такой информацией и посетит нашу ветку.
Регляж
30.07.2007 14:51
Конечно, такие большие посты по остальным аэродромам не будут, но многие полки неоднократно возвращались в округа раннего базирования. Поэтому иногда можно связывать полк и аэродром базирования, особенно по мирному времени.
Евгений
30.07.2007 15:47
To Регляж:
899 иап перебазировался в Лиелварде из Румбулы весной 1980 года, причём перебазирование происходило через Шяуляй, где сидели почти сутки, пытаясь запутать вероятного противника. Зимой 1981-1982 года поменяли свои МиГ-21бис на МиГ-21смт и вышли из состава 1ГвИАД. С того момента именовались 899 отдельным апиб.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru