Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ИБА-Лунинец, ИА-Мары

 ↓ ВНИЗ

123

Hawk
26.04.2006 21:36

Уважаемые друзья-летчики фронтовой авиации!

Помню времена, когда подготовка и выполнение ЛТУ полка на пределе возможностей людей и техники были для всех как праздник, когда мы чувствовали и видели, что вся наша предыдущая подготовка являлась только необходимой базой, на ЛТУ мы проходили экзамен на боевую зрелость.
В учебных центрах мы учились по настоящему ВОЕВАТЬ.
Давайте вспомним все это, такое не забывается, не забывается такое никогда....
lamm
26.04.2006 21:44
Летали туда из СГВ, Шпротава, Кшива, Жагань на Су-24. Перелет с отработкой на полигоне, вновь поставленная задача на месте. Взаимодействие с ИА, РА, самолетами пп. Там же пускали УРы и бросали КАБы, в Польше запретили после прогара сопла в 1987 году, когда поляка в деревне убило прямым Х-29л.
Здоровый полигон в пинских болотах. Что-то там сейчас...
Shandor
26.04.2006 21:52

Интересные вопросы:

1. Во время интенсивного освоения Су-24 и Су-25 присутствовал ли такой итоговый элемент, как перебазирование бап или шап на максимальную дальность (на новый ТВД) и работа в течение нескольких дней с полным боевым напряжением?
Если да, то куда обычно летали?

2. Что было эквивалентом Лунинца и Маров для полков ФА за Уралом?

3. Во ФА были еще орапы. Что для них являлось зачетным, итоговым учением, где и как оно проводилось?


Su-17
26.04.2006 22:19
lamm
Что в пинских болотах, спрашиваешь? Знамо дело, как и раньше, партизаны.
Первый раз попал лейтенантом. Всё вышло ОК, устойчиво сосал крыло, и по команде ведущего нажимал БК. Больше ничего не видел.
Hawk
27.04.2006 00:01
2 Lamm

В чем выражалось взаимодействие с ИА? Они условно прикрывали вас на рубежах, расчищали район или изображали противника и реально перехватывали ваши группы?

РА в реальном масштабе времени могла уточнять обстановку с непосредственной передачей данных экипажам в ФБА в воздухе?
Spirit
27.04.2006 00:10

Ни разу не слышал рассказов летчиков ФА (ИБА, ФБА, ША, РА), чтобы их втягивали в реальные маневренные бои наша ИА.
Не прехваты, это было, в том числе и истребителями ПВО, а именно маневренный групповой воздушный бой с истребителями, конечно условный.
Может быть, где-то в Ахтубе или Липецке, это и проводилось, но важен опыт обычного влетанного строевого летчика.
Ведь для нас все это так и осталось теорией.
Hawk
27.04.2006 08:12
Лето 1978 года.

497 апиб закончил переучиваие на самую передовую по тем временам технику (Су-17М2), провел эскадрильские ЛТУ, все освоили полеты группой, боевое применение с простых и сложных видов маневра днем и в сумерки по наземным целям на знакомых полигонах ГСВГ.
Было проведено ЛТУ полка с работой на полигоне Пшемкув (СГВ).

Настал и наш черед - Лунинец.
Кто знает - поймет, о чем идет речь, а кто забыл - напомню.

Во-первых, все 'старики', кто уже ходил ранее туда, сразу оживились, видимо само название нагоняло адреналин в их кровеносные сосуды. Глаза блестели, чувствовалось их приподнятое настроение.
Во-вторых, командиры, от комэски и выше, сразу посерьезнели, нахмурились, но летчиков понапрасну не дергали, стали относиться подчеркнуто уважительно, но требовательно.
Мы, молодежь, старлеи и капитаны со 2-м и только что полученным 1-м классом, молоденькие козлики, поняли все эти изменения только потом, когда все испытали на своей шкуре.
В-третьих, весь и так хорошо отлаженный механизм работы апиб стал работать как часы, все подтянулись, не надо было никого агитировать, это был образец спаянного коллектива, нацеленного на решение одной для всех и очень важной задачи.
В-четвертых, было на удивление мало всяких бумажек.
Сделали какие-то схемы типовых маневров при ударе группами поэскадрильно и всем полком, учили мишенное поле, район будущих полетов, запасные аэродромы, РТС, изучали оперативную обстановку на ТВД (по замыслу ЛТУ).
Упор делался на способность адекватно реагировать на вводные в воздухе по перенацеливанию, на отработку навыков боевого маневрирования звеньями и эскадрильей при преодолении ПВО, а также при поиске и уничтожении целей в заданном районе ('охота'), при реальных ударах по целям на полигоне с максимальной боевой нагрузкой.

В полку были хорошо подобраны и слетаны группы, подготовка велась интенсивная и это потом часто выручало в ходе ЛТУ.

Далее все закрутилось: тревога, постановка задачи, взлет, сбор, понеслась ###да по кочкам, думать долго уже некогда.
Погода была так себе, облаков всяких много, дымка, но РТС работает, командиры умные, ведомые храбрые - все нипочем.
Пришли, сели, полоска узкая, гладенькая бетонка.
Только зарулили, задача - поднять пару на доразведку целей. Последние еще заруливают, а пара уже готовится к взлету. Ведомый рулил с крылом 63 так и оставил, ведущий с разворота, без остановки: 'Взлет!' и пошли:
Взлетали на максимале, народ прямо ###ел, все происходит прямо перед нами. Ведущий оторвался, Толя бежит, тянет нос, наконец отодрал его, бедолагу, хорошо, хоть на этот вылет баки не заправляли, начало его валить, уже на срывном режиме, качается со скольжением, еще и ветерок боковой был:.
Думаем, кранты, вдруг - форсаж и крыло пошло на выпуск, у всех - вздох облегчения
Ничего, комполка сказал, мол, мудак ты, повнимательней надо и все.
Это что, цветочки, чего было потом, что по обычным меркам не лезло ни в какие ворота, а здесь работало, да еще как работало!!!
Контролировал всю эту свадьбу командир 61 ИАК генерал-майор Стрижаков. Он ни во что не вмешивался, сидел на КП или КДП, иногда делал замечания, порой едкие, но меткие и необидные.
Вечером, в гостинице, в трико и майке, с указкой в руке поверял, как отдыхают и соблюдают режим летчики.
Это был, типа, фронт, а как же без наркомовских, после успешного боевого дня? Сидим как-то эскадрильей, разбор полетов в кулуарах, вдруг стук в дверь.
Атас, Стрижак! А замкомэска у нас был Колодизенко Борис Петрович, говорит, мол, спокойно, шас все решим.
Входит Стрижаков, похмурил брови, пригласили его посидеть с нами, обменяться опытом, потом выяснилось, что они с Б.П. учились в одном, Чугуевском, училище еще в 60-е годы.
Дальше понятно, ветераны стали вспоминать, а нам оставалось только слушать, в то время, как они:наши наркомовские:.гадские папы:.

Летали по разным упражнениям, но очень важными были поиск и уничтожение целей в заданном районе, удар полка по целям днем и боевые действия апиб по аэродрому противника в сумерки.

На поиск пошли звеном, БП с НШЭ и, мы, два старлея.
Чего-то вытворяли по маршруту, прорывали, преодолевали ПВО, вверх, вниз, змейкой-коброй. Я-то взмок, а что там мой Саша, четвертый? Запомнилось - белорусская ровная как стол, лесная местность, весь полет около 1000км\ч, почти всегда на максимале, а иногда и на форсаже, боевой порядок - о-о-о-чень острый пеленг, 200-300м, голова вертится во все стороны.
Короче, ППК не сдувался все время.
Пришли в район, давай парами херачить друг за другом с боевого с разными курсами по каким-то машинам, дистанция 1, 5-2 км, после третьей атаки кричу Б.П - цели левее 2 км!!
Ну и их тоже оприходовали, пленки получились на славу.
Там полесские партизаны до сих пор наверно вспоминают этих радяньских соколов, не одни же мы такие ушлые были:
После посадки комбезы - хоть выжимай.
НШ -Стас Кудин - посмеивался, он был тертым калачом, 1966 года выпуска и в таких переделках бывал неоднократно. Мой ведомый - Саня Соколов, молчал и курил больше обычного.
Говорю, Петрович, запас по тяге оставить бы, а он - мол, привыкайте, супостат оставит вам боезапас.

Днем удар полком - более-менее привычное дело, с разных направлений зашли, отработали, потом вторая атака, сбор, домой, сели, но все это с особым желанием, все таки экзамен.
На второй день стали привыкать к району полетов, чувствовали себя увереннее. Объективный контроль работал, но его не было видно, было какое-то необъяснимое ощущение свободы. Никакой особой ППР не припоминаю, провели пред перелетом короткие партсобрания и все. Наглядной агитации тоже не было, все и так были настроены на реальную работу, главное - не завалиться на маневре, не зацепиться за землю и не нахватать осколков. На предельно малых ходили от души, жми до предела, пока выдерживаешь, потом подскок до 200 метров и опять вниз. Ну и, соответственно, держать строй, хотя, ведомые, по возможности, старались помочь ведущим в поиске цели и ориентировке. Ничего зазорного не было в том, чтобы узнать для себя что-то новое, перенять опыт. В полку были деды-ветераны ИБА (из Мартыновки, Смуравьев, Лиды, Бобровичей, Луцка), отлетавшие еще на Су-7б неоднократно весь КБП. Чувствовалась реальная связь поколений, передача опыта, в том числе и психологической устойчивости в сложной обстановке. Это все очень важно для формирования профессиональных навыков, это - то, что сейчас уже почти потеряно.
Впечатление: ты делаешь именно то, для чего ты предназначен, с полной отдачей, стараешься, командиры это видят и правильно оценивают, не захваливая. Случавшиеся шероховатости не в счет, они не влияют на общую картину.

Небольшая шероховатость случилась в самом кайфовом вылете полком в сумерки по аэродрому.

Чего-то штурман мудрил-мудрил, и командир полка, ведущий первой группы, запросил запуск на 18 минут раньше намеченного времени.
РП дал запуск, мы насторожились, а когда комкор сказал в эфир: 'Ну что отличник, доигрался?', поняли, что нас ждет веселый вечерок. Все пошло раком, заскользило, это была сплошная импровизация.
Комполка мучительно медленно полз, два его звена за ним, гасили время, потом они стояли на полосе, комкор по###бывал, в конце концов комполка как то тихо и виновато сказал 'Взлет:' - и понеслось (на 6 минут раньше расчетного):.

К чести командиров, они не растерялись, прикинули $$й к носу, стали совещаться по ходу, протяни, заворачивай, тормозни и тому подобное, у групп были разные маршруты, а все было рассчитано до секунд. Надо ведь было выдержать минимальное время удара, да и ночь надвигалась неумолимо. Во втором заходе у некоторых были НУР и пушки, а в темноте не особенно то и напуляешься из них.
Командир протянул, зашел почти вовремя, одно его звено отработало, второе нет, он одним звеном ушел без второго захода, второе звено повисло на эшелоне 5000 м.
Тут пришли орлы из ейского гнезда и разделали весь этот партизанский аэродром под орех, а когда стемнело, гудежка стала смолкать, РП на полигоне выдохнул, вдруг с высоты как коршуны по обозначенным целям-стоянкам сгрузило бомбы еще звено.
Это был заключительный и красивый аккорд.

Один кадр из наших проверяющих, прилетевший на аэродром на Ми-8 с полигона, с большим трудом выдавил из себя, пошатываясь: 'Реб-б-я-ята, Ик, если вы хоть что-то пони-Ик-и-маете в музыке - это была, Ик, си-и-и-мфония!!' - и упал без чувств:

Назавтра провели парковый день, подготовили технику, отдохнули и наутро домой, с победой, с отличной оценкой, музыканты!
Realist
27.04.2006 13:12


Да, были люди в неше время,
не то, что нынешнее племя.
Богатыри не Вы.
Тяжелая им досталась доля.
lamm
27.04.2006 13:52
2 Hawk
С разведчиками работали по перенацеливанию. Полигонная команда строила новые цели, нам в воздухе передавали координаты, группа доразведки и обозначения работала по ним, обычно это была пара из состава полка, если ночью- выдавали координаты и работали с коррекцией от 105 цели Лунинца навигационным способом. Последняя привязка на 10 км, по условиям безопасности, далее переходишь в режим оперативной цели , привязка при МУП в нейтрали. Координаты сообщал ведущий перед снижением. Ну, а днем- по улитке от разведчиков, работа либо визуально, либо навигационным, потом в ЛТПС крест подтягивали.
С истребителями раьотали так- они обеспечивали расчистку возд. пространства и вели "бои" с противодействующими силами. Схемы их побоищ не знаю, мы шли с баками и бомбами, там не сманеврируешь, визуально я их видел несколько раз, ну и БКО пищало, а че тут сделаешь, бросать надо. Баки после выработки не бросали. Но бомб брали не полную зарядку, поэтому по ПЛС выходило тож на тож. Прикрывали нас как Су-27 из Ключево и Хойны, так и Миг=23 из Колобжега. Против нас воевали "Белорусы", там аэродромов, как грязи.
У Су-27 соляры на все хватало, у 23-х на пределе. На разборе если подтверждали, что самолет ударной группы сбит по данным ОК ИА противоположной стороны, то его результат не защитывался. Так же и с ЗРК было, там против нас работали с Давид-городка и сидел там наш начальник РЭБ. Против них малые высоты и маневр достаточно эффективны. Это по дальнему востоку лучше видно было, там горы и холмы и ниже можно было, а тут драли.
Слышал разговоры с пилотами с 23-Х, как воевать против Су-27. Но не вникал- времени не было. По-моему, там по слепым скоростям по доплеру сыграть можно.
Як-28пп работали условно. Но присутствовали, а эффективность их считалась условно.
Вот навскидку, чего помню.
Да, работали на Лунинце по ЕВТ- естественной вынесенной точке, а не по уголкам, цель 105. Там было из чего выбрать.
Вообще, интересно там было...
Еманов
27.04.2006 14:34
Опять ИБАшники перехватили инициативу!
Мне пришлось принимать участие на ЛТУ в Марах и Лунинце. Я уже писал на ветке Жангизтобе, наше звено МиГ-23МЛД из Талдыка было прикомандировано к полку МиГ-27 из Жангиза. И пара разведчиков Су-17 из Чимкента. В тамом расширенном составе мы все вместе перелетели в Лунинец. Как известно на этом аэродроме своей авиации не было. Реальная проверка осуществлялась на полигоне, маневрирование при прорыве ПВО "противника". Наша же задача во сновном свелась к дежурству на аэродроме. Подняли пару раз в воздух, постояли в зоне дежурства, обозначив своё присутствие. Обратно вернулись целыми и невредимыми. Вот в Марах нас потрепали по взрослому.
Hawk
27.04.2006 14:47
2 Lamm

Спасибо, очень интересно. Судя по всему, со строевыми летчиками (даже опытными) ИБА+ИА "собачьи свалки" наши тогдашние все-таки достаточно отмороженные авиационные руководители не решились.
А было бы славно, сразу стало бы понятно, кто где сильнее: "огурец" или "крокодил", да и вообще было бы ближе к жизни.
По-моему, Су-25 отрабатывали тему борьбы с вертолетами практически, для Су-17 это была только теория.
Если судить по опыту БД на Ближнем востоке и в других регионах, ИБАшные самолеты могли максимум совершить маневр уклонения, что-то типа полупереворота (в зависимости от ситуации) и сваливать на форсаже со снижением, на предельно малую высоту, спасал иногда фон местности.
Тогда для чего было слово ИСТРЕБИТЕЛЬ?
Да, где то, когда то, может надыбаешь глупый транспортник или вертолет (это более вероятно), может завалишь, но все таки такая ситуация нехарактерна для ИБА, не говоря уж о ФБА.

А то читал как-то по истории конфликта в Африке, так ливийцы использовали там Ту-22 в роли ИБА в налетах на Нджамену (Чад) пока один не сбили, второй сам упал.
Ну это от бедности, а мы то имеем якобы возможность выбирать адекватную технику, соответствующие приемы, средства поражения?
27.04.2006 15:03
А помните комаров в Луненце! Кусали через удостоверение личности офицера. Такое не забыть))))
sunny
27.04.2006 15:10
Анониму

А ты что, удостоверением прикрывался, что ли?
Тут одно из двух: или дуб ??евый или ??й дубовый!
Hawk
28.04.2006 08:23
Май 1980 года.

806 апиб на Су-17М2 готовится к широкомасштабным учениям 'Запад-80'. Ожидают присутствие на них нашего Генсека+генсеков с ОВД (естественно, со всей своей военной верхушкой). Понятно, на каком уровне все должно быть отшлифовано. Учения намечены на август, а интенсивная подготовка началась в мае.

Упор на групповые вылеты в составе эскадрилий с полной загрузкой. Учения планировали на большом пространстве западнее Смоленска и в Белоруссии, боевое применение ФА там же. Для реальных тренировок выделили Полесский полигон (Лунинец) с базированием на своем аэродроме в Луцке.
Первый день. Взлетает первая аэ. На разбеге у командира звена Сани Харичкова возникает пожар, после отрыва самолет начинает терять управления, по команде РП он катапультируется. Жив-здоров, самолет сгорел, полетам отбой, летит командующий ВА.
Прилетел, побеседовал с летчиками, провели профилактический осмотр техники, на завтра планируем продолжение.

Второй день. Предполетные указания, разлет. Мы, вторая аэ, нормально взлетели, собрались (16 экипажей), встали на маршрут. Лететь порядка 700 км, красота то какая за облаками, ребята все рядом, задачи непростые, но все должно получиться::
Прошли почти половину пути, вдруг команда КП 'Левый разворот, курс::, эшелон:::'
Домой?
Прилетели на базу, собираемся, говорят: на полигоне погиб штурман нашего полка капитан Сергей Жуков.
Как же так, мы же с ним сегодня в столовой сидели рядом, шутили:..Хороший был парень, летал великолепно, выпуск ЕВВАУЛ-73:..
Звено управления полка взлетело первым: зам командира - нач. ВОТП, зам. по летной-ст.штурман. Зашли на цели с ракетами С-24, густая дымка, первая пара с проходом, вторая нашла цели, но ведущий не был уверен, поэтому не работал.
Заходили с высоты 2500-3000 м, в пологом пикировании, обороты затянули, чтобы скорость не гнать и ковырялись на БК, старались поточнее прицелиться. Ведущий скомандовал 'Вывод', но Сергей уже готов был работать, поэтому он пустил С-24, а так как высота была на пределе, не хотел попасть в осколки, резко потянул РУС, скорость была около 750, перегрузка 6, 5, вмиг до 350, самолет начал сыпаться, не помогли даже полные обороты двигателя, начал качаться с увеличивающейся амплитудой.
На высоте 150 метров с креном 80 градусов, скорость 300 Сергей катапультировался, не хватило нескольких метров, чтобы парашют погасил скорость. Получил он тяжелые травмы и был еще жив, когда прилетел спасательный вертолет. Самолет упал в болото здесь же, он не особенно пострадал, не взорвался.

Такая грустная история.

Подготовку нам свернули, да и учения перенесли на следующий год. В Москве готовились к Олимпийским играм, тут еще с Афганом шумиха, решили, видно, не нагнетать обстановку.

ASAT
28.04.2006 10:44
"""не хватило нескольких метров"""...
Spirit
28.04.2006 17:53

Лунинец забирал самолеты и людей.

Мой однокашник в 1977 году, возвращаясь с ЛТУ в Шираки на Су-7БМ по какой-то причине выработал топливо, пришлось выходить из кабинета с вещами, сел на склон, высоко в горах, чуть волкодавы, которые охраняли стада баранов, не порвали на части.
Ничего, летал еще 25 лет, дослужился до инспектора ВА.

На сборах командиров звеньев, капитан из соседнего полка делился своими впечатлениями о Лунинце. Пустил он ракеты С-24 с МиГ-27, на выводе помпаж, ручку отпустил и за держки, говорит, у самолета нос-то срезаный, он как угол уменьшил, показалось, сидит на самых верхушках сосен. Пока кресло выходило (почему-то показалось очень долго), думал, вот-вот цепанет деревья. Фактически ушел со 120м, хорошо, без крена. Сел на маленький островок, вокруг болотистая местность, самолет в нескольких сотнях метров ткнулся в болото.
Только перевел дух, уже вертолет от вышки летит, они там были привычные.
Потом он еще разок катапультировался, уже с СУ-25, но живой-здоровый, генерал, Героя получил.
Наш, ейский, а нам все нипочем.
Stepan
28.04.2006 21:18
Ветераны, конечно, знают, а более молодое поколение может и не знать, что Лунинец - один из самых молодых (если не самый) аэродромов в Белоруссии. Строили его в начале 70-х. Об этом мне рассказал однокурсник: он бывал там в гостях у деда с бабкой.

С уважением,
Stepan
378
28.04.2006 23:52
жив Лунинец и поныне только размеры уменьшились , Беловежская пуща там , так что территорию полигона пришлось урезать. Про аэродром полигонный точно не знаю одни говорят что есть , другие-что нету.

Позывной "Отара" был.
Юрий У.
29.04.2006 00:07
to 378:
Хочу уточнить: не "Отара", а "Атара". Я до сих пор так и не знаю, что означает слово "Атара"
378
29.04.2006 00:48
я встречал обозначение "Атара" на картах и мандричках, но всегда думал что почему-то слово "Отара" с ошибкой написано.
Юрий У.
29.04.2006 01:11
to 378:
Так и я так думал!!!
karbon(непонятливый).
29.04.2006 02:45
Stepan:
Лунинец-c начала70-х и (до конца 90-х) также и для техников с-тов ИБА -есть одним из символов проверки боеготовности.
29.04.2006 03:18
аэродром Лунинец нашел на Гугле мапс (вид со спутника), а где там полигон?
Юстас
29.04.2006 03:44
Анониму

Ламм все знает, у него все ходы записаны, с привязкой по мишени 105.

Предлагаю провести виртуальное ЛТУ на Лунинце, привлечем Чапая с компанией, учтем нынешнюю непростую обстановку в Европе и не только.
Можно и НАТОвцев подсадить поблизости, амеров, китайцев, иранцев, разбиться на команды:ЖЕЛТЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, БЕЛЫЕ, КРАСНЫЕ, ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТЫЕ, ШЕСТИКЛИНКА(это - Англия), бело-голубые (Израиль) и т.д.
Устроить небольшие олимпийские авиационные игры типа "Top Gun", без обид, победила дружба.
Просто чья техника сильнее и летчики выучены лучше.
karbon(непонятливый).
29.04.2006 04:59
Юстас:
Не затягиваи в палату Nr.6.
А тебе знаком бетон Лунинца!!!
А как это чья техника сильнее?
А чему летчики выучены лучше кого?
Юрий У.
29.04.2006 05:43
to karbon(непонятливый).:
Расслабься, Юстас шутит. Авиации без подколок не бывает. И что-то мне подсказывает, что он знаком с бетоном Лунинца.
А я там, кроме посадок по различным ЛТУ, ещё и шторку летал на Ути-МиГ-15, и с девушками "был знаком", и с Ми-8 "прыгал" (по доброй воле), и в местном "кабаке" успешно доказывал преимущества города над деревней. Через это прошли очень многие советские лётчики.
Лунинец - одна из славных страниц нашей биографии!
karbon(непонятливый).
29.04.2006 06:34
to: Юрий У.:
Конечно согласен.
Помню давно-давно, когда только зарождалась перестройка- джинсы в Лунинце от передовой команды одного заграничного полка купил, а потом через год заменился в тот полк ( со всеми джинсами конечно).Некоторые очень смеялись
Юстас
29.04.2006 08:08
Карбону

Знаком очень хорошо и с бетоном, и с травой.

Только как давно это было-то!
Игры - виртуальные, что у нас воображения тоже уже не осталось? Пишу ТОЖЕ, потому что ни техники, ни людей в строю, подготовленных, как писали выше, не имеем.
В реальных неолимпийских играх надерут нам задницу очень многие участники, сделают как детей. Можно конечно, оппиться пивом, сорвать голос на трибунах почетных гостей-ветеранов "Ми-хай-лов, Ми-хай-лов!!!!!", но наших нынешних, боюсь даже к пъедесталу не пустят строгие судьи.

Конешно, если откуда-нить со Шри-Ланки или Судана, Перу или Малайзии придут ухари, то с ними можно потягаться.
Арабов не тронь, это - горячие парни, иракцы только подкачали, закопали свою технику в пустыне и теперь служат новому режиму на наземных должностях.
А "техника сильнее" - по всему комплексу ТТХ, надежности, боевой эффективности, выживаемости.
"Выучены летчики" - современному бою, а не показухам.
Тому, как они умеют ВОЕВАТЬ в условиях сильной сплошной ПВО, решать задачи и нести наименьшие потери.

Слыш, уважаемый, эт ты сам себе присандалил ник-непонятливый?
Похоже на миноносец какой-то типа "Буйный", "Стерегущий".
Была еще канонерка "Забияка", линкоры "Баян" и "Аскольд".
И еще вопрос: а ты в Лунинце не проверяющим, случайно, работал, выше тут о них писали. Про джинсы - что-то новое, валюта тогда одна была, на Сушках ее всю не перепъешь.
Кстати, сейчас как в футболе, можно было бы подмазать зеленью, кому-то допинг в**ячить, войдем в тройку призеров по коррупции.

Юрию У

С ЛТУ более-менее понятно, хотя раньше считал, что Лунинец задействовали ТОЛЬКО для приема АПИБов по целевым ЛТУ. Это сколько же надо было подготовить боеприпасов и соляры, не говорю об остальном МТО?
Гудели ведь 3-5 дней по 2 и более полковых вылетов делали.Слышал, временами проводили там войсковые испытания некоторых образцовбортового вооружения и боеприпасов.
Провозки на Ути Миг-15, прыжки с Ми-8 - как это, постоянно базировались они там, что ли?
Ну девушки, кабаки, этого добра и в других местах хватало, только у нас почему-то не было времени знакомиться с окрестностями. Отлетали, короткий разбор, минимально необходимая подготовка, поели, на горшок и спать, иначе завтра будет полный рот земли.
Строго было, почище фронта.
Realist
29.04.2006 08:22

На свою территорию Батька только из стран СНГ пустит (не уверен насчет повздушнiх ciл с юга), может возьмет на постой ребят с Азии, они тихие.
Остальные пусть гостят у себя по очереди или у новых родственников - в Прибалтике, Польше, Чехии и т.д.
Юрий У.
29.04.2006 13:33
Юстасу:
Шторку в Лунинце набирали в конце 70-х, сначала на Утишках (пригоняли свои), позже на элках. Откомандировывались поэскадрильно. В этот же период были кабаки и бабы (не во время учений, иначе недалеко до цугундера). Командир местного полка (фамилию, к сожалению, не помню), был любитель прыжков с парашютом, и часто организовывал прыжки для себя и желающих. Естественно, очереди из желающих не было, только редкие придурки типа меня (до сих пор такой).
А то, что Батька не пустит южных соседей - не трагедия. У нас самих сейчас пустых аэродромов немеряно...
378
29.04.2006 15:48
счас в Лунинце истребители по м-6 работают например , пуски УР штурмовиками и бомберами редко.


вот и Лунинец , а полигон немного севернее

http://www.russianairfields.co ...
Юстас
29.04.2006 16:27
Юрию У

А что там за местный полк был, ничего не помню, мого лет прошло. У них своя техника была?
Чем он занимался?
Уж не был ли он зародышем предполагавшейся системы подготовки, похожей на американский "Red flag"?
Юрий У.
29.04.2006 19:30
Юстасу.
Точно уже не помню. Мы как-то поздно вечерком спрямили путь из города и наткнулись на бойца, охранявшего стоянку с вертушками. Точно базировались Ми-8, но, по-моему, только аэ, может было что-то ещё. Может кто-то из посетителей ветки просветит?
При случае поспрашиваю у ребят, потом отпишусь.
Realist
29.04.2006 23:38


Истребители у нас молчат, перевелись, что ли?
Мары - это отдельная и красивая песня, сколько с этим словом связано!!

Сейчас то вообще в ФА уже лет 12 никто никуда далеко не летает, все ждут что мастерство само отрастет, как член у ишака.
И здесь все в завале. Другое время - другие задачи. Надо было применять управляемое оружие с Су-24 в середине 90-х, со всех ВВС с трудом наскребли несколько экипажей с достаточным уровнем подготовки (это для Карбона, по вопросу кого с кем сравнивать).
378
30.04.2006 01:03
а что было возле Давид-городка ? то ли зрк то ли полк РЭБ которые иногда участвовали в ЛТУ?
capt Dmitri
30.04.2006 21:00
5 истребительских копеек
Не отважусь отнимать лавры прозаика у Еманова, он напишет красочней про то как в 86 , под знаменами Передеры(командир 905 иап Талды-К), получили четверку в Марах.Учаральцы отличились на 3, десяток других полков в тот перестроечный год пересдавали двойки.
Еманову
Ваше слово, товарищ Маузер!
Professor
01.05.2006 09:14


Интересно,

а)экзаменационная программа (набор зачетных упражнений) была одна и та же, или она варьировалась в каждом конкретном случае?
б)знаю только о таких ЛТУ весной и летом, ходили ли полки в Лунинец глубокой осенью и зимой?
в) отрабатывали ли там б\д ночью(сумерки точно были)?
Realist
02.05.2006 08:03


А след от чернобыльского облака не остался в районе Лунинца?
Еманов
02.05.2006 13:24
Все летчики фронтовой авиации хорошо знают, а некоторые счастливчики до сих пор умело используют в воздухе воздушные тормоза (тормозные щитки). Мне рассказывал один летчик-испытатель о существовавшей методике посадки с выпущенными тормозными щитками. Учитывая невысокую скорость выхода двигателя на максимальный режим (приёмистость), на самолетах типа МиГ-21 при заходе на посадку в жестком метеоминимуме летчик подходил к полосе на повышенных оборотах двигателя, с выпущенными тормозными щитками. В случае неудачного расчета в любой момент полета убирал щитки, увеличивал обороты до максимальных и уходил на второй круг. Методика хорошая, но как все медали имеет обратную сторону. Повышенный расход горючего, особенно на малой высоте.
Показательный случай с щитками произошел у меня на авиабазе Мары в августе 1986 года. Мы в ту пору летчики второго года службы, в боевом полку г.Талды-Курган, 905 иап усиленно готовились к учениям, а заодно и на второй класс. Как сейчас помню, в июне и июле я налетал по 24 часа. Заместитель командующего ВВС САВО г-л л-т Тимченко, чтобы мы не перегорели, отправил шестерку старых лейтенантов в профилакторий, в Алма-Ату на неделю. Пиво, танцы и молодых женщин не забыть никогда. Но воинский долг зовет и мы опять в кабинах истребителей.
Перелет в два этапа Талды-Курган, Чимкент, Мары прошел успешно, с одним подфюзеляжным подвесным топливным баком. Наш маршрут проходил через всю Советскую Среднюю Азию, пять союзных республик. В тех краях теперь больше американских, чем наших штыков.
Прилетели, мягко сели. Получаем первую задачу на поиск и 'уничтожение' крылатых ракет. Начали готовиться, район поиска известен. Полет 'крылатых ракет' имитировали местные летчики на самолетах МиГ-21. Тактика применения ракет проста, летит 'сигара' на малой и предельно малой высоте по запрогромированному маршруту, с околозвуковой скоростью к своей цели. Наши 'агрессоры' тройками выходили в заданную точку маршрута и веером расходились с разницей в курсах примерно 20 градусов. Снижаются настолько, сколько позволяет здоровье, по прибору держат скорость в районе 800 км/ч. В таких условиях для поиска цели времени мало, поэтому, кто первый увидел, тот сразу атаковал с докладом командиру. Район поиска велик и нам пришлось рассредоточиться на две пары. Наша пара заняла высоту 2000м, вторая 2500м. Стреловидность крыла 16 градусов, режим работы двигателя экономичный, с виду все спокойно, а внутри сердце от напряжения норовит выскочить наружу.
Первым 'балалайку' увидел я под неудобным углом поздновато почти в 70 градусов слева направо, он уходил под меня. Сваливаю МиГ вправо и вниз. Сразу крыло 45 градусов, включаю 'максимал' двигателю и вдогон 'форсаж'. Пока развернешься, на какое то время цель выпускаю из поля зрения. Но Солнце не всегда в глаз летчику, иногда и помогает. Блик от 'фонаря' кабины демаскирует самолет цель. Вот тут я в полной мере ощутил хорошие разгонные характеристики МиГ-23 МЛД, крыло 72 градуса, полный форсаж. Несколько секунд разгона, и я уже начинаю притормаживать с перекладкой крыла на 45 градусов, чтобы не проскочить вперед цели. Выполнил 3 типовые атаки с разных направлений. Связался по радио с летчиком цели, передал ему свой позывной для объективного контроля. Посмотрел на остаток горючего по прибору, ещё можно остаться в зоне, подежурить. Перевел самолет в набор, начинаю осматривать каждый клочок земли Туркменской степи. По рации слышу, летчики звена атакуют другие цели. Снова под неудобным мне углом 'крылатая ракета' пылит. История повторяется, разогнал самолет, преследую. Чтобы не пролететь вперед выпустил тормоза, успешно атаковал вторую цель. Летчик цели спрашивает меня: 'Отработал'? Отвечаю: 'Отработал', 'Тогда пристраивайся ко мне, пошли домой вместе'. После боя уже особо гнать некуда, я плавно увеличил обороты, а цель удаляется, ещё больше обороты, не могу догнать. Прошу 'цель' скорость на 50 поменьше. Подошел к нему слева близко, оказалась спарка МиГ-21 УМ, покачал крылом. Идем вместе, все внимание во внекабинное пространство, они рассматривают меня, я их.
Зона воздушного боя примерно в ста километрах от аэродрома, там, на форсаже погонял, на малой высоте и обратно на повышенных оборотах. Очень поздно я заметил, что у меня выпущены тормозные щитки. Да и пожадничал со второй атакой. Нужно было после первой идти на посадку.
Как только загорается табло 'Аварийный остаток', указатель топливомера становится основным пилотажным прибором. Мне бы перейти на экономичный режим, выпустить крыло 16 градусов и на хитром газе подходить одному. Но природная скромность и азарт только что прошедшего боя не дали трезво мыслить моей голове.
Подходим с Севера под углом к посадочной полосе на высоте 2700 метров. Руководитель полетов дает команду: ' К дальнему 2700, снижение, роспуск надо мной, посадка по одному'. Оценил остаток топлива, на полет по кругу не хватит. Наконец-то чувство реальной опасности заставило меня быстро соображать, а главное действовать. На удалении примерно километров 10 прошу РП на посадку с ходу. Как назло, на кругу, как в тесной бане, экипажи возвращаются с других заданий. РП запрашивает меня: 'Остаток'? Я обманываю и завышаю (боязнь репрессий). Руководитель повторяет, роспуск надо мной. Делать нечего, подходим, но ведь горючего нет. В районе дальнего привода прошу ещё раз посадку с хода. И он мудрейший, сидя в жарком помещении, потный, на 'электрическом' стуле, но всё-таки на твердой земле повторяет, как приговор: ' Роспуск надо мной'! С этого момента я принимаю решения самостоятельно. Убираю над дальним приводом обороты на малый газ, выпускаю крыло 16 градусов и начинаю снижаться правой нисходящей спиралью. Поплотнее притянул привязную систему, осмотрелся и мельком посмотрел на ручки катапульты. Выпустил шасси, закрылки.
Расчет получился, лучше не пожелаешь. На установленной скорости, как с крутой глиссады. Когда перед выравниванием посмотрел на указатель топлива, прибор показывал ровно ноль. Зная, что двигатель подлежит снятию с эксплуатации, если выключится по причине полной выработки топлива, думаю, только коснусь полосы, сразу выключу двигатель. Коснулся, выпустил парашют, притормаживаю, самолет пуст, торможение хорошее. Новые мысли, если в воздухе не выключился, может дорулю. Дорулил на малом газе, выключил. Техник самолета поднялся по стремянке, показываю на прибор, минус 50 литров. Он только рукой махнул, главное сам выключил, а горючее, да кто его считает.
В курилке рассказал все, как было. Больше всего мне досталось от местных летчиков. На разборе полетов командир полка меня поднял и спросил, что там у тебя произошло? Я ответил, что высветился аварийный остаток. Никто со мной разбираться не стал. Видимо у командиров и без этого проблем хватало.
Итог одного вылета: из шести целей, мы звеном перехватили четыре. Из них две мои. Приятно, черт побери, но какой ценой. Слетали ещё на разгон самолета, на малой высоте, на сбитие Ла-17 и по М-6. Но 'крылатые ракеты' в памяти навсегда.
По итогам учений полк получил твердую четверку. Зам. командира ушел командиром в Ст. Константинов. Я стал ст. летчиком. Седые волосы ещё не появились. Наверное, время ещё не пришло.


Hawk
02.05.2006 13:52
Еманову
БОльшое спасибо, реальная жизнь, настояшие ЛЮДИ.
Читал с удовольствием.

С топливом та еще песня. До сих пор чувствую себя неуютно, когда вижу лампочку "Остаток топлива" на своей машине.
Называю этот сигнал "Аварийный".

Про ситуации, когда уже все понял, даже проинтуичил, как ЭТО ВСЕ БУДЕТ, но борешься, идешь правильным путем (сорее всего по единственной правильной узенькой тропиночке), рассказывать можно бесконечно много.
Эта тема неисчерпаемая в авиации.

Наверное, бывшие начальники ПДС вспомнят, сколько раз приходилось выбрасывать подушки с парашютов, изжеванные и покусанные очком летчика или штурмана.
Shandor
02.05.2006 14:33
2 Еманов

Супер!!! Пишы исчо!!!
Hawk
02.05.2006 14:37
По полетам в Средней Азии.

Запомнилось, как с Кызыл-Арвата на Су-17М2 ходил несколько раз на разгон на север в пустыню (облет после замены двигателя). Маршрут, конечно, был запрограммирован, но это не особенно то и напрягало, там не было никаких трасс, населенных пунктов.
Приходилось заставлять себя не расслабляться, строго выдерживать режим разгона, вести самолетовождение по приборам, ведь соблазн велик - поприжать на снижении подольше на полном форсаже, число М выдавить поболее.

На малых и предельно малых высотах походили там тоже прилично.
Что запомнилось: заснеженная пустыня Кара-Кум зимой напоминает штормовое море белого цвета.
Ориентировку потерять очень просто. Ориентиры - какое-то ложбинки, высохшие русла речек, колодец, рядом с ним несколько хибарок, загородка для коз и баранов.
Охреневшие пастухи, задрав бОшки в папахах, смотрели на железных птиц с красными звездами и махали руками.

На полигоне тоже полный простор для творчества, можешь строить разные маневры, только не входи в зону разлета осколков и не превышай допустимую перегрузку.

Ночью в СМУ один нашего ветеран поймал глюка.
В расчетную точку шел за облаками, смотрел по сторонам, все искал звезду какую-то, по которой он всегда ориентировался при заходе ночью на Миг-17, когда служил в Кызыл-Арвате лет 15 назад. Начал разворот, отвлекся и посыпался. Нижний край был метров 500, он вывалился из облаков в полуперевернутом состоянии, темно, ни одного огонька, хотел катапультировать, но в последний момент увидел вдалеке огни ВПП и города, выровнял самолет, дополз до полосы и благополучно сел.
Схватил он инфаркт, после этого уже не летал, пошел по штабной линии.
Ночью там, конечно, грустно, хоть фотопленку проявляй.

Кстати, ночью в Марах отрабатывали какие-нибудь упражнения?
capt Dmitri
02.05.2006 14:43
2 Hawk
1 Ла-17 сбили ночью, во времена, когда Марийские мухи , не умевшие делать косые петли при виде Еманова стыдливо прятались в щели.
Еманов
02.05.2006 15:24
То, что у меня слабый вестибулярный аппарат я знал ещё в школе. Мы с младшим братом пока доезжали до родной станицы в Сталинградской обл. заливали почти весь пол в видавшем виды ПАЗике. Но мечта стать летчиком была сильнее рвотных спазмов.

К программе лётного обучения приступил в 1981 году на аэр. Малейки ЧВВАУЛ. Кстати этот аэродром знаменит тем, что на нём в 1986 году базировалась авиация принимавшая участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. А ещё полоса, почти по середине бетонка с приличным таким порогом переходила в железку. Этот порог чувствовался при взлётах с 'конвейера'. Особенно при переходе с железки на бетон. Сразу вспоминались слова из популярной курсантской песни: ': видно делала с любовью стойки Чешская братва :'. Чернобыль, из далёкого 1981 года вспоминается характерным, пожалуй самым высоким искусственным препятствием района полётов, труба 200 м.

Полеты всё ближе и я с лёгкой сухостью в горле заглядываю в будущее. Стошнит или нет. И вот первый ознакомительный вылет на Л-39 с районом. По прямой - нормально. Но когда инструктор ст. л-т Шлапацкий стал накренять самолёт в разные стороны показывая характерные ориентиры, мне уже было не до красот, только бы быстрее на землю. В общем не знаю как, но в тот первый день полётов, я выдержал. Следующие полёты были спланированы только через день. Всё это время у меня кружилась и болела голова. Надо признаться, что некоторые наши братья тоже испытывали дискомфорт в первых полётах, но быстро адаптировались. У меня же, чем дальше в лес : . Стеснялся до такой степени, что не брал с собой пакеты. Да и некогда с ними возиться, кислородная маска мешает, и не только. Первый раз наполнил мешок от маски, он тут же позорно протёк на меня. Второй раз в перчатку, она оказалась меньших размеров чем лётный паёк в обед. И пошло и поехало. Комбез стирал после каждой лётной смены. Техники ругали. Ребята успокаивали, пройдёт, не проходило. Когда терпение отцов командиров лопнуло, направили меня в Чернигов на мед.комиссию, с сопроводительным письмом в запечатанном конверте. Лежу в санчасти, прохожу ВЛК, тепло, светло, абитура болтается. Письмо никому не показываю. Меня, как одного из основных бездельников прикрепили к ЛОР-врачу, помогать крутить абитуриентов в кресле. Ирония судьбы. Тоже ребята разные попадались, кого в кресле стошнит, а кто легко переносил. Лично я ко вторым никогда не относился, но кресло у врача всегда проходил легко. Кстати, я уже потом заметил, что хуже всего переносил поперечное вращение. Так что пилотажная фигура 'Бочка' никогда не была для меня любимой.

Примерно за неделю всех спецов прошёл и с положительным заключением вернулся на аэродром. КЗ, когда увидел моё радостное лицо, сам как будто съел лимон. Ничего не поделаешь, надо продолжать вывозную программу. Хорошо, что люди были не злые и не стали звонить в санчасть. Хотите верьте хотите нет, но после санчасти меня ни разу больше не стошнило. Может быть я там отдохнул, сменил обстановку достаточно жесткую во время вывозной.

К тому времени большая половина ребят уже вылетела самостоятельно. Так случилось, что я не взял ни одного лишнего контрольного полёта и вылетел сам в аккурат перед Днём авиации. Лидеров быстро нагнал и получил свои 45 часов налёта на 1-м курсе. А ведь мог стать восьмым отчисленным по лётной неуспеваемости в нашей эскадрилье на 1- м курсе.

А тот конверт, я вскрыл уже находясь в отпуске. Из содержимого узнал, что моё дальнейшее обучение нецелесообразно. Письмо сжёг и никому о нём не рассказывал, сейчас впервые.

Через восемь лет я уже сам сидел в заднем 'кабинете' на МиГ-23УБ в г. Талды-Кургане, 905 иап. Всегда помнил о том, в каком состоянии может находиться лётчик в передней кабине и никогда на спарке не хулиганил (почти никогда).



sunny
02.05.2006 16:41
В ритме курсантско-аргентинского танго:

Когда зеленый возвращаешься из зоны
и вся приборная обрыгана доска,
когда ты словно плаваешь от вони
и на душе твоей смертельная тоска....
та-та-тата.....
Cucumber
02.05.2006 16:47
Хорошо, Саня излагаешь. Подробно и душевно:)Только вот у меня форум и Лилька читает. А ты - профилакторий, танцы, девочки. А я утверждаю, что там кроме водки, бильярда, курящего козла и павлинов и не было ни хрена:)))
Еманов
02.05.2006 17:06
Я всегда говорил, как только бабы (сорри) женщины влезают между наших мужских разговоров, ничего хорошего не жди. Я своей жене честно целый год после свадьбы приносил каждый месяц по 300 рублей. Пока чья то благоверная не напела, что нам денежное довольствие повышают и вообще зарплата повыше будет. Вот так и рушатся семьи. Правда кэпт Дмитрий?! Вообще это тема для отдельной ветки. Не будем о плохом в дни весенних праздников. А Лильке от меня большой привет, лично против неё я ничего не имею.
capt Dmitri
02.05.2006 17:18
Еманову
Шура, сколько тебя учить, что "бабы, драки, пьянки"-это у бомберов , а у истребителей-"дамы, поединки, шампанское"
Насчет руин семей-право не знаю, у меня все семьи образцовые.Но это другая ветка.
Cucumber
Семеныч, привет и Лильке тоже.
Shandor
02.05.2006 17:50

Кто что знает про большой шухер, который устроили в системе контрольных инстанций в 1986-88 годах, когда пройти проверку на боеготовность в Лунинце или Марах по старой схеме не получалось.
Для многих командиров это было неприятной неожиданностью, пришлось многому учиться заново, как то выходить из положения.
Cucumber
02.05.2006 18:07
:)))) Дим, я тоже, как Марк Твен, бросал курить 12 раз - никаких проблем. Но это тоже тема отдельной ветки:))) А насчет семей вам видней, конечно:) Саня пишет в жанре "соцреализма" - там без баб, пьянок никак:)... Вам от Лильки тоже приветы.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru