Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вопрос о падающем МИГе

 ↓ ВНИЗ

12

jestem
18.02.2007 01:36
Огромная просьба помочь ответом.
Пишу рассказ об одной реально случившейся катастрофе самолёта МИГ-21 во время испытательного полёта после переделки его в беспилотную мишень. Лётчик, пилотировавший самолёт, погиб. Падение началось с высоты около 11 км после отключения двигателя на сверхзвуковой скорости. Остатки самолёта, врезавшегося в землю под большим углом, ушли на глубину до 30 метров (дело было на Волыни). Какой предположительно могла быть скорость падения самолёта у земли?
А.Гарнаев
18.02.2007 03:53
... поточнее можно - когда, где и с кем была такая катастрофа ?
Зачем вообще на мишени МиГ-21 гонять сверхзвук - для того специально КСР'ки есть ?!
На моей памяти только случай отказа движка после взлёта при облёте переделанного в мишень МиГ-21 в Ахтубинске - тогда Петров вполне благополучно катапультировался ...
Gondjubass
18.02.2007 05:50
Даже при отвесном падении и начальной сверхзвуковой скорости - скорость к моменту падения на землю будет где то в районе 200 м/с.
Более обтекаемые, чем самолет, изделия - боевые блоки МБР, падают с такой скоростью.
Gondjubass
18.02.2007 06:13
Ну и уж простите за небольшой натурализм.
У меня на глазах упал МиГ-21, Гена Белоус. Почва вокруг ЛИИ - песчаная, довольно мягкая. Самолет вошел в землю под углом, наверное, около 45 градусов и внешне был почти целый, лишь слегка закопчен. Взрыва и пожара не было, лишь вспышка при ударе. Когда на следующий день откапывали все это, достали мокрый порваный комбинезон, с которого стекала темная жидкость, сплющеный ЗШ, ботинки были пристегнуты к комбезу, т.е. создавалось впечатление, что это тело летчика.
NavMNS
18.02.2007 07:54
Этот самолет упал в деревне Вербично, где живут мои родители. По счастливой случайности не попал ни в какой из домов. Угодил он в один измногих в той местности мелиорационных рвов. На какую глубину ушел в землю, сказать тяжело, наверняка не менее чем на 30, грунт очень мепрочный и пропитанный влагой. Я своими глазами видел воронку разрытую для поиска, Выкопать ее смогли метров на 6-7, больше не удавалось из-за постоянного подтопления водой. Самолет практически полностью исчез. На поверхности земли были только мельчайшие обломки. Падал самолет вероятно на сверхзвуковой скорости. Отей мой прослужил всю жизнь в авиации, говорить слышно было отдельно ударную волну и взрыв. Он практичеки первый и оказался на месте падения. Так получилось, что во время службы он неоднократно принимал участие в расследовании авиационных происшествий, и тут уже на пенсии пришлось оказывать посильную помощь.
Сейчас на этом месте стоит памятник.
NavMNS
18.02.2007 08:09
Еще по поводу этого случая
В официальных бумагах содержание которых доводят до летного состава на занятиях по безопасности полетов причина той катастрофы - неустановлена, наиболее вероятная - потеря летчиком работоспособности. Никакие отказы не фигурируют.
А.Гарнаев
18.02.2007 09:52
NavMNS: 18/02/2007 [08:09:28]

"... причина той катастрофы - неустановлена, наиболее вероятная ..."

- ПОВТОРЯЮ вопрос :
К-О-Г-Д-А (год и хотя бы месяц)
и Г-Д-Е = ЭТО было ??
(деревня "Вербично" - какого района, области, края ???
jestem
18.02.2007 14:44
Точно год указать не могу. Нет связи с человеком, рассказавшим мне эту историю. Этот парень работал на 117-м заводе во Львове, где производили модеонизацию истребителя в мишень. Взлетал самолёт с полосы львовского аэропорта - она там совместно использовалась и для военных самолётов, поступавших ремонт на 117-ый. Ориентировочно в начале 80-х (плюс - минус 3 года, к сожалению, точнее не могу указать)

Зачем вообще на мишени МиГ-21 гонять сверхзвук - для того специально КСР'ки есть ?!

КСР'ки - что это? я - дилетант в этой теме
jestem
18.02.2007 15:03
Взлёт в Львове.
Падение - на Волыни, областной центр - Луцк. (Волынская область).
jestem
18.02.2007 15:10
Вниманию уважаемой аудитории размещаю текст неоконченного рассказа для критических замечаний профессионалов. Предчувствую, что у меня здесь много "косяков" по теме будет. Один - очень серьёзный уже выявлен по отзыву NavMNS: (о глубине воронки)- пока еще не правил. Буду признателен за любую помощь в замечаниях и комментариях на эту тему. И особенно, если удасться установить имя пилота. С уважением
Виктор ЖИЛИН


Самолет падал с одиннадцатикилометровой высоты. Двигатель фронтового истребителя МИГ, выключенный или вышедший из строя по неизвестной причине ещё отдавал тепло холодному безоблачному небу . От набегающего воздушного потока продолжала вращаться турбина компрессора, издавая звук свиста вращающихся лопаток. Еще пол-минуты тому в камере сгорания бушевала энергия сгоревшего топлива, и вот - мгновенно остывающая пустота! как остановка сердца у человека.
Такие самолеты, каким был этот устаревший МИГ-21, не способны к планированию с выключенным двигателем. При снижении скорости до определенного уровня начинается свободное падение по траектории, как стрелы на излете, пущеной на дальность.
На пункте управления полетами хватились не сразу. Между последним ответом пилота по радиосвязи и остановкой двигателя прошло несколько минут - для полета на сверхзвуковой скорости - огромный промежуток и по дистанции, и по времени, и по количеству вероятных событий, которые могут произойти с техникой и человеком.
Что могло произойти, то и произошло... Необратимо. С нарастающим ускорением километры высоты над поверхностью земли, превращались в небытие обратного отсчета: 10, 9, 8 ... Между третьей и четвертой тысячей, машину заметили с земли. Случайный очевидец, селянин, увозивший на телеге с осеннего поля свой нехитрый урожай, боковым зрением отметил что-то странное на панораме неба. Уже натягивая поводья, он с замиранием сердца: "Матка Боска!", - смотрел на несущийся к земле военный самолет. С расстояния не менее двух километров МИГ казался матовой серо-зеленой стрелкой, едва ни соринкой в безоблачном небе.
Впоследствии так и не удалось установить был ли в сознании пилот истребителя, в момент, когда отключился двигатель, в момент, когда вошел в диапазон дозвуковой скорости, в момент, когда его заметили над пустым колхозным полем, в момент, когда он беззвучным вектором, потерявшим свой путь в небе врезался в землю. Удар был такой силы, что самолет с большим запасом невыработанного топлива не взорвался. Мгновенно, как в бисквит, ушел в толщу земли, оставив на поверхности взбугренное пятно пашни.
От места падения до случайного свидетеля было не менее полутора км по прямой. До него донесло ветром лишь гулкий звук взрываемой массы грунта, как приглушенное "г-у-р-х" и эхо хлопка, отраженное лесными посадками вокруг поля. И Мужик судорожно перекрестился и погнал лошадь к селу.

* * *
Территория авиаремонтного предприятия, известного в городе (во Львове), как 117-ый завод, находилась рядом с гражданским аэропортом. На заводе ремонтировалась в основном военная техника. Здесь же располагалась и кадрированная военная часть, личный состав, которой состоял из офицерского ядра - командование части, летчики и тех-спецы - и трех неполных рот солдат, обслуживающих прибывающие для ремонта, и выпущенные из цехов самолеты.
О падении МИГа и в части, и на заводе стало известно сразу после телефонограммы из райцентра, на территории которого произошла катастрофа в одну из воинских частей на Волыни. Оттуда сведения незамедлительно были переданы по кабинетам Закарпатского ВО.
Разбившийся самолёт был переделкой обычного списанного истребителя в действующую беспилотную мишень, предназначенную для учебных и испытательных запусков ракет ПВО. После модернизации, как правило, такие самолёты-мишени испытывались в пилотируемом режиме и ставились в очередь на "растерзание". В задачу пилотов, испытывающих такие летающие мишени, входил, в основном, контроль за работой автоматики, которая должна поднимать в воздух машину, управлять полётом и, в случае непопадания по ней ракетой, вернуть самолёт на аэродром.
Через руки рабочих 117-го завода прошёл не один такой "приговорённый" МИГ. Отношение к технике, предназначенной к уничтожению, - психологически объяснимо - было иным и у заводского персонала и у лётчиков, испытывавших МИГи-переделки. Само-собой, ни о каком послаблении ни в технологической дисциплине на предприятии, ни в лётной у пилотов речи не могло быть. Но человек - существо, психология и природа восприятия которого вряд ли будет изучена до конца.
Среди рабочих сварочного участка был молодой парняга, отслуживший не так давно свои два года в ВВС техником-оружейником. Плотный круглолицый, не сказать, что крепыш, но подобранный, с медлительной пластикой - и рук, что росли, откуда надо - брался за любые технические головоломки, - и ног, что несли его порой туда, куда не требуется. Звали Жекой.
Еще задолго до трагедии Жека завёл знакомства со многими лётчиками и офицерами части, постоянно бывавшими на территории завода по службе. Когда-то бредил, как и многие пацаны, авацией вообще и предметно зримыми проявлениями лётной романтики в частности. Если зимняя куртка, то только лётная и только офицерская; если зажигалка, то только самодельная и только из металла списанных деталей самолётов.
Поступив после армии на завод, он быстро освоил аргонную сварку и наряду со "стариками" считался одним из лучших сварщиком. И зарплата вполне по тем временам немаленькая, и, все гляди, при самолётах и среди военных пилотов, - все новости лётного мира с первых уст, - Жека почти всем был доволен. Редко, когда могли видеть его в цеху без хитрой улыбки и какой-нибудь оригинальной штуковины, которую он либо от лётчиков из соседней части ухитрялся заполучить, либо сам по их просьбе что-то мастерил или ремонтировал в свободную минуту. Самому начальнику штаба не раз по личной просьбе вытачивал из оргстекла различные поделки к юбилеям сослуживцев.
К матчасти разбившегося МИГа Жека по своей работе в цеху никакого отношения не имел. Тем самолётом занималась не его бригада. Но погибшего пилота знал хорошо. И не то, чтобы был в числе его приятелей, - просто одним из немногих, кто с интересом мог общаться с Сергеевым - тот был лётчиком-испытателем 3-его класса. Если случалось встретиться на аллейке с серебристыми елями, что шла меж цехов к административному корпусу, могли постоять пару минут, обменяться новостями из темы "воинская часть - завод №117" или мнением о выуженных из "Военного обозрения" интересных статьях. Как-то было Жека починил по просьбе Сергеева браслет для ручных часов, который тот ни за что не хотел менять на новый. Талисамн - ни талисман, но с тем браслетом, еще в училище, он в свой первый "самостоятельный" ушел. С тех пор так и не расставался с ним в полётах. Жека тогда выточил новый зацеп из титана и заявил, что запаса прочности до конца жизни хватит. "Ну ты так не шути!", - отмахнулся от него Сергеев и крепко потряс пятерню, пообещав Жеке что-то из редких книг на историческую тематику. Случалось, лётчик подвозил его по дороге почти до самого дома на своих Жигулях. Жека и с женой его, Натальей, познакомился по одной из таких оказий. Сергеев хвалил ей мастера на все руки, приподнимая манжет сорочки, демонстрируя отремонтированный зацеп. Всем троим было приятно смотреть на хронограф в позолоченом корпусе. Эту модель марки "Полёт", выпускавшуюся для армии и флота, Наталья, приобрела в подарок мужу в Военторге. В свободную розничную торговлю такие часы не поступали. Да и в Военторге их не в любое время можно было достать, - нач.штаба тогда ей посодействовал. На тёмном циферблате ярко выделялись фосфорисцирующие стрелки, а секундная, словно живая, двигалась невесомыми ритмичными отсчётами. Немного отличавшийся по цвету от полированной нержавейки, чётко, как родной, смотрелся титановый зацеп, сделанный Жекой. Лётчику было приятно, что оба пассажира имели непосредственное отношение к его часам. Притормаживая в тот раз у ближайшего угла Жекиного дома, лётчик пригласил его к себе на деруны - фирменные Натальины, - "Заодно магнитофон глянешь мой, что-то с ним не ладно", - без утайки и добродушно намекал Сергеев.
Так Жека ближе познакомился с лётчиком, побывал у него в гостях, в однокомнатной квартире - детей они всё не решались планировать, - и само-собой, разобравшись с лентопротяжкой старенького "Маяка", был уже в числе хороших знакомых Сергеевых.

* * *
МИГ выкапывали пять недель. Самолёт самыми прочными и тяжёлыми частями и агрегатами ушёл в землю на глубину до 30 метров. Ближе к поверхности находились фрагменты обшивки планера, остатки бортовой аппаратуры. Глубже оказались обломки деталей шасси и двигателя. Тяжелым и острым сердечником на самую нижнюю отметку ушёл вал турбины двигателя. Оранжевый шарик "чёрного ящика" был обнаружен к концу 4-й недели работ на отметке 24 метра от поверхности. Всё, что могло фрагментарно остаться от кабины пилота было размазано по всей толщине взрываемого грунта. Остатки лётного комбинезона и части тела лётчика - в основном фрагменты костей - извлекать из влагонасыщенного суглинка было сложнее всего. Ткани мышц, и внутренних органов после многодневного пребывания в грунте были в уже состоянии разложения. Работы осложнялись необходимостью постоянной откачки грунтовых вод, уровень которых в этой местности был высоким. Насосы, запитанные от дизельных генераторов, круглые сутки находились в рабочем состоянии и по мере прибывания воды включались автоматически.
На раскопке были задействованы солдаты ближайшей воинской части, но руководили ими эксперты из Москвы. Все извлекаемые части упаковывались в маркируемые полиэтиленовые пакеты и в специальных контейнерах доставлялись во Львов на территорию в. ч., в которой служил Сергеев.
Несколько крупных фрагментов тазо-бедренных костей и позвоночника были найдены уже к исходу первой недели. Но организовать похороны на девятый день родственникам лётчика не удалось, - требовалось проведение экспертизы. Лишь на двенадцатый день был проведён ритуал похорон. Цинковый гроб с частицами, практически, пустым был предан земле под выстрелы прощального салюта.
На похоронах Жека стоял недалеко от Натальи и родственников Сергеева. Бросил горсть земли в яму. На выходе с кладбища, здоровался со знакомыми офицерами и технарями 117-го, знавшими лётчика. Около автобусов, ожидавших участников похорон, курил с прочими, обмениваясь догадками о том, будет ли найден "чёрный ящик" и что, в принципе могло быть причиной катастрофы.
К идентификации частей и деталей самолёта были привлечены техники завода, хорошо знавшие машину и два инженера из КБ МИГа. Каждая деталь или часть её, окончательно очищались от остатков грунта и группировались по принадлежности к узлам и агрегатам. Частицы личных вещей пилота складывались в отдельный контейнер. По мере поступления извлекаемых из воронки находок обновлялась опись.
Жека сумел получить согласие начальства на участие в работе по очистке деталей от остатков грунта. Его присутствие, как сварщика-аргонщика, в ангаре, где проводилась идентификация, формально было невозможно, но Жека не был бы собой, если бы не сделал то, что ему загорелось, использовав все свои знакомства на заводе и в части.
В помощь заводским технарям - принести, поднять, отнести - были приставлены солдатики из части. Жеке в прошлом сержанту легко удалось "построить" салажат, которые всё отмывали и очищали в его присутствии таким образом, чтобы не изменялось состояние поверхности фрагмента детали. Найденное из предполагаемых личных вещей Сергеева он обрабатывал сам.
И вот наступил момент, которого Жека ждал уже три с лишним недели. Надежда у него была, слабая... очень слабая, но была! Среди очередной партии извлечённого из земли в отдельном полиэтиленовом пакете с маркой ЛИЧН. он увидел браслет!
Как если бы это было что-то из личных вещей самого Экзюпери, Жека держал в руке браслет и вспоминал, как Сергеев повёл головой, в ответ на заявку: " ... запаса прочности до конца жизни хватит." Браслет был без часов. На левой ленте несколько звеньев в середине были выгнуты, задавая оставшейся части направление разворота наружу. Но зацеп! Жекин зацеп устоял! Он был в замкнутом состоянии. Через два дня с очередной партией обломков привезли часы.

* * *
Корпус с позолотой поблёскивал, выступая из куска глины с которым - или, скорее, в котором - часы доставили в часть. Старший из группы МИГовцев, рассматривая под лупой видневшийся краешек часов, предупредил Жеку, что глину со стороны циферблата удалять вручную можно лишь до безопасного предела, а далее - только промывкой в спирте.
- Уцелело ли стекло - пока не видно, - а стрелок касаться ни в коем случае нельзя. Ясно?" - нагоняя на Жеку ощущение серьёзности момента, спосил эксперт.
- Так точ... Кивнул тот в ответ. А про себя добавил: " А тоб не догадался".
Соблюдая все меры предосторожности, Жека удалил основную массу глиняного комка. Поместив часы в мензурку со спиртом, в течении часа несколько раз менял спирт, осторожно сливая мутный раствор. Корпус был без стекла и стержней для крепления браслета. Циферблат и стрелки постепенно очистились от глины. Секундной не оказалось. Но остальные уцелели. Лишь минутная примерно наполовине длины была согнута почти под прямым углом, словно смотрела в небо. 15-47. Жека был первым, кто узнал о точном времени столкновения самолёта с землей.
Отправив одного из молодых доложить начальнику штаба о получении новых данных, еще раз выполнил промывку, и уже через спирт и стекло мензурки рассматривал часы. "Полёт" 1979 года выпуска. Первый московский часовой завод выпускал эту серию хронографов с секундомером по заказу Министерства Обороны. Калибр 3133, с ручным подзаводом, 23 камня.
Ни одному из двух МИГовских КБэшников он не спешил сообщать о завершении промывки. Решил дождаться нач.-штаба. "У них и так есть с чем возиться. А это не деталь самолёта, - рассуждал он. - К расследованию причин катастрофы имеет отношение самое прямое, но к заключению о техническом состоянии самолёта - не непосредственное. Ничего не случится, если узнают на пол-часа позже."
* * *
"Здравия желаю, тр-ш, полко-нк, - по старой армейской привычке, проглатывая необязательное, приветствовал Жека нач.-штаба. Тот пожал ему руку. И приглушенно прокуренно прогудел: "Показывай, Вялкин!" По фамилии Жеку знали немногие. Подполковник же (на самом деле он и был лишь при двух звёздах, а Жека по известной в армии привычке мелкого безобидного подхалимажа обращался к нему, как к полковнику) называл его только по фамилии.
- Вот сегодня привезли, - с серьёзным выражением на какое были способны его хитрющие глаза ответствовал Жека, протягивая мензурку офицеру.
- МИГовцам циферблат показывал?
- Нет ещё. Вас решил дождаться.
- Ну-ну, молоток! - полковнику явно пришлась по душе Жекина инициатива. - Молоток!
Тр-ш, полко-нк, вопрос можно? И не дожидаясь ответа, прокашлявшись, Жека скороговоркой выдал: "Тр-ш, полко-нк. Через 12 дней ... это ... сорок дней будет... Ну... как Сергеев разбился.
- Ну и? - нач.- штаба, отведя глаза от циферблата, смотрел на бегающие Жекины глазки.
- Так я это ... Подумал... Может часы Наталье вернуть, память всё-таки. Это ж её подарок.
- Да знаю, знаю... - уяснив суть Жекиной просьбы, подполковник повернулся к нему плечом, приподнимая к свету мензурку и разглядывая корпус часов снизу. Покачивая легонько стеклянную емкость и раздумывая про себя, нач.-штаба сказал Жеке: "Жди здесь" , - и направился в соседнее помещение, где работали инженеры из КБ МИГа.
- Здесь еще и браслет есть. Целый, - вдогонку сообщил Жека.
Нач.-штаба остановился, с полуоборота посмотрел на него и ничего не ответив, скрылся за дверью.

* * *
Менее чем через пол-часа подполковник вернулся с мензуркой и, передавая её Жеке, сообщил: "Знащ - по такой схеме буит: часы и браслет готовь к экспертизе. Сделают фото-фиксацию, ну и... остальное, шо нада и отдадут. Обещали...".
- Пасиб, Тр-ш, полк....
- Только ты это... - перебил его нач.-штаба - про часы и время до завершения всех экспертиз никому! Даже тем, кому можно! Ясно?
- Тр-ш, полк... Я ж ...
- Ладно, работай, - подполковник оборвал Жеку и направился к выходу.

* * *
Проконтролировав молодняк, Жека вышел из ангара на перекур. Рядом со входом росла кривая ива. Засыхающие листья её, перебираемые ветром, шелестели. Прикуривая, Жека подумал: "Так шелестят лопатки турбины, когда двигатель уже выключен, а вал по инерции продолжает вращение". Сначала свист характерный, а потом, когда уже вот-вот должны остановиться, на последних оборотах издают такой сухой ритмичный. шелест.
Напротив в полусотне шагов на бетонном постаменте стоял - как обычно, едва ли ни в каждой части было заведено - МИГ-21, прозываемый "горбатым". "Всякий раз, когда смотришь на него вблизи, ощущаешь напряжение в простых контурах его и сдержанную мощь, - принялся под свою любимую "Орбиту" с фильтром размышлять Жека, - Но лишь вблизи военная техника выглядит грозно и эффектно. На расстоянии же - она просто красива. А Сергеевский МИГ издалека, в падении, когда его заметили с земли, выглядел наверняка как-то иначе, - "красиво" - язык не повернётся сказать. На скорости за 700 - 800, под большим углом, как клинок, брошенный в землю... Конечно, увидеть такое... если бы мишень была без пилота...Вряд ли бы отказался".
Жека вытащил из нагрудного кармана куртки браслет Сергеева и развернул на ладони. Металлическая поверхность безмолвно отражала неяркий свет сентября. Нержавейка сильнее, титан более тускло. "Недополировал чуток", - признал Жека собственную недоработку, - Торопился". И само-собою продолжилось: "Чем сорвало часы: деталями внутренней обшивки кабины или разованными кусками триплекса? А потом?... представишь - жуткая картина: все сминается от удара и разрывается на части, перемешивается с землей - металл, провода, резина, пластмасса - с кровью, с невыработанным керосином - азот, находившийся под давлением в балонах, масла из разорванных емкостей, шланги, стёкла фонарей - и уходит в глубину - десять метров... двадцать метров... тридцать... В течение каких-нибудь полутора секунд...". Жека резко повёл плечами, стряхнул пепел и сплюнул в сторону на газон. Взглянув на браслет ещё раз, подумал: "А секундная стрелка где-то в земле так и лежит".
Возвращаясь в ангар, Жека на ходу застегнул молнию нагрудного кармана, в котором держал браслет.

Выносить за пределы ангара предметы, доставленные с места падения самолёта, Вялкин права не имел. Ключи от контейнеров, в которых хранились найденные фрагменты, выдавались и сдавались под роспись. Однако, зная что почём в этой жизни, Жека держал браслет при себе. С утра, доставал из контейнера, прятал в нагрудный карман, а вечером, возвращал на место. Если бы кто потребовал или хватились искать, - вот он при мне, забрал с сушки после дополнительной промывки.
Joss
18.02.2007 15:22
Спасибо за рассказ. Вы молодец, Jestem.
jestem
18.02.2007 16:12
to Joss:
Спасибо за отзыв.
Он неокончен, и, скорее всего, прийдётся очень серьёзно править, если будут замечания знающих людей. Но даже по комментариям от NavMNS - за что ему особо благодарен - прийдётся немало менять. Поэтому, пока не за что.
18.02.2007 16:49
Наверное, на МИГе нет "оранжевого шарика "черного ящика"? Или есть? Спецы!
FAL
18.02.2007 19:02
САРПП-12 тоже оранжевый , но не шарик как МСРП-12
candid
18.02.2007 19:40
понравился рассказ
Su-17
18.02.2007 20:33
jestem
Вроде ничего, но для художественного рассказа многовато скрупулёзных нюансов, присущих Актам расследования.
Ну, и вот это

не совсем корректно. Если гидросистема работает, то самолёт очень даже неплохо планирует.
jestem
18.02.2007 22:03
для FAL : (САРПП-12 тоже оранжевый , но не шарик как МСРП-12)
.........
Большое спасибо, FAL!

для candid: (понравился рассказ)
Благодарю за отзыв.

для Su-17: (Если гидросистема работает, то самолёт очень даже неплохо планирует).

Принимаю к сведению. Буду исправлять. Спасибо!
Что до избытка деталей, присущих актам расследования: пока рассказ не дописан, не зная всего объёма текста, не берусь утряхивать его содержание - гружу пока по полной. Потом буду править. Возможно, что-то и удалю. Так лучше, чем недобрать.

для Gondjubass: (Даже при отвесном падении и начальной сверхзвуковой скорости - скорость к моменту падения на землю будет где то в районе 200 м/с.
Более обтекаемые, чем самолет, изделия - боевые блоки МБР, падают с такой скоростью)

Большое спасибо, Gondjubass, за ценную инфо. Признателен, INDEED

для: NavMNS
Особая признательность! За ценнейшую информацию о месте падения и другие данные! Для меня они - полная неожиданность. Тем более, что свидетелем и участником исследования на месте падения оказался Ваш отец.
С уважением
Виктор

Su-17
18.02.2007 22:23
jestem
Забыл. Глубина 30 метров - это всё-таки очень много для даже мягкого грунта. Если бы это были болота , типа, как топи с двойным дном, тогда ещё куда ни шло.
Это возможно для бомбы - пятисотки бронебойной с замедлением взрыва. Эта может проникать на такую глубину. Так она из брони, а тут алюминий.
Нормально для рассказа будет метров 10.
Сочувствующий
19.02.2007 12:42
Набросок интересный. Тут есть место на котором и повесть можно развернуть. Удачи.

Два несущественных момента...
Про САРПП-12. Если он на самолете был (на ранних то 21-х его и не было вовсе), то всегда стоял в нижней части киля. Таким образом он до глубины вряд ли бы дошел. Защищенный блок имел коробчатую форму с примерными размерами 100х200х50 мм (включая кассету с пленкой на которой осциллограф "писал" кривые).
И еще момент.там в рассказе самолет падал "серозеленой стрелкой". Т.е. он камуфлированный был иначе откуда зелень? И тут возникает вопрос: красились ли мишени в камуфляж? Я видел только серебристые...
jestem
19.02.2007 14:00
для Сочувствующий: (Про САРПП-12. Если он на самолете был (на ранних то 21-х его и не было вовсе), то всегда стоял в нижней части киля. Таким образом он до глубины вряд ли бы дошел. Защищенный блок имел коробчатую форму с примерными размерами 100х200х50 мм (включая кассету с пленкой на которой осциллограф "писал" кривые).

Большое спасибо за ценное инфо! С теплом. Виктор
Влюбленный в самолеты
19.02.2007 16:56
to jestem
У вас замечательный рассказ! Продолжайте его пожалуйста!
И не вздумайте сокращать и опускать технические детали! Наоборот - чем больше авиационных технических подробностей тем лучше! Потому, что пустых описаний природы роз и мимоз во всей остальной беллетристике полным-полно!

И точно так же не старайтесь исказить истину: если самолет действительно зарылся в глубину на 24 метра - так и пишите - и не заменяйте в угоду разным знатокам 24 метра на 10 метров. Другое дело если вы сами в этом ошиблись - тогда исправьте.
А вот со скоростью падения - явная ошибка, потому, что не может реактивный истребитель падать вертикально со скоростью 200 -должнобыть гораздо больше, потому, что скорость звука - 333 м/с, а МиГ-21 и за две сколрости звука ходил в горизонтальном полете.
Поэтому вертикально падая он мог бы возможно достичь 2000 м/с (2 километров в секунду). Причемрно с такой скоростью падают и боеголовки баллистических ракет на землю.

Но в чем же причина трагедии, и почему летчик не катапультировался?
А самое главное обидно, что я знаю как спасать жизнь летчика и сам самолет даже если он полностью потерял управление и вертикально падает... Не полностью целым - довольно помятым в передней части, но все же не в смятку и не на глубину 30 метров в землю, а весь на поверхности... Причем любой самолет.
Любитель авиации
19.02.2007 18:29
Среди читателей людей строительных специальностей будет больше, чем летчиков. Гораздо более "скользкие"
моменты в описании - это глубина 30 метров и суглинок с высоким уровнем грунтовых вод. Вызывает большое сомнение наличие суглинка на такой глубине. По крайней мере уже каменный уголь или известняк вполне могут начаться. Давление грунтовых вод на отметке -30 может достигать 3 атмосфер, так что ни по какой не "по мере наполнения", а только успевай откачивать! Ну и вообще - затея что-то деликатно откопать на глубине 30 метров -
из ряда фантастики (посмотрите критически на 12-этажный дом!) Там же стены крепить надо, грунт вывозить и т.д. Советую "ограничиться" 10-ю метрами:-)

А рассказ понравился!
AF
19.02.2007 19:02
Вообще, грунтовые воды делятся на напорные и ненапорные. Это зависит от пород, к которым они приурочены и кучи других факторов. Да и если неподалеку есть глубокая балка (овраг) или долина реки - то и на 30 м. серьезной воды может не быть - все туда дренируется.

Бывает и так, что первые метры обводнены и заболочены, а дальше - водоупорный слой и все сухо.

Суглинки и практически любые другие породы могут быть любой мощности, десятки метров - не предел. У нас в Рязанской области например толщи юрских глин в сотню метров - далеко не редкость. И известняк с углем тут совершенно не причем.

Это я вам как бывший геолог говорю )

Хотя конечно уйти в суглинок на 30 м... Или там не суглинок был, или глубина куда меньше...
Alex
19.02.2007 19:46
... издавая звук свиста... нив какие ворота не лезет.
Группа МИГовцев... ни когда и ни где такой группы нет. Есть группы АОшников )авиационное оборудование), СДэшников )самолёт и двигатель.
Именно так разделяются технические службы.
Но нет МИГовцев, или СУшников и ЯКушников, ЛАвушников. Ферштейн!?
Очень часто употребляют сокращение комэск в отношении командира эскадрильи. Однако комэск - это командир эскадрона конников, а командир эскадрильи назывался всегда - комэска!!!
jestem
19.02.2007 21:28
для Alex:
(Но нет МИГовцев, или СУшников и ЯКушников, ЛАвушников. Ферштейн!?)

1) Фирштейн. Но эти специализированные группы АОшников и др. приезжают же не из Домодедово и Пулково, а из конкретных КБ, или КБ никак не привлекаются к расследованию происшествий?
2) Про комэска я и не собирался упоминать. Под ним же ещё кто-то есть из командно-управленческой структуры или нет?

Признателен за отзыв и надеюсь на ответ
А.Гарнаев
19.02.2007 21:41
... извиняюсь, конечно :(
Сам регулярно пишу, уже 3 книги издал, статей и пр... публикаций = немеряно, многие десятки ... но :
- отчётливо понимаю, чем ЗДЕСЬ мотивируется автор :
1. Трогающими его воспоминаниями (неважно - своими или чужими) о конкретном лётном происшествии ;
2. Личным рядом ассоциаций большого количества мелких деталей с "косвенной фигурой" = "Жекой".
В подобных случаях автору ОБЫЧНО кажется, что если ЭТО его волнует - то и взволнует других ... однако :
= К СОЖАЛЕНИЮ, есть БЕЗЖАЛОСТНЫЕ законы литературного жанра - в ЛЮБОМ повествовании должен быть конкретный смысл (т.е. Ч-Т-О ИМЕННО автор хочет донести до читателя, на что он отвлекает Е=Г=О время/внимание)?
К примеру :
- ТОЧНЫЕ (почти документальные) воспоминания-мемуары (один из самых примитивных, но имеющих историческую ценность жанров);
- углубленный анализ мотивов/поступков представляющих ЯВНЫЙ интерес личностей/действий (ну как минимум - погибающих пилотов ... но вот насчёт Жеки ~ сомнительно ...);
- технический или иной (в порядке возрастания сложности - причинно-следственный, философский и т.п...) анализ явлений/событий, людских поступков ;
- интрига (в "бульварных романах") ... и т.д., и др...
... НИЧЕГО перечисленного ЗДЕСЬ пока не видно, технические детали настолько "расползаюц-ца" (как тараканы на грязной кухне), что их даже бессмысленно обсуждать/исправлять ... очевидна недостоверность изложения =>> закономерно 2 (два) вопроса :
1. ЗАЧЕМ автор у читателя забирает время/внимание на чтение = a ответа пока не видно ...
2. ЗАЧЕМ мне было нужно потратить время на печатанье этого поста ... Ответ = чтобы автор внимательно подумал над сказанным и НЕПРЕМЕННО продолжил совершенствоваться в своём литературном творчестве, т.к. у него явно есть способность и желание творить СЛОВО - а здесь как в спорте нужно долго, много трудиться ... и РЕЗУЛЬТАТ непременно БУДЕТ !
:-))
neustaf
19.02.2007 21:46
счас придет литературовед Нелли Самуиловна. еще не то напишет.
19.02.2007 21:54
кг/ам
jestem
19.02.2007 22:09
для А.Гарнаев: ( ЗАЧЕМ автор у читателя забирает время/внимание на чтение = a ответа пока не видно ...)

Рассказ пишу, в первую очередь, для себя - есть такая потребность. Объяснять сейчас такую мотивацию, пока рассказ не дописан - не нахожу резонным. Собственно, как и рецензия на него с точки зрения литературной кухни была бы преждевременной, - Вам же не известен ни предполагаемый объём текста, ни финал замысла. За отзыв так или иначе спасибо. Если получится то, что задумано, пришлю ссылку. А в результат я верю, потому что это не первый рассказ: ни из тех, что в сети "висят", ни из тех, что на бумаге опубликованы.
С уважением
Виктор
Влюбленный в самолеты
19.02.2007 22:29
для Alex -= не придирайтесь по пустякам к замечательному рассказу!
То что написано группа МИГовцев - это правильно!
Потому, что на тот завод наверняка не приехали в полном составе группа двигателистов и группа авиационного оборудования - в таких случаях из Кострукторского Бюро обычно посылают не более одного -двух человек по каждой специальности. Вне всякого сомнения там была так назывемая сборная солянка людей из конторы МИГа: допустим один человек группы крыла, один - фюзеляжа, один - двигателей, один - управления, один - радиоэлектронного оборудования, один прочнист, один аэродинамик. Это я все предположительно говорю. Но наверняка этих человек из КБ МИГа было совсем немного - еловек десять, по сравнению с заводом гдевсяко-худо бедно была сотня другая человек.
И вот по обычной привычке людей заброшенных в неизвестное им место люди из конторы МИГА наверняка ходили одной группой, из-за чего jestem и назвал их группой МИГовцев, чтобы отличить от других работников завода. Все правильно. Я тоже работал в конструкторском бюро, и если нас посылали от конторы несколько человек на какй-нибудь завод, то мы почти всегда ходили группой. И в обощежитии селились как правило в близких комнатах. И в город ездилир тоже зачастую вместе.
Александр Булах
19.02.2007 23:36
Gondjubass:

Даже при отвесном падении и начальной сверхзвуковой скорости - скорость к моменту падения на землю будет где то в районе 200 м/с.
Более обтекаемые, чем самолет, изделия - боевые блоки МБР, падают с такой скоростью.

Не берусь судить с какой скоростью падают боевые блоки МБР (так как этим никогда не интересовался), но летательные аппараты и даже не сверхзвуковые(!) могут пикировать со скоростями и поболее, что и зафиксировано на испытаниях. Например, Bf109G/K, FW190A/D, Пе-2, все "Яки", "Лавочикины" и МиГ-3, Р-38 "Лайтнинг", Р-47 "Тандерболт", Р-51D "Мустанг" и ряд других могли пикировать со скоростями и поболее
200 м/с.

А.Гарнаев:
К примеру :
- ТОЧНЫЕ (почти документальные) воспоминания-мемуары (один из самых примитивных, но имеющих историческую ценность жанров

Вы меня, конечно, извините, но точных или почти документальных воспоминаний-мемуаров не бывает, что называется, по определению!
Человеку свойственно забывать.
Кстати, историческая наука ставит мемуары на одно из последних мест при оценке их достоверности как источника информации.
Не зря сказано, что мемуары пишут чтобы оправдаться или прославиться...

Не плохо, Jestem, совсем не плохо. Особенно если это первый раз и Вас, что называется, прорвало...
На вопросы уважаемого А.Гарнаева типа, "1. ЗАЧЕМ автор у читателя забирает время/внимание на чтение" в данном случае советую не обращать внимания, так как подобными вопросами можно отбить желание писать не только у начинающего, но и у любого специалиста.
То, что у Вас пока получилось в просторечьи называется "рыбой". Т.е. общая схематичная линия сюжета, и набор, на Ваш взгляд(!), интересных подробностей в той или иной форме раскрывающих этот сюжет, либо просто его делающих более интересным. Постарайтесь уточнить все детали и, думаю, у Вас получиться рассказ или повесть написанная в жанре технотронного триллера или епенно
jestem
20.02.2007 01:19
для Su-17: ( Глубина 30 метров - это всё-таки очень много для даже мягкого грунта. Если бы это были болота , типа, как топи с двойным дном, тогда ещё куда ни шло.
Это возможно для бомбы - пятисотки бронебойной с замедлением взрыва. Эта может проникать на такую глубину. Так она из брони, а тут алюминий.
Нормально для рассказа будет метров 10.)

Уважаемый SU-17 Если Вы имеете ввиду глубину 10 м, на которой могли находиться остатки хвостовой части, то прибавив к этой величине ещё длину самолёта - 13, 46 м, имеем уже 23 метра. Ясно, что на той глубине, фюзеляж не мог сохранить своих исходных размеров, но всё же. Число в 30 метров выглядти вполне правдоподобно, если учесть, что самолёт падал с огромной высоты и вероятно, на скорости близкой к звуковой. С такой кинетической энергией даже алюминий будет бронебойным материалом. А там - заболоченная местность, на которой проводились мелиорационные работы. И эта величина прозвучала в рассказе человека, общавшегося тогда с людьми, проводившими расследование.
Большое спасибо за внимание к теме и отзыв!
Искренне
Виктор.
Влюбленный в самолеты.
20.02.2007 13:14
to jestem - еще раз повторяю что у вас великолепный рассказ! если кому-то не нравится - могут не читать и не сетовать что у них насильно отобрали их дорогое время. За уши читать никто не тянет. если кому-то интересны другие темы - идите туда. А мне очень хочется прочитать этот рассказ до конца!
АВЛ
20.02.2007 13:25
Уважаемый jestem!
Подтверждаю у ВАС ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ РАССКАЗ. Не принимайте слова "ВЕЛИКОГО СКАЗАЧНИКА" А. ГАРНАЕВА близко к сердцу и при случае, если будет возможность, пообщайтесь с литературными критиками по поводу "шедевров" А.Гарнаева и думаю Вам станет легче и на его критику не будите реагировать.
УДАЧИ ВАМ!!!
Dmitry
20.02.2007 13:42
"В задачу пилотов, испытывающих такие летающие мишени, входил, в основном, контроль за работой автоматики, которая должна поднимать в воздух машину, управлять полётом и, в случае непопадания по ней ракетой, вернуть самолёт на аэродром."

ИМХО, бред какой-то

Влюбленный в самолеты :

А самое главное обидно, что я знаю как спасать жизнь летчика и сам самолет даже если он полностью потерял управление и вертикально падает... Не полностью целым - довольно помятым в передней части, но все же не в смятку и не на глубину 30 метров в землю, а весь на поверхности... Причем любой самолет.


И как же?
Дима
20.02.2007 14:23
Согласен с А.Гарнаевым. У меня сложилось впечатление, что это дословный перевод с другого языка. Я такой рассказ читать не буду.
Геолог
20.02.2007 14:32
Рассказ понравился, буду ждать окончания.
jestem
20.02.2007 15:19
Dmitry: ( "В задачу пилотов, испытывающих такие летающие мишени, ..." - (из текста рассказа)).
ИМХО, бред какой-то

Ну уж если так категорично, то к чему ИМХО?
А если знаешь, как именно должно быть, то подскажи, - я же и обратился за консультауией к спецам. А такие ляпы, в одно слово, я могу от любого на трамвайной остановке получить и сам могу в ответ кому угодно одним словом, на это ведь много ума не надо - верно?
jestem
20.02.2007 15:24
для Влюбленный в самолеты:
(То что написано группа МИГовцев - это правильно!
Потому, что на тот завод наверняка не приехали в полном составе группа двигателистов и группа авиационного оборудования - в таких случаях из Кострукторского Бюро обычно посылают не более одного -двух человек по каждой специальности. Вне всякого сомнения там была так назывемая сборная солянка людей из конторы МИГа: допустим один человек группы крыла, один - фюзеляжа, один - двигателей, один - управления, один - радиоэлектронного оборудования, один прочнист, один аэродинамик. Это я все предположительно говорю. Но наверняка этих человек из КБ МИГа было совсем немного - еловек десять, по сравнению с заводом гдевсяко-худо бедно была сотня другая человек.
И вот по обычной привычке людей заброшенных в неизвестное им место люди из конторы МИГА наверняка ходили одной группой, из-за чего jestem и назвал их группой МИГовцев, чтобы отличить от других работников завода. Все правильно. Я тоже работал в конструкторском бюро, и если нас посылали от конторы несколько человек на какй-нибудь завод, то мы почти всегда ходили группой. И в обощежитии селились как правило в близких комнатах. И в город ездилир тоже зачастую вместе.)

Большое спасибо! Именно это я и имел ввиду. Буду признателен за любую посильную помощь с уточняющей информацией.
Dmitry
20.02.2007 15:40
jestem:

Извиняюсь за резкость, но что-то непохоже на правду.
Лётчик ждал пока в него ракета попадёт, а затем катапультировался что-ли? Или он каким-то образом должен определить, что попадание неминуемо, и катапультироваться заблаговременно.
Одного катапультирования бывает достаточно, чтобы лётчика списали с лётной работы. Катапультирование - это же не атракцион в парке им. Горького.
Многих лётчиков даже после одного катапультирования, мучают потом всю оставшуюся жизнь боли в спине.


Dmitry
20.02.2007 15:44
Уважаемый Алескандр Юрьевич!
Проясните пожалуйста ситуацию по поводу моего верхнего поста.

Спасибо!
jestem
20.02.2007 15:54
для Александр Булах:
("Не плохо, Jestem, совсем не плохо.
То, что у Вас пока получилось в просторечьи называется "рыбой". Т.е. общая схематичная линия сюжета, и набор, на Ваш взгляд(!), интересных подробностей в той или иной форме раскрывающих этот сюжет, либо просто его делающих более интересным. Постарайтесь уточнить все детали и, думаю, у Вас получиться рассказ или повесть написанная в жанре технотронного триллера...")

Спасибо за отклик, Александр. Именно так все и обстоит. С той лишь разницей, что "рыба" еще не окончена. Про технтронный триллер я не думал, но идея хорошая. Возможно, для работы над одним из следующих текстов, я ею воспользуюсь, и дам Вам об этом знать.


jestem
20.02.2007 16:02
для _Dmitry: (... но что-то непохоже на правду.
Лётчик ждал пока в него ракета попадёт, а затем катапультировался что-ли? Или он каким-то образом должен определить, что попадание неминуемо, и катапультироваться заблаговременно...)

Дмитрий, Вы меня почти рассмешили тем, что настолько не въехали в тему. Это был испытательный полёт, в ходе которого - пока в пилотируемом режиме - проверялось оборудование и сам планер для дальнейшего использования в автоматическом, беспилотном режиме уже натурально в качестве мишени. Кто же будет вести стрельбу по самолёту с человеком ???? !!!!
Миха-74
20.02.2007 16:02
Хороший рассказ. Прочитал с интересом. Для справки - в Амурскай обл. в марь (болото над многолетней мерзлотой) упал Миг-23М (летчик катапультировался с плоского переврернутого штопора) на месте падения было видно конец хвостового оперения, который потом скрылся в воде и достать кроме обломков рядом с ямой ничего не смогли. Так что все достаточно точно, на мой взгляд.
андрей
20.02.2007 16:13
>Оранжевый шарик "чёрного ящика" был обнаружен

Нельзя его обнаружить. Потому, что на МиГ-21 это не шарик, а ящик.
Расположен в киле, рядом с аварийным насосом гидросистемы.
jestem
20.02.2007 16:20
Дима: (Согласен с А.Гарнаевым. У меня сложилось впечатление, что это дословный перевод с другого языка. )

Дорогой Дима. На этом форуме меня в первую очередь интересуют мнения специалистов по авиации, а не авторитетов в области литературы. Когда рассказ будет окончен, я размещу его на ПРОЗА.РУ, тогда милости прошу - пообщаемся, подискутируем. Ссылку я здесь оставлю.
neustaf
20.02.2007 16:42
Александр Булах:
Gondjubass:
Даже при отвесном падении и начальной сверхзвуковой скорости - скорость к моменту падения на землю будет где то в районе 200 м/с.
Более обтекаемые, чем самолет, изделия - боевые блоки МБР, падают с такой скоростью.

летательные аппараты и даже не сверхзвуковые(!) могут пикировать со скоростями и поболее, что и зафиксировано на испытаниях. Например, Bf109G/K, FW190A/D, Пе-2, все "Яки", "Лавочикины" и МиГ-3, Р-38 "Лайтнинг", Р-47 "Тандерболт", Р-51D "Мустанг" и ряд других могли пикировать со скоростями и поболее
200 м/с.
*****
а с работающим двигателем или только из-за притяжения земли? специально также не интересовался, но у земли не один самолет сверхзвук в вертикальном пикировании без двигателя не проходит. Даже бомбы падают с дозвуковыми скоростями, вроде как только английская Grand Slam проходила звуковой барьер ( при этом теряла устойчивость и ее даже оперением заставляли вращаться ).На больших высотых более 15 000 метров, даже парашюитисит может пройти сверхзвук, но у земли всего лишь что-то около 0.2М. Интересно было бы узнать если кто имеет точные данные о максимальноых скоростях при отвесном падении без работающих двигателей.

Не плохо, Jestem, совсем не плохо....... Постарайтесь уточнить все детали и, думаю, у Вас получиться рассказ или повесть написанная в жанре технотронного триллера или епенно
19/02/2007 [23:36:51]
а мне больше нравится название стиля техноромантика, да и сами произведения в этом стиле с обилием технических деталей...
20.02.2007 16:42
"...и, в случае непопадания по ней ракетой, вернуть самолёт на аэродром."
Такой автоматики не было. Не Буран все таки.
Dmitry
20.02.2007 17:02
jestem:

для _Dmitry: (... но что-то непохоже на правду.
Лётчик ждал пока в него ракета попадёт, а затем катапультировался что-ли? Или он каким-то образом должен определить, что попадание неминуемо, и катапультироваться заблаговременно...)

Дмитрий, Вы меня почти рассмешили тем, что настолько не въехали в тему. Это был испытательный полёт, в ходе которого - пока в пилотируемом режиме - проверялось оборудование и сам планер для дальнейшего использования в автоматическом, беспилотном режиме уже натурально в качестве мишени. Кто же будет вести стрельбу по самолёту с человеком ???? !!!!




Ну-ну

Как написано, так я и понял
"в случае непопадания по ней ракетой, вернуть самолёт на аэродром."

Неужели Вы думаете, что пилоты будут с земли сажать самолёт?
Т.к. таких средств у нас и в ближайшее время не предвидится, первое, что мне в голову пришло, это про катапультирование.

Я даже и не предполагал что Вы это имеели управление с земли.
Dmitry
20.02.2007 17:03
Следует читать:

Т.к. таких средств у нас нет и в ближайшее время не предвидится, первое, что мне в голову пришло, это про катапультирование.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru